Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1109
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / TAX OFFENSES / НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НК РФ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / TAXPAYER / ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / TAX RESPONSIBILITY / TAX CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / FINANCIAL-LEGAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабаян Зарине Мкртичевна

Ответственность за налоговые правонарушения по своей сущности является финансово-правовой ответственностью. Налогово-правовая ответственность преследует цели восстановить нарушенное право и покарать нарушителя. Это объясняется тем, что налоговое право относится к праву публичному, и нарушитель властных предписаний государства должен подвергаться карающему воздействию.С другой стороны, налоговые правоотношения - это отношения имущественные (денежные). А это значит, что имущественный ущерб, причиненный казне государства, может быть компенсирован. Причем государство в большей степени заинтересовано именно в возмещении имущественного ущерба, а не в наказании правонарушителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR TAX OFFENSES: THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF LAW-ENFORCEMENT

Responsibility for tax offences in its essence is a financial-responsibility. The tax-legal responsibility pursues the purposes to restore the broken right and to punish the infringer. This is due to the fact that tax law refers to public law, and the intruder of state power regulations must be punished. Responsibility for tax offences in its essence is a financial and legal responsibility. The tax-legal responsibility pursues the purposes to restore the broken right and to punish the infringer. This is due to the fact that tax law refers to public law, and the intruder of state power regulations must be punished. On the other hand, tax legal relations are property (money) relations. And this means that property damage caused to the state treasury can be compensated. Moreover, the state is more interested in reimbursing property damage, and not in punishing the offender.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ»

9. HR 11 juli 2008, ECLI:NL:HR:2008:BD1847; HR 26 juni 1998, NJ 1998, 767; C.J. Loonstra & W.A. Zondag, Arbeidsrechtelijke themata, Den Haag: Boom Juridische uitgevers 2015. P. 537.

10. P. Kruit, S.M. Rosier & E.M.Y. Sorensen, Het eenzijdig wijzigingsbeding, Arbeidsrechtelijke bedingen, Den Haag: SDU uitgevers 2012, P. 58.

ДИАМАНТИС ДЖОРДЖ ГЕОРГИОС - аспирант кафедры гражданского процесса и организации службы судебных приставов Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (geo-diamantis@mail.ru).

DIAMANTIS GEORGE GEORGIOS - The post-graduate of the civil process and organization of bailiff service chair of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) (geo-diamantis@mail.ru)

УДК 336.1

БАБАЯН З.М.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговая ответственность, НК РФ, налогоплательщик, финансово-правовая ответственность.

Ответственность за налоговые правонарушения по своей сущности является финансово-правовой ответственностью. Налогово-правовая ответственность преследует цели восстановить нарушенное право и покарать нарушителя. Это объясняется тем, что налоговое право относится к праву публичному, и нарушитель властных предписаний государства должен подвергаться карающему воздействию. С другой стороны, налоговые правоотношения - это отношения имущественные (денежные). А это значит, что имущественный ущерб, причиненный казне государства, может быть компенсирован. Причем государство в большей степени заинтересовано именно в возмещении имущественного ущерба, а не в наказании правонарушителя.

BABAIYN, Z.M.

RESPONSIBILITY FOR TAX OFFENSES: THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS

OF LAW-ENFORCEMENT

Keywords: tax offenses, tax responsibility, Tax Code of the Russian Federation, taxpayer, financial-legal responsibility.

Responsibility for tax offences in its essence is a financial-responsibility. The tax-legal responsibility pursues the purposes to restore the broken right and to punish the infringer. This is due to the fact that tax law refers to public law, and the intruder of state power regulations must be punished. Responsibility for tax offences in its essence is a financial and legal responsibility. The tax-legal responsibility pursues the purposes to restore the broken right and to punish the infringer. This is due to the fact that tax law refers to public law, and the intruder of state power regulations must be punished. On the other hand, tax legal relations are property (money) relations. And this means that property damage caused to the state treasury can be compensated. Moreover, the state is more interested in reimbursing property damage, and not in punishing the offender.

Налоговые правонарушения в современный период развития российского государства представляют особую актуальность. Так, с точки зрения государства, налоговые правонарушения обладают фискальным характером: недополучение денежных средств в виде налогов и сборов по различным основаниям; с точки зрения налогоплательщиков, налоговые правонарушения несут рисковый характер: организации или физические лица подвержены допущению ошибок, в том числе при применении налогового законодательства.

В случае, когда субъектом налогового правонарушения выступает налогоплательщик либо юридическое лицо, наступает налоговая ответственность. Основанием налогово-правовой ответственности является совершение налогового правонарушения, предусмотренного Налоговым кодексом РФ.

В налоговом законодательстве отсутствует понятие «налоговой ответственности». Вместе с тем в юридической литературе используются понятия, как «налоговая ответственность», «ответственность за совершение налоговых правонарушений», «юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства», «ответственность за нарушения законодательства о

налогах и сборах». Ю.А. Крохина фактически отождествляет указанные термины, поддерживая при этом тезис о налоговой ответственности как о разновидности финансово-правовой ответственности [3, с.327].

Налоговая ответственность представляет собой «разновидность финансово-правовой ответственности. Финансово-правовая ответственность - это мера государственного принуждения, применяемая к физическим и юридическим лицам за нарушение ими своих финансовых обязательств перед государством» [8, с.52].

Налоговую ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности понимает, например, А.А. Гогин: «Налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, содержащим в себе позитивную и негативную формы реализации, которые, в свою очередь, имеют различные категории проявления и определенные границы. Налоговая ответственность имеет три основания: нормативное, фактическое и процессуальное, применяемые в строго изложенной последовательности. Отсутствие хотя бы одного из них делает применение мер ответственности нереальным. Налоговая ответственность выполняет не только превентивную и карательную функции, но и восстановительную» [2, с.6].

По мнению большинства экспертов, налоговая ответственность по своей природе является разновидностью административной. Существует точка зрения, что самостоятельная налоговая ответственность, имеющая финансово-правовую природу, отсутствует. У нее нет отраслевой специфики. Налоговая ответственность - подвид административной ответственности, поскольку административная ответственность универсальна и обеспечивает охрану разноотраслевых общественных отношений. Налоговые правонарушения - разновидность административного проступка [5, с.395].

Точки зрения об административно-правовой природе налоговой ответственности придерживаются также высшие судебные инстанции. Так, например, Конституционный Суд РФ в своем Определении отметил, что «штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции» [1].

В соответствии с этим регулирование ответственности на налоговые правонарушения иным кодексом, кроме КоАП РФ, нарушает целостность института административной ответственности и позволяет говорить о наличии самостоятельного вида юридической ответственности - налоговой [7, с.84].

Не соглашаясь с представленной точкой зрения, следует признать независимость налоговой ответственности от административной, и ее существование как разновидности финансово-правовой ответственности. В защиту данной позиции можно привести аргументы, высказанные рядом ученых:

- «имущественный характер налоговых санкций. В отличие от административной ответственности, применяющей санкции как имущественного, так и личного и организационного характера (арест, лишение специального права и др.), налогово-правовая ответственность использует только имущественные санкции: штрафы и пени;

- налоговые санкции применяются в связи с совершением налоговых правонарушений, составы которых содержатся в Налоговом кодексе РФ;

- налоговые санкции применяются только налоговыми органами;

- привлечение к налогово-правовой ответственности происходит в специфической процессуальной форме, предусмотренной Налоговым кодексом РФ. Статья 10 НК РФ устанавливает различный порядок привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и КоАП РФ;

- смешанный компенсационно-карательный характер налоговой ответственности» [4, с.358].

Налоговой ответственности присущи основные признаки юридической ответственности, что

позволяет говорить о ней как важном элементе системы юридической ответственности. В то же время она обладает некоторыми специфическими характеристиками, что продиктовано особенностями финансово-правовой ответственности.

Налоговый кодекс РФ также не отождествляет налоговую ответственность с административной, а, наоборот, проводит различие в производстве по делам о налоговых правонарушениях и в производстве по делам о нарушениях налогового законодательства, содержащих признаки административного правонарушения и преступления.

На самостоятельность налоговой ответственности и ее отграничение от административной ответственности влияет фискальный характер отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Налоговые правоотношения не могут быть обеспечены привычными мерами административного воздействия. Так, посредством применения карательных мер воздействия за налоговые правонарушения и стимулирования налогоплательщиков к уплате, используя негативные санкции в виде штрафов, пени и т.д., государство обрекает предпринимательство и население на отсутствие перспективы развития экономики и регрессу.

Согласно ст. 10 НК РФ, порядок привлечения к налоговой ответственности и производство по делам осуществляется в порядке, установленном гл. 14 и 15 НК РФ.

В Налоговом кодексе РФ понятие «возбуждение дела» отсутствует, но применяется в практической деятельности. Для возбуждения дела о налоговом правонарушении поводом в основном являются данные, выявленные в ходе налоговой проверки [6, с.41]. Таким образом, началом налогового правонарушения является акт налоговой проверки, который составляется по итогам контрольно-проверочных мероприятий, вне зависимости от факта выявления противоправного деяния. Данный акт проверки составляется и подписывается уполномоченным должностным лицом налогового органа.

Стадия рассмотрения налогового правонарушения в соответствии с Налоговым кодексом РФ значительно упрощена по сравнению с производством по делам об административных правонарушениях. Так, законодатель не выделят отдельно этап подготовки к рассмотрению дела, а само рассмотрение осуществляется соответствующим должностным лицом налогового органа единолично.

Согласно ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности должно быть принято в десятидневный срок со дня истечения пятнадцати дней (срок для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменных возражений по поводу акта налоговой проверки или по его отдельным положениям). Этот срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Итогом рассмотрения дела по существу является вынесение соответствующего решения либо о привлечении к ответственности, либо в отказе в привлечении лица за правонарушения в налоговой сфере и его оглашение. В Налоговом кодексе РФ не имеется подробного разбора структуры решения по делу.

Налоговый орган может выносить два вида решений, в которых устанавливается факт совершения налогового правонарушения. Первый вид решений предусмотрен правилами ст. 101 НК РФ. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении должно быть установлено:

1) что налоговое нарушение совершено лицом, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки;

2) выявленное нарушение образует состав налогового правонарушения;

3) в материалах дела имеются все необходимые и достаточные основания для привлечения лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

По правилам ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые предусмотрена Налоговым кодексом РФ, составляется акт по установленной форме. Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, составляет уполномоченное должностное лицо налогового органа, ведущее производство по делу о налоговом правонарушении. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налогового правонарушения. Такой акт является вторым видом решений, в которых устанавливается факт совершения налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 дней с момента его вынесения. В случае если лицо не подало апелляционную жалобу, оно вправе это сделать в течение года с момента вступления решения в законную силу. Жалоба рассматривается в течение одного месяца.

Последующей стадией является обжалование решений, порядок которого закреплен ст. 101.2 НК РФ. Данная стадия включает несколько этапов: подача жалобы, рассмотрение жалобы, вынесение решения, доведение решения до сведения.

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц определяется, в частности, гл. 19 НК РФ. В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их

должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Статья 138 НК РФ определяет, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ, которая устанавливает, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Таким образом, нормы Налогового кодекса РФ устанавливают и предварительный, и последующий контроль над вынесенным решением, т.е. после его вступления в законную силу.

В заключении отметим, что налогово-правовая ответственность преследует цели восстановить нарушенное право и покарать нарушителя. Это объясняется тем, что налоговое право относится к праву публичному, и нарушитель властных предписаний государства должен подвергаться карающему воздействию. С другой стороны, налоговые правоотношения - это отношения имущественные (денежные). А это значит, что имущественный ущерб, причиненный казне государства, может быть компенсирован. Причем государство в большей степени заинтересовано именно в возмещении имущественного ущерба, а не в наказании правонарушителя.

Литература и источники

1. Определение Конституционного Суда РФ от 05 июля 2001г. № 130-О «По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» II Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. №1.

2. Гогин А.А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. б.

3. Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник для бакалавров. M.: Юрайт, 2013. С. 327-346.

4. Кустова M. В., Ногина О. А., Шевелева Н. А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник I Отв. ред. Н. А. Шевелева. M., 2001. С. 358.

5. Налоговое право: Учебник I Под ред. С. Г. Пепеляева. M., 2005. С. 395-396.

6. Панов А.Б. Особенности административной ответственности за налоговые правонарушения II Административное право и процесс. 2014. № б. С. 41-46.

7. Сидорович Ю.С. Ответственность за совершение налоговых правонарушений и ее место в системе юридической ответственности!! Юриспруденция. 2010. № 3 (19). С. 84.

8. Финансовое право: Учебник I Под ред. Е.Ю. Грачевой. M., 2003. С. 52.

References and Sources

1. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 05 iyulya 2001g. № 130-0 «Po zaprosu Omskogo oblastnogo suda o proverke konstitucionnosti polozheniya punkta 12 stat'i l Zakona Rossijskoj Federacii «O nalogovyh organah Rossijskoj Federacii» II Vestnik Konstitucionnogo Suda RF. 2002. №1.

2. Gogin A.A. Teoretiko-pravovye voprosy nalogovoj otvetstvennosti: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2002. S. 6.

3. Krohina YU.A. Nalogovoe pravo: Uchebnik dlya bakalavrov. M.: YUrajt, 2013. S. 327-346.

4. Kustova M. V., Nogina O. A., SHeveleva N. A. Nalogovoe pravo Rossii. Obshchaya chast': Uchebnik / Otv. red. N. A. SHeveleva. M., 2001. S. 358.

5. Nalogovoe pravo: Uchebnik / Pod red. S. G. Pepelyaeva. M., 2005. S. 395-396.

6. Panov A.B. Osobennosti administrativnoj otvetstvennosti za nalogovye pravonarusheniya // Administrativnoe pravo i process. 2014. № б. S. 41-46.

7. Sidorovich YU.S. Otvetstvennost' za sovershenie nalogovyh pravonarushenij i ee mesto v sisteme yuridicheskoj otvetstvennosti// YUrisprudenciya. 2010. № 3 (19). S. 84.

8. Finansovoe pravo: Uchebnik / Pod red. E.YU. Grachevoj. M., 2003. S. 52.

БАБАЯН ЗАРИНЕ МКРТИЧЕВНА - аспирант кафедры публичного права ССЭИ (филиал) РЭУ имени Г.В. Плеханова

BABAYAN, ZARINE M. - Ph.D. student, Department of the Public Law? Saratov Social-Econamic Institute (branch) of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanova (zarine.k@yandex.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.