значительно влияют на инновационное развитие технических вузов страны. А также после того, как с 1 января 2011 г. вступил в силу указ Президента «Об утверждении государственной программы развития образования в РК в 2011—2020 годах» всесторонне проводились мероприятия по модернизации технического и профессионального образования в соответствии с общественным спросом и индустриально-экономическим развитием экономики. По итогам международного опыта инвестиции в человеческий капитал, а также в образование дают обществу и экономике определенные вещи, сделанные человеческим трудом. Инвестиции в человеческий капитал нуждаются в техническом плане активной продуктивной рабочей силе и квалифицированных инженерах, умеющих быстро адаптироваться к требованиям нынешнего, быстро меняющегося времени. Время доказывает, что прибыльную экономику обеспечивают лишь специалисты, особенно выпускники технического образования, одновременно сформировавшие знания и квалификацию, деловитость и навыки. Сама жизнь доказывает, что Казахстан сможет показать себя в качестве государства с прибыльной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой благодаря конкурентоспособности выпускников на рынке труда, обеспечивая их инновационным образовательным уровнем в учебных заведениях технического образования.
При исследовании уровня спроса на каждый кадр во время планирования государственной программы динамического индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010—2014 гг. совместно с Министерством Труда Республики Казахстан, в 2011 г. спрос на специалисты с техническим образованием составил 58,2 тысяч человек [6]. Согласно планам вышеназванной программы планируется, что технические учебные заведения обеспечат подготовку кадров с техническим образованием до 2014 г., выпустив 224,6 тысяч выпускников. Об этом сотни лет тому назад немец-
кий ученый педагог Адольф Дистервег писал: «...образование не измеряется количеством знания, образование измеряется полным пониманием своего знания и умением использовать его, поэтому знания и навыки всегда должны быть тесно взаимосвязаны» [7]. Из этого можно сделать вывод о том, что мы не сможем обеспечить качество, разъединив знания от навыков в быстро меняющемся обществе.
Поэтому принимая во внимание то, что индустриально-инновационное развитие нашей страны напрямую связано с квалифицированностью инженерных кадров, подготовленных в технических учебных заведениях, можно сделать выводы о том, что этот вопрос на сегодняшнее время является актуальным и важным в развитии народа Казахстана и укрепления государства.
Список литературы
1. Стратегия «Казахстан—2050»: новый политический курс состоявшегося государства // Послание Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kaz akhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742
2. Интернет-ресурс «Деятельность — Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. unesco.org/new/ru/media-services/single-vi
3. Государственный общеобязательный стандарт образования РК высшее образование. Бакалавриат // Основные положения. ГОСО РК 5.04.019-2011. — Астана, 2011.
4. Абуова Н.А. История развития индустриально-педагогических колледжов в Казахстане (1991-2005 гг.): дис. ... канд. пед. наук. — Алматы, 2005. — 142 с.
5. Байденко В.И. Болонский процесс: курс лекций. М., 2004.
6. Программа динамического индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: kaztrk.kz/.../Udemeli_ industrialdi-innovacijalik_ damu_memlekettik
7. Дистервег Ф.А. О природосообразности и культу-росообразности в обучении // Народное образование. — 1998. — № 7.
УДК 371.11
Т.П. Утешева, канд. пед. наук Академия социального управления
ОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
последнее десятилетие мировая система об- жение дел в данной социальной сфере. В связи разования существенно изменилась. Вопросы с этим государственная политика отличается ин-модернизации российского образования исклю- новационностью подходов к процессам обучения, чительно актуальны и отражают непростое поло- воспитания, развития и социализации подрастаю- 41
Теория и методика профессионального образования
щего поколения в условиях изменяющегося мира. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» обозначены стратегические цели и задачи развития образования до 2025 г., подчеркивается, что российское образование должно выйти на уровень, соответствующий высокоразвитому постиндустриальному обществу. Особенно возрастает значимость инновационных процессов в школе и отношение к ним педагогического коллектива.
Понятие «инновационная деятельность» автор рассматривает как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле под инновационной деятельностью принято понимать любое использование научных или научно-практических результатов в практических целях во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью принято считать использование научных результатов в практических целях в какой-либо из сфер человеческой деятельности.
В педагогической науке инновационную деятельность принято понимать как целенаправленную педагогическую деятельность, основанную на осмыслении собственного педагогического опыта с помощью изучения, сравнения, изменения, развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов. Существенной особенностью инновационной педагогической деятельности являются ценностные ориентации как отдельных педагогов, администрации, так и всего педагогического коллектива.
Применительно к педагогическому процессу инновация — это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Следовательно, педагогическая инновация означает нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Инновационная деятельность школы, как и любая другая, многоаспектна. И здесь очень важен управленческий аспект и определение управленческой структуры. Управленческая структура предполагает, как установлено в ряде исследований, взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование-организация—руководство—контроль [1]. Инновационная деятельность учителя включает исследовательский, проективный, организационный, коммуникативный, оценочный аспекты.
В исследовании, целью которого было оценить с позиции администрации школы и педагогического коллектива отношение к инновационной деятельности, по специальным анкетам было опрошено 350 педагогов, заместителей директоров и директоров образовательных организаций. Они
оценивали активность участия учителей в различных формах инновационной деятельности; мотивацию инновационной активности педагогов; значимость и благоприятность условий инновационной деятельности; формы поощрений за достижения в инновационной деятельности. С этой целью автор адаптировал анкеты В.С. Лазарева [2].
Проведенное исследование показало, что большинство педагогов понимают необходимость качественных изменений школьного образования. Так, 63 % респондентов считают профессионально значимой ценностью в своей деятельности учителя необходимость в обновлении; 55 % признают инновационную деятельность в качестве механизма развития системы образования.
Участие в инновационной деятельности для педагогов — это реализация творческого потенциала — 89 % (Б), выполнение своих профессиональных обязанностей — 70 % (А), способ достижения признания со стороны коллег и руководства — 15 % (В), способ избежать напряжения в отношениях с администрацией — 4 % (Г) (рис. 1).
Профессионально значимой ценностью деятельности 60 % руководителей отметили стабильность, упорядоченность и признание инновационной деятельности как механизма развития системы образования; 40 % — необходимость в обновлении и инновации как способа реализации потенциала и развития (рис. 2).
При этом для 74 % педагогических работников участие в инновационной деятельности — это повышение эффективности образовательного процесса; для 18 % — реализация творческого потенциала; для 9 % — выполнение своих профессиональных обязанностей.
Наличие в школе программ экспериментальной работы, внедрения новшеств отметили 57 % учителей; отсутствие — 18 %; 9 % затруднились ответить.
Активность участия учителей в различных формах инновационной деятельности находится на среднем уровне. Наиболее распространенными формами являются — изучение опыта работы других учителей (76 %); участие в работе научно-практических конференций, семинаров, дискуссиях (72 %); встречах с учеными (70 %). Менее половины учителей (40 %) отметили, что обсуждения педагогических новшеств бывают эффективны; 16 % — очень эффективны; 11 % — не слишком эффективны. Лишь 7 % респондентов указывают на то, что обсуждение педагогических новшеств, разработанных наукой, передового опыта проводятся в школе очень часто; 25 % — не часто, но и не редко; 19 % — скорее, часто; 11 % — скорее, редко; и 19 % — очень редко.
Значимыми и благоприятными условиями инновационной деятельности являются, по мне-
%
100 -| 90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -
I I
А Б В Г
Рис. 1. Инновационная деятельность (педагоги)
нию 82 % педагогических работников, благоприятные материально-технические и организационные условия для занятия инновационной деятельностью; поощрение и поддержка руководством участия педагогов в инновационной деятельности — для 79 %; отсутствие конфликтов с коллегами, связанных с занятием инновационной деятельностью — для 74 %; отсутствие отрицательного отношения со стороны коллег к учителям, активно занимающимся инновационной деятельностью — 73 %.
Из мотивирующих условий наиболее значимыми педагогам представляются — возможность самореализации в инновационной деятельности (78 %); достаточное материальное стимулирование инновационной деятельности (76 %). При этом если кто-то из сотрудников предлагает внедрить какое-либо новшество, то его оценка чаще всего производится в результате свободного группового обсу-жждения предлагаемого новшества (52 %); группой экспертов с использованием методики экспертных оценок (23 %); директором школы или его заместителем единолично (17 %); и лишь 8 % с применением формализованной методики по четко определенным критериям. Необходимо также отметить, что в выдвижении предложений по улучшению работы школы в целом принимает участие примерно половина учителей (31 %); большая часть учителей (11 %).
Привлекательными формами поощрения за достижения в инновационной деятельности, соответствующими мотивам саморазвития и самореализации являются: предоставление оплачиваемого творческого отпуска в каникулярное время (75 %); предоставление дополнительного времени за исследовательскую и методическую работу (73 %); направление на престижные курсы повы-
%
100 -| 90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 --
п
В
Г
Рис. 2. Профессионально значимые ценности (руководители образовательных организаций)
шения квалификации и переподготовки (70 %). Интересными формами поощрения за достижения в инновационной деятельности, соответствующие мотивам признания, достижения успеха, являются: представление к званию «Заслуженный учитель» (67 %); ценный подарок (65 %); публичная похвала на собрании, представительном совещании, методическом совете (63 %). Наиболее значимыми формами поощрения за достижения в инновационной деятельности, соответствующие материальным мотивам и мотивам жизнеобеспечения являются: получение бесплатных туристических путевок, путевок в санатории, дома отдыха в зависимости от успехов в инновационной деятельности (79 %); разовая премия в пределах оклада (78 %); снижение преподавательской нагрузки (75 %).
Приведенные данные исследования показывают, что возможность стимулирования участие педагогов в инновационной деятельности не ограничивается материальными формами, которые, по оценке самих педагогов, не самые действенные и не единственно возможные; слабым звеном в организации инновационной деятельности в школе является недостаточное владение учителем современными образовательными технологиями, слабая мотивация педагогических работников на инновационную деятельность.
Список литературы
1. Корягина О.В. Теоретические аспекты инновационных процессов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://conference.be5.biz/r2011/00225.htm
2. Лазарев В.С. Мотивация инновационной активности учителей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://invobr.ru/rubriki-zhurnala/3/31-motivaciya-innovacionnoy-aktivnosti-uchiteley.html