Научная статья на тему 'Оценочные категории в информационном законодательстве'

Оценочные категории в информационном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОЦЕНОЧНЫЕ КАТЕГОРИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ / INFORMATION LEGISLATION / EVALUATION CATEGORIES / INFORMATION SOCIETY / CLASSIFICATION OF INFORMATION PRODUCTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кучебо Иван Валерьевич

В статье анализируются подходы к пониманию оценочных категорий в информационном законодательстве. Делается вывод о перспективах развития российского законодательства, в части совершенствования законодательства об обеспечении информационной безопасности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кучебо Иван Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION CATEGORIES IN INFORMATION LEGISLATION

The article analyzes approaches to the understanding of evaluation categories in the information legislation. The conclusion is made about the prospects for the development of Russian legislation in terms of improving the legislation on ensuring information security of minors.

Текст научной работы на тему «Оценочные категории в информационном законодательстве»

УДК 343.146

Кучебо Иван Валерьевич Уральский государственный юридический университет

Институт юстиции Россия, Екатеринбург [email protected] Kuchebo Ivan Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ОЦЕНОЧНЫЕ КАТЕГОРИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Аннотация: в статье анализируются подходы к пониманию оценочных категорий в информационном законодательстве. Делается вывод о перспективах развития российского законодательства, в части совершенствования законодательства об обеспечении информационной безопасности несовершеннолетних.

Ключевые слова: информационное законодательство, оценочные категории, информационное общество, классификация информационной продукции.

EVALUATION CATEGORIES IN INFORMATION LEGISLATION Annotation: the article analyzes approaches to the understanding of evaluation categories in the information legislation. The conclusion is made about the prospects for the development of Russian legislation in terms of improving the legislation on ensuring information security of minors.

Key words: information legislation, evaluation categories, information society, classification of information products.

К актуальным вопросам информационно-психологической безопасности личности, на мой взгляд, можно отнести оценочные категории, сложившиеся в информационном законодательстве. В связи с информатизацией, развитием информационных технологий и информационного общества актуальность данной темы стоит наиболее остро. XXI век стал прорывом в этом отношении, общество достигло таких результатов в информационной сфере, что сейчас, все то, что мы наблюдаем в информационном пространстве, достигло сумасшедших результатов, но если раньше государства состязались на поле боя, противостояли друг другу именно показывая свою силу и военную мощь, то сейчас ситуация изменилась, что переросло уже в войны информационные. Наряду с политической, экономической, внешнеполитической, военной, информационная сфера в современном мире стала важнейшей составляющей жизни нашего общества, что обуславливается, прежде всего, и пристальным вниманием со стороны государства. В связи со всем этим возникла необходимость в правовом регулировании. А именно то, что функцию регулирования всех этих общественных отношений взяло на себя информационное законодательство. Для начала необходимо определить, что можно считать информационным законодательством. Информационное законодательство — это система нормативных актов, действующих в информационном праве и регулирующих общественные отношения, сложившиеся в информационной сфере. Глобальные информационные процессы стали фактором, обуславливающим возникновение проблем системы права в целом и проблем его адекватного реагирования на стремительно развивающиеся общественные отношения. Важное место здесь играет информационное право, ему будет посвящено еще немало внимания в данной работе, пока же хочу отметить, что с точки зрения Заведующего Кафедры информационного права УрГЮУ, доктора юридических наук Кузнецова П.У. информационное право - это комплексная структурно-сложная система знаний в области правового обеспечения информационного общества (как наука) и

норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу информации, и связанных с нею систем (как отрасль законодательства) [1].

Говоря иначе, целью моей работы является рассмотрение оценочных категорий в информационном законодательстве, а также проблемы развития всего информационного законодательства.

Важнейшее место в системе обеспечения национальной безопасности занимает соблюдение прав и законных интересов личности. В связи с этим многими представителями научного сообщества не раз поднимался вопрос о принятии соответствующего федерального закона, будь это, к примеру, закон «О безопасности личности в Российской Федерации» или же тот самый законопроект «Об информационно-психологической безопасности», внесенный в Государственную Думу еще в 1999 году, но как вы понимаете он, так и остался в прошлом веке как законопроект.

Особо стоит отметить новое для российского общества явление «цифровая экономика», которое еще только начинает свой путь, но при этом уже имеет серьезное значение как в экономическом, так и в технологическом превосходстве. Сейчас в России все активно внедряется и совершенствуется получение государственных услуг в электронном виде, что облегчает их получение и позволяет экономить наше время, интернет-банкинг позволяет получать большинство услуг дистанционным методом без посещения самого банка, в связи с этим возникает потребность в безопасности совершаемых с помощью различных технических средств операций, онлайн-торговля позволяет совершать сделки по всему миру, что способствует развитию бизнеса и способствует конкуренции на рынке товаров и услуг в информационном пространстве. С поглощением в информационное пространство появляются и соответствующие проблемы, связанные с обеспечением информационно-психологической безопасности личности. Информационное пространство представляет собой большое количество уязвимостей, поэтому необходимо отметить критичный подход в представляемой информации на информационных просторах. Здесь особое внимание и институту

ответственности. Наиболее жесткой здесь является уголовная ответственность. Выполняя задачу охраны общественных отношений, уголовное право своими усилиями способствует их развитию и укреплению в интересах каждого члена общества и государства в целом [2, с. 32].

Говоря об интересах в информационной сфере, законодатель ставит интересы личности основой формирования интересов общества и государства. Информационная сфера представляет собой различные уязвимости, регулирование которых лежит на правовых актах.

Итак, предметом моего рассмотрения является Статья 6 Федерального закона № 436-Ф3 от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяет, что классификация информационной продукции, для начала ее оборота на территории нашей страны осуществляется производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, которые должны отвечать требованиям, установленным в данном Законе [3]. Таким образом, определяется проблема наличия оценочных категорий в информационном законодательстве. Оценочные категории для законодательства вещь довольно-таки чуждая, все-таки это больше касается правоприменителя в конкретном деле. Статья 6 данного Федерального закона устанавливает, что при проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат: тематика, жанр, содержание и художественное оформление информационной продукции; особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории; вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

К вопросу о том, что из себя представляет информационный продукт необходимо обратиться к соответствующему национальному стандарту. Согласно ГОСТ 7.0-99 информационный продукт определяется как документы и базы данных, информационные массивы и услуги, возникшие в результате функционирования информационных систем и обществ [4]. Таким образом,

информационным продуктом можно считать любые программы, статьи, баннеры и даже целые сайты. В связи с событиями, произошедшими осенью 2017 года в городе Керчь считаю необходимым предпринять меры по установлению критериев допустимости к определенным категориям информационной продукции.

При этом законодатель, устанавливая данные классификации не раскрывает критерии оценки данных положений. В связи с этим относительно п.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 (ред. от 29.07.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» решением считаю внесение соответствующих изменений со стороны законодателя в данный Федеральный закон. Отдавать классификацию на учесть экспертов, распространителей и производителей информационной продукции считаю недопустимым. Это никак не влияет на их творческий потенциал, но необходимо понимать, что в первую очередь, надо думать о нравственном развитии детей. И поэтому установить эти границы, критерии на основании которых, в том числе квалифицированные эксперты будут определять принадлежность того или иного информационного продукта. Все-таки надо понимать, что оценка в законе вещь больше исключительная, требующая соответствующих критериев оценивания. Надо понимать, что оценка - это показатель не определенный, что само по себе является исключением для закона, как регулятора общественных отношений. Чаще с оценочным суждением мы можем встречаться в праве гражданском, где при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам необходимо учитывать, что содержащиеся в оспариваемых высказываниях ответчиков оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, если только они не носят оскорбительный характер [5].

Оценка есть и в законе о коммерческой тайне. В частности, законом предусматривается, что в целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан возместить причиненные

работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Договор о конфиденциальности, заключенный с работником в рамках трудовых отношений, как вы знаете не является гражданско-правовым, к данным правоотношениям применим вышеуказанный специальный закон и Трудовой кодекс Российской Федерации, которые не предусматривают ответственность работника за нарушение положений о коммерческой тайне в виде штрафа. Возможно здесь необходимо задуматься об административной ответственности недобросовестных работников, с целью исключить в дальнейшем получение конфиденциальной информации работниками ранее недобросовестном исполнявшими свои обязанности. Говоря о размере убытков, вызванных разглашением информации, составляющей режим коммерческой тайны, то здесь стоит отметить, что их оценка связана уже с деятельностью органов правосудия.

Значительные трудности также возникают при оценке ущерба психическому здоровью граждан. Во многом они связаны с отсутствием достаточного технологического инструментария решения данной задачи, необходимого методического аппарата определения и фиксации характеристик психики конкретного человека, динамики их изменения, выявления причин наступления негативных тенденций. Это особенно важно для проведения судебных экспертиз по фактам неправомерных воздействий на психическую сферу человека. Важным представляется и создание комплексов методик и средств повышения устойчивости психики к негативным информационным воздействиям, в том числе и оказываемым по каналам массовой информации.

Решением озвученных в моей работе проблем является, на мой взгляд, принятие соответствующих актов. Это касается внесение изменений в статью 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» относительно оценочных категорий, и разработки и принятии Федерального закона «Об информационной безопасности Российской Федерации», кодификации информационного законодательства в целом. Все

это бы позволило детально отрегулировать отношения и процессы, связанные с информационным пространство. Считаю, что рассмотренные вопросы должны найти свое законодательное регулирование и привести к совершенствованию законодательства в данной сфере. Активизация законотворчества по урегулированию отдельных правоотношений в значительной степени осложняется отсутствием системности в правовом урегулировании всего спектра правоотношений в столь стремительно развивающейся области законодательства [6, с. 49]. Правовое обеспечение информационно -психологической безопасности личности важная и ответственное поле деятельности, которое затрагивает не только государственные, но личные, общественные интересы. На данный момент, считаю необходимым приступить к работе по разработке Информационного кодекса, закона об информационно-психологической безопасности, закона об информационной безопасности, которые, как минимум, смогут стать решением тех проблем и вопросов, озвученных мною в работе, которые касаются именно законодательного регулирования. Условия цифровой экономики подразумевают соответствующей финансовой и правовой поддержки. Субъектам Российской Федерации необходимо включаться в работу по данному направлению, в первую очередь, это принятие соответствующих региональных программ, которые бы отражали самый главный вопрос - подготовки кадров в данном направлении. Именно подготовка кадров и недостаточный уровень их подготовки являются, на данный момент, главным существенным фактором, сдерживающим развитие цифровой экономики в нашей стране в целом.

Список литературы:

1. Федеральный закон № 436-Ф3 от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Официальный интернет-портал правовой информации / Государственная система правовой информации. // URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть: учебник / отв.ред. И.Я. Козаченко - 4 изд., перераб. и доп. - М : Норма, 2008. - 720 с.

2. Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.0-99 // URL: http://docs.cntd.ru/document/1200004287.

3. Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» (ред. от 16.12.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации / Государственная система правовой информации. // URL: http://www.pravo.gov.ru.

4. Паршуков М.И., Перфильева Т.Д. Проблемы кодификации информационного законодательства // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере, 2014, № 3. - с. 49.

5. Кузнецов П.У. Основы информационного права: учебник для бакалавров. - Москва: Проспект, 2014. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.