Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПУТЕМ ИХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ'

ОЦЕНКА ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПУТЕМ ИХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗЫСКАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗЫСКАНИЯ / CUSTOMS DUTIES / DEBT / ENFORCED COLLECTION / COLLECTION EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомон И. В., Аверченкова В. С., Печерская Е. С.

Таможенные пошлины и налоги обязательны к уплате всеми участниками внешнеэкономической деятельности. Уплату указанных платежей надлежит осуществить в определённые законодательством сроки и в указанном размере. Невыполнение сроков осуществления выплат является основанием для возникновения задолженности по их уплате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF COLLECTION OF CUSTOMS PAYMENTS THROUGH THEIR COLLECTION

Customs duties and taxes are obligatory for all participants of foreign economic activity. Payment of the specified payments shall be made in the terms determined by the legislation and in the specified amount. Failure to comply with the terms of payments is the basis for the occurrence of arrears in their payment.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПУТЕМ ИХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ»

УДК-332.1

Гомон И.В., к. э. н., доцент, кафедра «Таможенного дела»

Аверченкова В. С. студент 4 курса Институт Истории и Права

Печерская Е. С.

студент 4 курса Институт Истории и Права Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского

г. Калуга, Россия Gomon I. V.

PhD, associate Professor of Department "Customs affairs"

Averchenkov V.S., 4th year student Institute of History and Law

Pecherskaya E.S. 4th year student Institute of History and Law Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky

Kaluga, Russia

ОЦЕНКА ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПУТЕМ ИХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ ASSESSMENT OF COLLECTION OF CUSTOMS PAYMENTS THROUGH THEIR COLLECTION

Аннотация: таможенные пошлины и налоги обязательны к уплате всеми участниками внешнеэкономической деятельности. Уплату указанных платежей надлежит осуществить в определённые законодательством сроки и в указанном размере. Невыполнение сроков осуществления выплат является основанием для возникновения задолженности по их уплате.

Abstract: customs duties and taxes are obligatory for all participants of foreign economic activity. Payment of the specified payments shall be made in the terms determined by the legislation and in the specified amount. Failure to comply with the terms of payments is the basis for the occurrence of arrears in their payment.

Ключевые слова: таможенные платежи, задолженность, принудительное взыскание, эффективность взыскания.

Keywords: customs duties, debt, enforced collection, the collection efficiency.

Таможенные пошлины и налоги обязательны к уплате всеми участниками внешнеэкономической деятельности. Уплату указанных платежей надлежит осуществить в определённые законодательством сроки и в указанном размере. Невыполнение сроков осуществления выплат является основанием для возникновения задолженности по их уплате. Размер задолженности будет постоянно увеличиваться, так как накапливаются пени, которые тоже обязательны к погашению.

Так, если участник внешнеэкономической деятельности не выполнил свое обязательство по уплате таможенных платежей или налогов или выполнил не в полной мере, таможенным органом следует осуществить

взыскание их в принудительном порядке. Таким образом, принудительное взыскание таможенных пошлин законодательно устанавливается в отношении тех лиц, которые ответственны за выплату таможенных платежей. Взыскание осуществляется за счёт денежных средств должника либо другого принадлежащего указанному лицу имущества.

Таким образом, процедура взыскания таможенных платежей представляет собой меру государственного принуждения, устанавливаемую в рамках охранительных таможенно-фискальных правоотношении для целей обеспечения реального исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что такие показатели как общая задолженность по уплате таможенных платежей, а также эффективность взыскания задолженности по уплате таможенных платежей объективно и в полном объеме характеризуют полноту взыскания таможенных пошлин и налогов.

Анализ динамики эффективности взыскания задолженности таможенных платежей и пеней за период с 2015 по 2017 год представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели деятельности таможенных органов РФ по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, млрд. руб._

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. Темп прироста 2017 г.

в %

по сравнению с:

2015 г. 2016 г.

Общая задолженность, в 43,4 44,2 46,1 6,2 4,3

том числе:

по уплате таможенных 25,0 26,2 28,0 12,0 6,9

платежей

по уплате пеней 18,4 18,0 18,1 -1,6 0,6

Взыскано, в том числе: 11,4 17,0 17,7 55,3 4,1

в счёт уплаты 10,5 15,6 14,3 36,2 -8,3

таможенных платежей

в счёт уплаты пеней 0,9 1,4 3,4 142,9 277,8

Эффективность 26,3 38,5 38,4 46,0 -0,3

взыскания

задолженностей, в %

Источник: Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской

Федерации» за 2015-2017 гг. [1]

Как видно из представленных выше данных, показатель общей задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов, а также пеней по состоянию на 1 января 2018 года составил 46,1 млрд. рублей, что больше на 4,3% по сравнению с 2016 и на 6,3% по сравнению с 2015 годом. Эта тенденция обусловлена общими кризисными явлениями, которые протекали в тот период времени в экономике. Так, вследствие сложившейся негативной экономической ситуации население страны сократило потребление, а

юридические лица и организации понесли материальный ущерб и частично утратили платёжеспособность. Увеличению задолженности за анализируемый период в том числе оказал содействие и рост ставок по кредитам в отношении предпринимателей.

Следующей причиной роста показателя общей задолженности является рост численности проверочных мероприятий в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а также усовершенствования проверок, проводимых таможенными органами, и как следствие повышение их качества.

Вместе с тем за анализируемый период размер взысканных таможенными органами таможенных пошлин и налогов вместе с пени составляет 17,7 млрд. рублей, что на 4,1% больше, чем было принудительно взыскано в 2016 году и на 55,3%, чем в 2015 году. Так, увеличение названного показателя является результатом осуществления таможенного контроля после выпуска товаров во взаимодействии с иными органами государственного контроля.

Сравнение объемов таможенных платежей и пеней, взысканных таможенными органами за 2015-2017 гг., представлено на рисунке 1.

Таким образом, в соответствии с докладом о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы в сотрудничестве с налоговыми органами в 2017 году таможенными органами было проведено 897 проверочных мероприятий (в 2016 году было проведено 691 проверок). По итогам указанных мероприятий было взыскано таможенных пошлин и налогов вместе с пени в размере 1,6 млрд. рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2016 году (сумма таможенных платежей и пени, взысканных таможенными органами в 2016 году насчитывала 672 млн. рублей).

16 14 12 10

>£3 >

8

1 6 4

2

0

■ таможенные платежи ■ пени

Рисунок 1 - Динамика поступления таможенных платежей и пеней, взысканных таможенными органами за период 2015-2017 годов, млрд. руб.

Размер взысканных таможенными органами таможенных платежей и пени вырос в равной степени и благодаря использованию электронных технологий при осуществлении взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пени, в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия.

Следует отметить, что показатель эффективности взыскания задолженности находится в процессе стагнации, так как в анализируемом периоде по сравнению с 2016 годом практически указанный показатель не изменился, уменьшившись лишь на 0,3%, что связано с ростом задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2017 году. Таким образом, эффективность взыскания по-прежнему составляет только треть от всей задолженности подлежащей уплате.

В рамках мероприятий, направленных на централизацию учета таможенных и других видов платежей в 2017 году в автоматизированной подсистеме учета и контроля задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов, а также пеней (АПС «Задолженность») была реализована возможность учета случаев задолженности по уплате таможенных пошли н налогов во всех таможенных органах в режиме реального времени.

В 2017 году в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России, вступившим в силу 8 августа 2017 г. № 1288 (не вступил в силу), в соответствии с пунктом 8 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 г. № 12 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 4, ст. 654), Приложения № 1к приказу ФТС России от 08.08.2017 № 1288 [2] была установлена последовательность рассмотрения сведений и данных, которые включают обстоятельства, являющиеся причиной для принятия либо отмены решения о запрете въезда в Россию иностранных граждан, а также лиц, не имеющих гражданства и форм решения о запрете въезда в Россию указанных лиц, решения об отмене решения о запрете въезда в Россию в отношении иностранных лиц и лиц без гражданства, а также их уведомления о принятом таможенными органами решении о принятии или отмене запрета въезда в Российскую Федерацию.

Такой порядок предоставляет таможенным органам возможность реализовать положения законодательства Российской Федерации, которые устанавливают запрет иностранным гражданам на въезд в Россию, если у них имеются задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов, административных штрафов, а также в случаях если названные лица несколько раз были привлечены к административной ответственности.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что деятельность таможенных органов, связанная с принудительным взысканием таможенных пошлин и налогов на данный момент складывается очень непросто, это подтверждают обзоры Федеральной таможенной службы.

В соответствии с обзором судебной практики от 24.03.17 г. в отношении споров, которые связаны с возвратом излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, а также с уплатой процентов, которые насчитаны на такие платежи по причине неисполнения таможенными органами срока их возврата, по результатам 2016 года судами было изучено свыше 3000 дел по указанному виду споров на сумму больше 3,6 млрд. рублей. Так, в 90% прецедентов решения были приняты не в пользу таможенных органов.[3]

Подводя итоги всего вышесказанного, можно подытожить, что за анализируемый период с 2015 по 2017 год фактическая сумма таможенных пошлин и пеней, взысканных таможенными органами с каждым годом увеличивается, но вместе с тем и растет сумма общей задолженности. Поэтому можно говорить о том, что показатель - эффективность взыскания задолженности за последние 2 года стоит на месте, уменьшившись лишь на 0,1%.

Использованные источники:

1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» за 2015-2017 гг.

2. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71656174/#ixzz5Zr ZZ5Rsk

3. Отчет о проведении ведомственного самообследования качества предоставления государственной услуги ведения реестра таможенных представителей [от 26.02.2018]// Сайт ФТС России [Электронный ресурс]/ Режим доступа:

http://www.customs.m/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=26311:-2017-&catid=613:2017-&Itemid=2743 (дата обращения: 07.10.18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.