Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПЕРЕМЕННЫЕ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ / ТИПЫ / СОТРУДНИКИ СУДОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинов Сергей Иванович, Кудинов Станислав Сергеевич, Бурцев Антон Олегович

В статье освещаются результаты эмпирического исследования, характеризующие особенности профессиональной самореализации сотрудников судов с разными типами ответственности как профессионально важного качества личности. В теоретическом обосновании статьи проведен краткий обзор исследований по самореализации в контексте проблемы профессионализации личности. Ответственность рассматривается как профессионально важное качество личности, обеспечивающее безотлагательное выполнение профессиональных обязанностей и деловых поручений на высоком качественном уровне. Методологической основой выступили системный подход, разрабатываемый отечественными психологами (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. А. Барабанщиков, А. В. Карпов, А. И. Крупнов, Б. М. Ломов и др.), системно-функциональная концепция исследования свойств личности и черт характера (А. И. Крупнов); полисистемная концепция самореализации личности (С. И. Кудинов). В эмпирическом исследовании приняли участие сотрудники судов, помощники судей и секретари. Статистический анализ результатов эмпирического исследования переменных ответственности с помощью кластерного анализа позволил выделить три кластера. Было установлено, что совокупность конкретных составляющих ответственности и уровень их выраженности образуют активно-ответственный, пассивно-ответственный и формально-ответственный типы проявления профессиональной ответственности у сотрудников судов. Выделенные типы характеризуют качественные индикаторы ответственного поведения специалистов. В результате использования факторного анализа было определено, что разные типы ответственного поведения избирательно соотносятся с показателями самореализации сотрудников судов. Наиболее успешно самореализация в профессиональной деятельности осуществляется у сотрудников судов с активным типом ответственности. Выявленные особенности соотношения профессиональной ответственности и самореализации сотрудников судов в служебной деятельности выступают ключевыми факторами при разработке программ психологического сопровождения специалистов как в период профессионального обучения, так и на разных этапах профессионализации, направленных на развитие личностного ресурса сотрудников и активизацию потенциальных возможностей с целью обеспечения успешности самореализации в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудинов Сергей Иванович, Кудинов Станислав Сергеевич, Бурцев Антон Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY AS A PREREQUISITE FOR PROFESSIONAL SELFREALIZATION OF EMPLOYEES OF THE JUDICIAL SYSTEM

The article highlights the results of an empirical study characterizing the features of professional selfrealization of court employees with different types of responsibility as a professionally important personality quality. In the theoretical substantiation of the article, a brief review of research on selfrealization in the context of the problem of professionalization of personality is carried out. Responsibility is considered as a professionally important quality of a person, ensuring the immediate fulfillment of professional duties and business assignments at a high quality level. The methodological basis was a systematic approach developed by domestic psychologists K. A. AbulkhanovaSlavskaya, B. G. Ananyev, A. G. Asmolov, V. A. Barabanshchikov, A. V. Karpov, A. I. Krupnov, B. M. Lomov, etc.), a systemfunctional concept of the study of personality properties and character traits (A. I. Krupnov); a polysystem concept selfrealization of personality (S. I. Kudinov). The empirical study was attended by court staff, assistant judges and secretaries. Statistical analysis of the results of an empirical study of responsibility variables using cluster analysis allowed us to identify three clusters. It was found that the totality of specific components of responsibility and the level of their severity form the activeresponsible, passiveresponsible and formallyresponsible types of manifestation of professional responsibility among court employees. The selected types characterize qualitative indicators of responsible behavior of specialists. As a result of the use of factor analysis, it was determined that different types of responsible behavior selectively correlate with indicators of selfrealization of court employees. The most successful selfrealization in professional activity is carried out by employees of courts with an active type of responsibility. The revealed features of the correlation of professional responsibility and selfrealization of court employees in their official activities are key factors in the development of psychological support programs for specialists both during professional training and at different stages of professionalization, aimed at developing the personal resource of employees and activating potential opportunities in order to ensure the success of selfrealization in the profession.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ»

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 159.9.07:347.962.6

doi: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).039-051

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Сергей Иванович Кудинов1, Станислав Сергеевич Кудинов2, Антон Олегович

Бурцев3

1 2 Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва, Россия

3 Академия управления МВД России, г. Москва, Россия

1 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-2117-6975

2 Kudinov [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1515-8754

3 burcev [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1279-5720

Аннотация. В статье освещаются результаты эмпирического исследования, характеризующие особенности профессиональной самореализации сотрудников судов с разными типами ответственности как профессионально важного качества личности. В теоретическом обосновании статьи проведен краткий обзор исследований по самореализации в контексте проблемы профессионализации личности. Ответственность рассматривается как профессионально важное качество личности, обеспечивающее безотлагательное выполнение профессиональных обязанностей и деловых поручений на высоком качественном уровне. Методологической основой выступили системный подход, разрабатываемый отечественными психологами (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. А. Барабанщиков, А. В. Карпов, А. И. Крупнов, Б. М. Ломов и др.), системно-функциональная концепция исследования свойств личности и черт характера (А. И. Крупнов); полисистемная концепция самореализации личности (С. И. Кудинов). В эмпирическом исследовании приняли участие сотрудники судов, помощники судей и секретари. Статистический анализ результатов эмпирического исследования переменных ответственности с помощью кластерного анализа позволил выделить три кластера. Было установлено, что совокупность конкретных составляющих ответственности и уровень их выраженности образуют активно-ответственный, пассивно-ответственный и формально-ответственный типы проявления профессиональной ответственности у сотрудников судов. Выделенные типы характеризуют качественные индикаторы ответственного поведения специалистов. В результате использования факторного анализа было определено, что разные типы ответственного поведения избирательно соотносятся с показателями самореализации сотрудников судов. Наиболее успешно самореализация в профессиональной деятельности осуществляется у сотрудников судов с активным типом ответственности. Выявленные особенности соотношения профессиональной ответственности и самореализации

© Кудинов С. И., Кудинов С. С., Бурцев А. О., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

сотрудников судов в служебной деятельности выступают ключевыми факторами при разработке программ психологического сопровождения специалистов как в период профессионального обучения, так и на разных этапах профессионализации, направленных на развитие личностного ресурса сотрудников и активизацию потенциальных возможностей с целью обеспечения успешности самореализации в профессии.

Ключевые слова: профессиональная ответственность, личность, самореализация, характеристики, переменные, составляющие, типы, сотрудники судов

Для цитирования

Кудинов С. И., Кудинов С. С., Бурцев А. О. Ответственность как предпосылка профессиональной самореализации сотрудников судебной системы // Прикладная юридическая психология. 2023. № 2(63). С. 39-51. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).039-051.

Original article

SELFREALIZATION OF EMPLOYEES OF THE JUDICIAL SYSTEM

Sergej Ivanovich Kudinov1, Stanislav Sergeevich Kudinov2, Anton Olegovich Burcev3

12 Peoples' Friendship University of Russia (RUDN), Moscow, Russia

3 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-2117-6975

2 Kudinov [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1515-8754

3 burcev [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1279-5720

Abstract. The article highlights the results of an empirical study characterizing the features of professional selfrealization of court employees with different types of responsibility as a professionally important personality quality. In the theoretical substantiation of the article, a brief review of research on selfrealization in the context of the problem of professionalization of personality is carried out. Responsibility is considered as a professionally important quality of a person, ensuring the immediate fulfillment of professional duties and business assignments at a high quality level. The methodological basis was a systematic approach developed by domestic psychologists K. A. AbulkhanovaSlavskaya, B. G. Ananyev, A. G. Asmolov, V. A. Barabanshchikov, A. V. Karpov, A. I. Krupnov, B. M. Lomov, etc.), a systemfunctional concept of the study of personality properties and character traits (A. I. Krupnov); a polysystem concept selfrealization of personality (S. I. Kudinov). The empirical study was attended by court staff, assistant judges and secretaries. Statistical analysis of the results of an empirical study of responsibility variables using cluster analysis allowed us to identify three clusters. It was found that the totality of specific components of responsibility and the level of their severity form the activeresponsible, passiveresponsible and

15454263

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

formallyresponsible types of manifestation of professional responsibility among court employees. The selected types characterize qualitative indicators of responsible behavior of specialists. As a result of the use of factor analysis, it was determined that different types of responsible behavior selectively correlate with indicators of selfrealization of court employees. The most successful selfrealization in professional activity is carried out by employees of courts with an active type of responsibility. The revealed features of the correlation of professional responsibility and selfrealization of court employees in their official activities are key factors in the development of psychological support programs for specialists both during professional training and at different stages of professionalization, aimed at developing the personal resource of employees and activating potential opportunities in order to ensure the success of selfrealization in the profession.

Keywords: professional responsibility, personality, selfrealization, characteristics, variables, components, types, employees of courts

For citation

Kudinov, S. I., Kudinov, S. S. & Burcev, A. O. 2023, 'Responsibility as a prerequisite for professional selfrealization of employees of the judicial system', Applied legal psychology, iss. 2(63), рр. 39-51, doi: 10.33463/20728336.2023.2(63).039-051.

Проблема самореализации субъекта труда активно разрабатывается в современных отечественных исследованиях. Получив импульс к развитию в контексте гуманистической психологии, данный феномен привлек внимание специалистов разных направлений и научных школ психологии. Пожалуй, ни одна классическая психологическая школа не обошла стороной вопросы самоактуализации и самореализации субъекта деятельности. Однако наиболее пристальное внимание к этой проблеме в отечественной психологической науке обнаруживается лишь в середине XX в. Исследование данного вопроса осуществлялось в контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского, де-ятельностного подхода А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, системного подхода Б. Ф. Ломова, в рамках концепции личности как активного субъекта жизни и деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, С. Л. Рубинштейн и др.). Понятие самореализации на первом этапе рассматривалось через такие дефиниции, как самоопределение, саморазвитие, са-

мосозидание, активность и др. (К. А. Абульха-нова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмо-лов, М. Р. Гинзбург, В. В. Горбачева и др.).

В конце XX - начале XXI столетия отмечается рост научных публикаций и диссертационных исследований по проблеме самореализации, где этот феномен анализируется как отдельный предмет изучения (Л. А. Анцыферова, Э. В. Галажинский, Р.А.ЗобовиВ.Н.Келасьев,Л. А.Коростыле-ва, С. И. Кудинов, Д. А. Леонтьев, Л. И. Ожигова, Н. Г. Шевченко и др.). При исследовании самореализации разные авторы стремятся обосновать сущность данного образования, определяя его как цель, основной мотив, процесс и т. д. В работах Д. А. Леонтьева самореализация предстает как процесс опредмечивания сущностных сил человека [15]. В исследованиях Э. В. Галажинского, Л. А. Коростылевой, С. И. Кудинова самореализация рассматривается как системное образование [7, 9, 12].

В настоящее время наиболее широко представлены работы, выполненные в контексте системного подхода, в которых анализируются не только отдельные со-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ставляющие феномена, но и структурный механизм самореализации, ее внутренние и внешние детерминанты, уровни, виды и формы, а также индивидуально-психологическая специфичность проявления. В ряде исследований в качестве детерминации процесса самореализации выступают различные личностные ресурсы. Так, в диссертации Э. В. Галажинского таким ресурсом выступает ригидность личности как общесистемное свойство [7]. В исследовании Л. А. Коростылевой в качестве ресурсов самореализации предстают определенные усилия, совместное творчество, совместная деятельность, а самореализация выступает как цель, состояние и результат. Цель, по мнению автора, - это личные достижения, чувство удовлетворенности, а результат - успешность и наличие определенных свойств личности [9].

В диссертационном исследовании К. В. Архипочкиной в качестве детерминации самореализации педагогов-психологов выступает специфическая совокупность свойств темперамента. Она выделила пластично-энергический, ригидно-интро-вертированный и уравновешенный типы свойств темперамента, которые избирательно оказывают воздействие на механизм и закономерности самореализации субъекта деятельности [2].

В работах С. С. Белоусовой и С. Р. Айба-зовой в основе таких ресурсов определены ценности, смыслы личности, духовно-нравственная сфера личности. В исследовании С. Р. Айбазовой установлено, что совокупность различных ценностей избирательно детерминирует специфику самореализации медицинских работников [3]. В диссертации С. С. Белоусовой доказано различное влияние религиозного духовно-нравственного, светского духовно-нравственного и эгоцентрического самосознания на успешность самореализации педагогов. Исследователь установила специфику структурной организации со-

ставляющих самореализации у педагогов с разными типами самосознания [5].

При исследовании влияния настойчивости на успешность самореализации Н. П. Авдеев доказал, что студенты, испытывающие трудности в проявлении настойчивости, отличаются низкими показателями в успешности самоосуществления и не всегда адекватно способны воспринимать окружающие обстоятельства. В то время как их сокурсники, демонстрирующие выраженное настойчивое поведение, отличались позитивным восприятием результатов самореализации и более широкой сферой самовыражения в разных жизненных пространствах [1].

Не менее интересные результаты были получены С. М. Хаммад при исследовании самореализации респондентов в трудных жизненных ситуациях на выборке палестинских беженцев с разными показателями жизнестойкости. Она установила, что уровень выраженности данного качества личности оказывает существенное влияние на успешность самореализации личности, находящейся в трудных для жизни обстоятельствах. Наиболее высокие показатели успешности самореализации были зафиксированы у беженцев с активно-вовлеченно-рисковым типом жизнестойкости [17].

В исследовании И. В. Кулишевской были проанализированы особенности самореализации сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) с разными доминирующими копинг-страте-гиями. В ходе исследования автор выделила деструктивный, избегающий и конструктивный паттерны поведения сотрудников. На основе анализа эмпирического материала исследователь доказала, что сотрудники ФСИН России с деструктивной моделью поведения отличаются неадаптированными формами поведенческого репертуара, манифестирующими конфронтацию и дистанцирование. Респонденты с избега-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ющим паттерном поведения характеризуются дистанцированием от окружающих, в то время как персонал с конструктивным типом поведения проявляет выраженный самоконтроль, ответственность и целепо-лагание. Исследователь доказывает, что наиболее успешно самореализация осуществляется у сотрудников с конструктивным типом копинг-стратегий [14].

Среди других работ, посвященных данной проблеме, можно выделить исследование И. В. Костаковой. Автор проанализировала роль общительности в успешности самореализации студентов. В результате эмпирического исследования было установлено, что наиболее успешно реализуются студенты с выраженными показателями общительности за счет открытости, внимательного отношения к окружающим, широкого круга контактов, позитивного восприятия оппонентов и т. д. [10].

Представленные исследования показывают существенную роль личностных качеств в успешности самоосуществления субъекта деятельности. Ответственность как базовое свойство личности оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности и имеет длительную историю исследования некоторыми учеными: Э. Фроммом, К. Муздыбаевым, Л. И. Демен-тием, В. П. Прядеиным и др. В то же время специальных исследований по выявлению взаимозависимости ответственности и самореализации личности не проводилось.

Результаты исследования и их обсуждение

Эмпирическое исследование проводилось в период с 2021 по 2022 год. В качестве респондентов выступили сотрудники судебной системы, секретари судов, помощники судей. Всего было задействовано 179 человек в возрасте 23-32 лет, из которых 123 женщины и 56 мужчин. Все респонденты имели высшее юридическое образование и стаж работы в должности от 1 года до 10 лет.

В качестве эмпирического метода исследования использовалось тестирование. При изучении ответственности применялись разработанная и стандартизированная методика А. И. Крупнова «Тест суждений ответственности», а также параллельные формы методики «Бланковый тест» и «Экспресс-шкальная методика ответственности». Указанные методики отвечают требованиям надежности и ва-лидности, широко используются в современных исследованиях. Дополнительно применена авторская стандартизированная анкета «Самооценка профессиональной ответственности личности». Для выявления показателей самореализации была использована методика С. И. Кудинова «Многомерный опросник самореализации личности» (МОСЛ). Методика стандартизирована, соответствует требованиям валидности и надежности [13].

В качестве методов математико-статистической обработки результатов эмпирического исследования использовались критерий Колмогорова - Смирнова, t-критерий Стьюдента, факторный и кластерный анализ (программа SPSS 11.5).

Данные эмпирического исследования показателей ответственности с последующей обработкой с помощью кластерного анализа представлены на рисунке. Использовался частный вид кластерного анализа - метод средних К.

В результате кластерного анализа было выделено три кластера в соответствии с доминированием отдельных составляющих ответственности, условно обозначенных как активно-ответственный, пассивно-ответственный и формально-ответственный типы. В активно-ответственный тип вошли 63 сотрудника, где в качестве системообразующих характеристик ответственности выступают когнитивно-волевые, мотивационно-результатив-ные и эмоционально-конативные параметры, характеризующие осмысленное про-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

зо

25 20 15 10 5 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

-Активно-отвественный тип --Пассивно-отвественный тип

....... Формально-отвественный тип

Рис. Выраженность показателей ответственности в разных кластерах по методике А. И. Крупнова «Тест суждений ответственности»: 1 - социально значимые цели;

2 - личностно значимые цели; 3 - эргичность; 4 - аэргичность; 5 - стеничность;

6 - астеничность; 7 - интернальность; 8 - экстернальность; 9 - социоцентрическая мотивация; 10 - эгоцентрическая мотивация; 11 - осмысленность; 12 - осведомленность; 13 - предметно-деятельностная результативность; 14 - субъектно-личност-ная результативность; 15 - операциональные трудности; 16 - личностные трудности

явление данного свойства личности. Эти сотрудники имеют полное представление о том, как и зачем нужно быть ответственным и чего с помощью ответственного поведения можно добиться в служебной деятельности и в жизни в целом. При проявлении ответственного поведения они руководствуются глубоким анализом ситуации, учитывают все факторы и обстоятельства, которые могут повлиять на исход дела. Их отличительной чертой в проявлении указанного свойства выступает выраженный самоконтроль, они ориентированы исключительно на свои возможности и доверяют только своим силам, знаниям и проверенным источникам. Никогда не полагаются на везение или случай, как и на коллег и других людей. В служебной деятельности не испытывают особых трудностей. Их ответственное поведение характеризует рациональная мотивация, наличие цели, оптимистичный настрой и ориентация на результат. Респондентов с данным типом отличает высокий уровень проявле-

ния ответственного поведения в служебной деятельности.

Второй кластер или пассивный тип ответственности представляют 72 сотрудника с отчетливым доминированием таких переменных ответственности, как аэргичность, осведомленность, экстернальность, ситуативные и личностные трудности, существенно осложняющие проявление данного свойства. Сотрудники с таким типом ответственного поведения все профессиональные поручения откладывают до последнего срока. Периодически забывают, что необходимо выполнить то или иное поручение. В повседневной работе не проявляют стремлений и часто демонстрируют апатию, усталость, а иногда раздражительность. Требуют постоянного напоминания или конкретных указаний для выполнения основных обязанностей. Никогда не задумываются о качестве выполненной работы и не перепроверяют ее.

Третий тип формального проявления ответственности характерен для 44 сотрудников выборки. Отличительной осо-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

бенностью выступает отсутствие четкой дифференциации между характеристиками, стимулирующими проявление свойства - эргичность (активность), интер-нальность (выраженный самоконтроль ответственного поведения), осмысленность (глубокое осознание и понимание сущности свойства и особенности проявления), и являющимися препятствием - аэ-ргичность (пассивность), экстернальность (зависимость от обстоятельств и других людей), осведомленность (слабое представление о свойстве и его существенных признаках). Другой особенностью данного типа является средний и средне-низкий уровень проявления переменных ответственности. Сотрудники внешне демонстрируют заинтересованность в проявлении ответственного поведения, не отказываются от выполнения дополнительных и основных должностных поручений, но в то же время не стремятся реализовать все безукоризненно и в обозначенный срок.

Сравнительный анализ переменных в выделенных трех типах ответственности с применением ^критерия Стьюдента показал статистически значимые различия между типами на уровне р > 0,05 практически по всем характеристикам.

Дальнейший анализ составляющих самореализации у респондентов с разными типами ответственности позволил установить определенные отличительные особенности в профессиональном самоосуществлении сотрудников. Данные факторного анализа составляющих самореализации подтвердили наличие специфических особенностей в выделенных факторах у сотрудников с разными типами ответственного поведения (табл. 1-3).

Так, у сотрудников с активным типом ответственности в первый фактор со значимыми весами вошли такие составляющие, как активность и креативность. Второй фактор представляют интернальная саморегуляция, оптимистичность и мо-

тивация достижения. В третий со значимыми весами входит конструктивность и субъектно-личностные установки. Четвертый фактор включает в себя социально-корпоративные установки самореализации. Представленность указанных характеристик самореализации в качестве основных у данной группы испытуемых определяет ее специфичность.

Первый фактор можно обозначить как интеллектуально-пассионарный, поскольку наиболее выражены переменные активности и креативности; второй - ре-гуляторно-результативный с доминированием показателей оптимистичности, интернальной саморегуляции и мотивации достижения; третий - продуктивности; четвертый фактор - установочно-целевой. Учитывая выраженность перечисленных характеристик самореализации у респондентов с активным типом ответственности, можно констатировать, что сотрудники проявляют выраженную профессиональную активность, стремятся быть задействованными в различных аспектах профессиональной сферы и не ограничивают себя исключительно выполнением узких профессиональных обязанностей. Для них характерен нестандартный подход в решении служебных задач, использование нововведений. В начале новых дел, как и при решении текущих задач, ориентированы на успех, качественное выполнение служебных мероприятий, при этом даже в сложных ситуациях не утрачивают оптимизм и ориентируются исключительно на собственные ресурсы. Для этих сотрудников актуален тезис: «Хочешь сделать хорошо, сделай сам». Кроме того, их отличает выраженная целевая направленность в самореализации. Они стремятся к собственному развитию, включая профессиональное, карьерное, личностное, и отличаются готовностью внести вклад в репутацию своего учреждения, структурного подразделения и т. д. В целом архитектура

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 1

Факторная нагрузка составляющих самореализации у респондентов с активным типом ответственности (п-63)

Переменные самореализации 1-й фактор 2-й фактор 3-й фактор 4-й фактор

Установки преобразования 0,123 0,096 -0,205 0,639

Установки приспособления 0,159 0,233 0,068 0,594

Активность 0,715 0,312 -0,203 0,188

Инертность -0,071 0,219 0,156 0,047

Оптимистичность 0,026 0,688 -0,183 0172

Пессимистичность 0,046 -0,110 0184 0,078

Интернальность 0,236 0,842 0,214 0,110

Экстернальность 0144 -0,201 -0161 -0,091

Мотивы достижения -0186 0,735 0,227 0,167

Мотивы избегания 0,066 0,043 -0,236 0,117

Креативность 0,690 0,116 0,128 0108

Консервативность -0109 0,371 0,266 0,210

Конструктивность 0,076 0,182 0,731 0,154

Деструктивность 0155 -0129 0142 0,162

Социальные барьеры 0,237 -0152 0,222 -0,219

Личностные барьеры 0,218 0,131 0,179 0,184

выраженности отдельных составляющих самореализации этих респондентов характеризует их как вполне состоявшихся специалистов, реализующихся вполне успешно в контексте профессиональной сферы.

Что касается сотрудников судов с пассивным типом ответственности, то в факторной структуре самореализации также выявлена определенная специфика выраженности отдельных составляющих (табл. 2).

Первый фактор, обозначенный как пассивно-избегающий, характеризуется доминированием инертности в поведении при самовыражении и мотивации избегания. Респонденты стараются всячески уклоняться от дополнительных профессиональных поручений, при этом медлительны в исполнении, долго переключаются в сложных видах деятельности, часто не успевают выполнять работу в указанный срок. Во время работы ориентированы не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на качество выполнения обязанностей, а на формальное завершение дел. Стараются не вникать в детали. Второй фактор представлен такими характеристиками самореализации, как деструктивность, социальные и личностные барьеры или фактор неуспешности. Содержательная составляющая указывает, что сотрудники с пассивным типом ответственности в проявлении самореализации испытывают значительные трудности и барьеры на пути самоосуществления. К числу таких трудностей можно отнести недостаточно сформированные профессиональные компетенции, социальную пассивность, личностную тревожность, слабую мотивированность, а также средне-статистические показатели когнитивных функций, препятствующие последним проявлять нестандартный подход в решении сложных задач и др. Все это проявляется в недостаточной успешности профессиональной самореализации испытуемых.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 2

Факторная нагрузка составляющих самореализации у респондентов с пассивным типом ответственности (п-72)

Переменные самореализации 1-й фактор 2-й фактор 3-й фактор 4-й фактор

Установки преобразования 0,154 0117 0,053 0,232

Установки приспособления 0,097 0166 0165 0169

Активность -0,109 0,218 0,072 0,096

Инертность 0,741 0,111 0115 0,075

Оптимистичность 0,138 -0,099 0,092 0,128

Пессимистичность 0,201 0,210 0,709 0167

Интернальность -0,011 0,062 0,134 0,146

Экстернальность 0,216 0128 0,686 0119

Мотивы достижения -0,084 -0,009 0199 0101

Мотивы избегания 0,599 0,288 0,306 0,278

Креативность -0,017 0,086 0103 0,207

Консервативность 0175 0163 0,211 0,717

Конструктивность -0,221 0,137 0,223 0,088

Деструктивность 0,047 0,623 0,242 0,235

Социальные барьеры 0168 0,648 0,181 0198

Личностные барьеры 0,234 0,702 0,207 0,173

Третий фактор можно интерпретировать как эмоционально-зависимый, поскольку в качестве доминирующих составляющих зафиксированы пессимистичность и экс-тернальность. Выраженность указанных характеристик свидетельствует о том, что респонденты испытывают постоянную потребность в одобрении со стороны окружающих коллег при выполнении профессиональных дел, их поддержку, подсказку, помощь и т. д. При ограничении такой поддержки они переживают спад настроения, упадок сил и пессимизм или неуверенность в успехе выполняемых обязанностей и поручений. Четвертый фактор с условным названием «консервативный», представлен единственной характеристикой, отвечающей за стандартное поведение, общение и деятельность. Фактор свидетельствует о том, что респонденты используют в профессиональной деятельности привычные для них стандартные, а порой примитивные схемы самовыраже-

ния. Не пытаются что-то усовершенствовать или улучшить, модифицировать и т. д. В целом этих респондентов отличает неудовлетворенность качеством жизни в настоящем, наличие трудностей в профессиональной деятельности, слабое представление о перспективах и низкая осведомленность о своем потенциале.

У респондентов с формальным типом ответственности в факторной структуре самореализации также имеются существенные отличительные особенности, указывающие на специфику самоосуществления данных сотрудников. Учитывая факторную нагрузку на отдельные составляющие, первый фактор можно интерпретировать как мотиваци-онно-консервативный. У респондентов в этом факторе доминирует консервативность и мотивы достижения. Респонденты, самовыражаясь в профессиональной деятельности, стремятся достичь определенных результатов, которые позволили

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

бы продвинуться по служебной лестнице, оптимизировать карьерный рост, профессиональное и личностное развитие, добиться признания в профессиональной среде и у руководства. В то же время они используют стандартные, непродуктивные схемы самовыражения, избегают нововведений, каких-то новшеств в работе, которые оптимизировали бы рутинный процесс и разнообразили саму деятельность сотрудников. Второй фактор, условно обозначенный как социально-регуляторный, включает в себя доминирование установок преобразования в самореализации и экстернальную саморегуляцию при самоосуществлении сотрудников в профессиональной деятельности.

Совокупность указанных характеристик свидетельствует о том, что респонденты данной выборки руководствуются при самореализации установками, ориентированными на развитие профессиональной среды, стараются изменить мир

вокруг себя в лучшую сторону, усовершенствовать производительность, оптимизировать профессиональный процесс в рамках своей компетентности, нормализовать межличностные отношения в профессиональной среде, а с другой - демонстрируют значительную зависимость от руководства и коллег, учитывают мнение окружающих и их установки. Таким образом, их цели и установки по оптимизации служебной среды определяются не столько внутренним желанием, сколько внешними обстоятельствами и одобрением коллег. Третий фактор, характеризуемый как результативно-пессимистичный, включает в себя выраженность эмоциональной пессимистичности и результативной конструктивности. Совокупность представленных составляющих указывает на то, что результаты самоосуществления в профессии у этих сотрудников хотя и имеют определенные достижения, но все

Таблица 3

Факторная нагрузка составляющих самореализации у респондентов с формальным типом ответственности (п-44)

Переменные самореализации 1-й фактор 2-й фактор 3-й фактор 4-й фактор

Установки преобразования 0,232 0,632 0147 0,154

Установки приспособления 0116 0,235 0109 0,773

Активность 0,206 0174 0143 0189

Инертность 0,211 0,098 0,138 0165

Оптимистичность 0,115 0,112 0,122 0,233

Пессимистичность 0,188 0,321 0,741 0,301

Интернальность 0,172 0,155 0142 0137

Экстернальность 0181 0,691 0,223 0122

Мотивы достижения 0,610 0,104 0,238 0,236

Мотивы избегания 0112 0166 0190 0,336

Креативность 0,149 0,159 0,086 0128

Консервативность 0,722 0,225 0,187 0,124

Конструктивность 0119 0161 0,735 0192

Деструктивность 0,201 0,227 0,138 0,337

Социальные барьеры 0,132 0148 0,220 0,679

Личностные барьеры 0,151 0,139 0,144 0,326

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

же оцениваются недостаточно позитивно. Сотрудники не видят перспектив для будущего развития в силу того, что «должностной репертуар» в данной профессиональной системе ограничен. Чтобы подняться на ступень судейства, необходимы профессиональный стаж, прохождение тщательной проверки по линии ведомства, рекомендации, сдача экзаменов. Такая отдаленная перспектива не всегда и не у всех вызывает позитивный отклик. Четвертый фактор представлен установками приспособления и социальными барьерами. Указанный фактор может называться социально-адаптивным. Иными словами, сотрудники при самовыражении в профессиональной деятельности сталкиваются с комплексом трудностей в области коммуникации, профессиональной компетентности и актуализации личностных ресурсов. Они не всегда способны адекватно реагировать на внешние эмоционально-экспрессивные вызовы клиентов и сотрудников, испытывают трудности в установлении положительного контента в межличностном общении, фиксируют невербальную скованность и ограниченность эмоциональных откликов в межличностном взаимодействии и др. Все это подкрепляется адаптивной стратегией поведения. Респонденты в силу названных обстоятельств стремятся встроиться в сложившуюся систему межличностных отношений и служебный регламент поведения, то есть демонстрируют шаблонность и стереотипность в самовыражении. Без-

условно, такие особенности не позволяют респондентам полностью быть свободной личностью и реализовываться в полной мере в профессиональной деятельности.

Таким образом, несмотря на незначительный объем выборки, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что ответственность как профессионально важное качество личности обусловливает успешность самореализации личности в сфере профессиональной деятельности. Высокий уровень сформированности указанного свойства личности выступает триггером появления отдельных составляющих самореализации. Установлено, что когнитивно-волевые и эмоционально-поведенческие переменные ответственности активизируют аналогичные характеристики при самовыражении респондентов, в то время как низкий уровень проявления ответственности -предпосылка инертности и стереотипности поведения, слабой саморегуляции, поверхностной мотивации и несформированности целевых установок.

Результаты исследования станут основой для последующих более развернутых проектов по выявлению зависимости ответственности и самореализации личности в разных социальных, профессиональных и экстремальных условиях деятельности, а также позволят разрабатывать психологические программы по сопровождению специалистов на разных этапах профессионализации с целью оптимизации профессионального самоосуществления сотрудников.

Список источников

1. Авдеев Н. П. Влияние настойчивости на успешность самореализации личности студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 24 с.

2. Архипочкина К. В. Взаимосвязь свойств темперамента и самореализации личности : дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 203 с.

3. Кудинов С. И., Айбазова С. Р. Субъектная детерминация самореализации личности // Акмеология. 2015. № 2(54). С. 90-97.

4. Барабанщиков В. А. Принцип системности в современной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 3. С. 3-17.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

5. Кудинова И. Б., Белоусова С. С. Взаимосвязь духовно-нравственного самосознания и самореализации личности в период взрослости // Вестник Российского университета дружбы народов. 2017. № 1(14). С. 38-51.

6. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973. 274 с.

7. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности : дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2002. 320 с.

8. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М. : Институт психологии РАН, 2004. 562 с.

9. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб. : Речь, 2005. 222 с.

10. Костакова И. В. Роль общительности в самореализации личности студентов -будущих психологов : дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2008. 186 с.

11. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. 2006. № 1(3). С. 63-74.

12. Кудинов С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 335-344.

13. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психодиагностика личности : учеб. пособие. М. : РУДН, 2018. 232 с.

14. Кулишевская И. В. Психологические особенности стратегий поведения как основа самореализации личности // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 5 апреля 2019 г.) / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань : Академия ФСИН России, 2019. С. 928-933.

15. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека. М. : Смысл, 1997. 175 с.

16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1984. 444 с.

17. Хаммад С. М. Соотношение самореализации личности и уровней жизнестойкости в трудных ситуациях // Акмеология. 2014. № 3-4. С. 181-184.

References

1. Avdeev, N. P. 2015, 'The influence of perseverance on the success of self-realization of the personality of students : abstract. dis.... cand. psychological sciences', Moscow.

2. Arkhipochkina, K. V. 2015, 'Interrelation of the properties of temperament and self-realization of personality : dis. ... cand. psychological sciences', Moscow.

3. Kudinov, S. I., Aibazova, S. R. 2015, 'Subjective determination of self-realization of personality', Acmeology, iss. 2(54), pp. 90-97.

4. Barabanshchikov, V. A. 2004, 'The principle of consistency in modern psychology', Psychology Journal of the Higher School of Economics, vol. 1, iss. 3. pp. 3-17.

5. Kudinova, I. B., Belousova, S. S. 2017, 'The relationship of spiritual and moral self-awareness and self-realization of the individual during adulthood', Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia, iss. 1(14), pp. 38-51.

6. Blauberg, I. V., Yudin, E. G. 1973, 'Formation and essence of the system approach', Moscow : Nauka.

7. Galazhinsky, E. V. 2002, 'System determination of self-realization of personality : dis.... doctor of psychological sciences, Tomsk.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

8. Karpov, A. V. 2004, 'Metasystem organization of level structures of the psyche', Moscow : Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences.

9. Korostyleva, L. A. 2005, 'Psychology of personal self-realization: difficulties in the professional sphere', St. Petersburg : Speech.

10. Kostakova, I. V. 2008, 'The role of sociability in the self-realization of the personality of students - future psychologists : dis.... cand. psychological sciences', Samara.

11. Krupnov, A. I. 2006, 'System-dispositional approach to the study of personality and its properties', Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, iss. 1(3), pp. 63-74.

12. Kudinov, S. I. 2007, 'Polysystem approach to the study of personal self-realization', Siberian Pedagogical Journal, iss. 11, pp. 335-344.

13. Kudinov, S. I., Kudinov S. S. 2018, 'Psychodiagnostics of personality: studies manual', Moscow : RUDN.

14. Kulishevskaya, I. V. 2019, 'Psychological features of behavior strategies as a basis for self-realization of personality', Psychology of the XXI century: challenges, searches, vectors of development: collection of materials of All-Russian, Symposium of Psychologists (Ryazan, April 5,2019), under the general editorship of D. V. Sochivko, Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, pp. 928-933.

15. Leontiev, D. A. 1997, 'Self-realization and essential human forces', Moscow : Sense.

16. Lomov, B. F. 1984, 'Methodological and theoretical problems of psychology/, Moscow : Nauka.

17. Hammad, S. M. 2014, 'Correlation of self-realization of personality and levels of resilience in difficult situations', Acmeology, iss. 3-4, pp. 181-184.

Информация об авторах

С. И. Кудинов - заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики;

С. С. Кудинов - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики;

А. О. Бурцев - кандидат психологических наук, начальник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра.

Information about the authors

S. I. Kudinov - Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy;

S. S. Kudinov - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy;

A. O. Burcev - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department for the study of problems of the branch Management of the Research Center.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 26.05.2023, одобрена после рецензирования 30.05.2023, принята к публикации 05.06.2023.

The article was submitted 26.05.2023, approved after reviewing 30.05.2023, accepted for publication 05.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.