ОТЦОВСТВО В КОНСТИТУЦИОННЫХ КОНТЕКСТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Мархгейм Марина Васильевна, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой конституционного и муниципального права Юридического института НИУ «БелГУ», e-mail: [email protected].
Деревянко Павел Александрович, кандидат юридических наук, ассистент кафедры конституционного и муниципального права Юридического института НИУ «БелГУ», e-mail: p.a. derevyanko @gmail .com.
DOI: http://dx.d0i.0rg/10.14420/ru.2013.5.10
Аннотация. В статье рассматриваются подходы стран СНГ к закреплению отцовства на конституционном уровне, а также варианты правовых решений в отношении отцовства в некоторых западных государствах.
Ключевые слова: конституция, правовое равенство, отцовство, материнство, детство, равноправие родителей, страны СНГ, маскулинизм.
Исследование конституционно-правового регулирования отцовства в различных странах позволяет систематизировать сложившийся опыт, выявить специфику отдельных государств, предположить направления развития института отцовства.
Вариативность современных подходов к регулированию отношений отцовства наиболее показательно можно представить на примере стран СНГ1. Все они были связаны с конституционным опытом СССР и начали развиваться как самостоятельные государства после его распада. Каждое из государств СНГ, принимая свою конституцию, представило соответствующие институты по собственным ориентирам, в числе которых -нормы международного права. Это в большей или меньшей степени отразилось и на конституционном закреплении института отцовства, рассматриваемого в контексте универсального принципа правового равенства.
Анализ конституций 11 стран СНГ показал, что отцовство как объект защиты упомянуто в пяти (Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, России,
1 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». - 1992. - № 1. - С. 6.
Украины). В этих же государствах получили закрепление равенство прав мужчин и женщин, а также равные права супругов.
Остальные шесть стран (Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан) слово «отцовство» в своих конституциях не используют. Пять их них ограничиваются закреплением равных прав или супругов (Армения, Молдова), или мужчин и женщин (Таджикистан, Узбекистан). Совокупный вариант реализован в Туркмении. В Киргизии рассматриваемые аспекты вообще не получили отражения.
Считаем интересным конкретизировать подходы тех государств, в которых отцовство получило конституционное закрепление.
В п. III и п. IV ст. 34 Конституции Азербайджанской Республики1 установлено, что «...материнство, отцовство, детство охраняются законом...» и что «права супругов равны. Заботиться о детях, воспитывать их является как правом, так и долгом родителей».
В п. 1 ст. 32 Конституции Республики Беларусь2 закреплено, что «брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства», а «супруги равноправны в семейных отношениях». При этом, установив п. 2 ст. 32 наличие прав и обязанностей родителей, нет прямого указания на их равноправие в данном аспекте. Полагаем, однако, что представленную норму в части равноправия супругов возможно расширительно толковать и как равенство прав родителей. Тем более что в данном акте эти установления закреплены в одной статье. Вместе с тем считаем формулировку о равенстве супругов юридически неточной, так как родители не обязательно могут являться супругами, а права их в отношении ребенка тем не менее должны быть равными. То же самое можно отметить относительно формулировки «равенство в семейных отношениях». Между
1 Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. (с последующими изменениями) //
Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL:
http://base.spinform.ш/show_doc.fwx?rgn=2618.
2 Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. (с последующими изменениями) //
Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL:
http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=19903.
родителями ребенка не всегда возникают семейные отношения. Однако это обстоятельство не влияет на равенство прав родителей в отношении детей.
Необходимо подчеркнуть, что только в Конституции Белоруссии закреплена норма о том, что «Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе .о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве...» (ст. 97).
В п. 1 ст. 27 Конституции Республики Казахстан1 закреплено, что брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства, в п. 2 ст. 27 указано, что забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.
В ч. 2 ст. 7 Конституции России закреплена «.государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.». Включение данной нормы именно в главу «Основы конституционного строя» является дополнительной гарантией отцовства в России.
В п. 3 ст. 51 Конституции Украины закреплена государственная охрана семьи, детства, материнства и отцовства, а в ее п. 1 и 2 определены равные права и обязанности супругов в браке и семье, а также обязанность родителей по содержанию детей. Предлагаем трактовать указанные положения по аналогии с тем, как ранее предложено применительно к Белоруссии.
Обобщая, отметим, что в конституциях всех перечисленных государств отцовство приводится в логичной связке с материнством и детством. Семья и брак, также упоминаемые в данном случае, выступают идеальными, но не обязательными условиями, поскольку отцом мужчина остается и не находясь в семейно-брачных отношениях с матерью ребенка.
В четырех из рассмотренных пяти конституций стран СНГ отцовство гарантируется государством, в одной (Азербайджан) - законом. Первый вариант считаем более предпочтительным в силу своей емкости, поскольку
конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с последующими изменениями) // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL:
http://base.spшform.ш/show_doc.fwx?rgn=П62.
2 Конституция Украины от 28 июня 1996 г. (с последующими изменениями) // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8689.
закон - лишь один из инструментов, находящихся в распоряжении государства.
Различные аспекты отцовства актуализируются в связи с возрастающим количеством разводов, обостряющих проблему реализации родителями прав по отношению к своим детям.
Во многих западных странах возникло движение «маскулинизма», определяемое как дружественная по отношению к мужчинам концепция, предназначенная для анализа социальных проблем; убеждение в том, что социальное равенство между полами требует признания и устранения предубеждения и дискриминации против мужчин так же, как и против женщин; дополнительная, не оппозиционная феминизму точка зрения на гендерные отношения1.
В рамках маскулинизма большое внимание уделяется отцовским правам в отношении детей, особенно после развода. Представители этого движения настаивают на том, что дети и после развода нуждаются в обоих биологических родителях, а, значит, разведенные отцы должны обладать не только обязанностями, но и на практике иметь возможность реализовать свои права2.
Зарубежное законодательство, регулирующее права отцов после развода исходит из общего принципа совместной опеки над ребенком как матерью, так и отцом.
В Финляндии в 1975 г. принят «Закон об отцовстве», согласно которому совместная опека продолжается и после развода, если не было решено или установлено иначе. Закон исходит из принципа сохранения отношений ребенка с обоими родителями безотносительно их состояния в браке или совместного проживания. Для лишения родителя прав требуются исключительно веские основания. Даже если родитель жестоко обращается с
1 Мужской Альманах. URL: http://www.menalmanah.narod.ru.
2 Николаева Я.Г. Отцовство после развода: обзор исследований зарубежных ученых // Актуальные проблемы семей в России / под ред. Т.А. Гурко. - М.: Институт социологии РАН, 2006.
ребенком и не выполняет своих обязательств как опекун, это еще не является достаточным основанием.
К числу основных законов Швеции, регулирующих родительские права и обязанности, в частности, после развода, относится Закон о семье (1949 г.). В соответствии с ним, если родители состоят в браке, то с момента своего рождения ребенок находится под опекой обоих родителей, а если нет, то под опекой одной лишь матери. Ребенок остается под опекой обоих родителей и после развода, если совместная опека не отменяется судом по заявлению одного из родителей, по инициативе суда или по иску комиссии по социальному обеспечению. Суд может с учетом интересов ребенка доверить опеку одному из родителей. При рассмотрении наилучшего варианта суд обязан обращать особое внимание на потребности ребенка, а также учитывать необходимость сохранения близких и хороших отношений с обоими родителями. Если и другой родитель не способен воспитывать ребенка, то суд передает право опеки одному или двум специально назначенным опекунам1.
Уточним, что шведское семейное законодательство предполагает высокую степень вовлеченности обоих родителей в процесс воспитания детей после развода. Совместной опеке придается настолько большое значение, что последние законодательные поправки, внесенные в 1998 г., позволяют суду присуждать совместную опеку над детьми против воли одного из родителей. Так, мужчине, который не проживает в семье, например, по причине жестокого обращения с бывшей женой/партнершей, приходится контактировать с детьми для создания имиджа положительного отца и получения социального признания2.
В законе о детях от 1989 г. в Великобритании дается описание форм заботы о ребенке, а также обязанности родителей и иных лиц по воспитанию ребенка. Обязанность заботиться о ребенке, растить его морально, физически
1 Библиотека Пермского правозащитного центра. URL: http://www.prpc.ru/library.
2 Eriksson M. Custody, residence and contact // Children who see daddy hit / B. Metell (Ed.). - Stockholm: Forslagshuset Gothia, 2001.
и психически здоровым предписывается матери и отцу в равной мере. После разрыва отношений (раздельное проживание) или развода родители должны и дальше исполнять свои обязанности1.
В США практикуется две формы - юридическая и физическая -совместной опеки над детьми после развода. Первая означает, что дети преимущественно живут с одним из родителей, но мать и отец совместно принимают решения относительно их образования и воспитания. Вторая предполагает, что дети по возможности живут с каждым из родителей по очереди (например, в период учебы - с матерью, а во время школьных каникул - с отцом). При «раздельной опеке» детей делят между родителями: мать обычно берет девочек, а отец - мальчиков. Однако, как показали исследования, раздельная опека часто имеет отрицательные последствия для братьев и сестер, поэтому ее следует применять в крайних случаях2.
В Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса отцы и матери имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за их разрешением в орган опеки и попечительства или в суд (ч. 2 ст. 65).
Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между матерью и отцом разрешается судом, исходя из интересов и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (ч. 3 ст. 65).
1 Библиотека Пермского правозащитного центра. URL: http://www.prpc.ru/library.
2 Цит. по: Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - С. 58.
Однако складывающаяся в России бракоразводная практика, свидетельствует о несоблюдении указанных норм семейного законодательства как в отношении матерей, так и отцов. Мы солидарны с позицией Т.А. Гурко, что в России проблемы взаимоотношений отцов и детей после развода, юридическое регулирование этих отношений «пока остаются открытыми и представляют поле для будущих исследований»1. Необходимость корреляции отечественных норм права с практикой реализации отцами своих прав в отношении детей подчеркивает необходимость доктринальной разработки данного комплекса проблем.
Библиографический список
1 Библиотека Пермского правозащитного центра. URL: http://www.prpc.ru/library.
2 Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.
3 Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL: http: //base.spinform.m/show_doc.fwx?rgn=2618.
4 Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL: http: //www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=19903.
5 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL: http: //base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1162.
6 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 2009. - 21 января.
7 Конституция Украины от 28 июня 1996 г. // Информационно-правовая
система Законодательство стран СНГ. URL:
http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8689.
8 Мужской Альманах. URL: http://www.menalmanah.narod.ru.
9 Николаева Я.Г. Отцовство после развода: обзор исследований зарубежных ученых // Актуальные проблемы семей в России / под ред. Т.А. Гурко. -М.: Институт социологии РАН, 2006.
10 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». - 1992. - № 1.
11 Eriksson M. Custody, residence and contact // Children who see daddy hit / B. Metell (Ed.). - Stockholm: Forslagshuset Gothia, 2001.
1 Гурко Т.А. Указ. соч. - С. 59.