Научная статья на тему 'ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЙ «ОДИНОКАЯ МАТЬ» И «МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ»'

ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЙ «ОДИНОКАЯ МАТЬ» И «МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДИНОКАЯ МАТЬ / ЛИЦА / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ДЕТЕЙ БЕЗ МАТЕРИ / ЛИЦА С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ / ОДИНОКИЙ РОДИТЕЛЬ / МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астаева Марина Григорьевна

Статья посвящена анализу понятий «одинокая мать» и «многодетная семья», которые в праве социального обеспечения можно отнести к оценочным понятиям в силу присущей им специфики. Автором было проанализировано федеральное и региональное законодательство, а также судебная практика о таких понятиях, что явилось основой для предложений о необходимости внесения в федеральные нормативные акты единых определений данных понятий в соответствии с их правовой природой. Автором также было дано общее определение оценочным понятиям в праве социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATED CONCEPTS IN SOCIAL SECURITY LAW AND THEIR SECTORAL SPECIFICS ON THE EXAMPLE OF THE CONCEPTS OF «SINGLE MOTHER» AND «LARGE FAMILY»

The article is devoted to the analysis of the concepts of «single mother» and «large family», which in the law of social security can be attributed to evaluative concepts due to their inherent specificity. The author analyzed federal and regional legislation, as well as judicial practice on such concepts, which was the basis for proposals on the need to introduce uniform definitions of these concepts into federal regulations in accordance with their legal nature. The author also gave a general definition of evaluative concepts in social security law.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЙ «ОДИНОКАЯ МАТЬ» И «МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ»»

АСТАЕВА Марина Григорьевна,

аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, адвокат Адвокатской палаты Московской области, член Ассоциации юристов России, e-mail: mgastaeva@gmail.com

ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЙ «ОДИНОКАЯ МАТЬ» И «МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ»

Аннотация. Статья посвящена анализу понятий «одинокая мать» и «многодетная семья», которые в праве социального обеспечения можно отнести к оценочным понятиям в силу присущей им специфики. Автором было проанализировано федеральное и региональное законодательство, а также судебная практика о таких понятиях, что явилось основой для предложений о необходимости внесения в федеральные нормативные акты единых определений данных понятий в соответствии с их правовой природой. Автором также было дано общее определение оценочным понятиям в праве социального обеспечения.

Ключевые слова: одинокая мать, лица, воспитывающие детей без матери, лица с семейными обязанностями, одинокий родитель, многодетная семья.

ASTAEVA Marina Grigorievna,

Postgraduate student of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Lawyer of the Bar Association of the Moscow Region, member of the Association of Lawyers of Russia

ESTIMATED CONCEPTS IN SOCIAL SECURITY LAW AND THEIR SECTORAL SPECIFICS ON THE EXAMPLE OF THE CONCEPTS OF «SINGLE MOTHER» AND «LARGE FAMILY»

Annotation. The article is devoted to the analysis of the concepts of «single mother» and «large family», which in the law of social security can be attributed to evaluative concepts due to their inherent specificity. The author analyzed federal and regional legislation, as well as judicial practice on such concepts, which was the basis for proposals on the need to introduce uniform definitions of these concepts into federal regulations in accordance with their legal nature. The author also gave a general definition of evaluative concepts in social security law.

Key words: single mother, persons raising children without a mother, persons with family responsibilities, single parent, large family.

В современных реалиях возрастает необходимость совершенствования законодательства, а именно конкретизации отраслевого понятийного аппарата. В первую очередь, это касается наиболее динамичных и комплексных российских отраслей таких, как право социального обеспечения, поскольку невозможно без четких и ясных правовых норм реализовать в полной мере социальные права граждан, которые выступают в качестве важнейших конституционных гарантий в правовом и социальном государстве[4].

Нормы права социального обеспечения содержат в себе весомый перечень оценочных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-218-225 NIION: 2018-0076-8/23-613 MOSURED: 77/27-023-2023-8-613

понятий и категорий, которые, являясь составной частью понятийного аппарата, выполняют свои функции, обеспечивая тем самым гибкость, полноту и динамичность законодательства о социальной защите и социальном обеспечении [2, 7].

Как правило, оценочные понятия не содержат границ своего содержательного раскрытия, их в целом довольно сложно конкретизировать [5, 6]. С одной стороны, это положительное свойство оценочных понятий, поскольку оно отвечает за гибкость и динамику правового регулирования, с другой стороны, - это же свойство можно считать довольно опасной тенденцией специфики оценочных понятий с точки зрения реализации конститу-

ционных гарантий, ведь отсутствие границ конкретизации не исключает субъективных усмотрений правоприменителя, которые способны качественно влиять на возможность получения благ социального обеспечения и, следовательно, на эффективность норм права.

Важно подчеркнуть, что в науке нет единого определения оценочных понятий, однако, проблема таких понятий имеет ярко выраженный теоретический и межотраслевой характер. Это находит отражение в ряде дефиниций, предложенных учеными в области теории права [8, с. 39, 9, 203204], гражданского [10, с. 63-66] и трудового права [11, с. 48-60]. Имеющиеся доктринальные определения оценочных понятий позволяют выявить их общие признаки, межотраслевую и отраслевую специфики, а также обособить на этом основании оценочные понятия для отрасли права социального обеспечения [6, 7].

Полагаем, что под оценочными понятиями в праве социального обеспечения следует понимать понятия, содержание которых не позволяет исчерпывающим образом определить в нормативном правовом акте все случаи их использования при реализации гражданами права на социальное обеспечение, что позволяет органам социального обеспечения, применяя норму права, учитывать индивидуальные особенности дела (например, в ходе оценки обстоятельств, признаваемых социально значимыми) с соблюдением функционального назначения содержащегося нормативного предписания.

Предложенное нами определение наглядно раскрывает себя в ходе анализа таких оценочных понятий, как «одинокая мать» и «многодетная семья». Четкость этих понятий важна для теории и практики социального обеспечения, поскольку категории лиц, охваченные данными понятиями, вправе рассчитывать на весомые меры социальной защиты (включая дополнительные меры социальной поддержки) как на федеральном, так и на региональном уровне. Такие меры могут выражаться в денежной (различные социальные выплаты - пособия, пенсии, социальные компенсации и др.) и натуральной (натуральные предоставления, а также различные льготы и преимущества - жилищные, земельные, налоговые и др.) формах []. Однако в ходе применения норм права нередки ситуации, при которых граждане, объективно составляющие одну категорию лиц, по ряду причин не могут получить предусмотренные для них меры социальной защиты, либо лишаются таких мер ввиду утраты присущего им статуса по независящим от них обстоятельствам.

Анализируя федеральное законодательство, можно отметить, что единственный (одинокий) родитель пользуется большим количеством

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

различных льгот, гарантий и преимуществ. При этом отсутствует единое легальное определение понятия такого лица. Например, в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ родитель является воспитывающим ребенка без матери (отца), если мать или отец ребенка лишены родительских прав либо ограничены в них (ст. 71). То есть имеются только некоторые критерии, позволяющие очертить примерный круг таких лиц. Трудовое законодательство, устанавливая ряд гарантий для работниц, являющихся одинокими матерями (например, ст. 261 и ст. 263 Трудового кодекса РФ), также не содержит самого определения одинокой матери, позволяющего выявить надлежащий круг субъектов. Налоговым кодексом РФ установлено, что единственный родитель (приемный родитель) имеет право на предоставление стандартного налогового вычета по НДФЛ в двойном размере (ст. 218). Но и в данном случае, понятие такого родителя не раскрывается.

В отраслевом федеральном и региональном законодательстве о социальной защите и социальном обеспечении под одиноким родителем понимается отец или мать ребенка (детей), которые именуются - «граждане, имеющие детей». Примером этому выступают федеральные законы: от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее -Закон о пособиях 1995 г.), от 29 декабря 2006 г. №

255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», от 29 декабря 2006 г. №

256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в части предоставления средств материнского (семейного) капитала) и многие другие, а также региональное законодательство [19 - 24].

Отсутствие в федеральном законодательстве единого легального определения понятий «одинокий родитель» и «одинокая мать» привело к тому, что в законах субъектов РФ данные понятия трактуются по-разному, имеют различное содержательное наполнение.

В соответствии с Социальным кодексом Калининградской области (п. 1 ст. 2 Закона Калининградской области от 7 октября 2019 г. № 318), одинокий родитель - это одинокая мать, воспитывающая ребенка, в свидетельстве о рождении которого отсутствует запись об отце либо запись сделана по заявлению матери ребенка; либо единственный родитель, воспитывающий ребенка, второй родитель которого умер, признан безвестно отсутствующим, объявлен умершим.

Закон Республики Крым от 14 августа 2019 г. № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим

детей, в Республике Крым» содержит несколько иное определение понятия одинокий родитель -родитель в том случае, если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери (ст. 2).

Важно отметить, что на имеющиеся различия в содержательном раскрытии данных понятий и явные неудобства в ходе их толкования, а также применение к конкретным ситуациям нормы права, обратили внимание высшие суды.

Например, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» были разъяснены такие понятия, как «одинокая мать», «лица, воспитывающие детей без матери» и «лица с семейными обязанностями» [1, 12].

«Лицо, воспитывающее детей без матери» -это отец, а также лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна (попечителя) несовершеннолетнего, в случае, если мать ребенка умерла, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказалась взять своего ребенка из образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или аналогичной организации, в иных ситуациях.

Под таким лицом, а также под лицами с семейными обязанностями (кроме работников -родителей и лиц, наделенных правами и обязанностями опекуна или попечителя), с учетом конкретных обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении ими общественно значимых обязанностей (воспитание ребенка, уход или помощь члену семьи), могут пониматься иные лица. При этом оценке подлежат критерии, свидетельствующие о том, что на таких лиц должны быть возложены обязанности по воспитанию и развитию ребенка в соответствии с семейным и иным законодательством (в частности, родитель, усыновитель, лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна или попечителя). Это может быть другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним.

Под «одинокой матерью» понимается женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (род-

ных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях.

В тоже время представляется интересной позиция Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) в постановлении от 27 мая 2020 г. № 26-П, где используется категория «сотрудник, являющийся отцом (усыновителем, опекуном, попечителем) и воспитывающий ребенка без матери (осуществляющий уход ребенком при отсутствии материнского попечения)».

Несмотря на то, что высшие суды периодически дают толкование тому или иному оценочному понятию, этого все равно недостаточно для единообразного и эффективного применения норм права о социальной защите и социальном обеспечении, что находит отражение в большом количестве судебных решений.

Например, перед судом ставится вопрос, является ли основанием для отнесения женщины к категории одиноких матерей раздельное проживание родителей ребенка? В ходе ответа на него устанавливается, что факт расторжения брака между супругами (и соответственно их раздельное проживание), имеющими несовершеннолетнего ребенка, не может являться фактором для отнесения матери к категории одинокой матери [13]. Не является основанием и факт неуплаты алиментов [14]. Важно отметить, что истец обязан предоставить доказательства, которые однозначно свидетельствуют о том, что мать - это единственное лицо, воспитывающее и обеспечивающее несовершеннолетнего ребенка [15]. При этом в зависимости от рассматриваемого дела и субъекта РФ наблюдается весомое разнообразие судебной практики [7].

Обратимся к такому оценочному понятию, как «многодетная семья». В настоящее время в федеральном законодательстве также отсутствует его единое определение. Само понятие упоминается лишь в Законе РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статья 17 которого посвящена мерам социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуж-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

дения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения. Однако и в данном нормативном правовом акте не приводится его дефиниции.

Поэтому, категории семей, к которым можно отнести многодетные семьи, признаются таковыми в каждом субъекте РФ самостоятельно, с учетом тех или иных особенностей и в зависимости от демографической или экономической ситуации, других факторов.

Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» была поставлена задача определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с целью повышения их социальной защищенности.

Во исполнение Указа Президента РФ в субъектах РФ стали приниматься нормативные правовые акты, содержащие соответствующее определение. Например, в Законе Московской области от 12 января 2006 г. № 1/2006ЮЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» закреплено следующее понятие многодетной семьи: «лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет».

В Закон Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» были введены такие понятия, как «многодетная семья» (лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц)) и «члены многодетной семьи» (супруги либо одинокая (-ий) мать (отец) и их дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы)).

В Приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 ноября 2020 г. № 1924-ПП, предусматривающем Порядок присвоения (продления) льготного статуса многодетной семьи г. Москвы, понятийному аппарату уделили больше внимания.

Было, в частности, определено, что на территории г. Москвы льготный статус многодетной семьи присваивается родителям (усыновителям), единственному родителю (усыновителю) и детям из семьи, в которой родились и (или) воспитыва-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

ются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, - 18 лет. При этом с целью присвоения такого статуса были введены понятия «родитель многодетной семьи» и «ребенок многодетной семьи».

Анализ законодательства отдельных субъектов РФ позволяет выявить различное толкование термина «многодетная семья», что еще раз подтверждает наличие острой проблемы, обозначающей себя на практике. С целью преодоления обозначенной проблемы полагаем необходимым дать четкое определение в федеральном законодательстве понятию «многодетная семья», а также «одинокая мать», поскольку с точки зрения своего содержательного раскрытия такие понятия больше всего тяготеют к оценочным понятиям.

Судебная практика, связанная с конкретизацией понятия «многодетная семья», еще раз подтверждает правильность такого подхода.

Так, заявитель, обращался в суд общей юрисдикции с требованием о признании незаконным аннулирования удостоверения многодетной семьи и возложении обязанности выдать ему дубликат указанного удостоверения, где ему было отказано в удовлетворении. Суды исходили из того, что удостоверение многодетной семьи, выданное обоим родителям, было аннулировано в связи с выдачей нового удостоверения матери, поскольку брак между супругами был расторгнут, а место жительства детей определено с матерью, при этом дети совместно с отцом не проживают и не воспитываются в одной семье. По мнению заявителя, данный отказ нарушает его конституционные права и принцип равенства между родителями, в том числе лишая одного их родителей права получения льготы.

КС РФ, в который впоследствии обратился гражданин, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению. Как наблюдается на этом примере судебной практики, в данном случае, заявитель утратил статус члена многодетной семьи при расторжении брака [16].

Еще один случай из судебной практики, где заявитель предъявил требования к региональному органу исполнительной власти о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в удовлетворении его требований было отказано, что явилось основанием для обращения в КС РФ.

По мнению заявителя, оспариваемая норма пункта 10 части 1 статьи 3 Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 года № 11-З «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области», закрепляющая, что при рождении одновременно трех и более детей или при повторном рождении в трехлетнем периоде одновременно двух или нескольких детей в семье, признанной в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, не соответствует Конституции РФ, поскольку лишает многодетные семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, в которых в трехлетнем периоде родился один, а затем двое детей, права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Однако КС РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению и пояснил, что законодатель Тамбовской области, действовал в пределах предоставленных ему полномочий. А данное правовое регулирование, введенное в целях повышения социальной защиты многодетных семей при соблюдении определенных условий, не может расцениваться как не согласующееся с конституционным принципом равенства.

Этот пример из судебной практики наглядно демонтирует необходимость внесения в федеральное законодательство единого понятия «многодетная семья», поскольку нарушается принцип равенства между семьями, которые лишь только по формальным причинам лишаются социального обеспечения, в данном случае права на льготу -улучшение жилищных условий [17].

В заключение отметим, что рассматриваемые понятия «одинокая мать» и «многодетная семья» являются оценочными для права социального обеспечения, поскольку не могут быть конкретизированы органами правоприменения должным образом, что нередко влияет на объем предоставленных гражданам социальных благ, препятствуя должной реализации основополагающих для права социального обеспечения принципов равенства, всеобщности обеспечения и социальной справедливости [2, 12].

Данная проблема может порождать ряд ограничений конституционных прав граждан, ведь от правильной конкретизации оценочных понятий зависит установление категории лица (одинокий родитель, многодетный и др.) и его права на тот или иной вид социального обеспечения, что не исключает субъективного усмотрения, особенно на региональном уровне [3, 5, 6, 7]. Это наиболее ярко проявляется в ходе изменения лицом своего

семейного положения (например, развод родителей) или при переезде из одного субъекта РФ в другой.

С целью решения данной проблемы можно было бы конкретизировать в федеральном законодательстве понятия «одинокий родитель» и «многодетная семья». При этом взять за основу понятия, используемые в региональном законодательстве и судебной практике.

Такие нормативные правовые акты на сегодняшний день уже являлись предметом обсуждения, но были отклонены [18]. Однако их принятие позволило бы гарантировать гражданам, объективно образующим одну категорию лиц, единый объем социального предоставления на всей территории Российской Федерации в соответствии с принципами равенства, всеобщности и социальной справедливости. Это также позволило бы избежать несправедливого лишения ранее предоставленных социальных благ и гарантий в отношении детей из многодетных семей в случае развода их родителей, ведь дети в таких семьях объективно пользуются большим числом социальных благ и преимуществ, чем дети из неполных семей.

Анализируя специфику оценочных понятий «одинокая мать» и «многодетная семья», важно подчеркнуть, что данные понятия, как и многие другие оценочные понятия в праве социального обеспечения, сочетают в себе элементы определенности и неопределенности, обладают гибкостью правовых предписаний и сложностью дефинитивной составляющей. При этом они выполняют важнейшую роль индивидуализации правового регулирования, которая наиболее ярко проявляет себя в ходе выбора формы и вида социального обеспечения.

Список литературы:

[1] Антонова Н. В. Пособия из государственного бюджета по законодательству России, Белоруссии и Казахстана: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Антонова Наталья Владиславовна. - Москва, 2017. - 221 с.

[2] Антонова Н.В., Астаева М.Г. Оценочные понятия в праве социального обеспечения (теоретико-правовой аспект) // Язык правотворчества в условиях цифровизации общественных отношений: Сборник научных трудов, Москва, 25 сентября 2019 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019. - С. 241-246.

[3] Антонова Н.В., Астаева М.Г. К вопросу о признании семьи с детьми коллективным субъектом отдельных социально-обеспечительных правоотношений // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2019. - № 2. - С. 54-57.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

[4] Антонова Н.В., Еремина О.Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития / Н. В. Антонова, О. Ю. Еремина // Журнал российского права. - 2020. - № 12. - С. 89-102. - DOI 10.12737/jrl.2020.15

[5] Астаева М. Г. Особенности оценочных понятий в праве социального обеспечения / М. Г. Астаева // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2017. - № 4. - С. 61-64.

[6] Астаева М. Г. Аксиологическое значение «достойного уровня жизни» как оценочного понятия в праве социального обеспечения / М. Г. Астаева // Правовые ценности в свете новых парадигм развития современной цивилизации: сборник научных трудов, Москва, 02 декабря 2019 года. -Москва: Издательский Дом «Инфра-М», 2020. - С. 382-388.

[7] Астаева М. Г. Оценочные понятия в законодательстве о социальном обеспечении: обзор судебной практики / М. Г. Астаева // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. -2022. - № 3(66). - С. 104-108.

[8] Астрахан Е.И. Оценочные понятия в советском законодательстве о труде и социальном обеспечении // Ученые записки. Ученые записки ВНИИСЗ. - М.: Изд-во ВНИИСЗ, 1974, Вып. 30.

- С. 37-56;

[9] Власенко Н.А. Язык права. Монография. Репринтное воспроизведение издания 1997 года. Норма. 2018. - 176 с.;

[10] Лукьяненко М.Ф. Оценочные понятия гражданского права Теоретико-правовой анализ и практика правоприменения: дис. ...доктора юрид. наук. - М., 2010. - 590 с.;

[11] Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2 т. Т. 2. Трудовые права в системе прав человека. Индивидуальное трудовое право: Учеб. М.: Проспект, Проспект, 2004;

[12] Право социального обеспечения: Учебник / В. П. Галаганов, Н. В. Антонова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021.

- 612 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-406-08028-3

[13] Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 22 апреля 2021 г. по делу № 33-2237/2021 // Документ опубликован не был (СПС «Консуль-тантПлюс»);

[14] Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 04 июня 2020 г. по делу № 33-2879/2020 // Документ опубликован не был (СПС «КонсультантПлюс»);

[15] Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

от 02 апреля 2019 г. по делу № 33-5538/2019 // Документ опубликован не был (СПС «Консуль-тантПлюс»);

[16] Определение Конституционного Суда РФ от 27 октября 2022 г. № 2877-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дудина Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями административного регламента предоставления государственной услуги «Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата» // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru);

[17] Определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2020 г. № 379-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ганиной Марианны Владимировны на нарушение ее конституционных прав пунктом 10 части 1 статьи 3 Закона Тамбовской области «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области» // Официальный сайт Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru);

[18] Проект федерального закона «Об основах правового положения многодетных семе в Российской Федерации» // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (https://sozd.duma.gov.ru/ ЫП/1194379-7).

[19] Закон Калужской области от 23 декабря 2022 г. № 310-ОЗ «О ежемесячном пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка» // Официальный сайт Законодательного Собрания Калужской области http://www.zskaluga.ru , 23.12.2022;

[20] Закон Ивановской области от 15 декабря 2022 г. № 72-ОЗ «О ежемесячном пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка и внесении изменений в некоторые законодательные акты Ивановской области» // Официальный сайт Правительства Ивановской области http://www. ivanovoobl.ru , 15.12.2022;

[21] Закон Воронежской области от 22 декабря 2022 г. № 138-ОЗ «О ежемесячном пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка на территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Воронежской области» // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет» - https://www.govvrn.ru , 22.12.2022;

[22] Закон Республики Карелия от 16 декабря 2005 г. № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» // Собрание законодательства РК. 2005. № 12 (Часть I);

[23] Указ Губернатора Архангельской области от 26 декабря 2022 г. № 165-у «О ежемесяч-

ном пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и о признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Архангельской области» // Официальный интернет-портал правовой информации - http://pravo.gov.ru , 26.12.2022;

[24] Указ Главы Республики Коми от 26 декабря 2022 г. № 154 «О ежемесячном пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка» // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2022. № 15. Ст. 254.

Spisok literatury:

[1] Antonova N. V. Posobiya iz gosudarstven-nogo byudzheta po zakonodatel'stvu Rossii, Belorussii i Kazahstana: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk / Antonova Natal'ya Vladislavovna. - Moskva, 2017. -221 s.

[2] Antonova N.V., Astaeva M.G. Ocenochnye ponyatiya v prave social'nogo obespecheniya (teore-tiko-pravovoj aspekt) // YAzyk pravotvorchestva v usloviyah cifrovizacii obshchestvennyh otnoshenij: Sbornik nauchnyh trudov, Moskva, 25 sentyabrya 2019 goda. - Moskva: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skij centr INFRA-M», 2019. - S. 241-246.

[3] Antonova N.V., Astaeva M.G. K voprosu o priznanii sem'i s det'mi kollektivnym sub»ektom otdel'nyh social'no-obespechitel'nyh pravootnoshenij // CHernye dyry v Rossijskom zakonodatel'stve. -2019. - № 2. - S. 54-57.

[4] Antonova N.V., Eremina O.YU. Social'nye funkcii gosudarstva: novye vektory razvitiya / N. V. Antonova, O. YU. Eremina // ZHurnal rossijskogo prava. - 2020. - № 12. - S. 89-102. - DOI 10.12737/ jrl.2020.15

[5] Astaeva M. G. Osobennosti ocenochnyh ponyatij v prave social'nogo obespecheniya / M. G. Astaeva // CHernye dyry v Rossijskom zakonodatel'stve. - 2017. - № 4. - S. 61-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Astaeva M. G. Aksiologicheskoe znachenie «dostojnogo urovnya zhizni» kak ocenochnogo pon-yatiya v prave social'nogo obespecheniya / M. G. Astaeva // Pravovye cennosti v svete novyh paradigm razvitiya sovremennoj civilizacii: sbornik nauchnyh trudov, Moskva, 02 dekabrya 2019 goda. - Moskva: Izdatel'skij Dom «Infra-M», 2020. - S. 382-388.

[7] Astaeva M. G. Ocenochnye ponyatiya v zakonodatel'stve o social'nom obespechenii: obzor sudebnoj praktiki / M. G. Astaeva // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. - 2022. -№ 3(66). - S. 104-108.

[8] Astrahan E.I. Ocenochnye ponyatiya v sovetskom zakonodatel'stve o trude i social'nom obespechenii // Uchenye zapiski. Uchenye zapiski VNI-ISZ. - M.: Izd-vo VNIISZ, 1974, Vyp. 30. - S. 37-56;

[9] Vlasenko N.A. YAzyk prava. Monografiya. Reprintnoe vosproizvedenie izdaniya 1997 goda. Norma. 2018. - 176 s.;

[10] Luk'yanenko M.F. Ocenochnye ponyatiya grazhdanskogo prava Teoretiko-pravovoj analiz i praktika pravoprimeneniya: dis. ...doktora yurid. nauk. - M., 2010. - 590 s.;

[11] Lushnikov A.M., Lushnikova M.V. Kurs tru-dovogo prava: V 2 t. T. 2. Trudovye prava v sisteme prav cheloveka. Individual'noe trudovoe pravo: Ucheb. M.: Prospekt, Prospekt, 2004;

[12] Pravo social'nogo obespecheniya: Ucheb-nik / V. P. Galaganov, N. V. Antonova. - 3-e izd., per-erab. i dop.. - M.: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo "KnoRus", 2021. - 612 s. - (Srednee professional'noe obrazovanie). - ISBN 978-5-406-08028-3

[13] Apellyacionnoe opredelenie SK po grazh-danskim delam Saratovskogo oblastnogo suda ot 22 aprelya 2021 g. po delu № 33-2237/2021 // Dokument opublikovan ne byl (SPS «Konsul'tantPlyus»);

[14] Apellyacionnoe opredelenie SK po grazh-danskim delam Verhovnogo Suda Respubliki Tatar-stan ot 04 iyunya 2020 g. po delu № 33-2879/2020 // Dokument opublikovan ne byl (SPS «Konsul'tant-Plyus»);

[15] Apellyacionnoe opredelenie SK po grazh-danskim delam Rostovskogo oblastnogo suda ot 02 aprelya 2019 g. po delu № 33-5538/2019 // Dokument opublikovan ne byl (SPS «Konsul'tantPlyus»);

[16] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 27 oktyabrya 2022 g. № 2877-O «Ob otkaze v prin-yatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Dudina Sergeya Vladimirovicha na narushenie ego kon-stitucionnyh prav polozheniyami administrativnogo reglamenta predostavleniya gosudarstvennoj uslugi «Oformlenie i vydacha udostovereniya mnogodetnoj sem'i goroda Moskvy i ego dublikata» // Oficial'nyj sajt Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii (ksrf.ru);

[17] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 27 fevralya 2020 g. № 379-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanki Ganinoj Marianny Vladimirovny na narushenie ee konstitucionnyh prav punktom 10 chasti 1 stat'i 3 Zakona Tambovskoj oblasti «O social'noj podderzhke mnogodetnyh semej v Tambovskoj oblasti» // Oficial'nyj sajt Konstitucionnogo Suda RF (http://www.ksrf.ru);

[18] Proekt federal'nogo zakona «Ob osnovah pravovogo polozheniya mnogodetnyh seme v Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj sajt Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1194379-7).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

[19] Zakon Kaluzhskoj оЬ^^ ot 23 dekabrya 2022 д. № 310-OZ «О ezhemesyachnom posobii V svyazi s rozhdeniem i vospitaniem геЬепка» // ОА-cial'nyj sajt Zakonodatel'nogo Sobraniya Kaluzhskoj oblasti http://www.zskaluga.ru , 23.12.2022;

[20] Zakon Ivanovskoj oblasti ot 15 dekabrya 2022 д. № 72-OZ «О ezhemesyachnom posobii V svyazi s rozhdeniem i vospitaniem rebenka i vnesenii izmenenij V пе^огуе zakonodatel'nye akty Ivano-vskoj оЬ^Ш> // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva ^апо-vskoj oblasti http://www.ivanovoobl.ru , 15.12.2022;

[21] Zakon Voronezhskoj oblasti ot 22 dekabrya 2022 д. № 138-OZ «О ezhemesyachnom posobii V svyazi s rozhdeniem i vospitaniem rebenka па terri-torii Voronezhskoj oblasti i о priznanii utrativshimi silu otdel'nyh zakonodatel'nyh aktov Voronezhskoj oblasti» // Informacionnaya sistema «Рог1а1 Мго-nezhskoj oblasti V seti 1^етеЬ - https://www.gowm. ги , 22.12.2022;

[22] Zakon Respubliki КагеИуа ot 16 dekabrya 2005 д. № 927-ZRK «О nekotoryh voprosah social'noj podderzhki grazhdan, imeyushchih detej» // Sobranie zakonodatel'stva RK. 2005. № 12 (CHast' I);

[23] Ukaz Gubernatora Arhangel'skoj oblasti ot 26 dekabrya 2022 д. № 165-и «О ezhemesyachnom posobii V svyazi s rozhdeniem i vospitaniem rebenka V chasti, пе opredelennoj Federal'nym zakonom ot 19 тауа 1995 goda № 81-FZ «О gosudarstvennyh pos-obiyah grazhdanam, imeyushchim detej» i o priznanii utrativshimi silu otdel'nyh ukazov Gubernatora А^ап-gel'skoj oblasti» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii - http://pravo.gov.ru , 26.12.2022;

[24] Ukaz Glavy Respubliki Komi ot 26 deka-Ь17а 2022 д. № 154 «О ezhemesyachnom posobii V svyazi s rozhdeniem i vospitaniem rebenka» // Vedo-mosti normativnyh aktov organov gosudarstvennoj vlasti Respubliki Komi. 2022. № 15. St. 254.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.