Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА, ФОРМИРУЕМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ'

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА, ФОРМИРУЕМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / КАЧЕСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ / ФАКТОРЫ / РЕГИОНЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикташев Айнур Альфритович

В статье рассматриваются условия ведения показателей развития бизнеса от условий его ведебизнеса, формируемые региональными властями, а ния, формируемых региональными властями, истак же их влияние на фактическое развитие бизнеса в субъекте федерации. Для проверки зависимости пользуются такие методы как статистический анализ информации, корреляционный анализ данных, сравнение, обобщение, описание. Корреляционный анализ показал, что региональные власти действительно имеют возможность формировать благоприятные условия ведения предпринимательства. При принятии практических решений могут быть использованы результаты данной работы. С их помощью могут быть выявлены причины плохих результатов региона по тому или иному социально-экономическому показателю, и выбрано направление, по которому должны улучшаться условия ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бикташев Айнур Альфритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF BUSINESS ENVIRONMENT GENERATED BY REGIONAL GOVERNMENTS

The aim of this study is to compare the conditions of doing business generated by the regional authorities and identify their significance. To test the hypothesis that the development of business performance depending on the conditions of reference formed by the regional authorities have been used methods such as statistical analysis of data, correlation analysis, comparison, generalization, description. The study found that none of the regions has equally good results on all indicators of the business environment. Correlation analysis, allowed to say that our hypothesis was confirmed. The fact that the link between the business environment and the results of its activities suggests that the regional authorities do have the ability to create favorable conditions for doing business. In addition, it can be argued that the results of the National rating of investment attractiveness of Russian regions are related to the actual results of business activity. This makes it reasonable to use in practice, the regional authorities, both in defining the problem areas, and while working on it.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА, ФОРМИРУЕМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ»

Speaking about the issues of regional government, it is necessary to note, that they are logically divided into three levels: first, issues of merely local nature relating to the local population only; second, citywide or regional issues; and third, state-level issues relating to the given region. Based on the above mentioned considerations, we think, that two-level LSG system and its convenience in RA become matters of deep research, as an alternative to solve the problems of RA regional government and assure its higher efficiency.

CONCLUSION AND RECOMMENDATIONS

Further development of local government system in Armenia is possible through the creation of a two-tier local government system with a corresponding division of powers and financial recourses between two tiers. New territorial-administrative division of Armenia for effective local government should include both large and small local governance units. It is necessary to develop some new mechanisms which will ensure the active participation of community residents in the development and discussion processes of the local budget. Being focused on the fact that here the main difficulty is the limited municipality staff and the inability to have individual meetings with all the community's residents, we stress the importance of finding new sectors and parties, which may be involved in this process. It is urgent to promote inter-community cooperation, which would enable expanding financial resources channeled to service delivery through economies of scale, as well as to provide municipalities with new financing sources and means with a view to enable them

to exercise their powers defined by law fully and completely. Meanwhile, there is a need to fix the proportions of state budget taxes shared with to the municipal budgets not in the law on state budget on an annual basis, but by RA laws on Local Self-Government or the law on Budget System of the Republic of Armenia.

Municipalities have to be introduced to capital markets and the issues related to borrowing from commercial banks and financial institutions should be legislatively regulated, to let the municipalities issue bonds, as well as develop and apply systems and tools to assess the creditworthiness of municipalities. Based on stage-by-stage results of municipal amalgamation and international experience, decentralization of powers from public (including territorial) bodies to municipalities should be implemented. Emphasizing the role of the economy in the development of municipalities, special attention must be paid to the support of small and medium-size businesses, creating joint enterprises with private sector (including with the support and / or participation of the government of the Republic of Armenia).

Literature

1. Analytical study on optimal administrative-territorial structure for Republic of Moldova, Center Analytic Independent, Chisinau, 2010.

2. Conceptual approaches on inter-municipal cooperation and communities enlargement http://www. gov.am/files/meetings/2008/213 .pdf

3. RA law on Local Self-government

4. Tumanyan D., Local governance in Armenia (2015.), Book 8, Yerevan, 2016

Бикташев Айнур Альфритович

Магистрант, Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики Biktashev A.A. Higher School of Economics

SIGNIFICANCE OF BUSINESS ENVIRONMENT GENERATED BY REGIONAL

GOVERNMENTS

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА, ФОРМИРУЕМЫХ

РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ

The aim of this study is to compare the conditions of doing business generated by the regional authorities and identify their significance. To test the hypothesis that the development of business performance depending on the conditions of reference formed by the regional authorities have been used methods such as statistical analysis of data, correlation analysis, comparison, generalization, description.

The study found that none of the regions has equally good results on all indicators of the business environment. Correlation analysis, allowed to say that our hypothesis was confirmed. The fact that the link between the business environment and the results of its activities suggests that the regional authorities do have the ability to create favorable conditions for doing business. In addition, it can be argued that the results of the National rating of investment attractiveness of Russian regions are related to the actual results of business activity. This makes it reasonable to use in practice, the regional authorities, both in defining the problem areas, and while working on it.

Key words: government regulation, business conditions, quality of regulation, incentives, tools, factors, Russian regions.

В статье рассматриваются условия ведения бизнеса, формируемые региональными властями, а так же их влияние на фактическое развитие бизнеса в субъекте федерации. Для проверки зависимости

показателей развития бизнеса от условий его ведения, формируемых региональными властями, ис-

пользуются такие методы как статистический анализ информации, корреляционный анализ данных, сравнение, обобщение, описание.

Корреляционный анализ показал, что региональные власти действительно имеют возможность формировать благоприятные условия ведения предпринимательства. При принятии практических решений могут быть использованы результаты данной работы. С их помощью могут быть выявлены причины плохих результатов региона по тому или иному социально-экономическому показателю, и выбрано направление, по которому должны улучшаться условия ведения бизнеса.

Ключевые слова: государственное регулирование, условия ведения бизнеса, качество регулирования, стимулирование, инструменты, факторы, регионы России.

Одним из основных субъектов экономической деятельности является предпринимательство. Развитие бизнеса в значительной мере определяет не только эффективность функционирования экономики, но и в целом успешность развития страны. Это обусловлено тем, что малый и средний бизнес способен занимать небольшую нишу на рынке, удовлетворяя потребности общества, гибко и оперативно реагировать на различные сигналы рынка, внедрять инновации, обеспечивать занятостью значительную долю населения, мобильно действовать в кризисный период.

Однако, несмотря на все свои преимущества доля малого и среднего предпринимательства в России значительно ниже, чем в большинстве развитых стран. На малый и средний бизнес приходится лишь 20-21% ВВП нашей страны.[2, с.4] Именно поэтому на данный момент государством разработаны и проводятся меры поддержки предпринимательства. Однако для того, чтобы эта поддержка была максимально эффективной, необходимо, чтобы она была адресной, а проводимые меры действенными.

Целью данной работы является изучение условий ведения бизнеса в регионах России с упором на исследование качества и эффективности государственного регулирования бизнеса и выявление их значимости.

В качестве гипотезы выступило предположение о наличии зависимости показателей развития бизнеса от условий его ведения, формируемых региональными властями.

Основными методами исследования являются теоретический анализ источников, статистический и системный анализ информации, корреляционный анализ данных, сравнение, обобщение, описание.

В современных реалиях одним из условий успешного развития государства является развитие малого и среднего бизнеса и доступность реализации предпринимательской инициативы. Это связано с тем, что бизнес занимает определенное место в структуре экономики страны. [9, с.27]

Первостепенная значимость малого предпринимательства в обеспечении занятости населения. Кроме того, такие предприятия улучшают условия

жизни населения, делая более удобной и комфортной среду проживания.[7, с.18]

Благодаря среднему предпринимательству обеспечивается постепенный экономический рост, а так же, становится возможным внедрение в производство инноваций.[9, с.47]

Особую значимость малое и среднее предпринимательство приобретает в период экономического кризиса. Такие предприятия гибки и мобильны благодаря своим размерам и структуре, это позволяет им снизить негативные тенденции в сфере занятости населения, создать новые ниши на рынке, а так же точки для будущего экономического роста.

В нашей стране на 1 января 2015 года было зарегистрировано 4,5 млн. субъектов малого среднего предпринимательства.[2, с.12] Численность работников на этих предприятиях составила 25% всего населения занятого в экономике.[2, с.14] Несмотря на то, что на мировом фоне данный результат весьма не плох, он хуже, чем в ряде стран. В развитых странах этот показатель варьируется в пределах от 35% до 80%.[2, с.16]

Как мы видим, малый и средний бизнес вносит значимый вклад в обеспечение занятости населения, однако, в других экономических процессах он имеет более низкие показатели. Малые и средние предприятия производят около четверти от общего объема оборота продукции и услуг по стране. Если же говорить о ВВП России, то доля благ, произведенных в нем такими предприятиями, составляет 20-21%. Эти результаты также говорят об отставании бизнеса в нашей стране. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП многих стран составляет более 50%.

На фоне крупных предприятий, уровень обеспеченности малых и средних предприятий основными средствами является низким. На долю малого и среднего бизнеса приходится лишь 5% от общего объема основных средств, и, соответственно, они формируют около 6% от всего объема инвестиций в основной капитал.

Плотность субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей России не сильно отличается от зарубежных показателей. Но средний объем добавленной стоимости, произведенной одним предприятием, заметно ниже уровня развитых стран. Это объясняется тем, что средний размер таких предприятий в России в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах.

Серьезной особенностью малого и среднего бизнеса в нашей стране является его неравномерное развитие. Субъекты малого и среднего предпринимательства распределяются по регионам с большой степенью концентрации. По нашим расчетам, в 10 регионах с наибольшим количеством малых и средних предприятий сконцентрировано около 46% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства.^, с.27]

Как мы видим, малый и средний бизнес в России значительно уступает по показателям своего развития многим странам. В связи с этим, необходимо стимулировать развитие бизнеса. Кто должен

это делать? В первую очередь этим занимается государство. Хотя нельзя однозначно сказать, какова должна быть оптимальная степень регулирования экономики государством, исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса» в течение 10 лет позволили сделать некоторые выводы.[8, с.130]

Многочисленные исследования показывают, что низкие затраты на регистрацию предприятия способствуют развитию предпринимательства. Так в странах, где процедура регистрации предприятия более рациональна, создается больше новых компаний и выше плотность бизнеса.[9, с.46] А в странах с высокой скоростью регистрации предприятий их появляется больше в отраслях с максимальными возможностями для роста из-за резкого увеличения мирового спроса или развития технологий. [7, с.224] Кроме того, реформы, упрощающие регистрацию фирмы, стимулируют создание предприятий в отраслях с низкой конкуренцией. Так же рациональные процедуры регистрации способствуют росту производительности и улучшению макроэкономических показателей.[2, с.37]

Более того, согласно результатам некоторых исследований, упрощение регистрации бизнеса ведет к увеличению возможности официального трудоустройства. Зарегистрировав предприятие, предприниматель получает доступ к правовой системе, что выгодно для него, его партнеров и работни-ков.[10, с.54]

Существует множество примеров, когда упрощение процедуры создания предприятия способствовало росту показателей. Так в Мексике благодаря упрощению процедуры регистрации количество зарегистрированных предприятий увеличилось на 5%, а численность наемных рабочих — на 2,2%. При этом благодаря конкуренции со стороны новых предприятий цены снизились на 0,6%. А в Индии в результате устранения сложной системы лицензий число новых фирм увеличилось на 6% при том, что они имели более высокий рост объемов производства, нежели старые. В Колумбии и Португалии в результате введения системы «одного окна» число регистрации новых фирм увеличилось на 5,2% и 17% соответственно.^, с.65]

Касательно участия государства в осуществлении внешней торговли можно сказать, что для повышения ее эффективности нужно не только упрощать институциональные условия. Согласно одному из исследований, в некоторых странах Африки главным фактором плохого состояния внешней торговли являлись нерациональные процедуры регулирования. По результатам другого исследования, рационализация данного регулирования состоит в содействии развития частного сектора, таможенных процедур, инфраструктуры и расширении доступности финансирования. Исследования так же показывают, что важнейшим фактором в осуществлении внешнеторговой деятельности является эффективное государственное контрактное регулирование.[14, с.43]

Важна роль государства и в создании правил и институтов, являющихся элементами инфраструк-

туры финансовых рынков. Это очень существенный момент, так как ограничение в доступе к кредитам является одним из главных факторов, сдерживающих развитие бизнеса. Определенную роль в решении данной проблемы могут сыграть надежные системы кредитные информации и законодательство о залоговом обеспечении.

Исследования по отдельным странам показывают значимость рациональных процедур взыскания задолжностей и ликвидации неплатежеспособных предприятий. Так в Индии результатом учреждения специализированных судебных органов по взиманию долгов погашаемость кредитов увеличилась на 28%, а кредитные ставки снизились на 12%. В Бразилии из-за усиления защиты прав кредиторов стоимость привлечения средств уменьшилась на 22%, а объем кредитования вырос на 39%.[7, с.29] В результате усовершенствования процедуры несостоятельности и упрощения реорганизации предприятий в Бельгии и Колумбии количество ликвидируемых компаний сократилось на 8,4% и 13,6%, соответственно. Таким образом, мы видим, что каждое из направлений регулирования предпринимательской деятельности и реформы, осуществляемые в этих направлениях, имеют влияние на социально-экономические результаты. Однако нам необходимо выяснить, как же это проявляется в нашей стране.

На сегодняшний день существует множество исследований рассматривающих условия ведения бизнеса в регионах России, начиная с Ежегодной оценки министерства экономики и заканчивая докладами исследовательских институтов, однако часто их результаты отличаются из-за рассмотрения разных регионов, различных показателей и методов оценки. Общим недостатком этих исследований было отсутствие проверки связи результатов этих рейтингов с фактическими результатами деятельности предприятий в регионах. Только в исследованиях МСП Банка был проведен анализ влияния условий ведения бизнеса на реальные результаты деятельности предприятий.

Наиболее полным и актуальным по критериям сравниваемых регионов и времени проведения оказался рейтинг Агентства стратегических инициатив «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ». Поэтому было решено использовать результаты данного рейтинга в качестве показателей условий ведения бизнеса в регионах России.

С учетом методики представления итогов рейтинга, для выявления зависимости фактических показателей регионов от условий ведения бизнеса в них, нами было решено использовать метод корреляционного анализа.[1, с.17] Для проведения анализа была использована программа для обработки статистических данных SPSS Statistics 22.[4, с.87] В качестве показателей связи мы решили использовать коэффициент корреляции Пирсона и коэффициент ранговой корреляции Спирмена. [8, с. 167]

Далее мы изучили условия ведения бизнеса в регионах. По интегральному рейтингу в группу ре-

гионов-лидеров вошли всего 5 субъектов федерации: Татарстан и Калужская, Белгородская, Ульяновская, Тамбовская области. Однако необходимо отметить, что уверенно занимают позиции только Татарстан и Калужская область. Остальные регионы могут быть вытеснены некоторыми регионами второй группы при улучшении их показателей.[6, с.54]

Так же в работе мы рассмотрели результаты каждого из направлений по отдельности. Кроме того, мы отметили управленческие практики, которые обусловили получение регионами тех или иных результатов по данному направлению.

Рассмотрение условий ведения бизнеса в регионах показало, что не всегда регионы, преуспевающие в одном направлении, имеют хорошие результаты по другим показателям.[5, с.78] Однако, мы можем точно утверждать, что лишь те регионы, которые предпринимают соответствующие меры,

имеют возможность улучшить условия ведения бизнеса.

Далее мы провели анализ связи результатов Национального рейтинга с различными социально-экономические параметрами регионов. Параметры выбирались так, чтобы среди них были как те, что отображают непосредственное развитие бизнеса, так и те, которые в значительной степени обеспечиваются этим бизнесом.

В первую очередь, был проведен анализ итогового рейтинга. Было выявлено, что в наибольшей степени итоговый индекс условий ведения бизнеса в регионе обуславливает инновационную активность организаций, среднедушевой региональный продукт, уровень безработицы и занятости на частных предприятиях в рассматриваемом субъекте федерации. Связь условий ведения бизнеса с данными показателями не только довольно тесная, но и высокозначимая статистически.

Таблица 1. Корреляция социально-экономических показателей региона с результатами интегрального индекса_

Интегральный индекс ВРП на душу населения Число предприятий Число малых пред-прия-тий на 1000 человек населения Уровень без-рабо-тицы Занятых на частных пред-прия-тиях Средне-душевые денежные доходы в месяц, руб. Потребитель-ские расходы на душу населения в месяц, Основные фонды Инно-ваци-онная активность орга-низа-ций Доля налогов от бизнеса в доходе бюджета Инвестиции в основной капитал на душу населения

ру6.

Коэффициент

парной корреляции Пир- -0,87 -0,541 -0,479 0,871 -0,787 -0,604 -0,647 -0,505 -,996** -0,74 -0,592

сона

Коэффициент

ранговой корреляции Спир- -,900* -0,7 -0,1 ,900* -0,8 -0,3 -0,3 -0,7 -1,0** -0,8 -0,8

мена

Примечание:

* - корреляция статистически значима на уровне 0.05

** - корреляция статистически значима на уровне 0.01

*Рассчитано по: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. - М., 2015; Регионы России: основные характеристики субъектов российской федерации 2015. М., 2015.

Остальные рассмотренные показатели также коррелируют с итоговым рейтингом, но не столь сильно.

Далее был проведен корреляционный анализ по каждому из направлений. Это позволило нам более точно определить, насколько направление обуславливает результаты регионов по тому или иному параметру.

Анализ направления «Регуляторная среда» позволил сделать выводы о том, что эффективность

и качество предоставления государственных услуг влияют на уровень безработицы и занятости на частных предприятиях, а также на число предприятий и стоимость основных фондов. Это вполне логично, так как упрощение и удешевление процедур стимулирует предпринимателей работать официально, с документальным оформлением работников.

Таблица 2 Корреляция социально-экономических показателей региона с результатами направления «Регу-ляторная среда»

Регуляторная среда ВРП на душу населения Число пред-прия-тий Число малых пред-прия-тий на 1000 человек населения Уровень безра-бо-тицы Занятых на частных пред-прия-тиях Средне-душевые денежные доходы в месяц, руб. Потребитель-ские расходы на душу населения в месяц, ру6. Основные фонды Инно-ваци-онная активность орга-низа-ций Доля налогов от бизнеса в доходе бюджета Инвестиции в основной капитал на душу населения

Коэффициент

парной корреляции Пир- -0,474 -0,835 0,247 0,94* -0,829 -0,113 -0,722 -0,716 -0,498 0,611 -0,754

сона

Коэффициент

ранговой корреляции Спирмена -0,5 -0,8 0 1* -0,9* -0,3 -0,7 -0,5 -0,2 -0,3 -0,7

Примечание:

* - корреляция статистически значима на уровне 0.05

** - корреляция статистически значима на уровне 0.01

*Рассчитано по: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. - М., 2015; Регионы России: основные характеристики субъектов российской федерации 2015. М., 2015.

В результате корреляционного анализа направления, характеризующего институты для бизнеса, была выявлена зависимость ряда показателей регионов от наличия и степени развитости институтов в регионе. К этим показателям были отнесены

инновационная активность организаций, стоимость основных фондов, среднедушевые инвестиции в основной капитал, среднедушевой ВРП и доля налогов от бизнеса среди статей дохода регионального бюджета.

Институты для бизнеса ВРП на душу населения Число пред-прия-тий Число малых пред-прия-тий на 1000 человек населения Уровень без-рабо-тицы Занятых на частных пред-прия-тиях Средне-душевые денежные доходы в месяц, руб. Потребитель-ские расходы на душу населения в месяц, ру6. Основные фонды Инно-ваци-онная активность орга-низа-ций Доля налогов от бизнеса в доходе бюджета Инвестиции в основной капитал на душу населения

Коэффициент парной корреляции Пирсона -0,581 -0,346 -0,315 0,647 -0,415 -0,45 -0,403 -0,818 -0,884* 0,665 -0,72

Коэффициент ранговой корреляции Спир-мена -0,9* -0,3 -0,3 0,5 -0,2 -0,3 -0,3 -0,9* -0,8 -0,8 -0,8

Примечание: * - корреляция статистически значима на уровне 0.05 ** - корреляция статистически значима на уровне 0.01

Таблица 3 Корреляция социально-экономических показателей региона с результатами направления «Институты для бизнеса»

*Рассчитано по: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. - М., 2015; Регионы России: основные характеристики субъектов российской федерации 2015. М., 2015.

Далее мы рассмотрим результаты анализа направления «Инфраструктура и ресурсы». Данное направление в наибольшей степени обуславливает результаты показателя доли занятых на частных

предприятиях. Не столь сильно, но все же проявляется связь с показателями числа предприятий, уровня безработицы, потребительских расходов и инновационной активности.

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #2(30), 2018 ЙМЙ 35 Таблица 4 Корреляция социально-экономических показателей региона с результатами направления «Инфраструктура и ресурсы»_

Инфраструктура и ресурсы ВРП на душу населения Число предприятий Число малых пред-прия-тий на 1000 человек населения Уровень безработицы Занятых на частных предприятиях Средн едуше-вые денежны е доходы в месяц, ру6. Потребительские расходы на душу населения в месяц, руб. Основ-ные фонд ы Инновационная активность ор-ганиза-ций Доля нало гов от бизнеса в доходе бюджета Инвестиции в основной капитал на душу населения

Коэффициент парной корреляции Пирсона 0,633 -0,775 -0,267 0,726 -0,967** -0,367 -0,703 0,689 -0,79 0,73 1 -0,469

Коэффициент ранговой корреляции Спир-мена -0,7 -0,7 -0,3 0,6 -0,9* -0,6 -0,6 -0,7 -0,7 -0,5 -0,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: * - корреляция статистически значима на уровне 0.05 ** - корреляция статистически значима на уровне 0.01

*Рассчитано по: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. - М., 2015; Регионы России: основные характеристики субъектов российской федерации 2015. М., 2015.

Последним анализируемым направлением была поддержка малого бизнеса. Было выявлено, что данное направление имеет наибольшее влияние на развитие бизнеса. Со степенью развития поддержки малого предпринимательства в значительной степени связаны показатели среднедушевого

производства, количества малых предприятий, денежных доходов и расходов населения, стоимости основных фондов, инновационной и инвестиционной привлекательности регионов.

Таблица 5 Корреляция социально-экономических показателей региона с результатами направления «Поддержка малого предпринимательства»_

Поддержка малого предприниматель-ства ВРП на душу населения Число пред-прия-тий Число малых пред-прия-тий на 1000 человек населения Уровень без-рабо-тицы Занятых на частных пред-прия-тиях Средне-душевые денежные доходы в месяц, руб. Потребитель-ские расходы на душу населения в месяц, Основные фонды Инно-ваци-онная активность орга-низа-ций Доля налогов от бизнеса в доходе бюджета Инвестиции в основной капитал на душу населения

руб.

Коэффициент

парной корреляции Пир- -0,947* -0,498 -0,953* 0,844 -0,255 0,972** 0,997** -0,95* -0,918* -0,74 -0,947*

сона

Коэффициент

ранговой корреляции Спир- -1 -0,6 -0,9* 0,8 -0,4 -1** -1** -0,9* -0,9* -0,7 -1**

мена

*Рассчитано по: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. - М., 2015; Регионы России: основные характеристики субъектов российской федерации 2015. М., 2015.

Мы выявили, что нет показателей, которые были бы не связаны с тем или иным направлением рейтинга. Кроме того можно утверждать, что эффективнее рассматривать зависимость показателей регионов от конкретного направления рейтинга.

Таким образом в ходе исследования было установлено, что ни один из регионов не имеет одинаково высоких результатов по всем затронутым показателям. После проведения корреляционного анализа, мы можем утверждать, что наша гипотеза подтвердилась. Факт наличия связи между услови-

ями ведения бизнеса и результатами его деятельности свидетельствует о том, что региональные власти действительно имеют возможность формировать благоприятные условия ведения предпринимательства. Кроме того, можно утверждать, что результаты Национального рейтинга связанны с фактическими результатами деятельности бизнеса. Это делает обоснованным его использование на практике региональными властями, как при определении проблемного направления, так и при работе над ним.

Кроме того при принятии практических решений могут быть использованы результаты данной работы. С их помощью могут быть выявлены причины плохих результатов региона по тому или иному социально-экономическому показателю, и выбрано направление, по которому должны улучшаться условия ведения бизнеса. Для создания таких условий могут быть использованы как «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ», так и другие подобные исследования. Изложенные в них успешные практики могут быть адаптированы и использованы в других регионах. На сегодняшний день это особенно важно, так как стимулирование бизнеса является эффективным инструментом, с помощью которого может быть ускорен выход из кризиса и восстановлен экономический рост.

Список использованных источников

1. Branstеttеr, L. Dо Entry Regulations Deter ЕйгергепешъЫр and Job Creation? Evidence from Recent Reforms in Portugal: The National Bureau of Economic Research Working Paper No. 16473: 18.10. 2010 / L. Branstetter, F. Lima, L. Taylor, A. Venancio; National Bureau of Economic Research. - Cambridge M.A., 2010. - 37 p.

2. Ciccone, A. Red Tape and Delayed Entry / A. Ciccone, E. Papaioannou // Journal of the European Economic Association. - 2007. - № 5 - p.444-458.

3. Djankov, S. The Regulationof Entry: A Survey / S. Djankov // The World Bank Research Observer. - 2009. - № 24 - p.183-203.

4. Doing Business in Russia 2012: A copublication of The World Bank and the International Finance Corporation / World Bank Group. - Washington D.C., 2011. - 149 p.

5. Doing Business in Russia 2009: A copublication of The World Bank and the International Finance Corporation / World Bank Group. - Washington D.C., 2008. - 40 p.

6. Friese, S. Qualitative data analysis with ATLAS.ti. - Los Angeles.: SAGE Publications, 2012. 296 p.

7. Iwanow, T. Trade Facilitation and Manufacturing Exports: Is Africa Different? / T. Iwanow, C. Kirkpatrick // World Development. - 2009. - № 37

- p.1039-1050.

8. Klapper, L. The impact of the business environment on the business creation process : World Bank Policy Research Working Paper No. 4937: 01.05.2009 / L. Klapper, A. Lewin, J. Delgado; World Bank Group. - Washington D.C., 2009. - 19 p.

9. Kremelberg, D. Practical statistics: a quick and easy guide to IBM SPSS Statistics, STATA, and other statistical software. - Los Angeles.: SAGE Publications, 2011. 528 p.

10. Kaplan, D. Entry Regulation and Business Start-Ups: Evidence from Mexico: World Bank Policy Research Working Paper No.4322: 01.08.2007 / D. Kaplan; World Bank Group. - Washington D.C., 2007.

- 41 p.

Гатауллин Венир Зинурович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и экономического анализа ФГОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» .

Гатауллин Марсель Венирович, магистрант 2 курса факультета Спорта и адаптивной физической культуры (А и ФК) в Башкирском институте физической культуры (филиал) ФГБОУВО "УралГУФК". Россия

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА .

Аннотация

Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них.

Ключевые слова: инвестиции, стратегическая программа, основной капитал,инвестиционная политика, инвестиционная активность, инновационная деятельность.

Чтобы знать, как повысить инвестиционную привлекательность города необходимо рассмотреть структуру инвестиций в целом, т.е. знать, где нужно поддержать инвесторов, а где приостановить. А для комплексного анализа инвестиций в город Нефтекамск нужно знать динамику как минимум за три года. Это наглядно покажет, как реагирует экономика и инвесторы на те или иные законы и тенденции в городе.

Наиболее благоприятные условия для роста инвестиционной активности организаций отмечены за период 2013-2014гг., в 2015-2017гг. наблюдается снижение инвестиций в основной капитал .

Инвестиционная политика предприятий направлена на модернизацию производства, повышение технического потенциала и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.