Научная статья на тему 'Оценки эффективности смешанных перевозок при организации работы транспортного узла'

Оценки эффективности смешанных перевозок при организации работы транспортного узла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
777
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ПЕРЕВАЛКА ГРУЗОВ / ЛОГИСТИКА / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / MULTIMODAL TRANSPORTATION / TRANSPORT HUB / CARGO HANDLING / LOGISTICS / CARGO TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриневич Я.А., Хлусова О.С., Рзун И.Г.

В статье определены проблемы оценки эффективности смешанных перевозок в России, что позволило выделить ключевые условия для роста качественной трансформации всей транспортной системы государства и, собственно, смешанных перевозок. Ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта перевозок является оценка эффективности транспортного процесса. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи. В рамках разработки решений, направленных на повышение эффективности работы участников смешанных перевозок в цепях поставок определен ряд ключевых областей, требующих совершенствования. Вместе с тем известно, что интегрированный процесс доставки грузов дает синергетический эффект только в случае достижения оптимального баланса между качеством перевозки и экспедиторских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the efficiency of multimodal transport in the organization of the transport hub

The article identifies the problems of assessing the effectiveness of multimodal transport in Russia, which allowed to identify the key conditions for the growth of qualitative transformation of the entire transport system of the state and, in fact, multimodal transport. The key issue of choosing the most rational transportation option is to assess the efficiency of the transport process. The choice of efficiency criterion depends on the specific conditions of transportation and the task to be solved. As part of the development of solutions aimed at improving the efficiency of multimodal transport participants in supply chains, a number of key areas for improvement have been identified. At the same time, it is known that the integrated process of cargo delivery gives a synergistic effect only if an optimal balance is achieved between the quality of transportation and forwarding services.

Текст научной работы на тему «Оценки эффективности смешанных перевозок при организации работы транспортного узла»

Я.А. Гриневич - бакалавриат направления «Экономика» Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске, yanahighland@gmail.com,

Ya.A. Grinevich - bachelor in Economics Branch of FSBEI HE "KubSU" in Novorossiysk;

О.С. Хлусова - к.э.н., доцент кафедры информатики и информатики Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске, o.s.khlusova@gmail.com,

0.5. Khlusova - Ph.D., Associate Professor, Department of Informatics and Informatics Branch of FSBEI HE "KubSU" in Novorossiysk;

И.Г. Рзун - к.физ-мат.н., доцент кафедры информатики и информатики Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске, kaf-im@nvr.kubsu.ru

1.G. Rzun - k. physical-mathematical sciences, associate professor of the Department of Informatics and Informatics, Branch of FSBEI HE "KubSU" in Novorossiysk.

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF MULTIMODAL TRANSPORT IN THE ORGANIZATION OF THE TRANSPORT HUB

Аннотация. В статье определены проблемы оценки эффективности смешанных перевозок в России, что позволило выделить ключевые условия для роста качественной трансформации всей транспортной системы государства и, собственно, смешанных перевозок. Ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта перевозок является оценка эффективности транспортного процесса. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи. В рамках разработки решений, направленных на повышение эффективности работы участников смешанных перевозок в цепях поставок определен ряд ключевых областей, требующих совершенствования. Вместе с тем известно, что интегрированный процесс доставки грузов дает синергетический эффект только в случае достижения оптимального баланса между качеством перевозки и экспедиторских услуг.

Annotation. The article identifies the problems of assessing the effectiveness of multimodal transport in Russia, which allowed to identify the key conditions for the growth of qualitative transformation of the entire transport system of the state and, in fact, multimodal transport. The key issue of choosing the most rational transportation option is to assess the efficiency of the transport process. The choice of efficiency criterion depends on the specific conditions of transportation and the task to be solved. As part of the development of solutions aimed at improving the efficiency of multimodal transport participants in supply chains, a number of key areas for improvement have been identified. At the same time, it is known that the integrated process of cargo delivery gives a synergistic effect only if an optimal balance is achieved between the quality of transportation and forwarding services.

Ключевые слова: смешанные перевозки, транспортный узел, перевалка грузов, логистика, грузоперевозки.

Keywords: multimodal transportation, transport hub, cargo handling, logistics, cargo transportation.

На сегодняшний день особую роль в развитии российской экономики, повышении эффективности применения производственного потенциала, регулярности и надежности транспортного обеспечения экономики играет формирование единой эффективной системы грузоперевозок. Важность транспортных перевозок как внутри страны, так и за рубежом неуклонно растет, появляются его новые виды, а также совершенствуются подходы, связанные с организацией доставки грузов.

В последние десятилетия доставку грузов можно представить в виде смешанного процесса, т.е. процесса, включающего несколько видов транспорта, увеличивающего количество пунктов погрузки/разгрузки, усложняющего организацию и коммерческо-правовое сопровождение перевозок. При этом увеличивается стоимость и время перевалки грузов с одного вида транспорта на другой. Это обусловлено тем, что при каждой перевалке груз не только загружается или разгружается, но и во время хранения взвешивается, проверяется, подвергается анализу на возможность загрязнения окружающей среды и т.п.

В совокупности все это приводит к необходимости рациональной организации смешанных перевозок, системному подходу к анализу их эффективности, планированию, управлению и контролю на основе создания и обеспечения эффективного функционирования и совершенствования новой формы транспортного обслуживания экономики.

Понятие «смешанные перевозки» традиционно трактуется как перемещение грузов несколькими транспортными средствами нескольких перевозчиков, независимо от нормативно-правовых, технологических и организационных аспектов транспортного процесса на основании единого транспортного документа, оформленного на весь маршрут следования, с перевалкой груза с одного вида транспорта на другой в пункте перегрузки.

Сегодня в связи с распространением смешанных перевозок на нынешнем этапе развития логистики существенно снизить себестоимость транспортировки возможно при помощи комбинирования нескольких видов транспорта. Преимущества использования данных перевозок заключаются в том, что они способствуют экономии времени и финансовых средств, как для грузоотправителей, так и для грузополучателей, а также повышению надежности международной доставки грузов.

Использование технологии смешанных перевозок позволяет собирать один контейнер, состоящий из небольших партий, поступающих от нескольких поставщиков и тем самым осуществлять сборные поставки в одном контейнере. Основной задачей оператора перевозок является не только перевозка грузов, но и предоставление клиентам комплекса транспортных услуг, включающих экспедирование, лизинг, страхование, консультационные, агентские, информационные и другие виды услуг, а также услуги по комплектации грузов и их складированию.

Примером организации таких перевозок является общество с ограниченной ответственностью «НУТЭП». «НУТЭП» - высокотехнологичный контейнерный терминал, который расположен в юго-восточной части порта Новороссийск, осуществляющий перевалку контейнерных, генеральных и Ро-Ро грузов. «НУТЭП» на правах дочернего предприятия входит в состав группы компаний «Дело», являющейся крупнейшим частным оператором России и управляющей портовыми активами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах. Пропускная способность терминала - 400 000 TEUs (twenty-foot equivalent unit, двадцатифутовый эквивалент) в год. Ёмкость контейнерной площадки составляет 12 500 TEU, общая площадь -29,5 Га, длина причального фронта - 875 м.

Основные виды деятельности ООО «НУТЭП»: складирование, хранение, транспортная обработка, вспомогательная деятельность, которая связана с водным транспортом, обработка контейнеров и прочих грузов.

В настоящее время ООО «НУТЭП» развивается в направлении внедрения высокоэффективных логистических схем и снижения сроков обработки товаров, реализуется инвестиционная программа по расширению складских территорий и строительству нового глубоководного причала.

Терминальный склад условно разделен на две участка: 1 -й оборудован кранами RTG, 2-й - ричстакерами. По мере роста грузооборота и необходимости увеличения емкости хранилища планируется полный переход на технологию RTG (рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема контейнерного терминала ООО «НУТЭП»

Рассмотрим показатели деятельности компании. На рисунке 2 представлена динамика грузооборота компании с выделением основных групп грузов, переваливаемых через производственные мощности ООО «НУТЭП».

3802

2014

2015

2016

2017

3893

7 84 2018

Контейнеры

Автомашины (Ро-Ро)

Генеральные грузы

Суммарный грузооборот

Рисунок 2 - Динамика грузооборота ООО «НУТЭП» в 2014-2018 гг., тонн

Отметим, что в период с 2014 г. по 2015 г. происходит сокращение объемов перерабатываемых грузов на 26,4%, при этом перевалка контейнеров снижается на 17,8%, автомашин Ро-Ро - на 55,4%, генеральных грузов - на 9,6%. Однако в последующие годы компания выходит из зоны падения объемов основной деятельности, и в концу 2018 г. обеспечивает стабильный рост показателей перевалки грузов. Всего за 2014-2018 гг. прирост объемов грузопереработки составляет 9%, при этом прирост по контейнерным грузам - 56,8%, по автомашинам Ро-Ро - 0,8%, по генеральным грузам - 31%.

Основную массу выручки и прибыли компания ООО «НУТЭП» получает за счет перевалки контейнеров. Ключевые клиенты компании, генерирующие основные доходные поступления, представлены на рисунке 3.

5% 6%

Maersk

Cosco

Arkas

Hapag-Lloyd Admiral Evergreen CMA-CGM I Другие

Рисунок 3 - Структура грузооборота ООО «НУТЭП» по основным клиентам в 2018 г.

Основным инструментом удержания ключевых клиентов выступает принятие руководством ООО «НУТЭП» эффективных логистических решений, позволяющие повышать производительность и снижать операционные затраты. Поддержание надежной репутации происходит благодаря активной инвестиционной деятельности в развитие терминальной инфраструктуры.

В настоящее время ключевой задачей управления основными производственными фондами контейнерного терминала выступает обеспечение требуемой интенсивности и качества услуг по перевалки контейнеров, сокращение операционных расходов, повышение рентабельности основной производственной деятельности. Для удовлетворения этих потребностей ООО «НУТЭП» проводит работу по наращиванию собственного производственно-технического потенциала, на первое место выдвигаются вопросы технического уровня, надежности проведения операций по перевалке контейнеров, что напрямую определяется качественным состоянием технико-технологического оборудования, эффективностью его использованием.

Управление смешанными перевозками является довольно сложной задачей. Особое значение при изучении вопроса обеспечения эффективности таких перевозок имеет учет и анализ текущего состояния транспортного сектора национальной экономики. Рассмотрим основные тенденции и проблемы развития смешанных перевозок в России (рисунок 4), что позволит выделить ключевые условия для роста качественной трансформации всей транспортной системы государства и, собственно, смешанных перевозок.

Неразвитость к востоку от Урала транспортных сообщений и низкое их качество

Сложность планирования централизованной системы завоза (вывоза) грузов автотранспортом

Сложность консолидации грузов в условиях уменьшения дискретности отправок и размеров товарных партий

Г

Не учет роли логистики в организации смешанных перевозок

Отсутствие логистических учетно-договорных единиц, обеспечивающих эффективную перевалку грузов с одного вида транспорта на другой

Несоответствие логистической национальной инфраструктуры международным стандартам

Не учет в планировании транспортно-экспедиционной деятельности специфики логистических операций в местах перевалки грузов

Неразвитость специального законодательства

I ~~

Низкие темпы обновления основных фондов транспортной отрасли

1

Сложность организации смешанных перевозок

Рисунок 4 - Причины неэффективности смешанных перевозок в России

Трудно гарантировать надежность смешанных перевозок, поскольку эффективная координация взаимодействия между различными видами транспорта требует специальной организации и логистической информационной поддержки, а самое главное - специализированной логистической инфраструктуры.

Чтобы достичь высокой эффективности данных перевозок, необходимо стремиться встраивать транспортные цепи в логистические. Это позволит повысить устойчивость грузовых потоков и, соответственно, обеспечить более полную загрузку транспортных мощностей перевозчиков, реализовать все преимущества единой транспортной технологии. В рамках разработки решений, направленных на повышение эффективности работы участников смешанных перевозок в цепях поставок следует определить ряд ключевых областей, требующих совершенствования (рисунок 5).

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК

Обеспечение технологического, экономического, организационного и информационного единства взаимодействия участников смешанных перевозок

Формирование разветвленной сети агентов, оказывающих транспортно- экспедиционные услуги

Передача отдельных логистических операций на аутсорсинг (прием по количеству и качеству, хранение и др.)

Обеспечение устойчивости и высокой концентрации грузовых потоков в местах перевалки

Обеспечение логистической совместимости участников смешанных перевозок в цепях поставок

Диверсификация основной деятельности транспортного предприятия (работа с различными грузами; консалтинговые услуги; логистические услуги)

Инфраструктурная интеграция участников смешанных перевозок

Нормирование логистических операций и взаимодействий в смешанных перевозках

Наличие постоянной клиентской базы

Формирование и развитие собственной складской сети

Избирательное отношение к сотрудничеству с другими предприятиями отрасли

Снижение логистических издержек на перевалку грузов

Рисунок 5 - Направления повышения эффективности смешанных перевозок

Отметим, что высокая эффективность смешанных перевозок во многом является производной от затрат на перевалку грузов. Основным вариантом снижения последних считается рациональная концентрация грузовых потоков в транспортных узлах. В основе преимущества такой схемы лежит возможность консолидации отправок.

Благодаря росту экспорта наибольшая доля импортных контейнеров имеет обратную загрузку (рисунок 6), такая тенденция наблюдается уже четвертый год подряд.

78 76 74 72 70 68 66 64 62

Россия

ООО "НУТЭП"

2016

2017

2018

Рисунок 6 - Динамика доли загрузки экспортных контейнеров в 2016-2018 гг., %

Доля груженых контейнеров в грузообороте «НУТЭП» выросла за рассматриваемый период до 70% и приближается к среднему показателю по России. Известно, что высокая доля груженых контейнеров способствует росту эффективности перевозок. Грузоотправитель имеет возможность экономить на снижении стоимости использования платформ, которые при наличии экспорта имеют обратную загрузку. При этом добавленная стоимость на контейнер растет для всех участников логистической цепочки.

Рассматривая повышение эффективности выполнения отдельных стивидорных операций, любой контейнерный терминал, в том числе и ООО «НУТЭП», прежде всего, должен быть ориентирован на повышение пропускной способности как в целом, так и по внутренним зонам.

Повысить эффективность смешанных перевозок можно:

— увеличив площадь контейнерной площадки или построив новый терминал. Но если это невозможно, то можно решить вопрос, за счет уменьшения административных единиц, в т. ч. сократив сервисные центры, отдав их под терминал;

— приобрести спецтехнику, в том числе разного вида крановое оборудование и внутрипортовый технологический транспорт, который может быть задействован на новых площадях, обустроенных под перевалку контейнерных грузов;

— осуществлять оперативный вывоз контейнеров с причальной зоны в тыловую («сухой» порт) и прохождение там ими таможенного контроля, который позволяет сократить срок их пребывания с 8 суток до 3 -5, что соответственно увеличивает перерабатывающую способность контейнерного терминала.

— внедрение новых инструментов оптимизации взаимодействия элементов контейнерного терминала (применение агентного подхода) и т.п.

Таким образом, задача логистики заключается в комплексной оптимизации управленческих решений по поставкам, сбыту, производственному процессу, закупкам и транспортировке для обеспечения обслуживания клиентов на требуемом уровне при меньших затратах.

Я.А. Гриневич - бакалавриат направления «Экономика» Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске, yanahighland@gmail.com,

Ya.A. Grinevich - bachelor in Economics Branch of FSBEI HE "KubSU" in Novorossiysk;

О.С. Хлусова - к.э.н., доцент кафедры информатики и информатики Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске, o.s.khlusova@gmail.com,

0.5. Khlusova - Ph.D., Associate Professor, Department of Informatics and Informatics Branch of FSBEI HE "KubSU" in Novorossiysk;

И.Г. Рзун - к.физ-мат.н., доцент кафедры информатики и информатики Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске, kaf-im@nvr.kubsu.ru,

1.G. Rzun - k. physical-mathematical sciences, associate professor of the Department of Informatics and Informatics, Branch of FSBEI HE "KubSU" in Novorossiysk.

РОСТ ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ: ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ GROWTH FROM HAPPINESS: FRANCHISING IN RUSSIA

Аннотация: В статье раскрыта сущность франчайзинга как формы бизнес сотрудничества, а также рассмотрены его основные формы. Изучены отношения участников франчайзинга, что помогло сформировать совокупность преимуществ и недостатков данного вида предпринимательской деятельности. Проведен анализ особенностей спроса на франшизы в Краснодарском крае. Авторы проводят оценку преимуществ и недостатков продажи франшизы в современных условиях, уделяя особое внимание рискам и возможности организации продаж франшизы. Работа подтверждает, что приобретение любой франшизы сопряжено с существенными рисками, которые необходимо учесть при выборе франчайзингового предложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation: The article reveals the essence of franchise as a form of business cooperation, as well as its main forms. The relations of the franchise participants were studied, which helped to form a set of advantages and disadvantages of this type of business activity. An analysis of the peculiarities of demand for franchises in Krasnodar Territory was carried out. The authors assess the advantages and disadvantages of selling a franchise in co-temporary conditions, focusing on risks and opportunities to organize franchise sales. The work confirmed that the acquisition of any franchise involved significant risks that needed to be taken into account when choosing a franchise proposal.

Ключевые слова: франчайзинг, бизнес, эффективность, инвестиции, компания.

Keywords: franchising, business, efficiency, investment, companies.

В современных условиях одновременно на рынке присутствует значительное число крупных российских и иностранных предприятий, в связи с чем возникает вопрос по расширению своей сети, при чем с меньшими затратами и рисками, без потери качества обслуживания. Поэтому одним из наиболее эффективных способов в сфере развития бизнеса является франчайзинг, который применяется как успешными компаниями, так и начинающими бизнесменами.

Употребление самого термина «франчайзинг» широко распространено во многих странах мира, включая Россию. Под данным термином в нашей стране понимается разновидность договора, а также определенные отношения между предпринимателями (таблица 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.