Научная статья на тему 'Оценочное отношение педагогического коллектива школы к инновационной деятельности'

Оценочное отношение педагогического коллектива школы к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОТИВИРУЮЩИЕ УСЛОВИЯ / САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРИЗНАНИЕ / ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / МОТИВЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ / INNOVATIVE ACTIVITY / TEACHING ACTIVITY / MOTIVATING CONDITIONS / SELF-DEVELOPMENT AND SELFREALIZATION / RECOGNITION / SUCCESS / MATERIAL MOTIVES / MOTIVES OF LIFE / HYGIENE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утешева Т.П.

Рассмотрена сущность понятий «инновационная деятельность», «педагогическая деятельность»; проанализирована активность участия учителей в различных формах инновационной деятельности, мотивация инновационной активности педагогов, формы поощрения за достижения в инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The estimated ratio of the teaching staff of the school to innovate

Considered the essence of the concepts of «innovation», «educational activity», analyzed the involvement of teachers in the various forms of innovation, motivation and innovation activity of teachers, incentives for achievements in innovation.

Текст научной работы на тему «Оценочное отношение педагогического коллектива школы к инновационной деятельности»

значительно влияют на инновационное развитие технических вузов страны. А также после того, как с 1 января 2011 г. вступил в силу указ Президента «Об утверждении государственной программы развития образования в РК в 2011—2020 годах» всесторонне проводились мероприятия по модернизации технического и профессионального образования в соответствии с общественным спросом и индустриально-экономическим развитием экономики. По итогам международного опыта инвестиции в человеческий капитал, а также в образование дают обществу и экономике определенные вещи, сделанные человеческим трудом. Инвестиции в человеческий капитал нуждаются в техническом плане активной продуктивной рабочей силе и квалифицированных инженерах, умеющих быстро адаптироваться к требованиям нынешнего, быстро меняющегося времени. Время доказывает, что прибыльную экономику обеспечивают лишь специалисты, особенно выпускники технического образования, одновременно сформировавшие знания и квалификацию, деловитость и навыки. Сама жизнь доказывает, что Казахстан сможет показать себя в качестве государства с прибыльной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой благодаря конкурентоспособности выпускников на рынке труда, обеспечивая их инновационным образовательным уровнем в учебных заведениях технического образования.

При исследовании уровня спроса на каждый кадр во время планирования государственной программы динамического индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010—2014 гг. совместно с Министерством Труда Республики Казахстан, в 2011 г. спрос на специалисты с техническим образованием составил 58,2 тысяч человек [6]. Согласно планам вышеназванной программы планируется, что технические учебные заведения обеспечат подготовку кадров с техническим образованием до 2014 г., выпустив 224,6 тысяч выпускников. Об этом сотни лет тому назад немец-

кий ученый педагог Адольф Дистервег писал: «...образование не измеряется количеством знания, образование измеряется полным пониманием своего знания и умением использовать его, поэтому знания и навыки всегда должны быть тесно взаимосвязаны» [7]. Из этого можно сделать вывод о том, что мы не сможем обеспечить качество, разъединив знания от навыков в быстро меняющемся обществе.

Поэтому принимая во внимание то, что индустриально-инновационное развитие нашей страны напрямую связано с квалифицированностью инженерных кадров, подготовленных в технических учебных заведениях, можно сделать выводы о том, что этот вопрос на сегодняшнее время является актуальным и важным в развитии народа Казахстана и укрепления государства.

Список литературы

1. Стратегия «Казахстан—2050»: новый политический курс состоявшегося государства // Послание Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kaz akhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742

2. Интернет-ресурс «Деятельность — Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. unesco.org/new/ru/media-services/single-vi

3. Государственный общеобязательный стандарт образования РК высшее образование. Бакалавриат // Основные положения. ГОСО РК 5.04.019-2011. — Астана, 2011.

4. Абуова Н.А. История развития индустриально-педагогических колледжов в Казахстане (1991-2005 гг.): дис. ... канд. пед. наук. — Алматы, 2005. — 142 с.

5. Байденко В.И. Болонский процесс: курс лекций. М., 2004.

6. Программа динамического индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: kaztrk.kz/.../Udemeli_ industrialdi-innovacijalik_ damu_memlekettik

7. Дистервег Ф.А. О природосообразности и культу-росообразности в обучении // Народное образование. — 1998. — № 7.

УДК 371.11

Т.П. Утешева, канд. пед. наук Академия социального управления

ОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В

последнее десятилетие мировая система об- жение дел в данной социальной сфере. В связи разования существенно изменилась. Вопросы с этим государственная политика отличается ин-модернизации российского образования исклю- новационностью подходов к процессам обучения, чительно актуальны и отражают непростое поло- воспитания, развития и социализации подрастаю- 41

Теория и методика профессионального образования

щего поколения в условиях изменяющегося мира. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» обозначены стратегические цели и задачи развития образования до 2025 г., подчеркивается, что российское образование должно выйти на уровень, соответствующий высокоразвитому постиндустриальному обществу. Особенно возрастает значимость инновационных процессов в школе и отношение к ним педагогического коллектива.

Понятие «инновационная деятельность» автор рассматривает как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле под инновационной деятельностью принято понимать любое использование научных или научно-практических результатов в практических целях во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью принято считать использование научных результатов в практических целях в какой-либо из сфер человеческой деятельности.

В педагогической науке инновационную деятельность принято понимать как целенаправленную педагогическую деятельность, основанную на осмыслении собственного педагогического опыта с помощью изучения, сравнения, изменения, развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов. Существенной особенностью инновационной педагогической деятельности являются ценностные ориентации как отдельных педагогов, администрации, так и всего педагогического коллектива.

Применительно к педагогическому процессу инновация — это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Следовательно, педагогическая инновация означает нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационная деятельность школы, как и любая другая, многоаспектна. И здесь очень важен управленческий аспект и определение управленческой структуры. Управленческая структура предполагает, как установлено в ряде исследований, взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование-организация—руководство—контроль [1]. Инновационная деятельность учителя включает исследовательский, проективный, организационный, коммуникативный, оценочный аспекты.

В исследовании, целью которого было оценить с позиции администрации школы и педагогического коллектива отношение к инновационной деятельности, по специальным анкетам было опрошено 350 педагогов, заместителей директоров и директоров образовательных организаций. Они

оценивали активность участия учителей в различных формах инновационной деятельности; мотивацию инновационной активности педагогов; значимость и благоприятность условий инновационной деятельности; формы поощрений за достижения в инновационной деятельности. С этой целью автор адаптировал анкеты В.С. Лазарева [2].

Проведенное исследование показало, что большинство педагогов понимают необходимость качественных изменений школьного образования. Так, 63 % респондентов считают профессионально значимой ценностью в своей деятельности учителя необходимость в обновлении; 55 % признают инновационную деятельность в качестве механизма развития системы образования.

Участие в инновационной деятельности для педагогов — это реализация творческого потенциала — 89 % (Б), выполнение своих профессиональных обязанностей — 70 % (А), способ достижения признания со стороны коллег и руководства — 15 % (В), способ избежать напряжения в отношениях с администрацией — 4 % (Г) (рис. 1).

Профессионально значимой ценностью деятельности 60 % руководителей отметили стабильность, упорядоченность и признание инновационной деятельности как механизма развития системы образования; 40 % — необходимость в обновлении и инновации как способа реализации потенциала и развития (рис. 2).

При этом для 74 % педагогических работников участие в инновационной деятельности — это повышение эффективности образовательного процесса; для 18 % — реализация творческого потенциала; для 9 % — выполнение своих профессиональных обязанностей.

Наличие в школе программ экспериментальной работы, внедрения новшеств отметили 57 % учителей; отсутствие — 18 %; 9 % затруднились ответить.

Активность участия учителей в различных формах инновационной деятельности находится на среднем уровне. Наиболее распространенными формами являются — изучение опыта работы других учителей (76 %); участие в работе научно-практических конференций, семинаров, дискуссиях (72 %); встречах с учеными (70 %). Менее половины учителей (40 %) отметили, что обсуждения педагогических новшеств бывают эффективны; 16 % — очень эффективны; 11 % — не слишком эффективны. Лишь 7 % респондентов указывают на то, что обсуждение педагогических новшеств, разработанных наукой, передового опыта проводятся в школе очень часто; 25 % — не часто, но и не редко; 19 % — скорее, часто; 11 % — скорее, редко; и 19 % — очень редко.

Значимыми и благоприятными условиями инновационной деятельности являются, по мне-

%

100 -| 90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -

I I

А Б В Г

Рис. 1. Инновационная деятельность (педагоги)

нию 82 % педагогических работников, благоприятные материально-технические и организационные условия для занятия инновационной деятельностью; поощрение и поддержка руководством участия педагогов в инновационной деятельности — для 79 %; отсутствие конфликтов с коллегами, связанных с занятием инновационной деятельностью — для 74 %; отсутствие отрицательного отношения со стороны коллег к учителям, активно занимающимся инновационной деятельностью — 73 %.

Из мотивирующих условий наиболее значимыми педагогам представляются — возможность самореализации в инновационной деятельности (78 %); достаточное материальное стимулирование инновационной деятельности (76 %). При этом если кто-то из сотрудников предлагает внедрить какое-либо новшество, то его оценка чаще всего производится в результате свободного группового обсу-жждения предлагаемого новшества (52 %); группой экспертов с использованием методики экспертных оценок (23 %); директором школы или его заместителем единолично (17 %); и лишь 8 % с применением формализованной методики по четко определенным критериям. Необходимо также отметить, что в выдвижении предложений по улучшению работы школы в целом принимает участие примерно половина учителей (31 %); большая часть учителей (11 %).

Привлекательными формами поощрения за достижения в инновационной деятельности, соответствующими мотивам саморазвития и самореализации являются: предоставление оплачиваемого творческого отпуска в каникулярное время (75 %); предоставление дополнительного времени за исследовательскую и методическую работу (73 %); направление на престижные курсы повы-

%

100 -| 90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 --

п

В

Г

Рис. 2. Профессионально значимые ценности (руководители образовательных организаций)

шения квалификации и переподготовки (70 %). Интересными формами поощрения за достижения в инновационной деятельности, соответствующие мотивам признания, достижения успеха, являются: представление к званию «Заслуженный учитель» (67 %); ценный подарок (65 %); публичная похвала на собрании, представительном совещании, методическом совете (63 %). Наиболее значимыми формами поощрения за достижения в инновационной деятельности, соответствующие материальным мотивам и мотивам жизнеобеспечения являются: получение бесплатных туристических путевок, путевок в санатории, дома отдыха в зависимости от успехов в инновационной деятельности (79 %); разовая премия в пределах оклада (78 %); снижение преподавательской нагрузки (75 %).

Приведенные данные исследования показывают, что возможность стимулирования участие педагогов в инновационной деятельности не ограничивается материальными формами, которые, по оценке самих педагогов, не самые действенные и не единственно возможные; слабым звеном в организации инновационной деятельности в школе является недостаточное владение учителем современными образовательными технологиями, слабая мотивация педагогических работников на инновационную деятельность.

Список литературы

1. Корягина О.В. Теоретические аспекты инновационных процессов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://conference.be5.biz/r2011/00225.htm

2. Лазарев В.С. Мотивация инновационной активности учителей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://invobr.ru/rubriki-zhurnala/3/31-motivaciya-innovacionnoy-aktivnosti-uchiteley.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.