Научная статья на тему 'ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ КАК МЕРАОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВО-НАРУШЕНИЯХ - МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ'

ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ КАК МЕРАОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВО-НАРУШЕНИЯХ - МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
588
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / PROCEDURAL MEASURES OF ADMINISTRATIVE COERCION / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE OFFENSE / PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Москаленко С. А., Попова М. А., Филонов Н. В., Капустина И. Ю.

Авторами статьи выделен ряд процессуальных критериев административного принуждения на примере отстранения от управления транспортным средством Предложены определения понятий «производство по делам об административных правонарушениях сотрудниками органов внутренних дел (полиции)» и «меры обеспечения произ-водства по делам об административных правонарушениях»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Москаленко С. А., Попова М. А., Филонов Н. В., Капустина И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPOSAL OF VEHICLE MANAGEMENT AS A MEASURESUPPORT FOR MANUFACTURING ON OFFENSES ON ADMINISTRATIVE OFFENSES - MATERIAL AND PROCEDURAL ASPECTS

The authors of the article singled out a number of procedural criteria of administrative coercion by the example of removal from driving a vehicle. The definitions of the concepts “proceedings on cases of administrative violations by employees of law enforcement bodies (police)” and “measures to ensure the production of cases on administrative violations” are proposed

Текст научной работы на тему «ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ КАК МЕРАОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВО-НАРУШЕНИЯХ - МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ»

ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ - МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

DISPOSAL OF VEHICLE MANAGEMENT AS A MEASURE SUPPORT FOR MANUFACTURING ON OFFENSES ON ADMINISTRATIVE OFFENSES -

MATERIAL AND PROCEDURAL ASPECTS

Москаленко С.А., Попова M.A., Филонов H.B., Капустина И.Ю. Moskalenko S., Popova M., Filonov N., Kapustina I.

Аннотация: авторами статьи выделен ряд процессуальных критериев административного принуждения на примере отстранения от управления транспортным средством Предложены определения понятий «производство по делам об административных правонарушениях сотрудниками органов внутренних дел (полиции)» и «меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».

Annotation: the authors of the article singled out a number of procedural criteria of administrative coercion by the example of removal from driving a vehicle. The definitions of the concepts "proceedings on cases of administrative violations by employees of law enforcement bodies (police) " and "measures to ensure the production of cases on administrative violations " are proposed.

Ключевые слова: процессуальные меры административного принуждения; полиция; производство по делам об административных правонарушениях; административное правонарушение.

Key words: procedural measures of administrative coercion; police; proceedings in cases of administrative offenses; administrative offense.

Введение

Отстранение от управления транспортным средством представляет собой меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренную ст. 27.12 КоАП РФ.

Отстранение от управления транспортным средством связано с кратковременным ограничением субъективных прав управления транспортными средствами и выражается в запрещении физическому лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство приводится в движение.

Положения рассматриваемой статьи не ограничивают перечень видов транспортных средств, тем самым допуская применение данной меры к лицам, управляющим любым транспортным средством: автомобилем, трактором, самоходной дорожно-строительной машиной, трамваем, троллейбусом, судном и т.д.

Основная часть

По своей сути отстранение от управления транспортным сред-

ством состоит в невозможности реализации ранее предоставленного государством в разрешительном порядке физическому лицу специального права управления транспортным средством на определенный срок. Объектом правоограничительного воздействия могут выступать такие конституционные права граждан, как право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Направление такого государственно-властного воздействия обусловлено возможностью причинения существенного вреда эксплуатацией имущества, являющегося источником повышенной опасности.

Исследуемая мера имеет две ярко выраженные цели применения: 1) пресечение административного правонарушения и 2) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

С одной стороны, посредством применения данной меры лицо лишается возможности осуществлять противоправное управление транспортным средством, чем предотвращаются возможные вредные последствия развития данного правонарушения. С другой стороны, применением данной меры обеспечивается возможность реализации последующих, связанных с ней мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения, задержания транспортного средства и запрещения его эксплуатации.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ фактическими основаниями применения отстранения от управления транспортным средством выступают совершение или обоснованное предположение о совершении лицом одного или нескольких нарушений Правил дорожного движения, административная ответственность за совершение которых предусмотрена рядом статей Особенной части КоАП РФ.

Указанные правонарушения способны причинить существенный вред охраняемым законом интересам и представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья окружающих.

К их числу относятся следующие:

- достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП

РФ);

- управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца (ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ);

- управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ);

- управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ);

- управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством (ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ).

Первое основание применения отстранения от управления транспортным средством в отличие от остальных не представляет собой законченного деяния, обладающего всеми определенными административно-деликтным законом признаками, составляющими состав административного правонарушения. Факт нахождения лица в состоянии опьянения может быть установлен лишь посредством проведения процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проводимой в установленном законом порядке. В этой связи основанием применения данной меры административного при-

нуждения выступает обоснованное предположение должностного лица органа государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства о нахождении лица, управляющего транспортным средством, в состоянии опьянения. Достаточными основаниями полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких признаков: а) запах алкоголя изо рта; б) неустойчивость позы; в) нарушение речи; г) резкое изменение окраски кожных покровов лица; д) поведение, не соответствующее обстановке. Рассматриваемое основание относится к отстранению от управления лиц, управляющих транспортными средствами всех видов. Иные основания применяются лишь при применении отстранения от управления к лицам, совершившим отдельные правонарушения в области дорожного движения.

Вместе с тем такое ограничение круга субъектов не согласуется с иными положениями КоАП РФ. Полномочиями по применению мер обеспечения производства по делам о тождественных предусмотренным ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ административных правонарушениях, сопряженных с управлением маломерными судами (ст. 11.8, 11.8.1, 11.9 - 11.12 КоАП РФ), обладают также должностные лица органов государственной инспекции по маломерным судам (ст. 23.40 КоАП РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ они вправе применять задержание транспортного средства как за управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ), так и за управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца (ст. 11.8.1 КоАП РФ). Применению задержа-

ния транспортного средства должно предшествовать применение отстранения от его управления. В этой связи представляется необходимым расширить основания применения рассматриваемой меры и распространить пределы государственно-властного воздействия на судоводителей, совершающих административные правонарушения, предусмотренные ст. 11.8.1 КоАП РФ.

Отстранение от управления транспортным средством относится к срочным видам мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Предполагаемые им ограничения длятся до устранения причины отстранения.

Отстранение от управления транспортным средством имеет личный характер. Специальным субъектом принудительного воздействия выступает лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида, — водитель, судоводитель, тракторист и т.д. Наряду с указанными лицами к числу субъектов относятся также лица, обучающие вождению , а также лица, находящиеся на месте водителя (судоводителя) в кабине буксируемого транспортного средства.

Отстранение от управления транспортным средством осуществляется должностными лицами различных государственных органов надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства в зависимости от вида транспортного средства и субъекта, осуществляющего его управление. Полномочиями по отстранению от управления авто-мототранспортными средствами, тракторами и другими самоходными машинами обладают должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; в отношении судоводителей маломерных судов — должностные лица органов морского транспорта, органов внутреннего водного транспорта, Государственной инспекции по маломерным судам; а в от-

ношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — должностные лица военной автомобильной инспекции. Полномочия должностных лиц военной автомобильной инспекции не распространяются на водителей транспортных средств других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ФСБ России, ФСО России, СВР России), поскольку нормативно-правовыми актами законодательного характера, регулирующими порядок деятельности указанных органов, установлен особый порядок применения к указанным лицам мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Об отстранении от управления транспортным средством составляется протокол, отвечающий требованиям ч. 4, 5 ст. 27.12 КоАП РФ. Указанное положение является новеллой КоАП РФ, поскольку ранее действовавшим законодательством об административной ответственности оформление рассматриваемой меры протоколом не предусматривалось.

Применение отстранения от управления транспортным средством в отношении всех категорий лиц, управляющих транспортным средством соответствующего вида, предусматривает обязательное присутствие двух понятых.

Отстранение от управления транспортным средством как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от лишения специального права как меры административного наказания. Последняя представляет собой итоговую, самостоятельную меру административной ответственности, применяемую исключительно в судебном порядке на срок не менее одного месяца и не более трех лет, заключающуюся в невозможности реализации ранее предоставленного лицу специального права (права на управление транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств).

Заключение

Таким образом, отстранение от управления транспортным средством представляет собой краткосрочное лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права на использование имущества, представляющего собой источник повышенной опасности, в связи с совершением или с обоснованным предположением о совершении грубого, способного причинить существенный вред ох-

раняемым законом интересам нарушения порядка пользования этим имуществом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, длящееся до устранения причины отстранения.

Литература

1. Гречкина О.В., Майоров

B.И. Административный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. 186 с.

2. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: монография. М.: Норма, 2015. 320 с. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Жеребцов А.Н., Махина

C.Н., Помогалова Ю.В. Комментарий к главе 27 «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (постатейный). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» .

4. Лещина Э.Л., Магденко А.Д., Агаджанов A.A. Административная ответственность и административный процесс: учеб. пособие. Челябинск: Цицеро, 2016. 247 с.

5. Осинцев Д.В. Производство по делам об административных правонарушениях (вопросы теории и практики): учеб. пособие для бакалавров, специалистов и магистров. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2017. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.