Научная статья на тему 'Ответственность, ответственная зависимость и профессиональная деформация у сотрудников правоохранительных органов'

Ответственность, ответственная зависимость и профессиональная деформация у сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
464
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность, ответственная зависимость и профессиональная деформация у сотрудников правоохранительных органов»

Пспхопогпчсскпс

аспекты

напвяженностп

1Г К0##Ф#7ИКГ0#70ГИ1Г

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Доктор психол. наук, профессор В. П. Прядеин

Уральский юридический университет,

Н. В. Кожевникова

УК ГУВД по Свердловской области

Как правило, под ответственностью понимают гарантирование субъектом достижения результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести. В праве основополагающий принцип ответственности состоит в том, что это ответственность за вину, т. е. за умышленно или по не осторожности совершенное предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (2).

Вместе с тем при взаимоотношениях типа «руководитель -подчиненный» всегда выступает ситуация ответственной зависимости, когда исполнитель знает, что за невыполнение своих функциональных обязанностей или порученного дела он может получить взыскание. Другими словами, речь идет об исполнительской дисциплине. Под исполнительностью мы понимаем степень точности и полноты реализации порученного к намеченному сроку. При этом исполнительность может быть выше, например, у внешне прилежных, но безответственных субъектов, т. е. многое здесь зависит от стимулов (наказания, поощрения, продвижения по службе и т. п.).

Напрашивается предположение, что относительно автономно существуют несколько типов ответственности. Ответственность как базовое качество личности одна, но как и в случае исполнительности имеются разные уровни ее развития и проявления: от внутренней, как высшей стадии ответственности (1, 110-134), когда субъект не может поступить иначе, до полной безответственности за дела и поступки. С точки зрения деятельностного подхода можно говорить об объективной ответственности - оценке действий субъекта по материальным результатам и отклонению от норм и правил, без учета намерений исполнителя (10, 148-154) и о субъективной ответственности - оценке действий субъекта с учетом его намерений и мотивов (11,27-30).

В целом, в контексте приведенных рассуждений, мы должны иметь в виду и тот факт, что ответственность как системное качество личности имеет свое «представительство» в подсознании человека (6). В определенные моменты она как бы актуализируется из потенциальной в реальную. И только по актуальному, внешнему проявлению мы можем говорить о наличии ответственности у субъекта. Без внешнего проявления ответственность теряет свой смысл, она остается «вещью

в себе». Диапазон этого проявления достаточно широк. От эгоцентризма - достижения субъектно-личностного результата исключительно в собственных интересах до альтруизма - бескорыстного оказания помощи и достижения общественно значимого ответственного результата.

В предлагаемом определении ответственности может вызвать сомнение необходимость положения о «самостоятельности принимаемого решения». В этой связи встает резонный вопрос: «Поскольку, как и в армии (в большей степени), органы внутренних дел руководствуются принципом “приказ начальника - закон для подчиненного”, есть ли место ответственности в системе правоохранительных органов для рядового и сержантского состава?» Ведь за исполнительность подчиненных и отданные распоряжения несет ответственность непосредственный начальник. Однако роль исполнителя отнюдь не сводится к роли пешки. Мы перешагнули ту черту, когда насаждалась и всячески поощрялась роль слепого исполнителя чужой воли. Когда народ руководствовался лозунгами типа: «Пария - наш рулевой», «Народ и партия едины», «Партия сказала: “Надо”, комсомол ответил: “Есть”» и т. п. Ког-та проттветала номенклатура, действовавшая по принципу | Когда проявление инициативы и | ггей было наказуемым и расцени-оит лишь вспомнить академика элженицына). В наше время даже |Нного подчинения есть право выполнения заведомо преступного | Более того, если милиционер при не будет самостоятельно оцени-пичные варианты достижения по-^етственность на себя, он не спра-?ей.

Основой ответственности является вера в себя, свои силы, способность сделать правильный выбор и уверенность в том, что ты свободен в этом выборе. Подчеркнем: выборе, не противоречащем нормам права и гуманистических отношений между людьми. Свобода, как известно, это осознанная необходимость. Безусловно, взятие ответственности на себя и ее реализация сотрудником ОВД, как и любым другим гражданином, невозможна без такого качества, как ответственность.

В данном случае мы вплотную приблизились к понятию профессиональной ответственности (ответственности милиционера, учителя, врача и т. п.), определены моменты ответственной зависимости. Структура профессиональной ответственно сти может быть представлена тремя компонентами (7; 8,51-54):

- субъект ответственности («кто отвечает»);

- объект ответственности («за что отвечает»);

- инстанция ответственности («перед кем отвечает»).

Однако специфика данной структуры применительно к

деятельности сотрудников органов внутренних дел заключается в следующем.

Милиционер как субъект ответственности является не частным лицом, а гражданином, наделенным государством

определенными полномочиями и правами. Как представитель власти он не только несет ответственность за правоправность своей деятельности, но и отвечает за соблюдение законности другими гражданами. Инстанцией, перед которой милиционер несет ответственность, могут быть как отдельные субъекты (вышестоящие начальники и граждане), так и коллективы, общество в целом.

Другими словами, любой поступок милиционера (на службе), в отличие от других граждан, является социально значимым и ответственным. За ошибки, совершенные в процессе выполнения функциональных обязанностей, не только сам милиционер, но и его непосредственный начальник несут ответственность в виде наказания. Таким образом, милиционер как представитель власти наделен не только правами, но и ответственностью за их реализацию в самых разнообразных ситуациях. В этой связи с остротой встает вопрос об отборе сотрудников для службы в правоохранительных органах. Таких, у которых изначально присутствует или требует незначительной коррекции или развития качество ответственности.

По мнению ученых, воспитать ответственность - значит научить субъекта осознавать соотношение прав и обязанностей, «свободы и несвободы одновременно» (4,60-72); это значит, что субъект должен прийти к пониманию того, что человек не только свободен, но и ответственен (9). Эго значит, что человек должен уметь делегировать ответственность и брать ее на себя с осознанием того, что никто, кроме него, это не сделает, что это единственно правильный моральный выбор для него, без осуществления которого его будет мучить совесть. По сути, воспитать ответственность - значит задать себе вопрос: «Если не я, то кто?» и остановить свой выбор на себе, осознавая всю меру ответственности за этот выбор.

Вместе с тем в процессе выполнения одной и той же деятельности у субъекта появляются как позитивные, так и негативные качественные изменения (новообразования, структуры). Под профессиональной деформацией личности обычно понимают деструктивные изменения качеств и структуры личности в ходе продолжительной профессиональной деятельности. Э. Ф. Зееру (3) принадлежит мысль о том, что многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформации личности, затрудняющей или снижающей продуктивность выполнения трудовых операций. Эта мысль, на наш взгляд, выглядит далеко не бесспорной в связи с тем, что не берутся во внимание такие личностные характеристики, как честь, совесть, долг, ответственность и др., которые препятствуют личностной деформации. Наконец, не надо сбрасывать со счета любви к выполняемому делу, профессиональной гордости, которая не позволяет опуститься ниже заданного уровня. Обладатель личного клейма никогда не допустит брака, учитель высшей аттестационной категории не совершит ошибок, свойственных новичкам, ми-лиционер-профессионал, милиционер по призванию (в хорошем смысле слова «фанат») может успешно противостоять даже отрицательным социальным воздействиям (низкая зарплата) и заманчивым предложениям.

Мы считаем, что деформация личности в процессе выполнения функциональных обязанностей может иметь два основных вида, каждый из которых проявляется в двух формах:

негативная - деформация как деструкция, т. е. нарушение, разрушение нормальной структуры психики и позитивных отношений с окружающими:

а)упругая - относительно стабильные, регулярно повторяющиеся негативные проявления психики; позитивные, ситуативные проявления измененной психики исчезают после удаления воздействия соответствующих раздражителей (проявление доброты при наличии посторонних; живет как бы двойной жизнью - на работе и дома; положительное отношение к «значимым» людям и негативное - к окружающим, подчиненным и т. п.);

б) пластическая деформация - постоянная, сохраняющая свою новую, преобразованную негативную структуру психика.

позитивная - деформация как изменение существующей негативной структуры психики или отдельных черт характера:

а) упругая - временные проявления, «вкрапления» негативных проявлений психики;

б) пластическая - постоянство проявления вновь приобретенных положительных характеристик, стирание «следов» предшествующей негативной структуры; приобретенные качества становятся внутренними убеждениями, мотивами действия.

Данные виды деформации личности зависят от сочетания:

- социальных условий (общественная система, служебное положение, статус, стиль руководства вышестоящего начальства, наличие традиций, степень сплоченности коллектива и т. п.);

- психологических особенностей личности (акцентуации характера, агрессивность, мотивация, внушаемость, ответственность, самооценка, уровень притязаний, способности, интеллект и т. п.);

- физиологических оснований (свойств темперамента, особенностей высшей нервной деятельности, взаимодействия сигнальных систем и т. п.);

- специфических качеств «карьериста» (зависть; завышенный уровень притязаний и самооценки; стремление к обогащению; стремление к превосходству, доминированию, власти и т. п.).

Соответственно, необходимо учитывать стаж работы в данной профессии, возраст, пол.

Одним из возможных механизмов деформации личности может являться депривация, т. е. лишение возможности в течение достаточно длительного времени удовлетворения (или частичного удовлетворения) какой-либо психологической или физиологической потребности.

К разряду других явлений, способствующих деформации личности, на наш взгляд, можно отнести деперсонализацию - состояние неадекватного самовосприятия, отчужденности от самого себя, собственного «Я». Попытаемся проследить возможные пути профессиональной деформации у лиц, связанных, с одной стороны, общей задачей - воспитательной, а с другой - противоположными задачами, созидательными и карательными, на примере профессии учителя и милиционера. О том, что эта проблема не носит надуманного характера, свидетельствует высказывание Э. Ф. Зеера: «Среди работников социальной сферы, правоохранительных органов, врачей, учителей часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность» (3,169).

Мы не будем вдаваться в детальное рассмотрение мотивации прихода субъекта в ту или иную профессию: сеять вечное, доброе в умы и сердца детей; очистить общество от скверны и преступности; заработать на хлеб насущный (иногда это является фактором последующей профессиональной деформации). Попытаемся рассмотреть возможную профессиональную деформацию человека, пришедшего в ту или иную профессию. Источником информации явились изучение научных источников, наблюдение, личный опыт работы в школе, а также беседы и общение с лицами рассматриваемых профессий в разные периоды их социального становления и карьерного роста.

Основное назначение учителя - обучение и воспитание подрастающего поколения. В процессе деятельности наряду с выработкой индивидуального стиля деятельности и ростом профессионального мастерства происходит и профессиональная деформация личности педагога. Э. Ф. Зеер (3) к ним относит:

1) авторитарность - отказ от сотрудничества, самоанализа, самоконтроля. Единоличное управление учебным процессом; тяготение к наказаниям;

2) демонстративность - стремление быть на виду, привлекать к себе внимание, нравиться;

3) дидактичность - стремление все объяснить, нравоучения, назидания не только в школе, но и за ее пределами («занудство»);

4) догматизм (педагогический) - ориентация на собственный опыт, склонность к упрощению проблем, пренебрежительное отношение к науке;

5) доминантность - удовлетворение потребности во власти, подавление и самоутверждение за счет учеников;

6) индифферентность (педагогическая) - эмоциональная усталость, сухость, педагогическое равнодушие, основанные на личном отрицательном опыте;

7) консерватизм (педагогический) - стереотипные приемы воздействия, штампы; настороженность к инновациям, реформам;

8) агрессия (педагогическая) - приверженность к «карательным» педагогическим воздействиям, принуждение, ирония, насмешки, ярлыки;

9) ролевой экспансионизм - тотальная погруженность в профессию, преувеличение значения преподаваемого предмета;

10) социальное лицемерие - морализирование, неискренность чувств и отношений;

11) поведенческий трансфер - присваивание от учащихся отдельных форм поведения.

Не будет большой натяжкой, если эти разновидности деформации мы отнесем и к сотрудникам милиции. Однако негативным является тот факт, что усвоенные, закрепленные на уровне доминанты, реализуемые стереотипно и на высоком уровне автоматизма профессиональные деформации личности педагога, милиционера, встраиваются в структуру деятельности и при переходе на вышестоящую должность. Происходит как бы сращивание деформированной личности и профессии, профессионально значимых качеств. В итоге страдает не столько такое качество человека, как профессионализм, сколько окружающие люди и подчиненные.

Главным звеном, определяющим фактором деформации личности является сама профессиональная деятельность. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель... У следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката- профессиональная изворотливость, у прокурора - об-винительность (3).

Остановимся подробно на работниках медицинских вытрезвителей. Не секрет, что одной из существенных статей пополнения государственного бюджета является торговля спиртными напитками. По последним данным, на каждого жителя страны в среднем приходится порядка 11л выпиваемого спирта. Еще не так давно в вытрезвителях практиковалось: холодный душ - в результате простуда; стрижка головы наголо - ущемление личного достоинства; фотографии в транспорте - почти как у разыскиваемых преступников; лиц, выражавших протест, привязывали в специальном кресле или «стреноживали» (привязывали за спиной руки к ноге); не желающим раздеваться выворачивали руки и раздевали насильно. В последнее время вытрезвители приняли более «цивилизованные» формы. В них не увидишь бомжей, лиц, справивших естественные надобности в исподнее, и т. д., т. е. там вполне приличное общество субъектов, способных оплатить «медицинские услуги», отказаться от которых практически нельзя, - в лучшем случае они получат дополнительный штраф за сопротивление властям. Суть услуг сводится к следующему: предоставление топчана на ночь; при проявлении сверхнастойчивости (продолжительный стук в дверь) могут выпустить в туалет или дать воды; услуги врача - при определении степени опьянения заставляют, как правило, присесть несколько раз с закрытыми глазами, руки вытянуты вперед, пятки и носки ступней вместе.

Не всякому, даже трезвому человеку, это по силам, не говоря о пожилых и слегка выпивших людях (расстройство вестибулярного аппарата). Последствия - денежный штраф, возможная «утеря» других денег, сообщение по месту работы. Другими словами, несет полную ответственность только пациент. Иных вариантов нет.

Вспомним классический Стенфордский тюремный эксперимент. Ф. Зимбардо вынужден был его прервать через шесть дней и ночей после начала. Поводом для прекращения исследования послужили не только слезы Кристины («То, что вы делаете с этими ребятами, ужасно»), хотя они «нарушили консенсус “огрупленного мышления”, благодаря которому мы отгородились от внешних нормативных стандартов и от своих собственных моральных и человеческих ценностей» (цит. по: 5, 296-320), но и высокомерие, агрессивность, жестокость и злоупотребление властью надзирателей. Всего шесть дней. Что же говорить о людях, работающих годами в столь специфическом учреждении, как медвытрезвитель?

Другими словами, хочет этого или нет, но у милиционера, работника спецучреждения происходит изменение отношения к пациенту: от понимания того, что пьяный - это человек, которому надо проспаться или которого надо уберечь от возможного ограбления, к восприятию пациента как средству пополнения бюджета. Безусловно, по мере карьерного роста у такого сотрудника сохранится синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной деятельностью подчиненных. В правоохранительных органах, как ни в какой другой профессии, необходим не только жесткий отбор и контроль за возможными деструктивными изменениями личности, но и ротация кадров, вплоть до увольнения лиц, не прошедших проверки временем (превышающих должностные полномочия, нарушающих законность). Без решительных мер в этом направлении авторитет сотрудников МВД еще долго будет находиться на низком уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абулъханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М., 1989.

2. Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. - М., 1989.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие. -Екатеринбург, 1997.

4. Ильин В. В., Разумов А. Е. Догматизм теории - дефицит ответственности. Философия и некоторые уроки прошлого // Коммунист. - 1988. - № 12.

5. Пайне Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб., 2000.

6. Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности: учебное пособие. - Екатеринбург, 2001.

7. Рудковский Э. И. Свобода и ответственность личности. -Минск, 1979.

8. Сидорова Т. Н. Исследование особенностей когнитивного и поведенческого компонентов социальной ответственности // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. - М., 1987.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

10. Хелкама К. Развитие ответственности в онтогенезе // Проблемы психологии личности: Советско-финский симпозиум. - М., 1982.

11. Хелкама К. Моральное развитие и личность// Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.