Научная статья на тему 'Отсрочка отбывания уголовного наказания осужденных мужчин, имеющих малолетних детей'

Отсрочка отбывания уголовного наказания осужденных мужчин, имеющих малолетних детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
590
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брагер Д. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отсрочка отбывания уголовного наказания осужденных мужчин, имеющих малолетних детей»

ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН, ИМЕЮЩИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Д.К. БРАГЕР,

кандидат юридических наук, доцент (Южно-Сахалинский филиал Дальневосточного ЮИ МВД России)

Согласно действующему уголовного законодательству осужденные имеют право на освобождение от уголовного наказания. Особым видом освобождения от наказания является отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Статья 82 УК РФ предоставляет суду право, не зависимо от вида наказания, применять отсрочку, с одной стороны - беременным женщинам, с другой - только женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет. При этом судом может применяться отсрочка, как при вынесении приговора, так и во время отбывания назначенного наказания осужденными лицами. Данный факультативный вид освобождения предоставляется в целях исправления осужденных, предупреждения новых преступлений и основывается на принципе гуманизма. Гуманизм (от лат. humanuse - человечный, человеческий) являет собой часть антропоцентрического мировоззрения, т.е. взглядов, признающих человека главной ценностью, когда критерием оценки может быть только человеческое благо. Часто гуманизм понимается как признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений [1, с. 320].

Отсрочка отбывания наказания не применяется к беременным женщинам или женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, если они были осуждены:

• на срок свыше пяти лет;

• за совершение тяжких и особо тяжких преступлений;

• за совершение преступления против личности (полагаем что, к преступлениям против личности следует отнести те из них, в которых личность выступает в качестве основного или дополнительного объектов).

Отсутствие одного из перечисленных условий позволяет осужденным получить право на отсрочку. По нашему мнению, данное

положение закона умаляет единый подход к оценке характера и степени общественной опасности совершенного деяния, в соответствии со статьей 15 УК РФ.

Наравне с уголовным законодательством, статьей 177 УИК РФ регламентирована процедура предоставления отсрочки осужденным беременным женщинам, осужденным женщинам, имеющим малолетних детей. Согласно этому порядку администрация исправительного учреждения направляет в суд представление об освобождении осужденной женщины, к которому прилагаются: характеристика осужденной; справка о согласии родственников принять ее и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания с ребенком; медицинское заключение о беременности либо справка о наличии ребенка; личное дело осужденной.

Вместе с тем, закон не определяет, какую часть срока наказания осужденные обязаны отбыть для возникновения у них права на отсрочку. Данное обстоятельство, на наш взгляд, позволяет суду достаточно гибко применять отсрочку в качестве средства исправления осужденных с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности осужденных. В связи с этим, суд наделен возможностью предоставить отсрочку отбывания наказания в случае внутреннего убеждения в правомерном поведении осужденной в период отсрочки и возможности ее исправления без изоляции от общества, при условии надлежащего воспитания малолетнего ребенка.

Следует отметить, что отсрочка от отбывания наказания является условным видом освобождения от наказания. Так, законодатель в статье 178 УИК РФ закрепил, что если осужденная отказалась от ребенка или продолжает после объявления предупреждения уклоняться от воспитания ребенка и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция по месту ее жительства вносит

НАУКА.ТЕОРИЯ.

2009'2

ПРАКТИКА.

в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания. Осужденная считается уклоняющейся от воспитания ребенка, если она, официально не отказавшись от ребенка, оставила его в родильном доме или передала в детский дом, либо ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним, либо оставила ребенка родственникам или иным лицам, либо скрылась, либо совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка. Следовательно, основанием для отмены предоставленной отсрочки, прежде всего, является неисполнение женщиной материнских обязанностей по надлежащему воспитанию малолетнего ребенка. В то же время, связывая предоставление отсрочки только с материнством, российский законодатель игнорирует право мужчин на отцовство.

Нами уже отмечалось, что согласно статей 82 УК РФ и 177 УИК РФ наравне с беременными женщинами, отсрочка отбывания наказания может быть предоставлена и женщинам, которые имеют детей в возрасте до четырнадцати лет. Нашего внимания заслуживает норма, предоставляющая право женщинам, имеющим малолетних детей, на отсрочку отбывания наказания в связи с тем, что мужчины также могут иметь детей в возрасте до четырнадцати лет, однако не наделены рассматриваемым правом. Предоставляя право на отсрочку отбывания наказания только женщинам, имеющим малолетних детей, законодатель, по нашему мнению, не учитывает правовые положения семейного и конституционного законодательства.

В соответствии с Семейным кодексом РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (статья 61 СК РФ). Они в равной степени несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (статья 63 СК РФ). Перечисленные нормы и содержание семейного законодательства не позволяют нам сделать вывод о наличии различий в правовом положении родителя-женщины и родителя-мужчины. Даже родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (статья 66 СК РФ). При этом, в случае раздельного проживания родителей место жительства детей устанавливается соглашением родителей. Только

при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (статья 65 СК РФ).

В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17 Конституции РФ). Российская Федерация в качестве полноправного члена международного сообщества взяла обязательство по формированию отечественного законодательства согласно требованиям международных стандартов по правам человека. Данные стандарты закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и других международных нормативных правовых актах. Международные стандарты носят всеобщий характер и рассматриваются международным сообществом как общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются обязательными для всех государств мира. Являясь членом международного сообщества, Россия признала основные права и свободы человека как неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения, а также обязалась гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств и закрепила в национальном законодательстве (статьи 17, 19 Конституции РФ и другие нормативно-правовые акты). Одновременно равноправие мужчины и женщины определяется отдельной, третьей частью статьи 19 Конституции Российской Федерации. При этом закрепляются равные возможности для реализации их прав и свобод. В то же время, государство обязуется признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (статья 2 Конституции РФ). Данные положения конституции являются непосредственно действующими и должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также обеспечиваться правосудием. Так, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое дейс-

твие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить действующей Конституции Российской Федерации (статья 15 Конституции РФ). Значит, нормы федеральных законов должны содержать как общепризнанные принципы и нормы международного права, так и положения Конституции РФ, закрепляющие равное правовое положение мужчины и женщины. Не должны являться исключением и нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

Нам представляется, что, закрепив в уголовном и уголовно-исполнительном кодексах право на отсрочку отбывания уголовного наказания исключительно для женщин, имею-

щих малолетних детей, и увязывая ее с обязанностью воспитания и надлежащего ухода за ребенком в возрасте до четырнадцати лет (материнством), законодатель пренебрег конституционным принципом о равноправии мужчины и женщины. Согласно семейному законодательству, являясь родителями малолетнего ребенка, мужчины имеют право на отцовство, а женщины на материнство в равной степени. Таким образом, отсрочка отбывания уголовного наказания должна распространяться не только на женщин, но и на мужчин, имеющих малолетних детей. По нашему мнению, по меньшей мере, право на отсрочку отбывания наказания должно быть предоставлено мужчинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет и воспитывающим их в одиночку.

Литература

1. См.: Большой энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. - М., 2001.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVII в.

А.А. ТРУНОВ,

кандидат философских наук , доцент (БУПК)

Король Шотландии Яков VI Стюарт (15671625 гг.) родился 19 июня 1566 г. в Эдинбурге. На английский престол он вступил после смерти королевы Елизаветы I Тюдор под именем Якова I, став именоваться королем Англии, Шотландии и Ирландии. Правление Якова I началось 24 марта 1603 г. и завершилось 27 марта 1625 г. его кончиной в Тиболдс-Парке. За этот достаточно продолжительный исторический период содержание официальной политической мифологии английского абсолютизма существенно изменилось.

Целью данной статьи является анализ тех изменений, которые произошли в смысловом (архетипическом) ядре политической мифологии английского абсолютизма в первой четверти XVII в. Для реализации поставленной цели мы намерены использовать метод герменевтики (толкования) публичных высказываний английского монарха по поводу сакральной природы верховной политической власти, зафиксированных в ряде источников. Рассмотрим эти высказывания.

«Титул короля, - уверенно заявлял Яков I, - Божественного происхождения, посколь-

ку короли только Богом посажены и только перед Ним отчитываются за свои дела» [4, с. 65]. По его же словам, «монархии принадлежит самое высшее положение на земле, так как короли являются не только заместителями Бога на земле и занимающими Его трон, но даже Самим Богом они признаны богами» [3, с. 16].

Разъясняя подданным идейные основы своей абсолютистской доктрины, Яков I конкретизировал: «король является верховным властителем над всей страною, точно так же как он является господином над всяким лицом, которое в ней обитает, имея право жизни и смерти над каждым из обитателей. Ведь хотя справедливый правитель и не станет отнимать жизнь у кого-либо из своих подданных без ясного указания закона, однако законы, в силу которых эта жизнь отнимается, изданы им самим или его предшественниками» [3, с. 7].

Однако эти политико-теологические декларации Якова I в корне противоречили весьма распространенным представлениям юристов конца XVI - начала XVII в. об ограниченном характере монархической власти в Англии. Показательно, что не только при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.