© Андреева И.В., 2009 УДК 618.2/.3-053.86
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
О.В. Казаева, Г.И. Стунеева, О.Е. Коновалов
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
В статье представлены результаты исследования условий обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования (на примере учреждений машиностроительного профиля), анализ состояния здоровья и функционального состояния подростков в перспективе успешности профессионального обучения. Сделан вывод о необходимости обязательного проведения профессионального отбора при приеме, раннего выявления признаков специфического и неспецифического воздействия профессионально-производственных факторов, врачебного
профессионального консультирования в училищах, решения экспертных вопросов о возможности продолжения обучения по выбранным профессиям подростков с прогрессирующими нарушениями здоровья, выбора для них адекватного варианта обучения и трудоустройства.
Ключевые слова: подростки, гигиенические аспекты, профессиональное обучение.
Структурная перестройка хозяйственного комплекса страны и становление рыночных отношений формируют повышенные требования не только к качеству подготовки молодых рабочих кадров, но и к состоянию здоровья учащихся профессиональных училищ [6].
Реформа системы начального профессионального образования направлена на расширение спектра подготавливаемых профессий для обеспечения потребностей рынка труда, подготовку специалистов разного уровня квалификации, способных к дальнейшему обучению и переобучению [5,6].
Образовательные учреждения начального профессионального образования машиностроительного профиля, в которых проводилось исследование, имеют свои особенности.
Специальности токаря, станочника относятся к профессиям по холодной обработке металла. Отрасль промышленности - машиностроение. Специфика работы в «станочных» специальностях обусловлена в основном конструктивными особенностями станков, позволяющими производить обработку деталей разнообразных фасонов и конфигураций. Токарь производит обработку наружных и внутренних поверхностей цилиндрических, сферических. Конических и фасонных тел на различных станках токарной группы (револьверные, многорезцовые, лобовые, винторезные и т.п.). Выполняются обточка, растачивание, резка металла, нарезание резьбы и т.п. операции [2].
Работа в «станочных» профессиях обычно не связана со значительными энерготратами. Однако, иногда возможен подъем тяжелых деталей. Значительных
усилий требует закрепление деталей. К основным неблагоприятным факторам труда относятся:
- шум, возникающий при обработке металла;
- напряжение внимания и зрения (высокая скорость и относительная точность обработки деталей);
- опасность общего и глазного травматизма, связанная с работой у движущихся механизмов и образованием ленточной и отлетающей стружки;
- охлаждающие и смазочные жидкости, в состав которых входят минеральные нефтяные масла, фрезол, сульфофрезол, а иногда и небольшие количества нитрита натрия, применяющиеся при обработке металла, загрязняют кожу работающих и могут вызывать дерматиты и масляные фолликулиты. Поступая в воздух рабочих помещений в виде паров и продуктов неполного сгорания, они в известной мере могут вызывать раздражение слизистой верхних дыхательных путей, возможно и общее их резорбтивное действие на организм подростков.
Перечисленные профессии по холодной обработке металла предъявляют к организму ряд сходных требований. Прежде всего, следует сказать, что работа производится стоя, иногда возможен подъем тяжестей, следовательно, требуется полноценная функция обеих ног. Труд всех работающих в данных специальностях включает довольно сложные операции, требующие полноценной функции обеих рук, концентрации внимания и напряжения зрения, то есть предъявляет повышенные требования к функциональному состоянию опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и зрительного анализатора [1,2].
Естественно, что требования, предъявляемые названными профессиями к ряду органов и систем, и перечисленные неблагоприятные факторы будут препятствовать обучению и работе в этих профессиях подростков с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья. Основные из них регламентированы СанПиНом 2.4.6.664-97 « Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков ».
Материалы и методы
Проведена оценка условий обучения, состояния здоровья и функционального состояния организма учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования машиностроительного профиля. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 16 - 19 лет, обучающиеся по профессиям: станочник, токарь, слесарь по ремонту промышленного оборудования. Всего в исследовании участвовало 189 подростков после получения у них информированного согласия.
Проведена выкопировка данных медицинских справок (врачебное профессионально-консультативное заключение - форма 086у) и скрининг-анкетирование с помощью унифицированного опросника с последующим анализом полученных данных. Скрининг-анкеты состояли из семи блоков вопросов, регистрирующих наличие жалоб у подростков на различные болезненные проявления.
Результаты и их обсуждение
При анализе состояния здоровья учащихся профессиональных училищ по данным медицинских осмотров было выявлено, что не имеют отклонений в состоянии здоровья (относятся к 1 группе здоровья) 56,6, имеют функциональные отклонения (2 группа здоровья) - 27, имеют хронические заболевания (3 группа
здоровья) - 16,4 на 100 обследованных. При обследовании первокурсников выявлено, что поступают в ПУ от 7 до 15% учащихся, имеющих медицинские противопоказания к выбранным профессиям. В результате контакта с неблагоприятными факторами производственной среды в процессе обучения состояние здоровья может ухудшаться, и численность учащихся, имеющих противопоказания, может увеличиваться.
Таблица 1
Структура патологической пораженности_____________________
Пораженные системы Количество случаев (на 100 обследованных)
Дефекты опорно-двигательного аппарата 30
Сердечно-сосудистая система 22,7
Болезни органов зрения 8,3
Болезни нервной системы (последствия черепно-мозговых травм) 6,2
Болезни органов пищеварения 4,1
Эндокринная система 2,1
Тубинфицирование 5,2
В единичных случаях встречаются: задержка полового развития, сахарный диабет I типа, артериальная гипертензия, бронхиальная астма.
Результаты скрининговой оценки показателей состояния здоровья по данным унифицированных анкет указывают на низкий уровень здоровья учащихся. Жалобы различного характера имели почти две трети опрошенных.
Таблица 2
Самочувствие подростков по данным унифицированных анкет (на 100
опрошенных)
Жалобы Количество
Слабость и утомляемость после занятий 35
Г оловные боли 27
Боли в животе, тошнота, изжога 26
Боли в пояснице 26
Частый насморк, кашель 26
Боли и неприятные ощущения в области сердца 15
Аллергические реакции 10
Как видно из приведенной таблицы 2, преобладают жалобы на слабость и утомляемость после занятий, головные боли, боли в животе, боли в пояснице, частый насморк, кашель, боли и неприятные ощущения в области сердца, тошноту, изжогу, аллергические реакции. Эти жалобы могут иметь как функциональный генез (обусловленный синдромами рекуррентной абдоминальной боли, психогенной головной болью, болями, возникающими и усиливающимися при стрессе), так и быть проявлением реально существующего заболевания.
При оценке физического развития установлено, что 95,8% учащихся ПУ имеют нормальное гармоничное физическое развитие, по 2,1% - дефицит и избыток массы тела соответственно.
Условия и образ жизни учащихся также не способствуют формированию высоких адаптивных возможностей. Распространенность табакокурения, регулярного употребления алкогольных напитков не только остается высокой в этой группе учащихся, но и характеризуется снижением возраста начала формирования вредных привычек, увеличением числа часто пьющих подростков [3,4,6].
В числе важных социальных факторов, влияющих на общую нагрузку и режим дня учащихся, следует отметить распространенность внеучебной трудовой деятельности, которой занимается от 20 до 30% опрошенных.
Интегральным показателем, отражающим адаптивные возможности подростков, можно считать кратность простудных заболеваний. Результаты показывают, что образ жизни подростков, наличие вредных привычек, трудовая нагрузка во внеучебное время вносят дополнительный негативный вклад в формирование здоровья учащихся, увеличивая частоту жалоб, группу часто болеющих. В последующем это может проявиться в снижении работоспособности и адаптации к профессиональной деятельности [6].
Выводы
В состоянии здоровья подростков, обучающихся в профессиональных училищах, выявлены неблагоприятные тенденции.
В структуре патологической пораженности преобладают дефекты опорнодвигательного аппарата и болезни сердечно-сосудистой системы. По результатам скрининг-анкетирования выявлены жалобы различного характера у двух третей опрошенных.
Результаты исследований доказывают необходимость обязательного проведения профессионального отбора при приеме, выявления ранних признаков ухудшения здоровья, в том числе связанных с условиями производственного обучения, и неоднократного врачебного профессионального консультирования в процессе обучения в зависимости от динамики патологических процессов, адаптации к условиям обучения, перед прохождением производственной практики, перед выбором специализации и места трудоустройства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гигиена детей и подростков: Руководство / Под ред. Г.Н.
Сердюковской, А.Г. Сухарева. - М.,1986. - 491 с.
2. Левин В.М., Рутенбург Э.С. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков. - М.,1977. -279 с.
3. Рапопорт И.К. Состояние здоровья подростков и современные
подходы к проведению врачебных профессиональных консультаций / И.К. Рапопорт // Вест. Рос. АМН. - 2003. - №8. - С. 19 - 23.
4. Сухарева Л.М. Проблемы гигиены профессионального обучения и
труда подростков / Л.М. Сухарева, Е.И. Шубочкина, К.Э. Павлович [и др.] // Гигиена и санитария. - 2000. - №5. - С. 35 - 39.
5. Сухарева Л.М. Гигиенические проблемы профессионального обучения подростков и пути решения / Л.М. Сухарева, Е. И. Шубочкина // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. - М., 2004. - С. 186 - 188.
6. Шубочкина Е.И. Гигиенические и медико-социальные аспекты адаптации учащихся в условиях реформирования системы начального профессионального образования / Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, А.В. Куликова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. - М., 2004. - С. 373 - 376.
HYGIENIC ASPECTS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF TEENAGERS IN MODERN
CONDITIONS
O.V. Kazaeva, G.I. Stuneeva, O.E. Konovalov
In this article results of investigations in conditions of initial professional education (machine-building profile), analysis of health condition and functional condition of teenagers in perspectives of successful education were represented.
Key words: adolescents, hygienic aspects of training.
Казаева Ольга Викторовна
Заочный аспирант кафедры профильных гигиенических дисциплин ГОУ ВПО Рязанский
государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Стунеева Галина Ивановна профессор кафедры профильных гигиенических дисциплин ГОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Росздрава; root@Jvaz gmu.ryazan.ru
Коновалов Олег Евгеньевич - профессор кафедры общественного зхдоровья и организации здравоохранения ГОУ ВПО Российский университет дружбы народов, г. Москва [email protected]