© Андреева И.В., 2009 УДК 618.2/.3-053.86
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
О.В. Казаева, Г.И. Стунеева, О.Е. Коновалов
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
В статье представлены результаты исследования условий обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования (на примере учреждений машиностроительного профиля), анализ состояния здоровья и функционального состояния подростков в перспективе успешности профессионального обучения. Сделан вывод о необходимости обязательного проведения профессионального отбора при приеме, раннего выявления признаков специфического и неспецифического воздействия профессионально-производственных факторов, врачебного
профессионального консультирования в училищах, решения экспертных вопросов о возможности продолжения обучения по выбранным профессиям подростков с прогрессирующими нарушениями здоровья, выбора для них адекватного варианта обучения и трудоустройства.
Ключевые слова: подростки, гигиенические аспекты, профессиональное обучение.
Структурная перестройка хозяйственного комплекса страны и становление рыночных отношений формируют повышенные требования не только к качеству подготовки молодых рабочих кадров, но и к состоянию здоровья учащихся профессиональных училищ [6].
Реформа системы начального профессионального образования направлена на расширение спектра подготавливаемых профессий для обеспечения потребностей рынка труда, подготовку специалистов разного уровня квалификации, способных к дальнейшему обучению и переобучению [5,6].
Образовательные учреждения начального профессионального образования машиностроительного профиля, в которых проводилось исследование, имеют свои особенности.
Специальности токаря, станочника относятся к профессиям по холодной обработке металла. Отрасль промышленности - машиностроение. Специфика работы в «станочных» специальностях обусловлена в основном конструктивными особенностями станков, позволяющими производить обработку деталей разнообразных фасонов и конфигураций. Токарь производит обработку наружных и внутренних поверхностей цилиндрических, сферических. Конических и фасонных тел на различных станках токарной группы (револьверные, многорезцовые, лобовые, винторезные и т.п.). Выполняются обточка, растачивание, резка металла, нарезание резьбы и т.п. операции [2].
Работа в «станочных» профессиях обычно не связана со значительными энерготратами. Однако, иногда возможен подъем тяжелых деталей. Значительных
усилий требует закрепление деталей. К основным неблагоприятным факторам труда относятся:
- шум, возникающий при обработке металла;
- напряжение внимания и зрения (высокая скорость и относительная точность обработки деталей);
- опасность общего и глазного травматизма, связанная с работой у движущихся механизмов и образованием ленточной и отлетающей стружки;
- охлаждающие и смазочные жидкости, в состав которых входят минеральные нефтяные масла, фрезол, сульфофрезол, а иногда и небольшие количества нитрита натрия, применяющиеся при обработке металла, загрязняют кожу работающих и могут вызывать дерматиты и масляные фолликулиты. Поступая в воздух рабочих помещений в виде паров и продуктов неполного сгорания, они в известной мере могут вызывать раздражение слизистой верхних дыхательных путей, возможно и общее их резорбтивное действие на организм подростков.
Перечисленные профессии по холодной обработке металла предъявляют к организму ряд сходных требований. Прежде всего, следует сказать, что работа производится стоя, иногда возможен подъем тяжестей, следовательно, требуется полноценная функция обеих ног. Труд всех работающих в данных специальностях включает довольно сложные операции, требующие полноценной функции обеих рук, концентрации внимания и напряжения зрения, то есть предъявляет повышенные требования к функциональному состоянию опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и зрительного анализатора [1,2].
Естественно, что требования, предъявляемые названными профессиями к ряду органов и систем, и перечисленные неблагоприятные факторы будут препятствовать обучению и работе в этих профессиях подростков с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья. Основные из них регламентированы СанПиНом 2.4.6.664-97 « Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков ».
Материалы и методы
Проведена оценка условий обучения, состояния здоровья и функционального состояния организма учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования машиностроительного профиля. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 16 - 19 лет, обучающиеся по профессиям: станочник, токарь, слесарь по ремонту промышленного оборудования. Всего в исследовании участвовало 189 подростков после получения у них информированного согласия.
Проведена выкопировка данных медицинских справок (врачебное профессионально-консультативное заключение - форма 086у) и скрининг-анкетирование с помощью унифицированного опросника с последующим анализом полученных данных. Скрининг-анкеты состояли из семи блоков вопросов, регистрирующих наличие жалоб у подростков на различные болезненные проявления.
Результаты и их обсуждение
При анализе состояния здоровья учащихся профессиональных училищ по данным медицинских осмотров было выявлено, что не имеют отклонений в состоянии здоровья (относятся к 1 группе здоровья) 56,6, имеют функциональные отклонения (2 группа здоровья) - 27, имеют хронические заболевания (3 группа
здоровья) - 16,4 на 100 обследованных. При обследовании первокурсников выявлено, что поступают в ПУ от 7 до 15% учащихся, имеющих медицинские противопоказания к выбранным профессиям. В результате контакта с неблагоприятными факторами производственной среды в процессе обучения состояние здоровья может ухудшаться, и численность учащихся, имеющих противопоказания, может увеличиваться.
Таблица 1
Структура патологической пораженности_____________________
Пораженные системы Количество случаев (на 100 обследованных)
Дефекты опорно-двигательного аппарата 30
Сердечно-сосудистая система 22,7
Болезни органов зрения 8,3
Болезни нервной системы (последствия черепно-мозговых травм) 6,2
Болезни органов пищеварения 4,1
Эндокринная система 2,1
Тубинфицирование 5,2
В единичных случаях встречаются: задержка полового развития, сахарный диабет I типа, артериальная гипертензия, бронхиальная астма.
Результаты скрининговой оценки показателей состояния здоровья по данным унифицированных анкет указывают на низкий уровень здоровья учащихся. Жалобы различного характера имели почти две трети опрошенных.
Таблица 2
Самочувствие подростков по данным унифицированных анкет (на 100
опрошенных)
Жалобы Количество
Слабость и утомляемость после занятий 35
Г оловные боли 27
Боли в животе, тошнота, изжога 26
Боли в пояснице 26
Частый насморк, кашель 26
Боли и неприятные ощущения в области сердца 15
Аллергические реакции 10
Как видно из приведенной таблицы 2, преобладают жалобы на слабость и утомляемость после занятий, головные боли, боли в животе, боли в пояснице, частый насморк, кашель, боли и неприятные ощущения в области сердца, тошноту, изжогу, аллергические реакции. Эти жалобы могут иметь как функциональный генез (обусловленный синдромами рекуррентной абдоминальной боли, психогенной головной болью, болями, возникающими и усиливающимися при стрессе), так и быть проявлением реально существующего заболевания.
При оценке физического развития установлено, что 95,8% учащихся ПУ имеют нормальное гармоничное физическое развитие, по 2,1% - дефицит и избыток массы тела соответственно.
Условия и образ жизни учащихся также не способствуют формированию высоких адаптивных возможностей. Распространенность табакокурения, регулярного употребления алкогольных напитков не только остается высокой в этой группе учащихся, но и характеризуется снижением возраста начала формирования вредных привычек, увеличением числа часто пьющих подростков [3,4,6].
В числе важных социальных факторов, влияющих на общую нагрузку и режим дня учащихся, следует отметить распространенность внеучебной трудовой деятельности, которой занимается от 20 до 30% опрошенных.
Интегральным показателем, отражающим адаптивные возможности подростков, можно считать кратность простудных заболеваний. Результаты показывают, что образ жизни подростков, наличие вредных привычек, трудовая нагрузка во внеучебное время вносят дополнительный негативный вклад в формирование здоровья учащихся, увеличивая частоту жалоб, группу часто болеющих. В последующем это может проявиться в снижении работоспособности и адаптации к профессиональной деятельности [6].
Выводы
В состоянии здоровья подростков, обучающихся в профессиональных училищах, выявлены неблагоприятные тенденции.
В структуре патологической пораженности преобладают дефекты опорнодвигательного аппарата и болезни сердечно-сосудистой системы. По результатам скрининг-анкетирования выявлены жалобы различного характера у двух третей опрошенных.
Результаты исследований доказывают необходимость обязательного проведения профессионального отбора при приеме, выявления ранних признаков ухудшения здоровья, в том числе связанных с условиями производственного обучения, и неоднократного врачебного профессионального консультирования в процессе обучения в зависимости от динамики патологических процессов, адаптации к условиям обучения, перед прохождением производственной практики, перед выбором специализации и места трудоустройства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гигиена детей и подростков: Руководство / Под ред. Г.Н.
Сердюковской, А.Г. Сухарева. - М.,1986. - 491 с.
2. Левин В.М., Рутенбург Э.С. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков. - М.,1977. -279 с.
3. Рапопорт И.К. Состояние здоровья подростков и современные
подходы к проведению врачебных профессиональных консультаций / И.К. Рапопорт // Вест. Рос. АМН. - 2003. - №8. - С. 19 - 23.
4. Сухарева Л.М. Проблемы гигиены профессионального обучения и
труда подростков / Л.М. Сухарева, Е.И. Шубочкина, К.Э. Павлович [и др.] // Гигиена и санитария. - 2000. - №5. - С. 35 - 39.
5. Сухарева Л.М. Гигиенические проблемы профессионального обучения подростков и пути решения / Л.М. Сухарева, Е. И. Шубочкина // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. - М., 2004. - С. 186 - 188.
6. Шубочкина Е.И. Гигиенические и медико-социальные аспекты адаптации учащихся в условиях реформирования системы начального профессионального образования / Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, А.В. Куликова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. - М., 2004. - С. 373 - 376.
HYGIENIC ASPECTS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF TEENAGERS IN MODERN
CONDITIONS
O.V. Kazaeva, G.I. Stuneeva, O.E. Konovalov
In this article results of investigations in conditions of initial professional education (machine-building profile), analysis of health condition and functional condition of teenagers in perspectives of successful education were represented.
Key words: adolescents, hygienic aspects of training.
Казаева Ольга Викторовна
Заочный аспирант кафедры профильных гигиенических дисциплин ГОУ ВПО Рязанский
государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
olga--kazaeva@mail.ru
Стунеева Галина Ивановна профессор кафедры профильных гигиенических дисциплин ГОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Росздрава; root@Jvaz gmu.ryazan.ru
Коновалов Олег Евгеньевич - профессор кафедры общественного зхдоровья и организации здравоохранения ГОУ ВПО Российский университет дружбы народов, г. Москва konovalov_oe@mail.ru