А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы И С Т А Т Ь И
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2018 г.
С.П. Аукуционек
DOI: 10.20542/2307-0390-2019-1 -3-10
Аннотация: В статье описано, как руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий России - респонденты Российского экономического барометра - оценивают экономическую политику правительства. Приведены данные о доли руководителей, понимающих и одобряющих экономическую политику правительства, а также о первоочередных, по их мнению, мерах, необходимых для стимулирования производства. Данные представлены по 2018 год.
Ключевые слова: Россия; промышленность; экономическая политика; оценка экономической политики правительства; индекс одобрения; индекс понимания; мероприятия по стимулированию производства; остаточная продолжительность кризиса.
Assessment of Economic Policy in 2018
Sergey P. Aukutsionek
Abstract: The article depicts how Russia's managers of industrial and agricultural enterprises -Russian Economic Barometer respondents' - assess the economic policy of the Government. There are presented the shares of managers who understand and who approve of the Government's economic policy, as well as the priority of measures, in their opinion, necessary to stimulate production. Data are presented up to the year 2018.
Keywords: Russia; industry; economic policy; assessment of economic policy of the Government; index of comprehension; index of approval; production incentives; remaining duration of the crisis. Please note: Full text of the article in English can be found in "The Russian Economic Barometer", which is available on the IMEMO website (see the link below)*.
Результаты опросов руководителей предприятий, проводимых Российским экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в 2018 г. динамика и уровень оценок экономической политики правительства в промышленном и сельскохозяйственном секторах оставались существенно различными.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 33%. Это на 10 процентных пунктов меньше результата 2017 г.
Доля НЕПОНИМАЮЩИХ в 2018 г. действий правительства (полностью или в основном) составляла 26%, что на 3 процентных пункта больше оценки 2017 г.
Аукуционек Сергей Павлович - кандидат экономических наук, руководитель Центра по изучению переходной экономики ИМЭМО РАН.
* http ://www. imemo.ru/j our/REBQUE/index.php?page id=1022
На протяжении большей части постдефолтного периода самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку. Но в 2016 г. доля этой группы опустилась до 34% и она уступила первое место группе понимающих экономическую политику правительства. То же самое повторилось и в 2017 г. А вот в 2018 г. численность этой группы существенно возросла и она снова вышла на первое место (41%).
ТАБЛИЦА 1.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики 1) правительства 1) Индекс одобрения экономической политики 1) правительства 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического 2) кризиса ) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%)
19923) 47 41 6.0 -
1993 40 36 6.0 -
1994 34 26 6.3 -
1995 35 28 7.1 -
1996 32 25 6.7 -
1997 35 25 7.8 -
1998 34 25 7.4 -
1999 39 34 7.7 3
2000 46 43 6.0 9
2001 50 46 6.4 10
2002 51 45 7.1 6
2003 50 41 7.5 6
2004 49 41 7.6 10
2005 49 39 7.8 7
2006 52 44 7.1 12
2007 53 47 6.8 16
2008 52 45 5.9 13
2009 45 40 4.2 2
2010 50 44 4.4 6
2011 47 40 4.9 12
2012 48 41 5.7 10
2013 48 42 5.7 4
2014 49 45 5.9 3
2015 50 46 5.0 0
2016 50 46 6.0 2
2017 53 46 6.5 5
2018 49 46 7.3 6
1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.
2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.
3) Без первого квартала. Источник: опросы РЭБ.
При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, % % % и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.
При таком измерении действия правительства в 2018 г. выглядели довольно-таки «понятными» почти для половины руководителей предприятий. Индекс понимания, правда, снизился по сравнению с 2017 г. на 4 пункта, но по историческим меркам был всё же достаточно высоким - 49%. (см. таблицу 1).
Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ экономическую политику правительства (полностью или в основном), за год снизилась на 3 процентных пункта и составила 19%. А доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства, повысилась на 1 процентный пункт - с 25% до 26%.
Так же как и для предыдущего показателя, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политика (ИО). В 2018 г. его среднее значение равнялось 46. Это повторяет результаты 2015, 2016 и 2017 гг., и всего один пункт не дотягивает до рекорда 2007 г.
В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2018 г. остаточная продолжительность кризиса, по мнению респондентов, составила 7.3 лет. Это на 0.8 года хуже оценки, полученной в 2017 г. и приближается к оценкам, характерным для начала 2000-ых. Круг руководителей предприятий, полагающих, что идёт экономический подъем, расширился с 5% до 6% выборки.
ТАБЛИЦА 2.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ (усредненные
результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики правительства Индекс одобрения экономической политики правительства Разница между пониманием и одобрением
2016 2017 2018 2016 2017 2018 2018
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)=(3) - (6)
Металлургия 50 46 50 41 50 48 2
Машиностроение 56 60 54 53 53 52 2
Химическая промышленность 38 44 37 42 42 33 5
Лесопромышленный комплекс 46 43 53 31 24 36 17
Производство стройматериалов 57 53 47 45 46 40 7
Легкая промышленность 53 53 39 45 49 39 0
Пищевая промышленность 40 50 52 46 43 44 8
Источник: опросы РЭБ.
Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям (см. таблицу 2). Заметный и благоприятный (для правительства) сдвиг в понимании отмечен в лесопромышленном комплексе (+10 процентных пунктов по сравнению с 2017 г.). Почти не изменился индекс в пищевой промышленности (+2 пункта). А вот в химической отрасли и в лёгкой промышленности отмечено значительное проседание индекса понимания: на 7 и 14 процентных пунктов, соответственно.
Позитивные изменения в оценках одобрения экономической политики наблюдались, прежде всего, в лесопромышленном комплексе (+12 пунктов). Хотя абсолютный уровень поддержки действий правительства был один из самых низких - всего 36. В металлургии, машиностроении и пищевой промышленности изменения индекса по сравнению с прошлым годом незначительны, а его абсолютные значения относительно высоки - от 44 до 52. Гораздо ниже поддержка экономической политики правительства в химической отрасли, в производстве стройматериалов и в лёгкой промышленности - значение индекса здесь находится между 33 и 40, а его снижение за год составило от 6 до 10 пунктов.
Обратимся теперь к списку стимулирующих мероприятий, которыми, по мнению респондентов, правительству следовало бы заняться в первую очередь (см. таблицу 3). Проблема облегчения налогового бремени по-прежнему идёт первым номером. Начиная с 1998-2000 гг., прослеживалась тенденция к уменьшению её остроты. Даже в кризисном 2009 г. частота требований снизить налоги держалась около рекордно низкой отметки 56% и упала ещё на 2 пункта в 2010 г. В 2011 г. казалось, что всё возвращается на круги своя: 74% респондентов посчитали снижение налогового бремени первостепенной по важности проблемой экономической политики. Это практически повторяло результаты 2001-2003 гг. Но в 2012 г. тенденция к уменьшению остроты налоговых проблем снова возобладала: в 2014 г. соответствующий рейтинг опустился до 52%, а в 2015г и в 2016 - до 44%. В 20172018г он снова вырос - до 55-53%. Тем не менее, это значение показателя по-прежнему -одно из самых низких, начиная с 1998 г. Подчеркнём, что снижение данного показателя не равнозначно снижению налоговой нагрузки на предприятия. Но речь идёт именно о восприятии относительной остроты проблемы налогов на фоне других проблем.
На вторую позицию резко вышло «использование системы госзаказа» - 46%. Прибавив по сравнению с прошлым годом сразу 8 пунктов, это мероприятие получило наивысший рейтинг за всё время наших наблюдений с 1998 г.
На позициях с третьей по пятую разместились с близкими рейтингами: «стимулирование капитальных вложений» (35%), предоставление предприятиям льготных кредитов, дотаций и т.п. (34%) и мероприятия, прямо или косвенно связанные с удешевлением финансирования предприятий: необходимость снижения ставок по банковским кредитам получила (31%). Причём в последнем случае мы имеем рекордно низкое значение показателя за всю историю его измерения (с 1998 г.).
Из мероприятий «третьего-четвёртого эшелонов» обращает на себя продолжающаяся тенденция снижения популярности идеи импортных ограничений (12% в 2018 г.) и, наоборот, скачок популярности мероприятий по стимулированию экспорта (13%). Не исключено, что в обоих случаях мы имеем дело с последствиями экономических санкций и контр-санкций. Что касается курса рубля, то по-прежнему очевидна приверженность наших респондентов к поддержанию стабильного курса (22%) при сохранении индифферентного в целом отношения к манипуляциям в этой области (2-4%).
ТАБЛИЦА 3.
РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА (доля
респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, _среднее по двум полугодовым опросам, %)_
оо О) О) О) 0 о о 2 о 3 о 4 о 5 о 6 о 7 о 8 о 9 о 0 - 2 3 4 5 6 7 8
^ 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
1. Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61 59 58 60 56 54 74 58 61 52 44 44 55 53
2. Стимулировать капитальные 45 48 53 56 54 47 43 44 39 46 44 36 28 30 39 35
вложения 1)
3. Добиться
снижения банковского 36 35 36 34 42 39 44 42 43 47 45 46 43 38 37 42 36 33 34 33 31
процента
4. Предоставить льготные кредиты, 40 37 40 44 40 41 43 40 41 44 40 41 38 31 33 45 46 39 32 28 34
дотации и т.п.
5. Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32 28 26 31 41 42 29 34 43 45 40 44 38 46
6. Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23 23 25 21 16 17 22 22 22 22 15 8 13 17
7. Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30 32 25 27 31 25 23 21 23 27 21 15 18 12
8. Стабилизировать «правила игры» 1) 272) 20 17 17 15 15 16 20 18 21 15 17 25 16
9. Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14 8 5 7 10 10 10 9 13 7 25 28 26 20 22
10. Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12 11 11 7 9 11 10 5 6 3 5 8 5 13
11. Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5 4 5 6 7 4 3 5 3 5 10 6 5 4
12. Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3 3 4 3 3 4 3 4 2 2 2 2 3 2
13. Другое 14 6 5 4 4 2 3 4 4 4 2 3 3 3 3 4 3 4 6 5 0
14. Предприятие не нуждается 3 3 4 4 3 3 3 3 2 3 4 2 2 2 1 0 1 5 3 3 3
в стимулировании
1) Включение данного мероприятия в список, скорее всего, не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается.
2) Второе полугодие. Источник: опросы РЭБ.
Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом. Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2018 г.: 71% респондентов считали, что в этот период производство важнее инфляции, и лишь 11% придерживались противоположного мнения.
На протяжении 8-10 последних лет наблюдалось повышение относительной важности антиинфляционной политики правительства в глазах респондентов.
Максимальные значения оценок важности этой политики пришлись на период 2008-2015 гг. (за вычетом 2009 г.), когда скорость инфляции резко контрастировала с торможением производства. В 2016 г. судя по нашим данным, этот контраст был ликвидирован: производство вроде бы пошло в рост, а инфляция, наоборот, радикально замедлилась. Чем, по-видимому, и был обусловлен слом выше указанной тенденции. Данные за 2017 г. также вполне укладываются в эту логику: инфляция практически сошла на нет, а производство растёт трудно и медленно. Отсюда - дополнительное смещение акцента в пользу стимулирования производства. Что касается 2018 г., то обращает на себя внимание рекордно высокое значение среднего варианта ответа, предлагающего «в равной мере» как противодействовать инфляции, так и стимулировать производство. По-видимому, опасения возобновления быстрого роста цен (для чего были определённые основания) наложились на предчувствие нового кризиса (столь же небеспочвенное).
В целом, несмотря на все колебания, структура оценок респондентов весьма далека от той, что наблюдалась в конце 90-х и в нулевые годы нового века. По-видимому, большинство тех, кто ещё 10-15 лет назад недооценивал значимости антиинфляционной политики, теперь поменяло своё мнение.
ТАБЛИЦА 4.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЗАМЕДЛИТЬ ИНФЛЯЦИЮ ИЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО?» (доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем
квартальным опросам, %)
Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс
(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)
1997 2 4 94 92
1998 2 3 95 93
1999 5 6 89 84
2000 5 5 90 85
2001 6 6 88 82
2002 7 7 86 79
2003 7 7 86 79
2004 6 7 87 81
2005 7 4 89 82
2006 9 6 85 76
2007 9 7 84 75
2008 17 9 74 57
2009 9 9 82 73
2010 11 12 77 66
2011 14 12 74 60
2012 11 12 77 66
2013 13 15 72 59
2014 13 17 70 57
2015 12 18 70 58
2016 11 16 73 62
2017 9 13 78 69
2018 11 18 71 60
Источник: опросы РЭБ.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понимание правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ выросло на десять процентных пунктов - до 48. Иными словами, в 2018 г. почти половина респондентов считали, что понимали экономическую политику правительства. Это - рекордно высокий показатель понимания за последние 25 лет.
ТАБЛИЦА 5.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)
Число лет, оставшееся до
Индекс понимания Индекс одобрения окончания экономического
экономической политики экономической политики кризиса ) ( в скобках дано
правительства 1) правительства 1) превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)
19923) - - 6.2 (+0.2)
1993 39 29 6.8 (+0.8)
1994 32 22 7.8 (+1.5)
1995 29 19 8.3 (+1.2)
1996 30 18 7.8 (+1.1)
1997 34 19 9.0 (+1.2)
1998 37 21 9.2 (+1.8)
1999 39 32 7.6 (-0.1)
2000 41 31 7.5 (+1.5)
2001 44 34 7.1 (+0.7)
2002 41 32 8.8 (+1.7)
2003 41 25 9.8 (+2.3)
2004 45 27 10.6 (+3.0)
2005 37 23 11.6 (+3.8)
2006 47 31 10.5 (+3.4)
2007 44 34 9.0 (+2.2)
2008 44 37 8.7 (+2.8)
2009 38 36 7.7 (+3.5)
2010 38 34 8.1 (+3.7)
2011 37 31 9.6 (+4.7)
2012 42 36 7.6 (+1.9)
2013 40 32 9.2 (+3.5)
2014 34 26 9.0 (+3.1)
2015 44 41 7.4 (+2.4)
2016 45 40 7.7 (+1.7)
2017 38 34 11.3 (+4.8)
2018 48 38 9.7 (+2.4)
Данные за 2012-2014 гг. скорректированы.
1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.
2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.
3) Без первого квартала. Источник: опросы РЭБ.
На 4 процентных пункта вырос и показатель одобрения экономической политики - до 38. Это всего на 2-3 пункта меньше рекордных оценок 2015-2016 гг.
На полтора с лишним года уменьшилась оценка остаточной продолжительности кризиса - до 9.7 лет. Оставаясь, впрочем, на весьма неудовлетворительном - по историческим меркам - уровне. Что касается расхождения между оценками остаточной продолжительности кризиса представителей агросектора и промышленности, то оно сузилось ровно в два раз: с +4.8 до +2.4 года.
****
В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей предприятий имела экономическая политика правительства в 2018 г., по сравнению с предыдущим годом почти не изменилась, оставаясь на высоком - по историческим меркам - уровне в промышленности. Одновременно она повысилась в сельском хозяйстве, оставаясь, однако, заметно ниже по абсолютным числам.