Научная статья на тему 'Тренинг студентов 4-го курса лечебного факультета, как один из методов обучения, по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод'

Тренинг студентов 4-го курса лечебного факультета, как один из методов обучения, по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / MEDICAL STUDENTS / ОЦЕНКА ИНФОРМИРОВАННОСТИ / ASSESSMENT OF AWARENESS / БЕРЕМЕННОСТЬ / PREGNANCY / ПЛОД / FETUS / АЛКОГОЛЬ / ALCOHOL / МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / MEDICAL AND SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марянян Анаит Юрьевна

Влияние алкоголя на плод является одним из ведущих предотвратимых факторов возникновения врожденных дефектов и дисбаланса развития. Цель исследования определить уровень знания студентов 4-го курса лечебного факультета по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод, провести их обучение в виде тренинга по данному вопросу и оценить эффективность этого тренинга. Проведено анонимное анкетирование 77 студентов 4-го курса лечебного факультета, которые прошли обучение (тренинг) по вопросам алкогольного синдрома плода. Анкетирование проводилось до и после тренинга. По данным исследования выявлено, что многие из студентов недостаточно информированы в вопросах, касающихся алкогольного синдрома плода. Показано, что те студенты, которые прошли тренинг, лучше знают о пагубном влиянии алкоголя на плод, что говорит об эффективности тренинга как методе обучения. Таким образом, студенты, будущие врачи, должны владеть информацией о последствиях влияния алкоголя на плод. Это должно помочь в профилактике рождения детей с пожизненными нарушениями жизненно важных органов, которые возникают под воздействием алкоголя и являются главной причиной нарушений умственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марянян Анаит Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING 4TH YEAR STUDENTS OF MEDICAL FACULTY AS ONE OF THE METHODS OF EDUCATION FOR TERATOGENIC EFFECTS OF ALCOHOL ON THE FETUS

The effects of alcohol on the fetus is one of the leading preventable factors of birth defects and development imbalances. Objective: to determine the level of knowledge of 4th year students of medical faculty on the teratogenic effects of alcohol on the fetus. Conduct their training in the form of training on this issue and assess the effectiveness of the training. An anonymous survey of 77 4th year students of medical faculty who have been trained (training) on fetal alcohol syndrome. Questionnaires were administered before and after training. According to the study revealed that many of the students are not well informed on matters relating to fetal alcohol syndrome. It is shown that those students who have been trained, better know about the harmful effects of alcohol on the fetus, which indicates the eff ectiveness of the training, as a method of learning. Thus, students, future doctors should be informed about the consequences of the impact of alcohol on the fetus. This should help to prevent the birth of children with lifelong disorders of vital organs that have arisen under the influence of alcohol and is a major cause of human mental development.

Текст научной работы на тему «Тренинг студентов 4-го курса лечебного факультета, как один из методов обучения, по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод»

2014

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 11

Вып. 4

ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 618.26:613.81 А. Ю. Марянян

ТРЕНИНГ СТУДЕНТОВ 4-ГО КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА,

КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ПО ВОПРОСАМ ТЕРАТОГЕННОГО

ВЛИЯНИЯ АЛКОГОЛЯ НА ПЛОД

Иркутский государственный медицинский университет, Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1

Влияние алкоголя на плод является одним из ведущих предотвратимых факторов возникновения врожденных дефектов и дисбаланса развития. Цель исследования — определить уровень знания студентов 4-го курса лечебного факультета по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод, провести их обучение в виде тренинга по данному вопросу и оценить эффективность этого тренинга. Проведено анонимное анкетирование 77 студентов 4-го курса лечебного факультета, которые прошли обучение (тренинг) по вопросам алкогольного синдрома плода. Анкетирование проводилось до и после тренинга. По данным исследования выявлено, что многие из студентов недостаточно информированы в вопросах, касающихся алкогольного синдрома плода. Показано, что те студенты, которые прошли тренинг, лучше знают о пагубном влиянии алкоголя на плод, что говорит об эффективности тренинга как методе обучения. Таким образом, студенты, будущие врачи, должны владеть информацией о последствиях влияния алкоголя на плод. Это должно помочь в профилактике рождения детей с пожизненными нарушениями жизненно важных органов, которые возникают под воздействием алкоголя и являются главной причиной нарушений умственного развития. Библиогр. 9 назв. Ил. 1. Табл. 2.

Ключевые слова: студенты-медики, оценка информированности, беременность, плод, алкоголь, медико-социологическое исследование.

TRAINING 4TH YEAR STUDENTS OF MEDICAL FACULTY AS ONE OF THE METHODS OF EDUCATION FOR TERATOGENIC EFFECTS OF ALCOHOL ON THE FETUS

A. Y. Marianian

Irkutsk State Medical University, 1, ul. Krasnogo Vosstaniya, Irkutsk, 664003, Russian Federation

The effects of alcohol on the fetus is one of the leading preventable factors of birth defects and development imbalances. Objective: to determine the level of knowledge of 4th year students of medical faculty on the teratogenic effects of alcohol on the fetus. Conduct their training in the form of training on this issue and assess the effectiveness of the training. An anonymous survey of 77 4th year students of medical faculty who have been trained (training) on fetal alcohol syndrome. Questionnaires were administered before and after training. According to the study revealed that many of the students are not well informed on matters relating to fetal alcohol syndrome. It is shown that those students who have been trained, better know about the harmful effects of alcohol on the fetus, which indicates the effectiveness of the training, as a method of learning. Thus, students, future doctors should be informed about the consequences of the impact of alcohol on the fetus. This should help to prevent the birth of children with lifelong disorders of vital organs that have arisen under the influence of alcohol and is a major cause of human mental development. Refs 9. Fig 1. Tables 2.

Keywords: medical students, assessment of awareness, pregnancy, the fetus, alcohol, medical and sociological research.

Влияние алкоголя на плод является одним из ведущих предотвратимых факторов возникновения врожденных дефектов и дисбаланса развития [1, 2].

Многие исследователи доказали роль алкоголизма в прогрессирующем росте изменений в фенотипической структуре популяции человека. Показано, что в ближайшие годы речь может идти об алкогольной деструкции генофонда и необратимом снижении общего уровня здоровья населения [3, 4].

Фетальный алкогольный синдром (ФАС) — это расстройство, возникающее вследствие употребления алкоголя матерью в пренатальном периоде, представляющее собой сочетание врожденных психических и физических дефектов, которые впервые проявляются при рождении ребенка и остаются у него на всю жизнь. Это является главной причиной нарушений умственного развития, которые можно предотвратить в 100% случаев [3, 4].

Фетальный алкогольный спектр нарушений (ФАСН) — термин, описывающий диапазон последствий, которые могут случиться у индивидуума, мать которого употребляла алкоголь в течение беременности. Эти последствия могут включать физические, умственные, поведенческие нарушения и/или нарушения в обучении с возможными пожизненными последствиями [4, 5].

В России точных эпидемиологических данных о частоте ФАС и ФАСН нет. Имеются лишь отдельные сообщения о распространенности ФАС на локальном уровне. Так, при обследовании педиатрами 2352 детей в специальных сиротских приютах Москвы (83% от числа детей, находящихся в этих учреждениях) было выявлено 186 (7,9%) детей с ФАС. В специализированном неонатологическом стационаре в 2005 г. грудные дети с ФАС составили 3,5% [6]. Исследования, проведенные в домах ребенка в Мурманске, показали, что 13% детей имели ФАС и у 45% детей отмечались нарушения фетального алкогольного спектра [4].

Важно, чтобы врачи и будущие врачи — студенты — знали о ФАС и о необходимых услугах для обеспечения адекватного лечения и действующей поддержки семей, в которых есть ребенок с ФАС [4, 7, 8].

Цель исследования — определить уровень знания студентов 4-го курса лечебного факультета по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод. Провести их обучение в виде тренинга по данному вопросу и оценить эффективность этого тренинга.

Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование 77 студентов 4-го курса лечебного факультета на базе Иркутского государственного медицинского университета (ИГМУ). Для удобства нами выделены 2 группы: 1-я группа — студенты 4-я курса лечебного факультета до тренинга (п = 77), 2-я группа (п = 77) — те же студенты 4-го курса лечебного факультета после проведенного тренинга. Средний возраст студентов составил 22,6±2,4 года. Отказов от анкетирования не было.

В первую очередь проводили анкетирование студентов 1-й группы. После анкетирования студентам предоставлялась полная информация по вопросам ФАС и ФАСН в виде лекции в течение 2 ч. На одном занятии проводили обучение (тренинг) по вопросам, касающимся тератогенного влияния алкоголя на плод. Суть тре-нига заключалось в том, что вначале проводили теоретическую подготовку, затем приступали к практической части. Студентов разделяли на несколько групп по три человека. Разыгрывались ролевые ситуации «На приеме у врача-акушера-гинеколога». Все участники разыгрывали по очереди роли врача, пациента и наблюдателя.

В каждой группе один человек выступал в качестве пациента, второй — в качестве врача, а третий координировал врача, правильно ли он выполнял шаги краткосрочного вмешательства при беседе с пациенткой [1]. Студентам был представлен раздаточный материал (памятка ведущему группы, инструкция для врача, инструкция для наблюдателя и для пациента). Задачами тренинга явились: сформировать у студентов адекватное представление о влиянии алкоголя на плод, ознакомить их с понятием «доза алкоголя», сформировать представления о ФАС и ФАСН, ознакомить с основными методами скрининга на употребление алкоголя и с основными принципами краткосрочного вмешательства по отношению к женщинам, употребляющими алкоголь.

Для достижения поставленной цели использовали анкету (табл. 1), которая состояла из 28 вопросов, касающихся проблемы ФАС и ФАСН. Она давала возможность определить уровень знаний студентов по данной проблеме. Анкета и материалы для тренинга студентов разработаны исследовательской группой профилактики ФАС Санкт-Петербургского государственного университета при финансовой поддержке Центра по контролю за заболеваниями и профилактике (CDC), Национального центра по врожденным дефектам и инвалидностям детства (NCBDDD) через договор с Ассоциацией университетских центров по ограниченным возможностям (AUCD, гранты № AUCD RTOI 2005-999-01 и RTOI 2007-999-02 Б. Боннер и Т. Балашовой, Центр наук о здоровье университета Оклахомы (США) (htt://netfas.net/pro/) [3].

Таблица 1. Анкета для выявления информированности по вопросам ФАС и ФАСН

№ Вопрос Правильный ответ

1 Фетальный алкогольный синдром (ФАС) встречается реже, чем синдром Дауна? Нет

2 Женщина должна полностью воздерживаться от употребления алкоголя во время беременности? Да

3 Алкоголь вызывает более тяжелые поражения плода, чем наркотики? Да

4 Алкогольный синдром плода неизлечим и длится всю жизнь? Да

5 Оценка риска воздействия алкоголя во время беременности должна проводиться врачом со всеми женщинами детородного возраста? Да

6 Универсальная мера алкоголя, обозначаемая как одна доза, примерно составляет 100 мл водки? Нет

7 Наиболее чувствительным вопросом для оценки риска, связанного с употреблением алкоголя, является: Вопрос о частоте употребления 4 и более доз алкоголя за один раз (например, за один вечер)

8 Инструмент скрининга, эффективный для выявления женщин с повышенным риском рождения детей с ФАСН? ТОСО (Т-АСЕ) — толерантность, окружение, сократить, опохмеление

9 Если существует риск воздействия алкоголя на плод, то необходимо обязательно направить женщину в лечебное учреждение, специализирующееся на лечении алкогольных проблем? Нет

№ Вопрос Правильный ответ

10 К категории женщин, «умеренно употребляющих алкоголь», относятся женщины, употребляющие не более 10 доз алкоголя в неделю? Нет

11 Умеренно употребляющие алкоголь женщины относятся к группе низкого риска последствий для здоровья? Да

12 Беременные женщины, употребляющие умеренно, относятся к группе низкого риска последствий для здоровья? Нет

13 Повышение толерантности, т. е. переносимости алкоголя, проявляющееся в способности употреблять большие дозы алкоголя не пьянея, является одним из симптомов формирования алкоголизма? Да

14 При потреблении эквивалентных доз алкоголя концентрация этанола в крови женщины достигает большего уровня, чем в крови мужчины? Да

15 Прием витаминов предотвращает тератогенное воздействие алкоголя на плод во время беременности? Нет

16 Основные нарушения в формировании и функционировании систем и органов плода вызываются продуктом переработки алкоголя — ацетальдегидом? Да

17 При употреблении алкоголя беременной женщиной уровень алкоголя в крови плода может оказаться выше, чем в крови матери? Да

18 Употребление умеренных доз слабоалкогольных напитков, таких как пиво или красное вино, во время беременности не представляет риска? Нет

19 Употребление алкоголя во время последнего триместра беременности не представляет риска, поскольку мозг ребенка уже сформирован? Нет

20 Для фетального алкогольного синдрома характерны следующие лицевые аномалии: Сглаженность губного желобка

21 Для фетального алкогольного синдрома характерны следующие лицевые аномалии: Тонкая верхняя губа

22 Для детей с фетальным алкогольным синдромом характерен: Низкий интеллект

23 Типичные для ФАС дисморфии лица встречаются только при ФАС и обязательно свидетельствуют о ФАС? Нет

24 Своевременная диагностика и правильное ведение случая ФАС/ФАСН Предотвращает вторичные нарушения у ребенка

25 Ведение случая и патронаж семьи являются главной стратегией помощи при ФАС/ФАСН? Да

26 При ФАСН показатели эмоционального и социального развития соответствуют биологическому возрасту Нет

27 При поведенческих нарушениях ребенка с ФАСН следует направить на Обучение родителей приемам воспитания

28 Если мать злоупотребляет алкоголем или другим образом наносит вред здоровью будущего ребенка Решение вопроса о мерах помощи или принудительной госпитализации зависит от существующего законодательства

Выполненная работа не ущемляла права анкетируемых и осуществлялась с их предварительного согласия на проведение опроса. Работа осуществлялась с научно-исследовательской целью. Проведение данного исследования было одобрено этическим комитетом ИГМУ

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета анализа Excel, программы «Statistca-6 for windows» и программы BIOSTAT [9]. При сравнении групп был использован ранговый непараметрический критерий х2 и непараметрический критерий Уилксона.

Результаты исследования. По результатам исследования выявлено, что на 1-й вопрос: «ФАС встречается реже, чем синдром Дауна?» — правильно ответили 63 (81,8%) студента из 1-й группы, 65 (84,8%) — из 2-й группы. Отмечено, что примерно одинаково ответили студенты 1-й и 2-й групп. На 2-й вопрос анкеты: «Должна ли женщина воздерживаться от употребления алкоголя во время беременности?» — одинаково хорошо ответили все анкетируемые. В 1-м и 2-м вопросах статистически значимых различий при сравнении показателей анкетируемых не выявлено (p = 0,99 и p = 0,67) (табл. 2).

На вопрос, что вызывает более тяжелые поражения плода — алкоголь или наркотик (3-й вопрос), правильно ответили 28 (36,3%) студентов 1-й группы, 56 (72,7%) из 2-й группы. При сравнении показателей 1-й и 2-й групп по 3-му вопросу получены статистически значимые различия (p = 0,019), что указывает на эффективность проведенного тренинга (табл. 2).

На вопросы, касающиеся лечения ФАС, риска воздействия алкоголя во время беременности, дозы алкоголя, оценки риска, связанного с употреблением алкоголя, все анкетируемые также ответили примерно одинаково. То, что алкогольный синдром плода неизлечим и длится всю жизнь (4-й вопрос), знают 46 (59,7%) студентов из 1-й группы, 73 (94,8%) из 2-й. Замечено, что в этом вопросе лучше ориентируются студенты, прошедшие тренинг. Известно, что оценка риска воздействия алкоголя во время беременности должна проводиться врачом со всеми женщинами детородного возраста (5-й вопрос). Студенты, которые прошли обучение, ответили на этот вопрос 100%. Что означает доза алкоголя, принятая по ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), лучше знают студенты после обучения (85,7%). На этот вопрос студенты до тренинга дали наименьшее количество правильных ответов (55,8%). Наиболее чувствительным вопросом для оценки риска, связанного с употреблением алкоголя, является вопрос о частоте употребления 4 и более доз алкоголя за один раз (например, за один вечер) (7-й вопрос). На данный вопрос лучше ответили студенты 2-й группы. При сравнении показателей анкетируемых групп по 4, 5, 6, 7-му вопросам статистически значимых различий не выявлено (p = 0,08; p = 0,99; p = 0,117; p = 0,23) (табл. 2).

Необходимо отметить, что многие студенты практически не знают о методах скрининга, которые применяются для выявления женщин с повышенным риском рождения детей с ФАС и ФАСН (8-й вопрос). Получены статистически значимые различия при сравнении показателей 1-й и 2-й групп (p = 0,001) (табл. 2).

В анкете 9-й вопрос формулируется так: «Если существует риск воздействия алкоголя на плод, необходимо обязательно направлять женщину в лечебное учреждение, специализирующееся на лечение алкогольных проблем». Правильный ответ: «НЕТ». По данному вопросу не получено статистически значимое различие при сравнении показателей анкетируемых обеих групп (p = 0,42) (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика осведомленности студентов до и после тренинга

о проблеме ФАС и ФАСН

№ вопроса Студенты 4-го курса до тренинга Студенты 4-го курса после тренинга Критерий значимости £

П = 77 % п = 77 %

1 63 81,8 65 84,4 0,991

2 67 87,01 76 98,7 0,670

3 28 36,3 56 72,7* 0,019

4 46 59,7 73 94,8 0,080

5 73 94,8 77 100 0,990

6 43 55,8 66 85,7 0,117

7 50 64,9 69 89,6 0,233

8 23 29,9 61 79,2* 0,001

9 17 22,1 24 31,2 0,421

10 60 77,9 62 80,5 0,980

11 24 31,2 27 35,1 0,839

12 53 68,8 59 76,6 0,750

13 61 79,2 63 81,8 0,990

14 61 79,2 65 84,4 0,881

15 67 87,01 60 77,9 0,733

16 73 94,8 74 96,1 0,951

17 49 63,6 53 68,8 0,865

18 69 89,6 75 97,4 0,808

19 67 87,01 74 96,1 0,756

20 29 37,7 71 92,2* 0,001

21 40 51,9 75 97,4* 0,018

22 56 72,7 73 94,8 0,321

23 61 79,2 62 80,5 0,952

24 61 79,2 60 77,9 0,951

25 63 81,8 67 87,0 0,884

26 65 84.4 71 92,2 0,791

27 43 55,8 43 55,8 0,893

28 44 57,1 44 57,1 0,891

Примечание: * — p < 0,05 — критерий статистически значимых различий при сравнении показателей 1-й и 2-й групп.

На 10-й вопрос, в котором говорится, что к категории «умеренно употребляющих алкоголь» относятся женщины, употребляющие не более 8 доз алкоголя в неделю, лучше ответили студенты после тренинга, что составило 77,9% и 80,5% соответственно. Статистически значимых различий при сравнении групп не выявлено (р = 0,98) (табл. 2).

О том, что умеренно употребляющие алкоголь женщины относятся к группе низкого риска последствий для здоровья (11-й вопрос), знают 24 (31,2%) студента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из 1-й группы, 27 (35,1%) из 2-й. По данному вопросу не выявлены статистически значимые различия при сравнении показателей ^ = 0,83) (табл. 2).

По вопросам, касающимся группы риска, толерантности к алкоголю, возможности профилактики ФАС витаминными комплексами, патогенеза воздействия алкоголя на плод (вопросы с 12-го по 19-й), при сравнении показателей всех анкетируемых статистически значимых различий не выявлено. На данные вопросы лучшие ответы получены по результатам анкет студентов после обучения ^ = 0,75; p = 0,99; p = 0,88; p = 0,73; p = 0,95; p = 0,86; p = 0,80; p = 0,75) (табл. 2).

Следует отметить, что на вопросы, касающиеся клиники ФАС и ФАСН (20-й и 21-й вопросы), больше правильных ответов дали студенты 2-й группы. Это еще раз показывает эффективность проведенного тренинга. Так, до тренинга правильно ответили 37,7% студентов, после тренинга — 92,2%. При сравнении 1-й и 2-й групп по 20-му и 21-му вопросам получены статистически значимые различия ^ = 0,001 и p = 0,018) (табл. 2).

22-й вопрос — о том, что для детей с ФАС характерен низкий интеллект. 23-й вопрос звучит так: «Типичные для ФАС дисморфии лица встречаются только при ФАС и обязательно свидетельствуют о ФАС?». Ответ — «НЕТ». 24-й вопрос констатирует, что своевременная диагностика и правильное ведение случая ФАС и ФАСН предотвращает вторичные нарушения у ребенка и позволяет ребенку с ФАС нормально успевать в обычной школе. На 25-й вопрос, что ведение случая и патронаж семьи являются главной стратегией помощи при ФАС и ФАСН, правильный ответ дали 63 (81,8%) студента из 1-й группы, 67 (87,0%) из 2-й. При сравнении показателей групп по 22, 23, 24, 25-му вопросам статистически значимых различий не получено ^ = 0,32; p = 0,95; p = 0,95; p = 0,88) (табл. 2).

26-й вопрос указывает на то, что показатели эмоционального и социального развития при ФАСН не соответствуют биологическому возрасту. На этот вопрос лучше ответили студенты после тренинга. Так, правильный ответ дали 65 (84,4%) студентов из 1-й группы и 71 (92,2%) из 2-й. В анкете имеется вопрос (27-й вопрос), который показывает, что при поведенческих нарушениях ребенка с ФАСН его следует направить не на гипноз или игровую терапию, а необходимо обучать родителей приемам воспитания детей с таким диагнозом. На данный вопрос примерно одинаково ответили все анкетируемые. Каждый второй ответил верно. В 28-м вопросе говорится, что если мать злоупотребляет алкоголем или другим образом наносит вред здоровью будущего ребенка, то решение вопроса о мерах помощи или принудительной госпитализации зависит от существующего законодательства. Отмечено, что студенты и до, и после тренинга ответили одинаково, что составило 57,1% и 57,1% соответственно. По 26, 27, 28-му вопросам, касающимся социального аспекта и поведенческих нарушений у ребенка, статистически значимых различий не выявлено ^ = 0,89; p = 0,79; p = 0,89).

На рисунке наглядно показано, что те студенты, которые прошли тренинг, лучше знают о пагубном влиянии алкоголя на плод. Это доказывает, что тренинг является эффективным методом обучения. Поэтому, на наш взгляд, вопрос о тератогенном влиянии алкоголя и других вредных факторов на плод должен быть внедрен в лекционный курс студентов, а также, возможно, необходимо посвящать этим вопросам не одно, а несколько практических занятий. Должны быть созданы специальные программы обучения, касающиеся вопросов влияния вредных факторов на плод.

120 100 80 60 40 20 0

-студенты 4-го курса до тренинга

■студенты 4-го курса после тренинга

Рис. Сравнительная характеристика результатов анкетирования студентов 4-го курса до и после тренинга по вопросам ФАС и ФАС

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что многие из студентов (62,3% и 48,9%) недостаточно информированы в вопросах, касающихся клинических проявлений ФАС и ФАСН, плохо ориентируются в вопросах диагностики и лечения ФАС и ФАСН. На данные вопросы правильно отвечал только каждый третий студент. Также 63,7% студентов не знают, что алкоголь вызывает более тяжелые поражения плода, чем наркотики. Практически не знают ответов на вопросы, касающиеся инструментов скрининга для выявления женщин с повышенным риском рождения детей с ФАС и ФАСН (70,1%).

Литература

1. Балашова Т. Н., Волкова Е. Н., Инсурина Г. Л. и др. Фетальный алкогольный синдром. СПб., 2012. С. 3-51.

2. Кошкина Е. А., Спектор Ш. И. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма. Издательство: ПЕР СЭ, 2008. 288 с.

3. Балашова Т. Н., Дикке Г. Б., Инсурина Г. Л. и др. Профилактика фетального алкогольного синдрома в работе акушера-гинеколога. М., 2012. 36 с.

4. Бойко Т. В., Голенецкая Е. С., Позякина С. С. и др. Фетальный алкогольный синдром: пособие для врачей. Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2012. 32 с.

5. Малахова Ж. Л. Клинико-патогенетические основы фетального алкогольного синдрома у детей раннего возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Екатеринбург, 2012. С. 47.

6. Воробьева Е. А., Долотова Н. В., Кузьменко Г. Н. и др. Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС, воспитывающихся в разных условиях, и его взаимосвязь с функциональным состоянием гипофиз-тиреоидной системы, перекисным окислением липидов и антиоксидантной активностью // Педиатрия. 2009. Т. 10. С. 91-101.

7. Марянян А. Ю., Протопопова Н. В. Оценка знаний студентов-медиков по вопросам тератогенного влияния алкоголя на плод // Сибирский медицинский журнал. 2014. № 1. С. 75-78.

8. Марянян А. Ю., Протопопова Н. В., Кокорина Е. С. Важность обучения врачей скринингу пациентов на возможное употребление алкоголя: сб. материалов Международной научной конференции. 26-28 апреля 2013, Москва, Россия. С. 25-32.

9. Михалевич И. М., Алферова М. А., Рожков Н. Ю. Основы прикладной статистики. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2008. 101 с.

Статья поступила в редакцию 26 сентября 2014 г.

Контактная информация

Марянян Анаит Юрьевна — кандидат медицинских наук, ассистент; [email protected] Marianian Anait Yu. — Candidate of Medicine, assistant; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.