Научная статья на тему 'Оценочная картина мира говорящего социума'

Оценочная картина мира говорящего социума Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
201
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартыненко Нелли Георгиевна

Рассматривается одна из лингвистических проблем: ценностный аспект языковой картины мира, которая представляет собой упорядоченное множество оценочных суждений, отражающих ценностные ориентации социума; в ценностной картине мира наиболее ярко отражаются специфические черты национального менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценочная картина мира говорящего социума»

зарубежная социальная психология: Тексты. - М., 1984.

10. Ядов В.Л. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. - М., 1994. - Кн.2.

11. Heuvel //., Tellcgeii G.. Коотеп W. Cultural Differences in the Use of Psychological and Social Characteristics in Children's Self-Understanding // European J. of Social Psychology. - 1992. - V. 22. № 4. - P. 353-362.

12. Петренко В.Ф. Пснхосе.мантика сознания. -M„ 1988.-С. 102.

13. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 1999.

14. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion and motivation // Psychol. Rev. - 1991. - V. 98. - P. 240.

15. Шильштейн E.C. Глубинное переживание «Я»: содержание и функциональное значение // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. - 2003. - №3. - С. 3-14.

16. Sliwartz S.H.. Ros М. Values in the West: A theoretical and empirical challenge to the individualism -collectivism cultural dimension // World Psychology. -1995. -V.I.- P. 91-122.

17. Лебедева H.M. Базовые ценности русских на рубеже 21-го века // ПЖ. - 2000. - Т. 21, №3. - С. 73-87.

18. Почебуш Л.Г. Психология и ценностные ориентации русского народа // Этническая психология и общество / Ред. Н.М. Лебедева. - М.: Изд-во ИЭА РАН. 1997.-С. 115-119.

19.Markus H.R., Nuriiis P. Possibles selves // American Psychologist. - 1986. - V. 41. - P. 954-969.

УДК 003

Оценочная картина мира говорящего социума*

Н.Г. Мартыненко

Рассматривается одна из лингвистических проблем: ценностный аспект языковой картины мира, которая представляет собой упорядоченное множество оценочных суждений, отражающих ценностные ориентации социума; в ценностной картине мира наиболее ярко отражаются специфические черты национального менталитета.

The language picture of the world is one of the linguistic problems nowadays. It's value aspect is a set of es timation opinions reflecting value orientation of the society and the specific characteristics of the ethnic mentality.

Одним из определяющих факторов порождения оценочного дискурса является ценностная картина мира, которая представляет собой составную часть целостной языковой картины мира говорящего коллектива.

В современных исследованиях это понятие стало важным, и во многих работах делается попытка выявить суть этого лингвистического феномена. Так. выделяются формы существования картины мира, ее предназначение, попытки классификаций картин мира, а также выявляются основные признаки этого феномена |1]. Кроме проблем общетеоретического плана, можно отмстить и успешные попытки поаспсктного описания языковой картины мира: специфика звуковой картины мира |2|. особенности времен-

МДРТЫНННКО Нелли Георгиевна - к.ф.н.. доцент, декан ФДОП ЯГУ.

'•"Статья принят к печати 15 декабря 2006 г. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №2

ных и пространственных представлений говорящих [3]. образы основных эмоций, а также образ человека по данным языка [4-7], описание культурных концептов. В этом русле вполне оправданной является попытка лингвистической интерпретации эмотивно-оценочного аспекта языковой картины мира. Эта задача, естественно, пересекается с описанием ценностной парадигмы говорящих, однако имеет и свою специфику.

В последнее время в научный оборот вошло понятие ценностной картины мира, описание которой подготовлено серьезными исследованиями логической и лингвистической сторон оценки [8—10], а также формируется представление об эмоциональной картине мира говорящего социума.

Ценностный мир всякой национальной культуры имеет свой исторически сложившийся характер, некий лишь этой культуре присущий

МАРТЫНННКО

образ. Притом образ не аморфный, бесструктурный, но целостный и органичный. Ценностный мир национальной культуры существует как объективная реальность. Он находит свое отражение и в присущем каждой нации особом типе ментальное. Ментальность - «это относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создаст картину мира и скрепляет единство культурными традициями какого-нибудь сообщества» [11, с. 59]. Приведем еще одно понимание ментальное™, которое представляется более «близким» к кругу обсуждаемых в работе проблем: «Ментальность - не философские, научные или эстетические системы, а тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отчленена от эмоций, от латентных привычек и приемов сознания» [12, с. 59|. Ментальность отражает привычки, пристрастия. коллективные шаблоны и стереотипы, включая в себя ценностные ориентации и предпочтения. Понятие ментальное™ соотносимо с понятием картины мира, различия же усматриваются, например, в том, что картина мира -осознанное представление, зафиксированное в конкретных произведениях культуры, а ментальность не рсфлсксируется сознанием, но в большей степени переживается (эмоционально) и реализуется (поведенчески). В формировании как особого типа ментальное™, так и картины мира важную роль играет язык, который отражает «дух» народа, его мировоззрение. Он формирует языковую картину мира - «выражаемые в языке значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается всем носителям языка» [6, с. 350].

Ценностная картина мира, объективно выделяемая в языковой картине мира, содержит систему моральных ценностей, этических норм и поведенческих правил и реконструируется в виде взаимосвязанных оценочных суждений, соотносимых с юридическими, религиозными, моральными кодексами, общепринятыми суждениями здравого смысла, типичными фольклорными и известными литературными сюжетами.

В этой структуре особое место принадлежит ценностям наиболее фундаментальным: характеристикам культуры, высшим ориентирам поведения. Эти ориентиры возникают, по мнению П.С.Гурсвича. не только на основе знаний и интуиции, но и собственного жизненного опыта, они представляют собой личностно окрашенное отношение к миру [11, с. 120].

Таким образом, в сегодняшних представлени-

ях лингвистов, психологов и культурологов о ценностной картине мира (ценностном аспекте языковой картины мира, ценностной парадигме) можно выделить следующее: ценностная картина мира является фрагментом более общей системы представлений говорящих о мире, отраженной в языке; она представляет собой упорядоченное множество оценочных суждений, отражающих ценностные ориентации социума; в ценностной картине мира наиболее ярко отражаются специфические черты национального менталитета; ценности делятся на внешние и внутренние (социально и персонально обусловленные), между ними нет жесткой границы.

Ценностная парадигма говорящего социума является определяющей и достаточно устойчивой величиной, формирующей аксиологические ориентиры индивида. Предполагается, что каждый человек характеризуется определенной оценочной шкалой, с помощью которой он отражает мир и находит себе место в этом мире. Индивидуальные особенности оценочной шкалы проявляются в субъективных вариантах эмотив-но-оценочных значений.

В описании эмотивно-оценочной картины мира мы предполагаем интерпретировать так называемый усредненный вариант, отражающий фрагменты языкового сознания современного социума, который является своеобразным инвариантом по отношению к личностным проявлениям эмотивно-оценочной парадигмы. Параметры, по которым будут характеризоваться усредненная и индивидуальные модели, следующие:

1. «Центр тяжести» оценочной парадигмы -та зона эмотивно-оценочных значений, которая чаще других вострсбуется говорящим социумом и индивидом.

2. Масштаб или балльность оценочной шкалы, предпочитаемая говорящими. Она может быть двухбалльной, «черно-белой», или же более сложной, реализующей весь спектр оценочных значений.

3. Степень поляризации оценок или максимальная широта диапазона обычно используемых оценок.

4. Степень зависимости аксиологической деятельности субъекта от его эмоционального состояния и эмоционального типа личности.

Психологи сделали интересные выводы относительно типов личностей, так или иначе проявляющих себя в аксиологической деятельности. Люди с малым числом качеств (конструктов) оценивают себя и окружающих преимущественно в позитивном ключе и высоко идентифици-

НАУКА И ОБРАЗОВАНИИ. 2007.№2

руют себя со многими людьми из ближайшего круга общения. На другом полюсе находятся люди, которые обладают широким диапазоном критериев для оценки, более критично воспринимают себя и окружающих, мало идентифицируют себя с ними. Можно предположить, что высокая когнитивность, сложность, будучи характеристикой познавательного стиля личности, приводит к подчеркиванию различий между собой и другими людьми, к более полному выделению свойств другого человека и себя, среди которых положительные качества слиты с отрицательными. Это повышает неопределенность ситуации и порождает тревожность. Для лиц с низкой когнитивной сложностью характерны высокая позитивность, высокая экстремальность оценки, низкая амбивалентность. Отсюда следует категоричность оценочных речевых поступков. Для такого типа личностей свойственна двухбалльная система оценок, процент позитивных оценок более высок, портрет «хорошего человека» более стереотипен по сравнению с описанием «плохого человека».

К описанию фрагментов эмотивно-оценочной картины мира надо подходить, учитывая представления об ее устройстве, организации, составляющих элементах, а также выводы психологов о соотношении коллективной шкалы оценок и индивидуальных ее преломлений с психологическим типом личностей.

Исследование наивной картины мира в современной лингвистике разворачивается в двух основных направлениях.

Во-первых, исследуются отдельные, характерные для данного языка концепты, своего рода лингвокультурные изоглоссы и пучки изоглосс. Это прежде всего «стереотипы» языкового и более широкого культурного сознания; ср. типично русские концепты душа, тоска, судьба, воля, авось. С другой стороны, это специфические коннотации нсспсцифичсских концептов; ср., например, многократно описанную символику цветообозначений в разных культурах.

Во-вторых, ведутся поиск и реконструкция присущего языку цельного, хотя и «наивного», донаучного взгляда на мир.

Основным содержательным элементом языковой картины мира, по Ю.Н. Караулову, является семантическое поле, а единицами концептуальной модели мира - константы сознания. Концептуальная модель мира содержит информацию, представленную в понятиях, а в основе языковой модели мира лежат знания, закрепленные в семантических категориях, семантических

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 20(17. №2

полях, составленных из слов и словосочетаний, по-разному структурированных в границах этого поля того или другого конкретного языка [13].

Оценочная лексика отражает уникальное сочетание информации об аксиологических ориентирах социума, а также о связанных с ними типовых эмоциях, причем связь эта не является механической - разные виды эмоций по-разному видоизменяют, корректируют, искажают высказывания о ценностях [14].

Лексика в настоящем исследовании является средством экспликации ценностной парадигмы и увязываемых с нею эмоций, которые характеризуют языковой коллектив. Изучая лексическую подсистему языка, мы имеем возможность вскрыть механизмы формирования и функционирования концептуальной модели мира (той особой сферы знаний, которая в совокупности с другими определяет специфику эмотивно-оценочного дискурса), поскольку, как считает Ю.Н. Караулов, составляющие языковой и концептуальной моделей мира «восходят к одному источнику, складываясь из структуры словаря, увязанной с ней и растворенной в ней грамматики и идеологии, помогающей установить зависимость между разрозненными элементами и воссоздать целостную картину» [13, с. 274].

Предметом лингвистического анализа в нашей работе являются эмотивно-оценочные концепты жестокость и ненависть, как имеющие значимость в эмотивно-оценочной картине мира говорящего социума. Показателями их актуальности являются следующие:

1) множественность эмотивно-оценочных единиц, воплощающих укачанные понятия, в лексической системе языка и частота употребления их в речи говорящего социума свидетельствуют об актуальности указанных представлений для говорящего коллектива;

2) многообразие эмотивно-оценочных смыслов, связанных с этими понятиями, говорит также о значимости данных фрагментов в эмотивно-оценочной парадигме социума.

Понятие жестокость является одной из характеристик человека, а ненависть занимает одно из положений в системе морально-нравственных ориентиров человека. Каждое из них оказывается связанным с множеством других характеристик личности, которые, пересекаясь, образуют «портрет» индивида, представляющего собой относительно стабильную организацию мотивационных предрасположений, которые возникают в процессе деятельности из взаимодействия между биологическими побуж-

МАРТЫНЕНКО

дениями, социальным и физическим окружением и условиями.

Каждое понятие «говорит» особым языком. Такой частный язык располагает характерным для него синтаксисом, своим - ограниченным и устойчивым - лексиконом, основанным на образах и аналогиях, своей фразеологией... Такого рода язык и открывает доступ к соответствующему понятию.

«Язык» указанных понятий, с одной стороны, позволяет уточнить отношение к ним говорящих, а с другой стороны, помогает вскрыть представление о взаимоотношениях разных свойств и качеств личности в наивной картине мира. За этими понятиями стоит лексическая система языка во веем се многообразии: разные части речи, различные структурно-семантические разряды слов, и это представляется важным, так как «через вербальные образы и языковые модели» происходит дополнительное видение мира.

В ходе исследования выявлен необходимый фрагмент лексики с помощью толковых (БАС, MAC, ТСО), системных (словари синонимов, антонимов, словообразовательные), фразеологических словарей, а также РАС |15); при этом намечены всевозможные типы смысловых отношений в указанном пространстве вербальных сетей. Поскольку РАС достаточно новый словарь, о его роли в описании эмотивно-оценочной картины мира следует сказать особо.

РАС входит в лингвистику как источник раз-ноаспсктного изучения языковой системы и языкового сознания «усредненного» носителя русского языка. Создатели словаря в предисловии заявили об основных типах информации, которую могут получить из словаря специалисты различных областей, так или иначе ориентированных на говорящего человека. Лингвисты, осваивая словарь как источник новых знаний антропоцентрического плана, выявляют и расширяют его возможности. Такими, например, являются попытки описать представления об эмоциях и их детерминированности в сознании говорящих [16], смоделировать те или иные фраг менты картины мира, в том числе и ее ценностные аспекты. Видимо, РАС помогает и в коррекции различных типов ссмантизации в толковых словарях, особенно в случаях затруднений, вызванных широкой вариативностью и диффузностью эмотивно-оценочного значения. Но данным этого словаря можно моделировать образ говорящего человека и его наивную картину мира.

«Язык» исследуемых понятий извлекается пу-

тем многоступенчатых процедур анализа словарного комплекса, состоящего из слова-стимула и блока слов-реакций. Важен и информативно богат анализ второго, четвертого и шестого томов словаря, в которых к определенному слову-реакции дается весь набор слов-стимулов, вызвавших эту реакцию к жизни. Кроме того, существенным является обращение к словарной интерпретации синонимо-антонимического окружения исследуемых единиц.

Таким образом. Русский ассоциативный словарь является источником разных типов информации антропоцентрического плана, а его освоение лингвистами дает широкие возможности изучения человеческого фактора в языке.

Вторым источником информации об особенностях данных представлений в наивной картине мира является эмогивно-оценочный дискурс, тс его фрагменты, которые отражают эмоциональное отношение говорящих к отклонениям от нормы в интеллектуальной и морально-этической областях.

Если исходить из представления о системном устройстве ценностной картины мира говорящего социума, то логично предположить, что и ее фрагменты, отдельные концептуальные области, будут каким-то образом структурированы, организованы. Одно из открытий когнитивной психологии состоит в том, что когнитивная деятельность требует сочетания двух принципов: структурной стабильности и гибкой приспособляемости. Иными словами, для се эффективности, с одной стороны, требуется, по крайней мере на какое-то время сохранять постоянный способ организации системы категорий, а с другой стороны, система должна быть достаточно гибкой, чтобы иметь возможность приспосабливаться к изменениям. Можно также предположить, что для выявления национальной специфики говорящих наиболее важной будет периферийная зона этой системы, поскольку се ядро должно отражать ценностные универсалии, характерные для мыслящего человека различных языковых ориентаций. Поэтому исследование лексического воплощения того или иного фрагмента понятийной системы охватывает возможно более широко периферийную зону денотативного и коннота-тивного содержания, включая и личностные смыслы, языковых единиц.

Литература

1. Постоваюва В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческою фактора в языке. Язык и картина мира. - М.. 1988. - С. 8-69.

НЛУКЛ И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007.

О НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЯХ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2. Сулименко U.E. Текстовое слово в представлении звуковой картины мира // Функциональная семантика слова. - Свердловск, 1992. - С. 4-14.

3. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). - М., 1994. - 344 с.

4. Вежбиикая А. Язык. Культура. Познание. - М.. 1996.-411с.

5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998. - 895 с.

6. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. Избранные труды. - М., 1995.-Т. 2.-766 с.

7. Шаховский В.И. О лингвистике эмоций II Язык и эмоции. - Волгоград, 1995. - С. 6-12.

8. Иаин A.A. Основания логики оценок. - М.. 1970. -229 с.

9. Вольф Е.М. Функциональная семантика. Описание эмоциональных состояний // Функциональная семантика: Оценка, экспрессивность, модальность. -М.. 1996.-С. 137-167.

10. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М., 1986. - 142 с.

11. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1996. -316 с.

12. Гуревич А Я. Исторический синтез и школа «Анналов». - М., 1993. - 328 с.

13. Караулов Ю Н. Общая и русская идео!рафия. -М.. 1976.-355 с.

14. Трипольская Т.А. Оценка и эмоция: параметры взаимодействия // Проблемы языкового образования и воспитания личности. - СПб., 1998. - С. 193-194.

15. РАС - Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т.1 От стимула к реакции. Т.2 От реакции к стимулу / Ю.Н. Караулов. Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева и др. - М.. 2002.

16. Мягкова ЕЮ. «Русский ассоциативный словарь» н проблемы исследования эмоциональной лексики // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М., 1996.-С. 176-180.

УДК 373.3

О некоторых зарубежных моделях оценки образовательных учреждений*

Т.В. Третьякова, В.А. Терехова

Во всем мире оценка и контроль качества образования, управление и достижение качества образования, их соответствие социальным и государственным ожиданиям являются наиболее важными целями функционирования целых систем контроля. Рассмотрены модели систем контроля в самых индустриально и интеллектуально развитых странах мира.

Into all the world appreciation and control of quality education, management and achievement, her correspondence to social and state expectation are most important purposes of control system functioning. In article the models of control system in industrial country s are observed.

Потребность государства и общества в создании национальной системы оценки качества образования стимулировала разработку технологий оценки деятельности учреждений образова-

ТРЕТЬЯКОВА Татьяна Васильевна - к.п.н., директор Центра аттестации и контроля качества образования КС при Правительстве РС (Я); ТЕРЕХОВА Валентина Андреевна - гл. специалист Центра аттестации и контроля качества образования КС при Правительстве РС(Я).

"Статья принята к печати 11 декабря 2006 г. НАУКА II ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №2

ния. её информационного и методического сопровождения.

Анализ зарубежной практики позволяет выделить специфику национальных систем оценки качества образования и определить тенденции их развития в современной мировой образовательной практике.

Здесь приведено описание специфики и особенностей национальной системы образования, при этом основной целыо является изучение системы контроля, ее структуры, к том числе организационной, целевых установок контроля и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.