Научная статья на тему 'ОТВОД СУДЬИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН'

ОТВОД СУДЬИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
386
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционные гарантии / отвод судьи / квалификация / защита прав / общественный контроль / статус судьи / лишение полномочий.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаев Сергей Сергеевич

право на отвод судьи в гражданском процессе является конституционной гарантией, предоставленной человеку при рассмотрении спора по защите его права. Отсутствие в законе возможности отвести судью от рассмотрения спора по основаниям низкой профессиональной подготовки является, по мнению автора, ущемлением прав участников гражданского процесса и подрывает доверие к праву и его судебной защите в государстве в целом. Низкое качество отправления правосудия в стране является одной из самых главных проблем правоприменения. В дни юбилея Верховного Суда РФ, деятельность которого осуществляется судьями высшей квалификации, в том числе, и по восстановлению доверия к правопорядку путем изменения и отмены неправосудных судебных решений, является одним из фронтов борьбы за права и достоинство человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТВОД СУДЬИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН»

ОТВОД СУДЬИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН Нечаев С.С.

Нечаев Сергей Сергеевич - студент магистратуры, направление подготовки: юридическая деятельность в органах государственной и муниципальной власти, факультет подготовки специалистов для судебной системы, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: право на отвод судьи в гражданском процессе является конституционной гарантией, предоставленной человеку при рассмотрении спора по защите его права. Отсутствие в законе возможности отвести судью от рассмотрения спора по основаниям низкой профессиональной подготовки является, по мнению автора, ущемлением прав участников гражданского процесса и подрывает доверие к праву и его судебной защите в государстве в целом. Низкое качество отправления правосудия в стране является одной из самых главных проблем правоприменения. В дни юбилея Верховного Суда РФ, деятельность которого осуществляется судьями высшей квалификации, в том числе, и по восстановлению доверия к правопорядку путем изменения и отмены неправосудных судебных решений, является одним из фронтов борьбы за права и достоинство человека. Ключевые слова: конституционные гарантии, отвод судьи, квалификация, защита прав, общественный контроль, статус судьи, лишение полномочий.

Конституция РФ (ст. 45)1 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это означает, что за защитой своего права гражданин имеет право обращаться не только в суд, но и иные органы государственной власти обязаны осуществлять защиту прав и свобод граждан. Кроме того, существует институт самозащиты права, предусматривающий особый порядок его реализации.

Между тем, судебная защита выделена в отдельную категорию защитного механизма, т.к. законодатель, видимо, считает, что это высшая форма гарантии соблюдения принципа государственной защиты граждан.

Статья 46 Конституции2 провозглашает, что в Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в случае нарушения прав граждан на государственную защиту могут быть обжалованы в суд. Это один из главных постулатов правового государства. Суд признается основной и конечной инстанцией для формирования цивилизационной среды регулирования права и правозащитной деятельности.

Такая форма защиты нарушенного права человека как обращение в судебные, государственные и негосударственные органы в поисках справедливости и восстановления нарушенного права исторически сложилась не сразу.

Государственная судебная защита неразрывно связана с демократическими формами организации управления в странах современного понимания права. Теократия, формируя свои управленческие принципы организации власти, также относит защиту прав граждан к прерогативе судебных органов, хотя и сформированных на иных, нежели в демократических странах, принципах.

Публичная власть, которая должна действовать в интересах населения страны, и каждого человека в частности, находится под контролем государственной судебной системы. Причем, судебная система, призванная контролировать публичную власть имеет не только национальную, но и международную юрисдикцию в лице международных судебных организаций.

Важнейшая роль суда как регулятора и отражателя цивилизационного развития общества формирует и ряд экстраординарных требований к персональному личностному статусу судей как лучших представителей общества той или иной страны, того или иного государственного и общественного образования. Такие требования изложены в законах о статусе судей,3 и в целом они совпадают по тексту

'Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/_(дата обращения: 01.10.2022).

2 Там же.

3 Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 16.04.2022) «О статусе судей в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/1945bfb568f65e4880109f2fd71d29f525a4279b/ (дата обращения: 01.10.2022)

и моральным ценностям во всем демократическом мире, что позволяет ориентироваться в общих началах и понимании квалификации и нравственных устоях избрания или назначении судей, которым доверена обществом защита прав человека.

Важно понимать, что государственная власть, предъявляя требования к гуманитарному и профессиональному статусу человека для наделения его полномочиями судьи, не может не отражать сложившихся в обществе представлений о «человеке лучшем» для формирования доверия к судье как представителю государства. Иными словами, судьи отражают моральные ценности государственной власти при отправлении правосудия.

Возможность судьи принимать решения по защите права гражданина исходя из собственного опыта, правосознания и правопонимания говорит о том, что государственная власть доверяет избранным людям вершить правосудие от имени этого самого государства и провозглашать в обществе личные моральные ценности судьи как государственные ценности.

В то же время, породив многоступенчатую систему проверки судебных решений, вплоть до международного контроля, государство отдает себе отчет, что профессиональные и моральные ценности судей могут носить однозначно несовершенный характер. Для судебного разрешения одного гражданского спора могут привлекаться около 20 судей различных инстанций, включая Конституционный суд РФ, не считая судей международных судов.

Можно ли считать такую систему совершенной, означает ли она, что государство таким образом гарантирует максимальный нормативный уровень защиты прав человека в стране? Можно ли рассчитывать на то, что профессиональный уровень судей каждой последующей инстанции, их моральные и нравственные ценности выше и объективнее, чем у судей низших инстанций?

Ответы на эти вопросы дают сами судьи в ходе постоянной и непрерывной работы Квалификационных коллегий судей по наложению разного рода дисциплинарных наказаний и отрешения судей от должности.

Теперь и государственная власть в лице Президента РФ взяла на себя функции отрешения от должности судей высших судов в связи с утратой доверия, поскольку нередки случаи вопиющего нарушения всех норм морали и права, когда судьи осуществляют свои полномочия, используя подложные образовательные документы, не обладая необходимой квалификацией и т.д.

Наделение Администрации президента4 функциями государственного органа, в том числе при подборе и проверке кандидатов на должности судей, должно быть логически продолжено правом отрешения судей низших звеньев в связи с утратой доверия при выявлении фактов, не совместимых со статусом судей в плане не только подлога документов, но и низких профессиональных и моральных стандартов.

Судебные решения, вынесенные незаконным составом суда, по смыслу и букве закона подлежат отмене, даже если их правовая составляющая соответствует закону. Каков же механизм отмены судебных постановлений судей, которые 20 и более лет осуществляли государственные полномочия без соответствующей квалификации, что установлено Квалификационными коллегиями судей?5 Такого механизма нет. Судьи осуществляют свою деятельность незаконно, без соответствующей образовательной профессиональной квалификации, но вынесенные ими постановления де-факто считаются законными.

Государственный контроль за деятельностью судей должен быть усилен и механизмы отрешения от должности судей должны быть переданы в специально уполномоченные органы государственного управления. Контроль исключительно органов судейского сообщества представляется недостаточным и малоэффективным. Некачественный судебный контингент продолжает проникать в систему государственного судебного корпуса.

Главной бедой государственной судебной системы является систематическое нарушение прав граждан со стороны самих судей. Это происходит, в основном, из-за низкой профессиональной подготовки, отсутствия контроля за совершенствованием образовательного уровня судей, особенно низшего звена. Крайне низкое качество компетенции судей приводит к глобальному нарушению праводоверия в обществе. К понятию компетенции можно отнести не только чисто профессиональные, но и моральные ценности представителей судейского корпуса. Некоторые представители прямо дискредитируют государство и органы назначения судей на должность.

4 Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 25.04.2022) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47272/9375930629345c3f977dbbf1bf3730404b9afbd2/ (дата обращения: 01.10.2022).

5 Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007) (ред. от 31.03.2022) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47272/9375930629345c3f977dbbf1bf3730404b9afbd2/ (дата обращения: 01.10.2022).

Одним из средств контроля за профессиональным и морально-ценностным статусом судей является институт отвода судьи в процессе.

Само право отвода судьи является выражением основы демократического понимания жизнедеятельности общества, его жизнеспособности. Гражданам дано право выражения личного доверия судье, несмотря на то, что государство предоставило этому субъекту права представлять это самое государство в судебном процессе.

Дуализм деятельности судьи как представителя государства и представителя самого себя как личности, представляет определенную сложность для реализации судейских полномочий.

Граждане, обращающиеся в суд за защитой своего права, нередко сталкиваются с несовпадением принципов и правил объективной государственно гарантированной защиты своего права и субъективными проявлениями низкокачественной профессиональной деятельности судей, грубостью, хамством, проявлением низменных черт личности судьи.

Казалось бы, такие проявления личного морального градиента судьи должны быть безусловным основанием для отвода от разрешения дела по существу с направлением жалобы руководящему лицу органа судебной власти. Однако законодатель не оставил гражданам такого права, дав возможность рассматривать отвод судьи самому судье, не включив некомпетентность и непрофессионализм в число оснований для отвода.

Граждане, получив отказ в отводе судьи, которому они не доверяют и с которым вступили в конфликт в ходе рассмотрения вопросов о защите их права, вынуждены длительные сроки имитировать справедливый и законный судебный процесс рассмотрения дела, понимая, что решение априори будет вынесено «с учетом правосознания и правопонимания» гарантированно против защиты их прав и законных интересов.

Примером может служить гражданское дело Н. против Н. о расторжении брака и определения места жительства детей, рассматриваемое в Бабушкинском районном суде г. Москвы судьей Ф.

Судья Ф. четыре раза выносила определение об осмотре места жительства истца с ошибками, исключающими исполнения поручение для Органов опеки и попечительства (причем, три определения с исправлениями ошибок вынесены в течение одного рабочего дня). Такие действия районного судьи привели к волоките судебного процесса, не представляющего никакой сложности, из-за невозможности исполнения определений суда ввиду абсурдности текста судебных постановлений. Судебное поручение не может быть исполнено в течение 5 месяцев!

Явилось ли такое проявление «компетентности и профессионализма» основанием для отвода судьи? Нет. Очевидно малограмотный и некомпетентный судья продолжает рассмотрение данного дела.

Институт доверия граждан не должен носить формальный характер наличия конфликта интересов, никак не связанных с конкретным делом или нарушением прав человека. Некомпетентность и злоупотребление полномочиями могут быть выявлены на протяжении всего процесса рассмотрения спора.

Основания для отвода судей должны быть однозначно конкретизированы нормой о доверии сторон спора в том числе и по основаниям некомпетентности суда, если для этого имеются неоспоримые документальные подтверждения. Председатели судов должны обладать правом отстранения судей от рассмотрения спора по подобным и иным основаниям с передачей дела другому судье этого же суда.

Жалобы на некомпетентность и непрофессионализм должны рассматриваться в государственных органах назначения судей на должность по мотивам отказа в доверии представлять государственную власть и осуществлять правосудие от имени государственной власти. Право на отвод судьи и других участников процесса должно быть гарантировано государством в безусловном порядке при указанных обстоятельствах.

Казус судьи Ф., которая не смогла с одного раза исправить все ошибки и описки в своем определении, должен послужить основанием для пересмотра положений ст. 16 ГПК РФ,6 полномочий председателей судов по отстранению судей от рассмотрения дела, полномочий государственных органов по отрешению судей всех уровней от исполнения государственных судебных функций по утрате доверия и, наконец, восстановлению права человека на компетентный, беспристрастный и высоконравственный суд.

Список литературы

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от

14.07.2022) [Электронный ресурс]. Режим

6 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.07.2022).

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/0283a05ecf9517b5edeecd1c2a213f047630288f/ (дата обращения: 01.10.2022).

доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/0283a05ecf9517b5edeecdlc2a213fD47630288f/ (дата обращения 01.10.2022).

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.10.2022).

3. «О статусе судей в Российской Федерации» / Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 16.04.2022). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/1945bfb568f65e4880109f2fd71d29f525a4279b/ (дата обращения: 01.10.2022).

4. «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» / Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 25.04.2022). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47272/9375930629345c3f977dbbf1bf3730404b9afbd2/ (дата обращения: 01.10.2022).

5. «Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей» (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007) (ред. от 31.03.2022). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47272/9375930629345c3f977dbbf1bf3730404b9afbd2/ (дата обращения: 01.10.2022).

6. Никулин В.В. Конституционное право России: учебное пособие / В.В. Никулин, А.В. Пчелинцев. Тамбов: Издательский центр ФГБОУВО «ТГТУ», 2019. 80 с.

7. Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации. Учебное пособие. М.: РГУП, 2016 409 с.

8. Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. 3-е издание, доп. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 736 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.