УДК 614.849
doi: 10.37657/vniipo.avpb.2023.94.67.004
АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Владимир Александрович Сорокин, Ирина Федоровна Зенкова, Наталья Олеговна Щеголева
Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.
Аннотация. В статье рассмотрены изменения нормативного правового обеспечения предоставления государственной услуги по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности, касающиеся осуществления процедуры периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям. Приведены условия снижения сроков принятия решения о предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий, прекращения действия лицензии. Приведен обзор типовых профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации работников соискателей лицензии и лицензиатов.
Ключевые слова: лицензионные требования, типовые программы, единая информационная платформа, пожарная безопасность, актуализация нормативного правового обеспечения
Для цитирования: Сорокин В.А., Зенкова И.Ф., Щеголева Н.О. Актуальные изменения нормативного правового обеспечения лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности // Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2023. № 1 (15). С. 30-36. https://doi.org/10.37657/vniipo.avpb.2023.94.67.004. CURRENT CHANGES IN REGULATORY LEGAL SUPPORT FOR LICENSING OF
FIRE SAFETY ACTIVITIES
Vladimir A. Sorokin, Irina F. Zenkova, Natalia O. Shchegoleva
All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.
Abstract. The article considers changes in the regulatory legal support for the provision of state services for licensing activities in the field of fire safety, regarding the implementation of the procedure for periodic confirmation of compliance with licensing requirements. There are given the conditions for reducing the terms of making a decision on granting a license, on amending the register of licenses, on termination of the license. There is provided an overview of standard professional programs for retraining and advanced training of employees of license applicants and licensees.
Keywords: license requirements, standard programs, unified information platform, fire safety, regulatory legal support updating
For citation: Sorokin V.A., Zenkova I.F., Shchegoleva N.O. Current changes in regulatory legal support for licensing of fire safety activities. Aktual'nye Voprosy Pozharnoi Bezopasnosti - Current Fire Safety Issues, 2023, no. 1, pp. 30-36. (In Russ.). https://doi.org/10.37657/vniipo.avpb.2023.94.67.004.
Введение
Целесообразность практики подготовки обзоров актуальных изменений нормативного правового обеспечения лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности определена как исследовательским, так и практическим своим значением.
Проведение ежегодного анализа изменений норм, регламентирующих лицензирование видов деятельности в области пожарной безопасности, формирует обзор, который позволит получить своевременную информационную и методическую поддержку при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности.
Изложение основного материала исследования
Предлагаемые в статье краткие обзоры изменений, затрагивающие вопросы организационно-методического и иного обеспечения лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности, подготовлены по следующим документам:
постановление Правительства Российской Федерации № 353 [1];
постановление Правительства Российской Федерации № 2356 [2];
приказ МЧС России № 1156 [3].
Рассмотрим постановление № 353 в редакции от 15 октября 2022 г. [4] в части, устанавливающей требования к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности.
Итак, начиная с 18 октября 2022 г. установлено, что периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям лицензиатов, осуществляющих деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - 1 вид), а также лицензиатов, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее -2 вид) считается пройденным в случае наступления в 2023 году срока указанного периодического подтверждения (включая случаи, когда срок прохождения подтверждения соответствия ранее уже был перенесен на 2022 год).
Кроме того, применительно к осуществлению 1 и 2 видов деятельности определены особенности применения требований о наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, в связи с призывом указанных работников на военную службу по мобилизации или заключения ими контрактов в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона № 53-ФЗ [5], либо контрактов о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (далее - прохождение службы). Согласно установленным нормам, осуществление деятельности на основании разрешения в случае приостановления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем действия трудового договора в соответствии со ст. 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации [6] в отношении работника, наличие которого обеспечивает выполнение обязательных требований в рамках соответствующего вида разрешительного режима, не может рассматриваться как нарушение указанных обязательных требований:
в течение 3 месяцев со дня приостановления действия трудового договора в отношении работника, являющегося ответственным за осуществление деятельности и (или) входящего в состав руководителей, к которому предъявляются обязательные требования;
в течение 6 месяцев со дня приостановления действия трудового договора в отношении иных работников, наличие которых обеспечивает выполнение обязательных требований.
В течение указанных сроков лицензиаты (юридические лица, индивидуальные предприниматели) заключают трудовой договор с иным работником в соответствии с установленными в рамках 1 и 2 вида требованиями.
Одновременно в отношении лицензиатов - индивидуальных предпринимателей срок, до которого должно быть пройдено подтверждение соответствия лицензионным требованиям, переносится на срок прохождения ими службы и следующие 6 месяцев, исчисляемые со дня окончания прохождения службы, либо переносится на 6 месяцев в случае наступления срока подтверждения соответствия в первые 6 месяцев после окончания прохождения службы.
При предоставлении государственной услуги по лицензированию 1 и 2 вида (далее - государственная услуга) рассмотрение соответствующего заявления приостанавливается, если заявитель предоставил информацию (заявление) о том, что в отношении его работников действие трудового договора приостановлено в соответствии со ст. 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации.
Далее рассмотрим изменения, внесенные положениями постановления № 2356, в соответствии с которыми начиная с 31 декабря 2022 года соискатель лицензии (лицензиат) для получения лицензии (внесения изменений в реестр лицензий) подает в территориальный орган МЧС России, расположенный в субъекте Российской Федерации по адресу места нахождения соискателя лицензии (лицензиата), заявление с указанием сведений о документах, подтверждающих соответствие заявителя лицензионным требованиям. Ранее аналогичные заявления предоставлялись соискателем лицензии (лицензиатом) с приложением копий указанных документов.
Дополнительно в положения о лицензировании 1 и 2 вида [7, 8] были внесены нормы, применение которых позволяет сократить сроки административных процедур, составляющих регламент предоставления государственной услуги.
Так, при получении лицензирующим органом в автоматическом и (или) автоматизированном режимах, сформированных посредством федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (далее - единая информационная платформа), заявления с указанием сведений о документах, подтверждающих соответствие заявителя лицензионным требованиям, проведение проверки и принятие решения осуществляются:
в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии;
в течение восьми рабочих дней со дня приема заявлении о внесении изменений в реестр лицензий - при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не предусмотренному реестром лицензий, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не предусмотренные реестром лицензий;
в течение трех рабочих дней со дня приема заявлении о внесении изменений в реестр лицензий - при реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения лицензиата к другому юридическому лицу; изменении наименования лицензиата (филиала лицензиата), изменении адреса места нахождения лицензиата (филиала лицензиата), изменении адреса места нахождения на территории Российской Федерации филиала иностранного юри-
дического лица, изменении имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, изменении места жительства индивидуального предпринимателя, изменении реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя.
Кроме того, срок принятия решения о прекращении действия лицензии не должен превышать трех рабочих дней, если лицензирующий орган получил следующие сведения:
заявление лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности;
установление факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий);
неустранение лицензиатом в период приостановления действия лицензии причин, в результате которых проведение периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям либо проведение контрольных мероприятий оказалось невозможным;
по истечении срока приостановления действия лицензии (в случае назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата), если в отношении лицензиата не была проведена процедура периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям.
Следует отметить, что, если сведения, указанные в заявлении о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий), были сформированы без использования единой информационной платформы, лицензирующий орган вправе в ходе выездной оценки запросить у соискателя лицензии (лицензиата) документы, подтверждающие достоверность таких сведений.
Следующий документ, приказ № 1156, вступает в силу с 1 марта 2023 г. и имеет срок действия три года.
Приказом утверждены три типовые дополнительные профессиональные программы:
типовая дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию»;
типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры»;
типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».
Типовая дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию» включает в себя общие положения, согласно которым:
программа предназначена для получения новых компетенций по осуществлению профессиональной деятельности в области пожарной безопасности;
обучение проводится по образовательной программе, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании типовой программы;
структура и содержание программы должны соответствовать типовой программе;
для получения слушателями знаний и умений типовой программой предусматривается проведение теоретических и практических занятий, являющихся составной частью образовательного процесса;
для оценки степени и уровня освоения образовательной программы проводится итоговая аттестация;
слушателями являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
формы обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно;
типовая программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации.
Кроме того, программой установлены цели и задачи обучения, сформирован типовой учебный план (с наименованием тем и указанием часов теоретических и практических занятий), типовой календарный учебный график (не более 8 учебных часов в день при очной форме обучения и 40 часов в неделю), приведено содержание типовой программы и содержание учебных тем типовой рабочей программы, указаны планируемые результаты освоения программы, установлены организационно-педагогические условия реализации типовой программы и определена оценка качества освоения материала.
Типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации «Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры» (далее - ДПП 1 вид) и «Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее - ДПП 2 вид) имеют схожую структуру и следующие особенности и отличия.
Типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Целями и задачами освоения указанных программ являются: ДПП 1 вид - подготовка квалифицированных специалистов пожарной охраны, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками по вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на различных объектах. Соответственно, к задачам программы относится приобретение обучающимися теоретических знаний по новым образцам пожарно-технической продукции, современным технологиям обработки и учета информации в профессиональной деятельности, а также совершенствование теоретических знаний и практических навыков при организации тушения пожаров, тактики тушения пожаров на различных объектах и проведения аварийно-спасательных работ;
ДПП 2 вид - повышение квалификации специалистов, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту, в том числе диспетчеризации и проведению пусконаладочных работ систем пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации при пожаре, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем, дымоудаления и противодымной вентиляции, противопожарного водоснабжения, передачи извещений о пожаре,
противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах и их элементов, в том числе проведение огнезащитной обработки материалов, изделий и конструкций, а также первичных средств пожаротушения. Соответственно, к задачам программы относится приобретение обучающимися теоретических знаний по новым образцам пожарно-технической продукции, современным технологиям автоматического обнаружения и защиты объектов от пожаров, ограничения его распространения, а также воздействия опасных факторов пожара на людей, совершенствование теоретических знаний и практических навыков, необходимых для монтажа, технического обслуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также совершенствование теоретических знаний и практических навыков по работе со специальным программным обеспечением.
При формировании типового учебного плана количество учебных часов в день определяется образовательной организацией самостоятельно, но не более 8 учебных часов в день при очной форме обучения, а итоговая аттестация -не более 6 часов.
Выводы и перспективы дальнейших исследований Изменения, внесенные в нормативные правовые акты Российской Федерации, направлены на обеспечение:
выполнения обязательных требований в области пожарной безопасности и соответствуют концепции развития цифровизации предоставления государственных услуг;
формирования условий для получения качественного результата работ и услуг, составляющих указанные виды деятельности, а также проведение контроля уровня административного воздействия, регулирующего их выполнение.
Список литературы
1. Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах: постановление Правительства Рос. Федерации от 12.03.2022 г. № 353.
2. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»: постановление Правительства Рос. Федерации от 20.12.2022 г. № 2356.
3. Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: приказ МЧС России от 15.11.2022 г. № 1156.
4. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 г. № 353: постановление Правительства Рос. Федерации от 15.10.2022 г. № 1839.
5. О воинской обязанности и военной службе [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 марта 1998 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 12 марта 1998 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
6. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2001 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
7. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: постановление Правительства Рос. Федерации от 28.07.2020 г. № 1128.
8. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры: постановление Правительства Рос. Федерации от 28.07.2020 г. № 1131.
Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 17.02.2023; принята к публикации 22.02.2023.
Сорокин Владимир Александрович - начальник сектора; Зенкова Ирина Федоровна - кандидат технических наук, старший научный сотрудник; Щеголе-ва Наталья Олеговна - старший научный сотрудник.
Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.
Vladimir A. Sorokin - Chief of Sector; Irina F. Zenkova - Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher; Natalia O. Shchegoleva - Senior Researcher.
All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.