Научная статья на тему 'Об экономических и правовых предпосылках пересмотра состава получателей некоторых социальных льгот'

Об экономических и правовых предпосылках пересмотра состава получателей некоторых социальных льгот Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ ОДИНОКИХ МАТЕРЕЙ / ПРАВА ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ / УСТАНОВЛЕНИЕ ОТЦОВСТВА / MORE SOCIAL SUPPORT / SOCIAL BENEFITS OF SINGLE MOTHERS / THE RIGHTS OF SINGLE PARENTS / DETERMINATION OF PATERNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Венедиктова Мария Михайловна

Автор рассматривает нормативно-правовые аспекты проблемы эффективности социальной помощи одиноким матерям. Предлагается авторская интерпретация понятия одинокой матери, а также классификация предоставляемых одиноким матерям льгот в зависимости от оснований возникновения соответствующего права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ECONOMIC AND LEGAL PRECONDITIONS OF THE REVISION OF SOME SOCIAL BENEFITS RECIPIENTS

The author considers the problem of legal aspects of the effectiveness of social assistance to single mothers. The author's interpretation of the concept of a single mother, as well as the classification of benefits available to them, depending on the basis of the relevant law suggested.

Текст научной работы на тему «Об экономических и правовых предпосылках пересмотра состава получателей некоторых социальных льгот»

Оценка результатов классификации позволяет выявить, во-первых, все существующие типы рисков, среди которых, в том числе, определены хозяйственные риски, и, во-вторых, установлены связи между типами рисков и факторами, определяющих их возникновение.

Литература и источники

1. Донец Л.И. Обоснование хозяйственных решений и оценка рисков: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Донец Л.И. - Киров: Центр учебной литературы, 2012. - 472 с.

2. Останкова Л.А., Шевченко Н.Ю. Анализ, моделирование и управление экономическими рисками. Учеб. пособие. - Краснодар: Центр учебной литературы, 2011. - 256 с.

3. Светличная Т.И. Конспект лекций по дисциплине «Обоснование хозяйственных решений и оценка рисков». - Хабаровск: ХНАГХ, 2012. - 111 с.

4. Бачкаи Т., Мессен Д., Мико Д. Хозяйственный риск и методы его измерения. - М.: Экономика, 1979. - 184 с.

5. Догиль Л.Ф. Управление хозяйственным риском: Учеб. пособие. - Минск: Книжный Дом, Мисанта, 2005. - 224 с.

БУЗУРНАЯ ИРИНА ВИКТОРОВНА - соискатель кафедры экономики и менеджмента Университета Российской академии образования. Россия, Москва (тел. 8 (499) 249-41-50)

BUZURNAYA IRINA VIKTOROVNA - doctor applicant of the Chair of Economics and Management of University of the Russian Academy of Education. Russia, Moscow

УДК 331.34

ВЕНЕДИКТОВА ММ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ПЕРЕСМОТРА СОСТАВА ПОЛУЧАТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ

Ключевые слова: дополнительная социальная поддержка, социальные льготы одиноких матерей, права одиноких родителей, установление отцовства.

Автор рассматривает нормативно-правовые аспекты проблемы эффективности социальной помощи одиноким матерям. Предлагается авторская интерпретация понятия одинокой матери, а также классификация предоставляемых одиноким матерям льгот в зависимости от оснований возникновения соответствующего права.

VENEDIKTOVA M.M. ON THE ECONOMIC AND LEGAL PRECONDITIONS OF THE REVISION OF SOME SOCIAL BENEFITS RECIPIENTS

Keywords: more social support, social benefits of single mothers, the rights of single parents, determination of paternity.

The author considers the problem of legal aspects of the effectiveness of social assistance to single mothers. The author's interpretation of the concept of a single mother, as well as the classification of benefits available to them, depending on the basis of the relevant law suggested.

Одинокие матери достаточно давно считаются такой категорией граждан, которая нуждается в дополнительной социальной поддержке со стороны государства. Не случайно законодательство предусматривает для них целый ряд льгот в сферах социального обеспечения, налогов, занятости и др. Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса об эффективности социальной помощи данной группе лиц, необходимо определиться с тем, кого именно мы будем относить к этой категории.

Несмотря на кажущуюся простоту, полного единства в данном вопросе нет, т.е. общее нормативное определение термина «одинокая мать» отсутствует. Традиционно таковой считается женщина, имеющая одного или более детей, в отношении которых юридически не оформлено отцовство.

Возникает вопрос: можно ли считать одинокой матерью состоящую в браке женщину, имеющую ребенка, отец которого юридически не известен? Словарь русского языка С.И. Ожегова отвечает на этот вопрос отрицательно, понимая под матерью-одиночкой женщину, родившую ребенка вне официального брака, которая воспитывает его одна [1, с. 277]. Положение о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. № 659, также отмечало (п. 8), что одинокой матерью может быть признана лишь не состоящая в браке женщина (в этом случае ей выплачивалось соответствующее пособие). Аналогичный подход реализован и в постановлениях Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. № 199-ПП и от 6 ноября 2007 г. № 973-ПП.

Вместе с тем Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 883, отказалось от условия не состояния в браке. В редакции данного Положения, действовавшей до 28 июня 2005 г., содержалась норма о том, что при вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение в повышенном размере ежемесячного пособия на ранее рожденных детей. Причем изменения, произошедшие в 2005 году, были обусловлены не изменением теоретических подходов к данной проблеме, а лишь уточнением полномочий федеральных, региональных и местных органов после принятия в 2004 году известного закона 122-ФЗ (так называемый «закон о монетизации льгот»). В настоящее время вопросы выплаты пособий, а также предоставления некоторых других социальных льгот одиноким матерям переданы с федерального на уровень субъектов Российской Федерации.

Отметим, что в большинстве случаев женщины, в одиночку усыновившие ребенка, также считаются de jure одинокими матерями и получают аналогичные меры социальной поддержки. Это, безусловно, правильно. Однако единственным

усыновителем может быть и мужчина. Очевидно, что на него нужно в полном объеме распространить льготы, предусмотренные для одиноких матерей.

В ряде случаев законодательство еще более расширяет понятие одинокой матери. Так, при установлении платы за содержание детей в интернатах и дошкольных образовательных учреждениях в городе Москве 50-процентная льгота предоставляется «одиноким матерям, в том числе вдовам и разведенным». Тем самым, вводится иная интерпретация термина. Вместо устойчивого словосочетания «одинокая мать», понимаемого традиционным образом, оно, фактически, разбивается на два и рассматривается как «мать» (т.е. женщина, имеющая ребенка), являющаяся «одинокой» (т.е. не состоящей в браке).

До 1 января 2009 г. Налоговый кодекс РФ в целях установления льгот по налогу на доходы физических лиц содержал понятие «одинокий родитель», под которым не вполне удачно понимал одного из родителей, не состоящего в зарегистрированном браке. Иными словами, после расторжения брака между родителями оба они становились «одинокими родителями».

Из приведенных положений законодательства следует, что подходы к содержанию понятия «одинокая мать» менялись как со временем, так и в зависимости от того, в каких целях устанавливался данный статус. Учитывая это обстоятельство, нормативные правовые акты, вводящие социальные гарантии для данной категории граждан, как правило, самостоятельно определяют условия признания матери одинокой.

В городе Москве можно выделить два класса данных льгот по признаку оснований возникновения соответствующего права: предоставляемые всем одиноким матерям и предоставляемые только тем из них, среднедушевой доход которых не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы (в настоящее время - 8000 руб.).

К первой категории можно отнести уже упоминавшуюся льготу по 50-процентной оплате содержания детей в интернатах и дошкольных образовательных учреждениях, ежемесячные компенсационные выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, а также на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни и стоимости продуктов питания, 30-процентное уменьшение размера платы за обучение детей в детских школах искусств (музыкальных, художественных, хореографических и пр.), преимущественное право при зачислении ребенка в кадетскую школу, а также первоочередной прием в дошкольные образовательные учреждения и др.

Ко второй группе относится, в частности, повышенный размер ежемесячного пособия на ребенка.

Даже из приведенного неполного перечня видно, что большая часть льгот одиноким матерям в Москве предоставляется безотносительно к среднедушевому доходу их семьи, т.е. адресатами большинства мер социальной поддержки являются не одинокие малообеспеченные матери, а одинокие матери вообще. Справедливо ли это?

Прежде чем высказать свое мнение по данному вопросу, хотелось бы отметить, что с момента выделения одиноких матерей в категорию нуждающихся в дополнительной социальной поддержке со стороны государства и до настоящего времени произошли существенные изменения как в моральной оценке со стороны общества рождения ребенка «без мужа», так и в правовых и организационных средствах установления отцовства.

Во-первых, всего несколько десятков лет назад в общественном мнении преобладала точка зрения, что родить ребенка вне брака скорее позорно, чем почетно. Некоторых разведенных женщин, воспитывающих детей от бывшего мужа, можно было оскорбить, назвав «матерью-одиночкой». Вместе с тем с точки зрения решения демографических задач государство более предпочтительным считало рождение ребенка женщиной вне брака, чем, например, прерывание ею беременности. В связи с этим социальные льготы одиноким матерям были призваны не только обеспечить более полноценное воспитание ребенка без отца, но и оказать материальную и моральную поддержку самой матери «против» общественного мнения. В настоящее время моральная оценка со стороны общества рождения ребенка вне брака достаточно нейтральна.

Во-вторых, до недавнего времени гражданское процессуальное и семейное законодательство содержало гораздо более жесткие условия «принудительного» установления отцовства. Так, действовавший до 1 марта 1996 г. Кодекс о браке и семье РСФСР (ст. 48) в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке, и при отсутствии их совместного заявления допускал установление отцовства с учетом следующих фактов:

- совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка;

- совместное воспитание либо содержание ими ребенка;

- доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства.

В настоящее время «суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица» (статья 49 Семейного кодекса РФ). Очевидно, что возможность представления любых доказательств (а не только подтверждающих факты совместного проживания, ведения общего хозяйства, воспитания либо содержания ребенка, признания отцовства) существенно облегчает задачу женщине, желающей юридически оформить отцовство в отношении ее ребенка.

В-третьих, развитие методов судебной экспертизы в настоящее время позволяет с весьма высокой, близкой к 100 процентам, вероятностью установить либо опровергнуть факт происхождения ребенка от того или иного мужчины. До появления судебно-генетической экспертизы, как правило, использовался лишь метод, основанный на сопоставлении групп крови матери, ребенка и предполагаемого отца. Эта методика позволяла в ряде случаев достоверно опровергнуть предположение об отцовстве (некоторые комбинации групп крови родителей и ребенка невозможны), однако не позволяла убедительно доказать происхождение ребенка от конкретного мужчины.

В настоящее время относительная простота для женщины юридического оформления отцовства зачастую позволяет ей не спешить с этим действием (по принципу «всегда успею»), в том числе и исходя из соображений получения льгот в качестве одинокой матери.

С учетом изложенных обстоятельств представляется, что в настоящее время отсутствуют социальные предпосылки для рассмотрения факта юридической неизвестности отца ребенка как самодостаточного условия предоставления матери дополнительной социальной поддержки. Доктор экономических наук А.А Венедиктов предлагает моделировать меры социального обеспечения как функции, аргументами которых являются юридические факты, значащие для соответствующей его формы, а результатом -вывод о наличии права на ту или иную меру социальной поддержки у данного лица и ее конкретное содержание [2, с. 117-121]. Пользуясь данной терминологией, можно сказать, что целесообразно исключить факт юридической неизвестности отца ребенка из числа значащих для решения вопроса о праве на любые меры социального обеспечения.

За редчайшими исключениями (например, при наступлении беременности в результате изнасилования неизвестным лицом) каждая одинокая мать знает отца своего ребенка. Современное законодательство предоставляет ей возможность оформить это знание юридически.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ каждый ребенок имеет право знать своих родителей. Действующие нормативные правовые акты не допускают отказ матери от получения алиментов на ребенка. Это объясняется недопустимостью отказа от прав несовершеннолетнего (правом на получение алиментов обладает не мать, а сам ребенок). Отказ матери юридически оформить отцовство в отношении ее ребенка также можно рассматривать как нарушение его прав (в том числе на получение содержания от отца).

Безусловно, жизнь не всегда укладывается в подобную схему. Например, отец может иметь другую семью и втайне от жены оказывать материальную и иную помощь своему ребенку, отцом которого он de jure не является. В таком случае именно неоформление его отцовства может оказаться условием более полноценного участия отца в воспитании и содержании ребенка.

Действительно, рассмотренная выше и еще огромное число конкретных жизненных ситуаций могут служить аргументами против того, чтобы в той или иной форме требовать от одинокой матери обязательного оформления отцовства в отношении ее ребенка. Однако ни одна из них не может служить обоснованием справедливости и экономической эффективности определения факта юридической неизвестности отца ребенка как единственного условия предоставления матери мер дополнительной социальной поддержки. В конце концов, в обычной семье с двумя детьми имеется то же самое соотношение между количеством взрослых и детей, что и у одинокой матери с одним ребенком.

Безусловно, одинокие матери нередко являются менее социально защищенными, чем полные семьи с детьми, поэтому приведенные выше

соображения не следует рассматривать, как призыв оставить их без государственной помощи. В системе социальной поддержки кто-то из них должен быть адресатом соответствующих мер как малообеспеченный родитель с детьми или как родитель (усыновитель), воспитывающий несовершеннолетних детей без отца (матери) либо как лицо, принадлежащее к иным льготным категориям.

Рассмотрение юридической неизвестности отца ребенка как достаточного условия предоставления социальных льгот в настоящее время не только экономически необоснованно, но и, в известной мере, аморально, поскольку в ряде случаев служит стимулом не оформлять отцовство, нарушая тем самым права детей. Особенно актуально это в условиях распространения в последние годы случаев так называемых фактических (незарегистрированных) брачных отношений. Предоставление таким категориям граждан льгот, которых лишены родители, регистрирующие свой брак (или хотя бы официально оформляющие отцовство в отношении рожденного вне брака ребенка) не может быть признано справедливым. Впрочем, проблема может быть решена не исключением соответствующих льгот (что вступило бы в противоречие с конституционным требованием о недопустимости принятия законов, отменяющих или умаляющих права человека и гражданина), а, наоборот, расширением круга их адресатов, например, путем их распространения на вдов и отцов, воспитывающих детей без матер и.

Литература и источники

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1987.

2. Венедиктов А.А. Моделирование нормативных правовых актов в сфере денежного довольствия военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. - 2007. - № 1.

БЕНЕДИКТОВА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА - соискатель кафедры экономики и менеджмента Университета РАО. Россия, Москва (тел. 8 (499) 249-28-81) VENEDIKTOVA MARIA MIS HAILOVNA - doctor applicant of the Chair of Economics and Management of University of the Russian Academy of Education. Russia, Moscow

УДК 338.4

КАЛИНИН С.Г. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОГНОЗА И ПЛАНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Ключевые слова: строительная отрасль, экономическое прогнозирование, программы развития строительного комплекса, внутрифирменное планирование.

Осуществлен анализ особенностей стратегического планирования и прогнозирования деятельности строительных предприятий на мезо- и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.