Научная статья на тему 'Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны'

Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2461
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ / ПРОСТИТУЦИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ПОРНОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалагин Антон Евгеньевич

В статье проведен анализ научных определений преступлений против общественной нравственности, а также предложена их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Morality as an Object of Legal Protection

The author analyzes scientific definitions of crimes against public morality and suggests their classification.

Текст научной работы на тему «Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны»

УДК 340.62

Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны

Шалагин А.Е.

кандидат юридических наук, доцент,

начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России

В статье проведен анализ научных определений преступлений против общественной нравственности, а также предложена их классификация.

Ключевые слова: преступления против общественной нравственности, проституция, незаконный оборот порнографической продукции, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, жестокое обращение с животными.

В настоящее время в России продолжается реформирование политической, экономической, социальной, культурной, правовой, духовной сфер жизни общества. В этой связи за последнее время был принят ряд законов, отдельные нормы которых подчеркивают приоритетность превентивных мер в борьбе с преступностью. Однако не все цели на сегодняшний день достигнуты, а проблема предупреждения преступлений и административных правонарушений приобрела более значимый характер.

Падение уровня производства, инфляция, рост безработицы обусловили существенное снижение условий жизни значительной части населения страны. В ряде регионов в этой связи возникли острые социальные конфликты. В условиях экономического кризиса участились случаи незаконных увольнений работников предприятий и учреждений, возрастают факты несвоевременной выплаты заработной платы, направления работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в установленном законом порядке [1, с. 21]. Существенно сократилась численность официальной занятости населения наряду с возрастанием теневой активности граждан. Учитывая результаты исследований латентной преступности, следует отметить, что она в 4-5 раз превышает официальную статистику.

Не чужды российским гражданам нормы поведения, содержащие в себе ориентиры насилия, жестокости, алчности, стяжательства и равнодушия. Все

больше заявляют о себе негативные социальные явления, обуславливающие и воспроизводящие преступность (наркомания, проституция, пьянство и алкоголизм, бродяжничество и попрошайничество, беспризорность и безнадзорность детей). На фоне всего этого отмечается падение нравов, снижение значимости моральных институтов в российском обществе.

Пренебрежительное отношение к праву и социальным нормам, сокрытие неблаговидных поступков, деформация моральных ценностей в сознании граждан свидетельствуют о нравственной аномии переходного общества, и прежде всего это затрагивает современную молодежь. Большинство преступников происходит из слоев населения с неустойчивыми, антиобщественными взглядами (нравами), но имеется и другая сторона этого явления. Сегодня общественность серьезно обеспокоена значительным увеличением преступлений, совершенных подростками и молодежью из благополучных (обеспеченных) семей. Более того, преступления в сфере экономики, интересов государственной власти, правосудия, порядка управления, компьютерной безопасности преимущественно совершаются хорошо образованными лицами, зачастую имеющими авторитет и пользующимися уважением, замаскировавшими свой образ жизни под правопослушный. В связи с чем именно нормы нравственности должны рассматриваться как социальный фундамент уголовного права. Общественно опасное есть одновре-

менно безнравственное, т.к. оно мешает достижению тех целей, которые стоят перед гражданским обществом [2, с. 91].

В случае возникновения конфликтов и противоречий между нормами уголовного права и общественной нравственности необходимо безотлагательное их разрешение, что составляет важную сторону процесса совершенствования уголовного законодательства. При этом положения закона должны быть точны и однозначны, в противном случае открывается дорога для произвола [3, с. 11].

Нравственные устои общества составляют ту основу, на которой базируется процесс саморегуляции социума и, прежде всего, молодого поколения. Будущее любого государства напрямую зависит от того, какие моральные представления и оценки поведения людей существуют в нем, каково нравственное здоровье населения.

Общественная нравственность - это исторически выработанная и принятая людьми совокупность норм и правил поведения, отражающих представление о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости, жестокости и милосердии. Понятия «этика», «мораль», «нравственность» зачастую употребляют как синонимы, что, по нашему мнению, не допустимо.

Слово «этика» происходит от греч. ethos - нрав, характер, обычай. Изначально это понятие в своих трактатах стал упоминать Аристотель, который к этическим добродетелям или достоинствам человека относил: мужество, благоразумие, честность, справедливость. «Мораль» от лат. mos - нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis, moralitas, которые стали эквивалентом греческих слов «этический» и «этика». Термин «нравственность» - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Со временем эти слова приобрели в русском языке некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга [4, с. 303]. Но в юридической практике эти слова практически взаимозаменяемые, а их интерпретации всегда можно уловить по контексту.

В большинстве религий высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и признанием его основных заповедей. У всех народов мира почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они ими высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением и почетом [5, с. 89].

Выступая разновидностью общественных отношений, нравственные отношения, как и любые другие, нуждаются в охране и защите. Такая защита не может быть обеспечена только нравственным со-178

знанием или нравственными нормами, следующим уровнем регулирования нравственных отношений выступает право. Если моральные нормы носят неписаный характер и фиксируются в обычаях и традициях общества, предусматривают широкую свободу выбора, то нормы права, обеспечивающие охрану общественной нравственности, носят формально определенный характер, устанавливаются государством и закрепляются в официальных документах. Здесь свобода выбора жестко ограничена рамками нормативных документов. Охрана общественной нравственности осуществляется различными отраслями права (конституционным, административным, трудовым, семейным, уголовным и др.).

Охрана общественной нравственности - комплексный институт, который включает многочисленные социальные, правовые, экономические, организационные, научные, культурные, идеологические, профилактические и иные меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Правовая охрана общественной нравственности определяется действующим законодательством, практикой его применения на основе достижений юридической науки и осуществляется в интересах населения.

Уголовный закон не может быть направлен на защиту самих по себе нравственных принципов и норм (это обеспечивается с помощью норм морали), однако он способен ограждать общество от вопиющих аморальных проявлений, связанных с совершением поступков, попирающих устоявшиеся нравы и традиции [6, с. 564-565]. Уголовно-правовая охрана общественной нравственности - это прежде всего наличие ответственности за организацию проституции, незаконное распространение порнографической продукции, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, мест захоронения людей, жестокое обращение с животными (ст. 240245 УК РФ) и др.

Преступления против общественной нравственности - общественно опасные, противоправные, умышленные нарушения правовых и неюридических правил поведения в области социального общения людей, которые причиняют вред или создают угрозу причинения вреда сложившимся этическим отношениям в обществе, а также личности, физическому и духовному здоровью, нравственному развитию граждан и культурному наследию страны. Общественная опасность таких преступлений состоит в том, что эти деяния причиняют существенный вред или создают опасность его причинения не отдельно взятому человеку, а многим людям (той или иной местности, региона), нравственным устоям общества, нации.

Таким образом, преступления против общественной нравственности - это умышленные общественно опасные деяния, причиняющие вред или

ставящие под угрозу причинения такого вреда правила, обычаи и традиции морального содержания, господствующие в обществе (государстве) в определенный период времени.

Данные определения не претендуют на универсальность, существует многообразие иных подходов (трактовок), не менее значимых для теории и практики, позволяющих рассмотреть данную проблему с других сторон. Уголовный кодекс РФ к преступлениям против общественной нравственности относит:

1. Преступления, посягающие на господствующие принципы половой морали (ст. 240-2421).

2. Преступления, связанные с уничтожением или повреждением памятников истории и культуры (ст. 243).

3. Преступления, нарушающие нормы общественной нравственности в сфере социальной памяти общества и гуманного обращения с животными (ст. 244-245).

С объективной стороны преступления против общественной нравственности (ст. 240-245 УК РФ) совершаются путем активных действий. Стоит отметить бланкетный характер некоторых уголовно-правовых норм в сфере охраны общественной нравственности. Вследствие этого уяснение признаков предмета и характера преступного посягательства невозможно без обращения к актам иных отраслей права, например, ст. 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры), требует обязательного изучения ряда нормативно-правовых документов.

Учитывая степень общественной опасности рассматриваемых преступлений и характер действий, законодатель большинство статей конструирует по принципу формальных составов, признавая преступления оконченными с момента совершения действий (вовлечение в занятие проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов и т.д.). В то же время для некоторых преступлений обязательным условием ответственности является наступление общественно опасных последствий (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, жестокое обращение с животными).

С субъективной стороны преступления против общественной нравственности совершаются умышленно. В одних случаях преступления могут быть совершены только с прямым умыслом (ст. 2402421), в других - с прямым и косвенным умыслом (ст. 243, 245). Диспозиции ряда статей (240-2421) в качестве обязательного условия ответственности указывают или подразумевают наличие специальной цели. Кроме того, в ст. 245 УК РФ содержится прямое указание на характер мотива преступления (из хулиганских или корыстных побуждений). Субъектом рассматриваемых преступлений явля-

Право

ется вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Анализ российских уголовно-правовых норм об ответственности за преступления, посягающие на общественную нравственность, показал, что, несмотря на предпринятые правотворческие меры по реформированию действующего законодательства в этой части, необходимость его дальнейшего совершенствования не отпала и в настоящее время является одним из актуальных направлений уголовно-правовой политики.

С учетом сложившейся криминогенной ситуации в стране требуется активизация работы всех правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений, посягающих на нравственные устои общества. В этой связи особое внимание необходимо обратить на предупреждение, выявление, документирование и пресечение преступных действий, направленных на вовлечение в занятие проституцией, организацию проституции, незаконное распространение порнографической продукции, а равно совершение таких преступлений организованными группами и преступными сообществами. Во взаимодействии с различными государственными и негосударственными структурами в ближайшее время нужно воздвигнуть барьер поступлению на российский рынок детской порнографии. Усилить работу по противодействию преступлениям, совершенным на религиозной почве, т.к. они, нарушая иные отношения, подрывают и нравственный фундамент общества. Необходимо должным образом организовать охрану исторических и культурных ценностей нашего государства, обеспечить неприкасаемость мест захоронения граждан, защитить животных от жестокого обращения.

К сожалению, работа по предупреждению преступлений против общественной нравственности осуществляется крайне слабо. Только единая, целенаправленная, скоординированная, умело организованная и воплощенная в реальности деятельность всех заинтересованных субъектов (ведомств) может оказать профилактическое воздействие на сложившуюся ситуацию в данной сфере и послужить стабилизации оперативной обстановки.

Литература:

1. Галахов С.С., Петрушкина Л.В. Концептуальные основы предупреждения преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел // Российский следователь. 2005. - № 5. - С. 21-26.

2. Карпец И.И. Уголовное право и этика. - М.: Юрид. лит., 1985. - 255 с.

3. Тасаков С.В. Нормы нравственности как социальный фундамент уголовного права // Российская юстиция. 2005. - № 12. - С. 8-11.

4. Беденьгов А.А. Нуждается ли нравственность в защите? (Философское и правовое понятие общественной нравственности) // Сборник статей

преподавателей Казанского филиала Российской Академии правосудия: ученые записки. - Казань, 2005. - Т. 1. - С. 302-306.

5. Кармин А.С. Культорология: Культура социальных отношений. - СПб.: Лань, 2000. - 128 с.

6. Уголовное право. Общая и Особенная части: учеб. / Под общ. ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина. - М.: Норма, 2008. - 816 с.

Public Morality as an Object of Legal Protection

A. Shalagin The Kazan Legal Institute MIA of Russia

The author analyzes scientific definitions of crimes against public morality and suggests their classification.

Key words: crimes against public morality, prostitution, illicit traffic of pornographic production, vandalism towards historical and cultural monuments, animal abuse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.