УДК 614.84
Мелихов М.И.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
имени героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация: рассмотрены виды ответственности за нарушения лицензионных требований и наказания в соответствии с уровнем правонарушений, представлено понятие лицензионных требований, раскрыта важность мониторинга эффективности лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности.
Ключевые слова: лицензирование, пожарная безопасность, административная ответственность, мониторинг, лицензионные требования.
За последние годы все больший оборот набирает лицензирование деятельности в области пожарной безопасности.
Отметим, что особое значение в лицензировании деятельности в области пожарной безопасности имеет ответственность лицензиата [3], в случае нарушения требований в рассматриваемой области, что на сегодняшний день является актуальной темой, поскольку от этого зависит уровень пожарной безопасности отдельных видов объектов защиты.
На основании статистических данных о причинах возникновения пожаров, можно констатировать, что значительная доля отводится нарушениям в установке и работе систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией и пожаротушения [2]. Соответственно, если монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом занимается юридическое лицо, получившее соответствующую лицензию, необходимо
проводить проверку на соответствие требованиям, и в случае обнаружения нарушений привлекать к ответственности.
Отсюда следует, что повышение качества предоставляемых услуг в области пожарной безопасности оказывает прямое влияние на сокращение материального ущерба, нанесенного в результате пожара [1], и увеличения количества спасенных граждан.
Поэтому в настоящее время, совершенствование нормативно-правовой базы, которая регламентирует лицензируемые виды деятельности в сфере пожарной защиты, даст возможность формировать необходимые условия для осуществления контроля деятельности лицензиатов и повышением качества предоставляемых ими услуг в области пожарной безопасности.
Отметим, что для получения лицензии в рассматриваемой области соискателем подается заявление в лицензирующий орган, где в течение 15 рабочих дней принимается одно из решений.
Зачастую, лица получающие лицензию на осуществление деятельности в области пожарной безопасности соответствуют лицензионным требованиям на момент получения лицензии, а в дальнейшем нарушают необходимые требования, тем самым подвергая опасности, находящихся на объекте граждан.
Более подробно представим нарушения и предусмотренную за них ответственность в таблице 1.
Таблица 1.
Бил правонарушения В НД г-а---' 11и и
Р аалнзднил предпринимательской деятельности сез лииенпш. при ее солзатЕльном наличии Адннннстратикнын лпрао! - для трлздан - 2-2.5 гыс. руб. с конфискацией изготовленной проду.цд1ш: сьсрья. - для должностных лиц - 4-5 тыг. руб. ^ конфискацией изготовленной проду.ииш: ■сьсрья. - для юр. лип — 4С-50 ты::. руо. с. ЕХшфнСЕЛЦВеВ ИЗГОТОВЛЕННОЙ прГ|-п. киии
ВыПОЛНЗНПЗ ПрЕДПрНННЛаТЬЛЬСХЭЙ деятельности с иар>тпеннем лицензионных трЕОсванин Адннннстратнннын л£1рао! - Д.И траздан - ] .5-2 гыс. руб., - ДЛЯ ДОЛЖНОСТНЫХ лиц - тыг. РУЭ-. - для юр. лип - ЗС-40 ты::. руб..
гтр^—ршшпитьгг-.т" д^ят-эль:-:о-:тыо с. грубыми нарушениями лицензионных требований Адниннст^атпьнын лпрао! - для лиц. оез осразозэния юр. липа — 4-Бты-:. р'о. либо приостановление леятельностн сроком цо суток, - для должностных лиц - 5-13 геле. руо.. - для зор. лип — 100-200 тыо. руэ.. либо приостановление деятельноста сроюоы цо 50 суток.
Осуществление леятельностн. нзселзэннои с излечением прибыли. оеь лицензии, при обязательном ее наличия Предупреждение или административный штраф-: - для трлздан - 500-1000руб., - для должностных лиц - 30- 50тыс. рус. ЛИОО ТТГГ-Г-ДДГУПУ1У-ДТПТ!Г ОГ ГОДа ДО 3-Х ПЕТ. - для лиц без образования юр. лица — 3 С -40тыс. рус. лисо приостановление деятельности сроноэз до 50 сулои. - дтя юр. лии — 1 ^С'ОГС-гьсс. рус. илп приоЕ.1 анозление деятельности сро::ом цо 50 суток.
Гоер^тпрч-ур прд—рииим-ят.з:тьгг\-г" дЕятепьвости без лпцеизии. при обязательное ее наличии, если деяние причиняет КруПНЫИ УЛТЕрб Наказывается штрафом - 300 000 руо. нпи е размере заработной платы осужденного за период цо двух лет лисо СОЯ1а1 ЕЛЪНЫМИ работали цо -30ч.. - арЕст дс 6 МЕ^ЯЦЕЕ.
Одним из самых серьезных нарушений требований является отсутствие лицензии МЧС России.
В данном случае предусмотрена административная и уголовная ответственность согласно действующему законодательству нашего государства.
Лицензия на осуществление деятельности в области пожарной безопасности выдается бессрочно [3], при этом контролирование за
соблюдением лицензируемых требований осуществляется путем проведения проверок лицензирующим органом.
Учитывая тот факт, что несмотря на ответственность за нарушения лицензируемых требований, правонарушения в рассматриваемой области остаются на высоком уровне, важно проводить мониторинг эффективности лицензируемой деятельности в области пожарной безопасности.
Так, за 9 месяцев прошлого года количество действующих лицензий на тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры составляло 1159, а по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - 54377 [6].
При этом, на 90 объектах были выявлены нарушения лицензионных требований, выявленных в результате проведенных проверок, а 103 лицензиата нарушили лицензионные требования. Все данные нарушения были выявлены при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Следует заметить, что за данный период 24 лицензии были приостановлены по результатам совершенных проверок, а 27 вовсе были аннулированы по решению суда.
Все выданные лицензии отражаются в реестре лицензий МЧС России, которые можно проверить на официальном сайте ведомства.
Отметим, согласно изменениям в законодательстве вступивших в силу с марта прошлого года, лицензиаты, согласно действующему законодательству, должны осуществлять подтверждение соответствия своей лицензии в рассматриваемой области каждые три года, предоставляя для этого в лицензирующий орган необходимую документацию.
Мониторинг в данном случае представляет собой сбор и обработку информации по части лицензирования отдельных видов деятельности в сфере пожарозащиты [4], и благодаря полученным данным осуществляется совершенствование процесса принятия управленческого решения.
Заметим, что мониторинг осуществляется по таким лицензируемым видам деятельности в области пожарной безопасности как:
- подготовка выводов и предложений в области лицензирования отдельных видов пожарной безопасности,
- анализ состояния нормативно-правового регулирования,
- проведение оценки результативности лицензирования.
Следует заметить, что контролирование лицензиатов, и проверка лицензионных требований путем наличия необходимой информации о совершаемой ими деятельности дает возможность лицензирующим органам своевременно реагировать на нарушения и привлекать к ответственности за совершенные правонарушения [5], что обеспечит повышение эффективности осуществляемой лицензиатами деятельности в области пожарной безопасности.
Таким образом, совершенствование нормативно-правовой базы регламентирующей ответственность за нарушения лицензируемой деятельности в области пожарной безопасности, позволит сократить нарушения и привлечь к ответственности лицензиатов за отклонение от лицензионных требований, что позволит повысить уровень пожарной защиты на объектах защиты.
Вместе с тем, проводимый мониторинг в рассматриваемой области позволит проводить анализ и выявлять проблемы в области лицензирования деятельности в сфере пожарной защиты, что позволит в дальнейшем совершенствовать организацию лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной защиты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (последняя редакция);
2. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ (последняя редакция);
3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (последняя редакция);
4. Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. постановлением Правительства РФ № 1128 от 28.07.2020);
5. Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (утв. постановлением Правительства РФ № 1131 от 28.07.2020);
6. Распоряжение МЧС России от 14.12.2022 № 1381 «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на 2023 год».
Melikhov M.I.
St. Petersburg University of Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of Russia E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)
RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS OF LICENSING REQUIREMENTS IN FIELD OF FIRE SAFETY
Abstract: the types of liability for violations of licensing requirements and penalties in accordance with the level of offenses are considered, the concept of licensing requirements is presented, the importance of monitoring the effectiveness of licensing of certain types of activities in the field offire safety is revealed.
Keywords: licensing, fire safety, administrative responsibility, monitoring, licensing requirements.