УДК 614.849 DOI: 10.37657/vniipo.avpb.2021.7.1.001
С.С. ВОЕВОДА, пред. правления, д-р техн. наук, проф. (АНО «ЕВРАЗЦОБ»); И.Ф. ЗЕНКОВА, ст. науч. сотр., канд. техн. наук
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассмотрена возможность внесения изменений в лицензионные требования, касающиеся подтверждения квалификации работников, состоящих в штате соискателей лицензии (лицензиатов). Выполнение указанных требований обязательно при намерении осуществлять (осуществлении) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, а также деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Проведен анализ введенных в действие в рамках реализации «регуляторной гильотины» положений о лицензировании видов деятельности в области пожарной безопасности, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации. Кроме того, с использованием положений нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов проанализирован общий механизм формирования системы независимой оценки квалификации, в том числе в области пожарной безопасности, рассмотрены перспективы внесения изменений в лицензионные требования. Сделан вывод о том, что характер прогнозируемых изменений должен соответствовать общему направлению развития Национальной системы квалификаций.
В статье исследовано также современное положение дел с формированием профессиональных стандартов в области пожарной безопасности, разработка которых закреплена за Советом по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: пожарная безопасность, лицензирование, лицензионные требования, перспективы, независимая оценка квалификации
Введение
ицензирование видов деятельности в области пожарной безопасности ¡является государственной услугой, предоставление которой в соответствии с требованиями действующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также положениями нормативных документов в области пожарной безопасности осуществляет МЧС России и его территориальные органы [1].
В настоящее время лицензированию подлежат следующие виды деятельности в области пожарной безопасности [2]:
• деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
• деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Изложение основного материала исследования В целях осуществления лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности для каждого из лицензируемых видов деятельности
Л:
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации [3, 4] установлены индивидуальные лицензионные требования, а также порядок проведения лицензионного контроля в отношении соискателей лицензии и лицензиатов. Соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является необходимым условием для принятия положительного решения о предоставлении лицензии, а соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Проведение лицензионного контроля направлено, прежде всего, на обеспечение качества выполнения работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности в области пожарной безопасности, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований, к которым в том числе относятся требования к квалификации и опыту работы лиц, непосредственно выполняющих указанные работы и услуги.
Одновременно обеспечение устойчивого развития рыночной экономики базируется на применении гибких норм государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, подлежащих своевременной актуализации. Такой подход позволяет обеспечить соответствие положений действующих нормативных правовых актов Российской Федерации современным потребностям профессионального сообщества. Применяемый в настоящее время метод «регуляторной гильотины» [5] стал одним из механизмов выстраивания единой системы четких и понятных требований.
Анализ показал, что введенные в действие с 1 января 2021 года новые редакции Положений о лицензировании видов деятельности в области пожарной безопасности [6, 7] устанавливают лицензионные требования к квалификации и опыту работы, отвечающие вышеизложенным целям. Например, при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в новой редакции лицензионных требований определен единый подход, устанавливающий возможность наличия у соискателя лицензии или лицензиата, независимо от его формы собственности, работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности и имеющего требуемое образование. В действующей редакции определено, чтобы указанное образование было непосредственно у соискателя лицензии (лицензиата), если он является индивидуальным предпринимателем.
При осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений предусмотрено также наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) определенного числа специалистов при выполнении различного количества лицензируемых работ и услуг. Так, при выполнении от одного до двух видов работ (услуг) штатных специалистов должно быть не менее трех человек, а при выполнении пяти и более видов - не менее пяти человек.
Кроме того, начиная с 1 января 2021 года штатным работникам соискателя лицензии (лицензиата) потребуется не реже одного раза в пять лет проходить обучение в области лицензируемой деятельности и применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам). При этом обучение будет проводиться по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих (без предъявления требований к уровню образования). В редакциях ранее действовавших нормативных правовых актов для работников соискателей лицензии и лицензиатов требуется обязательное прохождение повышения квалификации, что возможно только
в случае наличия у специалиста высшего или среднего профессионального образования.
Существенное увеличение числа специалистов, не имеющих профессионального технического образования, но обладающих достаточным опытом работы в области обеспечения пожарной безопасности (профессиональными знаниями, умениями и навыками), полученным в процессе трудовой деятельности, стало фактором, оказавшим определяющее влияние на принятие решения о необходимости переработки лицензионных требований. Особенности рынка труда в области обеспечения пожарной безопасности, для которого характерно наличие значительного числа специалистов, имеющих профессии рабочих и занимающих должности служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, были учтены при разработке новых редакций Положений о лицензировании.
Дальнейшее направление ожидаемых изменений в требованиях к квалификации работников соискателей лицензии (лицензиатов) обусловлено целями и стратегическими задачами, установленными положениями указа Президента Российской Федерации [8], принятого в рамках реализации национального проекта Российской Федерации «Образование» от 24 декабря 2018 г.
Формирование системы непрерывного получения работающими гражданами профессиональных знаний и навыков является одной из первоочередных задач. Современные условия требуют применения соответствующих механизмов оценки профессионального уровня работника, а модернизация профессионального образования - обязательного привлечения представителей профессионального сообщества к активному участию в вышеупомянутом процессе.
Следует отметить, что поставленная задача успешно решается в рамках нормативного правового регулирования Национальной системы квалификаций через отраслевые советы по профессиональным квалификациям. В функции указанных советов входит также разработка и актуализация закрепленных за ними профессиональных стандартов [9], содержащих квалификационные характеристики, применяемые работодателем в качестве основания для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций [10].
Анализ действующего Макета профессионального стандарта на профессиональную деятельность [11] показал наличие однозначных требований к характеристикам обобщенных трудовых функций (включая требования к образованию и обучению), опыту практической работы, а также особым условиям допуска к работе. Таким образом, работодатель при наличии утвержденного профессионального стандарта получает инструмент, позволяющий подтвердить соответствие квалификации претендента на выполнение трудовой деятельности определенным требованиям путем проведения независимой оценки квалификации [12]. Применительно к деятельности в области обеспечения пожарной безопасности разработка и актуализация соответствующих профессиональных стандартов закреплены за Советом по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (далее - СПК ЧС). Создание СПК ЧС одобрено на заседании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол № 24 от 8 декабря 2017 г.), а его функции, права, обязанности и порядок работы закреплены в соответствующем Положении [13].
Применительно к квалификации специалистов, осуществляющих лицензи-
руемые виды деятельности, СПК ЧС в целях формирования единых и прозрачных требований в 2020-2021 годах запланирована разработка ряда профессиональных стандартов, устанавливающих требования к квалификации специалистов, входящих в штат соискателей лицензии (лицензиатов). В настоящее время приказом Минтруда России от 7 сентября 2020 г. № 575н уже утвержден профессиональный стандарт «Пожарный», а проекты профессиональных стандартов «Монтажник средств обеспечения пожарной безопасности» и «Специалист по организации тушения пожара» проходят этапы общественного обсуждения и экспертизы.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Учитывая изложенное, с большой долей вероятности можно предположить следующее: по мере разработки и утверждения профессиональных стандартов в лицензионные требования, выполнение которых направлено на обеспечение требуемой квалификации работников, входящих в штат соискателей лицензии (лицензиатов), могут быть внесены изменения, позволяющие работодателю использовать положительные результаты прохождения независимой оценки квалификации как подтверждение соответствия работника указанным требованиям, что согласуется с общим направлением развития единой Национальной системы квалификаций.
Список литературы
1. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности: постановление Правительства Рос. Федерации от 21 нояб. 2011 г. № 957.
2. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 апр. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 апр. 2011 г. (в ред. Федер. закона от 31.07.2020 г. № 242-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: постановление Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2011 г. № 1225 (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»).
4. О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры: постановление Правительства Рос. Федерации от 31 дек. 2012 г. № 69 (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры»).
5. Перечень поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом Рос. Федерации 27 февр. 2019 г. Пр-294. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: постановление Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2020 г. № 1128.
7. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры: постановление Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2020 г. № 1131.
8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
9. Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий: приказ Минтруда России от 19.12.2016 г. № 758н.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г. (в ред. Федер. закона от 09.11.2020 г. № З62-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении Макета профессионального стандарта: приказ Минтруда России от 12.04.2013 г. № 147н.
12. О независимой оценке квалификации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 июня 2016 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 июня 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Положение Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях [ Электронный ресурс]: приложение 1 к протоколу № 6 СПК ЧС от 20.12.2018. Доступ: https://spkchs.ru/upload/ a16/Polozhenie-o-Sovete-ot-20.pdf.
Материал поступил в редакцию 19.01.2021 г.
Воевода Сергей Семёнович - председатель правления, доктор технических наук, профессор (АНО «ЕврАзЦОБ»); Зенкова Ирина Фёдоровна - старший научный сотрудник, кандидат технических наук. E-mail: irina_sergeyz@mail.ru (Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.
S.S. Voevoda, I.F. Zenkova ANALYSIS OF THE PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF CERTAIN ASPECTS OF LICENSING IN THE FIELD OF FIRE SAFETY
The article considers the possibility of amending the licensing requirements regarding the confirmation of the qualifications of permanent employees who are the license applicants (licensees). Fulfillment of the specified requirements is mandatory if it is intended to carry out (implement) fire fighting activities in settlements, at industrial facilities and infrastructure facilities, as well as activities for installation, maintenance and repair of fire safety facilities for buildings and structures. The analysis of regulations on licensing of fire safety activities, approved by the resolutions of the Government of the Russian Federation is carried out. These regulations are implemented as part of realization of "regulatory guillotine". Furthermore, the general mechanism for
formation of the system for independent qualification assessment, including in the field of fire safety is analyzed as well as the prospects for amending licensing requirements were considered. The above mentioned analysis is carried out using the provisions of regulatory legal acts of the Russian Federation and regulatory documents. It is concluded that the nature of predictable changes should correspond to the general direction of development of the unified National qualification system.
The article also considers the current state of formation stages of professional standards in the field of fire safety. The development of such standards is assigned to the Council for professional qualifications in the field of safety in emergency situations.
Keywords: fire safety, licensing, licensing requirements, prospects, independent qualification assessment
Sergey S. Voevoda - Chairman of the Board, Doctor of Technical Sciences, Professor (ANO "EVRAZTsOB"); Irina F. Zenkova - Senior Researcher, Candidate of Technical Sciences. All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.