Научная статья на тему 'Формирование когнитивного развития у детей дошкольного возраста'

Формирование когнитивного развития у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
259
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование когнитивного развития у детей дошкольного возраста»

Питеркина Юлия Сергеевна,

Нижнетагильский педагогический колледж №2, социально-педагогический отдел, заведующая, г. Нижний Тагил

Формирование когнитивного развития у детей дошкольного возраста

Усилившееся в последнее время внимание к проблемам становления речевой способности в онтогенезе вызвано интересом к речевой деятельности человека, природе человеческого мышления и закономерностям развития речи и мышления в их внутренней взаимосвязи.

С появлением когнитивной лингвистики и распространением взглядов на человека как обладающего особой когнитивной системой, служащей обработке и переработке информации, ее хранению и т.п., понимание того, как протекает умственное развитие ребенка, тоже изменилось. Первоначально, - считает Е.С.Кубрякова, - внимание сосредотачивалось на том, как формируются у ребенка ментальные репрезентации мира и в каком виде они существуют в его сознании, но постепенно под когнитивным развитием ребенка начинает пониматься более широкий круг явлений, связанных с овладением ребенком средствами и способами обращения с информацией, со становлением самой когнитивной системы со всеми такими ее составляющими, как восприятие, воображение, умение рассуждать и решать проблемы» [1,113]. Центральным становится вопрос о роли языка во всех этих процессах, о его врожденности или же приобретенности во время научения.

Овладение языком рассматривается исследователями как определяющий этап в развитии ребенка и становлении его как личности. Появление речи у детей, выраженное в форме первых однословных наименований, которыми ребенок овладевает в процессе своего знакомства с предметным миром, исследователи единодушно рассматривают как важнейшее событие в его психической жизни.

На усвоение ребенком родного языка влияет и речевая среда, определяющая объем и характер того, что называется инпутом. Под инпутом «понимают обычно всю в совокупности речевую продукцию взрослых, которую воспринимает или может воспринимать ребенок» [2,54].

Чтобы познать мир, нужно обозначение реалии. Дети дошкольного возраста используют ту или иную номинацию для называния какого-либо явления. Номинация связана, прежде всего, с понятийной формой мышления. Она обозначает как процесс создания, закрепления и распределения наименования за разными фрагментами действительности, так и значимую языковую единицу, образованную в процессе называния. Сложность проблемы определяется тем, что требуется выяснить, каким именно образом на основе самостоятельной переработки пестрого и крайне неоднородного речевого инпута ребенок оказывается в состоянии выстроить собственную индивидуальную языковую систему.

Ребенок познает язык прежде всего в общении со взрослыми и через эмоциональное восприятие. В процессе освоения им языковых явлений, исследователи отмечают, что развитие познавательных процессов и освоение языка взаимосвязаны. С.Н.Цейтлин утверждает, что когнитивное развитие является базовым по отношению к языковому, т.е. «любой языковой факт может быть в полной мере освоен ребенком лишь тогда, когда будут созданы для этого определенные когнитивные предпосылки. Но при этом надо заметить, что языковое развитие, в свою очередь, оказывает воздействие на развитие когнитивное, способствуя закреплению успехов ребенка в его когнитивной деятельности» [2,234]. Некоторые из правил, используемые детьми, являются общими правилами из взрослого языка. Многие из них изобретаются самостоятельно и могут действовать в пределах только узко ограниченной временно-языковой системы.

С.В.Плотникова также считает, что «слова не появляются в сознании ребенка готовыми, с присущими им в языке формой и значением, они как бы вызревают, постепенно приближаясь и по своей форме, и по своему значению к единицам лексикона взрослого носителя языка, по мере когнитивного и речевого развития ребенка» [3,100].

Известно, что основу речевого развития дошкольника составляют познавательные процессы, информация об окружающей действительности, которую получает ребенок, и способы получения этой информации. Круг познания ребенка и способы познания находят прямое отражение в том, какие фрагменты языковой картины мира репрезентируются в его лексиконе. Например, к трем годам у ребенка уже появляется понимание и осознание того, что происходит в окружающем мире.

Ваня, 3 г. 5 мес.

Просит папу дать ему хлебную корочку: «Папа, дай мне, пожалуйста, хлебушка с кожей».

В данной номинации ассоциативный перенос произошел по сходству внешнего вида. Ребенок называет явление другим словом, подчеркивая, таким образом, внешнюю связь между ними. Актуализация семантических признаков осуществляется за счет того, что дошкольник сближает значения слов «кожа» и «корочка». В Большом толковом словаре дается следующее определение слов: «кожа - наружный покров тела человека и животного»; «корочка - твердый наружный слой хлеба, пирога». Общий компонент - наружный слой чего-либо.

Ученые считают, что дети младшего дошкольного возраста еще не принимают условности наименования, поэтому они стремятся к буквальному пояснению той или иной ситуации.

В ходе когнитивного развития осуществляется дифференциация и категоризация познаваемых и постепенно осмысливаемых ребенком объектов и явлений, для которых подыскиваются соответствующие языковые формы из числа представленных в инпуте, а отчасти и конструируемых самостоятельно на основе осваиваемых детьми языковых правил. «Обработка получаемых в инпуте фактов и их соотнесение с определенными внеязыковыми реалиями осуществляется языковым сознанием ребенка, которое находится в состоянии постоянного изменения и развития» [2,217]. Восприятие ребенком явлений окружающей действительности показано так, как оно представлено в его сознании. Значение семантического компонента определяет позицию самого ребенка. Значение слова в сознании детей не остается неизменным, семантические компоненты усложняются, структура слова подвергается постепенному анализу. «Семантическая структура детского слова подгоняется под структуру взрослого» [4,5], т.к. осваивая смысл слов, ребенок усваивает общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной, поэтому для осознания любого языкового факта должны созреть необходимые предпосылки. В сознании детей предметы объединяются в классы по принципам, которые взрослому человеку не представляются существенными.

При уточнении семантики слова через внутреннюю форму наименования детьми в качестве мотивировочных признаков избираются чаще всего те, которые несут наиболее важную информацию о предметно-понятийной зоне значения слова, в частности о функции обозначенной словом реалии.

Поскольку слова еще не приобрели достаточной устойчивости в речи детей, поэтому очень часто они оказываются заменителями друг друга.

Алеша, 4 года.

Едем в поезде в Крым. Утром Алеша выглядывает в окно, там пасмурно, небо вчера еще синее, сегодня стало серым: «Мама, посмотри, небо сгнило!»

В данном случае мы можем наблюдать вторичную номинацию, т.к. основанием для переименования послужил характер перенесенного признака; непрямая ассоциация по сходству цвета. Значение слова «сгнить - разрушиться, подвергнувшись гниению», «гнить - разрушаться, подвергаясь органическому разложению, разлагаться»; «пасмурный - с облаками, закрывающими небо, сумрачный». Общий семантический компонент - темный цвет. В данном случае - это сужение значения за счет включения в семантику слова дополнительных смысловых компонентов. Т.е. ребенок говорит не о том, что небо пасмурное, а о том, что оно испортилось, приобрело темный цвет.

Во взрослом языке всегда есть ограничения в сочетаемости понятий: о птицах, например, мы говорим стая, о людях - толпа, о коровах, овцах - стадо. Но такие ограничения детьми усваиваются не сразу. Поэтому иногда у них можно услышать много нелепых сочетаний.

Девочка, 5 л. 4 мес.

Видит множество машин на проезжей части: «Ого, какая толпа машин!» [6,539]

Мальчик, 6 л. 11 м.

- Целая толпа укропа здесь вырастет! [6,539]

Актуализация семантических признаков идет за счет когнитивного процесса освоения слова. Как можно заметить, ребенком дошкольного возраста не дифференцируется множественность. Номинация вторичная, непрямая, ассоциативный перенос в результате

синтагматической близости произошел ввиду недостаточно развитых познавательных процессов, путем соединения разных семантических компонентов. Ребенок не может еще различить названия объединенных совокупностей. В словаре мы видим следующее значение слова «толпа - неорганизованное скопление людей; сборище». Обобщение производится ребенком на основе перцептивных признаков, воспринимаемых органами чувств.

Как было ранее замечено, нередко значение слова в лексиконе ребенка отличается от значения в слове в системе языка. Ребенок дошкольного возраста употребляет слова для обозначения тех явлений действительности, с которыми это слово не соотносится. Общаясь со взрослыми, дети, как правило, вычленяют смысл слова в опоре на конкретную ситуацию употребления.

Надо заметить, что внеязыковые факторы очень важны для ребенка, поскольку они несут в себе информацию об окружающей действительности.

Даша, 5 л. 2 мес.

Мы с Дашей проезжали мимо елки, на которой мигали огоньки: «Смотри, елка чешется!»

В данном высказывании ассоциативный перенос произошел по сходству ощущения и состояния предмета. Бегущие огоньки девочке напоминают мурашки, которые хочется почесать. Значение «чесаться - чесать свое тело или какую-либо часть его»; «мигать - светиться слабым, неровным, колеблющимся светом». Семантический признак - внешнее ощущение движения чего-либо - это расширение значения.

Для детей 3-5 лет актуальными оказываются ассоциативные компоненты содержания слова:

Девочка, 3 г. 1 мес.

О бахроме: «Мама, а у тети платок с волосиками» [6,74].

В данной косвенной номинации мы видим ассоциативный перенос по сходству внешнего вида. Изменения в значении слова парадигматически обусловлено, оно проявляется между членами разных лексико-семантических парадигм. «Детское новообразование вызвано желанием ребенка как можно более точно охарактеризовать наблюдаемую ситуацию, привести значение слова в соответствие с ней» [5,65]. Ребенок вкладывает в название актуальный для него смысл.

Актуализация семантических признаков идет за счет выделения отдельных сем. «Волос -одно из многочисленных нитевидных образований, вырастающих на коже человека, животного»; «бахрома -...нити по краям изделий как украшение». Общий семантический компонент - нитевидные образования. Такие преобразования с особой яркостью выявляют специфику усвоения детьми ядра и периферии значения слова.

Таким образом, в процессе когнитивного развития мы имеем возможность соотнести процесс формирования лексикона с процессом познания действительности. Актуальными для детей дошкольного возраста оказываются не обязательно самые существенные признаки обозначаемого; периферия значения (разного рода оценочные, эмоциональные, ассоциативные компоненты содержания) часто перевешивает рациональную сторону восприятия слов. Кроме того, и усвоение ядра значения готовых слов без знания периферии не дает возможности ребенку полноценно удовлетворять свои коммуникативные потребности. Поэтому нередко «дети приспосабливают существующие слова к собственному пониманию» [5,67-71]. Особенности развития речи в онтогенезе связаны с тем, что значительная часть информации содержится не только и не столько в тексте самого высказывания, сколько в ситуации общения. Руководствуясь своим когнитивным опытом, дети стремятся семантизировать те лексические единицы, которые еще не вошли в активный словарь ребенка.

Литература

1. Кубрякова Е. С. Теория номинации и словообразование. // Языковая номинация (Виды наименований). М., Издательство «Наука», 1977. 257 с.

2. Цейтлин С. Н. Детские речевые инновации: опыт анализа (Исследования по языкознанию: К 70-летию члена-корреспондента РАН А. В. Бондарко. СПб., 2001. С. 329-336.)

3.Плотникова С. В. Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития [Текст]: учебное пособие / С.В. Плотникова; Урал. гос. пед. ун.т. - Екатеринбург, 2007. 216 с.

4. Детская речь: проблемы и наблюдения. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989 (ЛГПИ).

5.Гридина Т. А. Психологическая реальность значения и ассоциативная стратегия языковой игры. // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2006. - Вып. 4. - 164 с.

6. Харченко В. К. Словарь современного детского языка: ок. 10 000 слов: свыше 15000 высказываний / В. К. Харченко. М. : Астрель: АСТ : Транзиткнига, 2005. 637, [3] с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.