а.
с
*
^ ПАВЛОВ Борис Сергеевич
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник
институт экономики Уральского отделения РАн 620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Тел.: (343) 371-00-67 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
девиантная субкультура молодежи
родительская семья
ценностные ориентации
девиации
«грех»
насилие
предбрачное поведение
Девиантная субкультура уральских тинейджеров и общественная безопасность в регионе*
Аннотация
Статья посвящена анализу природы и содержания феномена «девиантная субкультура молодежи» в большом городе. Рассматриваются различные аспекты девиантного поведения подростков, причины и условия их конфронтации с родителями. Особое внимание уделяется рассмотрению ценностных ориентаций подростков и молодых людей в предбрачии. Использованы результаты ряда комплексных социологических исследований, проведенных в 2005-2013 гг. в Институте экономики УрО РАН под научным руководством и с непосредственным участием автора.
JEL classification
J12, I00
Прежде всего - о понятиях. Под молодежной субкультурой можно понимать культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. В свою очередь, подростковая субкультура включает основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений тинейджеров, которые находят свое отражение в общей подростковой социальной позиции, а также в других формах личностного самопроявления, самореализации [2].
Элементы подростковой субкультуры, к которым относятся в первую очередь язык (сленг), особая манера поведения (например, культ насилия у скинхедов), одежда и музыка, отражают характерные групповые особенности подросткового сознания и поведения (социальной группы) по отношению к внешнему миру. Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиант-ным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.
Попытаемся глубже вникнуть в суть проблемы. В качестве основной эмпирической базы, использованной в статье, выступили результаты ряда исследований, проведенных (под руководством автора и с его непосредственным участием) социологами Института экономики УрО РАН в 2005-2013 гг. В частности:
• 2005 г. - в г. Екатеринбурге опрошены 880 молодых супругов по проблемам стабилизации отношений в молодых семьях (362 мужчины и 518 женщин) - «Девиант-1»;
• 2007 г. - по представительной выборке в шести городах Свердловской и Челябинской областей по специальным
анкетам опрошены 665 учащихся, 490 их родителей и 230 экспертов - специалистов учреждений, связанных с организацией социализационного процесса в молодежной среде - «Девиант-2»;
• 2010 г. - опрошены 680 студентов старших курсов технических и гуманитарных факультетов Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ). Предмет исследования - уровень и характер причастности молодых людей к религиозной культуре -<Девиант-3»;
• 2013 г. - по представительной выборке в восьми школах Кировского района г. Екатеринбурга проведены опросы 520 учащихся средних и старших классов - «Девиант-4».
Анализируя поведение подростков на фоне общества взрослых, нельзя не учитывать прежде всего специфику физиологии тинейджера. В качестве проявлений подростковой психологии необходимо отметить также своеобразную «ненависть» к своей личности и враждебность к окружающему миру, склонность к суицидальным настроениям, мыслям и поступкам. К этому присоединяется ряд новых внутренних влечений к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни [8].
К началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса.
Наряду с психофизиологическими особенностями подросткового возраста есть и другое объективное обстоятельство, провоцирующее отклоняющее-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 13-06-00127а.
Deviant Subculture of Ural Teenagers and Public Safety in the Region
■o
я
ся поведение сегодняшних городских подростков. Если говорить о России, то здесь речь идет прежде всего о деформации в российском обществе «социалистической» морали и нравственности. Молодежь, как и «общество взрослых» в целом, переживает кризис ценностей. Информационно-культурное пространство, которое окружает сегодня молодого человека, насыщено пропагандой утилитарных ценностей потребительского общества, где агрессия и насилие выступают как «законные» средства достижения целей. Героем нашего времени выставляется «негативный лидер» - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха, не считаясь со средствами.
Проблемы формирования подростковой девиантной субкультуры, изучения условий, а также характера социализации девиантных подростков широко рассматриваются в современной социологии, в том числе отечественной. Однако данная проблематика настолько широка, что многие моменты до сих пор остаются неизученными. Кроме того, социальная ситуация в каждой стране различна и постоянно изменяется - это связано в первую очередь с общемировыми тенденциями научно-технического прогресса и общественного развития, с особенностями формирования экономики, политики, государственности.
Потеряв практическое значение, обретя негативный смысл, старые ценности, тем не менее, не исчезли из сознания. Новые ценности (свобода, демократия, рыночная экономика, равные возможности, частная собственность, правовое государство и т.д. и т.п.) пока не поняты, не приняты многими, прежде всего из-за того, что в своем практическом значении связаны главным образом с негативными явлениями, отрицательными чувствами и ощущениями. Социальное самочувствие большинства молодых людей (это в первую очередь относится к молодым россиянам) в последние десятилетия может быть описано в терминах «разочарование»,
«пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерянность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм», «потребительство» и т.п. [1].
Известно, что в православии к числу восьми греховных страстей отнесены: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Грех для христиан - это не просто проступок или провинность, но и само желание не следовать заповеданному. Грешное поведение расценивается как противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию), как проявление порочности человеческого существа, его падшей природы, которую он приобрел при грехопадении [3].
Для того чтобы прояснить представления молодежи о грехе, в исследовании «Девиант-3» молодым людям задавался вопрос «Какие из перечисленных поступков, действий, на Ваш взгляд, являются грехом?». Вот какие мы получили ответы (% общего числа опрошенных в группе; в числителе - массив в целом - 680 чел.; в знаменателе - студенты, причисляющие себя к православию - 330 чел.).
Ответ «тяжкий грех», %:
Убийство.............................89/93
Самоубийство........................80/84
Аборт................................72/78
Проституция.........................64/72
Измена (жене/мужу)..................61/66
Гомосексуализм......................52/56
Употребление легких наркотиков____50/63
Ответ «грех средней тяжести», %:
Ложь в личных интересах............43/51
Пьянство.............................43/50
Употребление матерных слов........25/36
Развод в семье.......................25/34
Курение..............................25/33
Ответ «практически не грех», %:
Посещение стриптиз-бара...........13/20
Половые отношения до вступления
в брак для девушки..................13/19
Половые отношения до брака
для юноши...........................9/13
Сокрытие доходов от налоговой инспекции...........................12/14
Boris s. PAVLoV
Dr. Sc. (Philosophy), Prof., Chief Researcher
institute of Economics
(Ural Branch of the Russian academy
of sciences)
620014, RF, Yekaterinburg, ul. Moskovskaya, 29 Phone: (343) 371-00-67 E-mail: [email protected]
Key words
deviant subculture of youth parent family value orientation deviation
"sin"
violence
premarital behaviour
Summary
The article analyses the nature and content of the "deviant subculture" phenomenon in a big city. The various aspects of deviant behaviour among adolescents are considered, causes and conditions of their confrontation with their parents are analysed. Particular attention is paid to the value orientations of teenagers and young adults of premarital age. There were used the results of a series of comprehensive surveys conducted in 2005-2013 by the Institute of Economics of UB RAS under the supervision and with the direct participation of the author.
JEL classification
J12, I00
а.
с
*
Для заинтересованного и компетентного читателя приведенные данные, наш взгляд, являют серьезный предмет для размышлений о состоянии не только духовной культуры и морали передового, наиболее образованного отряда российской молодежи - студенчества. Исследование показало, что соотносительная разница ценностных ориентаций и нравственных оценок большинства асоциальных проявлений в различных социально-демографических группах весьма незначительна. Так, «пьянство» не считают грехом 57% всех опрошенных студентов, в том числе 50% «православных». Небезынтересно и сопоставление ответов на этот же вопрос двух групп студентов: мужчин и женщин. Аборт считают грехом 66% мужчин-респондентов и 78% женщин; гомосексуализм - соответственно 64 и 41%; проституцию - 59 и 69%; измену (жене/мужу) - 57 и 65%; пьянство - 37 и 48% и т.д.
А чего стоит «признание студентов технического вуза (как правило, будущих руководителей производств, предпринимателей, бизнесменов), что сокрытие доходов от налоговой инспекции (а в равной мере и от «гражданского общества») для большинства респондентов «практически допустимо» и, по их мнению, общественно не осуждаемо [5; 6]. Впрочем, в своей оценке они недалеки от состояния реальных дел.
Наше исследование («Девиант-2») позволяет судить о некоторых других ценностных ориентациях россиян в сфере социализации молодежи. Ниже по каждому из четырех вопросов представлено распределение ответов учащихся, родителей и экспертов на соответствующий вопрос анкеты (% общего числа опрошенных учащихся - 665 чел., родителей - 490 чел. и экспертов - 230 чел.).
Ответ на вопрос «Хотели бы Вы служить в армии?», %:
Да, согласны.............................31
Нет, не хочу (не хотят)....................46
Не смогу(т) по здоровью..................3
Не знаю, пока не думали об этом.........20
Не ответили на вопрос....................-
Приведенные данные прежде всего свидетельствуют о довольно широкой социальной базе воспроизводства криминалитета в российском (в нашем случае - уральском) социуме. Среди факторов и условий роста криминогенного влияния современного российского социума на молодежь важно отметить следующие: а) расширение криминального окружения, влияния криминальных авторитетов; б) отсутствие эффективной системы правового просвещения и защиты; в) ослабление воздействия системы образования на нравственное и правовое воспитание молодежи; г) неэффективность про-филактической работы органов внутренних дел; д) отсутствие реальных сил и ресурсов в организации позитивно ориентированной деятельности молодежи у комитетов по делам молодежи; е) невнимание представительных органов власти к проблемам криминогенного влияния на молодежь.
Было бы некорректным процесс криминализации молодежной среды связывать лишь с негативными последствиями идущих социально-экономических реформ в России в целом и, естественно, в Уральском регионе. Эти последствия хотя и вносят свою определяющую лепту в развитие криминализации российского общества, но не являются «монополистами» в формировании ситуации. По оценкам экспертов, к «дополнительным» факторам необходимо относить прежде всего быстрое социальное расслоение населения, криминализацию молодежи, оставленной взрослыми без присмотра и надлежащего внимания к ее проблемам, влияние западной субкультуры с культом насилия и несправедливого обогащения, слабость правоохранительных органов и др.
В подростковой среде особой проблемой является сексуальное поведение. Позволим себе немного остановиться на этой стороне жизнедеятельности молодых людей в преддверии образования собственной семьи, рождения и воспитания собственного потомства. Прежде всего, коснемся статусных позиций молодежи во «взрослом» социуме. В качестве индикатора здесь может служить возраст «допускаемого» взрослым обществом («правомочности») вступления молодых в половые отношения. Возраст сексуального согласия в России - один из самых высоких в Европе1.
Практика медицинского и социально-педагогического наблюдения показывает, что подростки не умеют правильно распорядиться возможностями сублимации (замещения сексуальных переживаний какой-либо интересной для них деятельностью). Поэтому становятся возможными крайние варианты: от подавления сексуальности до полного пренебрежения нормами, принятыми в обществе для сексуального поведения в данном возрасте. Отклонения в сексуальном поведении должны восприниматься как маркер психосоциального неблагополучия. Нельзя винить подростков за девиантное сексуальное поведение. Раннее начало половой жизни - это не распущенность, а следствие психологических и социальных причин: дефицита родительской ласки,
1 В Испании подростки могут на законных основаниях вступать в половые связи с 13 лет. В таких странах, как Австрия, Германия, Португалия, разрешено заниматься сексом с 14 лет, во Франции, Румынии, Дании - с 15 лет. При этом список стран, где возраст сексуального согласия выше 16 лет, очень скромен. Сюда входят в основном азиатские и африканские страны, такие как Ирак, Казахстан, Египет и др.
Ответ на вопрос «Ваше отношение к распространению религии, религиозного сознания среди населения, в школах?», %:
Среди Среди взрослых детей
Одобряют............................46 41
Осуждают............................15 21
Относятся безразлично.............14 9
Затруднились ответить.............25 29
Ответ на вопрос «В принципе, верите ли Вы в то, что "трудные" ребята, девчата могут "исправиться", когда станут старше?», %:
Родители Подростки Эксперты
Да, в принципе, может исправиться каждый.......41 31 38
Могут исправиться, но не все .......................58 68 62
Затруднились ответить ..............................0,6 0,6 -
Ответ на вопрос «Как Вы относитесь к возможной перспективе "работы" Вашего сына (дочери) в криминальных группировках», %:
Отцы Матери Юноши
Это для меня (для нас) неприемлемо................74 73 72
Если жизнь прижмет, то можно этим заняться.......7 1 22
Сегодня это вполне нормальный способ
зарабатывать деньги...................................3 2 5
Не ответили на вопрос................................16 24 -
неправильного воспитания, психоэмоциональных нарушений, сексуального насилия, ускоренного и негармоничного соматического развития.
В одном из наших исследований 880 семейным екатеринбуржцам («Де-виант-1») задавался вопрос «Как вы относитесь к тому, что многие молодые люди вступают сегодня в свой первый брак, имея опыт сексуальной жизни?». Респондентам - мужчинам и женщинам (в большинстве своем это были отцы и матери) - предлагалось оценить эту ситуацию отдельно в отношении мужчин и отдельно - женщин. Вот каково мнение взрослых семейных уральцев о необходимости добрачного сексуального опыта у будущих молодоженов (% общего числа опрошенных - 880 чел.; в числителе - мнение респондентов относительно поведения мужчин, в знаменателе - женщин).
Необходимость добрачного сексуального опыта у будущих молодоженов, %:
Опыт необходим.....................51/28
Добрачные связи можно оправдать.. 39/53
Добрачные связи недопустимы.........3/9
Затруднились ответить................7/10
Подавляющая часть молодых семейных уральцев (около 90%) не видит ничего предосудительного в том, что их сыновья и дочери могут получить «первые уроки любви» до вступления в официальные брачные отношения. Лишь 3% респондентов проголосовали за «невинность» жениха в предбрачии и несколько больше (9%) - за невинность невесты, «примерившей и одевшей свадебное платье». Как показывает практика, подобные запретительные позиции этой части родителей, как правило, остаются благими пожеланиями на фоне самостоятельных решений и поступков их сыновей и дочерей.
А каково отношение россиян к супружеским изменам? В одном из наших межрегиональных исследований (опрошено 1360 родителей, в семье которых воспитывался (на момент опроса) подросток (возраст 14-17 лет)) задавался вопрос «Как вы относитесь к супружеским изменам?». Вот какие были получены ответы респондентов из различных регионов РФ (% общего числа опрошенных - 1360 чел.; в числителе - возможность измен для мужчин, в знаменателе - для женщин).
Отношение к супружеским изменам, %:
Супружеские измены недопустимы .. 49/65
Измены можно оправдать............30/18
Измены допустимы......................8/4
Затруднились ответить...............13/13
Если оценивать ситуацию в целом, то российское общество с его традиционной патриархальной моралью стоит «на полпути» от общества с ханжеской моралью, не допускающей внебрачные связи, до общества вседозволенности в сфере половых отношений; половина респондентов считают явно недопустимыми внебрачные половые связи для мужчин. Более «жесткую» запретительную позицию заняли респонденты по отношению к внебрачным половым связям замужних женщин (65%). Нетрудно догадаться, что это, в большинстве своем, «запреты» респондентов-мужчин.
Известное положение Ф. Энгельса о том, что «семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество» [4. С. 70], наглядно иллюстрируется деформациями в различных сторонах жизнедеятельности не только российских семей. Переходный исторический период, в хронологических рамках которого живет сегодня Россия, формирует новые, доселе неизвестные (нетрадиционные) социальные качества жизнедеятельности и поведенческие проявления семейных групп, адекватные этим изменившимся условиям.
Необходимо признать, что в последние десятилетия существенно меняется стиль внутрисемейных отношений. Крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче, интимнее, индивидуально и эмоционально важнее для обеих сторон. Мы говорим сегодня не о родительской власти, а о моральном авторитете родителей. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу. Индивидуализация отношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупкими, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется.
Мы беремся утверждать, что склонность подростков к девиантному поведению, особенно со знаком минус, предопределяется, во-первых, составом семьи, во-вторых, характером взаимоотношений между ее членами, а небла-
References
1. Bersenyov V.L., Vazhenin S.G., Pavlov B.S. Special facets of modern Russian economy and more. [Osobye grani sovremennoy rossi-yskoy ekonomiki i ne tol'ko]. Ekonomika regio-na - The Region's Economy, 2011, no. 1.
2. Il'inskiy I.M. Youth and youth policy. Philosophy. History. Theory. [Molodezh' i molo-dezhnaya politika. Filosofiya. Istoriya. Teoriya]. Moscow, Golos, 2001.
3. Kuraev A. Church in people's world. Available at: http://svitk.ru/ 004_book_ book/2b/507.
4. K. Marks, F. Engels. The works. Vol. 21.
5. Pavlov B.S., Razikova N.I., Podvysotskiy A.I. Do Urals students believe in God? [Veryat li v boga ural'skie studenty]. Diskussiya - Discussion, 2012, no. 8.
6. Pavlov B.S., Sirazhetdinova A.A. Formation of personnel corps of engineers in the Urals: sociological aspect. [Formirovanie kadrovogo korpusa inzhenerov na Urale: sot-siologicheskiy aspekt]. Ekonomika regiona -The Region's Economy, 2012, no. 1.
7. Sukhomlinskiy V.A. On upbringing. [O vospitanii]. Moscow, Politizdat, 1973.
8. Juvenile studies and juvenile policy in the XXI century. Experience of a complex interdisciplinary study. [Yuvenologiya i yuvenal'naya politika vXXI veke. Opyt komplek-snogo mezhdistsiplinarnogo issledovaniya]. S.-Petersburg, SPbIIT Publisher, 2004.
■o я
а.
с
*
Источники
1. Берсенёв В.Л., Важенин С.Г., Павлов Б.С. Особые грани современной российской экономики и не только // Экономика региона. 2011. № 1.
2. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001.
3. Кураев А. Церковь в мире людей. URL: http://svitk.ru/ 004_book_book/2b/507.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
5. Павлов Б.С., Разикова Н.И., Подвысоц-кий А.И. Верят ли в бога уральские студенты // Дискуссия. 2012. № 8.
6. Павлов Б.С., Сиражетдинова А.А. Формирование кадрового корпуса инженеров на Урале: социологический аспект // Экономика региона. 2012. № 1.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.
8. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке. Опыт комплексного междисциплинарного исследования. СПб.: С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, 2004.
гоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства «состоявшихся» трудных подростков. В своем исследовании мы обратились к уральским экспертам («Девиант-2») с вопросом «Укажите, пожалуйста, какими чертами характера, качествами должны обладать родители, чтобы их ребенок не стал "трудным"?». Прежде всего, мы просили ответить по каждому столбцу (в отношении матери и отца). Предлагалось выбрать 5-8 вариантов. Судя по ответам наших респондентов, первые восемь мест «заняли» следующие качества родителей в городских семьях (% числа опрошенных зкспертов -230 чел.; в числителе - качества матери, в знаменателе - отца).
Предпочтительные качества родителей в городских семьях, %:
Трезвенность.........................81/61
Хорошие уважительные отношения
друг с другом........................81/83
Трудолюбие, ответственное отношение
к работе.............................65/49
Доброта, любовь к своим детям,
забота о них.........................64/78
Справедливость.....................81/83
Любовь к своим детям, умение
«подходить» к ним...................65/49
Честность, совестливость...........64/78
Умение создавать в семье материальный достаток, уют........................45/16
Помимо фактора приоритетности личностных качеств родителей современных подростков, следует обратить
внимание на практически идентичные «требования», высказанные экспертами, с одной стороны, к матери, а с другой -к отцу.
Аналогичные результаты были получены нами в опросе 520 екатеринбургских подростков («Девиант-4»).
Рассуждая о проблемах девиации в молодежной среде, следует учитывать, что «Юность - возраст критики. Эта критика отличается большой активностью и принципиальностью... Наиболее резкой критике подвергаются такие недостатки, как беспринципность, нестойкость убеждений, угодничество, индивидуализм, стремление противопоставить себя коллективу, лень, трусость, бахвальство, нескромность, навязчивость» [7. С. 257].
Положение молодежи, ее поведение не может быть улучшено, если пытаться решать эту проблему вне контекста общих проблем того или иного социума. Нынешний кризис носит не временный характер, он отражает тенденции, которые зародились в прошлом и продолжатся в будущем. Поэтому решение существующих проблем может быть достигнуто лишь в общенациональном контексте, на долгосрочной основе, при полном осознании теснейшей зависимости и взаимозависимости экономических реформ и эффективной социальной, в том числе молодежной, политики.