Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ АСПЕКТЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ АСПЕКТЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / DOMESTIC CRIMINAL LAW / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / CRIMINAL LAW OF FOREIGN COUNTRIES / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / CIVIL SERVICE / ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ / FALSE INFORMATION / ПОДЛОГ ДОКУМЕНТОВ / FORGERY / МОШЕННИЧЕСТВО / FRAUD / УЩЕРБ / DAMAGE / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ШТРАФ / PENALTY / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / DEATH PENALTY / ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВРЕД / PROPERTY DAMAGE / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / PROPERTY LAW / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / REAL ESTATE / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / LAND / КАДАСТРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CADASTRAL WORK / КАДАСТРОВЫЙ УЧЁТ / CADASTRAL REGISTRATION / КАДАСТРОВЫЙ ИНЖЕНЕР / CADASTRAL ENGINEER / МЕЖЕВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА / LAND SURVEYING / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН / TECHNICAL PLAN / КАРТА-ПЛАН ТЕРРИТОРИИ / MAP OF THE TERRITORY / РЕЕСТР ПРАВ / REGISTER OF RIGHTS / OFFICIAL MISCONDUCT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дворцов Вадим Евгеньевич

Эффективное решение вопросов, связанных с построением гражданского общества и правового государства в Российской Федерации, предполагает совершенствование всего законодательства, в том числе направленного на повышение роли и значения юридической ответственности. Новацией уголовного законодательства 2015 г. стало появление нормы, предусматривающей ответственность за совершение преступления в сфере кадастровой деятельности, содержащей в себе ряд проблемных аспектов, как системно-структурного плана, так и формально-логического характера, что во многом обусловлено новизной уголовно-правовых запретов. В связи с указанными обстоятельствами, прослеживается необходимость обращения к уголовному законодательству отдельных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в которых мера ответственности за совершение преступлений в сфере кадастровой деятельности закреплена и активно применяется на протяжении многих лет. В данной статье автор: исследует вопросы ответственности в сфере кадастровой деятельности на основе уголовного законодательства Социалистической Республики Вьетнам, Китайской Народной Республики, Республики Сингапур, Королевства Таиланд и монархической Японии; - рассматривает вопросы квалификации данных преступлений и возможные проблемы правоприменения; - приводит некоторые особенности преступлений в кадастровой сфере и их место в структуре уголовных кодексов рассматриваемых стран; - проводит сравнительно-правовой анализ с нормами, предусматривающими аналогичную ответственность по отечественному уголовному законодательству, предлагает пути его совершенствования и возможные варианты заимствования зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дворцов Вадим Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR CRIMES IN CADASTRAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF COMPARATIVE LEGAL ANALYSISOF THE LEGISLATION OF INDIVIDUAL STATES IN ASIA-PACIFIC REGION

Effective solution of issues related to the construction of civil society and constitutional state calls for an improvement of the whole legislation, including enhancing the role and importance of legal liability. The novelty of the criminal law in 2015 included the emergence of norms providing responsibility for the offense in the sphere of cadaster, containing a number of problematic aspects as systemic-structural plan, and formal-logical nature, which is largely due to the novelty of criminal prohibitions. Due to these circumstances, the need for treatment can be traced to the criminal legislation of individual countries in the Asia-Pacific region, where responsibility for crimes in cadaster activities is fixed and has been actively used for many years. The author examines in detail the issue of liability in the field of cadaster activities on the basis of the criminal law of the Socialist Republic of Vietnam, the People's Republic of China, the Republic of Singapore, the Kingdom of Thailand and Japan; he also examines the qualifications of crimes and possible enforcement problems, brings some of the features of crimes in the field of cadaster and their place in the structure of the criminal codes of the countries in question; The research also involved conducting comparative legal analysis with standards regarding the same responsibility for a domestic criminal law, and suggesting ways to improve it and possibly borrow the foreign experience.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ АСПЕКТЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА»

УДК 343.79(5:265) В. Е. Дворцов1

Минераловодский городской суд Ставропольского края, г. Минеральные воды, Россия

E-mail: vadim.dvortsov@mail.ru

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Аннотация. Эффективное решение вопросов, связанных с построением гражданского общества и правового государства в Российской Федерации, предполагает совершенствование всего законодательства, в том числе направленного на повышение роли и значения юридической ответственности. Новацией уголовного законодательства 2015 г. стало появление нормы, предусматривающей ответственность за совершение преступления в сфере кадастровой деятельности, содержащей в себе ряд проблемных аспектов, как системно-структурного плана, так и формальнологического характера, что во многом обусловлено новизной уголовно-правовых запретов. В связи с указанными обстоятельствами, прослеживается необходимость обращения к уголовному законодательству отдельных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в которых мера ответственности за совершение преступлений в сфере кадастровой деятельности закреплена и активно применяется на протяжении многих лет. В данной статье автор:

- исследует вопросы ответственности в сфере кадастровой деятельности на основе уголовного законодательства Социалистической Республики Вьетнам, Китай-

1 Вадим Евгеньевич Дворцов, помощник судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края, г. Минеральные воды, Россия; соискатель учёной степени кандидата юридических наук кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия.

Для цитирования: Дворцов, В.Е. Ответственность за совершение преступлений в сфере кадастровой деятельности в аспекте сравнительно-правового анализа уголовного законодательства отдельных государств Азиатско-Тихоокеанского региона // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. Т. № 4. С. 132-141.

© Дворцов В .Е., 2016

ской Народной Республики, Республики Сингапур, Королевства Таиланд и монархической Японии;

- рассматривает вопросы квалификации данных преступлений и возможные проблемы правоприменения;

- приводит некоторые особенности преступлений в кадастровой сфере и их место в структуре уголовных кодексов рассматриваемых стран;

- проводит сравнительно-правовой анализ с нормами, предусматривающими аналогичную ответственность по отечественному уголовному законодательству, предлагает пути его совершенствования и возможные варианты заимствования зарубежного опыта.

Ключевые слова: отечественное уголовное законодательство, уголовное законодательство зарубежных стран, ответственность, государственная служба, должностные преступления, заведомо ложные сведения, подлог документов, мошенничество, ущерб, наказание, штраф, лишение свободы, смертная казнь, имущественный вред, право собственности, недвижимое имущество, земельный участок, кадастровая деятельность, кадастровый учёт, кадастровый инженер, межевание земельного участка, технический план, карта-план территории, реестр прав.

Vadim E. Dvortsov1

Mineralovodskiy City Court Stavropol region, Mineral Waters, the Russian Federation

E-mail: vadim.dvortsov@mail.ru

RESPONSIBILITY FOR CRIMES IN CADASTRAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF INDIVIDUAL STATES IN ASIA-PACIFIC REGION

Abstract. Effective solution of issues related to the construction of civil society and constitutional state calls for an improvement of the whole legislation, including enhanc-

1 Vadim E. Dvortsov - assistant of judge of Mineralovodskiy City Court Stavropol region, Mineral Waters, the Russian Federation; Applicant scientific degree of candidate of Juridical Sciences Department of Criminal Law and Criminology Faculty of Law Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russian Federation.

For citing: Dvortsov, Vadim E. Responsibility for crimes in cadastral activities in the context of comparative legal analysis of the legislation of individual states in Asia-Pacific region // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2016. № 4. P. 132-141.

ing the role and importance of legal liability. The novelty of the criminal law in 2015 included the emergence of norms providing responsibility for the offense in the sphere of cadaster, containing a number of problematic aspects as systemic-structural plan, and formal-logical nature, which is largely due to the novelty of criminal prohibitions. Due to these circumstances, the need for treatment can be traced to the criminal legislation of individual countries in the Asia-Pacific region, where responsibility for crimes in cadaster activities is fixed and has been actively used for many years. The author examines in detail the issue of liability in the field of cadaster activities on the basis of the criminal law of the Socialist Republic of Vietnam, the People's Republic of China, the Republic of Singapore, the Kingdom of Thailand and Japan; he also examines the qualifications of crimes and possible enforcement problems, brings some of the features of crimes in the field of cadaster and their place in the structure of the criminal codes of the countries in question; The research also involved conducting comparative legal analysis with standards regarding the same responsibility for a domestic criminal law, and suggesting ways to improve it and possibly borrow the foreign experience.

Keywords: domestic criminal law, criminal law of foreign countries, responsibility, civil service, official misconduct, false information, forgery, fraud, damage, punishment, penalty, imprisonment, the death penalty, property damage, property law, real estate, land, cadastral work, cadastral registration, cadastral engineer, land surveying, technical plan, map of the territory, a register of rights.

В отечественном уголовном законодательстве имеется ряд норм, устанавливающих ответственность за различные формы преступного воздействия на общественные отношения, прямо или косвенно связанные с землёй. Важной правовой мерой, направленной на предупреждение и пресечение преступлений в данной сфере, является уголовная ответственность, предусмотренная ст. 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Согласно части первой УК, внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков, либо карту-план территории, или подлог документов, на основании которых были подготовлены данные документы, если эти действия причинили крупный ущерб (более 1,5 млн руб.) гражданам, организациям или государству, то они наказуемы. Наказание может быть в виде штрафа от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо лишения права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательных работ на срок до трёхсот шестидесяти часов [10, с. 11].

По прошествии более года от начала своего существования данная норма у научной общественности какого-либо интереса не вызвала, а сведения о её практическом применении отсутствуют, в связи с чем назрела необходимость проведения комплексного изучения указанных общественно опасных деяний, начало которому должно быть положено с изучения однородных преступлений по уголовному законодательству отдельных стран АТР, как наиболее близкому к УК РФ по избираемым принципам регулирования общественных отношений, юридической конструкции уголовно -правовых норм и институтов, а также функционального сравнения.

Сущность политической системы Вьетнама сводится к тому, что государство является исключительным и единственным собственником земли, которое вступает в земельные отношения как их регулятор, и не только в качестве собственника земли, но и властного суверена.

Органом по земельному управлению во Вьетнаме является Министерство природных ресурсов и экологии, сотрудники которого производят кадастровый учёт, регистрируют сделки, устанавливают предельные размеры земельного участка и не допускают изменений его целевого назначения [10, с. 11].

Уголовным законодательством Вьетнама предусмотрена ответственность за совершение преступлений в сфере кадастровой деятельности, которая закреплена в гл. «Преступления против порядка экономического управления» Уголовного кодекса 1999 г. [8]. Преступные деяния охватываются составами должностных преступлений, субъектом которых выступает лицо, ответственное за внесение сведений в земельный реестр; по степени общественной опасности относятся к преступлениям средней тяжести; мотивы совершения преступлений не конкретизированы.

В уголовном законодательстве Вьетнама, равно как и в отечественном законодательстве, преступления в сфере кадастровой деятельности отнесены законодателем к преступлениям в сфере экономической деятельности, тем самым в качестве одного из непосредственных объектов данных уголовно-наказуемых деяний признаётся именно порядок оборота недвижимым имуществом.

В Китае, равно как и во Вьетнаме, государство официально поддерживает государственную и коллективную собственность и отрицает любую возможную эволюцию в направлении частной собственности на землю.

Государственное Бюро по регистрации прав на недвижимое имущество Департамента кадастрового управления Министерства земельных и природных ресурсов КНР является государственным органом, сотрудники которого, в том числе, занимаются решением вопросов по ведению кадастрового учета, определением технических стандартов съёмки [4].

В связи с чем, согласно ст. 410 УК КНР, работники государственных органов, из корыстных побуждений, в нарушение Закона о земле, злоупотребившие своими

должностными полномочиями, незаконно утвердившие занятие, реквизицию земель или незаконно по низкой стоимости пустившие на продажу право владения государственными землями, при отягчающих обстоятельствах - наказываются лишением свободы на срок до 3 лет или краткосрочным лишением свободы [5, с. 68].

Таким образом, ответственность наступает только при наличии отягчающих обстоятельств, а также предусматривает возможность назначения наказания в виде лишения свободы, что было упущено российским законодателем при конструировании ст. 170.2 УК РФ [7].

Несмотря на сходство культур в прошлом, в результате огромного влияния Китая на Японию, в настоящее время законодатели этих стран вовсе не идут по пути слепого копирования законов друг друга, как случалось иногда на поворотах истории.

В Японии кадастровые работы ведутся в соответствии с Законом о Национальной земельной съёмке, они субсидируются Национальным земельным агентством. Исполнителями работ выступают местные органы власти, геодезическое обоснование создает Институт географической съёмки [1, с. 309].

В соответствии с уголовным законодательством Японии, публичное должностное лицо, которое в связи со своими должностными делами и в целях использования составило или видоизменило текстовой или графический материал (ст. 156), а равно лицо, которое с целью употребления подделывало текстовые или графические документы, подлежащие изготовлению публичным учреждением или публичным должностным лицом (ст. 155), наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок от одного года до десяти лет [9].

Преступление совершается только посредством действия, характер которого зависит от формы подготавливаемого документа, что приводит к выводу о подобии данных норм статье 170.2 УК РФ [8], в связи с чем, следуя принципу аналогии, можно прийти к выводу, что если документ выполнен на бумажном носителе, то может иметь место как его полное изготовление с недостоверными сведениями, внесёнными в текстовую и графическую его части или только в одну из них, так и изменение содержания ранее надлежащим образом оформленного и подготовленного документа путём дописок, вытравливания, подчисток, исправлений и тому подобных действий. Если же речь идет об электронном документе, то внесение искажений может выражаться в применении неправильного масштаба, искажении перспективы, наносимых размеров в графической или текстовой частях документа, корректировке автоматически созданного документа и т.п.

Подлог может выражаться в приобщении к материалам межевого дела, включении в качестве оснований подготавливаемых документов заведомо подложных документов, т.е. документов, в которых посредством материального либо интеллектуального подлога ложно удостоверены в действительности не имеющие места обстоятельства, например, касающиеся границ участков в натуре или расположен-

136

ных на них объектов. Это могут быть как технические (например, технический паспорт, топосъёмка и т.п.), так и иные документы (например, договор о приобретении части недвижимого объекта или земельного участка, согласие на изменение границ участка и т.п.).

В уголовном законодательстве Сингапура не закреплено нормы, предусматривающей ответственность исключительно за преступления в сфере кадастровой деятельности, вместе с тем, исходя из общей направленности законодательства страны, можно прийти к выводу, что в случае изменения границ земельного участка, внесения недостоверных сведений в кадастр недвижимости, совершения иных противоправных действий, непосредственно вязанных с кадастровой деятельностью, виновное лицо будет нести ответственность за такой вид преступления, как взятка («коррупционное вознаграждение») [3].

В соответствии со ст. 5 Закона о предотвращении коррупции в Сингапуре от 1960 г., лицо виновно в коррупции, когда оно само, либо в соучастии с другими незаконно подкупает, получает или выражает согласие на получение любого вознаграждения для себя или другого человека; незаконно даёт, обещает или предлагает любому человеку вознаграждение, независимо от того, в своих или сторонних интересах делая это, вознаграждая или подстрекая любого человека к действию или бездействию в отношении любого дела, реального либо лишь задуманного [3].

Любой человек, вина которого в соответствии со ст. 5 указанного Закона доказана, должен выплатить штраф до 100 000 долларов, либо должен быть заключён в тюрьму на срок до 5 лет, либо и то, и другое. Если преступление связано с гражданской службой, срок заключения может быть увеличен до семи лет. Помимо штрафа и тюремного заключения, лицу, уличенному в коррупционном преступлении, судом может быть предписано вернуть полную сумму взятки [3].

Отличительной особенностью администрирования недвижимого имущества Королевства Таиланд является предание земельным участкам определённого статуса, определяющего право их продажи или передачи. Если земельный участок зарегистрирован в «Chanot» (самый высокий регистр, при котором земельный участок имеет сформированные границы, закрепленные в кадастровой системе), то с целью его размежевания на несколько меньших по площади или присоединения к нему другого земельного участка собственник может воспользоваться услугами частного геодезиста, после согласования работ с Земельным департаментом. В случае иного статуса земельного участка («NorSor3», «NorSor3 Gor» и ниже), межевание участка или совершение любых иных действий производится исключительно при участии сотрудника Земельного департамента, что может занять от нескольких месяцев до года [2].

Статьёй 152 Уголовного кодекса Королевства Таиланд предусмотрено, что любой, кто, будучи должностным лицом, в обязанности которого входит управле-

ние или надзор за какой-либо деятельностью, пользуется выгодой для себя или другого человека, имеющего отношение к данной деятельности, должен быть приговорён к тюремному заключению на срок от одного года до десяти лет и к штрафу в размере от двух тысяч до двадцати тысяч бат [6].

В соответствии со ст. 161 УК Королевства Таиланд, любой, кто, будучи должностным лицом, в обязанности которого входит составление документа, заполнение содержания документа, охрана или хранение документа, подделывает этот документ, пользуясь своим служебным положением, должен быть приговорён к тюремному заключению на срок до десяти лет и к штрафу в размере до двадцати тысяч бат [6].

Самое суровое наказание в виде пожизненного тюремного заключения или даже смертной казни должностное лицо может понести за вымогательство, получение взятки или присвоение с использованием своего положения чужого имущества.

Исследование вопросов ответственности в сфере кадастровой деятельности на основе уголовного законодательства отдельных стран АТР позволяет сделать следующие выводы.

Страны АТР характеризуются господством «землесберегающего» способа производства, при котором земля (ресурс, находящийся в минимуме), а не труд (ресурс, находящийся в максимуме) определяет параметры его развития.

Изначально уголовное законодательство СРВ и КНР имело в качестве образца уголовное законодательство СССР и других социалистических стран, впоследствии видоизменённое под национальный политический строй.

Уголовное законодательство дальневосточных стран не воспринимает правовые новации стран европейского и американского континентов, ориентируется исключительно на совершенствование национального уголовного законодательства, в связи с чем в уголовном законодательстве рассмотренных стран не предусмотрена специализированная ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой или технический планы, акт обследования, проект межевания земельного участка либо карту-план территории, что свидетельствует о недооценке степени общественной опасности такого рода преступления, что было учтено отечественным законодателем, следствием чего стала ст. 170.2 УК РФ [7].

Отсутствие в уголовном законодательстве рассмотренных стран специальных норм, регламентирующих уголовную ответственность в сфере кадастровой деятельности, не означает, что она фактически не может наступать в отношении должностных лиц, злоупотребляющих своими должностными полномочиями в процессе реализации процедуры межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учёт, а также последующей регистрации прав. Мотивы совершения данных преступлений отсутствуют как в отечественном уголовном законодательстве, так и в законодательстве Вьетнама, Сингапура и Японии; конкретизированы в Уголов-

138

ных кодексах Китая и Таиланда - корыстные побуждения и «пользуется выгодой для себя или другого человека».

В отличие от отечественного законодательства, страны АТР отдают предпочтение жёстким уголовным санкциям с высоким размером штрафа, обязательным лишением свободы, вплоть до смертной казни (Таиланд). Такая особенность продиктована авторитарностью, историей, этнической составляющей, географическим местоположением, немаловажным фактором также является активная борьба с коррупцией в государственных учреждениях.

Многие положения уголовной ответственности в сфере кадастровой деятельности в рассмотренных странах не могут быть автоматически перенесены в систему, существующую в нашей стране. Основными причинами этого являются различия в характере земельных отношений, размере территории и административно-территориальном устройстве, нормативно-правовом обеспечении, уровне материально-технической базы, современном состоянии и технологиях выполнения работ.

Вместе с тем, в процессе дальнейшего совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации целесообразно учесть опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона в части пенализации преступлений в сфере кадастровой деятельности, предусматривающей в обязательном порядке лишение свободы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варламов, А. А. Земельный кадастр. Т. 2 : Управление земельными ресурсами / А. А. Варламов. - М. : КолосС, 2004. - 528 с.

2. Геодезия и типы земельных документов [Электронный ресурс] // Информационный портал Тайско-российской ассоциации риелторов «ThaiProperty». - Режим доступа: http://www.thaiproperty.ru/geodeziya-i-tipy-zemelnyh-dokumentov.

3. Закон о предотвращении коррупции в Сингапуре от 17 июня 1960 г. (с изм. и доп. по состоянию на 1 марта 2012 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Сингапура для публикации законодательства. - Режим доступа: http://statutes.agc.gov.sg/aol/search/display/view.w3p;page=0;query=CompId%3Aca83fc ad-3903-4a8a-a53f-93ae7c167568%20VaHdTime%3A01o/o2F03o/o2F2012-00o/o3A00o/o20 TransactюnTime%3A27%2F11%2F2016;rec=0.

4. Министерство земельных и природных ресурсов [Электронный ресурс] // Информационный портал о законодательстве Китайской Народной Республики. - Режим доступа: http://cnlegal.ru/china_administrative_law/ministry_of_land_and_resources.

5. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики (с изм. и доп. по сост. на 02 марта 2007 г.) [Электронный ресурс] // Федеральный правовой портал «Юридическая Россия». - Режим доступа: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID= 1247252&suЫD=100110722,100110731,100110745,100110797#text.

6. Уголовный кодекс Королевства Таиланд (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2005 г.) / пер. с тайск. А. Четсумона ; под ред. А. И. Бойцо-ва. - М. : Юридический центр Пресс, 2005. - 200 с.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. по сост. на 06 июля 2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/.

8. Penal Code No. 15/1999/QH10. [Электронный ресурс]. Socialist Republic of Viet Nam, Ha Noi, December 21, 1999. - Режим доступа: http://vbpl.vn/TW/ Pag-es/vbpqen-toanvan.aspx?ItemID=622&dvid=13.

9. Уголовный кодекс Японии (с изм. и доп. по сост. на 11 января 2007 г.) [Электронный ресурс] // Федеральный правовой портал «Юридическая Россия». -Режим доступа: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241616.

10. Ха Хыу Зунг. Совершенствование правового регулирования поземельных отношений в современном Вьетнаме : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Зунг Ха Хыу. - М., 2005. - 22 с.

REFERENCES

1. Varlamov A.A. Zemel'nyj kadastr. T. 2. Upravlenie zemel'nymi resursami [Land Registry. Vol. 2: Land management]. Moscow: KolosS Publ., 2004. 528 p.

2. Surveying and types of land records. Available at: http://www.thaiproperty.ru /geodeziya-i-tipy-zemelnyh-dokumentov (accessed 5.2016).

3. The Law on the prevention of corruption in Singapore June 17, 1960 (as amended on March 1, 2012). Official site of the Government of Singapore for the publication of legislation. Available at: http://statutes.agc.gov.sg/aol/search /display/view.w3p;page=0 ; zapros = BMNPR% 3Aca83fcad-3903-4a8a-a53f-93ae7c167568% 20ValidTime% 3A01% 2F03% 2F2012-00% 3A00% 20TransactionTime% 3A27% 2F11% 2F2016; ges = 0 (accessed 5 September 2016).

4. The Ministry of Land and Resources. The information portal on the law of the People's Republic of China. Available at: http://cnlegal.ru/china_administrative_law/mi nistry_of_land_and_resources (accessed 22 December 2016). (In Russian).

5. The Criminal Code of the People's Republic of China (as amend. and supplement. by Ed. At the 02 March 2007). Available at: http://law.edu.ru/norm/norm .asp?normID=1247252&subID=100110722,100110731,100110745,100110797#text (accessed 5 September 2016). (In Russian).

6. Bojcov A.I., ed. The Criminal Code of the Kingdom of Thailand (with alterations and amendments as of 1 Januar.2005). Moscow: Yuridicheskiy tsentr Press Publ., 2005.200 p.

7. The Criminal Code of the Russian Federation (as amended as of July 6, 2016). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (accessed 5 September 2016). (In Russian).

8. Penal Code No. 15/1999/QH10. Socialist Republic of Viet Nam, Ha Noi, December 21, 1999. Available at: http://vbpl.vn/TW/Pages/vbpqen-toanvan.aspx7ItemID =622&dvid=13 (accessed 5 September 2016).

9. Japan Penal Code (as amended as of 11.01.2007). Available at: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241616 (accessed 5 September 2016). (In Russian).

10. Ha Hyu Zung. Sovershenstvovanie pravovogo regulirovanija pozemel'nyh otnoshenij v sovremennom V'etname [Improving the legal regulation of land relations in contemporary Vietnam]. Cand. Diss. (Legal Sci.). Synopsis. Moscow, 2005. 22 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.