Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЖЕНСТВЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ИМИДЖА ДЕВУШЕКСПОРТСМЕНОК (НА ПРИМЕРЕ ПРЫГУНИЙ В ВОДУ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ)'

ОЦЕНКА ЖЕНСТВЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ИМИДЖА ДЕВУШЕКСПОРТСМЕНОК (НА ПРИМЕРЕ ПРЫГУНИЙ В ВОДУ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЫГУНЬИ В ВОДУ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ПУБЛИЧНЫЙ ИМИДЖ СПОРТСМЕНОК / ИМИДЖЕВЫЕ ПРИЗНАКИ ЖЕНСТВЕННОСТИ / ГЕНДЕРНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНОГО ИМИДЖА ДЕВУШЕК-СПОРТСМЕНОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Д.П., Степанова О.Н.

Введение. Спорт высших достижений оказывает существенное влияние на гендерную идентификацию девушек. Нередки случаи, когда спортсменки демонстрируют за пределами спортивной арены маскулинные черты характера, внешности и социального поведения, что негативно сказывается на их публичном имидже и, как следствие, жизни вне спорта. В этой связи, отслеживание гендерных деформаций публичного имиджа и их своевременная коррекция становятся важной задачей спортивной науки и практики. Методы и материалы исследования. Выборка исследования - 17 прыгуний в воду высокой квалификации 15-18 лет. На первом этапе проведена экспертная оценка женственности публичного имиджа спортсменок по методике Д.П. Степановой и О.Н. Степановой. На втором этапе результаты экспертной оценки были обработаны методом средних величин, проранжи-рованы и проанализированы. Третий этап был посвящён разработке рекомендаций по коррекции гендерной составляющей публичного имиджа обследованных. Результаты исследования и их обсуждение. Эксперты констатировали отсутствие признаков излишней маскулинизации в проявлении габитарного, кинетического и коммуникативного компонентов имиджа. У некоторых прыгуний в воду были обнаружены заметные «пробелы» в речевой (недостаточно дружелюбный тон речи, резкая манера общения, наличие слов-паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики) и кинетической (нарушения осанки, сутулость) составляющих имиджа. Ряду спортсменок были высказаны нарекания по поводу ухода за ногтями и волосами, выбранного стиля одежды, обуви и аксессуаров. Заключение. Разработана система рекомендаций по коррекции гендерной составляющей публичного имиджа прыгуний в воду высокой квалификации, предусматривающая: работу с психологом; организацию мастер-классов, тренингов и конкурсов по созданию женственного образа; увеличение количества часов занятий хореографией, включение в тренировочный процесс упражнений из арсенала классического балета, художественной и эстетической гимнастики, направленных на формирование правильной осанки, женственных поз, движений, походки; посещение открытых лекций о стиле, моде и имидже; организация занятий по речевой практике и ораторскому мастерству; проведение тренингов по самоконтролю поведения в различных (от штатных до стрессовых) ситуациях спортивной деятельности; обучение девушек ведению личной странички и грамотной самопрезентации в социальных интернет-сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанова Д.П., Степанова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE FEMININITY OF THE PUBLIC IMAGE OFFEMALE ATHLETES (ON THE EXAMPLE OF HIGHLY QUALIFIED DIVERS)

Introduction. The sport of higher achievements has a significant impact on the gender identification of girls. It is not uncommon for female athletes to demonstrate masculine traits of character, appearance and social behavior outside the sports arena, which negatively affects their public image and, as a result, life outside of sports. In this regard, tracking gender deformations of the public image and their timely correction become an important task of sports science and practice. The methodology and organization of the study. The study sample consisted of 17 highly qualified divers aged 15-18. At the first stage, an expert assessment of the femininity of the public image of athletes was carried out according to the methodology of D.P. Stepanova and O.N. Stepanova. At the second stage, the results of the expert evaluation were processed by the method of averages, ranked and analyzed. The third stage was devoted to the development of recommendations for correcting the gender component of the public image of the surveyed. Research results and discussion. The experts noted the absence of signs of excessive masculinization in the manifestation of the habitar, kinetic and communicative components of the image. In some divers, noticeable "gaps" were found in the speech (insufficiently friendly tone of speech, harsh manner of communication, the presence of parasitic words, jargon, profanity) and kinetic (posture disorders, slouching) components of the image. A number of athletes were criticized about the care of nails and hair, the chosen style of clothing, shoes and accessories. Conclusions. A system of recommendations for correcting the gender component of the public image of highly qualified divers has been developed, which provides for: work with a psychologist; organization of master classes, trainings and competitions to create a feminine image; increasing the number of hours of choreography classes, including exercises from the arsenal of classical ballet, artistic and aesthetic gymnastics aimed at forming the correct posture in the training process, feminine poses, movements, gait; attending open lectures on style, fashion and image; organization of classes on speech practice and public speaking; conducting trainings on self-control of behavior in various (from regular to stressful) situations of sports activity; training girls to maintain a personal page and competent self-presentation in social Internet networks.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЖЕНСТВЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ИМИДЖА ДЕВУШЕКСПОРТСМЕНОК (НА ПРИМЕРЕ ПРЫГУНИЙ В ВОДУ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ)»

20. Rozin, P., Haidt, J. and McCauley, C.R. (2000), "Disgust", in M. Lewis, J.M. Haviland (Eds.), Handbook of emotions, New York, Guilford Press, pp. 637- 653.

21. Russa, A.D. and Mligiliche, L. (2014), "Inspiring Tanzanian medical students into the profession: appraisal of cadaveric dissection stress and coping strategies", Italian Journal of Anatomy and Embryologyy, Vol. 119 No. 3, pp. 268-276.

22. Terrizzi, J.A., Shook, N.J., and McDaniel, M.A. (2013), "The behavioral immune system and social conservatism: a meta-analysis", Evolution and Human Behavior, Vol. 34, No. 2, pp. 99-108.

23. Troisi, A., Di Cave, D., Carola, V. and Nanni, R.C. (2022), "The behavioral immune system in action: Psychological correlates of pathogen disgust sensitivity in healthcare professionals working in a COVID-19 hospital", Physiology and Behavior, Vol. 251, art. ID. 113821.

24. Troisi, A. (2020), "Fear of Covid-19: Insights from Evolutionary Behavioral Science", Clinical Neuropsychiatry, Vol. 17 No. 2, pp. 72-75.

25. Tybur, J.M., Lieberman, D. and Griskevicius, V. (2009), "Microbes, mating, and morality: individual differences in three functional domains of disgust", Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 97 No. 1, pp. 103-122.

26. Tybur, M. and de Vries, R.E. (2013), "Disgust sensitivity and the HEXACO model of personality, Personality and Individual Differences, Vol. 55 No. 6, pp. 660-665. - DOI: 10.1016/j.paid.2013.05.008.

Контактная информация: baiguzhinpa@susu.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2023

УДК 159.9.072;797.26

ОЦЕНКА ЖЕНСТВЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ИМИДЖА ДЕВУШЕК-СПОРТСМЕНОК (НА ПРИМЕРЕ ПРЫГУНИЙ В ВОДУ ВЫСОКОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ)

Дарья Павловна Степанова, аспирант, Ольга Николаевна Степанова, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет,

Москва

Аннотация

Введение. Спорт высших достижений оказывает существенное влияние на тендерную идентификацию девушек. Нередки случаи, когда спортсменки демонстрируют за пределами спортивной арены маскулинные черты характера, внешности и социального поведения, что негативно сказывается на их публичном имидже и, как следствие, жизни вне спорта. В этой связи, отслеживание ген-дерных деформаций публичного имиджа и их своевременная коррекция становятся важной задачей спортивной науки и практики. Методы и материалы исследования. Выборка исследования - 17 прыгуний в воду высокой квалификации 15-18 лет. На первом этапе проведена экспертная оценка женственности публичного имиджа спортсменок по методике Д.П. Степановой и О.Н. Степановой. На втором этапе результаты экспертной оценки были обработаны методом средних величин, проранжи-рованы и проанализированы. Третий этап был посвящён разработке рекомендаций по коррекции ген-дерной составляющей публичного имиджа обследованных. Результаты исследования и их обсуждение. Эксперты констатировали отсутствие признаков излишней маскулинизации в проявлении габитарного, кинетического и коммуникативного компонентов имиджа. У некоторых прыгуний в воду были обнаружены заметные «пробелы» в речевой (недостаточно дружелюбный тон речи, резкая манера общения, наличие слов-паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики) и кинетической (нарушения осанки, сутулость) составляющих имиджа. Ряду спортсменок были высказаны нарекания по поводу ухода за ногтями и волосами, выбранного стиля одежды, обуви и аксессуаров. Заключение. Разработана система рекомендаций по коррекции гендерной составляющей публичного имиджа прыгуний в воду высокой квалификации, предусматривающая: работу с психологом; организацию мастер-классов, тренингов и конкурсов по созданию женственного образа; увеличение количества часов занятий хореографией, включение в тренировочный процесс упражнений из арсенала классического балета, художественной и эстетической гимнастики, направленных на формирование правильной осанки, женственных поз, движений, походки; посещение открытых лекций о

стиле, моде и имидже; организация занятий по речевой практике и ораторскому мастерству; проведение тренингов по самоконтролю поведения в различных (от штатных до стрессовых) ситуациях спортивной деятельности; обучение девушек ведению личной странички и грамотной самопрезентации в социальных интернет-сетях.

Ключевые слова: прыгуньи в воду высокой квалификации; публичный имидж спортсменок; имиджевые признаки женственности; гендерные деформации публичного имиджа девушек-спортсменок.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p525-531

EVALUATION OF THE FEMININITY OF THE PUBLIC IMAGE OF FEMALE ATHLETES (ON THE EXAMPLE OF HIGHLY QUALIFIED DIVERS)

Daria Pavlovna Stepanova, the postgraduate student, Olga Nikolaevna Stepanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow Pedagogical State University

Abstract

Introduction. The sport of higher achievements has a significant impact on the gender identification of girls. It is not uncommon for female athletes to demonstrate masculine traits of character, appearance and social behavior outside the sports arena, which negatively affects their public image and, as a result, life outside of sports. In this regard, tracking gender deformations of the public image and their timely correction become an important task of sports science and practice. The methodology and organization of the study. The study sample consisted of 17 highly qualified divers aged 15-18. At the first stage, an expert assessment of the femininity of the public image of athletes was carried out according to the methodology of D.P. Stepanova and O.N. Stepanova. At the second stage, the results of the expert evaluation were processed by the method of averages, ranked and analyzed. The third stage was devoted to the development of recommendations for correcting the gender component of the public image of the surveyed. Research results and discussion. The experts noted the absence of signs of excessive masculinization in the manifestation of the habitar, kinetic and communicative components of the image. In some divers, noticeable "gaps" were found in the speech (insufficiently friendly tone of speech, harsh manner of communication, the presence of parasitic words, jargon, profanity) and kinetic (posture disorders, slouching) components of the image. A number of athletes were criticized about the care of nails and hair, the chosen style of clothing, shoes and accessories. Conclusions. A system of recommendations for correcting the gender component of the public image of highly qualified divers has been developed, which provides for: work with a psychologist; organization of master classes, trainings and competitions to create a feminine image; increasing the number of hours of choreography classes, including exercises from the arsenal of classical ballet, artistic and aesthetic gymnastics aimed at forming the correct posture in the training process, feminine poses, movements, gait; attending open lectures on style, fashion and image; organization of classes on speech practice and public speaking; conducting trainings on self-control of behavior in various (from regular to stressful) situations of sports activity; training girls to maintain a personal page and competent self-presentation in social Internet networks.

Keywords: highly qualified divers; public image of female athletes; image signs of femininity; gender deformations of the public image of female athletes.

ВВЕДЕНИЕ

Спорт высших достижений оказывает существенное влияние на гендерную идентификацию девушек [1, 3, 6], воздействуя на внутренний мир, а также габитарные, кинетические и коммуникативные компоненты публичного имиджа спортсменок [2, 4]. Так, в практике встречаются примеры, когда успешные спортсменки с солидным стажем и богатым опытом тренировочно-соревновательной деятельности перенимают и ярко демонстрируют за пределами спортивной арены маскулинные черты характера, внешности и социального поведения [2, 3, 7], что негативно сказывается на их публичном имидже и, как следствие, жизни вне спорта.

В этой связи, отслеживание возникающих гендерных деформаций публичного имиджа, их своевременная коррекция, а ещё лучше профилактика становятся важной задачей спортивной науки и практики.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целями исследования ставились: во-первых, оценка женственности (феминности) публичного имиджа девушек-спортсменок и, во-вторых, разработка системы мер и рекомендаций по коррекции обнаруженных деформаций в гендерной составляющей внешнего имиджа спортсменок.

На первом (диагностическом) этапе исследования была проведена экспертная оценка женственности публичного имиджа девушек-спортсменок по методике Д.П. Степановой и О.Н. Степановой [4]. Контингент испытуемых представлен 17 действующими спортсменками высокой квалификации - 5 кандидатами в мастера спорта, 9 мастерами спорта России и 3 мастерами спорта международного класса по прыжкам в воду, входящими в состав сборной команды г. Москвы. Возраст испытуемых - от 15 до 18 лет.

Бригада экспертов состояла из трёх человек: заслуженного тренера РФ по прыжкам в воду, спортивного психолога и имидж-консультанта имидж-студии г. Москвы, мастера спорта по прыжкам в воду. Оценка женственности публичного имиджа испытуемых производилась по 30-ти критериям (имиджевым признакам женственности [5]), приведённым в таблице. Эксперты выставляли общую (коллегиально принятую) оценку выраженности каждого из оцениваемых признаков по шкале от -2 до +2 баллов, в которой +2 балла соответствовали ситуации, когда «признак проявляется в полной мере, недостатков не наблюдается», +1 балл - «признак в целом присутствует, недостатки малосущественны и/или носят единичный характер», 0 баллов - «есть резервы или некоторые недостатки в проявлении признака», -1 балл - «имеются существенные недостатки, заметные пробелы в проявлении признака», -2 балла - «признак отсутствует (не наблюдается)».

На втором (аналитическом) этапе исследования результаты экспертной оценки были сгруппированы в единую матрицу, обработаны методом средних величин (рассчитывались средние арифметические (X) и стандартные отклонения (с)), проранжированы и проанализированы.

Третий (созидательный) этап был посвящён осмыслению полученных результатов и разработке системы мер и рекомендаций по коррекции гендерной составляющей публичного имиджа девушек-спортсменок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице приведены усреднённые (в формате Х±с) результаты экспертной оценки выраженности признаков женственности, проявляющихся во внешнем облике, движениях, социальном поведении и способах коммуникации прыгуний в воду высокой квалификации - членов сборной команды г. Москвы.

Таблица - Признаки женственности публичного имиджа и количественная оценка их выраженности у прыгуний в воду высокой квалификации (по результатам экспертной оценки)

(2=13_,_

Имиджевые признаки женственности Х±с

Признак проявляется в полной мере, недостатков не наблюдается (+1<Х<+2)

Отсутствие вредных привычек (курение, употребление крепких алкогольных напитков) 1,88±0,49

Небольшой (пропорциональный росту и телосложению) размер ноги 1,82±0,39

Лёгкий приятный запах (чистое тело, пользование дезодорантом и парфюмом) 1,53±0,72

Изящное телосложение, плавные очертания тела 1,41±0,79

Идентификация (восприятие) и самопрезентация себя как девушки (женщины) 1,18±0,73

Мелодичный смех 1,06±0,55

Признак в целом присутствует, недостатки малосущественны и/или носят единичный характер (0<Х<+1)

Расслабленные мышцы лица 1,00±0,61

Ухоженные ногти (маникюр, педикюр) 0,94±0,90

Аккуратный, естественный, уместный (по ситуации) макияж 0,94±0,75

Дружелюбный и выразительный тон речи 0,94±0,66

Женственная «посадка» головы 0,94±0,24

Умение выслушать собеседника 0,88±0,78

Имиджевые признаки женственности Х±о

Превалирование мягкой мимики 0,82±0,64

Женственный стиль одежды (подбор вещей, их цветовая гамма) и аксессуаров 0,82±0,64

Конформный стиль разрешения конфликтных ситуаций с демонстрацией понимания позиции своего оппонента и готовности учёта чужого мнения 0,82±0,64

Демонстрация в общении и поведении мягкости, скромности, сочувствия, сопереживания 0,82±0,39

Демонстрация заинтересованности во время общения 0,76±0,75

Наличие женственной прически (чистые, ухоженные волосы, укладка, умелое использование аксессуаров для волос и т. д.) 0,76±0,83

Лёгкое (уместное) кокетство в образе, речи, поведении 0,76±0,66

Мягкая (умеренная) женственная жестикуляция 0,76±0,56

Женская сумочка: наличие (если того требует образ), элегантность, аккуратность, порядок внутри 0,71±1,05

Поддерживающий стиль общения 0,71±0,69

Превалирование «открытых» поз 0,71±0,59

Плавность, женственность и элегантность движений 0,71±0,59

Плавная и спокойная манера общения (наличие пауз) 0,65±0,61

Женственный стиль обуви (обувь может быть как на каблуке или платформе, так и на плоской подошве) 0,59±0,79

Гладкая (при необходимости эпилированная/депилированная кожа), отсутствие выраженного волосяного покрова на открытых участках тела 0,59±0,62

Чистая речь (отсутствие слов-паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики) 0,59±0,87

Наличие/преобладание в гардеробе платьев и юбок 0,29±0,98

Есть резервы или некоторые недостатки в проявлении признака (-1<Х<0)

Ровная (прямая) осанка | -0,11±0,99

Имеются существенные недостатки, заметные пробелы в проявлении признака (-2<Х<-1)

- 1 -

Признак отсутствует (не наблюдается) (X=-2)

- 1 -

Как видно из таблицы, эксперты оценили степень женственности отдельных компонентов публичного имиджа обследуемых прыгуний в воду следующим образом:

1) внешний облик:

- наиболее высоких баллов удостоились признаки проявления женственности в пропорциональности и изяществе телосложения, «посадке» головы, уходе за лицом и телом;

- некоторым девушкам были высказаны нарекания по поводу ухода за ногтями (небрежный маникюр, педикюр или их отсутствие) и волосами (ухоженность, укладка, использование аксессуаров для волос), а также выбранного стиля обуви (преимущественно или исключительно спортивная) и сумки (замена дамской сумочки на рюкзак или спортивную сумку, использование карманов одежды в качестве мест хранения личных вещей);

- главное замечание экспертов касалось стиля одежды (практически полное отсутствие платьев и юбок, гардероб представлен преимущественно спортивной одеждой, джинсами, брюками);

2) кинетический компонент имиджа:

- хорошо отработана мимическая составляющая имиджа (расслабленные мышцы лица, превалирование мягкой мимики);

- неплохо выражены женственность жестикуляции, плавность и элегантность движений, использование «открытых» поз;

- серьёзную озабоченность экспертов вызвало наличие у многих спортсменок заметных нарушений осанки (сутулость);

3) социальное поведение:

- на высоком уровне находится сопротивление внешней негативной социальной среде и девиантному поведению, что выражается в отсутствии вредных привычек, конформном стиле разрешения конфликтных ситуаций, умении продемонстрировать дружелюбие и эмпатию;

- эксперты также отметили высокий уровень феминности в самопозиционировании и самопрезентации спортсменок;

4) коммуникативный компонент имиджа:

- не вызывает нареканий невербальная составляющая коммуникативной активности прыгуний в воду: женственность стиля общения, умение проявить заинтересованность и выслушать собеседника;

- у ряда испытуемых обнаружены заметные «пробелы» в речевой составляющей имиджа: недостаточно дружелюбный тон речи, резкая манера общения, наличие слов-паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

Из таблицы также усматривается, что подавляющее большинство (29 из 30 или 96,7%) имиджевых признаков было отнесено экспертами к категории «признак в целом присутствует, недостатки малосущественны и/или носят единичный характер». В полной мере, по мнению экспертов, у испытуемых проявляется лишь 20,0% (6 из 30) признаков.

Примечательно, что ни один из признаков женственности не был отнесён экспертами к категории полностью или почти отсутствующих, что говорит об отсутствии у обследованных прыгуний в воду признаков излишней маскулинизации, проявляющихся в га-битарном, кинетическом и коммуникативном компонентах имиджа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные послужили отправной точкой для выработки системы рекомендаций по коррекции гендерной составляющей публичного имиджа прыгуний в воду высокой квалификации:

1) работа с психологом в направлениях:

- выявления и преодоления имеющихся затруднений в гендерной идентификации, вызванных внутренним конфликтом, обусловленным «столкновением феминных и маскулинных требований, предъявляемых к девушке-спортсменке обществом как к девушке и как к спортсменке» [2, С. 165];

- выработки эффективных внутренних стратегий преодоления гендерных трудностей (работа с образом «Я», осознание необходимости разграничения сфер применения маскулинных и феминных качеств);

- формирования личностных женственных качеств и черт характера;

- формирования социального образа, транслирующего феминные поведенческие

схемы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- профилактики затруднений в завязывании и поддержании романтических отношений с противоположным полом;

2) организация в период учебно-тренировочных сборов мастер-классов и конкурсов по созданию женственного образа (подбор гардероба, макияжа, аксессуаров, причёски, уход за волосами);

3) увеличение количества часов занятий хореографией, включение в тренировочный процесс упражнений из арсенала классического балета, художественной и эстетической гимнастики, направленных на формирование правильной осанки, женственных поз, движений, походки;

4) организация посещения открытых лекций о стиле, моде и имидже (например, в Академии имиджелогии Российского государственного социального университета, Школе дизайна НИУ «Высшая школа экономики»);

5) проведение занятий по речевой практике и ораторскому мастерству, просмотров и обсуждений видеоматериалов с участием лиц, демонстрирующих высокую культуру речи;

6) разбор моделей имиджа именитых спортсменов, звёзд мировой и отечественной эстрады;

7) организация тренингов по самоконтролю поведения в различных (от штатных до стрессовых) ситуациях спортивной деятельности (т. н. кейсы профессиональных ситуаций);

8) привитие девушкам культуры потребления контента, направленного на женскую аудиторию (обзоры косметических средств, обучающие видео о макияже, разборы гардеробов, модные показы одежды, обуви, аксессуаров);

9) обучение девушек ведению личной странички и грамотной самопрезентации в социальных интернет-сетях (включая выбор интернет-платформы, формата присутствия, тем и вопросов для обсуждения, стиля общения с аудиторией, соблюдение SMM-этикета, подбор и размещение фото- и видеоматериалов, подготовку и редактирование текстов и т. п.).

Безусловно, перечень перечисленных мероприятий не является исчерпывающим, его расширение входит в планы дальнейших научных изысканий авторов.

Результаты проведённого исследования могут найти своё практическое применение в профессиональной деятельности тренеров, педагогов дополнительного образования спортивной направленности, спортивных и социальных психологов, руководителей спортивных школ и команд, спортивных агентов, имидж-консультантов девушек-спортсменок, специалистов в области гендерного воспитания детей, подростков и молодёжи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дамадаева А.С. Спортивно-важные качества личности спортсменов разного пола в маскулинных и феминных видах спорта / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 57-62.

2. Иванов, В.Д. Женщины и спорт: феминизация спорта / В.Д. Иванов, К.С. Ротор // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2021. - Том 2, № 1. - С. 17-26.

3. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений : дис. ... д-ра психол. наук / Клецина Ирина Сергеевна - Санкт-Петербург, 2004. - 460 с.

4. Серебрякова И.С. Тренинг женственности как инструмент коррекции имиджа спортсменок, специализирующихся в маскулинных видах спорта (на примере спортивных игр) / И.С. Серебрякова, Д.П. Степанова, О.Н. Степанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 8 (210). - С. 489-494.

5. Исследование гендерной идентичности девушек-спортсменок: подбор дескрипторов для шкалы феминности / О.Н. Степанова, Е.А. Курбатова, Д.П. Степанова, И.С. Серебрякова // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании: материалы Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. 22 марта 2023 года. - Москва, 2023. - С. 181-186.

6. Усольцева А.А. Особенности становления гендерной идентичности спортсменок условно мужских видов спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Усольцева Анна Алексеевна. -Санкт-Петербург, 2015. - 25 с.

7. Цикунова, Н.С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Цикунова Наталья Сергеевна. -Санкт-Петербург, 2003. - 19 с.

REFERENCES

1. Damadaeva, A.S. (2011), Sport important qualities of both sexes athletes' personality in masculine and feminine sports, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (77), pp. 57-62.

2. Ivanov, V.D., Rotor, K.S. (2021), Women and sport: the feminization of sports, Aktual'nye prob-lemypedagogiki ipsihologii, Vol. 2, No. 1, pp. 17-26.

3. Kletsina, I.S. (2004), Psychology of gender relations, dissertation, St. Petersburg.

4. Serebryakova, I.S., Stepanova, D.P., Stepanova, O.N. (2022), Femininity training as a tool for correcting the image of female athletes specializing in masculine sports (using the example of sports games), Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (210), pp. 489-494.

5. Stepanova, O.N., Kurbatova, E.A., Stepanova, D.P., Serebryakova, I.S. (2023), "Investigation of the gender identity of female athletes: selection of descriptors for the femininity scale", Innovations and traditions in modern physical education: materials of the Interuniversity scientific and practical conference with international participation, Moscow Pedagogical State University, Moscow, pp. 181-186.

6. Usoltseva, A.A. (2015), Features of the formation of the gender identity offemale athletes of conditionally male sports, dissertation, St. Petersburg.

7. Tsikunova, N.S. (2003), Gender characteristics of the personality of athletes in masculine and feminine sports, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: dp.stepanova.mpgu@gmail.com;

Статья поступила в редакцию 12.04.2023

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЧИТАТЕЛЯ И АВТОРА

Владислава Романовна Ушакова, кандидат психологических наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь

Аннотация

Статья посвящена проблеме субъективного восприятия лирических произведений читателя и автора. В исследовании приняло участие 250 студентов 2-4 курсов различных вузов РФ, в возрасте 18-21 года, а также 4 автора лирической поэзии, средний возраст которых 19,5 лет. Выявлены преобладающие базовые убеждения у читателей и авторов лирической поэзии. Определены достоверные различия выраженности базовых убеждений у читателей и авторов. Исследованы характерные особенности эмоциональных реакций, а именно ощущения, чувства и эмоции, на лирические произведения читателей и авторов. С помощью контент-анализа эмоциональные проявления после прочтения/написания произведений объединили по категориям смыслового восприятия. Выявлены сходства и различия эмоционального отклика на произведения читателей и авторов. Определена взаимосвязь между преобладающими базовыми убеждениями и эмоциональными реакциями на лирические произведения у читателей.

Ключевые слова: субъективное восприятие, базовые убеждения, лирическая поэзия, студенты, контент-анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p531-535

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SUBJECTIVE PERCEPTION OF READER AND

AUTHOR'S LYRICAL WORKS

Vladislava Romanovna Ushakova, the candidate of psychological sciences, docent, Crimean Engineering and Pedagogical University by Fevzi Yakubovа, Simferopol

Abstract

The article is devoted to the problem of subjective perception of the lyrical works of the reader and the author. The study involved 250 students of 2-4 courses of various universities of the Russian Federation, aged 18-21, as well as 4 authors of lyric poetry, whose average age is 19.5 years. The prevailing basic beliefs of readers and authors of lyric poetry are revealed. Significant differences in the severity of basic beliefs among readers and authors were determined. The characteristic features of emotional reactions, namely sensations, feelings and emotions, to the lyrical works of readers and authors are investigated. With the help of content analysis, emotional manifestations after reading / writing works were combined into categories of semantic perception. Similarities and differences in the emotional response to the works of readers and authors are revealed. The relationship between the prevailing basic beliefs and emotional reactions to lyrical works among readers is determined.

Keywords: subjective perception, basic beliefs, lyric poetry, students, content analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Уникальность художественной литературы состоит в возможности эмоционально вовлекать читателя. Важным аспектом является поиск смысла в литературном произведении, обмен смыслами между читателем и автором [2]. К. Ясперс ставит смысл на роль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.