Научная статья на тему 'Ответственность за организацию и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи'

Ответственность за организацию и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1546
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / СРЕДСТВА СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Ольга Александровна

Рассмотрены основные проблемы привлечения к уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также средств связи. Освещены проблемы правоприменительной практики в рассматриваемой сфере. Изучены момент и место окончания анализируемого преступления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность за организацию и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

И СРЕДСТВ СВЯЗИ

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ИВАНОВА

Аспирант Саратовской государственной юридической академии, помощник Ефремовского межрайонного прокурора, юрист 2-го класса, e-mail: ivanovao89@mail.ru

Рассмотрены основные проблемы привлечения к уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также средств связи. Освещены проблемы правоприменительной практики в рассматриваемой сфере. Изучены момент и место окончания анализируемого преступления

Ключевые слова: азартные игры, информационно-телекоммуникационные сети, Интернет, средства связи

The article is devoted to the main problems of criminal responsibility for illegal organizing and conducting of gamblings using - networks and tools. The issues of law enforcement practice in this sphere are reviewed. A moment and a place of completing the analyzed crime are examined.

Key words: gambling, data telecommunication networks, Internet, means of communications

Часть 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ) устанавливает запрет на организацию и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, а также средств связи, включая подвижную связь, кроме случаев, установленных данным Законом. В развитие этой нормы в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) указано, что использование информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для несоблюдения требований федеральных законов. В его п. 4 ч. 1 ст. 2 информационно-телекоммуникационной сетью называется технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

И. М. Рассолов отметил, что сеть представляет собой не что иное, как инфраструктуру доставки (транспорта), а существовавшее ранее деление типов сетей по их функциональной принадлежности (кабель для передачи аудиовизуальных, телефонных и иных данных) сегодня теряет актуальность под воздействием технологической конвергенции. Интернет же как разновидность информационно-телекоммуникационной сети есть продукт слияния способов распространения информации1.

Под средствами связи в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» понимаются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями (п. 28 ч. 1 ст. 2). Разработанные в развитие положений Закона Правила применения средств связи2 устанавливают требования к ним. Так, средства связи, чтобы признаваться таковыми, должны включать любое из

перечисленных ниже технических средств (ТС) либо их комбинацию (два и более):

ТС обмена электронными сообщениями: ТС коротких текстовых сообщений, ТС передачи голосовой информации электронной почтой, ТС электронной почты, ТС мультимедийных сообщений;

информационные ТС в части ТС доступа к информационным ресурсам, ТС доменных имен, ТС управления;

ТС удаленного доступа, в том числе тунне-лирование;

ТС идентификации и аутентификации;

ТС передачи факсимильных сообщений.

К подвижной связи законодатель относит подвижную радиосвязь, подвижную радиотелефон-

Транслируемая интернет-игра не может быть расположена на компьютерном

сервере или ином устройстве, находящемся на территории РФ, что, однако, не создает препятствий для участия российских граждан в зарубежных интернет-казино

ную связь, подвижную спутниковую радиосвязь в сети связи общего пользования3. О. Г. Соловьев включает в нее мобильные средства, перемещаемые в пространстве: передвижные радиостанции, сотовые телефоны, ноутбуки, коммуникаторы и т. п.4

Законодатель в разряд нелегальной перевел деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием любых информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи. Это означает, что транслируемая интернет-игра не может быть расположена на компьютерном сервере или ином устройстве, находящемся на территории РФ, что, однако, не создает препятствий для участия российских граждан в зарубежных интернет-казино. Трансляция игры возможна с сервера, находящегося за пределами РФ, например в стране, где азартные игры не запрещены. В таком случае организатора игры, даже при условии, что он является российским гражданином или пребывает на территории России с одновременной регистрацией предпринимательской деятельности в другой стране (например, в популярных офшорных зонах) и передачей сигнала на принимающие устройства России, привлечь к ответственности проблематично.

Первый и необходимый для разрешения в данном случае вопрос: что считать местом окончания действий организатора - место

расположения сервера с азартной игрой или место расположения принимающего устройства? При использовании понятия «организация азартных игр» нетрудно предположить, что местом окончания действий организатора следует признавать место размещения онлайн-игры: в нашем примере - другое государство. А вот будет ли иная страна местом проведения и (или) организации азартных игр - проблема сложная. При любом раскладе продолжение, как и начало игры зависят от игрока, а точнее - его действий, совершаемых на принимающем транслируемую из иностранного государства азартную игру устройстве. Характер данных действий обусловливает последствия (окончание) игры. Если проведение азартной игры охватывает ее начало, продолжение и завершение, то где будет место окончания действий по проведению игры? На наш взгляд, здесь требуются разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. С учетом того, что игроков в игре может быть больше одного, а сами они могут находиться на территории разных субъектов РФ, логично предположить, что местом окончания действий по организации и проведению азартных игр будет являться место расположения игры, т. е. место нахождения передающего устройства. Это обусловлено также и тем, что сигнал, передающий действия, решения игрока, в любом случае поступает на устройство, оснащенное игровой программой.

Анализ места окончания действий по организации и проведению азартных игр приведен не случайно. Думается, место окончания действий организатора совпадает с местом совершения преступления. В настоящее время рассматриваемый состав преступления сконструирован как формальный. Поскольку азартная игра предполагает риск, она всегда будет связана с движением денег, материальных ценностей. При организации и проведении азартных игр вышеприведенным способом возможен перевод денежных средств через различные платежные системы (WebMoney, PayPal, AlertPay, MoneyMail, RBK Money, LiqPay, Z-Paiment, W1) с адресацией денежных средств на расчетный счет, открытый на территории как РФ, так и иностранного государства.

Имеет ли значение для определения места преступления момент его окончания? Следует ли принимать во внимание место открытия расчетного счета, аккумуляции добытых при осуществлении игорного бизнеса денег, обналичивания денежных средств, момент поступления имущества во владение и физическую возможность распоряжаться им? В Законе нет таких оговорок, да и не может быть, ибо состав преступления окончен с момента совер-

шения действий. Тем не менее отрицать оборот имущественных ценностей (движимое, недвижимое имущество, деньги) как неотъемлемую составляющую азартных игр нельзя, иначе не было бы риска, а значит и самой азартной игры.

Следует решить, что называется моментом окончания преступления. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УК РФ преступление считается оконченным, если в совершенном деянии содержатся все признаки преступления. В нашем случае момент окончания есть совершение одной из форм действий. Исключение законодателем из объективной стороны состава ст. 1712 УК РФ «дохода в крупном размере»5 не нивелирует ранее упомянутого признака платности азартной игры: деньги (или иное имущество) как сопутствующие игре -немаловажный элемент при установлении момента окончания преступления. При любом варианте движения денежных средств (будь то перечисления, производимые за границу или в пределах территории одного государства) они минуют налоговые органы (в первом случае потому, что деятельность осуществляется не в России; во втором - потому, что она незаконна). Вне зависимости от того, куда именно поступили деньги, преступление окончено, если они поступили на счет организатора, даже без его реальной возможности здесь и сейчас распорядиться ими. В связи с изложенным в привязке момента окончания преступления к месту его совершения нет никакой необходимости.

Таким образом, организаторы игры, зарегистрированные как субъекты предпринимательской деятельности на территории иностранного государства, могут избежать ответственности по российскому законодательству, однако с одной оговоркой. В соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ уголовной ответственности подлежат граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых уголовным законом, если по данному преступлению в отношении этих лиц не имеется решения суда иностранного государства. При буквальном толковании приведенной нормы закономерно возникает вопрос: совершается ли преступление против интересов, охраняемых Уголовным кодексом РФ (в частности, нарушен ли уголовный запрет на организацию и проведение азартных игр посредством информационно-телекоммуникационных сетей, средств связи), при трансляции азартных игр онлайн на территории России с территории иностранного государства? М. С. Степашина полагает, что указанная ситуация не является однозначной, так как среди принципов международного права существует и принцип соблюдения национального законо-

дательства. Прямое нарушение отечественного законодательства она видит в направленности электронного ресурса на конкретную страну (валюта, язык коммуникаций, способы игр и т. п.), в нахождении игрока в России. Вряд ли здесь при существующей степени проработанности законодательства можно вести речь об уголовной ответственности, ибо, как справедливо отметила М. С. Степашина, защита нарушенных прав игроков даже в гражданско-правовом порядке маловероятна6. Однозначно сказать, что деятельность иностранного организатора азартных игр направлена против интересов РФ, если она полностью согласуется с законодательством его страны, нельзя.

Следует иметь в виду, что под интересами России понимают не только интересы государства, но и интересы его граждан7. На это обращала внимание С. Г. Келина, комментируя ст. 12 УК РФ: действия против интересов России не ограничиваются преступлениями против государства, к ним относятся и любые иные пре-

Однозначно сказать, что деятельность иностранного организатора азартных игр направлена против интересов РФ, если

она полностью согласуется с законодательством его страны, нельзя

ступления, совершенные в ущерб охраняемых уголовным законом общественных отношений, к которым относятся и преступления против жизни и здоровья8. К аналогичному выводу пришел и В. К. Лужецкий9. В. П. Зимин полагает, что «интересы Российской Федерации» могут быть определены только судебной практикой, способной выбрать золотую середину между узким толкованием приведенного понятия (преступления против государства) и широким (все преступления, закрепленные в УК РФ)10.

Широкое понимание «интересов Российской Федерации», под которыми усматриваются, в том числе, здоровье или нравственность населения, позволяет сделать вывод о наличии формальных признаков преступления в организации и (или) проведении азартных игр с территории иностранного государства, осуществляемых на территории нашей страны. Однако и здесь наличествуют «подводные камни». Вполне уместно замечание М. С. Степашиной о том, что для признания нарушения внутреннего законодательства необходимо установить намерение организатора игр, т. е. направленность его действий на конкретную страну, о чем могут свидетельствовать адаптированный интерфейс, язык, доступные платежные системы и т. п. Представить иную

форму посягательств на «интересы Российской Федерации» при рассматриваемом преступлении сложно. Однако и она не является незыблемой. Например, в случае трансляции игр с территории страны, где они не запрещены, в другие государства, среди которых могут быть те, где игорный бизнес не только разрешен, но и выступает частью экономической деятельности, едва ли следует говорить о преступлении: вероятнее всего, действия организатора будут оправданы национальным законодательством. На наш взгляд, данный вопрос требует международно-правовой регламентации.

В нормах, содержащих запрет на организацию и проведение азартных игр посредством информационно-телекоммуникационных сетей, средств связи, видится определенная недорабо-

В случае трансляции игр с территории страны, где они не запрещены, в другие государства, среди которых могут быть те, где игорный бизнес не только разрешен, но и выступает частью экономической деятельности, едва ли следует говорить о преступлении

танность. Допустим, организатор азартных игр желает реализовать свою предпринимательскую деятельность на территории игорной зоны через Интернет (азартные игры в пределах территории игорной зоны при полученном разрешении возможны). Если бы существовало допущение игр через телекоммуникационные сети, то создание игорных зон не имело бы никакого смысла. М. С. Степашина полагает, что запрет азартных игр ограничивает участие детей в онлайн-казино и предупреждает мошенничество с использованием Интернета11. Однако почему они запрещены в игорных зонах, не вполне понятно, на что справедливо указал М. С. Дашян12. Действительно, соблюдение запрета интерактивных игр вне игорных зон потребует активного контроля интернет-провайдеров за блокированием доступа абонентов к запрещенным сайтам, но это не является технически невозможным.

Е. В. Родионова отметила, что отсутствие контроля за деятельностью по организации и проведению азартных игр посредством Интернета делает норму, запрещающую интерактивные игры, мертворожденной13.

На обозначенную проблему обратила внимание и О. Степанова. Она считает, что устранение законодательного пробела возможно посредством «законодательного вменения в обязанности операторов связи федерального уровня

обеспечения запрета доступа к конкретным интернет-ресурсам, предлагающим услуги организации и проведения азартных игр, в том числе к интернет-ресурсам, собственникам которых дисковое пространство (хостинг) предоставлено на серверах зарубежных стран», мониторинга интернет-пространства14.

Причина тотального запрета, по всей вероятности, кроется в отсутствии проработанной законодательной базы, регулирующей порядок осуществления такой деятельности и способы контроля. Последние и есть самое сложное: проще запретить, нежели искать способ регламентации.

На необходимость доработки положений о запрете организации и проведения азартных игр вышеприведенными способами указано в заключении Правительства РФ от 2 ноября 2006 г. № 4016п-П13 на проект федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр».

Сомнения в действенности нормы Федерального закона № 244-ФЗ, запрещающей организацию и проведение азартных игр через информационно-телекоммуникационные сети и с использованием средств связи, выразил В. Дмитриев, посчитав, что для владельцев интернет-казино не составит труда перерегистрировать доменную зону за рубежом15.

В таком случае вновь могут возникнуть сложности в применении данной нормы. Так, в справке судьи Солнечного районного суда Хабаровского края А. В. Трубецкого об изучении судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) в Солнечном районном суде Хабаровского края за 2010-2012 гг.16 указано на необходимость дополнительного разъяснения в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ того, будет ли наличествовать состав преступления по ст. 1712 УК РФ при осуществлении деятельности исключительно по предоставлению коммуникационного оборудования и доступа к компьютерным сетям и одновременно услуг по внесению и получению денежных средств на счета и со счетов электронных платежных систем. Иными словами, разрешения требует вопрос о том, следует ли считать организацией и проведением азартных игр предоставление за плату компьютера с доступом к сети Интернет (посредством которого возможно участие в интернет-игре) и терминала с опцией перевода денежных средств (в том числе в качестве платежа за игру) в одном административном здании.

Примером такой ситуации может служить рапорт об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 1712 УК РФ, представленный начальнику МО МВД России

«Ефремовский» от 2 ноября 2013 г. В соответствии с материалом проверки выяснилось, что в нежилом помещении ООО «Бинго-Бум» (место нахождение - Москва) осуществляло деятельность по проведению всероссийской негосударственной лотереи, оператором которой на основании агентского договора выступало ООО «ПСР» (место нахождения - Тульская область). На момент осмотра помещения ООО «Бинго-Бум», расположенного в Ефремове Тульской области, установлено, что на столах, оборудованных для проведения розыгрышей лотереи «Бинго-Бум», находятся ноутбуки, принадлежащие ООО «ПСР» и подключенные через Интернет к игровому сайту. Слева от входа расположен расчетно-платежный терминал, на мониторе которого открыт сервер электронной системы Di-Pay. По договору субаренды нежилого помещения ООО «ПСР» для установки расчетно-платежного терминала передало организации «Limited Liability Company „Deltaln-vest Limited"» (далее - Deltalnvest Ltd) 1 кв. м. В свою очередь Deltalnvest Ltd заключила с ООО «Новый вектор», зарегистрированном в Туле, договор на оказание услуг по обслуживанию расчетно-платежного терминала.

Опрошенный посетитель заведения пояснил, что пришел поиграть в азартные игры с использованием Интернета. Для этого он должен сначала в платежном терминале открыть сервер электронной системы Di-Pay, через купюроприемник внести определенную сумму (при этом ввести номер своего телефона), получить чек, в котором указан его личный код. Затем ему нужно подойти к столу с ноутбуком, зайти на интернет-страницу с азартными играми, где расположены ярлыки с различными вариантами игр, ввести личный код, после чего денежные средства зачисляются на его «электронный кошелек». Игра заканчивается, когда сумма электронных денежных средств становится равна нулю. В случае выигрыша он может обналичить денежные средства через платежный терминал. Аналогичные пояснения дал и технический директор ООО «Новый вектор»17.

На наш взгляд, данную ситуацию сложно квалифицировать как организацию азартных игр. ООО «ПСР» как собственник ноутбуков лишь предоставляет посетителям коммуникационную сеть Интернет, а организации «DeltaIn-vest Ltd» сдает в субаренду 1 кв. м для размещения терминала по переводу денежных средств. Таким образом, если серверы игровых сайтов расположены за пределами РФ, на территории России организация и проведение азартных игр отсутствуют. Фильтрация общедоступных сай-

тов в Интернете ложится на плечи провайдера, трансляция же им азартной игры не является уголовно наказуемой: она им не проводится и не организуется, а только транслируется.

К аналогичному выводу приходит и О. Ю. Ус-ков. По его мнению, законодатель в Федеральном законе № 244-ФЗ и уголовном законодательстве употребил термин «с использованием» для случаев трансляции игры с помощью средств связи организатором, но запрет на интерактивный игорный бизнес неприменим там, где «организатор азартной игры транслирует игру, организуемую другим лицом»18. Безусловно, зерно истины в этом есть.

Итак, точного понимания того, что представляют собой интерактивные игры с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, а уж тем более средств связи, включая подвижную связь, без дальнейшей подробной регламентации быть не может.

Для надлежащей реализации как уголовно-правовых норм, так и других норм права в Федеральном законе № 244-ФЗ необходимо дать определения каждому техническому термину. Во исполнение требований данного Закона, несмотря на наличие надзорных органов, призванных гарантировать неукоснительное соблюдение законодательства в различных сферах, оправданно было бы и обеспечение нормативными правовыми актами возможности ограничения доступа абонентов к сайтам, предоставляющим услуги по проведению азартных игр.

1 Рассолов И. М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М., 2009.

2 Об утверждении Правил применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений: приказ Мининформсвязи РФ от 11 декабря 2006 г. № 166 // СПС «КонсультантПлюс».

3 Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи: постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328 (ред. от 4 апреля 2014 г.) // СПС «Консуль-тантПлюс».

4 Соловьев О. Г. Уголовно-правовой анализ составов и проблемы квалификации отдельных преступлений в сфере экономической деятельности. Основные проблемы реформирования уголовно-правовых норм об экономических преступлениях и практики их применения на современном этапе развития России. Ярославль, 2012.

5 О внесении изменений в статью 1712 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 430-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

6 Степашина М. С. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и про-

ведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // ИПС «Гарант».

7 Бриллиантов А. В. Действие уголовного закона во времени и в пространстве // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. В. Бриллиантова. М., 2010.

8 Келина С. Г. Комментарий к ст. 12 УК РФ // Постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / под ред. А. В. Наумова. М., 1997.

9 Лужецкий В. К. Возможность уголовного преследования гражданина иностранного государства по УК РФ за мошенничество в отношении российских граждан за рубежом (на примере Чешской Республики) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. № 2. С. 23-25.

10 Зимин В. П. Действие уголовного закона во времени и в пространстве // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. А. Чекали-на, В. Т. Томина, В. В. Сверчкова. М., 2007.

11 Там же.

12 Дашян М. С. Право информационных магистралей (Law of information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет. М., 2007.

13 Родионова Е. В. О недостатках законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр // Налоги. 2010. № 26. С. 18-22.

14 Степанова О. Азартные игры в сети Интернет // Законность. 2010. № 3. С. 32-36.

15 Дмитриев В. Казино выведены в резервации // Эж-Юрист. 2007. № 2.

16 URL: http://solnechniy.hbr.sudrf.ru/modules.php?name= press_dep&op=3&did=24.

17 Материал проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ МО МВД РФ «Ефремовский» // КУСП. № 10256/3086 от 2 ноября 2013 г.

18 Усков О. Ю. Качество закона обратно пропорционально скорости его принятия // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 5.

Драпкин Л. Я. Криминалистические и оперативно-розыскные аспекты раскрытия и расследования преступлений: Учебное пособие. - Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2014.-196 с.

Рассматриваются тактика проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, особенности выдвижения и проверки следственных версий. Подробно описаны трудности и проблемы, возникающие в процессе расследования, и даны рекомендации по их эффективному преодолению. Теоретические положения проиллюстрированы анализом уголовных дел, которые расследовал автор пособия.

Магистрантам, преподавателям юридических вузов и факультетов, а также всем интересующимся вопросами раскрытия и расследования преступлений

Л. Я. ДРАПКИН

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ АСПЕКТЫ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.