Научная статья на тему 'Оценочный компонент в семантическом аспекте языковой компетенции дошкольников'

Оценочный компонент в семантическом аспекте языковой компетенции дошкольников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая компетенция / внутренний лексикон / категория оценки. / linguistic competence / the internal lexicon / the category of evaluation.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ю. О. Бронникова

В статье рассматривается внутренний лексикон детей дошкольного возраста и отражение в нем категории оценки, основным уровнем выражения которой является лексико-семантический. Становление семантического компонента языковой компетенции в онтогенезе есть центральный процесс развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATIVE COMPONENT IN THE SEMANTIC ASPECT OF THE LINGUISTIC COMPETENCE OF PRESCHOOLERS

The article deals with the internal vocabulary of preschool children and its reflection in the category of evaluation, the main level of expression of which is lexico-semantic. The formation of the semantic component of language competence in ontogenesis is the central process of personality development.

Текст научной работы на тему «Оценочный компонент в семантическом аспекте языковой компетенции дошкольников»

ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В СЕМАНТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ЯЗЫКОВОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ю.О. Бронникова, канд. филол. наук, доцент

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11489

Аннотация. В статье рассматривается внутренний лексикон детей дошкольного возраста и отражение в нем категории оценки, основным уровнем выражения которой является лексико-семантический. Становление семантического компонента языковой компетенции в онтогенезе есть центральный процесс развития личности.

Ключевые слова: языковая компетенция, внутренний лексикон, категория оценки.

Языковая компетенция - это представление человека о языковой системе и правилах речевого поведения. Языковую компетенцию рассматривают в фонетическом, грамматическом, семантическом, синтаксическом и прагматическом аспектах. Каждый аспект касается одного из компонентов языковой компетенции.

Семантический аспект языковой компетенции - это лексикон и внутренний лексикон. Лексикон представляет собой систему языковых номинативных единиц. Формирование лексикона подразумевает:

а) становление лексического запаса (количество единиц);

б) оценку вероятности (частотности в речи) слов и выражений;

в) знание общеязыкового значения слов и выражений;

г) представление об эмоционально-оценочной и стилевой окраске единиц;

д) системность связей между единицами.

Внутренний лексикон - это система значений слов и их субъективного представления, т.е. личностных смыслов. Внутренний лексикон структурирован как система кодов и кодовых переходов от слова (его общеязыкового значения) к образу. Единицы внутреннего лексикона не являются языковыми. Единица внутреннего лексикона - «смысл, т.е. субъективное переживание общеязыкового значения слова, отражающее личный опыт индивида, его систему ценностей. Таким образом,

внутренний лексикон индивидуален» [1, с. 20].

Ребенок - мыслящий субъект, который познает мир. Отражение мира человеком совершается в виде познания и оценки.

Как отмечает С.Н. Цейтлин [2], сопоставление первых пятидесяти слов разных детей позволяет выявить некоторые закономерности формирования начального лексикона. При всех иногда весьма значительных индивидуальных различиях между детьми есть некоторый достаточно стандартный набор понятий, который должен получить то или иное выражение в начальном лексиконе ребенка (окружающие лица, птицы и животные, природные явления, игрушки, еда, транспорт, одежда, оценки, состояния и др.).

Оценочный подход к миру - явление столь же универсальное, как и познавательная деятельность. Глубокое проникновение оценочности во все стороны жизни объясняется тем, что человек может ориентироваться в окружающей его действительности только при условии оценки тех или иных явлений.

Оценка как универсальная категория реализуется на всех уровнях языка, но основным уровнем ее выражения является лексико-семантический. Прослеживая речь младших дошкольников, опираясь на дневниковые и магнитофонные записи и данные «Словаря детской речи» В.К. Харченко [3], посмотрим, насколько частотна оценка в лексиконе дошкольников и определим ее типы.

В детской речи на первоначальном этапе используются общеоценочные слова из «языка нянь» кака, бяка, нака. Данные слова могут обозначать признак (Киса бяка), сам предмет с положительным признаком (Дай наку), запрет на какое-либо действие или ситуацию в целом (Ложиться спать - кака). Нужно отметить, что понятие о словах хороший, плохой может наблюдаться у дошкольников еще до произнесения вышеназванных общеоценочных слов (например, на замечание матери, что Аня - хорошая/плохая, девочка отвечает жестом: гладит себя по голове/грозит кулачком).

К двум годам в речи дошкольников помимо общеоценочных прилагательных хороший/плохой появляются рационально-оценочные (чистый, грязный) и эстетические (красивый). Дети начинают улавливать систему в языке: наряду с существительными охотно употребляют прилагательные, но часто невпопад, т.к. восприятие признака более субъективно и комплексно, чем наблюдение предметов, потому что требует «извлечения», «вычленения» признака из предмета.

Чтобы усвоить нормативный язык, нужно овладеть инвентарем языковых единиц, созданных предшествующими поколениями, а также усвоить правила их использования в речевой деятельности. Ребенок должен уловить лексические правила, регулирующие выбор нужной единицы и возможность ее сочетания с другими. При повседневном общении с ребенком взрослый «поставляет» речевой материал, из которого ребенок может черпать определенные знания о предметах, их признаках. Накапливая знания, ребенок повторяет слова, которые обозначают предметы, признаки, действия и оценки.

Ближе к трем годам ребенок начинает самостоятельно употреблять сочетание «прилагательное + существительное», не повторяя за взрослым, а оценивая мир с помощью признаков (плахой дятъка, стласные маски, дядя халоший, тетя ха-лосая, лицо глязное, безяна сясъная, аосяя юбка, пахая лопатка, Дик аёсий), но большинство из них являются общеоценочными.

К четырехлетнему возрасту оценочные слова в детской речи становятся более разнообразными: появляются интеллектуальные оценки (интересный, скучный, забавный), эмоциональные оценки (веселый, грустный, ужасный, чудесный), этические оценки (добрый, злой, честный), эстетические оценки (красивый, некрасивый, сим-патичненький, блестящий), рационалистические оценки (чистый, грязный, настоящий).

В пять-шесть лет наблюдается рост лексической компетенции ребенка, который заключается не только в численном увеличении существительных, глаголов, прилагательных, но и в уточнении семантики того или иного слова. При этом, выделяются три ступени формирования значения слова: освобождение от «привязанности» к ситуации, в которую ребенок первоначально погружен; возникновение предметной отнесенности; обобщение в сознании ребенка однородных предметов, т.е. возникновение понятийной отнесенности.

Так как оценка - категория универсальная и потребность в ее выражении носит регулярный характер, в языке вырабатываются специальные средства для удовлетворения этой потребности. Прежде всего, это лексические средства выражения оценки, т.е. группа слов, которые понимаются как оценочные слова, «слова с эмоционально-оценочным значением», «эмоционально-экспрессивные слова», «оценочные слова с интеллектуально-логическими функциями», «оценочно-характеристические слова». Существуют целые пласты лексики, предназначенные для выражения оценки. Это в первую очередь имена прилагательные, обладающие способностью указывать на свойства предметов, выявленные в процессе оценки.

В речи дошкольников среди них выделим общие оценки (хороший, крутой, классный, прикольный, плохой, великий) и частные, которые включают в себя: интеллектуальные оценки (интересный, скучный, забавный, глупый, умный, мудрый), эмоциональные оценки (веселый, грустный, ужасный, проклятый, гадкий, кипяточный, нагленький), этические оценки (добрый, злой, ленивый, несмелый, чест-

ный), эстетические оценки (красивый, некрасивый, симпатичненький, чудесный, толстый, худой, яркий, блестящий, нарядный), рационалистические оценки (больной, гнилой, дряхлый, дырявый, высокий, чистый, грязный, настоящий, невкусный, прокислый, свежий, чистый, ядовитый, старый, сильный, тесный).

Помимо прилагательных, оценка выражается и другими частями речи, но у дошкольников такие случаи немногочисленны (общая оценка: хорошо, плохо, дурно, жесть, нормально; частная оценка: гадина, гадость, дурачиться, дурак, придурок, красавица, молодец, нагадить, невыносимо, нетрудно, нормально, обидчиво, обхитрить, отчубучить, отклячивать, отшить, серьезно, сильно, смертельно, смехотворно, хулиганство).

Общепризнанным фактом является наличие в речи детей большого числа инноваций, т.е. самостоятельно созданных ими языковых единиц или модифицированных единиц взрослого языка. Под детской речевой инновацией понимают любой языковой факт, зафиксированный в речи ребенка и отсутствующий в общем употреблении. В речи детей выявляются разные типы инноваций: словообразовательные, формообразовательные (морфологические), лексико-семантические, синтаксические. Нас, прежде всего, будет интересовать наличие в этих инновациях оценочного компонента.

Преимущественно обращают внимание на инновации в продуцировании речи. Именно они попадают в первую очередь в поле зрения взрослого и останавливают внимание. Однако инновации относятся и к другой сфере речевой деятельности - к восприятию речи. Их можно заметить и в спонтанной речи ребенка [2].

Велико число инноваций восприятия, связанных с не соответствующей норме интерпретацией значения производного (или осознаваемого в качестве производного) слова. Среди них встречаются и оценочные. Слово безобидный (тот, кого никто не обижает) осмысливается как «характеризующийся отсутствием обиды» (подобно тому, как безвольный означает «характеризующийся отсутствием воли»,

бездомный - «характеризующийся отсутствием дома» и т.п.). Например: «Лиса там тоже безобидное животное, потому что ее никто не обидит в этом теремке» (Дима К. 5л. 2м.). В то же время во взрослом языке безобидный - значит «не причиняющий обиды или вреда».

Еще одной особенностью речи дошкольников и причиной парадоксального толкования готовых слов, по мнению Т.А. Гридиной, является «буквализм детского восприятия значений слов и выражений. Конкретно-наглядное мышление ребенка сориентировано на предметные «эталоны» восприятия, слово является для него во многом неотъемлемой частью самого предмета» [4, с. 61], точнее, какого-то известного ребенку свойства обозначаемого.

Парадоксальная мотивация выделяется как разновидность толкований слов на основе формального ассоциирования (уподобления звукового облика непонятного слова знакомому, понятному - без изменения или с частичной трансформацией осмысляемой незнакомой единицы). К парадоксальным инновациям детской речи относится также мотивация готовых слов по принципу омонимического наполнения новым содержанием структуры уже готового слова, существующего в языке из-за незнания его «истинного», реального значения (бесплатная - без платья, неодетая). Например: «Я к гостям не пойду, я бесплатная и бесхалатная» (Ксюша Н. 5 л.).

Нередко в речи дошкольников возникает переосмысление значения слова. Ребенок вкладывает в название актуальный для него смысл. Такие преобразования с особой яркостью выявляют специфику усвоения детьми ядра и периферии слова. Актуальными для детей 3-6 лет оказываются не обязательно самые существенные признаки обозначаемого; периферия значения (разного рода оценочные, эмоциональные, ассоциативные компоненты содержания) часто перевешивает «рациональную» сторону восприятия слов. Так, например, в прилагательном белый детьми может осознаваться оценочный компонент «хороший» («Алина, какая это книга? - Белая! -

Какая машина? - Белая! - Ну посмотри: красная! - Нет, белая! (3г. 7м.)).

Кроме того, и усвоение ядра значения готовых слов без «знания» периферии не дает возможности ребенку «полноценно» удовлетворять свои коммуникативные потребности (организовать адекватное замыслу «общение» со взрослыми и сверстниками). Поэтому дети «приспосабливают» существующие слова к собственному пониманию (употребление слова богатый в значении «довольный, счастливый» («Сегодня мужчины богатые. - Почему? -Да не кричат на меня, улыбаются!» (4г. 9м.), гнилой - «седой, ломкий» («У бабушки все волосы гнилые!»), толстеть - «выздоравливать» (Девочка говорит по телефону с дедушкой, сломавшим ногу: «У тебя не болит ножка? Ты уже стал толстеть?» (3г. 9м.) и т.п.).

Исходя из полученных данных отметим, что лексико-семантический уровень выражения оценки является основным в речи

семантического компонента языковой компетенции в онтогенезе есть центральный процесс развития личности.

Семантическая сторона детской речи развивается постепенно и тесно связана с когнитивным опытом, который ребенок приобретает в результате практической деятельности и общения со взрослыми. Коннотативный компонент значения слова (оценочно-эмоциональное и экспрессивное отношение к обозначаемому словом предмету или явлению) усваивается ребенком не сразу и не во всем объеме. Но оценка является одной из основных доминант языкового сознания дошкольников, связанных с конкретно-наглядным характером мышления ребенка. В качестве актуальных признаков содержания слов детьми воспринимаются яркие характеристики называемых предметов и явлений, что часто связано с выражением оценочного (эмоционального) отношения к обозначаемому.

детей дошкольного возраста. Становление

Библиографический список

1. Овчинникова И.Г. и др. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции). - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. - 312 с.

2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

3. ХарченкоВ.К. Словарь детской речи. - Белгород: Белгородский гос. пед. ин-т, 1994. -256 с.

4. Гридина Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи. М.: Наука: Флинта, 2006. - 152 с.

EVALUATIVE COMPONENT IN THE SEMANTIC ASPECT OF THE LINGUISTIC

COMPETENCE OF PRESCHOOLERS

Yu.O. Bronnikova, Candidate of Philology, Associate Professor Saratov State University (Russia, Saratov)

Abstract. The article deals with the internal vocabulary of preschool children and its reflection in the category of evaluation, the main level of expression of which is lexico-semantic. The formation of the semantic component of language competence in ontogenesis is the central process of personality development.

Keywords: linguistic competence, the internal lexicon, the category of evaluation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.