УДК 343.348
А.Е. ШАЛАГИН, кандидат юридических наук, доцент
Казанский юридический институт МВД России
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ПО РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Статья посвящена уголовно-правовому и криминологическому анализу преступлений, посягающих на исторические и культурные ценности. На основе зарубежного и отечественного опыта предложена новая конструкция ст. 243 УК РФ. Отражены меры, направленные на предупреждение и минимизацию таких преступных деяний.
Ключевые слова: памятники истории и культуры, уничтожение или повреждение, культурные ценности, археологические раскопки, памятники прошлого.
В ст. 243 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. Наше государство обладает огромными сокровищами культурных и исторических ценностей, которые отражают национальный характер и духовно-нравственное развитие современного общества. В ст. 44 Конституции РФ закрепляется, что каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия своей страны, беречь памятники истории и культуры. На территории нашей страны расположено около 140 тыс. таких памятников (25 тыс. из них -федерального значения).
В течение длительного времени в ХХ столетии наблюдались многочисленные факты варварского отношения к памятникам истории и культуры. Причем в немалой степени подобного рода деятельность идеологически оправдывалась и осуществлялась под видом искоренения религиозных традиций царской России. В рамках такой борьбы взрывались церковные здания и монастыри, либо их приспосабливали под промышленные объекты, склады, хранилища и т.п. Так, в Москве был взорван построенный на народные деньги в ознаменование победы России над Наполеоном в 1912 г храм Христа Спасителя, разрушена знаменитая Сухаревская башня, воздвигнутая в честь известного полковника, поддержавшего Петра I во время стрелецкого бунта [1, с. 446].
Общественная опасность преступных посягательств на исторические и культурные ценности очевидна, поскольку они наносят невосполнимый ущерб духовному (нравственному)
наследию страны. К примеру, в Приморье от рук вандалов серьезно пострадала Владимирская крепость - крупнейший в мире памятник военной архитектуры; охотники за металлом практически уничтожили укрепительный подземный каркас Второго форта Императора Петра Великого; в Красноярске были повреждены фасады зданий и сооружений, представляющих историческую и культурную ценность; в Петербурге неизвестными лицами была отбита шпага памятника Крузенштерну, на «Стерегущем» был изуродован бронзовый венок, не раз повреждались ограды питерских дворцов и парков [2, с. 175].
Наибольшую угрозу историческому и культурному наследию представляют: военные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, несанкционированные археологические раскопки, неправомерные действия должностных лиц в сфере градостроительства, преступные посягательства вандалов и хулиганов, неисполнение владельцами памятников требований к их сохранности и проведению реставрационных (реконструктивных) работ.
Особую озабоченность российской общественности и государственных органов вызывают факты совершения подобных деяний преступными группами экстремистской направленности, в результате которых причиняется значительный вред обществу и государству, как материальный, так и моральный (взрывы памятника бывшему главе Российского государства Николаю II на станции Таганская в г. Москве, памятной доски членам императорской семьи на Ваганьковском кладбище, минирование памятника Петру Великому [3, с. 10]).
Преступление, предусмотренное ст. 243 УК РФ, характеризуется тем, что приводит к фактической утрате исторических и культурных ценностей, либо к потере ими своих уникальных свойств. Данные действия выражают грубое пренебрежение к идеалам этики, эстетики, гармонии [4, с. 157]. Так, в результате широкомасштабной реконструкции г Казань лишилась четырнадцати зданий, представляющих культурную и историческую ценность, еще одиннадцать объектов находились под угрозой ликвидации. Такие последствия стали возможными в результате нарушения градостроительного, земельного законодательства, а также норм об охране памятников истории и культуры [5]. Вместе с тем за непродолжительный период времени были восстановлены и реконструированы архитектурные ансамбли г Болгар и острова Свияжск.
К сожалению, из всего массива уголовных дел лишь единицы направляются в суд с обвинительным заключением, большинство из них приостанавливаются или прекращаются (см. табл.).
Таблица
Количество зарегистрированных преступлений в Российской Федерации по ст. 243 УК России и число лиц, привлеченных к ответственности по этой категории дел за 2006-2011 гг.1
Непосредственным объектом данного преступления выступает общественная нравственность, предметом - памятники истории и культуры, природные комплексы. К ним относятся объекты материальной культуры, обладающие исторической, художественной, научной или иной национальной ценностью, зарегистрированные в государственных реестрах (списках) памятников истории и культуры. К отдельной
1 ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России». - URL: http://www. mvd.ru/
группе относятся предметы и документы, имеющие историческую или культурную ценность, их значимость устанавливается экспертным путем. Природные комплексы - уникальные территории, включающие землю, воды, недра, животный и растительный мир (заповедники, национальные парки, заказники). Предметом рассматриваемого преступления они выступают лишь в том случае, если взяты под охрану в установленном законом порядке [6, с. 577-578].
Охраняемые объекты представляют собой историко-культурную ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, антропологии, искусства, градостроительства, науки и техники, этнологии, эстетики и культуры (например, Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф», Государственный мемориальный и природный заповедник Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»).
С объективной стороны данное преступление характеризуется совершением активных действий по уничтожению или повреждению указанных предметов. Диспозиция рассматриваемой нормы охватывает различные способы воздействия (механическое, химическое, биологическое и др.), приводящие к уничтожению или повреждению памятников истории и культуры, предметов и документов, имеющих особую ценность, природных комплексов, охраняемых государством [7, с. 495].
Уничтожение - действия, влекущие разрушение, ликвидацию, утрату существования охраняемых предметов, исключающие их восстановление. Повреждение памятников истории или культуры приводит к частичной утрате такими предметами своих уникальных свойств и качеств, при этом сохраняя возможность дальнейшего использования и реставрации. Так, в феврале 2012 г. в здании бывшей Николо-Преображенской единоверческой церкви (г. Казань) в результате ремонтных работ были повреждены старинные фрески. Старообрядческая иконографика Х1Х в. была попросту разбита перфораторами [8].
Обязанность заботиться о сохранении памятников прошлого распространяется в соответствии с законодательством об охране и использовании культурных ценностей на достаточно широкий круг лиц. Помимо должностных и материально
Год Количество зарегистрированных преступлений по ст. 243 УК РФ Выявлено лиц, совершивших преступление по ст. 243 УК РФ Зарегистрировано преступлений по наиболее тяжкому составу (ч. 2 ст. 243 УК РФ)
2006 97 24 8
2007 77 9 9
2008 73 19 8
2009 57 16 14
2010 50 12 9
2011 68 11 10
ответственных лиц, к ним относятся собственники и иные законные владельцы таких предметов.
Необходимо учитывать, что культурные и исторические ценности имеют значительный возраст происхождения и повышенную восприимчивость к факторам внешней среды. В случае непринятия своевременных мер по их сохранению и восстановлению влияние природного воздействия может привести к утрате данными объектами уникальных свойств, либо к их частичному разрушению.
Состав преступления является материальным, соответственно оно считается оконченным с момента уничтожения (повреждения) памятника истории или культуры. Преступные последствия выражаются в причинении реального имущественного или иного ущерба, экологического вреда.
Субъективная сторона выражена виной в форме прямого или косвенного умысла. Важным элементом является то, что виновный должен осознавать значение и статус предмета посягательства, его историческую или культурную ценность [9, с. 568]. Мотивами таких преступлений чаще всего выступают хулиганские, корыстные, экстремистские побуждения.
Субъектом рассматриваемого преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Установление такого возрастного порога за совершенное деяние вполне оправданно, поскольку в полной мере согласовывается с уровнем интеллектуального развития личности и способностью осознания виновным как значения культурных ценностей, так и общественной опасности их уничтожения или повреждения.
Часть 2 ст. 243 УК предусматривает более суровое наказание за совершение указанных выше деяний в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения. Их перечень и порядок оборота регламентируются специальными нормативно-правовыми актами. Например, Законом РФ от 25.06.02 № 73 (в ред. от 30.11.11 № 301) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»2, Указом Президента РФ от 20.02.95 № 176 «Об утверждении Перечня
2 СЗ РФ. - 2002. - № 26. - Ст. 2519; СЗ РФ. - 2011. - № 45. -
Ст. 6331.
объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»3 и др.
Согласно Указу Президента РФ от 02.04.1997 № 275 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации»4, к их числу отнесены: Всероссийский музей А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург); Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село» (г. Санкт-Петербург); Российский государственный архив литературы и искусства (г. Москва); Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург); Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева и др.
Особая ценность конкретного памятника истории или культуры, предмета или документа устанавливается экспертизой (искусствоведческой, культурологической, экологической и иной) с учетом не только его стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, культуры5. На территории Шелковского района в Чечне работниками одного из предприятий была разрушена стена Мамаевского городища (памятника общероссийского значения). При этом добытый материал использовался как сырье для изготовления керамических кирпичей. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 243 УК РФ [10].
Определенные сложности возникают при разграничении смежных составов с рассматриваемым преступлением. Необходимо отграничивать преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение особо ценных объектов или памятников общероссийского значения), от преступного деяния, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность, повлекшее их уничтожение, порчу или разрушение). Данные преступления имеют один и тот же предмет преступного посягательства, схожую объективную сторону, поэтому при квалификации особое внимание следует обращать на мотив и цель содеянного. Для
3 СЗ РФ. - 1995. - № 9. - Ст. 734.
4 СЗ РФ. - 1997. - № 14. - Ст. 1606.
5 БВС РФ. - 1995. - № 7; - 2003. - № 2.
хищения особо ценных предметов и документов характерны корыстные мотивы. Цель состоит в завладении предметом преступного посягательства, а его уничтожение, порча или повреждение обычно не охватывается умыслом преступника, являясь лишь последствием его действий.
Статью 243 УК РФ необходимо также разграничивать с такими преступлениями, как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 167), вандализм (ст. 214), надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
Изучение зарубежного законодательства позволяет выявить ряд особенностей и подходов в правовой охране национальных памятников. Преступления, посягающие на исторические и культурные ценности, можно разделить на следующие группы:
1. Нарушение установленных правил при производстве ремонтных, строительных, реконструктивных работ повлекшее уничтожение или повреждение охраняемых памятников или территорий (Великобритания, Италия, Испания, Португалия).
2. Умышленное или неосторожное уничтожение (повреждение) исторических или культурных ценностей (Австрия, Армения, Бельгия, Дания, Литва, Узбекистан).
3. Несанкционированные археологические раскопки (Болгария, Италия, Китай, Эстония).
4. Военные преступления, когда посягательства на культурные ценности являются нарушением норм и правил ведения войны и вооруженных конфликтов (Армения, Болгария, Литва, Польша).
5. Иные преступления, посягающие на культурные ценности, например, надругательство над памятниками истории и культуры (Республика Белоруссия), заведомо незаконное одобрение должностным лицом проекта работ, направленных на снос зданий или сооружений, представляющих национальное достояние (Испания) [11, с. 54]. По нашему мнению, некоторые нормы и положения могут быть востребованы и российской уголовно-правовой доктриной.
В предупреждении преступных посягательств в отношении памятников истории и культуры значительную роль играют меры общесоциального характера. К их числу можно отнести привитие населению нравственных, эстетических и идеологических ценностей. Формирование законопослушного поведения, высокой правовой культуры, бережного и патриотического отношения к национальному достоянию, устранение и нейтрализация причин и условий, способствующих совершению таких преступлений.
Среди мер индивидуальной профилактики необходимо выделить: направление своевременной информации в соответствующие органы о выявленных недостатках и фактах небрежного обращения с национальными ценностями, повышение технической защищенности объектов исторического и культурного наследия Российской Федерации. Важное значение в предупреждении такого рода преступлений имеет своевременное выявление лиц, склонных к их совершению, принятие к ним профилактических мер, направленных на недопущение противоправного поведения в отношении памятников прошлого (профилактические беседы, постановка лиц на профилактические учеты, административный надзор и др.).
В целях эффективного противодействия преступным посягательствам на исторические и культурные ценности в структуре МВД России функционируют подразделения (отделы, отделения, группы сотрудников), специализирующиеся на раскрытии и расследовании таких преступлений. Такая мера позволяет повысить профессиональный уровень оперативных, следственных работников и создать реальные предпосылки для более успешного решения задач по обеспечению охраны и защиты исторического и культурного наследия.
В настоящее время для эффективной борьбы с общественно опасными посягательствами на памятники истории и культуры необходимы более совершенные нормы уголовного закона, которые позволят наступательно воздействовать на сложившуюся ситуацию в данной сфере. К их числу следует отнести усиление (ужесточение) уголовной ответственности за уничтожение или повреждение исторического или культурного достояния России. Необходимо дополнить
ч. 2 ст. 243 УК РФ тремя квалифицирующими признаками, в такой редакции диспозиция данной нормы будет выглядеть следующим образом:
Часть 2 ст. 243 Уголовного кодекса Российской Федерации
Те же деяния, совершенные:
а) в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Учитывая зарубежный и отечественный опыт в области охраны и защиты памятников истории и культуры, а также то, что такие преступления нередко совершаются по неосторожности, предлагаем включить в уголовный кодекс:
Статью 243. Неосторожное обращение с памятниками истории и культуры
1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей по содержанию, охране, восстановлению памятника истории и культуры, повлекшее вследствие легкомысленного или небрежного отношения его повреждение или разрушение.
2. Несанкционированные археологические раскопки, которые привели к уничтожению или повреждению памятника истории или культуры.
3. Производство строительных, ремонтных, реконструктивных и иных работ с нарушением законодательства об охране памятников истории и культуры, если это привело к вышеуказанным последствиям.
По нашему мнению, внесение приведенных выше дополнений позволило бы привлекать к ответственности должностных лиц, отвечающих за архитектурный (градостроительный) облик городов, избежать многих проблем в следственно-судебной практике, минимизировать факты коррупционной направленности, повысить защищенность охраняемых объектов.
В качестве наказания за такие преступления могут выступать: штраф, обязательные работы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, принудительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.
Список литературы
1. Курс уголовного права: учебник для вузов / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. - М., 2002. - Т. 4. - 672 с.
2. Шалагин А.Е. Преступления против общественной нравственности: уголовно-правовой и криминологический анализ. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 256 с.
3. Кабанов П. А. Криминальный политический вандализм как средство обеспечения политической деятельности: содержание и виды // Безопасность бизнеса. - 2007. - № 3. -С. 9-11.
4. Медведев Е.В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: дис. ... канд. юрид. наук. - Ульяновск: УГУ, 2000. - 200 с.
5. Загидуллин Ф. Несносные памятники // Российская газета (Волга-Урал). - 2005. - 6 июля.
6. Научно-практическое пособие по применению УК РФ / под ред. В.М. Лебедева. - М.: Норма, 2005. - 928 с.
7. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. И.В. Шишко. - М.: Проспект, 2012. - 752 с.
8. URL: http://www.kazanweek.ru/article/997/
9. Уголовное право. Особенная часть: учебник / отв. ред. И. А. Подройкина, Е. В. Серегина, С. И. Улезько. - М.: Юрайт, 2012. - 912 с.
10. Якимова Н. Кирпичом по истории. - URL: http://www. rg/printable/2008/06/11/reg-kavkaz/bashnya-zavod-chechnya. html
11. Клебанов Л.Р. Памятники истории и культуры: правовой статус и охрана / под ред. А. В. Наумова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 176 с.
В редакцию материал поступил 07.06.12
Информация об авторе
Шалагин А.Е., кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права, Казанский юридический институт МВД России
Адрес: 420108, г. Казань, ул. Магистральная, 35, тел.: (843) 278-72-71 E-mail: [email protected]
A.E. SHALAGIN,
PhD (Law), Associate Professor
Kazan Juridical Institute of the Russian Ministry of Domestic Affairs
LIABILITY FOR DESTROYING OR DAMAGING OF THE MONUMENTS OF HISTORY AND CULTURE BY THE RUSSIAN CRIMINAL LAW
The article is devoted to the criminal-legal and criminological analysis of crimes threatening the historical and cultural values. Basing on the foreign and Russian experience the author proposes the new construction of Article 243 of the Russian Criminal Code. It reflects measures aimed at prevention and minimization of such criminal actions.
Key words: monuments of history and culture; destroying or damaging; cultural values; archeological excavations; monuments of the past.
References
1. Kurs ugolovnogo prava (A Course in Criminal Law). Moscow, 2002, T. 4, 672 p.
2. Shalagin A.E. Prestupleniyaprotiv obshchestvennoi nravstvennosti: ugolovno-pravovoi i kriminologicheskii analiz (Crimes against public morals: criminal-legal and criminological aspects). Moscow: Yurlitinform, 2011, 256 p.
3. Kabanov P. A. Kriminal'nyi politicheskii vandalizm kak sredstvo obespecheniya politicheskoi deyatel'nosti: soderzhanie i vidy (Criminal political vandalism as a means of ensuring political activity: content and types), Bezopasnost' biznesa, 2007, No. 3, pp. 9-11.
4. Medvedev E.V. Ugolovno-pravovaya okhrana kul'turnykh tsennostei (Criminal-legal protection of cultural values). Ulyanovsk: UGU, 2000, 200 p.
5. Zagidullin F. Nesnosnye pamyatniki (Unbearable monuments), Rossiiskayagazeta (Volga-Ural), 2005, 6th July.
6. Nauchno-prakticheskoe posobie po primeneniyu UK RF (Scientific-practical manual on applying the Russian Criminal Code). Moscow: Norma, 2005, 928 p.
7. Ugolovnoe pravo. Osobennaya chast' (Criminal law. Particular part). Moscow: Prospekt, 2012, 752 p.
8. http://www.kazanweek.ru/article/997/
9. Ugolovnoe pravo. Osobennaya chast' (Criminal law. Particular part). Moscow: Yurait, 2012, 912 p.
10. Yakimova N. Kirpichom po istorii (A brick for history), available at http://www.rg/printable/2008/06/11/reg-kavkaz/ bashnya-zavod-chechnya.html
11. Klebanov L.R. Pamyatniki istorii i kul'tury:pravovoi status i okhrana (Monuments of history and culture: legal status and protection). Moscow: Norma: INFRA-M, 2012, 176 p.
Information about the author
Shalagin A.E., PhD (Law), Associate Professor, Head of the Chair of Criminollogy and Criminal-Executive Law, Kazan Juridical Institute of the Russian Ministry of Domestic Affairs
Address: 35 Magistral'naya Str., 420108, Kazan, tel.: (843) 278-72-71
E-mail: [email protected]