КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
© Коллектив авторов, 2012 УДК 616.8; 59.9.019.43
ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
О.В. Казаева, В.А. Кирюшин, Г.И. Стунеева
ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, г. Рязань
В статье представлены результаты исследования состояния здоровья и адаптационного потенциала подростков, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода при приеме на профессиональное обучение, осуществления медицинской профориентации и врачебной профессиональной консультации на основе учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей организма.
Ключевые слова: подростки, адаптационный потенциал организма, профессиональное образование, врачебная профессиональная консультация.
В связи с особенностями подросткового возраста (переход от детского состояния к взрослому, незавершенность психофизиологического развития и социальная незрелость) во всем мире признаются актуальными проблемы, касающиеся подростков.
Правильно организованный труд с учетом физиолого-гигиенических требований и правильно избранная профессия не только не приносят вред растущему организму, но и оказывают благотворное влияние на рост, развитие и формирование подростка, как личности [2]. Труд воспитывает у подростков дисциплину и уважение к людям труда и самому себе как участнику этого труда. В этом возрасте впервые формируется профессиональная направленность, стремление подростка к участию в труде. Однако при выборе профессии большинство подростков еще не могут правильно определить своего соответствия требованиям, предъявляемым профессией к работающему, т.е. наличия и степени развития у них именно тех качеств и особенностей, которые обеспечивают успех в освоении тех или иных рабочих операций и профессии в целом. Тем более
они совершенно не могут учитывать соответствия своего здоровья требованиям профессии, во-первых, в силу незнания гигиенической характеристики труда и возможности каких-либо отрицательных его последствий, во-вторых, в связи со свойственной подросткам переоценкой своих физических возможностей, постоянным и упорным стремлением считать себя вполне полноценным, здоровым человеком с игнорированием имеющихся заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, как повода для каких-либо ограничений в жизнедеятельности вообще и тем более для участия в труде [1, 2].
Учитывая это, важное значение приобретает роль старших наставников - педагогов, родителей, врачей - при выборе подростком профессии. Особо ответственна роль врача как специалиста, осуществляющего грамотную профессиональную консультацию [1].
Результаты исследований доказывают необходимость обязательного профессионального отбора при приеме, раннего выявления признаков специфического и неспецифического воздействия профес-
сионально-производственных факторов, врачебного профессионального консультирования в училищах, решения экспертных вопросов о возможности продолжения обучения по избранным профессиям подростков с прогрессирующими нарушениями здоровья, выбора для них адекватного варианта обучения и трудоустройства. Рекомендации и заключения врача, проводящего профессиональную консультацию, должны основываться на данных профилактических медицинских осмотров учащихся [3].
Материалы и методы
Проводился анализ данных медицинских осмотров и оценка адаптационного потенциала 189 учащихся профессиональных училищ в возрасте 16 - 19 лет.
Для оценки функционального состояния и адаптационных возможностей подростков использованы методы донозо-логических исследований. Они имеют своей целью не постановку диагноза заболевания, а определение риска его развития. Для донозологической диагностики применялся специализированный аппаратно-программный комплекс «Вари-кард». В основу прибора заложен анализ вариабельности сердечного ритма. Это современная методология и технология исследования для оценки регуляторных систем организма, где сердечно-
сосудистая система рассматривается как индикатор адаптационных возможностей организма, а ее регуляторные механизмы - как инструмент достижения адаптации организма к большому числу разнообразных воздействий внешней среды. С помощью этого метода можно более точно определить уровень здоровья и адаптационных возможностей организма для своевременного принятия управленческих решений и проведения профилактических и оздоровительных мероприятий.
Результаты и их обсуждение
Результаты исследования состояния здоровья учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования показали, что 43,4% учащих-
ся профессиональных училищ отнесены ко второй и третьей группам здоровья, то есть имеют функциональные отклонения или хронические заболевания.
При оценке структуры процентного распределения по группам здоровья учащихся разных курсов было установлено существенное различие.
У учащихся первого курса определялось меньшее количество здоровых подростков (27,1%), чем на втором (34%) и третьем (38,3%) курсах, а количество учащихся с заболеваниями различных органов и систем также превышало показатели старших курсов.
Из отклонений здоровья в этом возрасте чаще всего встречались нарушения сердечно-сосудистой системы и снижение остроты зрения. Заболевания, диагностированные у 30% подростков, были представлены дефектами опорно-
двигательного аппарата.
Кроме этого, выявлено, что от 7% до 15% первокурсников имеют медицинские противопоказания к выбранным профессиям. Таким образом, в последние годы в профессиональные училища поступают подростки, уже имеющие функциональные отклонения (39,4%) и хронические заболевания (33,5%), а число здоровых подростков снижается.
При оценке процентного распределения учащихся третьего курса по группам здоровья определялось увеличение числа здоровых подростков, уменьшение количества учащихся с функциональными отклонениями и заболеваниями различных органов и систем.
Подобное распределение подростков по группам здоровья, по-видимому, связано с отсутствием профессионального отбора при поступлении в профессиональное училище.
При анализе функционального состояния организма подростков (исследование первичных показателей состояния сердечно-сосудистой системы, расчет ге-модинамических показателей, анализ вариабельности сердечного ритма) установлено, что учащиеся первого курса имеют значительно меньшие адаптационные
возможности, чем учащиеся второго и третьего курсов. В «структуре здоровья» по показателю активности регуляторных систем у учащихся первого курса преобладает донозологическое состояние (53,3%), у учащихся второго и третьего курсов - физиологическая норма (46,7% и 78,1% соответственно), причем у обследованных третьекурсников наблюдается отсутствие патологических состояний.
Выводы
Учащиеся третьего курса имеют более высокие адаптационные возможности организма по сравнению с учащимися второго и особенно первого курса. Это обусловлено исходно более низким уровнем здоровья поступающих на обучение подростков и процессом адаптации организма к условиям учебнопроизводственной среды, а также отсутствием адекватного профессионального отбора при поступлении на профессиональное обучение.
Литература
1. Рапопорт И.К. Состояние здоровья подростков и современные подходы к проведению врачебных профессиональных консультаций / И.К. Рапопорт // Вест. Рос. АМН. - 2003. - №8. - С. 19-23.
2. Сухарева Л.М. Гигиенические проблемы профессионального обучения подростков и пути решения / Л.М. Сухарева, Е. И. Шубочкина // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. - М., 2004. -С. 186-188.
3. Шубочкина Е. И. Гигиенические и медико-социальные аспекты адаптации учащихся в условиях реформирования системы начального профессионального образования / Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, А.В. Куликова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы международного конгресса. - М., 2004. -С. 373-376.
ESTIMATION OF HEALTH AND ADAPTATION POTENTIAL OF AN ORGANISM
OF TEENAGERS GETTING THE PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION
O.V. Kazaeva, V.A. Kiryushin, G.Y. Stuneeva
In this article there are the research results of health state and adaptation potential of teenagers, studying in institutions of the primary vocational education. The conclusion about the possibility of a differentiated approach at admission to the vocational education, carrying out of medical vocational guidance and medical professional consultation on the basis of account of the health state and individual peculiarities of an organism has drawn.
Key words: tenagers, adaptation potential of an organism, vocational education, medical professional consultation.
Казаева Ольга Викторовна - к.м.н., ассистент кафедры гигиены, эпидемиологии и организации госсанэпидслужбы ФДПО ГБОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития России.
Тел.: (4912) 75-94-34; 8-903-836-54-91.
E-mail: [email protected].
Кирюшин В.А. - д.м.н., профессор, зав. кафедрой профильных гигиенических дисциплин ГБОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития России.
Тел.: 8-920-951-83-33.
Стунеева галина Ивановна - д.м.н., профессор кафедры профильных гигиенических дисциплин ГБОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития России.
Тел.: 8-960-565-82-63.