Научная статья на тему 'Комплексное сопровождение индивидуальной жизненной траектории одиноких матерей, обучающихся в высших образовательных учреждениях'

Комплексное сопровождение индивидуальной жизненной траектории одиноких матерей, обучающихся в высших образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ОДИНОКИЕ МАТЕРИ / COMPREHENSIVE SUPPORT / INDIVIDUAL LIFE TRAJECTORY / SINGLE MOTHERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кривцова Е. В.

Введение. Одинокая мать, обучающаяся в вузе, сталкивается с целым спектром проблем, главными из которых являются материальные, жилищные, социальные, психологические, правовые и пр. Все эти проблемы требуют комплексного подхода к их решению, который обеспечит более эффективное сопровождение индивидуальной жизненной траектории в процессе получения образования. Методология. Сбор эмпирического материала по проблеме исследования осуществлялся при помощи анкетного и экспертного опросов. Результаты. Подтверждено предположение о том, что одинокие матери-студентки осведомлены о своих правах и гарантиях, но не отрицают того, что хотят получать более конкретную помощь со стороны государства. Кроме того, сложно найти человека, готового присматривать и ухаживать за ребенком на время пребывания матери в вузе. Заключение. Комплексное сопровождение индивидуальной жизненной траектории одиноких матерей требует междисциплинарного подхода и будет заключаться в слаженной работе учреждений социальной защиты и вуза посредством использования социальных, психологических и педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE SUPPORT OF THE INDIVIDUAL LIFE TRAJECTORY OF SINGLE MOTHERS LEARNING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Introduction. A single mother studying at university faces a whole range of problems, the main of which are: material, housing, social, psychological, legal, etc. All these problems require a comprehensive approach to their solution, which will provide more effective tracking of an individual life trajectory in the process of getting an education. Methodology. Empirical material was collected using questionnaire and expert survey. Results. The assumption that single mother-students are aware of their rights and guarantees is confirmed, but they do not deny that they would like to receive more specific assistance from the state. In addition, it is difficult to find a person who is ready to look after and care for the child while mother is studying at university. Conclusion. Comprehensive support of the individual life trajectory of single mothers requires an interdisciplinary approach and will consist in the coordinated work of social protection institutions and the university through the use of social technologies, psychological and educational.

Текст научной работы на тему «Комплексное сопровождение индивидуальной жизненной траектории одиноких матерей, обучающихся в высших образовательных учреждениях»

«I

7. Gnigonyeva E. V., Terpugova O. V., Khakimova N. R. Osobennosti obraza budushchej professii u studentov special'nosti «social'naya rabota» [Peculiarities of the image of the future profession of students of the specialty "Social work"]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Psychology, 2007, no. 1 (29), pp. 160-166. (In Russian).

8. Moskvicheva N. L. Dinamika obraza professii i motivacii uchebnoj deyatel'nosti u studentov nachal'nyh kursov [Dynamics of future profession image and learning motivation in first-year students]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12: Psychology. Sociology. Pedagogy, 2010, no. 4, pp. 38-44. (In Russian).

9. Obnosov V. N. Predstavleniya budushchih pedagogov o svoej professii i ih dinamika v processe obucheniya [Representations of students of pedvues of pedagogical profession and their dynamics in the process of training]. Science and Education, 2019, no. 1, pp. 11. (In Russian).

10. Obnosov V. N. Vliyanie predstavlenij o professii na professional'noe razvitie lichnosti [Influence of views about the profession on the professional development of the individual]. Actual problems of science and education. Michurinsk, 2017, pp. 65-68. (In Russian).

11. Platash, E. F. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya obraza budushchej professii u studentov special'nostej ekonomicheskogo profilya [Organizational and pedagogical conditions of formation of the image of the future profession among students of economic specialties]. Ph. D. thesis. Stavropol, 2011, 170 p. (In Russian).

12. Plotnikova N. N. Dinamika predstavlenij o professii psihologa v processe professional'nogo obrazovaniya [Dynamics of the views on the profession of psychologist in the process of higher education]. Professional Views, 2018, no. 1 (10), pp. 105-115. (In Russian).

13. Rogov E. I. Znachenie professional'nyh predstavlenij v podgotovke budushchih specialistov [The importance of professional ideas in the training of future specialists]. Council of Rectors, 2012, no. 9 (59), pp. 28-36. (In Russian).

14. Rogov E. I. Predstavleniya o budushchej professii u studentov s raznymi tipami pedagogicheskoj napravlennosti [Ideas about future profession of the students with different types of pedagogical orientation]. World of Science, 2016, vol. 4, no. 3. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN316.pdf (accessed 15.10.2019). (In Russian).

15. Savenkova I. A., Savina E. A. Soderzhanie predstavlenij o budushchej professii u studentov-psihologov [The content of ideas about the future profession of students-psychologists]. Scientific Notes of Orel State University, 2018, vol. 1, no. 78, pp. 301-302. (In Russian).

16. Social'naya psihologiya [Social psychology]. Ed. S.Moscovici. Saint-Petersburg. 2007, 592 p. (In Russian).

17. Tolochek V. A. Fenomen «professiya»: sostavlyayushchie i struktury [Phenomenon "Profession": Components and Structures]. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor, 2018, vol. 3, no. 2, pp. 54-78. (In Russian).

18. Yurevich A. V. Empiricheskie ocenki nravstvennogo sostoyaniya sovremennogo rossijskogo obshchestva [Empirical Estimates of Modern Russian Society's Morals]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 4, pp. 168-179. (In Russian).

19. Yanitskiy M. S., Seryy A. V. Razvitie sistemy cennostno-smyslovyh orientacij lichnosti v professional'noj deyatel'nosti specialistov deontologicheskogo statusa [Development of the system of value-semantic orientations of the individual in the professional activity of specialists in deontological status]. Personality and professional activity. Khabarovsk, 2008, vol. 1, pp. 147-159. (In Russian).

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ТРАЕКТОРИИ ОДИНОКИХ МАТЕРЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

COMPREHENSIVE SUPPORT OF THE INDIVIDUAL LIFE TRAJECTORY OF SINGLE MOTHERS LEARNING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Введение. Одинокая мать, обучающаяся в вузе, сталкивается с целым спектром проблем, главными из которых являются материальные, жилищные, социальные, психологические, правовые и пр. Все эти проблемы требуют комплексного подхода к их решению, который обеспечит более эффективное сопровождение индивидуальной жизненной траектории в процессе получения образования.

Методология. Сбор эмпирического материала по проблеме исследования осуществлялся при помощи анкетного и экспертного опросов.

Результаты. Подтверждено предположение о том, что одинокие матери-студентки осведомлены о своих правах и гарантиях, но не отрицают того, что хотят получать более конкретную помощь со стороны государства. Кроме того, сложно найти человека, готового присматривать и ухаживать за ребенком на время пребывания матери в вузе.

УДК/UDC 159.923.3-055.26:378

Е. В. Кривцова

E. Krivtsova

Заключение. Комплексное сопровождение индивидуальной жизненной траектории одиноких матерей требует междисциплинарного подхода и будет заключаться в слаженной работе учреждений социальной защиты и вуза посредством использования социальных, психологических и педагогических технологий.

Introduction. A single mother studying at university faces a whole range of problems, the main of which are: material, housing, social, psychological, legal, etc. All these problems require a comprehensive approach to their solution, which will provide more effective tracking of an individual life trajectory in the process of getting an education.

Methodology. Empirical material was collected using questionnaire and expert survey.

Results. The assumption that single mother-students are aware of their rights and guarantees is confirmed, but they do not deny that they would like to receive more specific assistance from the state. In addition, it is difficult to find a person who is ready to look after and care for the child while mother is studying at university.

Conclusion. Comprehensive support of the individual life trajectory of single mothers requires an interdisciplinary approach and will consist in the coordinated work of social protection institutions and the university through the use of social technologies, psychological and educational.

Ключевые слова: комплексное сопровождение, индивидуальная жизненная траектория, одинокие матери.

Keywords: comprehensive support, individual life trajectory, single mothers.

Введение

Современный этап развития общества характеризуется экономическими и социальными преобразованиями, которые сопровождаются ростом неопределенности, изменением ценностно-смысловой сферы, негативно сказываются на брачно-семейных отношениях, претерпевающих существенные трансформации. Одной из актуальных проблем является рождение ребенка вне брачно-партнерского союза.

В современной отечественной науке не существует однозначного определения «одинокая мать». Термин используется в узком и широком смыслах слова. В узком смысле он охватывает женщин, не состоящих в законном браке и имеющих внебрачных детей. Развернутая коннотация этого термина обозначает более широкую категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в том числе разведенных и вдовых. Как правило, в обыденном сознании россиян понятие «одинокая мать» отождествляется с определением одинокого материнства в широком смысле слова, а семьи одиноких матерей различного брачного статуса именуются неполными или материнскими семьями [2]. Одинокие матери рассматриваются нами в более узком контексте. Основой такого взгляда является то, что мать живет одна с зависимыми детьми и, что особенно важно, не имеет супруга или партнера.

Одной из главных причин формирования семей одиноких матерей являются внебрачные рождения, для многих молодых женщин это выбор между абортом и участью матери-одиночки [3].

Точно понятие «одинокая мать», равно как и лицо, воспитывающее ребенка без отца, не отражается ни в Трудовом кодексе РФ, ни в иных федеральных законах. Вместе с тем при предшествующем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоявшей в браке, если в свидетельстве о рождении ребенка запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена по указанию матери (при сохранении права на получение установленных выплат в случае вступления одинокой матери в брак) [5].

Можно полагать, что одинокой матерью женщина является в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия: нет факта зарегистрированного брака и нет юридически установленного факта отцовства.

Группа одиноких матерей-студенток сравнительно небольшая в структуре социально незащищенных слоев населения, нуждающихся в комплексном сопровождении. О проблеме одиноких матерей-студенток упоминают, когда рассматривают либо проблемы одиноких матерей, либо проблемы студенчества.

Одинокие матери-студентки сталкиваются с большим количеством трудностей и проблем: материальных, жилищных, социальных, психологических, правовых и пр. [7]. Одна из ключевых

проблем — уязвимое социально-экономическое положение, риск бедности, поскольку одинокая мать часто является единственным кормильцем семьи. Ко всем вышеперечисленным проблемам добавляются трудности, специфические только для этой категории одиноких матерей — им необходимо совмещать материнство и обучение. Одиноким матерям-студенткам в силу юного возраста сложнее адаптироваться к ситуации материнства, чем одиноким матерям более старших возрастных групп, обладающих профессиональным и социальным статусом. Трудности сопряжены еще с тем, что им приходится выходить за рамки имеющегося на данный момент опыта.

Часто у этих женщин возникает послеродовая депрессия и проявляются психосоматические заболевания, признаки девиантного поведения по отношению к ребенку (агрессия, пренебрежение, отказ). Если вовремя не оказать помощь матери, то появится еще одна проблема — социальное сиротство.

При этом большинство этих женщин не обращаются к специалистам и остаются наедине с проблемами, которые нарастают как снежный ком. В результате дети не получают должного внимания и заботы, могут иметь проблемы в развитии, особенно эмоциональном [4] И, конечно, страдает сама женщина, ее самооценка, уверенность, отношения с родными и близкими. В большей степени она озадачена поиском средств на жизнь, в меньшей — психоэмоциональным состоянием себя и ребенка.

Принятие на себя роли матери и в связи с этим общая эмоциональная и физическая перегрузка в еще большей степени повышают их нервное напряжение, учащаются конфликты с ребенком, и тем самым ускоряется процесс его невротизации [9].

Все эти проблемы требуют комплексного подхода к их решению, который обеспечит более эффективное сопровождение индивидуальной жизненной траектории в процессе получения образования.

Обретение социального статуса молодыми матерями немыслимо вне профессиональной подготовки, поскольку система образования способствует более продуктивной интеграции в общество. По мнению Н. А. Левой, образование — это необходимый капитал в собственное будущее, позволяющий расширить социальные возможности [6]. Получение образования является очередным этапом социального продвижения, в контексте которого вырабатываются стратегии преодоления жизненных трудностей, но юные матери не представляют, как им справиться с ребенком и учебой одновременно [1].

Несомненно, полноценный рост и развитие молодой женщины, воспитывающей ребенка без отца в результате рождения вне супружеского союза, невозможны без оказания профессиональной помощи со стороны вуза и органов социальной защиты населения. Поскольку материальная поддержка женщин, родивших ребенка вне брачно-партнерского союза, невелика, а выплаты и льготы, предоставляемые одиноким матерям, зависят от решения руководства регионов [12], то должна быть существенной помощь от вуза.

Важная задача комплексного сопровождения индивидуальной жизненной траектории одиноких матерей, обучающихся в высших образовательных учреждениях, — создание условий для социализации, личностного роста и профессионального становления. Успешная социальная адаптация поможет семье преодолеть психологический стресс, улучшить взаимоотношения, выработать план дальнейших действий, преодолеть социальную изоляцию монородительской материнской семьи.

Методология

Исследование проводилось в центральном отделе социальных выплат и льгот Управления социальной защиты администрации города Кемерово, на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района г. Кемерово» и МКУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Кемерово. Общая выборка составила 40 человек, из них 30 одиноких матерей-студенток и 10 специалистов по социальной работе. Сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи опросных методов (анкетный и экспертный).

Результаты

В качестве цели эмпирического исследования нами было выделено изучение феноменологии переживания «одинокого материнства» и представлений одиноких матерей о ресурсах для организации благополучной жизни своей семьи. Для этого нами была разработана специальная анкета.

В исследовании приняли участие 48 % матерей в возрасте 21-23 года, 30 % — 19-20 лет и 15 % — 17-18 лет. Отметим, что у 93 % девушек известие о беременности воспринималось негативно со стороны родителей. Рождение ребенка в данном случае является кризисной ситуацией, характер и успешность разрешения которой определяют особенности развития личности. Переживание кризисной ситуации представляется важным фактором трансформации смысловой сферы личности. Кроме того, для 89 % студенток беременность была неожиданной. Этому может быть много причин: сексуальная неграмотность, желание создать семью, удержать партнера и пр. На период проведения исследования возраст большинства детей одиноких матерей-студенток составил от 1 до 3 лет (45 %) и до 1 года (38 %).

Только 25 % брали академический отпуск. Остальные совмещали выполнение целого ряда ролей (профессиональных, родительских), при этом 91 % из них воспитывают своих детей самостоятельно.

Главным источником материального благосостояния семьи одинокой матери-студентки является родительская семья (50 %), на втором — материальная помощь от государства (29 %), на третьем — материальная помощь от вуза (17 %), и только малую часть в семейном бюджете занимают такие источники материального дохода, как подработка и стипендия.

Хотелось бы отметить, что для выполнения материнских функций и обязанностей 77 % респондентам пришлось оформить свободной посещение, только 9 % оставляют детей с родителями на время посещения занятий.

Кроме специфических проблем, обусловленных возрастом (необходимость жизненного и профессионального самоопределения, зависимость, несамостоятельность, проблема выбора спутника жизни и др.), для подавляющего большинства одиноких матерей-студенток по степени значимости главными остаются материальная и жилищная проблемы (по 100 %); затем — правовая (82 %), из чего можно сделать вывод о невысокой осведомленности одиноких матерей-студенток о своих правах; досуговые проблемы (70 %), поскольку реализация досуга ограничивается разными ресурсами — временными и материальными. Психологические и педагогические проблемы не столь актуальны, на данный момент они осознаются не в полной мере (табл. 1).

Таблица 1

Приоритетность проблем одиноких матерей ( %)

Наименование проблем Количество

Материальные 100

Жилищные 100

Правовые 82

Досуговые 70

Воспитательные 33

Психологические 30

Как отмечают М. С. Яницкий, А. В. Серый, М. С. Иванов и другие ученые [8], время обучения в вузе можно определить как особый смысложизненный период в жизни человека, связанный с переживанием кризиса профессиональной идентификации, то есть идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности. Результатом переживания данного жизненного кризиса является формирование своей профессиональной идентичности, являющейся составной и неотъемлемой частью целостного образа «Я» зрелой личности. Несомненно, этот кризис переживается тяжелее при наличии внебрачного ребенка, поскольку сопряжен с изменением жизненных стереотипов, ценностных ориентаций и временным снижением уровня осмысленности о дальнейшей жизненной траектории.

Владеют полной информацией о льготах, пособиях и правах лишь 37 % одиноких матерей-студенток. Подавляющее большинство (55 %) имеет лишь представление об этом. Совсем ничего не знают о льготах незначительное число одиноких матерей-студенток.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что, прежде всего, одинокая мать-студентка обращается за помощью в администрацию учебного заведения, в котором она учится. Видимо, там она получает первоначальную информацию о последующих действиях в случае рождения ребенка. Второе место (36 %) занимает Центр социальной помощи семье и детям по месту проживания одинокой матери-студентки, третье место — студенческий профком.

Все студентки — одинокие матери, обратившиеся в Центр социальной защиты населения, подтвердили, что они получили там комплексную информацию о социальных льготах (федеральных и региональных), которыми они имеют право пользоваться. Информацию о том, какие социальные льготы оказывает вуз, одинокие матери-студентки получили одновременно и в администрации вуза (85 %), и профкоме студентов (77 %).

Хотелось бы отметить, что 43 % студенток не удовлетворены социальной помощью, 30 % одиноких полагают, что они получают помощь не в полном объеме от органов социальной поддержки — им хотелось бы получать более конкретную помощь. Только 19 % респондентов довольны уровнем и качеством оказания социальных услуг. Вероятно, это тот небольшой процент матерей, которым существенную помощь и поддержку оказывают родители. В таблице 2 представлены те виды конкретной помощи, которую бы хотели получать одинокие матери-студентки.

Таблица 2

Потребность в конкретных видах помощи ( %)

Виды конкретной помощи Количество

Наличие яслей при вузе для детей одиноких матерей-студенток, в которых они бы могли оставить детей на время учебы 100

Приходящие няни 100

Обеспечение детей одиноких матерей-студенток в первую очередь местами в яслях и детских садах 100

Предоставление одиноким матерям специальной литературы по детской возрастной психологии и педагогике 35

Практически все одинокие матери-студентки хотели бы получить конкретную помощь от вуза в решении важной для них проблемы — присмотр за ребенком во время занятий. С их точки зрения, это может быть приходящая няня, наличие яслей при вузе, первоочередное обеспечение их детей местами в яслях и детских садах.

В качестве пожелания для изменяя специфики социальной поддержки одиноких матерей, респонденты отметили следующее: наличие в вузе человека (куратора), который бы работал конкретно с беременными студентками и одинокими матерями-студентками, информируя их в полном объеме об их правах и льготах (где их можно получить, какие для этого требуются документы и пр.), а также решал вопросы, связанные с учебой беременных и одиноких матерей-студенток, с администрацией вуза; наличие при вузе игровой комнаты для детей одиноких матерей-студенток, где матери могли бы оставлять своих детей на время учебы. Хотелось бы отметить, что больше года назад при опорном вузе работал коворкинг-центр для мам и их детей, он был создан по президентскому гранту, но закончился грант и проект, к сожалению, завершился.

В качестве форм информационных мероприятий студентки отметили консультации специалистов (50 %□), форматы вопрос-ответ (35 %) и беседы (15 %□). Все это позволило бы им более успешно выстраивать жизненную траекторию.

Экспертный опрос позволил выявить нам действия специалистов при работе с одинокими мамами (табл. 3).

Таблица 3

Формы и методы работы с матерями из монородительских семей

(в баллах, тах=10)

Формы и методы работы МБУ «КЦСОН Центрального района г. Кемерово» МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Кемерово

В учреждении оказывают набор традиционных услуг социальной поддержки населения 10 5

В учреждении используют нетрадиционные (инновационные) формы работы с одинокими матерями-студентками 0 10

Свои действия по социальной поддержке одиноких матерей-студенток координирует учреждение с вузами города 0 5

Проведение в учреждении консультации специалистов для одиноких матерей-студенток 6 10

Проведение занятий в игровых комнатах для детей одиноких матерей-студенток в студенческих общежитиях 0 6

Индивидуальный подход к решению проблем одиноких матерей-студенток 0 9

Взаимодействие с благотворительными организациями для социальной поддержки одиноких матерей-студенток 5 6

Согласно результатам, представленным в таблице 3, следует, что Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района г. Кемерово оказывает одиноким матерям-студенткам услуги, используя при этом традиционные формы и методы социальной поддержки. Это связано с тем, что деятельность центра направлена на предоставление социальной поддержки всем незащищенным категориям населения, и одинокие матери-студентки среди них занимают небольшое число. Информационную поддержку одинокие матери-студентки получают только в беседе со специалистом по социальной работе.

Заметим, что Центр социальной помощи семье и детям г. Кемерово активно использует инновационные формы работы с одинокими матерями-студентками, проводит разноплановые консультации, взаимодействует с благотворительными организациями с целью материальной поддержки одиноких матерей-студенток, адресно подходит к каждой одинокой матери-студентке, координирует взаимодействие с вузами города. Все это позволяет оказывать социальную поддержку одиноким матерям-студенткам в полном объеме.

По результатам исследования можно сделать ряд выводов:

— для большинства молодых студенток беременность стала неожиданным фактом, к чему добавляется негативное отношение к беременности со стороны близкого окружения;

— большинство респондентов в (91 %) воспитывает детей самостоятельно, но при этом главным источником материального благосостояния семьи одинокой матери-студентки является родительская семья;

— для подавляющего большинства одиноких матерей-студенток в качестве приоритетных проблем отмечаются материальная и жилищная проблемы. Похожие результаты были получены Г В. Филипповой, Е. И. Хубулури, С. С. Даниловой и другими исследователями [2; 10]. Кроме того, сложно найти человека, готового присматривать и ухаживать за ребенком на время пребывания в вузе (игровая комната для детей одиноких матерей-студенток облегчила бы им процесс обучения);

— в учебном заведении отсутствует специалист, который курировал бы работу с беременными и одинокими матерями-студентками;

— одинокие матери-студентки осведомлены о своих правах и гарантиях, но не отрицают того, что хотят получать более конкретную помощь со стороны государства.

Заключение

Одинокие матери-студентки — одна из незащищенных категорий населения. При организации социальной помощи одиноким матерям необходимо учитывать не только их материальные трудности, но прежде всего духовно-личностные переживания, психологические и педагогические про-

блемы. Социальная помощь данной категории должна оказываться в зависимости от нужд одиноких матерей, то есть адресно. Социальная защита одиноких матерей-студенток может включать в себя следующие направления: работу социальных служб с неполными семьями, работу с окружением одиноких матерей, с самой матерью, волонтерскую помощь, а также психолого-педагогическую деятельность с детьми из таких семей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рождение ребенка вне брака рассматривается ими как кризисная ситуация, обостряющая социальные и личностные проблемы, снижающая адаптационные возможности молодой женщины. Мы полагаем, что молодым женщинам необходимо оказывать информационную и психологическую помощь: индивидуальные консультации и групповые занятия с психологом, консультации юриста, специалиста по социальной работе, педагога. Важно помочь найти и реализовать свои потенции, что в результате позволит монородительской семье гармонично функционировать и эффективно решать весь спектр жизненно важных задач, сформировать мотивацию на развитие и самостоятельное достижение позитивных изменений в новых условиях жизни.

В процессе совместной работы необходимо ориентироваться на развитие коммуникативной компетентности, совершенствование навыков межличностного общения, повышение уровня самоидентификации и интернальности локуса контроля,

Общим итогом соответствующей работы будет является повышение уровня осмысленности жизни студентов, достижение баланса между профессиональными и семейными ценностями.

Комплексное сопровождение индивидуальной жизненной траектории одиноких матерей требует междисциплинарного подхода и будет заключаться в слаженной работе учреждений социальной защиты и вуза, использовании социальных, психологических и педагогических технологий. Личность, обладающая целостной, четкой, но гибкой жизненной стратегией, более успешна в реализации своих потенциальных возможностей, а также способна к быстрой адаптации к изменяющимся социальным условиям. Отметим, что одинокое материнство является динамическим состоянием. Как отмечает Е. В. Чурилова, это перманентное состояние [11], и периоды воспитания ребенка без партнера и нахождения в уязвимом экономическом положении сменяются периодами жизни с супругом и воспитания ребенка в полной семье, что является одной из задач комплексного сопровождения индивидуальной жизненной траектории одиноких матерей.

Литература

1. Бурханова Ф. Б. Проблемы семьи, их причины и основные направления решения: мнение экспертов // Демографическое развитие России и ее регионов / под ред. Р. М. Валиахметова, Г. Ф. Хилажевой. Уфа, 2010. С. 56-65.

2. Данилова С. С. Социологический анализ проблем одиноких матерей в малом городе (на примере Ивановской области) // Женщина в российском обществе. 2009. № 1 (50). С. 49-57.

3. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001. № 11. С. 108-113.

4. Кривцова Е. В., Чигаева В. Ю. Метод «Сеть социальных контактов» в практике социальной работы с неполной материнской семьей // В мире научных открытий. 2013. № 5.2 (41). С. 132-151.

5. Кудинова Е. С. Формы государственной поддержки незащищенных слоев населения // Отечественная социология: обретение будущего через прошлое. М., 2009. С. 589-595.

6. Левая Н. А. Социальный статус одиноких матерей в российском обществе // Образование. Наука. Инновации: южное измерение. 2013. № 5 (31). С. 60-64.

7. Овчарова Р. В., Мягкова М. А. Материнство в неполной семье. Курган, 2014. 356 с.

8. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностносмысловой тренд / М. С. Яницкий, А. В. Серый, М. С. Иванов и др. Кемерово, 2017. 202 с.

9. Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2 / под ред. А. В. Махнача, К. Б. Зуева. М., 2015. 408 с.

10. Филиппова Г. В., Хубулури Е. И. Организация социальной поддержки одиноким матерям [Электронный ресурс] // Naukarastudent.ru. 2016. № 01 (037). URL: http://naukarastudent.ru/37/3840/ (дата обращения: 22.09.2019).

11. Чурилова Е. В. Брачно-семейные траектории одиноких матерей в России : автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2016. 32 с.

12. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России. 2004. Т. XIII, № 2. С. 66-95.

References

1. Burhanova F. B. Problemy sem'i, ih prichiny i osnovnye napravlenija reshenija: mnenie jekspertov [Family problems, their causes and main directions of solution: expert opinion]. Demographic development of Russia and its regions. Eds. R. M. Valiahmetov, G. F. Hilazheva. Ufa, 2010, pp. 56-65. (In Russian).

2. Danilova S. S. Sociologicheskij analiz problem odinokih materej v malom gorode (na primere ivanovskoj oblasti) [Sociological analysis of the problems of single mothers in a small town (on the example of the Ivanovo region)]. Woman in Russian society, 2009, no. 1 (50), pp. 49-57. (In Russian).

3. Dement'eva I. F. Negativnye faktory vospitanija detej v nepolnoj sem'e [Negative factors of raising children in single-parent families]. Sociological Studies, 2001, no. 11, pp. 108-113. (In Russian).

4. Krivcova E. V., Chigaeva V. Ju. Metod «Set' social'nyh kontaktov» v praktike social'noj raboty s nepolnoj materinskoj sem'joj [The method of "Network of social contacts" in the practice of social work with an incomplete maternal family]. In the world of scientific discoveries, 2013, № 5.2 (41), pp. 132-151. (In Russian).

5. Kudinova E. S. Formy gosudarstvennoj podderzhki nezashhishhennyh sloev naselenija [Forms of state support for vulnerable groups]. Domestic sociology: finding the future through the past. Moscow, 2009, pp. 589-595. (In Russian).

6. Levaja N. A. Social'nyj status odinokih materej v rossijskom obshhestve [The social status of single mothers in Russian society]. Education. The science. Innovation: The Southern Dimension, 2013, no. 5 (31), pp. 60-64. (In Russian).

7. Ovcharova R. V., Mjagkova M. A. Materinstvo v nepolnoj sem'e [Single motherhood]. Kurgan, 2014, 356 p. (In Russian).

8. Yanitsky M. S., Seryy A. V., Ivanov M. S. et al. Postneklassicheskaja pedagogicheskaja psihologija: cennostnosmyslovoj trend [Post-non-classical pedagogical psychology: value-semantic trend]. Kemerovo, 2017, 202 p. (In Russian).

9. Sem'ja, brak i roditel'stvo v sovremennoj Rossii [Family, marriage and parenthood in modern Russia]. Iss. 2. Eds. A. V. Mahnach, K. B. Zuev. Moscow, 2015, 408 p. (In Russian).

10. Filippova G. V., Hubuluri E. I. Organizacija social'noj podderzhki odinokim materjam [Organization of social support for single mothers]. Naukarastudent.ru, 2016, no. 01 (037). URL: http://naukarastudent.ru/37/3840/ (accessed: 22.09.2019). (In Russian).

11. Churilova E. V. Brachno-semejnye traektorii odinokih materej v Rossii [Marital and family trajectories of single mothers in Russia]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2016, 32 p. (In Russian).

12. Yarskaya-Smirnova E. R., Romanov P. V. Social'naja zashhishhennost' gorodskoj monoroditel'skoj sem'i [Social security of the urban single-parent family]. World of Russia, 2004, vol. XIII, no. 2, pp. 66-95. (In Russian).

УДК/UDC 377 Л. Ю. Логунова, Е. А. Маженина, Д. В. Ушаков

L. Logunova, E. Mazhenina, D. Ushakov

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF YOUNG TEACHERS

Введение. В статье изложены результаты исследования процесса самореализации преподавателей профессиональных образовательных организаций. В центре исследовательской рефлексии стоит проблема баланса выполнения учебной нагрузки, рейтинговых показателей и свободного выбора ориентиров профессионального роста, удовлетворенности своей работой. Педагогическая профессия предоставляет возможности для саморазвития человека и реализации его творческого потенциала в сочетании с высокой социальной значимостью деятельности педагога для общества. Профессиональная самореализация есть гармоничное соотнесение внутреннего комфорта, удовлетворенности от работы и внешних проявлений успешности (статус, поощрения, звание).

Методология. Исследование опиралось на теории актуализации (К. Роджерс, А. Маслоу) и самореализации (И. С. Кон, Л. М. Коган), а также теоретические идеи персонологии (В. Франкл). Исследовательский комплекс включал техники качественно-количественного анализа (нарративные интервью, опрос экспертов, анализ документов, контент-анализ).

Результаты. В процессе самореализации молодой преподаватель адаптируется к требованиям профессиональных стандартов, выбирая между исполнением ролевых ожиданий коллег, администрации колледжа и личностным представлением о педагогической профессии. Этот выбор определяет модель поведения молодого педагога. Профессионально счастливый человек — это личность, независимая от ожиданий администрации, выбирающая точки роста в процессе самореализации. Этот процесс сохраняет ресурсы здоровья и жизненной энергии человека, адаптирует к рабочей нагрузке, защищает от профессионального выгорания. Администрация учебных заведений требует от преподавателя выполнения рейтинговых показателей без учета специфики его труда — помощь новым поколениям в освоении жизненного опыта. Ориентация на стратегии достижения лишает процесс образования гуманистической составляющей. Это обусловливает противоречия (проблемные зоны) в работе, приводящие к растрате жизненных ресурсов, заболеваниям или отстаиванию личностного видения своей профессиональной миссии.

Заключение. Внимание к процессам самореализации становится условием закрепления молодых кадров в образовательных учреждениях, показателем бережливого отношения администрации к кадровым ресурсам. Успешная самореализация не зависит от символов успеха, не свя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.