Научная статья на тему 'Особенности социального самочувствия одиноких отцов как детерминанта формирования стратегии управления отцовскими семьями'

Особенности социального самочувствия одиноких отцов как детерминанта формирования стратегии управления отцовскими семьями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
458
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОКИЕ ОТЦЫ / МОНОРОДИТЕЛЬСКИЕ (ОТЦОВСКИЕ) СЕМЬИ / SINGLE-PARENT (FATHER'S OR PARENTAL) FAMILY / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / АБЬЮЗИВНЫЙ / КОМПУЛЬСИВНЫЙ / ЭГОЦЕНТРИСТСКИЙ ТИПЫ МАТЕРИНСТВА / КОМПЕНСАЦИОННЫЙ / ДЕОНТИЧЕСКИЙ / МАНИПУЛЯЦИОННЫЙ ТИПЫ ОДИНОКОГО ОТЦОВСТВА / SINGLE FATHERS / SOCIAL WELL-BEING / LEVEL OF CLAIMS / LIFE STRATEGIES / COMPULSIVE / SELF-CENTERED TYPES OF MATERNITY COMPENSATION / DEONTIC / MANIPULATIVE TYPES OF LONE PARENTHOOD / ABYUZIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романова Нелли Петровна, Михайлова Анна Ивановна

Раскрывается понятие «социальное самочувствие», предлагаются индикаторы для определения социального самочувствия одиноких отцов Забайкальского края. Перечисляются факторы образования отцовских семей (вдовство, развод, асоциальное поведение женщины). Рассматривается типология социально-психологических типов материнства: феминистский, традиционно-ценностный и компромиссный. Предлагается типология деструктивных типов материнства, составленная на основе факторов образования отцовских семей, критерием которой послужили поведенческие и ценностные установки женщин (абьюзивный, эгоцентристский, компульсивный), отдельно выделен тип провиденциальный семьи одиноких отцов-вдовцов, соответственно, типологизировать и дать характеристику женщинам данного типа семьи невозможно. Дается описание каждого типа. В качестве оппозиции предлагается типология одинокого отцовства, критерием которой послужили ценностные ориентации отцов, самостоятельно воспитывающих детей. Выделяются следующие типы одиноких отцов: компенсационный, деонтический, манипуляционный. Анализируется социальное самочувствие одиноких отцов в соответствии с выделенными типами. Отмечается, что факторы, приводящие к одинокому отцовству, неблагоприятно воздействуют на психологическое самочувствие отца, отрицательное воздействие на социальное самочувствие отца оказывает социально-экономическое положение семьи и региона в целом, что не позволяет отцам полноценно воспитать и обеспечить детей. Делается вывод, что интернальность одиноких отцов в целом высока и они предпочитают самостоятельно решать возникающие проблемы, чем обращаться за помощью к государству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Single Fathers Social Wellbeing As Determinant of Formation Management Strategy of Paternal Families

The notion of «social well-being» is offered in indicators that are used to determine the social well-being of single fathers of the Transbaikal region. The factors of paternal families formation (widowhood, divorce, antisocial behavior of women) are enumerated. We consider the typology of socio-psychological types of motherhood: feminist, traditional evaluative and compromised. The typology of destructive type of motherhood is compiled on the basis of paternal families formation factors, the criterion of which behavioral and value orientation of women (abyuzive, selfcentered, compulsive) have served. The providential type a family of single fathers, widowers is pointed out separately. In general its impossible to characterize women of this type of family. The description of each type is given. A typology of lone parenthood is suggested as an opposition, the criterion of which value orientations of fathers raising children on their own is served. There are the following types of single fathers: compensation, deontic, manipulation. We analyze the social well-being of single fathers in accordance with the selected types. It is noted that the factors leading to lone parenthood, adversely affect the psychological well-being of a father. A negative impact on social well-being of father has a socio-economic situation in the family and in the region as a whole, which does not allow fathers to fully bring up and provide children. It is concluded that internality of single fathers is high in general, and they prefer to solve problems on their own, than to seek help from the state

Текст научной работы на тему «Особенности социального самочувствия одиноких отцов как детерминанта формирования стратегии управления отцовскими семьями»

УДК 316

Романова Нелли Петровна Nelli Romanova

Михайлова Анна Ивановна Anna Mikhailova

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ОДИНОКИХ ОТЦОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОТЦОВСКИМИ СЕМЬЯМИ

FEATURES OF SINGLE FATHERS SOCIAL WELLBEING AS DETERMINANT OF FORMATION MANAGEMENT STRATEGY OF PATERNAL FAMILIES

Раскрывается понятие «социальное самочувствие», предлагаются индикаторы для определения социального самочувствия одиноких отцов Забайкальского края. Перечисляются факторы образования отцовских семей (вдовство, развод, асоциальное поведение женщины).

Рассматривается типология социально-психологических типов материнства: феминистский, традиционно-ценностный и компромиссный. Предлагается типология деструктивных типов материнства, составленная на основе факторов образования отцовских семей, критерием которой послужили поведенческие и ценностные установки женщин (абьюзивный, эгоцентристский, компульсивный), отдельно выделен тип провиденциальный — семьи одиноких отцов-вдовцов, соответственно, типологи-зировать и дать характеристику женщинам данного типа семьи невозможно. Дается описание каждого типа.

В качестве оппозиции предлагается типология одинокого отцовства, критерием которой послужили ценностные ориентации отцов, самостоятельно воспитывающих детей. Выделяются следующие типы одиноких отцов: компенсационный, деонтический, манипуляционный. Анализируется социальное самочувствие одиноких отцов в соответствии с выделенными типами.

Отмечается, что факторы, приводящие к одинокому отцовству, неблагоприятно воздействуют на психологическое самочувствие отца, отрицательное воздействие на социальное самочувствие отца ока-

The notion of «social well-being» is offered in indicators that are used to determine the social well-being of single fathers of the Transbaikal region. The factors of paternal families' formation (widowhood, divorce, antisocial behavior of women) are enumerated.

We consider the typology of socio-psychological types of motherhood: feminist, traditional evaluative and compromised. The typology of destructive type of motherhood is compiled on the basis of paternal families' formation factors, the criterion of which behavioral and value orientation of women (abyuzive, self-centered, compulsive) have served. The providential type — a family of single fathers, widowers is pointed out separately. In general it's impossible to characterize women of this type of family. The description of each type is given.

A typology of lone parenthood is suggested as an opposition, the criterion of which value orientations of fathers raising children on their own is served. There are the following types of single fathers: compensation, de-ontic, manipulation. We analyze the social well-being of single fathers in accordance with the selected types.

It is noted that the factors leading to lone parenthood, adversely affect the psychological well-being of a father. A negative impact on social well-being of father has a socio-economic situation in the family and in the region as a whole, which does not allow fathers to fully bring up and provide children. It is concluded that in-ternality of single fathers is high in general, and they prefer to solve problems on their own, than to seek help from the state

зывает социально-экономическое положение семьи и региона в целом, что не позволяет отцам полноценно воспитать и обеспечить детей. Делается вывод, что интернальность одиноких отцов в целом высока и они предпочитают самостоятельно решать возникающие проблемы, чем обращаться за помощью к государству

Ключевые слова: одинокие отцы, монородительские (отцовские) семьи, социальное самочувствие, уровень притязания, жизненные стратегии, абьюзивный, компульсивный, эгоцентристский типы материнства, компенсационный, деонтический, манипуляционный типы одинокого отцовства

Key words: single fathers, single-parent (father's or parental) family, social well-being, level of claims, life strategies, abyuzive, compulsive, self-centered types of maternity compensation, deontic, manipulative types of lone parenthood

В настоящее время отмечается значительный рост числа монородительских

о Л «

семей. Среди монородительских семей масштабный характер распространения приобретают отцовские семьи. Так, по данным переписи населения 2010 г., в Российской Федерации число одиноких отцов составило 684 277 человек.

Увеличение числа одиноких отцов связано не только со смертностью женщин, имеющих несовершеннолетних детей, но существуют и другие причины образования отцовских семей, свидетельствующие о кризисном положении института семьи в целом. В связи с этим возникает интерес к исследованию особенностей социального положения и, вместе с тем, социального самочувствия отцов-одиночек в современной России: степени их интернальности (опоры на собственные силы) [5; С. 143-144], оценки своего экономического положения, удовлетворенности обстановкой в стране, стратегий собственной защиты и защиты семьи.

Социальное самочувствие определяется как социально-психологическое состояние, возникающее у человека под влиянием объективных обстоятельств его жизнедеятельности, то есть особенности его осознания и оценки себя, перспектив удовлетворения жизненно важных потребностей [3]. В отечественной социологии выделяют несколько подходов к определению социального самочувствия:

1) самочувствие определяется через понятие удовлетворенности человека различными сторонами жизни (трудовая, бытовая, социально-политическая) [2];

2) подход, в котором социальное самочувствие рассматривается как «интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, отношение к окружающей действительности, субъективные ее стороны». Социальное самочувствие определяется и как «синдром сознания, отражающий отношение к взаимосвязи между уровнем притязаний ( в основном определяемой содержательными характеристиками жизненной стратегии) и степенью удовлетворения смысложизненных потребностей (удовлетворенность реализо-ванностью жизненной стратегии)» [2].

В рамках нашего исследования в качестве особенностей социального самочувствия одиноких отцов выделены следующие его составляющие:

— мировоззрение (ценности и уровень притязаний);

— социально-психологическая характеристика и поведенческие установки (готовность к определенным действиям, направленным на обеспечение их оптимальной жизнедеятельности в обществе).

Важным компонентом определения социального самочувствия одинокого отца являются факторы образования отцовских семей.

Проведенный нами анализ факторов образования отцовских семей подтверждает сущность кризисной парадигмы А. И. Антонова, В. А. Борисова и др. о кризисе семейных ценностей — супружества, роди-тельства, родства — и общем ценностном кризисе в современном обществе, когда семейные ценности заменяются на ценности, связанные с личными ( индивидуальными) устремлениями людей. Так, например, в

Описанная типология социально-психологических типов материнства свидетельствует о том, что самоидентификация женщин с материнством неоднозначна и это обусловлено трансформацией семейной ценностной системы — от традиционного патриархального к современному эгалитарному, что во многом приводит к негативным последствиям, например, распространению социального сиротства детей при живой биологической матери. Подобные негативные явления характерны для отцовских семей, где источником кризиса и неблагополучия семьи является женщина: ее поведенческие установки в семье, отношение к материнству, осознанность собственного материнства, ценность супружества.

По результатам исследования факторов формирования отцовских семей нами предпринята попытка типологизировать женщин с позиции материнства.

настоящее время исследователями отмечается утрата ценностного отношения к материнству.

Обобщенные социологические исследования материнства, проведенные с 2007 по 2013 гг. в разных городах России, позволили исследователям выделить три основных социально-психологических типа материнства: феминистский, традиционно-ценностный и компромиссный (табл. 1).

Критерием типизации женщин послужил поведенческий компонент, а именно осознанность материнской ответственности, позиций и установок в отношении детей. Каждый тип женщины получил свое условное название: абьюзивный, эгоцентристский, компульсивный. Безусловно, предложенная типология требует своего уточнения, но в представленном виде позволяет более детально рассмотреть мотивы поведения женщин, их ценностные ориентации.

1. Абьюзивный (с лат. abusum — «злоупотребление») тип женщины. К данному типу относятся женщины, лишенные материнских прав.

Вопросы лишения родительских прав регулируются статьями 69 и 70 Семейного кодекса Российской Федерации [8]. Лишение родительских прав матери рассматривается как крайняя мера, когда остальные

Таблица 1

Социально-психологические типы материнства [1]

Тип материнства Феминистский Традиционно-ценностный Компромиссный

Общая характеристика Предполагает осознанный отказ женщины от выполнения роли матери Основывается на присущем русской культуре традиционном отношении к материнству как важнейшей духовно-нравственной ценности как самой женщины, так всего общества Стремится к совмещению материнского призвания и профессиональных обязанностей женщины

Отношение к материнству Рождение и воспитание детей рассматривается как тяжкая обуза, возложенная на нее, во многом препятствующая реализации профессионального и творческого потенциала Материнство понимается не только как выражение главного призвания женщины, но и как метафизическое ее предназначение на земле Достоинством является сохранение активной социальной позиции матери, однако одновременная занятость женщины в сфере дома и профессии накладывает на нее двойной груз ответственности

меры воздействия исчерпаны. Только в ситуации, когда действительно необходимо оградить ребенка от влияния матери, суд принимает подобное решение. Вескими причинами для лишения матери родительских прав являются невыполнение матерью своих обязанностей (отсутствие ухода за ребенком, безучастность в жизни ребенка как личной, так и школьной), оставление матерью ребенка в роддоме, лечебном учреждении, алкоголизм, наркомания и т.д. Суд расценивает такие поступки как злоупотребление родительскими правами.

Исключений по поводу алиментов для матери, лишенной прав, не существует. Алименты на ребенка взыскиваются с нее на общих основаниях. Для Забайкальского края, особенно для жителей сельской местности, лишение матери прав на ребенка становится естественным явлением. Одной из главнейших причин лишения материнских прав является алкоголизм женщины: «сначала жили нормально, потом пить начала», «дети не нужны ей, напиться-то важнее». Женщины гораздо быстрее становятся зависимыми от пагубного пристрастия, излечиваются дольше и сложнее, полностью — крайне редко.

2. Эгоцентристский (с лат. ego — «я», centrum — «центр круга») тип женщины. Данный тип представлен женщинами, сознательно покидающими семьи. Исследователь в сфере материнства Е.В. Шамарина утверждает, что отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нем в данной конкретной культуре. «Отказ от материнства, небрежение по отношению к детям, — по замечанию Е.В. Шамариной, — существовали всегда в том или ином виде как исключение и сопровождались чувством вины, и только сегодня эти отношения стали нормой» [10; С. 8].

Как отмечалось ранее, женщины покидают семьи в двух случаях:

— материально устроить свою жизнь: «подруга позвала ее переехать к ней, дескать устроишься лучше на работу высокооплачиваемую. Собралась, сказала, что сына заберет, как устроит-

ся, но уже два года и ни слуху ни духу», «встретила богатого, ушла к нему». К такой категории, как правило, относятся женщины с несформировавшейся системой ценностей, мечтающие о красивой беспечной жизни, рано заведшие семьи;

— встретила настоящую любовь. Женщины, не удовлетворенные своим положением в семье, супружескими отношениями, грезят о настоящем мужчине и страстной любви. Часто это подкрепляется просмотром современных сериалов, популярной музыкой, времяпрепровождением в социальных сетях. «Л. все в Интернете сидела, познакомилась там, уезжать к нему собралась, говорит, дочек тебе оставлю, я говорю, давай одну мне, одну — тебе, я с двумя девчонками не справлюсь».

К эгоцентристскому типу нами также отнесены женщины, заканчивающие жизнь самоубийством. Вообще проблема самоубийства для настоящего времени представляется острой и одной из ее причин является неудовлетворенность социально-экономическим положением народа в стране. В ходе нашего исследования встретились два типа семей, в которых имел место суицид: женщины абьюзивного типа и молодые матери, покончившие жизнь самоубийством в депрессивном состоянии.

3. Компульсивный (с лат. compulsion — «принуждение», относящийся к действиям, которые вынужден выполнять») тип. Данный тип представляют женщины, по вынужденным обстоятельствам оказавшиеся изолированными от семьи:

— длительное лечение: «за кражу сидит, на три года посадили»;

— тюремное заключение: «она лежачая, инвалид, ухаживать тяжело за ней стало, за пацаном еще доглядеть надо. Вот и решили ее в Дом инвалидов отдать»;

— разведенные женщины, которые, по решению суда не имеют права воспитывать ребенка/детей: «у нее даже образования нет, кого она воспитает?». Такое решение принимается, как правило, в случае отсутствия жилплощади у матери, финансовой

несостоятельности и возможности самого ребенка выбирать с кем ему предпочтительнее жить. Подобное решение суда встречается достаточно редко. В большинстве случаев российские суды оставляют ребенка с матерью. Считается, что матери уделяют

больше внимания детям и могут создать для них лучшие психоэмоциональные условия. В Забайкальском крае 11,1 % одиноких отцов, которые самостоятельно после развода воспитывают детей (табл. 2, см. рисунок).

Таблица 2

Сравнительная характеристика деструктивных материнских типов

Женские типы Абьюзивный Эгоцентристский Компульсивный

Особенность выделенного типа Лишаются материнских прав Добровольно отказываются от воспитания детей Временно отстранены от воспитания детей

Деструктивные особенности личности Склонны к аддиктивному поведению Склонны думать только о себе Склонны совершать криминальные поступки, склонны к тяжелым заболеваниям

Установки на детей, семейные ценности Утрата ценностей семья и дети как результат деградации личности Вера в то, что как только все устроится, заберу детей Принудительное отдаление от детей, вера в то, что семья восстановится. Стремление отсудить ребенка

□ — абьюзивный

■ — эгоцентрический

□ — компульсивный

□ — провиденциальный

Количественное соотношение деструктивных материнских типов, %

Провиденциальный (с лат. «неизбежный», «роковой», «фатальный») характер имеют семьи одиноких отцов-вдовцов, соответственно, типологизировать и дать характеристику женщинам данного типа семьи невозможно, поэтому данный тип вынесен нами за рамки основного анализа.

Каждый из описанных типов носит проблемный характер, что свидетельствует о неблагополучной семейной атмосфере, которая приводит к образованию отцовской семьи.

В целом, существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины.

ГЛ о о

Эти исследования имеют самый широкии спектр направленности, в то время как особенности отцовства мало изучены, несмотря на актуальность и значимость.

Имеющиеся в научных изысканиях классификации отцов ориентированы, как правило, на отцов традиционных полных семей и характеризуют роль отца в семье, психологические особенности, отцовство как воспитательную деятельность.

Так, например, Р.В. Овчарова, исследователь в области психологии родительс-тва и семейного воспитания, предложила свою типологию, основанную на кластерном анализе эмпирических данных, характеризующих отцовство как воспитательную деятельность [6].

Эмоционально-отвергающий тип. В эту группу входят отцы, которые тяготятся детьми, игнорируют их потребности.

Етеропекающий тип. В эту группу входят отцы, которые уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и

воспитание его стало центральным делом их жизни.

Поощряющий тип. Эти отцы предпочитают в воспитании детей обходиться без наказаний или стараются применять их крайне редко.

Игнорирующий тип. В воспитании детей этой группе отцов характерно недостаточное стремление к удовлетворению потребностей подростков, они игнорируют их потребности.

Попустительский тип. Для этих отцов характерна недостаточность требований — запретов. В этом случае подростку «все можно».

Потворствующий тип. Эти отцы стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них — закон.

Гипоопекающий тип. Эта группа отцов характеризуется недостатком опеки и контроля. Подростки остаются без надзора, отцы к ним проявляют мало внимания, не интересуются их делами, им «не до них».

Анализируя представленную типологию, можно отметить следующую особенность: превалируют типы с негативной характеристикой. Подобный факт можно объяснить тем, что природные качества мужчин ярче проявляются в выполнении иных семейных функций (материальном обеспечении, защите, порядке) и потому мужчины зачастую отстранены от эмоционального взаимодействия с детьми.

Мужчины же, которые берут на себя ответственность за воспитание детей в одиночку, на первое место среди ценностных ориентаций ставят детей. «Это же мои сын, как я могу его оставить», «дети для меня все, даже страшно представить себя без них».

В качестве оппозиционной типологии деструктивных типов матерей нами разработана типология одиноких отцов, отражающая личностные качества отцов, которые не оставляют детей, а активно занимаются их воспитанием. Критерием типологии послужили не только психологические особенности отцов, но и их ценностные установки.

Каждый тип отца получил свое условное название: компенсационный, деонтический, манипуляционный.

1. Компенсационный (с лат. сошре8аИо — «возмещение») тип. Данный тип представлен отцами, воспитывающими детей в силу того, что мать бросила их или лишена материнских прав. К данному типу мы отнесли две категории мужчин, у которых шанс оказаться брошенным или неудачно жениться возрастает. Это, как правило, мужчины, которые сами выросли без отца и мужчины, в целом лишенные родительского воспитания (выходцы из детских домов).

Мужчины, выросшие без отцов, имеют специфические черты характера. Материнское воспитание отражается на формировании разных характеров мальчиков. Одной из ярких черт характера может быть «феминный» характер мужчины, подразумевающий мягкость, эмоциональность, так называемые андрогинные мужчины. Такой мужчина, как правило, единственный сын у матери или последний. Без материнского влияния такой характер сформироваться не может. Обычно феминный характер у мужчины определяется в раннем детстве, когда должно произойти отдаление сына от матери. Он любит детей, обычно это хороший семьянин. Ему немного не хватает в характере жесткости, мужского проявления, твердости, поэтому, скорее всего, неосознанно он выбирает себе в партнерши девушку более жесткую, легкомысленную, а не милую и добрую. Зачастую женщинам рядом с такими мужчинами не хватает мужского плеча и они начинают поиски более мужественных или состоятельных мужчин, поскольку такие отцы более склонны выполнять женские обязанности в семье, а не материально обеспечивать ее. «Для нее важнее деньги», «я терпел и много прощал, но терпение кончилось, я предложил ей уйти и она ушла», «говорит, мне все надоело, хочу настоящего мужика, вот и уехала, оставила нас».

Мужчины, которые сами выросли в детском доме. Довольно редкая категория мужчин, способная в одиночку взяться за

воспитание детей, поскольку выходцы из детдомов, как правило, не имеют элементарных навыков к социальной жизни, в том числе не имеют представления о моделях поведения в семье. В нашем случае это мужчины, которые попали в детские дома в младшем школьном и подростковом возрасте и у которых имеется представление о роли мужчины в семье, а также установки на исправление ошибок собственных родителей в своей семье: «я сделаю все, чтоб мои дети были счастливыми, я не хочу быть как мои родители, которых лишили родительских прав из-за пьянки». Женятся зачастую такие мужчины на девушках, которые тоже являются выходцами из детдомов, соответственно, семья редко носит благополучный характер.

2. Деонтический (с греч. «должное», «необходимое», «обязанность») тип одинокого отцовства. Данный тип отцовства, как правило, представлен одинокими отцами-вдовцами, которые считают своим долгом воспитать детей и поставить на ноги. Зачастую отцы испытывают чувство вины перед детьми из-за умершей матери и пытаются сгладить его с помощью заботливого отношения к детям. Дети являются напоминанием об ушедшей из жизни жены и хранят память о ней. Одинокие отцы деонтического типа тяжело переживают утрату жены и часто ведут замкнутый образ жизни, имеют склонность к зависимости, как правило, алкогольной, таким образом они находят способ уйти от тяжелой реальности, однако, именно долг перед детьми помогает отцу взять себя в

руки. «Мы всегда будем помнить о маме», «жена умерла от рака, вот и остались с пацанами».

В эту категорию также входят мужчины, жены которых находятся на принудительном лечении или в тюремном заключении, и у отца всегда есть надежда, что семья восстановится. «Ну, совершила глупость, но она же жива, вернется», «жена постоянно на лечении, мы, вон, привыкли с ребятами, главное, чтоб жива была».

3. Манипуляционный («психологическое воздействие») тип отцовства. Это часто разведенные отцы. Такой тип одинокого отцовства может носить временный характер. Одинокие отцы манипуляционного типа отсуживают детей у матери или же обманным путем крадут их для того, чтобы вернуть мать в семью или отомстить женщине. В таких случаях ребенок становится орудием разбирательств между родителями и страдает от этого. Отцы-манипулянты разыгрывают роль идеального отца-одиночки, склонны обвинять женщин в том, что им не нужна семья, дети: «нам очень плохо без мамы», «С. говорит, что ему со мной хорошо, а мама плохая, она бросила нас». Часто, когда мужчины подобного типа находят новую спутницу жизни, надобность в ребенке отпадает и он возвращает его матери. Одинокие отцы, которым довелось отсудить право на воспитание ребенка, испытывают ряд трудностей, связанных с тем, что мать пытается бороться за право возвращения ребенка ей и в большинстве случаев ей это удается.

Таблица 3

Сравнительная характеристика социальных типов одиноких отцов

Тип отцовства Компенсационный Деонтический Манипулятивный

Отношение к детям, осознание отцовства Возмещают детям заботу, которую сами не получили в детстве от отца и родителей Считают своим долгом, обязанностью воспитать детей Отсуживают ребенка, чтобы вернуть женщину в семью

Соотнесение с типом материнства Мать добровольно оставила детей (эгоцентрический тип) Лишение матери родительских прав, вдовство (абьюзив-ный, провиденциальный тип, вынужденные обстоятельства (компульсивный тип) Развод (компульсивный тип)

Таким образом, представленная типология позволила выявить психологические особенности, жизненные установки одиноких отцов, отразить неблагоприятные тенденции во взаимоотношениях с противоположным полом, обозначить социальные проблемы, с которыми сталкиваются одинокие отцы.

Значимым критерием для определения социального самочувствия одиноких отцов является уровень притязаний [3].

Уровень притязаний — показатель, который характеризует стремление человека, его жизненные ориентации, ценности, определяемые его духовными, социально значимыми потребностями и интересами, побуждениями и устремлениями. Они формируют его мировоззрение и являются основой для оценок собственного социального статуса.

Уровень притязаний одиноких отцов прослеживается в том, какие они имеют жизненные планы в отношении детей и какие потребности наиболее остро испытывают.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гипотетически любой отец желает, чтобы ребенок получил достойное образование, воспитание, обладал хорошим здоровьем, тем не менее у каждого отца свои представления о воспитании и образовании. Отцы, которые сами имеют невысокий уровень притязаний, ориентированы на то, чтобы ребенок получил образование «не важно какое, лишь бы было», был физически развит, умел выполнять любую физическую работу, чтобы в будущем смог создать счастливую семью. Такая жизненная позиция характерна для отцов сельской местности, поскольку, помимо образовательного уровня отца, играют роль низкий уровень жизни и неразвитая сфера услуг в сельской местности, когда нет возможности развивать познавательный и образовательный уровень ребенка.

В ходе исследования выявилось небольшое количество отцов, которые имеют высшее образование, статусную должность и, соответственно, прикладывают немало усилий и финансовых вложений в развитие своего ребенка. Такие отцы достаточно

много работают, а ребенка отдают в различные кружки по интересам. Под воспитанием отцы понимают не только формирование умственного, трудового, физического потенциала, но и духовно-нравственного, эстетического, патриотического.

Потребность в воспитании полноценной личности осложняется проблемами педагогической некомпетентности одиноких отцов, поскольку им одновременно приходится брать на себя как материнские, так и отцовские обязанности.

Мужчины испытывают страх, что не справятся с воспитательными задачами, особенно, если воспитывать приходится дочь: они считают себя некомпетентными в педагогических вопросах, при этом должны принимать решение, полагаясь лишь на собственную интуицию, не имея возможности посоветоваться с партнером по поводу решения какой-либо проблемы.

В результате опроса выяснилось, что отцы предпочитают, чтобы девочка большую часть времени проводила с бабушкой. При взаимодействии с родственником-женщиной девочка учится идентифицировать себя с женским полом. Если такой возможности нет, то девочка, общаясь только с отцом, приобретает специфические личностные качества, которые можно разделить на положительные и негативные.

К положительным мы отнесли такие качества, как самостоятельность, умение принимать решения, умение противостоять жизненным трудностям, независимость.

Среди негативных отметили такие как низкий уровень эмпатии, замкнутость, невозможность наладить эмоциональный фон.

В то время как, например, наиболее проблематичным для одинокой матери является воспитание мальчика, поскольку, как показывают эмпирические исследования в области материнства, у мальчиков формируются такие негативные качества, как словесная агрессивность, игры и занятия, свойственные девочкам, «компенсаторная мужественность», неумение в будущем выполнять отцовские обязанности, неуверенность в себе, неумение противостоять жизненным трудностям, инфантилизм.

Несмотря на испытываемые проблемы в области воспитания детей в силу двойной нагрузки и педагогической некомпетентности, одинокие отцы не стремятся создать полную семью «жениться больше не планирую, буду воспитывать сына — в этом вся моя жизнь», «у меня на устройство личной жизни нет ни времени, ни сил. Нам и вдвоем с сыном хорошо». К данному типу относятся, как правило, мужчины деонтического типа — вдовцы. В результате психологической травмы из-за смерти жены отец замыкается. Зачастую отцы, не стремящиеся устроить свою личную жизнь, переживают негативную самоидентификацию, проявляющуюся в аддиктивной реализации, чтобы нейтрализовать неприятную для него реальность, связанную с психологической травмой, с внутренним ощущением постоянного недовольства собой.

Многие одинокие отцы стремятся познакомиться с женщиной для создания семьи, но у них отмечается серьезный подход к выбору жен, поскольку в первую очередь они выбирают маму ребенку. К такому типу в основном относятся мужчины компенсационного типа, пережившие предательство женщины и поэтому с осторожностью подходящие к выбору партнера по браку и матери для своих детей: «хочу найти свою половинку, чтобы любила нас...», «ищу половинку, желательно с ребенком, которая полюбила бы нас...».

Небольшое количество отцов оставляют надежду на воссоединение с бывшей женой. К данному типу мы отнесли мужчин манипулятивного типа, пытающихся с помощью ребенка вернуть в семью бывшего партнера по браку, и деонтического, которые ожидают возвращения матери из мест лишения свободы или длительного лечения.

Не менее важным критерием определения социального самочувствия отцов является уровень их экономического и материального благосостояния.

Как выявил анализ, 46,2 % одиноких отцов оценивают свое материальное положение ниже среднего и 80,3 % не довольны своим материальным положением. В данном случае большое значение среди крите-

риев и показателей социального самочувствия одиноких отцов имеет то, как отцы проявляют социальную активность, реализуют свои жизненные стратегии.

В связи с этим представляется целесообразным введение поведенческого критерия. Это критерий, который отражает реальные проявления социального самочувствия как социально-психологического состояния, отражающего «активность, направленную на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме» [9], который «может выражаться в различных формах активности/пассивности личности» [7]. Данный критерий позволяет выяснить, как социальное самочувствие человека находит отражение в его поступках, т.е. проявляется в реальных действиях и практических делах отца-одиночки в процессе реализации жизненной стратегии.

Термин «стратегия» предполагает некоторый отрезок времени, на который необходимо спланировать свою жизнь [7; С. 142].

Жизненная стратегия — это способность к самостоятельному построению своей жизни, к ее осмысленному регулированию в соответствии с кардинальным направлением жизнедеятельности. Стратегия жизни выбирается, как правило, в соответствии с индивидуальностью, типом личности. Она выступает как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями реальной жизни, в которой внешние условия не всегда соответствуют способностям, интересам данной личности. Стратегический план жизни — это своеобразная форма активного осознания и конструктивной организации будущего, он предполагает умение выбирать приоритеты, определять принципы решения жизненных задач.

Один из наиболее распространенных подходов — пассивный подход [4]: «день прошел, и слава Богу», то есть решение проблем в порядке их поступления. С помощью такого подхода мужчины пытаются преодолеть проблемы, связанные с постоянной нестабильностью.

Одинокие отцы, получающие заработную плату на уровне прожиточного мини-

мума, тем не менее принимают попытки улучшить ситуацию. Основной низкий заработок компенсируется дополнительной занятостью одиноких отцов: подработка в выходные дни и вечернее время в городской местности, содержание огорода и домашних животных в сельской.

Одиноких отцов Забайкальского края отличает низкая социальная активность: отцы не обращаются за помощью в органы социального обеспечения, в редких случаях отсуживают алименты. Получают пособие по потере кормильца только лишь потому, что «это положено, мало возни с этим». Такое отношение к органам социальной поддержки объясняют тем, что, во-первых, просить помощь от государства — это женская прерогатива, а во-вторых — страх, что органы опеки могут лишить отца прав на воспитание детей в силу тяжелого материального положения семьи.

Большинство одиноких отцов уменьшают семейные расходы. Дорогие вещи не приобретаются, только основное — продукты питания и предметы первой необходимости.

Для тех одиноких отцов, у которых в семье есть родственники, на которых можно положиться, стратегией выживания стала опора на родственников, часто родителей. Как правило, родители активное участие принимают не только в воспитании внуков, но и в их материальном обеспечении. Особенно в тех случаях, когда отцы проживают со своими родителями или в одном населенном пункте.

В условиях постоянной нехватки денежных средств одна из стратегий, к которой прибегают одинокие отцы — проживание в долг. В сельской местности

Литература_

1. Грицай Л. А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект, 2010. № 3.

2. Давыдова В.Е. Измерение социального самочувствия молодежи. М.: Институт социологии РАН, 1992.

распространено, что отцы приобретают товар, продукты питания в долг и по мере возможности возвращают. В городской местности одинокие отцы активно пользуются предоставляемыми банками, торговыми организациями кредитами, рассрочкой.

Следовательно, одинокие отцы в большей степени ориентированы на собственные силы в материальном обеспечении семьи, обосновывая позицией, что человек за собственное благополучие должен отвечать сам, в меньшей степени они полагаются на государственную поддержку.

Таким образом, следует отметить, что факторы, приводящие к одинокому отцовству, неблагоприятно воздействуют на психологическое самочувствие отца, формируя такие качества, как чувство вины, ненужности, несостоятельности как мужа и защитника семьи, недоверие к женскому роду. Данные психологические переживания у мужчин имеют латентный характер, но проявляются в нежелании создавать полноценную семью.

Безусловной ценностью одиноких отцов являются дети, но социально-экономическое положение семьи и региона в целом не позволяют отцам полноценно воспитать и обеспечить детей, что отрицательно сказывается на социальном самочувствии отца.

Несмотря на неудовлетворенность собственным социальным положением, что является показателем низкого социального самочувствия, интернальность одиноких отцов в целом высока, они предпочитают самостоятельно решать возникающие проблемы, чем обращаться за помощью к государству, понимая, что реальной помощи от него ждать не следует.

_References

1. Gritsay L.A. Krizis traditsionnogo materinstva v sovremennoy Rossii [The crisis of traditional motherhood in modern Russia]: socio-psychological aspect, 2010, no. 3.

2. Davydov V.E. Izmerenie sotsialnogo samo-chuvstviya molodezhi [Measurement of social well-being of young people]. Moscow: Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, 1992.

3. Дарган А.А. Критерии социального самочувствия людей с инвалидностью // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1. Ре-гионоведение: Философия. История. Социология. Юриспруденция. Политология. Культурология.

4. Киблицкая М. Исповеди одиноких матерей: социологический анализ стратегий выживания и нарушений прав одиноких матерей в переходной экономике с использованием этнографических методов. М.: «Эслан». 1999. 160 с.

5. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности //Социологические исследования. № 4. 2003.

6. Овчарова Р.В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности. http://osp.kgsu.ru/ovcharova.htm (дата обращения 02.06 2014 г.)

7. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12.

8. Романова Н.П., Осинский И.И. Одинокие женщины: монография. Чита: изд-во ЧитГТУ. 2000. С.107-108.

9. Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ(принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция от 05.05.2014) consultant.ru/popular/family/

10. Симонович Н.Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России // http://www.dissercat.com/content/ sotsialnoe-samochuvstvie-lyudei-i-tekhnologii-ego-issledovaniya-v-sovremennoi-rossii#ixzz34CB5MNxO (дата обращения 10. 05. 2014)

11. Шамарина Е.В. Культурный смысл материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли. Автореф. ... канд. философ. наук. Барнаул, 2008. С. 8.

3. Dargan A.A. Vestnik Adygeyskogo gosudarst-vennogo universiteta (Bulletin of Adygey State University). Ser. 1 Area Studies Philosophy. History. Sociology. Jurisprudence. Political science. Cultural Studies.

4. Kiblitskaya M. Ispovedi odinokih materey: sotsiologicheskiy analiz strategiy vyzhivaniya i na-rusheniy prav odinokih materey v perehodnoy eko-nomike s ispolzovaniem etnograficheskih metodov [Confessions of single mothers: sociological analysis of the survival strategies and human rights of single mothers in a transition economy, using ethnographic methods]. Moscow: «ESLA», 1999. 160 p.

5. Krupets Y.N. Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological studies), no. 4, 2003.

6. Ovtcharova R.V. Nauchnye predposylki k analizu problemy ottsovstva kak vospitatelnoy deyatelnosti (Scientific background to the analysis of the problem of paternity as educational activity). Available at: http://osp.kgsu.ru/ovcharova.htm (accessed 02.06.2014).

7. Petrova L.E. Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological studies), 2000, no. 12.

8. Romanova N.P., Osinskiy I.I. Odinokie zhen-shhiny [Single women]: monograph. Chita publ Chit-GTU, 2000, pp. 107-108.

9. Semeyny Kodeks RF ot29.12.1995N 223-FZ (Family Code of the Russian Federation of 29.12.1995 N 223-FZ): adopted by the State Duma on 08.12.1995. Current version from 05.05.2014. Available at: http:// www.consultant.ru/popular/family.

10. Simonovich N.E. Sotsialnoe samochuvstvie lyudey i tehnologii ego issledovaniya v sovremen-noy Rossii (Social well-being of people and technology of its research in modern Russia). Available at: http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-sa-mochuvstvie-lyudei-i-tekhnologii-ego-issledovaniya-v-sovremennoi-rossii#ixzz34CB5MNxO (accessed 10.05.2014).

11. Shamarina E.V. Cultural meaning of motherhood in Western Europe and national philosophy [Kulturny smysl materinstva v zapadnoevropeyskoy i otechestvennoy filosofskoy mysli]. Abstract. ... diss. candidate. philosoph. sciences. Barnaul, 2008, p. 8.

Коротко об авторах_Briefly about the authors

Романова Н.П., д-р социол. наук, профессор, За- N. Romanova, doctor of sociological sciences, profes-

байкальский государственный университет, г. Чита, sor, Transbaikal State University, Chita, Russia Россия

rik-romanova-chita@mail.ru

Научные интересы: гендерная социология, фи- Scientific interests: gender sociology, philosophy of

лософия одиночества, деловые коммуникации singleness, business communication

Михайлова А.И., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия filologia83@mail.ru

Научные интересы: отцовство, монородительские (отцовские) семьи, одинокие отцы

A. Mikhailova, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: fatherhood, single-parent (father) families, single fathers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.