Научная статья на тему 'Оценка знаний студентов-медиков по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод'

Оценка знаний студентов-медиков по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
409
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ОЦЕНКА ИНФОРМИРОВАННОСТИ / БЕРЕМЕННОСТЬ / ПЛОД / АЛКОГОЛЬ / МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / MEDICAL STUDENTS / ASSESSMENT OF AWARENESS / PREGNANCY / THE FETUS / ALCOHOL / MEDICAL AND SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марянян Анаит Юрьевна, Протопопова Наталья Владимировна

Проведено анонимное анкетирование 250 студентов-медиков (77 студентов 4 курса, 97 студентов 5 курса и 76 студентов 6 курса) с целью определения их уровня знаний по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод. По данным исследования выявлено, что многие из студентов недостаточно информированы в вопросах, касающихся алкогольного синдрома плода. Полученные данные указывают на то, что студенты старших курсов также мало информированы в данных вопросах, как и студенты 4 курса. Поэтому, на наш взгляд, вопрос о тератогенном влиянии алкоголя и других вредных факторов на плод, должен быть внедрён в лекционный курс студентов 4, 5, 6 курсов. Должны быть созданы специальные программы обучения по вредным факторам, влияющим на плод. Таким образом, информированным студентам это поможет в профилактике рождения детей с нарушениями, возникающими под воздействием алкоголя в пренатальный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марянян Анаит Юрьевна, Протопопова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of knowledge of medical students on a teratogenic impact of alcohol on the fetus

An anonymous survey of 250 medical students (77 students of 4th year, 5th year 97 students and 76 students of 6 courses has been conducted. Questionnaires were administered to determine the level of students’ knowledge on the teratogenic effects of alcohol on the fetus. According to the study it has been revealed that many of the students are not well informed on matters relating to fetal alcohol syndrome. These data indicate that the students also have little information on these issues, as well as 4th year students. Therefore, in our opinion, the question of the teratogenic effects of alcohol and other harmful factors on the fetus should be introduced in the lecture course students. A special training programs on harmful factors affecting the fetus should be developed. Thus, for informed students, this may l help in preventing the birth of children with disorders that occur under the influence of alcohol during the prenatal period.

Текст научной работы на тему «Оценка знаний студентов-медиков по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод»

Information About the Author:

Zarubin Maxim - Chief Physician, MD, PhD, 664046, Baikalskaja st., 122, State Budget Institution of Health «Irkutsk Regional Blood Transfusion Station”, tel. (3952) 235138, e-mail: [email protected]

ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЭКОЛОГИЯ

© МАРЯНЯН А.Ю., ПРОТОПОПОВА Н.В. - 2014 УДК 618.26:613.81

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПО ВОПРОСАМ ТЕРАТОГЕННОГО ВЛИЯНИЯ АЛКОГОЛЯ НА ПЛОД

Анаит Юрьевна Марянян1, Наталья Владимировна Протопопова2 ('Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра акушерства и гинекологии с курсом подростковой гинекологии, зав. - д.м.н., проф. В.В. Флоренсов; 2Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра перинатальной и репродуктивной медицины, зав. - д.м.н., проф. Н.В. Протопопова)

Резюме. Проведено анонимное анкетирование 250 студентов-медиков (77 студентов 4 курса, 97 студентов 5 курса и 76 студентов 6 курса) с целью определения их уровня знаний по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод. По данным исследования выявлено, что многие из студентов недостаточно информированы в вопросах, касающихся алкогольного синдрома плода. Полученные данные указывают на то, что студенты старших курсов также мало информированы в данных вопросах, как и студенты 4 курса. Поэтому, на наш взгляд, вопрос о тератогенном влиянии алкоголя и других вредных факторов на плод, должен быть внедрён в лекционный курс студентов 4, 5, 6 курсов. Должны быть созданы специальные программы обучения по вредным факторам, влияющим на плод. Таким образом, информированным студентам это поможет в профилактике рождения детей с нарушениями, возникающими под воздействием алкоголя в пренатальный период.

Ключевые слова: студенты-медики, оценка информированности, беременность, плод, алкоголь, медикосоциологическое исследование.

ASSESSMENT OF KNOWLEDGE OF MEDICAL STUDENTS ON A TERATOGENIC IMPACT OF ALCOHOL ON THE FETUS

A.Y. Marianian1, N.V Protopopova2 ('Irkutsk State Medical University; 2Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, Russia)

Summary. An anonymous survey of 250 medical students (77 students of 4th year, 5th year 97 students and 76 students of 6 courses has been conducted. Questionnaires were administered to determine the level of students’ knowledge on the teratogenic effects of alcohol on the fetus. According to the study it has been revealed that many of the students are not well informed on matters relating to fetal alcohol syndrome. These data indicate that the students also have little information on these issues, as well as 4th year students. Therefore, in our opinion, the question of the teratogenic effects of alcohol and other harmful factors on the fetus should be introduced in the lecture course students. A special training programs on harmful factors affecting the fetus should be developed. Thus, for informed students, this may l help in preventing the birth of children with disorders that occur under the influence of alcohol during the prenatal period.

Key words: medical students, assessment of awareness, pregnancy, the fetus, alcohol, medical and sociological research.

Фетальный алкогольный синдром (ФАС) - это расстройство, возникающее вследствие употребления алкоголя матерью в пренатальном периоде, представляющее собой сочетание врождённых психических и физических дефектов, которые впервые проявляются при рождении ребёнка и остаются у него на всю жизнь. Это является главной причиной нарушений умственного развития, которые можно предотвратить в 100% случаев [1,12].

Фетальный алкогольный спектр нарушений (ФАСН) -термин, описывающий диапазон последствий, которые могут случиться у индивидуума, мать которого употребляла алкоголь в течение беременности. Эти последствия могут включать физические, умственные, поведенческие нарушения и/ или нарушения в обучении с возможными пожизненными последствиями [2,6,7].

Пренатальное воздействие алкоголя может привести к возникновению серьезных врожденных дефектов и ограничению развития детей. Влияние алкоголя на плод является одним из ведущих предотвратимых факторов возникновения врожденных дефектов и дисбаланса развития. Исследования последних лет показывают неуклонный рост числа женщин,

больных алкоголизмом [5]. Многие исследователи доказали роль алкоголизма в прогрессирующем росте изменений в фенотипической структуре популяции человека. Показано, что в ближайшие годы речь может идти об алкогольной деструкции генофонда и необратимом снижении общего уровня здоровья населения [4,8]. По литературным данным, ФАС занимает лидирующую позицию в списке известных причин задержки умственного развития [2,6,10,12].

Эпидемиологические исследования последних лет показали, что и социальная среда представляет собой самостоятельный, независимый от других важный фактор срыва адаптационных механизмов, лежащих в основе нормального развития детского организма [3]. В России точных эпидемиологических данных о частоте ФАС и ФАСН нет. Имеются лишь отдельные сообщения о распространённости ФАС на локальном уровне [2,10,11].

Важно, чтобы врачи, независимо от специальности, медсестры, студенты медицинских университетов и другие специалисты близких к здравоохранению профессий, обучались скринингу пациентов на возможное употребление алкоголя, и понимали вредные последствия внутриутробного воздей-

ствия алкоголя. Медицинский персонал должен знать и о ФАС и о необходимых услугах для обеспечения адекватного лечения, а также для обеспечения действующей поддержки и тесного контроля этих семей [9].

Цель исследования: определить уровень знания студентов 4, 5, 6 курсов медицинского вуза по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод после изучения соответствующей темы, предусмотренной действующей учебной программой дисциплины «Акушерство и гинекология».

Материалы и методы

Проведено анонимное анкетирование 250 студентов 4, 5, 6 курсов. Необходимо отметить, что по рабочей программе изучения дисциплины «Акушерство и гинекология» вопросам, касающимся влиянию вредных факторов на плод отводиться одно занятие.

Для удобства нами выделены 4 группы: 1 группа - студенты 4 курса (п=77), 2 группа - студенты 5 курса (п=97), 3 группа - студенты 6 курса (п=76). Средний возраст студентов составил 22,6±1,2. Отказов от анкетирования не было.

Выполненная работа не ущемляла права анкетируемых и осуществлялась с их предварительного согласия на проведение опроса. Работа осуществлялась с научноисследовательской целью.

Для достижения поставленной цели использовали анке-

ту (табл. 1), которая состояла из 28 вопросов, касающихся ФАС и ФАСН, предоставляющую возможность определить уровень знаний студентов по данной проблеме. Данная анкета разработана исследовательской группой профилактики ФАС Санкт-Петербургского государственного университета, при финансовой поддержке Центров по контролю за заболеваниями и профилактике, Национального центра по врожденным дефектам и инвалидностям детства через договор с Ассоциацией Университетских центров по ограниченным возможностям, Гранты No. AUCD RTOI 2005-999-01 и RTOI 2007-999-02 Б. Боннер и Т. Балашовой, Центра наук о здоровье университета Оклахомы (США) (htt://netfas.net/pro/).

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета анализа Excel и программы «Statistica v. 6 for Windows». Все полученные данные обработаны методами вариационной статистики с оценкой статистической значимости различий по непараметрическим критериям Манна-Уитни и критерию х2. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез р<0,05.

Результаты и обсуждение

По результатам исследования выявлено, что на 1-ый вопрос: «ФаС встречается реже, чем синдром Дауна», правильно ответили 63(81,8%) студента в 1 группе, 72 (74,2%) - во 2-й,

Таблица 1

Анкета для выявления информированности по вопросам ФАС и ФАСЫ

№ Вопрос Правильный ответ

1 Фетальный алкогольный синдром (ФАС) встречается реже, чем синдром Дауна? нет

2 Женщина должна полностью воздерживаться от употребления алкоголя во время беременности? да

3 Алкоголь вызывает более тяжелые поражения плода, чем наркотики? да

4 Алкогольный синдром плода неизлечим и длится всю жизнь? да

S Оценка риска воздействия алкоголя во время беременности должна проводиться врачом со всеми женщинами детородного возраста? да

б Универсальная мера алкоголя, обозначаемая как одна доза, примерно составляет 100 мл водки? нет

1 Наиболее чувствительным вопросом для оценки риска, связанного с употреблением алкоголя является: Вопрос о частоте употребления 4 и более доз алкоголя за один раз (например, за один вечер)

В Инструменты скрининга эффективны для выявления женщин с повышенным риском рождения детей с ФАСН? ТОСО (Т-АСЕ)

9 Если существует риск воздействия алкоголя на плод, то необходимо обязательно направить женщину в лечебное учреждение, специализирующееся на лечении алкогольных проблем? нет

10 К категории женщин, «умеренно употребляющих алкоголь», относятся женщины, употребляющие не более 10 доз алкоголя в неделю? нет

11 Умеренно употребляющие алкоголь женщины относятся к группе низкого риска последствий для здоровья? да

12 Беременные женщины, употребляющие умеренно, относятся к группе низкого риска последствий для здоровья? нет

13 Повышение толерантности, т.е. переносимости алкоголя, проявляющееся в способности употреблять большие дозы алкоголя, не пьянея, является одним из симптомов формирования алкоголизма? да

14 При потреблении эквивалентных доз алкоголя, концентрация этанола в крови женщины достигает большего уровня, чем в крови мужчины? да

1S Прием витаминов предотвращает тератогенное воздействие алкоголя на плод во время беременности? нет

16 Основные нарушения в формировании и функционировании систем и органов плода вызываются продуктом переработки алкоголя - ацетальдегидом? да

11 При употреблении алкоголя беременной женщиной, уровень алкоголя в крови плода может оказаться выше, чем в крови матери? да

18 Употребление умеренных доз слабоалкогольных напитков, таких как пиво или красное вино во время беременности не представляет риска? нет

19 Употребление алкоголя во время последнего триместра беременности не представляет риска, поскольку мозг ребенка уже сформирован? нет

20 Для фетального алкогольного синдрома характерны следующие лицевые аномалии: Сглаженность губного желобка

21 Для фетального алкогольного синдрома характерны следующие лицевые аномалии: Тонкая верхняя губа

22 Для детей с фетальным алкогольным синдромом характерен: Низкий интеллект

23 Типичные для ФАС дисморфии лица встречаются только при ФАС и обязательно свидетельствуют о ФАС? нет

24 Своевременная диагностика и правильное ведение случая ФАС/ФАСН Предотвращает вторичные нарушения у ребенка

2S Ведение случая и патронаж семьи являются главной стратегией помощи при ФАС/ФАСН? да

26 При ФАСН показатели эмоционального и социального развития соответствует биологическому возрасту нет

21 При поведенческих нарушениях ребенка с ФАСН следует направить на Обучение родителей приемам воспитания

2В Если мать злоупотребляет алкоголем или другим образом наносит вред здоровью будущего ребенка Решение вопроса о мерах помощи или принудительной госпитализации зависит от существующего законодательства

56 (73,7%) - в 3-й. Отмечено, что несколько лучше ответили на этот вопрос студенты 1 группы, и примерно одинаково, но с меньшим количеством правильных ответов - студенты 2 и 3 групп.

В анкете 2-ой вопрос был посвящён тому, что должна ли женщина воздерживаться от употребления алкоголя во время беременности. На этот вопрос одинаково хорошо ответили все анкетируемые. В 1 и 2 вопросах статистически значимых различий при сравнении показателей анкетируемых не выявлено (р>0,05).

Что касается того, что алкоголь или наркотик вызывает более тяжёлые поражения плода (вопрос 3-ий), правильно ответили 28 (36,3%) студентов в 1 группе, 42 (43,2%) - во 2-й и 32 (42,1%) - в 3-й. Статистически значимые различия при сравнении показателей не получены (р>0,05).

На вопросы, касающиеся лечения ФАС, риска воздействия алкоголя во время беременности, дозы алкоголя, оценки риска, связанного с употреблением алкоголя, все анкетируемые также ответили примерно одинаково. То, что алкогольный синдром плода неизлечим и длится на всю жизнь (4ый вопрос), знают 46 (59,7%) студентов в 1 группе, 69 (71,1%) - во 2-й, 51 (67,1%) - в 3-й. Видно, что студенты 5 курса дали лучший ответ, чем студенты 6-го и 4-го курсов. Возможно, это связано с тем, что студенты 4 курса недостаточно освоили материал в виду недостаточности времени, отведённого на данную тему, а студенты старших курсов могли не помнить, что проходили два года назад.

Известно, что оценка риска воздействия алкоголя во время беременности должна проводиться врачом всем женщинам детородного возраста (5-й вопрос). Примерно одинаково ответили студенты всех групп. Ответ на данный вопрос знает только примерно каждый 5-й студент.

Что означает доза алкоголя, принятая по ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), правильно ответили примерно каждый 2-й студент 4-го и 5-го курсов. Необходимо отметить, что студенты 6 курса дали более высокий процент правильных ответов - 89,5%.

Наиболее чувствительным вопросом для оценки риска, связанного с употреблением алкоголя, является вопрос о частоте употребления 4 и более доз алкоголя за один раз (например, за один вечер), (7-ой вопрос). На данный вопрос

меньшее количество правильных ответов дали студенты 6-го курса. При сравнении показателей всех анкетируемых групп по 4, 5, 6, 7-му вопросам статистически значимых различий не выявлено (р>0,05).

Необходимо отметить, что многие студенты практически не знают о методах скрининга, которые применяются для выявления женщин с повышенным риском рождения детей с ФАС и ФАСН (вопрос 8-ой). Получены статистически значимые различия при сравнении показателей 1 и 3 групп (р<0,05), (табл. 2), а также при сравнении 2 и 3 групп (р<0,05) (табл. 3).

Таблица 3 Сравнительная характеристика осведомлённости студентов ИГМУ 5 и 6 курсов о проблеме ФАС и ФАСН (отмечены только те вопросы, по которым получены статистически значимые различия)

№ вопроса Студенты 5 курса Студенты 6 курса

п=97 % п II ■^1 О* %

8 44 45,4 66 86,8*

25 12 15,6 23 30,3*

Примечания: *-р<0,05 - критерий статистически значимых различий при сравнении показателей 2 и 3 групп.

В анкете 9-ый вопрос, указывает на то, что если существует риск воздействия алкоголя на плод, необходимо обязательно направлять женщину в лечебное учреждение, специализирующееся на лечение алкогольных проблем. Правильный ответ «НЕТ». По данному вопросу получено статистически значимое различие при сравнении показателей 1 и 2 групп (р<0,05), 1 и 3 групп (р<0,05) (табл. 2).

На 10-й вопрос, в котором говорится, что к категории женщин, «умеренно употребляющих алкоголь», относятся женщины, употребляющие не более 8 доз алкоголя в неделю, лучше ответили студенты 4-го курса, что составило 77,9%. Статистически значимых различий при сравнении групп не выявлено (р>0,05).

О том, что умеренно употребляющие алкоголь женщины относятся к группе низкого риска последствий для здоровья (11-й вопрос), знают 24 (31,2%) студента в 1 группе, 55 (56,7%) - во 2-й, 48 (63,2%) - в 3-й. По данному вопросу выявлены статистически значимые различия при сравнении показателей 1 и 2 групп; 1 и 3 групп (р<0,05) (табл. 2).

По вопросам, касающимся группы риска, толерантности к алкоголю, возможности профилактики ФАС витаминными комплексами, патогенеза воздействия алкоголя на плод (вопросы с 12-го по 19-й), при сравнении показателей всех анкетируемых статистически значимых различий не выявлено (р>0,05). Причём необходимо отметить, что на эти вопросы примерно одинаково ответили все анкетируемые. Только на 18-й и 19-й вопросы несколько лучше ответили студенты 4-го курса. Мы связываем это с тем, что они отвечали на вопросы анкеты сразу после изучения соответствующей темы, предусмотренной действующим учебным планом дисциплины «Акушерство и гинекология».

При сравнении ответов на вопросы, касающихся клиники ФАС и ФАСН, (20-ый и 21-ый вопросы) также получены недостаточно хорошие результаты. На 20-й вопрос меньшее количество правильных ответов получено из результатов анкет 4-го курса. Хотя студенты 5-го курса также ответили меньше 50%. Из студентов 6-го курса правильно ответили только каждый 2-й. Правильно ответили на 21-й вопрос только каждый второй студент

4, 5 и 6 курсов. Статистически значимые различия при сравнении показателей по данным вопросам не получены (р>0,05).

22-й вопрос указывает, что для детей с ФАС характерен низкий интеллект. В 23-м вопросе говорится, что «Типичные для ФАС дисморфии лица встречаются только при ФАС и обязательно свидетельствуют о ФАС?». Ответ на этот вопрос (23-ий) - «НЕТ». 24-й вопрос посвящён тому, что своевременная диагностика и правильное

Таблица 2

Сравнительная характеристика осведомлённости студентов 4, 5 и 6 курсов о проблеме ФАС и ФАСН

№ вопроса Студенты 4 курса Студенты 5 курса Студенты 6 курса

п II ^1 % 7 9 = п % п II %

1 63 81,8 72 74,2 56 73.7

2 67 87,01 84 86,6 69 90,8

3 28 36,3 42 43.2 32 42,1

4 46 59,7 69 71,1 51 67,1

5 73 94,8 80 82,5 70 92,1

6 43 55,8 58 59.8 68 89,5

7 50 64,9 68 70,1 48 63,2

8 23 29,9 44 45,4 66 86,8**

9 17 22,1 48 49.5* 50 65,8**

10 60 77,9 69 71,1 57 75

11 24 31,2 55 56,7* 48 63,2**

12 53 68,8 66 68,0 42 55,3

13 61 79,2 74 76,3 53 69,7

14 61 79,2 76 78,4 57 75

15 67 87,01 74 76,3 52 68,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 73 94,8 82 84,5 69 90,8

17 49 63,6 68 70,1 55 72,4

18 69 89,6 67 69,1 46 60,5

19 67 87,01 74 76,3 58 76,3

20 29 37,7 46 47,4 40 52,6

21 40 51,9 55 56,7 43 56,6

22 56 72,7 69 71,1 50 65,8

23 61 79,2 69 71,1 53 69,7

24 61 79,2 59 60,8 36 47,4

25 63 81,8 12 15,6* 23 30,3**

26 65 84.4 72 74,2 56 73.7

27 43 55,8 51 52,6 38 50

28 44 57,1 68 70,1 43 56,6

Примечания: *-р<0,05 - критерий статистически значимых различий при сравнении показателей 1 и 2 групп; **-р<0,05 - критерий статистически значимых различий при сравнении показателей 1 и 3.

ведение случая ФАС и ФАСН, предотвращает вторичные нарушения у ребёнка, а не позволяет ребёнку с ФАС нормально успевать в обычной школе. На 22-й и 23-й вопрос примерно одинаково ответили все студенты. На 24-й вопрос меньшее количество правильных ответов получено из результатов анкет студентов 6-го курса (47,4%). При сравнении показателей групп по данным вопросам статистически значимых различий не получено (р>0,05).

На 25-ый вопрос, что ведение случая и патронаж семьи, являются главной стратегией помощи при ФАС и ФАСН, правильный ответ дали 63 (81,8%) студента в 1 группе, 12 (15,6%) - во 2 группе и 23 (30,3%) - в 3 группе. Получены статистически значимые различия при сравнении 1, 2 групп (р<0,05); 1,3групп (р<0,05); 2,3 групп (р<0,05) (табл. 2, 3).

26-ой вопрос указывает на то, что показатели эмоционального и социального развития при ФАСН не соответствуют биологическому возрасту. На этот вопрос ответили большинство анкетируемых. Так, правильный ответ дали 65 (84,4%) студентов в 1 группе, 72 (74,2%) - во 2 группе, 56 (73,7%) - в 3 группе. При сравнении показателей групп по данному вопросу статистически значимых различий не получено (р>0,05).

В анкете имеется вопрос (27-ой вопрос), который показывает, что при поведенческих нарушениях ребенка с ФАСН следует направить не на гипноз или игровую терапию, а необходимо обучать родителей приёмам воспитания. На данный вопрос примерно одинаково ответили все анкетируемые. Каждый второй ответил верно.

В 28-ом вопросе говориться, что если мать злоупотребляет алкоголем или другим образом наносит вред здоровью будущего ребенка, то решение вопроса о мерах помощи или

принудительной госпитализации зависит от существующего законодательства. Лучший ответ на данный вопрос дали студенты 5 курса, что составило 70,1%. Студенты 4 и 6 курсов дали меньшее количество правильных ответов, что составило 57,1% и 56,6% соответственно. По 26, 27, 28 вопросам, касающимся социального аспекта и поведенческих нарушений у ребёнка, статистически значимых различий не выявлено(р>0,05).

По результатам исследования можно сделать вывод, что многие из студентов 4, 5, 6 курсов недостаточно информированы в вопросах, касающихся ФАС и ФАСН. Несмотря на то, что в рабочей программе изучения дисциплины «Акушерство и гинекология» вопросам, касающимся влияния вредных факторов на плод отводится одно занятие, по проведённому сравнительному анализу видно, что студенты старших курсов (5-го и 6-го) недостаточно ориентируются в этих вопросах. Поэтому, на наш взгляд, вопрос о тератогенном влиянии алкоголя и других вредных факторов на плод, должен быть внедрён в лекционный курс студентов 4, 5, 6 курсов, а также, возможно, необходимо посвящать этим вопросам не одно, а несколько практических занятий. Данную тематику целесообразно изучать не только на 4 курсе, но необходимо ввести занятия и на 5, и на 6 курсах, т.к. студентам недостаточно одного занятия на 4 курсе. Должны быть созданы специальные программы обучения для информирования студентов о влиянии вредных факторов на плод, в частности алкоголя.

Таким образом, студенты, будущие врачи, информированные о последствиях влияния алкоголя на плод, независимо от того, какую они специальность выберут, помогут в профилактике рождения детей с пожизненными нарушениями, возникающими под воздействием алкоголя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашова Т.Н., Волкова Е.Н., Инсурина Г.Л. и др. Фетальный алкогольный синдром. - СПб., 2012. - С.3-51.

2. Балашова Т.Н., Собелл Л. Применение техник мотивационного интервью в работе с пациентами, имеющими алкогольные проблемы // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2007. - №1. - С.4-7.

3. Воробьева Е.А., Долотова Н.В., Кузьменко Г.Н. и др. Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС, воспитывающихся в разных условиях, и его взаимосвязь с функциональным состоянием гипофиз-тиреоидной системы, перекисным окислением липидов и антиоксидантной активностью // Педиатрия. - 2009. - Т. 10. №6. - С.91-101.

4. Кершенгольц Б.М., Колосова О.Н., Кривогорницына Е.А. Физиолого-биохимические механизмы формирования этно-генетических и экологических особенностей алкогольных патологий в условиях севера и их влияние на общую заболеваемость // Вестник РУДН. - 2000. - №2. - С.106.

5. Кошкина Е.А., Спектор Ш.И. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма. - М: ПЕР СЭ, 2008. - 288 с.

6. Крупская Т.С. Состояние липидов обмена у новорожденных, родившихся от матерей, употребляющих алкоголь: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук - Ставрополь, 1992. - 22 с.

7. Малахова Ж.Л. Клинико-патогенетические основы фетального алкогольного синдрома у детей раннего возраста: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Екатеринбург, - 2012. -47 с.

8. ПальчикА.Б., ФёдороваЛ.А., Легонькова С.В. Фетальный алкогольный синдром: Методические рекомендации. - СПб., 2006. - 24 с.

9. Фетальный алкогольный синдром: методические рекомендации по направлению к специалистам и диагностике. Исследовательская группа профилактики ФАС в России: http://netfas.net/. Июль, 2004.

10. Aase J.M. Clinical recognition of FAS // Alcohol. Health. Res. World. - 1994. - Vol. 18. №1. - P.5-9.

11. Abel E.L. Pharmacology of alcohol relating to pregnancy and lactation. - Buffalo, NY: Plenium Press, 1984. - P.29-45.

12. Menella J.A. Infant’s suckling response to the flavor of alcohol in mother’s milk // Alcohol Clin Exp Res. - 1997. - Vol. 21. - P.581-585.

REFERENCES

1. Balashov T.N., Volkova E., Insurina G.L., et al. Fetal alcohol syndrome. - St. Petersburg, 2012. - P3-51. (in Russian).

2. Balashova T.N., Sobell L. Application of motivational interviewing techniques in working with patients who have alcohol problems // Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii im. VM. Behtereva. - 2007. - №1. - P4-7. (in Russian).

3. Vorobyova E.A., Dolotova N.V., Kuz’menko G.N. Features of mental development of young children with the consequences of perinatal lesions of the central nervous system are brought up in different environments, and its relationship with the functional state of the pituitary-thyroid system, lipid peroxidation and antioxidant activity // Pediatrija. - 2009. - Vol. 10. - P91-101 (in Russian).

4. Kerchengolts B.M., Kolosov O.N., Krivogornitsyna E.A. Physiological and biochemical mechanisms of ethno-genetic and ecological features of alcoholic pathologies in the north and their impact on the overall rate // Vestnik Rossijskogo Universiteta Druzby Narodov. - 2000. - №2. - P106. (in Russian).

5. Koshkin E.A., Spector S.I. Health, social and economic consequences of drug and alcohol abuse. - M: PER SE, 2008. -

288 p. (in Russian).

6. Krupskaya T.S. State of lipid metabolism in infants born to mothers who consume alcohol: Author. diss. ... PhD. - Stavropol, 1992. - 22 p. (in Russian).

7. Malakhova J.L. Clinical and pathogenetic basis of fetal alcohol syndrome in infants. Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. -Yekaterinburg, 2012. - P47. (in Russian).

8. Palchik A.B., Fedorov L.A., Legonkova S.V. Fetal Alcohol Syndrome: Guidelines. - St. Petersburg, 2006. - 24 p. (in Russian).

9. Fetal alcohol syndrome: guidelines for referral and diagnosis. The research group in the prevention of FAS Russia: http://netfas.net/. July, 2004. (in Russian).

10. Aase J.M. Clinical recognition of FAS // Alcohol. Health. Res. World. - 1994. - Vol. 18. №1. - P.5-9.

11. Abel E.L. Pharmacology of alcohol relating to pregnancy and lactation. - Buffalo, NY: Plenium Press, 1984. - P.29-45.

12. Menella J.A. Infant’s suckling response to the flavor of alcohol in mother’s milk // Alcohol Clin Exp Res. - 1997. - Vol. 21. - P.581-585.

Информация об авторах:

Марянян Анаит Юрьевна - к.м.н., ассистент, е-mail: [email protected], 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, докторант Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН; Протопопова Наталья Владимировна - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой, руководитель лаборатории, e-mail: [email protected],

664079, г. Иркутск, мкр. Юбилейный, 100.

Information About the Author:

Marianian Anait Yurievna - MD, PhD, e-mail: [email protected], 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstaniya St., 1, Russia, Doctoral Scientific Centre of the Family Health and Human Reproduction Problems, SB RAMS, Irkutsk, Russia; Protopopova Natalia Vladimirovna -Ph.D., Professor, Head of Department, Head of Laboratory, e-mail: [email protected],

664079, Irkutsk, md. Yubileyni, 100, Russia

в БОРОВСКИЙ И.В., ТЮМЕНЦЕВ А.Т., КАЛАЧЕВА Г.А. - 2014 УДК 614.2:616.98:616-036.2:615.036(571.1/5)

ЭВОЛЮЦИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Игорь Владимирович Боровский1, Александр Тимофеевич Тюменцев2, Галина Аркадьевна Калачёва2 ('Омская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. А.И. Новиков, кафедра эпидемиологии, зав. - д.м.н., проф. В.Л. Стасенко; 2Омский научно-исследовательский институт природноочаговых инфекций, директор - д.м.н., проф. Н.В. Рудаков, Сибирский федеральный окружной центр по профилактике и борьбе

со СПИД, руководитель - к.м.н. А.Т. Тюменцев)

Резюме. Проведен анализ динамики эпидемического процесса ВИЧ-инфекции на административных территориях Сибирского федерального округа за период с І987 по 20І2 гг., дана характеристика его развития на различных этапах эпидемии. По материалам 20І2 г. половой путь передачи ВИЧ был превалирующим на территориях: Республик Бурятия (8б,2%), Алтай (81,б%), Тыва (78,б%) и Хакасия (б3,4%), Забайкальского края (83,3%), Иркутской области (73,2%). При этом доминирующая передача ВИЧ при инъекциях наркотиков регистрировалась на территориях: Кемеровской (б7,9%), Томской (б8,5%), Новосибирской (б3,5%) и Омской (52,9%) областей, Алтайского края (58,9%). На Примере Омской области на протяжении периода 2008-2012 гг. изучена структура путей передачи ВИЧ, которая претерпела значительные изменения: отмечалась выраженная динамика уменьшения числа, заразившихся при инъекциях наркотика (с 79,4% до 52,9%) и увеличения доли лиц, заразившихся половым путём (с 19,б% до 4б,4%). Описаны основные признаками несформированного внутреннего резервуара возбудителя ВИЧ-инфекции на территории.

Ключевые слова: эпидемический процесс, ВИЧ-инфекция, заболеваемость, пораженность населения, Сибирский федеральный округ.

EVOLUTION OF THE EPIDEMIC PROCESS OF HIV INFECTION IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

I.V. Borowski1, A.T. Tumensev2, G.A. Kalacheva2 (1Omsk State Medical Academy; 2Omsk Research Institute of natural local infections, Russia)

Summary. tte analyses of the dynamics of the epidemic process of HIV infection has been done in the administrative territories of the Siberian Federal District in the period from 1987 to 2012. tte characteristic of its development at various stages of the epidemic was given. Based on materials from 2012 sexual transmission of HIV was prevalent in the territories: Republic of Buryatia (86,2%), Altai (81,6%), Tyva (78,6%), and Khakassia (63,4%), Trans-Baikal (83,3%) Territory, the Irkutsk region (73,2%). In this case, the dominant transmission of HIV through injecting drug use was recorded in the territories: Kemerovo (67,9%) and Tomsk (68,5%), Novosibirsk (63,5%) and Omsk (52,9%) regions, the Altai territory (58,9%). On the example of the Omsk region over the period of 2008-2012 studied the structure of the modes of transmission, which has undergone a significant change: the dynamics of a marked decrease in the number who were infected by injection drug use (from 79,4% to 52,9%) and an increase in the proportion of people infected through sex (from 19,6% to 46,4%). tte basic signs of unformed inner tank pathogen HIV infection in the area were described.

Key words: the epidemic process, HIV infection, the morbidity, populations prevalence, the Siberian Federal District.

Пандемия ВИЧ-инфекции поставила перед народами и международными сообществами глобальные проблемы в области политики, экономики, здравоохранения и в других социальных сферах.

На фоне эпидемического распространения ВИЧ-инфекции в мире в Российской Федерации первые случаи этого заболевания среди отечественных граждан были выявлены только в 1987 г. [3]. Первое десятилетие эпидемии ВИЧ-инфекции в России характеризовались относительно высоким уровнем заболеваемости на отдельных западных территориях и сравнительно благополучной эпидемической ситуацией на большинстве административных территорий страны. Во второй половине 1990-х годов отмечалась резкая активизация эпидемического процесса в Российской Федерации, за счет интенсивного распространения ВИЧ-инфекции в среде наркоманов. В настоящее время практически все регионы страны охвачены эпидемией, интенсивность которой зависит от сроков начала эпидемии и территориаль-

ных особенностей предпосылок развития эпидемического процесса ВИЧ-инфекции.

Целью исследования явилось изучение особенностей эпидемического процесса ВИЧ-инфекции на административных территориях Сибирского федерального округа на различных этапах развития эпидемии.

Материалы и методы

Исследования проводились на территории Сибирского федерального округа, включающего в себя следующие субъекты Российской Федерации: Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский и Забайкальский края, Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую и Томскую области.

Проведен ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости ВИЧ-инфекцией за период 1987-2012 гг. на основе материалов официальной регистрации и данных го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.