Научная статья на тему 'Ответственность человека в решении эколого-технологических проблем'

Ответственность человека в решении эколого-технологических проблем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
212
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белова О. М.

В статье обоснован тезис о том, как широки масштабы развития науки и техники и как они могут влиять на окружающую среду. Раскрыт вопрос том, как человек стремится осознать свою ответственность в науке и технике, как возможно разумно управлять техническим прогрессом в целях развития цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Man's responsibility for the solution of eco-technological problems

The article is concerned with the wide-scale possibilities of science and technology development and their influence on the environment. It is shown how men strive to realise their responsibility for the progress of science and technology and what are the ways of reasonable control of the technological progress to promote further development of civilization.

Текст научной работы на тему «Ответственность человека в решении эколого-технологических проблем»

Ответственность человека в решении эколого-технологических проблем

О. М. Белова, преподаватель, Оренбургский ГАУ

В наши дни все сильнее набирает свои обороты технизация жизнедеятельности, при этом возлагая на человека социальную ответственность за будущее цивилизации. По этому поводу хотелось бы вспомнить слова М. Хайдеггера: «Никогда еще прежде в истории на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой — многократно возросшей благодаря технике — властью над другими природными существами и видами, над всей окружающей средой и даже над всем живым на Зем-ле»[1]. Он, по сути, предвидел реалии современности.

Как раз с этой точки зрения хотелось бы рассмотреть данную проблему применительно к науке и технике, так как именно в этих областях человеческой деятельности значительно возрастает роль человеческого фактора.

Отношения между наукой и техникой всегда были сложными и многоплановыми, а вопрос об их роли и значении в жизни общества уже давно стал предметом дискуссий среди ученых.

Техника возникла намного раньше и вне науки, и само ее развитие, вплоть до XIX в., не всегда было связано с наукой. В наш же атомно-ядерный век все изменилось. Созидательная и, одновременно, разрушительная сила науки и создаваемая на ее основе техника полностью перечеркнули многие стереотипы и традиции, породили новые, более глубокие связи между наукой и техникой, с одной стороны, а их вместе взятых — с обществом, культурой, социальными структурами, политикой, с другой стороны. Эти связи, естественно, немедленно стали объектом изучения и споров исследователей: философов, социологов, представителей естественных и технических наук, инженеров.

В начале 70-х годов X. Ленк писал, что «техническая эпоха уже превращается в технологическую, точнее, в информационную, которая характеризуется крупными проектными исследованиями, системным планированием и ин-

формационными технологиями. Технические методы все более онаучиваются и укладываются в широкомасштабные функциональные взаимосвязи, а традиционная материальная техника преобразовывается в информационную тех-нику»[2].

Таким образом, компьютеризация, телекоммуникация, автоматизация и другие тенденции в результате так называемой «микроэлектронной революции» ведут к ускоряющейся «спирали прогресса», которая начинает воздействовать на все общественные и частные сферы.

Сегодняшний мир — мир кризисов, порожденных человеком. Энергетический, экономический, военный, намечающийся сырьевой кризис, проблемы безработицы, кризис, связанный с возрастающим производством средств массового уничтожения, — все это формирует сегодня созданные самим человеком структурные проблемы, которые порождают страх. Они возникают в сплетении и во взаимодействии прогрессивной динамической «технизации» и постоянно расширяющейся и все более рационализирующейся индустриализации. Но возникает вопрос: во всем ли виновата одна лишь техника? Во всяком случае, накопилось множество трагических несчастных случаев, которые каждый раз порождали и даже усиливали неприязнь к технике у общественности. Например, катастрофы с самолетами, химические катастрофы, катастрофа в Чернобыле.

Расширенные возможности действий человека, и тем самым, его воздействие на среду порождают ответственность за ее сохранение, за устранение мешающих этому препятствий. Впрочем, возрастающая сила вмешательства человека в экономические системы в значительной мере основывается на неизмеримо возросших научных знаниях, определяющих развитие техники. Таким образом, сила и знание сами порождают сегодня ответственность за их применение.

Но достаточно ли одного простого призыва к расширенной ответственности индивида? X. Йонас в своей книге «Принцип ответствен-

ности» пишет о «родовой ответственности человека за биосферу, жизненное пространство Земли, а также о коллективной ответственности сообществ ученых. В этой связи выражает озабоченность относительно вновь возникающих проблем. Как можно более или менее точно установить и связь с тем или иным действующим лицом, если мы желаем избежать такого принципа, как «каждый ответственен за все»? Может ли человек предвидеть будущее? Является ли человек сегодня, в условиях его чудовищно возросшей мощи ответственным за боль-шее?[3]. Ответственность за последствия при разработке сложных систем, естественно, не может быть возложена на одного человека ни в этическом, ни в правовом отношении. Ее нельзя, однако, и навесить абстрактно на весь род человеческий или на «технического человека» как на некое общее понятие. Более реально и целесообразно найти и развить некие срединные решения о неизбежности реальной ответственности и особенно рассмотреть возможности градуированной групповой ответственности.

Вопрос о профессиональном этическом кодексе становится настоятельным, в первую очередь, в тех случаях, когда определенная профессиональная группа обладает значительной технологической властью. Поскольку технологическая власть находится в руках у инженеров, то в инженерной среде велись и ведутся серьезные дискуссии о необходимости разработки принципов профессионального поведения и этики социальной ответственности.

Однако же виды ответственности инженеров на самом деле ограничены. Они несут ответственность, в первую очередь, за использование техники и за ее результаты, что проявляется в трех формах. Первая форма — работы, вторая — это группы в технических обществах и третья — внесение вопросов, ранее бывших компетенцией только специалистов, на публичное обсуждение в связи с угрожающими проблемами, вырастающими из деструктивных применений техники.

Дискуссии о социальной ответственности ученых и среди ученых могут рассматриваться как попытки соединить две, по-иному несопоставимые традиции, касающиеся соотношения науки и общества. Первая и старшая из традиций рассматривает науку как внутренне ограниченную форму знания, опирающегося на более низкий уровень реальности, в качестве потенциальной угрозы социальному порядку на уровне мышления и практики, ответственность ученых определяется уровнем знания. Второй и более полный подход предполагает, что наука глубже соотнесена с истиной и поэтому при должной ответственности ученых может быть существенно полезна для общества.

В отличие от профессиональной социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества. Поэтому ее можно характеризовать как социальную этику науки. При этом следует иметь в виду, что в реальной жизни ученых проблемы их профессиональной и социальной ответственности бывают тесно переплетены.

Интерес к проблемам социальной ответственности ученых возник не сегодня и имеет глубокие исторические корни. Однако в последние 20—25 лет эта область изучения науки предстала в совершенно новом свете. На протяжении веков, со времени зарождения научного познания, вера в силу разума сопровождалась сомнением: на пользу ли людям будут использованы его плоды? Является ли знание силой, служащей человеку, и не обернется ли оно против него?

Сегодня, когда социальные функции науки быстро умножаются и разнообразятся, когда непрерывно увеличивается число каналов, связывающих науку с жизнью общества, обсуждение этических проблем науки остается одним из важных способов выявления ее изменяющихся социальных и ценностных характеристик. Однако нынешние попытки дать недифференцированную, суммарную этическую оценку науке как целому оказываются — независимо от того, какой бывает эта оценка, положительной или отрицательной, — все менее достаточными и конструктивными. Те стадии развития науки и социально-культурного развития, когда можно было оспаривать необходимость самого существования науки как социального института, ушли в прошлое. Из сказанного отнюдь не следует, что наука больше вообще не может быть объектом этической оценки, что единственная оставшаяся перед людьми перспектива — это слепо поклоняться научно-техническому прогрессу, по возможности адаптируясь к его многочисленным и не всегда благоприятным последствиям. Дело в том, что такая оценка должна быть более дифференцированной, относящейся не столько к науке в целом, сколько к отдельным направлениям и областям научного знания. Именно здесь морально-этические суждения ученых и общественности не только могут иметь, но действительно имеют большое значение.

Важную роль в привлечении внимания общественности к последствиям применения наук политехнических достижений сыграло экологическое движение, остро проявившееся с начала 60-х годов. В то время в общественном сознании пробуждается беспокойство в связи с растущим загрязнением среды обитания и истощением естественных ресурсов планеты, общим обострением глобальных проблем. Именно со-

циальная ответственность ученых явилась тем исходным импульсом, который заставил сначала их, а затем и общественное мнение осознать серьезность ситуации, угрожающей будущему человечества. Социальная ответственность ученого оказывается одним из факторов, определяющих тенденции развития науки. Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека, близко соприкасающиеся между собой. Именно развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 г. ведущие ученые мира добровольно заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на нашей планете.

Мораторию предшествовал резкий рывок в исследованиях по молекулярной генетике. Перед учеными открылись перспективы направленного воздействия на наследственность, вплоть до инженерного конструирования организмов с заранее заданными свойствами.

Начались обсуждения и даже поиски возможностей практического осуществления таких процессов и процедур, как получение в неограниченных количествах ранее труднодоступных медикаментов (включая инсулин, человеческий гормон роста, многие антибиотики); придание сельскохозяйственным растениям свойств устойчивости к болезням, паразитам, морозам и засухам, а также способности усваивать азот прямо из воздуха. Это позволило бы отказаться от производства и применения дорогостоящих азотных удобрений, избавление людей от некоторых тяжелых наследственных болезней путем замены патологических генов нормальными (генная терапия). В короткие сроки генная инженерия прошла путь от фундаментальных исследований до промышленного и вообще практического применения их результатов.

Однако другой стороной этого прорыва в области генетики явились таящиеся в нем потенциальные угрозы для человека и человечества. Даже простая небрежность экспериментатора или некомпетентность персонала лаборатории в мерах безопасности могут привести к непоправимым последствиям. Еще больший вред методы генной инженерии могут принести при использовании их всякого рода злоумышленниками или в военных целях. Опасность обусловлена, главным образом, тем, что организмы, с которыми чаще всего проводятся эксперименты, широко распространены в естественных условиях и могут обмениваться ге-

нетической информацией со своими «дикими» сородичами. В результате подобных экспериментов возможно создание организмов с совершенно новыми наследственными свойствами, ранее не встречавшимися на Земле и эволюци-онно не обусловленными.

Такого рода опасения и заставили ученых пойти на столь беспрецедентный шаг, как установление добровольного моратория. То есть проявление чувства социальной ответственности, обеспокоенности выступает в качестве не только общественно приемлемой, но и общественно признаваемой и, более того, стимулируемой формы поведения ученых. Позднее, после того, как были разработаны чрезвычайно строгие меры безопасности при проведении экспериментов (в их числе — биологическая защита, то есть конструирование ослабленных микроорганизмов, способных жить только в искусственных условиях лаборатории) и получены достаточно достоверные оценки риска, связанного с проведением экспериментов, исследования постепенно возобновлялись и расширялись. Однако некоторые наиболее рискованные типы экспериментов до сих пор остаются под запретом.

Что касается вопроса о свободе исследования, то здесь, прежде всего, необходимо отметить следующее. Хорошо известно, что современные фундаментальные исследования требуют совместного труда больших научных коллективов и сопряжены со значительными материальными затратами. Уже одно это накладывает неизбежные ограничения на свободу исследования.

Но не менее существенно и то, что нынешняя наука вполне сформировались в достаточно зрелый социальный институт, оказывающий серьезное воздействие на жизнь общества. Поэтому идея неограниченной свободы исследования, некогда бывшая прогрессивной, ныне уже не может приниматься безоговорочно, без учета той социальной ответственности, с которой должна быть неразрывно связана эта свобода.

Наука есть поиск истины. Но это именно искание, процесс, требующий усилий, а не созерцание где-то вне мира бытующей истины. Потому и путь к истине есть научная, но вместе с тем и человеческая деятельность, которую осуществляет человек как целое, а не те или иные абстрагированные от него способности или интересы.

Таким образом, вопрос о свободе исследований и тех обстоятельств, которые в этой связи налагаются на ученых, весьма далек от окончательного решения, и в настоящее время здесь едва ли уместны какие-либо категорические заключения. Но, как бы то ни было, идея не-

ограниченной свободы исследования, являвшаяся безусловно прогрессивной на протяжении многих столетий, ныне уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности, с которой должна быть неразрывно связана научная деятельность. Есть ведь ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, при современных и будущих возможностях науки чреватая весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.

Дело в том, что бурный, беспрецедентный по своим темпам и размаху, научно-технический прогресс является одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени. Наука колоссально повышает производительность общественного труда, расширяет масштабы производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм развития. Так что страна, которая не в состоянии обеспечить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах общественной жизни, обрекает себя на отсталость и зависимое, подчиненное положение в мире.

Вместе с тем наука выдвигает перед человечеством немало новых проблем и альтернатив. Еще в недавнем прошлом было принято безудержно восхвалять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору общего прогресса человечества. Такова точка зрения сциентизма, то есть представление о науке, особенно о естествознании, как о высшей, даже абсолютной социальной ценности.

Сегодня многими столь же безоглядно отрицается гуманистическая сущность развития науки. Распространилось убеждение о том, что цели и устремления науки и общества в наши дни пришли в неустранимые противоречия, что этические нормы современной науки едва ли не противоположны социально-этическим нормам и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля и сократовский постулат «знание и добродетель неразрывны» уже списан в исторический архив.

И надо сказать, что противники сциентизма апеллируют к вполне конкретному опыту современности. Можно ли, вопрошают они, говорить о социально-нравственной роли науки, когда ее достижения используются для создания чудовищных средств массового уничтожения, в то время, как ежегодно множество людей умирает от голода? Можно ли говорить об общечеловеческой нравственности ученого, если чем глубже он проникает в тайны природы, чем честнее относится к своей деятельности, тем большую угрозу для человечества таят в себе ее результаты? Разве можно говорить о

благе науки для человечества, если ее достижения нередко используются для создания таких средств и технологий, которые ведут к отчуждению, подавлению, оглуплению человеческой личности, разрушению природной среды обитания человека?

Научно-технический прогресс не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного развития, но и порождает новые. Более того, его негативные проявления могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества. Сегодня уже не только произведения писателей-фантастов, авторов утопий, но и многие реальные события предупреждают нас о том, какое ужасное будущее ждет людей в обществе, лишенном человеческого измерения, для которого научно-технический прогресс выступает как самоцель.

Значит ли это, однако, что следует согласиться с антисциентизмом, с призывом остановить развитие науки и техники? Отнюдь нет. Если мы сегодня отчетливо убеждаемся в том, что знание далеко не всегда ведет к добродетели, то отсюда никоим образом не вытекает, будто путем к добродетели является невежество.

При всей противоположности позиций сциентизм и антисциентизм заключают в себе и нечто общее. Сциентизму свойственно слепое поклонение перед наукой, враждебность антисциентизма по отношению к науке также замешана на слепом, безотчетном страхе перед ней. Чего не хватает обеим этим позициям, и что так необходимо сегодня не только ученому, но и каждому человеку, со всех сторон окруженному порождениями научно-технического прогресса, — это рационального отношения к науке и научному мышлению.

Научно-технический прогресс, как таковой, подобно любому историческому развитию, необратим, и всякие заклинания по этому поводу не в состоянии его остановить. Единственное, что они могут породить, — это накопление и закрепление отсталости, слаборазвитости в обществе, где такие заклинания преобладают над всем. Но это вовсе не значит, что людям остается лишь безропотно подчиняться развитию науки и техники, по возможности приспосабливаясь к их негативным последствиям. Конкретные направления научно-технического прогресса, научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы и ныне живущих, и будущих поколений, — вот что требует широкого, гласного, демократического и, вместе с тем, компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать либо отвергать своим волеизъявлением.

У нас нет иного выбора, как брать на себя ответственность и риск осуществлять разумно

управляемый технический прогресс. Достоинство человека, помимо всего другого, состоит еще и в том, чтобы быть ответственным перед другими, перед зависящими от него существами и мудро распоряжаться своим техническим могуществом.

Литература

1 Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1991. —

250 с.

2 Ленк X. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники // В кн.: Философия техники в ФРГ. — М.: Прогресс, 1984.-392 с.

3 Йонас X. Принцип ответственности. — М., 1984. — 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.