УДК 614.841 й01: 10.37657/уппро.аурЬ.2021.7.1.007
Д.С. АДАМОВ, зам. нач. отд. - нач. сектора; И.Ф. ЗЕНКОВА, канд. техн. наук, ст. науч. сотр.; Н О. ЩЕГОЛЕВА, ст. науч. сотр.; И.О. ВИНОГРАДОВА, ст. науч. сотр. (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ежегодный мониторинг эффективности лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности позволяет не только оценить проделанную работу в данном направлении, но и выявить существующие проблемы в этой сфере и предложить возможные пути их решения.
Ключевые слова: мониторинг, лицензирование, надзорные органы, лицензионные требования, лицензиат
Ежегодно главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществляется мониторинг эффективности лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности.
Указанная работа проводится в рамках реализации полномочий лицензирующих органов, установленных ч. 2 ст. 5 и ч. 15 ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ [1], на проведение мониторинга эффективности лицензирования, а также положений постановления Правительства Российской Федерации № 957 [2], в соответствии с которым МЧС России определен как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензирование отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности).
Одновременно общая методика проведения мониторинга эффективности лицензирования деятельности (далее - мониторинг) установлена постановлением Правительства Российской Федерации № 467 [3], а порядок ее реализации в системе МЧС России определен приказом № 484 [4].
Таким образом, анализ состояния нормативного правового регулирования проведения мониторинга показывает, что действующие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные акты МЧС России позволяют должностным лицам лицензирующих органов МЧС России успешно реализовывать предоставленные им полномочия в части проведения вышеуказанного мониторинга.
Следует отметить, что мониторинг представляет собой систематический сбор и обработку информации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности, а результаты его анализа могут быть использованы для совершенствования процесса принятия управленческого или иного решения.
Мониторинг проводится по следующим направлениям лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности: анализ состояния нормативно-правового регулирования; анализ организации и осуществления лицензирования; анализ и оценка эффективности лицензирования; подготовка выводов и предложений.
Выводы и предложения по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности могут включать в себя
предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования, а также при необходимости иные предложения, направленные на повышение эффективности лицензирования, сокращение административных ограничений в деятельности лицензиатов, включая оценку целесообразности сохранения режима лицензирования для регулирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности.
Проведенный в рамках мониторинга анализ результатов лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности за 2020 год показал, что существует ряд актуальных проблем в указанной сфере деятельности, обозначенных главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, для решения которых сформированы следующие предложения.
В целях исключения неоднозначной трактовки лицензионных требований при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности необходимо:
определить, какие нарушения лицензионных требований относятся к грубым нарушениям, повлекшим за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и которые, согласно действующему законодательству Российской Федерации, являются основанием для приостановления (аннулирования) действия лицензии, таким образом, доказательство со стороны надзорных органов в судах фактов грубых нарушений лицензионных требований, повлекших за собой возникновение вышеуказанных угроз, является проблемой;
изложить критерии минимально необходимого количества работников, состоящих в штате у соискателя лицензии (лицензиата), заключивших с ним трудовые договоры, для осуществления тех или иных работ и услуг деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
изложить перечень профессий высшего, среднего, начального профессионального технического образования (профессиональной подготовки), которые должны иметь индивидуальный предприниматель и работники юридического лица по видам выполняемых работ, оказываемых услуг, - в целях исключения неоднозначной трактовки лицензионных требований при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности;
разработать и направить в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации информационно-методические материалы по проведению проверок соблюдения лицензионных требований лицензиатами и соискателями лицензий при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (с учетом последних изменений в законодательстве Российской Федерации, регламентирующем лицензирование в области пожарной безопасности).
Нормативными документами МЧС России также необходимо определить: порядок действий сотрудников МЧС России в случае выявления сведений о неосуществлении лицензионной деятельности по адресам места нахождения и мест ее проведения, указанным в лицензии;
порядок действий сотрудников МЧС России в случае обращения лицензиата с заявлением о переоформлении лицензии в связи с реорганизацией юри-
дического лица, если со дня внесения соответствующих изменений в единым государственный реестр юридических лиц прошло более 15 дней;
сроки подачи заявления о переоформлении лицензии лицензиатом в связи с изменением наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего личность;
порядок проведения проверок качества работ и услуг в области пожарной безопасности, выполненных на имущественных комплексах третьих лиц в ходе осуществления мероприятий по контролю соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
перечни пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации - при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, необходимых соискателям лицензий для осуществления лицензируемого вида деятельности;
минимально требуемый состав программ повышения квалификации соискателей лицензий и лицензиатов, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с перечнем выполняемых работ и оказываемых услуг;
минимально требуемый состав программ повышения квалификации соискателей лицензий и лицензиатов, осуществляющих свою деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями;
количество работников, необходимых соискателю лицензии и лицензиату, осуществляющих деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями;
порядок контроля за лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также за лицензиатами, зарегистрированными в одном субъекте Российской Федерации и производящими свою деятельность по адресу мест осуществления в другом субъекте;
алгоритм действий лицензиата в процессе принятия на обслуживание средств пожарной безопасности зданий и сооружений объекта;
правомерность нахождения у нескольких соискателей лицензии оборудования, инструмента, технических средств, в том числе средств измерения, с одинаковыми заводскими номерами.
В целях дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования в области лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности, а также лицензионного контроля предлагается:
предусмотреть возможность формирования платежного поручения и оплаты государственной пошлины в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг и функций (ЕПГУ);
разработать и утвердить лицензионное требование о необходимости уведомления лицензирующего органа о проводимых работах и оказываемых услугах;
включить проектирование средств обеспечения пожарной безопасности
зданий и сооружений в состав лицензируемого вида деятельности.
Кроме того, необходимо провести анализ целесообразности внесения изменения в ст. 4.5 КоАП России в части увеличения срока давности по привлечению лицензиатов к административной ответственности более трех месяцев. Как показывает практика, в настоящее время отсутствует возможность пресечения нарушений требований пожарной безопасности, в том числе лицензионных требований, ввиду отказа органами прокуратуры в согласовании внеплановых выездных проверок в отношении лицензиатов, допустивших нарушение, а также возможность привлечения лица, допустившего нарушение, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Одновременно провести анализ целесообразности включения в лицензионные требования проведения аналога независимой оценки квалификации - определить обязательный квалификационный минимум при осуществлении работ и услуг в области пожарной безопасности.
Например, для осуществления монтажа, технического обслуживания систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, необходимо соответствовать следующим квалификационным требованиям.
Исполнители работ должны иметь профессиональное образование и квалификацию (на выбор):
электросварщик ручной сварки (газосварщик);
монтажник санитарно-технического оборудования (монтажник санитарно-технических систем и оборудования для водяного пенного и газового пожаротушения);
электромонтер охранно-пожарной сигнализации (электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов);
наладчик приборов, аппаратуры и систем автоматического контроля, регулирования и управления (наладчик КИПиА).
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что проведение мониторинга позволяет оперативно подготовить обзор и последующий анализ наиболее актуальных проблем лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности. При этом результаты анализа могут быть использованы при обосновании управленческого решения в целях дальнейшего совершенствования организации и осуществления лицензирования деятельности в области пожарной безопасности.
Список литературы
1. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ: принят Гос. Думой Фе-дер. Собр. Рос. Федерации 22 апр. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 апр. 2011 г. (в ред. Федер. закона от 31 июля 2020 г. № 270-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности [ Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 21 нояб. 2011 г. № 957 (в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 15 окт. 2020 г. № 1693). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и
методике его проведения (вместе с «Порядком подготовки и обобщения в системе МЧС России сведений о лицензировании отдельных видов деятельности и об осуществлении мониторинга эффективности лицензирования отдельных ди-дов деятельности») [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 5 мая 2012 г. № 467 (в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 18 марта 2020 № 298). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
4. О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 467 «О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения (вместе «Порядком подготовки и обобщения в системе мчс россии сведений о лицензировании отдельных видов деятельности и об осуществлении мониторинга эффективности лицензирования отдельных дидов деятельности»)» [Электронный ресурс]: приказ МЧС России от 08.08.2012 № 484. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Материал поступил в редакцию 01.03.2021 г.
Адамов Дмитрий Сергеевич - заместитель начальника отдела - начальник сектора; Зенкова Ирина Федоровна - кандидат технических наук, старший научный сотрудник; Щеголева Наталья Олеговна - старший научный сотрудник; Виноградова Ирина Олеговна - старший научный сотрудник (Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)), г. Балашиха, Московская область, Россия.
D.S. Adamov, I.F. Zenkova, N.O. Shchegoleva, I.O. Vinogradova
REVIEW OF CURRENT LICENSING ISSUES IN THE FIELD OF FIRE SAFETY
Annual monitoring of the effectiveness of licensing activities in the field of fire safety allows not only to evaluate the work done in this area, but also to identify existing problematic issues in this area and suggest possible solutions.
Keywords: monitoring, licensing, supervisory authorities, licensing requirements, licensee
Dmitry S. Adamov - Deputy Chief of Department; Irina F. Zenkova - Candidate of Technical Sciences Senior Researcher; Natalia O. Shchegoleva - Senior Researcher; Irina O. Vinogradova - Senior Researcher.
All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.