Б. С. Павлов, д-р филос. наук, профессор,
ведущий научный сотрудник,
Институт экономики УрО РАН,
Н. И. Разикова, канд. хим. наук,
заведующий кафедрой социальной безопасности,
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия,
«
ОТЦЫ И ДЕТИ» В ГОРОДСКОЙ СЕМЬЕ: ОБЩЕНИЕ ИЛИ ОТЧУЖДЕНИЕ
Классики социально-экономической мысли в свое время отмечали, что семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество1. Еще древние греки, например, утверждали, что каждый из нас представляет собою центр, обнесенный многими концентрическими кругами. Ближайший от нас круг — это родители, жена, дети; следующий — включает в себя близких и дальних родственников; третий круг — это сограждане и, наконец, четвертый — все человеческое общество.
Семейно-брачные отношения правомерно относят к числу наиболее устойчивых, консервативных, призванных и способных поддерживать и цементировать с помощью традиций и обычаев общественные отношения. Выполнение семьей целого ряда общественно значимых и непреходящих функций (воспроизводства потомства, производства и потребления, поддержания и воспроизводства соци- -
ально-психологического и нравственно-этического потенциала общества, управления поведением личности, групп и других) обусловливают перманентный интерес и внимание общества к стабилизации и развитию этого социального института.
В начале ХХ в. замечательный русский социолог П. А. Сорокин писал: «Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально-
На современном этапе развития общества сферой риска является и сфера производства каждого человека, и сам процесс воспроизводства социума в целом
правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье»2.
Основополагающая функция семьи в качестве первичной социальной ячейки общества — физическое воспроизводство и социализация потомства. Насколько адекватно отражают и выполняют этот важный социальный заказ общества российские семьи? Остановимся на некоторых аспектах этой проблемы. В какой мере деформировались семейно-брачные отношения россиян к началу нового XXI в.? В частности, обратимся к трансформации традиционных для института семьи отношений «отцов и детей».
В представленной статье использованы материалы трех комплексных региональных исследований по проблемам внутрисемейных отношений в уральских семьях, проведенных авторами в 2007-2011 гг. = в Институте экономики УрО РАН и Физико-технологическом институте УрФУ:
— «Отцы-Дети-1». 2007—2008 гг. — в 7 городах и 14 сельских поселениях Пермской, Свердловской и Челябинской областей по авторским анкетам опрошено пять категорий
респондентов: а) учащиеся средних и старших классов городских школ — 900 чел.; б) учащиеся средних и старших классов сельских школ — 540 чел. в) родители учащихся городских школ — 770 чел.; г) молодые рабочие (в возрасте до 25 лет) с 32 городских предприятий Свердловской и Челябинской областей — 570 чел.;
— «Отцы-Дети-2». 2008 г. — по представительной выборке в шести городах Свердловской и Челябинской областей были опрошены 665 учащихся старших классов, 490 их родителей и 230 экспертов — специалистов учреждений, связанных с организацией социализацион-ного процесса в молодежной среде. В числе опрошенных 327 подростков из числа, так называемых, по оценкам учителей, «благополучных» («Б») и 338 — «трудных» («Тр»);
— «Отцы-Дети-3». 2010-2011 гг. — было проведено комплексное социологическое исследование, связанное с анализом ресурсов инновационного развития высшего профессионального образования в регионе. В общую программу исследования входил анкетный опрос по квотно-репрезента-тивной выборке 1 000 студентов IV-V курсов пяти уральских вузов (гг. Екатеринбург, Нижневартовск, Челябинск).
Каждая конкретная семья — это своеобразная живая клеточка общественного организма. Общие социально-экономические «болезни», которые переживает сообщество в целом, не могут не сказываться на жизнедеятельности семей, составляющих это сообщество. «Болеет» общество — «болеет» большинство семей. Как помочь семьям в этих условиях?
Прежде всего, попытаемся посмотреть на проблемы «семья-дети», «отцы-дети» с позиций такого нежелательного для семьи явления, как социальные риски. Как справедливо считает известный уральский социолог Е. С. Баразгова, задача минимизации рисков переводит эту проблему из сферы математического исчисления в область системного анализа общества. «Оценка степени любого технического риска, — по ее мнению, — зависит от адекватности представ-
ления о месте и роли объекта или процесса, несущего в себе потенциальную угрозу в системе общества».
Сегодня небезосновательно утверждается мнение, что социологический подход становится базовым в рискологии. На современном этапе развития общества сферой риска является и сфера производства каждого человека, и сам процесс воспроизводства социума в целом.
Попытаемся, например, схематично соотнести различные виды и ситуации риска, сопровождающие процесс социализации нашего современника — молодого россиянина (прилож. 1).
Анализируя поведение подростков на фоне общества взрослых, нельзя, прежде всего, не учитывать специфики физиологии тинейджера. Подростковый период характеризуется, во-первых, интенсивным физическим и физиологическим развитием тела в результате взаимовлияния гормонов роста и половых гормонов; во-вторых, особым состоянием нервной системы, когда нервные процессы часто преобладают над торможением. Психологические трансформации, характерные для подросткового периода, происходят на фоне онтогенетических изменений в организме. В качестве проявлений подростковой психологии необходимо отметить также ненависть к своей личности и враждебность к окружающему миру, склонность к суицидальным настроениям, мыслям и поступкам. К этому присоединяется ряд новых внутренних влечений к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни.
Наряду с психофизиологическими особенностями подросткового возраста есть объективное обстоятельство, провоцирующее отклоняющееся поведение сегодняшних городских подростков. Речь идет, прежде всего, о деформации в российском обществе «социалистической» морали и нравственности. Молодежь, как и «общество взрослых» в целом, переживает кризис ценностей. Информационно-культурное пространство, ко-
Информационно-культурное пространство, которое окружает
сегодня молодого человека, насыщено пропагандой утилитарных ценностей потребительского общества, где агрессия и насилие выступают как «законные» средства достижения целей.
торое окружает сегодня молодого человека, насыщено пропагандой утилитарных ценностей потребительского общества, где агрессия и насилие выступают как «законные» средства достижения целей. Героем нашего времени выставляется «негативный лидер» — эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха, не считаясь со средствами.
Потеряв всякое практическое значение, обретя негативный смысл, старые ценности, тем не менее, не исчезли из сознания. Новые ценности («свобода», «демократия», «<рыночная экономика», «равные возможности», «частная собственность», «правовое государство» и т. д. и т. п.) пока не поняты, не приняты многими, прежде всего из-за того, что в своем практическом значении связаны, главным образом, с негативными явлениями, отрицательными чувствами и ощущениями. Социальное самочувствие большинства молодых людей (это, в первую очередь, относится к молодым россиянам) в последние десятилетия может быть описано в терминах «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «апатия», «растерянность», «злость», «агрессивность», «экстремизм», «терроризм» и т. п.1. Рассогласованность в обществе должного с допустимым и возможным ставит значительную часть несовершеннолетних в своеобразный нравственно-поведенческий тупик.
В первую очередь, на подростков влияет определенная расплывчатость жизненной программы их самих и их родителей в отдаленной перспективе. Неуверенность в завтрашнем дне приводит к тому, что многие молодые люди, в том числе подростки, под-
ражая примеру взрослых, стремятся «жить только сегодняшним днем», беря от жизни максимум того, что можно взять. Вспомним хотя бы «страстное признание» в песенке:
«Нет, нет, нет, нет, мы хотим сегодня!
Нет, нет, нет, нет, мы хотим сейчас!...»
Послабление половой морали весьма существенно коснулось характера пред-брачного поведения молодых людей, изменения общественного сознания в отношении добрачных и внебрачных связей. Попытаемся выявить альтернативное суждение: нужны ли молодым россиянам «уроки любви» в преддверии свадьбы? В одном из наших исследований 880 семейным екатеринбуржцам задавался вопрос: «Как Вы относитесь тому, что многие молодые люди вступают сегодня в свой первый брак, имея опыт сексуальной жизни?». Респондентам — мужчинам и женщинам (в большинстве своем это были отцы и матери) предлагалось оценить эту ситуацию отдельно в отношении мужчин и отдельно — женщин. Вот какие были получены ответы (табл. 1).
Подавляющая часть отцов и матерей (около 65-80 %), а также молодых семейных уральцев (80-90 %) не видит ничего предосудительного в том, что их сыновья и дочери получают «первые уроки любви» до вступления в официальные брачные отношения, т. е., до «посещения ЗАГСа». Лишь 4 % родителей юношей и 14 % родителей девушек считают добрачные половые отношения «половой распущенностью», которую допускать нельзя «ни в коем разе». Как показывает практика, подобные запретительные позиции этой части родителей, как правило,
Таблица 1
Мнение взрослых семейных уральцев о необходимости добрачного сексуального опыта у будущих молодоженов (% от общего числа опрошенных — 880 чел.)
Отношение к добрачным связям Необходимость опыта для:
женихов невест
Опыт необходим 51 28
Добрачные связи можно оправдать 39 53
Добрачные связи недопустимы 3 9
Затруднились ответить 7 10
остаются благими пожеланиями на фоне самостоятельных решений и поступков их сыновей и дочерей.
Некоторые исследователи полагают, что отношения между родителями и детьми могут стать определяющим фактором в формировании поведения детей, и от этих отношений зависит возраст начала половых отношений подростков и число половых партнеров. Однако, как правило, дети и родители оказываются в трудном положении при обсуждении проблем взросления. Кроме того, существуют различные приоритеты: подростки и работники сферы охраны здоровья заинтересованы в том, чтобы избежать беременности и других рисков, связанных с половой жизнью, в то время как родители, дедушки и бабушки рассматривают в качестве проблемы сам факт вступления подростков в половую жизнь.
Наши беседы с работниками школ, культурно-просветительных учреждений уральских городов выявляют одно, казалось бы, непонятное противоречие. При явном дефиците педагогических знаний и умений, при возникающих конфликтах со своими детьми большинство родителей не стремится повысить свой педагогический, воспитательный потенциал. О причине подобного явления еще в XIX в. писал К. Д. Ушинский: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически»2.
Встает закономерный вопрос о том, откуда, где и каким образом черпать молодым людям сведения и знания о важнейшем в их предстоящей жизни институте собственной семьи. 230 экспертам в опросе «Отцы-Дети-1» задавался вопрос: «Как Вы считаете, необходим ли в школах для учащихся средних и старших классов предмет "Этика и психологии семейных отношений"»? На этот вопрос были получены следующие ответы. Варианты: «да, необходим» и «больше доводов ЗА, чем ПРОТИВ» у экспертов из Екатеринбурга в сумме набрали 98 %, из Челябинска, соответственно — 90 %.
Моральный родительский авторитет поддерживать гораздо труднее, чем «власть отцов», опирающуюся на силу.
Остальные эксперты в этих городах подчеркнули ответы «больше доводов ПРОТИВ, чем ЗА» и «Против». В других городах, где проводилось наше исследование (гг. Нижний Тагил, Магнитогорск, Копейск, Еткуль) «сомневающихся» или «противников» введения в школьные программы «уроков семьи» не оказалось!
Нетрудно увидеть, что российские эксперты (а в их число были включены руководители учебных заведений, опытные педагоги и воспитатели, представители власти, ведающие вопросами молодежной политики и ювенологии) в подавляющем большинстве голосуют за включение «семейных уроков» в программы социализации детей и подростков... Вместе с тем, по ряду причин, решение этого важного вопроса на протяжении последних двадцати лет остается тем «возом, который и поныне - там.»3.
Российская семья (да и не только российская) живет в формате существенных перманентных изменений, как в стиле, так и содержании внутрисемейных отношений старших и младших поколений. Крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче, интимнее, индивидуально и эмоционально важнее для обеих сторон. Мы говорим сегодня не о родительской власти, а о моральном авторитете родителей. Моральный родительский авторитет поддерживать гораздо труднее, чем «власть отцов», опирающуюся на силу.
Индивидуализация отношений «отцов и детей» повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупкими, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется4.
Нормативные влияния предписывают младшим и старшим членам семьи определенные образцы, модели поведения, что позволяет действовать в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью стереотипами. Традиционно, особо благотворна и плодотворна в процессе становления маленького человеческого существа роль матери. В исследовании «Отцы-Дети-2» мы обратились
к 230 уральским экспертам с вопросом: «Укажите, пожалуйста, какими чертами характера, качествами должны обладать родители, чтобы их ребенок не стал «трудным»? Прежде всего, мы просили ответить по каждому столбцу (в отношении матери и отца). При этом предлагалось выбрать не более 5-8 вариантов. Результаты ответов приводятся ниже (табл. 2).
Помимо фактора приоритетности желаемых личностных качеств родителей современных подростков, следует обратить внимание на практически идентичные «требования» (высказанные экспертами), с одной стороны, к матери и, с другой — к отцу. Низкий уровень культуры, нередко низменный характер потребностей некоторых родителей при значительной материальной обеспеченности обостряют недостатки семейного воспитания, приводят к культивированию мещанства, накопительства, к игнорированию трудового воспитания подростков. В семьях, в которых источник материального благосостояния несовместим с воспитанием правильного отношения к труду (жизнь не по средствам, браконьерство и т. п.), у детей, как правило, складывается паразитическое отношение
к труду, к деньгам, возникают иждивенческие настроения и потребности. Некоторые родители, даже не имея большого достатка, (и отказывая себе в необходимом), стремятся подольше продлить «безмятежное детство» подростку, безотказно приобретая ему дорогие вещи, воспитывая тем самым тунеядца и иждивенца.
Характерны, в связи с этим, ответы родителей и экспертов в опросе «Отцы-Де-ти-2». Им задавался вопрос: «Как Вы считаете, с какого класса могли бы зарабатывать собственные деньги на созданном специально для школьников предприятии учащиеся вашей школы?». В числе других вариантов ответов вариант «В школе (в училище) дети (подростки) должны хорошо учиться, а работать и зарабатывать деньги они "успеют" после окончания учебы» отметил практически каждый четвертый родитель (28 %) и каждый пятый эксперт (19 %). Другими словами, речь идет о своеобразной «внетрудовой интеллектуализации» воспитания молодежи, не исключающей при этом достижения молодыми людьми успеха в жизни, ощущения ими счастья своего бытия. Достижимо ли это?5
Наряду с психофизиологическими особенностями подросткового возраста есть
Таблица 2
Мнение экспертов о необходимых качествах родителей
для благополучной социализации своих детей (% от общего числа опрошенных экспертов — 230 чел.)
Качества родителей Необходимые качества
матери отца
Трезвенность 81 61 (!)
Хорошие, уважительные отношения друг с другом 81 83
Трудолюбие, ответственное отношение к работе 65 49
Доброта, любовь к своим детям, забота о них 64 78
Справедливость 62 55
Доброта, любовь к своим детям, умение подходить к ним 60 61
Честность, совестливость 45 46
Умение создавать в семье материальный достаток 45 16
Хозяйственность, домовитость 28 44
Высокая образованность, культура 28 37
Умение мастерить, рукодельничать 22 15
Вежливость, тактичность 18 23
Общительность 16 20
Иметь хороших друзей 9 10
Умение одеваться аккуратно, со вкусом 5 5
Щедрость 4 4
Умение вкусно готовить еду 3 14
Таблица 3
Отношение юношей к возможной перспективе «работы» в криминальных группировках
Варианты % от ответивших
Это для меня неприемлемо 71
Если жизнь «прижмет», то можно этим заняться 23
Сегодня это вполне нормальный способ зарабатывать деньги 6
и другое объективное обстоятельство, провоцирующее отклоняющееся поведение сегодняшних городских подростков. Речь идет о деформации в российском обществе «социалистической» морали и нравственности. Взять хотя бы отношение населения (в нашем случае, подростков и их родителей) к процессу криминализации городского социума. «Как Вы относитесь к возможной перспективе "работы" в криминальных группировках?» — на этот вопрос отвечали подростки-юноши «Отцы-Дети-2». Вот какие были получены ответы (% от общего числа ответивших юношей — 223 чел.) — табл. 3.
Не приходится удивляться после этих признаний (особенно подростков), сколь обширна социальная база в уральских городах (да и не только — уральских) для экстенсивного расширения криминалитета. Представим только, что сегодня каждый третий-четвертый выпускник общеобразовательной школы на Урале не исключает возможности «старта своей профессиональной биографии» в криминальных группировках6.
Самоуспокоенность многих родителей относительно «благополучности» своих отношений с взрослеющими детьми — одна из коренных причин формирования их де-виантного поведения вне семьи. Не располагая информацией о составе и действиях референтных групп своих взрослеющих детей, родители не имеют в них «доступа», следовательно, каналы их воздействия на мироощущение и поведение этих автономных молодежных образований оказываются существенно ограниченными. Нередко в отношениях «отцов и детей» устанавливаются лицемерные отношения, при которых подросток стремится показать родителям свою приверженность «правильным, с позиций родителей» ценностям, мотивам и формам своего поведения в «анонимной для родителей» группе сверстников. Таким образом, ценности детского (подросткового) общества плохо согласованы с ценностями мира взрослого7. Кстати, опрос показал, что лишь для 15 % подростков примером в жизни, на который следует им ориентироваться, является отец и для
Таблица 4
Мнение подростков о том, на кого им следует ориентироваться в жизни
Варианты % от опрошенных
Субъекты примордиальных институтов (семья, родство)
Мать 25
Отец 15
Старшие брат, сестра 10
Дедушка, бабушка 5
Кто-либо из других родственников 5
Кто-либо из друзей, товарищей ваших родителей 3
Субъекты общественных формирований
Один из ваших друзей, товарищей 4
Герой фильма 4
Учитель, преподаватель, дирекция школы 2
Кто-либо из политиков, руководителей 1
Литературный герой 1 чел. (0,2 %)
Такого человека пока нет 31
25 % — мать. Кто же сегодня является для подростков примером, ориентиром в жизни (табл. 4):
Для заинтересованного читателя данные табл. 4 могут стать предметом более углубленного анализа и размышлений. Мы же дадим лишь одну краткую ремарку. Итак, мать, отец, братья, сестры забирают «пальму первенства» в общем ряду авторитетных для молодых людей образчиков поведения, ориентиров в ответе на важнейший для них вопрос «С кого делать жизнь?». Однако эта «пальма» во многом иллюзорна. Действительно, если мать является образчиком для детей 25 % семей, то для остальных 75 % — соответственно нет. Еще слабее педагогические позиции у отца: 15 %. Лишь в каждой двадцатой семье (5 %) к числу активных субъектов воспитания можно причислить бабушку или дедушку.
О непреходящей ценности родительской семьи для детей и молодежи говорят, хотя бы следующие данные наших исследований. Как говорится, «На Бога надейся, а сам — не плошай». Юношам и девушкам — старшеклассникам в исследовании «Отцы-Дети-2» задавался вопрос: «Как Вы считаете, если с Вами случится (не дай Бог) большая неприятность, произойдет несчастный случай, то кто в первую очередь придет Вам
на помощь, на чью помощь Вы рассчитываете в первую очередь? Можно отметить несколько вариантов» (табл. 5).
Полученные нами данные позволяют утверждать, что родительская семья, как институт социализации молодого поколения россиян (в нашем случае, уральцев), держит несомненный приоритет среди других факторов и институтов, обеспечивающих стабильность общества. Важно то обстоятельство, что в настоящее время мы имеем дело с поколением 14-17—летних молодых людей в России (в частности, на Урале), которые не столь пессимистичны (в отличие от так называемых «потерянных поколений» Европы). Они верят и надеются, что в случае деформации их жизненных планов и возникновения острых жизненных проблем, они не останутся в одиночестве. Подавляющее число из них надеются на помощь, поддержку соотечественников — россиян.
Получение профессионального образования, его качество и, соответственно, востребованность на рынке труда является, как известно, решающим в последующей (после периодов детства, юности) жизни каждого человека. Взрослеющий, уже вполне дееспособный молодой человек (например, студент вуза) в цветущем возрасте
Таблица 5
Мнение учащихся об адресатах получения помощи и поддержки в трудных для них жизненных ситуациях (% от общего числа ответов по каждой группе)
В трудных ситуациях в жизни придут на помощь: Группы учащихся
В целом В том числе
юноши девушки
Мать 87 83 89
Отец 65 66 64
Один из ваших друзей, товарищей 31 28 33
Дедушка, бабушка 28 28 28
Старшие брат, сестра 24 23 25
Кто-либо из других родственников 14 12 15
Кто-либо из друзей, товарищей ваших родителей 11 12 11
Милиция, суд 7 10 5
Учитель, преподаватель, дирекция школы 5 6 5
Кто-то из соседей по дому, двору 2,7 2,6 2,8
Городские, районные власти 0,8 1,5 0,3
Другие 2,6 2,2 2,8
На особую помощь и участие кого-либо в моей судьбе, в решении моих проблем не рассчитываю 2,9 3,7 2,3
(18-22 года) в большинстве случаев «не отрывается» от материально-финансовой «пуповины» родительской семьи. Тысяче студентов IV-V курсов =
пяти уральских вузов («Отцы-Дети-3») задавался вопрос: «Кто нес (несет) основные расходы на Ваше обучение?». Вот как распределились ответы (% от общего числа опрошенных — 1 000 чел.):
Самоуспокоенность многих родителей относительно «благополучности» своих отношений с взрослеющими детьми одна из корневых причин формирования их девиантного поведения вне семьи.
родители
часть расходов родители, часть — я сам платил сам другой вариант
49 34 14
3
В настоящее время система социального обеспечения и социальной защиты детей и детства в целом, по существу, переживает сложный переходный период. Вопрос о том, как она будет развиваться далее, может решаться двояко: или с помощью изучения уже имеющегося в России национального опыта, с помощью изучения исторического и современного зарубежного опыта или же опять с помощью метода «проб и ошибок».
В механизме воздействия нравственно-психологического климата на формирующуюся личность важное место занимает личный пример родителей. Процесс общения — это, прежде всего, обмен какой-либо информацией, без которой не может развиваться и совершенствоваться познавательная потребность ребенка. Без них невозможно вхождение в мир культуры, в мир общечеловеческих ценностей, идеалов, принципов, правил и норм поведения. Именно через общение ребенка с взрослыми ему передаются знания об окружающей действительности, которые усложняются по мере его взросления.
Успешная социализация невозможна без повышения творческой активности самой формирующейся личности, как в жизненном самоопределении, так и в достижении выбранных ориентиров и позиций. При этом жизненное самоопределение предполагает не только сам факт устоявшихся ценностных ориентиров, позиций формирующейся личности, но и взвешенную оценку
реальных возможностей осуществления этого — своеобразное реальное «планирование» и «проектирование» процесса прохождения собственного жизненного пути.
И последнее. В книге Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, написанной более 90 лет тому назад, мы читаем: «Итак, прежде всего, приучайте = своих детей к тому, чтобы они слушались вас, зная, что на это воля Божия. Не терпите в них упорства и дерзости к кому бы то ни было. Не все давайте им, чего бы и хотелось, напротив, приучайте их к самоограничению, воздержанности и умеренности. Требуйте от детей всегда скорого и пунктуального послушания, приучайте их к тому, чтобы они по первому слову исполняли ваши приказания... Хотите вы, чтобы ваши дети были послушны, оказывайте и доказывайте им свою любовь»8. Даже атеистически настроенным родителям весьма сложно возражать этим мыслям служителя Церкви. ^
1. Шалимов А. Б. Социализация личности в социальных сетях // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 8 (26) август. С. 42-45.
2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. С. 351.
3. Павлов Б. С. Социология: проблемы семьи. Часть I, II. Учебное пособие. — Челябинск: Вып. Академэкоцентра УрО РАН, 1992.
4. Павлов Б. С. Матери, отцы, дети: Социологический очерк. — М.: Сов. Россия, 1984.
5. Павлов Б. С. Из школьного в рабочий класс. — М.: Сов. Россия, 1989.
6. Павлов Б. С., Зверева Г. Л. Проблемы социальной реабилитации городских подростков в условиях де-виантной субкультуры молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 8. Экономика. Социология. Социальная работа. 2007. № 1. С. 64-69.
7. Павлов Б. С. Семейное неблагополучие — базовая детерминанта внесемейного общественного воспитания детей в России: на материалах социологических исследований. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009.
8. Послушание // Православная газета (Екатеринбург). 1996. № 12.
4 ДИСКУССИЯ « журнал научных публикаций СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Приложение 1 Современные социальные риски социализации детей в российских семьях
Периоды компоненты Элементы, ситуации, условия, предметы риска
А. Прохождение возраста первичной социализации
Преконцепционный период развития* — условия жизнедеятельности потенциальных родителей; — виртуально-биполярная вариабельность пола; — характер субъект-субъектного взаимодействия; — вероятность неблагоприятной генной наследственности; — вероятность генной несовместимости
Перинатальный период** — условия внутриутробного развития; — вероятность приобретения врожденных пороков; — условия родов; — условия жизни и характер ухода в роддоме
Дошкольный возраст — жилищно-коммунальные и валеологические условия ухода за новорожденным в семье; — уровень врачебного педиатрического патронажа; — вероятность эпидемиологического заражения матери и ребенка; — степень развития «культа здоровья» в семье; — решение о возобновлении матерью работы в общественном производстве; — характер приобщения отца ребенка к уходу за ним и его воспитанию; — решение о степени привлечения к уходу и воспитанию ребенка его бабушек и дедушек; — вероятность социально-бытового травмирования ребенка; — качество воспитательно-педагогической среды в ДДУ; — направленность развития первичных социокультурных потребностей; — целенаправленное развитие и сдерживание проявлений природного темперамента; — характер и условия проявления задатков, наклонностей, способностей; — степень приобщения к ПЭВМ
Младший школьный возраст — принятие решения выхода семьи на второго ребенка; — выбор школы, — выбор направленности учебных программ; — уровень культурного, профессионального и гуманистического развития первого школьного учителя; — опасность ДТП; — опасность физических и умственных перегрузок у ребенка
Средний школьный возраст — выбор дополнительных (к школьным) программ обучения, культурного и физического развития; — деформация межпоколенных отношений в родительской семье; — опасность стать жертвой насильника; — опасность стать жертвой маньяка, садистских проявлений, разбоя
Старший школьный возраст — аномия к учебной деятельности; — опасность приобщения к группам асоциального поведения — опасность суицидальных настроений; — опасность закрепления паразитического образа жизни, «ненужности» и «необязательности» участия в общественно полезном труде; — опасность приобщения к спиртным напиткам и наркотикам; — система жизненных идеалов, образчиков для подражания
Б. Прохождение возраста вторичной (концептуальной) социализации
Профессиональное обучение — выбор будущей профессии; — выбор конкретного вуза (учебного заведения) для профессиональной учебы; — выбор средств (финансовых, организационных и т. д.) для достижения поставленных целей; — направленность жизненных интересов и устремлений
Продолжение прилож. 1
Предбрачие — риск формирования муже- или женофобии; — развитие половой импотенции; — опасность заражения венерическими заболеваниями; — возрастной ценз вступления в брак
Создание семьи — деформации представлений об оптимальной и приемлемой модели семьи; — ориентация на определенный характер супружеских и внутрисемейных отношений; — ориентация на тот или иной уровень детности
Адаптация в сфере производства — направленность, содержание и характер дополнительного образования, дополнительных профессий
Ассимиляция в культуре — характер предпочтения в сфере досуговых занятий; — уровень и направленность духовных потребностей, запросов
* Преконцепционная педагогика за начальную точку отсчета принимает (как и перинатальная) момент зачатия плода, но рассматривает временную шкалу не традиционно «от настоящего к будущему», а в ином направлении: от настоящего к прошлому. Специалисты предлагают различать, по меньшей мере, три подпериода: непосредственно дозачаточный, обозримый дозачаточный и отдаленный дозачаточный (Лившиц Р. Философско-методологические проблемы воспитания детей преконцепционного возраста // Наука Урала. 2002. № 21.).
** Перинатальный период включает внутриутробное развитие плода (начиная с 28 недель беременности), роды и первые 7 суток жизни ребенка (Никитин С. М., Фофанов К. А. Социологическая теория риска в поисках предмета // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 120-127).