ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ
Е.В. БОГАТОВА
В последние годы в мире все большее признание получает мнение, что внимание к защите животных — один из показателей цивилизованности общества.
Первые законодательные акты, защищающие животных от жестокости, появились в Европе в начале XIX в. Первый закон был принят в Великобритании в 1822 г. Вскоре законодательство по защите животных было принято в других европейских странах: с 1833 по 1840 г. такие законы были приняты германскими государствами, в 1850-х годах, вслед за Германией и Швейцарией, аналогичные законы были приняты в Скандинавских странах. Законодательство по защите животных в США было создано позднее — только в 30-е годы XX в. Под влиянием Англии были приняты законы по защите животных в таких англоязычных странах, как Канада, Южно-Африканский Союз, Австралия.
В ХХ в. необходимость защиты животных от жестокого обращения была признана на международном уровне. В частности, Европейская конвенция по защите домашних животных (комнатных животных) № 125 от 13 ноября 1987 г. признает наличие у человека нравственного долга перед животными, указывает на ценность домашних животных для общества, а также на то, что человека и этих животных связывают особые узы. Основные принципы отношения к домашним животным включают запрещение причинения страданий животным и оставления их на произвол судьбы. Конвенция предусматривает охрану здоровья животных, защиту от эксплуатации при дрессировке, коммерческом разведении. В 1986 г. была принята Конвенция по защите экспериментальных животных, в которой также упоминался нравственный долг человека перед всеми животными и необходимость уменьшить страдания животных в эксперименте, поскольку животные способны испытывать боль и страх.
В настоящее время уголовная ответственность за жестокое обращение с животными (как самостоятельный вид преступления) предусмотрена законодательствами Австрии, Алжира, Афганистана, Вануату, Гаити, Грузии, Индонезии, Испании, Италии, Казахстана, Канады, Киргизии, Коста-Рики, Кот д'Ивуара, Латвии, Литвы, Македонии, Нигерии, Сан-Марино, Словакии, Словении, Судана, Таиланда, Украины, Финляндии, Франции, Хорватии и др.
При этом наблюдаются существенные различия в размерах уголовных санкций за указанное деяние. Так, в уголовном законодательстве Италии и Коста-Рики единственной санкцией за него является штраф. По УК Грузии жестокое обращение с животными наказывается исправительными работами на срок до
одного года, по УК Алжира виновному грозит до 10 дней тюремного заключения, по УК Казахстана — до 6 месяцев лишения свободы, по УК Австрии и Испании — до одного года тюрьмы. Наконец, в Латвии за жестокое обращение с животными виновный может получить срок до 4 лет лишения свободы.
К сожалению, к настоящему времени приходится констатировать отсутствие в России достаточно надежных правовых гарантий защиты животных от жестокого обращения. Федеральный закон «О защите животных от жестокого обращения», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, так и не вступил в силу из-за президентского вето. Оно было основано на отрицательном заключении Правительства РФ, где, в частности, говорилось о том, что животные не являются субъектами права. В силу этого обстоятельства правовая защита животных в нашей стране носит вторичный характер по отношению к защите прав людей. Сама категория «права животных» не получила официального признания и не нашла законодательного выражения. Но значение этой сферы и для людей также недооценено, а сами права людей на общение с животными и защиту животных постоянно нарушаются. Речь идет именно о правах и законных интересах людей, для которых животные особо значимы: детей, инвалидов, пенсионеров, одиноких людей и всех тех, кто просто любит животных и не может спокойно смотреть на их страдания.
Согласно Федеральному закону РФ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»1, животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Вместе с тем животные часто являются предметом преступных посягательств, не только экологических, но и социально-бытовых. В крупных городах бродят одичавшие собаки и кошки, многие из которых оказались бездомными по вине людей. У многих из них ампутированы конечности, имеются порезы, ожоги и другие характерные увечья как результат их истязаний. Отмечаются случаи обнаружения на чердаках, в подвалах домов, заброшенных строениях повешенных, обгоревших, истерзанных трупов животных. Известны факты организации схваток между животными (собачьи, петушиные бои и т.п.), которые представляют собой кровавое зрелище, нередко заканчивающееся гибелью животных. Жестокость по отношению к животным,
их истязание способствует формированию у граждан, особенно у подростков и молодежи, чувства равнодушия к страданиям живых существ. Не получая должной оценки, жестокость принимает у них устойчивый характер и постепенно превращается в черту личности, что впоследствии способствует совершению иных антиобщественных проступков, порождает агрессивность и насилие по отношению к окружающим, вандализм, облегчает вступление на путь преступлений. Жестокость не может быть поощряема по отношению к животным, в том числе, в российском законодательстве цель уголовно-правовой защиты животных от жестокого обращения реализована в ст. 245 УК РФ.
Объектом данного преступления являются отношения, связанные с охраной общественной нравственности. Особая опасность нарушения общественных отношений в сфере общественной нравственности определяется огромным влиянием, которое они оказывают на поведение личности. Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их в процессе воспитания, личность может в значительной мере самостоятельно регулировать свое поведение.
По нашему мнению, подобное определение объекта является слишком широким. Объектом следует считать только ту сферу общественной нравственности, которая определяет контакты человека с животным. Однако общественная нравственность представляет собой единый взаимосвязанный комплекс представлений. Нарушая нормы, определяющие взаимоотношения человека и животных, лицо тем самым пренебрегает общими правилами человеческого общежития о гуманном отношении к более слабым существам и др.
Предметом данного преступления являются животные (и дикие, и домашние). Это высшие позвоночные, а именно: млекопитающие и птицы, как взрослые особи, так и их молодь. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, беспозвоночные, как правило, не являются предметом посягательства анализируемого состава преступного деяния. Впрочем, существует точка зрения, что жестокость в смысле ст. 245 УК РФ можно проявлять по отношению ко всем позвоночным животным. Данная статья применима по отношению к действиям, направленным как на домашних, так и на диких животных.
Объективную сторону рассматриваемого преступления составляет, прежде всего, жестокое обращение с животными. Жестокое обращение с животными может выражаться в систематическом избиении животных, мучительном лишении их жизни, например путем сдавливания шеи или применения других видов механической асфиксии, открытых или закрытых переломах, проникающих ранениях, ожогах, лишении их какого-либо органа или части тела либо утраты органом его функций (увечье), лишение животных
пищи и воды, применение при охоте запрещенных, калечащих или мучительных способов добычи и др. Жестокое обращение с животными является материальным составом и влечет уголовную ответственность лишь в случае гибели животного или его увечья. Гибель животного означает наступление его смерти, а увечье — телесное повреждение, связанное с потерей зрения, слуха или какого-либо органа либо утратой функции какого-либо органа.
Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными наступает при определенных обстоятельствах, характеризующих, в частности, способ и обстановку совершения данного преступления. К таким обстоятельствам относится совершение деяния с применением садистских методов, т. е. с особой, изощренной жестокостью, например сдирание шкуры с живого животного, поджигание живого животного и т.п., а равно совершение данного деяния в присутствии малолетних, т. е. детей в возрасте до 14 лет.
Преступление является умышленным и может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом: виновный осознает, что жестоко обращается с животным, предвидит причинение ему увечья или его гибель и желает этого или сознательно допускает, или относится к этим последствиям безразлично. Ответственность по данной статье наступает также, если деяние совершено из хулиганских или корыстных побуждений. Хулиганские побуждения состоят в стремлении бросить вызов обществу путем пренебрежения к общепризнанным нормам морали и гуманного обращения с животными. Корыстные побуждения предполагают жестокое обращение с животным для получения материальной выгоды, например выигрыша в схватке животных, если животное, на которого сделана ставка или которое по желанию владельца участвует в схватке, победит, а равно, использование меха домашних животных для изготовления шапок и т. п.
Субъектом данного преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
На основании вышеизложенного считаем необходимым ускорение принятия федерального и региональных законов «О защите животных от жестокого обращения», а также внесение соответствующих изменений и дополнений в уголовное, административное, гражданское законодательство, в том числе:
Ф усиление уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности за жестокое обращение с животными; хищение животных; хулиганство с вовлечением животных; обращение с животными, оскорбляющее общественную нравственность;
Ф возмещение морального вреда, причиненного жестоким обращением с животными;
Ф правовую возможность общественных объединений в защиту животных приобретать права потерпевшего в уголовном процессе по факту жестокого обращения с животными;
Ф ограничение (лишение) прав лиц, виновных в жестоком обращении с животными, содержать животных или заниматься деятельностью, связанной с использованием животных — на определенный срок;
Ф запрет регулирования численности домашних и бездомных позвоночных животных в городах и других населенных пунктах летальными методами;
Ф умерщвление животного в любом случае должно проводиться методами, исключающими предсмертные страдания животного;
® исключение страданий животных при их поимке, при дрессировке и содержании животных в сельском хозяйстве, в зрелищных и образовательных учреждениях, предприятиях и организациях;
Ф пропаганда гуманного отношения к животным и запрет пропаганды жестокого обращения с животными.
1 Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (по состоянию на 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1462.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ: УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА
Распространение наркотиков и, как следствие, наркотизация общества остаются глобальной угрозой для всего человечества. И хотя согласно данным статистики отмечается снижение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, это не означает, что опасность нас миновала, так как показатели этой категории преступлений велики.
В январе-октябре 2008 г. выявлено 198,7 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 0,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с январем-октябрем 2007 г. на 2,9% снизилось количество преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, снизился с 53,9% в январе-октябре 2007 г. до 52,5%.
Благодаря международному характеру и рыночной основе, наркобизнес незамедлительно реагирует на происходящие в мире изменения, используя глобализацию для расширения наркосети и экспансии по всем направлениям. В процессе глобализации незаконный оборот наркотиков не просто расширяется на новые регионы и страны с целью замкнуть мировую цепь, но и реконструируется изнутри. Это проявляется в применении таких ранее неизвестных способов совершения преступлений, как использование компьютерных технологий сети Интернет.
По официальным данным, в 2007 г. ФСКН России совместно с МВД России и ФСБ России выявила в Интернете свыше 70 русскоязычных сайтов, предлагающих наркотики. Сотрудники ФСКН России возбудили несколько десятков уголовных дел против
А.С. БРЯНДИНА
наркодельцов, которые занимались распространением наркотиков через Интернет1. Правоохранительные органы признают, что схемы, к которым прибегают преступники, изобретательны и сложны.
Уголовным законом не предусмотрено отдельной статьи, устанавливающей ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и их аналогов с использованием компьютерных технологий (сети Интернет). Ответственность за совершение таких преступлений предусмотрена статьями УК за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228), незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228.1), склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230).
Использование компьютерных технологий (сети Интернет) при совершении преступлений в сфере оборота наркотических средств и их аналогов предполагает следующие возможные варианты:
Ф в случае незаконного приобретения наркотических средств и их аналогов через сеть Интернет — получение информации о возможности приобретения наркотических средств и их аналогов через сеть Интернет, заключение договора на приобретение через сеть Интернет, оплата товара через сеть Интернет;
Ф в случае незаконной продажи, пересылки, нарушения правил оборота, склонения к потреблению наркотических средств и их аналогов — размещение соответствующей информации в сети Интернет: создание сайта, размещение баннера, рассылка соот-