Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА, ФОРМИРУЕМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ'

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА, ФОРМИРУЕМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / КАЧЕСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ / ФАКТОРЫ / РЕГИОНЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикташев Айнур Альфритович

Целью данной работы является сравнение условий ведения бизнеса, формируемых региональными властями и выявление их значимости. Для проверки гипотезы о наличии зависимости показателей развития бизнеса от условий его ведения, формируемых региональными властями, были использованы такие методы как статистический анализ информации, корреляционный анализ данных, сравнение, обобщение, описание. В ходе исследования было установлено, что ни один из регионов не имеет одинаково высоких результатов по всем показателям условий ведения бизнеса. Проведение корреляционного анализа, позволило утверждать, что наша гипотеза подтвердилась. Факт наличия связи между условиями ведения бизнеса и результатами его деятельности свидетельствует о том, что региональные власти действительно имеют возможность формировать благоприятные условия ведения предпринимательства. При принятии практических решений могут быть использованы результаты данной работы. С их помощью могут быть выявлены причины плохих результатов региона по тому или иному социально-экономическому показателю, и выбрано направление, по которому должны улучшаться условия ведения бизнеса. Для создания таких условий могут быть использованы как «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ», так и другие подобные исследования. Изложенные в них успешные практики могут быть адаптированы и использованы в других регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF BUSINESS CONDITION''S RELEVANCE, CREATEDBY REGIONAL AUTHORITIES

The objective of this study is comparison of the business environment generated by the regional authorities and identify of its significance. To test the hypothesis that the development of business indicators depends on the conditions of reference, formed by the state authorities such methods as statistical analysis and correlation analysis of data, comparison, generalization and description was used. The study determined that none of the regions has any equally good results on all indicators of the business environment. The results of correlation analysis allows us to say that our hypothesis confirms. The fact of the connection between the business environment and the results of its activities suggests that the state authorities do have the ability to developing an enabling environment for business. State authorities are able to use the results of this work for practical solutions. This results can help to identify causes of negative results in the region on particular socioeconomic indicators and select the way of improvement the business environment. To create such environment the "National Rating of the State's Investment climate of Russian regions" or other similar studies can be used. Contained therein experience of success can be adapted and used in other regions.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА, ФОРМИРУЕМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ»

Создание условий для общения жителей

Возможность ежедневного приобретения товаров первой необходимости

Активизация коммунально-бытового обслуживания

Обеспечение медицинской помощи

Создание условий для полноценного образования детей

Устранение изолированности сельских поселений

Эксперты, в свою очередь, оценили условия для достижения комфортности жизнедеятельности сельского населения следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

Оценка экспертами условий, необходимых для достижения комфортности проживания

в сельской местности

Условия % Балл

Устранение изолированности сельских поселений за счет разводов сети дорог 40,6 1

Создание условий для полноценного образования детей 28,7 2

Обеспечение первичного медицинского обслуживания 24,8 3

Активация коммунально-бытового обслуживания 5,9 5

Развитие торговой сети 6,9 4

Создание условий для отдыха и досуга 3,0 6

Мнение экспертов резко отличается от мнения сельских жителей относительно наиболее важного условия комфортности проживания на селе. Так, если сельские жители больше всего озабочены своим здоровьем из-за отсутствия медицинской помощи, то эксперты считают самым важным устранение изолированности сельских поселений развитием транспортной системы. На второе место эксперты ставят необходимость создания условий для образования детей на уровне, при котором были бы обеспечены равные условия с городскими школами, а на третье — обеспечение сел хотя бы первичной медицинской помощью.

А вот повышение качества коммунально-бытового обслуживания, на взгляд экспертов, не является тем необходимым условием, при котором резко повысится уровень социальной инфраструктуры села.

В качестве основных направлений для достижения комфортности жизнедеятельности сельского населения на основе анализа результатов проведенного социологического исследования предлагаем следующие мероприятия: повышение уровня доходов; обеспечение материального благосостояния; улучшение условий труда, проживания и быта, транспортного обслуживания; развитие коммуникационной сети; улучшение медицинского, культурного обслуживания и условий воспитания и образования детей; эффективная организация отдыха и досуговой деятельности; развитие социальной и производственной инфраструктуры; реализация социального обеспечения.

Таким образом, реализация обозначенных мероприятий создаст все условия для решения проблем жизнедеятельности сельского населения, обеспечит решение

11,254

13,2%

Рис. 2. Условия, необходимые для комфортного проживания на селе (в % к числу опрошенных)

17,6%

продовольственной проблемы, то даст возможность достигнуть качественного уровня жизни селян.

Таким образом, реализация обозначенных мероприятий создаст все условия для решения проблем жизнедеятельности сельского населения, обеспечит решение продовольственной проблемы, что даст возможность селянам достичь качественного уровня жизни.

Список литературы_

1. Белоножко М. Л., Барбаков О. М., Конев Ю. М. Социальные настроения сельских жителей юга Тюменской области // Социологические исследования. - 2016. - № 3.

2. Белоножко М. Л., Барбаков О. М. Модели аграрных преобразований в Тюменской области // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 3.

3. Белоножко М. Л., Барбаков О. М. Социальное самочувствие сельского населения северного региона России // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 часть 11

4. Конев Ю. М., Белоножко М. Л., Барбаков О. М. Эффективность взаимодействия властных структур и сельского населения Тюменской области (по результатам социологического исследования) // Материалы III Тюменского социологического форума «Модернизационный потенциал и социальные практики — основа конкурентоспособности и консолидации российских регионов», 3-4 октября 2013. / Под ред. М. М. Акулич, Г. С. Корепанова. - Тюмень: Тюменская областная Дума, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2013.

_Сведения об авторах

Белоножко Марина Львовна, д. с. н., профессор, зав. кафедрой маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета, тел. +7(908)8734449, e-mail: mlb@inbox.ru

Конев Юрий Михайлович, д. с. н., профессор, депутат Тюменской областной думы, тел. +79199534069, e-m ail: filippovan a@duma72.ru

Колтунов Анатолий Львович, к. с. н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета, тел. +7(922)4811815, e-mail: astra_gp@mail.ru

Belonozhko M. L., Doctor of Science in Sociological Sciences, Head of Marketing and Municipal Management Department, Industrial University of Tyumen, phone: +7(908)8734449, e-mail: mlb@inbox.ru

Konev Y. M., Doctor of Science in Sociological Sciences, Professor, Deputy of the Tyumen Regional Duma, phone: +79199534069, e-mail: filippovana@duma72.ru

Koltunov A. L., Candidate of Science in Sociological Sciences, Associate Professor of Marketing and Municipal Management Department, Industrial University of Tyumen, phone: +7(922)4811815, email: astra_gp@mail.ru_

УДК 354

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА, ФОРМИРУЕМЫХ

РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ

ASSESSMENT OF BUSINESS CONDITION'S RELEVANCE, CREATED

BY REGIONAL AUTHORITIES

А. А. Бикташев

А. А. Biktashev

Ключевые слова: государственное регулирование; условия ведения бизнеса; качество регулирования;

стимулирование; инструменты; факторы; регионы России Key words: state regulation; business environment; quality of regulation; stimulation; tools; factors; Russian regions

Целью данной работы является сравнение условий ведения бизнеса, формируемых региональными властями и выявление их значимости. Для проверки гипотезы о наличии зависимости показателей развития бизнеса от условий его ведения, формируемых региональными властями, были использованы такие методы как статистический анализ информации, корреляционный анализ данных, сравнение, обобщение, описание. В ходе исследования было установлено, что ни один из регионов не имеет одинаково высоких результатов по всем показателям условий ведения бизнеса. Проведение корреляционного анализа, позволило утверждать, что наша

39

гипотеза подтвердилась. Факт наличия связи между условиями ведения бизнеса и результатами его деятельности свидетельствует о том, что региональные власти действительно имеют возможность формировать благоприятные условия ведения предпринимательства. При принятии практических решений могут быть использованы результаты данной работы. С их помощью могут быть выявлены причины плохих результатов региона по тому или иному социально-экономическому показателю, и выбрано направление, по которому должны улучшаться условия ведения бизнеса. Для создания таких условий могут быть использованы как «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ», так и другие подобные исследования. Изложенные в них успешные практики могут быть адаптированы и использованы в других регионах.

The objective of this study is comparison of the business environment generated by the regional authorities and identify of its significance. To test the hypothesis that the development of business indicators depends on the conditions of reference, formed by the state authorities such methods as statistical analysis and correlation analysis of data, comparison, generalization and description was used. The study determined that none of the regions has any equally good results on all indicators of the business environment. The results of correlation analysis allows us to say that our hypothesis confirms. The fact of the connection between the business environment and the results of its activities suggests that the state authorities do have the ability to developing an enabling environment for business. State authorities are able to use the results of this work for practical solutions. This results can help to identify causes of negative results in the region on particular socioeconomic indicators and select the way of improvement the business environment. To create such environment the "National Rating of the State's Investment climate of Russian regions" or other similar studies can be used. Contained therein experience of success can be adapted and used in other regions.

Одной из целей нашего государства является развитие малого и среднего бизнеса. Однако это невозможно без учета того, насколько условия ведения предпринимательства в разных регионах обусловливают фактическое развитие бизнеса в них [5]. Лишь с учетом данных показателей возможно проведение мер по улучшению развития бизнеса в проблемных регионах и в целом по стране.

Цель данной работы — сравнение условий ведения бизнеса, формируемых региональными властями и выявление их значимости.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

□ выявить факторы, влияющие на бизнес;

□ определить показатели, по которым будет проводиться анализ;

□ раскрыть методику определения показателей;

□ провести сравнение условий ведения бизнеса в регионах;

□ разработать методику проведения анализа значимости этих условий;

□ проверить наличие связи между условиями ведения бизнеса и его фактическими результатами деятельности.

В качестве гипотезы выступило предположение о наличии зависимости показателей развития бизнеса от условий его ведения, формируемых региональными властями.

Основными методами исследования являются теоретический анализ источников, статистический и системный анализ информации, корреляционный анализ данных, сравнение, обобщение, описание.

Рассмотрев текущее состояние малого и среднего бизнеса в России, мы убедились, что он значительно уступает по показателям своего развития многим странам [7]. В связи с этим необходимо стимулировать его развитие на федеральном уровне и в регионах, в особенности в тех, где бизнес развит меньше всего [2].

На сегодняшний день существует множество исследований, рассматривающих условия ведения бизнеса в регионах, начишя с Ежегодной оценки министерства экономики и заканчивая докладами исследовательских институтов, однако, часто их результаты отличаются из-за рассмотрения разных регионов, различных показателей и методов оценки [4].

Сравнение данных исследований позволило выявить основные факторы, имеющие влияние на развитие бизнеса.

Наиболее полно данные факторы включены в систему показателей исследования Агентства стратегических инициатив «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ».

Кроме того, рейтинг является наиболее полным и актуальным по критериям сравниваемых регионов и времени проведения. Поэтому было решено использовать данный рейтинг для рассмотрения условий ведения бизнеса в регионах, а также проверки зависимости степени развития бизнеса от этих условий.

Рассмотрение методологии рейтинга показало, что по сравнению с другими исследованиями методология прозрачна и объективна, недорога и независима от внешних воздействий. Это подтверждает, что данное исследование может быть использовано в нашей работе.

Помимо методологии, важно было учитывать то, каким образом представлены итоговые результаты исследования. Они представлены в двух различных форматах. Более высокий уровень занимает рейтинг регионов по интегральному индексу. На более низком уровне имеется 4 рейтинга по каждому из направлений оценки. На обоих уровнях субъекты ранжированы от имеющих больший индекс к имеющим — меньший. В соответствии с набранными значениями регионы разбиваются на 5 групп.

С учетом методики представления итогов рейтинга, для выявления зависимости фактических показателей регионов от условий ведения бизнеса в них, нами было решено использовать метод корреляционного анализа. Для проведения анализа была использована программа для обработки статистических данных SPSSStatistics 22. В качестве показателей связи мы решили использовать коэффициент корреляции Пирсона и коэффициент ранговой корреляции Спирмена [6].

Необходимо отметить, что разбивка на группы не позволила нам рассматривать регионы по отдельности, мы рассматривали группы регионов. При этом, макроэкономические параметры, рассматриваемые нами в качестве зависимых переменных, брались как среднее по группе.

После рассмотрения методологии мы провели обзор итогов рейтинга. По интегральному рейтингу в группу регионов-лидеров вошли всего 5 субъектов федерации: Татарстан и Калужская, Белгородская, Ульяновская, Тамбовская области. Однако необходимо отметить, что уверенно занимают позиции только Татарстан и Калужская область. Остальные регионы могут быть вытеснены некоторыми регионами второй группы при улучшении их показателей.

Также в работе мы рассмотрели результаты каждого из направлений по отдельности. Кроме того, мы отметили управленческие практики, которые обусловили получение регионами тех или иных результатов по данному направлению.

Обзор итогов рейтинга показал, что не всегда регионы, преуспевающие в одном направлении, имеют хорошие результаты по другим показателям. Однако мы можем точно утверждать, что лишь те регионы, которые предпринимают соответствующие меры, имеют возможность улучшить условия ведения бизнеса.

Далее мы провели анализ связи результатов Национального рейтинга с различными социально-экономическими параметрами регионов. Параметры выбирались так, чтобы среди них были как те, что отображают непосредственное развитие бизнеса, так и те, которые в значительной степени обеспечиваются этим бизнесом. Как уже было отмечено, результаты регионов в рейтинге были представлены по группам. Поэтому для проведения корреляционного анализа на уровне интегрального индекса и на уровне направлений все статистические данные регионов были кластеризованы в соответствии с группами.

В первую очередь был проведен анализ итогового рейтинга. Было выявлено, что в наибольшей степени итоговый индекс условий ведения бизнеса в регионе обусловливает инновационную активность организаций, среднедушевой региональный продукт, уровень безработицы и занятости на частных предприятиях в рассматриваемом субъекте федерации. Связь условий ведения бизнеса с данными показателями не только довольно тесная, но и высокозначимая статистически [9].

Остальные рассмотренные показатели также коррелируют с итоговым рейтингом, но не столь сильно.

Далее был проведен корреляционный анализ по каждому из направлений. Это позволило нам более точно определить, насколько направление обусловливает результаты регионов по тому или иному параметру.

Анализ направления «Регуляторная среда» позволил сделать выводы о том, что эффективность и качество предоставления государственных услуг влияют на уровень безработицы и занятости на частных предприятиях, а также на число предприятий и стоимость основных фондов. Это вполне логично, так как упрощение и удешевление процедур стимулирует предпринимателей работать официально, с документальным оформлением работников.

В результате корреляционного анализа направления, характеризующего институты для бизнеса, была выявлена зависимость ряда показателей регионов от наличия и степени развитости институтов в регионе. К этим показателям были отнесены инновационная активность организаций, стоимость основных фондов, среднедушевые инвестиции в основной капитал, среднедушевой ВРП и доля налогов от бизнеса среди статей дохода регионального бюджета.

Далее мы рассмотрим результаты анализа направления «Инфраструктура и ресурсы». Данное направление в наибольшей степени обусловливает результаты показателя доли занятых на частных предприятиях. Не столь сильно, но все же проявляется связь с показателями числа предприятий, уровнем безработицы, потребительских расходов и инновационной активности.

Последнее анализируемое направление — поддержка малого бизнеса. Было выявлено, что данное направление имеет наибольшее влияние на развитие бизнеса. Со степенью развития поддержки малого предпринимательства в значительной степени связаны показатели среднедушевого производства, количества малых предприятий, денежных доходов и расходов населения, стоимости основных фондов, инновационной и инвестиционной привлекательности регионов.

Мы выявили, что нет показателей, которые были бы не связаны с тем или иным направлением рейтинга. Кроме того можно утверждать, что эффективнее рассматривать зависимость показателей регионов от конкретного направления рейтинга.

Таким образом, в ходе исследования установлено, что ни один из регионов не имеет одинаково высоких результатов по всем затронутым потазателям. После проведения корреляционного анализа, мы можем утверждать, что наша гипотеза подтвердилась. Факт наличия связи между условиями ведения бизнеса и результатами его деятельности свидетельствует о том, что региональные власти действительно имеют возможность формировать благоприятные условия ведения предпринимательства. Кроме того, можно утверждать, что результаты Национального рейтинга связанны с фактическими результатами деятельности бизнеса. Это делает обоснованным его использование на практике региональными властями, как при определении проблемного направления, так и при работе над ним.

При принятии практических решений могут быть использованы результаты данной работы. С их помощью могут быть выявлены причины плохих результатов региона по тому или иному социально-экономическому показателю, и выбрано направление, по которому должны улучшаться условия ведения бизнеса. Для создания таких условий могут быть использованы как «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ», так и другие подобные исследования. Изложенные в них успешные практики могут быть адаптированы и использованы в других регионах. На сегодняшний день это особенно важно, так как стимулирование бизнеса является эффективным инструментом, с помощью которого может быть ускорен выход из кризиса и восстановлен экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.