Научная статья на тему 'Оценка взаимосвязи социальных и пространственных факторов в планировке города Белгорода'

Оценка взаимосвязи социальных и пространственных факторов в планировке города Белгорода Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
921
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КАРКАС ГОРОДА / РАЗБИВКА НА ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РАЙОНЫ И МИКРОРАЙОНЫ / ДИНАМИКА ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТЕЙ ЗАСТРОЙКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОСТРАНСТВЕННОГО КАРКАСА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗАСТРОЙКИ / РЕЙТИНГИ РАЙОНОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ / BELGOROD / SPACE FRAME OF THE CITY / DIVISION INTO URBAN PLANNING DISTRICTS AND MICRODISTRICTS / DYNAMICS OF URBAN PLANNING AND DEVELOPMENT / DEVELOPMENT DENSITY DISTRIBUTION ON THE URBAN SPACE FRAME / SOCIAL SIGNIFICANCE OF BUILDINGS / DISTRICT RATINGS BY SOCIAL SIGNIFICANCE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Большаков Андрей Геннадьевич, Лоншаков Данил Александрович, Бондарева Виктория Юрьевна, Щербакова Татьяна Петровна

Исследование посвящено взаимосвязи социальных и пространственно-планировочных факторов в градостроительном развитии г. Белгорода. Рассмотрены ландшафтные условия в границах городской черты, характеризуемые пересеченностью рельефа, представленного холмами, оврагами, долинами малых рек. Историческое ядро современного города развивается с начала XVIII в. и в настоящее время сохранилось в пределах красных линий XIX в. Здесь сосредоточен главный историко-культурный потенциал города. Влияние региональных связей расселения и транспортной инфраструктуры на транспортный каркас города выразилось в доминировании меридиональной оси, образованной главными городскими улицами. Разделение территории города связано в основном с региональными и федеральными направлениями железнодорожного транспорта, а также очертаниями пологовершинных холмов, разрезанных глубокими оврагами и долинами. Проведен анализ обеспеченности планировочных элементов городской структуры микрорайонов объектами социальной инфраструктуры и рекреационными территориями, а также связности микрорайонов с общественно-деловым историческим центром города. Рассчитан рейтинг социальной ценности территорий в связи с параметрами социально-пространственной структуры города. Даны рекомендации по реорганизации основных элементов планировочной структуры города с целью повышения ее социальной эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF SOCIAL AND SPATIAL FACTOR CORRELATION IN BELGOROD PLANNING

The paper focuses on the relationship of social and spatial planning factors in the urban development of the city of Belgorod. Consideration is given to landscape conditions within city boundaries that are characterized by rough relief represented by hills, ravines and valleys of small rivers. The historic core of the modern city had been developing from the beginning of the XVIII century and now is preserved within the red lines of the XIX century, where the main historical and cultural potential of the city is concentrated.The influence of regional interaction of settlement and transport infrastructure on the transport framework of the city is represented in the dominance of the meridional axis formed by the main streets of the city. Division of the city area is mainly determined by the regional and federal directions of the railway transport, as well as by the outlines of the sloping hills cut by deep ravines and valleys. The article analyzes both the provision of the planning elements of the city structure microdistricts with social infrastructure facilities and recreational areas, and microdistrict connectedness to historic social and business city center. The rating of social value of the territories due to the parameters of the socio-spatial structure of the city is calculated. The recommendations on reorganization of the main elements of the planning structure of the city in order to increase its social efficiency are given.

Текст научной работы на тему «Оценка взаимосвязи социальных и пространственных факторов в планировке города Белгорода»

Следует отметить, что мозаичные произведения в интерьерах ИрГТУ решают ряд проблем архитектурных пространств. Произведения, выполненные кафедрой монументально-декоративной живописи, решают задачи гармонизации пространственной среды университета, формирования и идентификации многочисленных коммуникационных пространств. Художественное обновление среды путем введения активных мозаичных элементов стирает однообразие в восприятии зрителем интерьеров и помогает дифференцировать восприятие окружения, направить движение, расставить в среде необходимые акценты. Ру-

ководством ИрГТУ отмечалось, что «современный образ университета сложился благодаря направлениям и специальностям, среди которых значительное место занимает деятельность кафедры монументально-декоративной живописи. Дипломные работы - мозаики, витражи, гобелены, выполненные на кафедре, органично вошли в интерьеры университета, став их неотъемлемой частью и постоянно действующей выставкой, которая решает важную проблему эстетического воспитания молодежи» [3].

Статья поступила 24.10.2014 г.

Библиографический список

1. Аносова С.С. Формирование среды города Иркутска как синтез архитектуры и монументального искусства // Вестник ИрГТУ. 2011. № 5 (52). С. 72-78.

2. Змановских Э.В. Дизайнерские решения в ИрГТУ // Дизайн. Материалы. Технология. 2009. Вып. 1 (8). С. 22-30.

3. Смагин В.Г. Кафедра монументально-декоративной живописи. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. 92 с.

4. Чик М. Мозаика / пер. с англ. М.: ИД «Ниола XXI век», 2004. 96 с.

УДК 711.1

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ В ПЛАНИРОВКЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

© А.Г. Большаков1, Д.А. Лоншаков2, В.Ю. Бондарева3, Т.П. Щербакова4

1Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

2,3,4Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.

Исследование посвящено взаимосвязи социальных и пространственно-планировочных факторов в градостроительном развитии г. Белгорода. Рассмотрены ландшафтные условия в границах городской черты, характеризуемые пересеченностью рельефа, представленного холмами, оврагами, долинами малых рек. Историческое ядро современного города развивается с начала XVIII в. и в настоящее время сохранилось в пределах красных линий XIX в. Здесь сосредоточен главный историко-культурный потенциал города. Влияние региональных связей расселения и транспортной инфраструктуры на транспортный каркас города выразилось в доминировании меридиональной оси, образованной главными городскими улицами. Разделение территории города связано в основном с региональными и федеральными направлениями железнодорожного транспорта, а также очертаниями полого-вершинных холмов, разрезанных глубокими оврагами и долинами. Проведен анализ обеспеченности планировочных элементов городской структуры - микрорайонов - объектами социальной инфраструктуры и рекреационными территориями, а также связности микрорайонов с общественно-деловым историческим центром города. Рассчитан рейтинг социальной ценности территорий в связи с параметрами социально-пространственной структуры города. Даны рекомендации по реорганизации основных элементов планировочной структуры города с целью повышения ее социальной эффективности. Ил. 8. Табл. 4. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: Белгород; пространственный каркас города; разбивка на планировочные районы и микрорайоны; динамика планировки и застройки города; распределение плотностей застройки относительно пространственного каркаса; социальная значимость застройки; рейтинги районов по социальной значимости; идея правильного распределения функционально-планировочных элементов города (принципы совершенствования социально-пространственной структуры города).

1Большаков Андрей Геннадьевич, доктор архитектуры, профессор, зав. кафедрой архитектурного проектирования, тел.: 89149402708, e-mail: [email protected]

Bolshakov Andrei, Doctor of Architecture, Professor, Head of the Department of Architectural Design, tel.: 89149402708, e-mail: [email protected]

2Лоншаков Данил Александрович, ассистент кафедры архитектуры и градостроительства, тел.: (4722) 309983. Lonshakov Danil, Assistant Professor of the Department of Architecture and Urban Planning, tel.: (4722) 309983.

3Бондарева Виктория Юрьевна, ассистент кафедры дизайна архитектурной среды, тел.: (4722) 309983. Bondareva Victoria, Assistant Professor of the Department of Design of Architectural Environment, tel.: (4722) 309983.

"Щербакова Татьяна Петровна, старший преподаватель кафедры архитектуры и градостроительства, тел.: (4722) 309983. Shcherbakova Tatiana, Senior Lecturer of the Department of Architecture and Urban Planning, tel.: (4722) 309983.

EVALUATION OF SOCIAL AND SPATIAL FACTOR CORRELATION IN BELGOROD PLANNING A.G. Bolshakov, D.A. Lonshakov, V.Yu. Bondareva, T.P. Shcherbakova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. Belgorod Shukhov State Technological University, 46 Kostyukov St., Belgorod, 308012, Russia.

The paper focuses on the relationship of social and spatial planning factors in the urban development of the city of Belgorod. Consideration is given to landscape conditions within city boundaries that are characterized by rough relief represented by hills, ravines and valleys of small rivers. The historic core of the modern city had been developing from the beginning of the XVIII century and now is preserved within the red lines of the XIX century, where the main historical and cultural potential of the city is concentrated.The influence of regional interaction of settlement and transport infrastructure on the transport framework of the city is represented in the dominance of the meridional axis formed by the main streets of the city. Division of the city area is mainly determined by the regional and federal directions of the railway transport, as well as by the outlines of the sloping hills cut by deep ravines and valleys. The article analyzes both the provision of the planning elements of the city structure - microdistricts - with social infrastructure facilities and recreational areas, and microdistrict connectedness to historic social and business city center. The rating of social value of the territories due to the parameters of the socio-spatial structure of the city is calculated. The recommendations on reorganization of the main elements of the planning structure of the city in order to increase its social efficiency are given. 8 figures. 4 tables. 11 sources.

Keywords: Belgorod; space frame of the city; division into urban planning districts and microdistricts; dynamics of urban planning and development; development density distribution on the urban space frame; social significance of buildings; district ratings by social significance; idea of correct distribution of urban functional and planning elements (principles for enhancing the socio-spatial structure of the city).

Введение

Белгород находится на юге Среднерусской возвышенности, в зоне лесостепи и степи. Численность населения составляет около 400 тысяч жителей. Рельеф - овражно-балочный с покатыми водоразделами между речками и оврагами. Отметки колеблются от 118 м на урезе воды ручья Везелки до 223 м на Меловой горе в районе аэропорта и 207 м на Харьковской горе на южной границе города. Перепад составляет порядка 100 м при заложении склона Меловой горы в 6600 м и склона Харьковской горы в 4770 м, то есть уклон по ул. Богдана Хмельницкого составляет 1,5%, по ул. Щорса - 2%. Большая часть территории распахана, и в результате истощительной распашки образовалось множество оврагов. Главной рекой на территории Белгорода является Северский Донец - приток Дона, который стекает со среднерусской возвышенности, а также приток Северского Донца - Везелка. Ве-зелка делит общую гряду на два холма: гору Меловую на севере и гору Харьковскую на юге. Донец течет с севера на юг и формирует восточный борт Мелово-Харьковской гряды. Западный борт упомянутой главной гряды отделяется от третьего холма - Западной горы - двумя параллельными оврагами, простирающимися с севера, и долиной р. Гостянки, впадающей в р. Везелку с юга.

Пространственный каркас

Долина р. Северский Донец с притоком Везелкой и овражно-балочная сеть, привязанная главными осями, образуют природный каркас города, включающий также холмы-водоразделы, на которых расположен город. Главный овраг разделяет Меловую и Западную горы, примыкает к р. Везелке с севера, примерно в то же место, что и р. Гостянка с юга. Тем самым главная гряда обособляется от Западной. Основная масса многоквартирной и многоэтажной застройки города

расположена на главной гряде. Оба холма гряды обрываются крутым уступом к Северскому Донцу, в обширном днище долины которого лежит старый город: его строительство как центрального узла Белгородской засечной черты, охранявшей южные границы России, началось еще в XVI в. Уступ в районе кампуса Белгородского технологического университета имеет крутизну 14%, при которой запрещается строительство. На Западной горе развивается коттеджная застройка. Она по сложному рисунку границ отвечает конфигурации плоских вершин холмов, которые обрываются крутыми склонами окружающих оврагов. На левобережной территории Донца, южнее старого города, расположен промышленный район Крейда. Существуют две промышленные зоны города - западная и восточная. На западе располагаются ООО «Бел-энергомаш - БЗЭМ» и цементный завод с крупнейшим в городе меловым карьером, на востоке - смешанная зона различных предприятий от заводов пищевой промышленности до завода пластмасс и завода железобетонных изделий и металлоконструкций.

Транспортный каркас. По существующему положению в широтном направлении вылетными магистралями являются ул. Константина Заслонова и Ми-хайловское шоссе (на восток) и ул. Сумская (на запад). К системе главных магистральных улиц в меридиональном направлении относятся ул. Богдана Хмельницкого (на север, в Москву) - Щорса и ул. Магистральная (на юг, в Харьков), ул. Корочанская (на северо-северо-восток, в Воронеж) и Волчанская (на юго-юго-восток, в Шебекино). Проектом генерального плана данную схему на этапе до 2025 г. предусматривается из лучевой (по центральному меридиану линейной) преобразовать в радиально-кольцевую. Решением Совета депутатов г. Белгорода от 20 августа 2013 г. утверждена перспективная транспортная схема

города [10].

Общественно-деловой исторический центр расположен на склоне Меловой горы при впадении р. Ве-зелки в р. Северский Донец, на «стрелке» двух рек. Территория центра представляет собой ортогональную решетку, состоящую из небольших кварталов габаритами в среднем 150*250 м (рис. 1). Решетка центра состоит из шести субширотных улиц, параллельных склону, и шести субмеридиональных улиц, спускающихся к р. Везелке, на берегу которого разбит парк Победы. Н.А. Крупенков сообщает, что к 1911 г. на территории Белгорода была 21 улица [8]. К этому времени территория города совпадала практически с границами существующего исторического центра. Различия в количестве улиц по современному состоянию (12 улиц) и по состоянию на 1911 г. (21 улица) объясняются тем, что физическая протяженность улицы разбита на отрезки перекрестками и на историческом плане эти отрезки носили свои имена. Однако некоторые изменения в физическом пространстве центра все-таки произошли (уничтожение Свято-Троицкого собора, Женского монастыря и строительство театра на этом месте, развитие торгового центра на месте мясных рядов и застройка Георгиевской площади вокруг Преображенского кафедрального собора) [8]. Вместе с тем, красные линии центральных улиц сохраняются с XIX в. [4].

Западную и восточную стороны прямоугольника центра образуют магистральные улицы городского значения: Богдана Хмельницкого и Белгородского полка соответственно. К транспортному каркасу центра относятся также ул. Николая Чумичова (по генеральному плану); пр. Славы, исходящий из центра на запад под названием Сумской улицы. Значительным достоинством планировки центра являются пешеходные бульвары и улицы. К ним относятся улицы широтного направления Народный бульвар, Свято-Троицкий

бульвар - Гражданский проспект. Меридиональную пешеходную ось формируют ул. Попова, ул. 50 - летия Белгородской области и цепочка площадей: Торговая, Соборная, Театральная и площадь перед музеем-диорамой «Курская дуга. Белгородское направление». Данный музей - самый посещаемый в Белгороде (200 тыс. посетителей в год) [9]. Музейная площадь примыкает к парку Победы на берегу р. Везелки.

Существующее положение пространственного каркаса представлено на рис. 2: магистрали, общественные центры, долины рек и овраги образуют роль направляющих осей, центров роста и пространственных рубежей для городской ткани. В системе региональных связей европейской части России и Центрально-Черноземного экономического района Белгород входит в полосу Москва - Калуга - Орел - Курс -Белгород, поэтому наблюдается доминирование меридиональных связей, образующих линейную планировку города [7].

Таким образом, пространственный каркас г. Белгорода представлен историческим центром, вылетны-ми магистральными улицами - меридиональными (главными) и широтными (подчиненного значения), а также объектами орогидросети (долинами р. Север-ский Донец и ручьев, оврагами, разветвляющими стволы водотоков). Он характеризуется расчлененным грядово-овражным рельефом. Застройка располагается преимущественно на пологонаклонных вершинах холмов. Положение микрорайонов (кварталов) относительно центра и вылетных магистралей характеризует связность и доступность территорий, а также обеспеченность услугами объектов общественного исторического центра. Положение микрорайонов относительно лучей природного каркаса - долин ручьев, рек и оврагов - характеризует экологический и рекреационный потенциал микрорайонов.

Рис. 1. Система общественных центров: общегородского исторического, существующего центра Южного планировочного района и планируемых центров Западного и Восточного планировочных районов

Условные обозначения:

^^ - основные автодороги;

"%• - болотистая территория;

•/П - горизонтали;

ш "-железнодорожные магистрали;

К - залесеные овраги, лога, урочища, яры;

я - проектируемые общественные центры планировочных районов по генплану 2006 г.;

^-территория существующих центров планировочных районов

Рис. 2. Пространственный каркас г. Белгорода (схема авторов)

Разделение на планировочные районы и мик- стики (директор В.А. Щитинский, архитекторы: Л.Н. рорайоны Путерман, Л.С. Зиматова) разработан генеральный

В 2003-2006 гг. коллективом РосНИПИ Урбани- план развития Белгорода на перспективу до 2025 г.

Генпланом предусматривалось членение города на четыре планировочных района [4]: Центральный, Южный, Западный и Восточный. Границами планировочных районов по внешнему периметру является городская черта. Планировочные районы представляют собой секторы, вырезанные из общего пятна городской территории следующими радиусами: Центральный район - железной дорогой Белгород - Сумы и Белгород - Москва; Южный район - железной дорогой Белгород - Харьков и Белгородским водохранилищем на р. Северский Донец; Восточный район - железной дорогой Белгород - Москва и водохранилищем на р. Северский Донец. Западный район заключен между железными дорогами Белгород - Сумы и Белгород -Харьков (см. рис. 3).

Планировочные районы Белгорода имеют яркую градостроительную специфику, которая отличает их друг от друга. Центральный планировочный район отличается наличием исторического центра города с наивысшим историко-культурным потенциалом, застройкой средней и повышенной этажности возрастом от 1960-х гг. до современной, наличием аэропорта на границе района, промышленной зоной и большими карьерами строительного материала. Промышленные,

транспортные и нарушенные территории составляют наибольшую долю в балансе земель района. Второе место по площади занимают селитебные территории, включая исторический центр. Третье место принадлежит такой функции, как индивидуальное жилье. Западный планировочный район характеризуется более монотонной функциональной структурой. В его составе доминируют по сути пригородные поселки-спальни коттеджного строительства. Вторая по размеру доля в балансе земель принадлежит неорганизованным рекреационным территориям - оврагам и долине р. Гос-тянки. Восточный планировочный район - Старый город и Крейда - характеризуются доминированием промышленно-коммунальных территорий, в исторической ретроспективе это территория первоочередного освоения городских земель в их нынешних границах. Заметная доля здесь принадлежит акваториям Север-ского Донца, его водохранилищу и лесному массиву на его левобережье. Наконец, в Южном планировочном районе доминирующая доля принадлежит средней и повышенной этажности селитьбе, вторая по размеру доля принадлежит индивидуальной застройке, третье место в районе занимают озелененные рекреационные ландшафты.

Рис. 3. Разделение территории города на планировочные районы (по материалам РосНИПИ Урбанистики, 2013 г.):

1 - Центральный; 2 - Восточный; 3 - Южный; 4 - Западный

Динамика планировки и застройки г. Белгоро- видно, что рост города происходил из центра, ограни-

да

Белгород застраивался в определенной последовательности, которая была выявлена в ходе исследования. Хронологически результаты анализа хода застройки отражены на карте города (рис. 4). Из рис. 4

ченного ул. Белгородского полка, Белгородским проспектом, ул. Богдана Хмельницкого и набережной Ве-зелки. Здесь фрагментарно сохранилась застройка XVIII в., и эта территория развивается и в настоящее время.

застройка индивидуальными жилыми домами:

застройка с 1911 по 1943 гг.;

- застройка с 1943 по 1954 гг.;

застройка с 1954 по 1968 гг.;

застройка с 1968 по 1981 гг.;

- застройка с 1981 по 1991 гг.;

- застройка с 1991 по 2000 гг.;

- застройка с 2000 г.

по н.в.

Условные обозначения: застройка промышленными объектами:

застройка с 1946 по 1954 гг.;

- застройка с 1946 по 1954 гг.;

- застройка с 1954 по 1970 гг.;

■ застройка с 1970 по 1990 гг.;

10

11

12

13

- застройка с 1990

по 2000 гг.;

- застройка с 2000 г.

по н.в.

застройка жилыми домами средней и повышенной этажности:

I - застройка исторического центра с 1703 г. по н.в.;

- застройка с 1943 по 1954 гг.;

- застройка с 1954 по 1968 гг.; СИЗ - застройка с 1968 по 1981 гг.; I 18 I - застройка с 1981 по 1991 гг.;

■ застройка средней этажности с 2000 г. по н.в.

Рис. 4. Зонирование территории г. Белгорода по хронологии застройки (схема авторов)

Послевоенная застройка 1943-1954 гг. преимущественно индивидуальными жилыми домами развивалась к северу от центра небольшими кварталами. В 1954 г. на севере, в 6,5 км от центра, была построена первая взлетно-посадочная полоса, и возник аэропорт, на котором базировалась курская авиабригада, осуществляющая перевозку почты и пассажиров в отдаленные районы Белгородской области. В 20102011 гг. началась масштабная реконструкция аэропорта, завершенная в июле 2013 г. Кроме преимуществ, которые аэропорт дает городу, он ограничивает его рост на север. В период 1954-1968 гг. Белгород развивался также на Меловой горе к северу от центра в небольших объемах.

Период 1968-1981 гг. характеризуется тем, что город начал расти на Харьковской горе и продолжил развитие на Меловой. Это и микрорайон строчной застройки Черемушки, и примыкающий непосредственно к центру микрорайон Кинотеатр «Радуга» с парком им. Ленина. На Харьковской горе к этому периоду относятся микрорайоны, прилегающие к ул. Костюкова, Королева и замыкающиеся с юга ул. Губкина. В целом этот период характеризуется наибольшей площадью территориального роста, как на север, так и на юг.

В период с 1981 по 2000 гг. развитие на юг (на Харьковской горе) начало преобладать по сравнению с некоторым затишьем на Меловой горе.

Наконец, в период с 2000 г. по настоящее время массовое жилищное строительство сосредоточилось исключительно на Харьковской горе между ул. Губкина и Есенина.

Данные по динамике изменения численности населения, территории и жилищного фонда в период с 1958 по 2013 гг. представлены в табл. 1-3 и на рис. 5.

Жилая застройка г. Белгорода последних лет отличается увеличением ее многообразия, стабильным вводом в действие жилых домов, появлением новых спальных микрорайонов в Западном округе, на Харьковской горе. Но сохраняются высокая доля жилых домов, построенных в 60-е, 70-е годы ХХ столетия со значительным износом, большая жилищная плот-

ность, преобладание 1-2-комнатных квартир, составляющих 60% общего объема квартирного фонда Белгорода [11].

Таблица 1

Изменение численности населения г. Белгорода с 1626 по 2014 гг. [5]

Год Население,чел.

1626 5000

1801 3462

1856 12800

1861 11852

1890 22940

1897 27000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1913 28400

1926 31000

1931 30600

1939 34000

1959 72278

1967 129000

1970 151336

1973 187000

1976 215000

1979 239814

1982 262000

1986 286000

1989 300408

1992 314200

1996 326400

1998 335000

2000 342000

2001 344000

2002 337030

2003 337000

2004 339000

2005 340900

2006 344000

2007 348200

2008 353000

2009 358000

2010 356402

2011 356400

2012 366110

2013 373528

2014 379508

Рис. 5. Динамика изменения численности населения г. Белгорода с 1801 по 2014 гг. (по [1])

Таблица 2

Сравнительный анализ плановых и фактических показателей развития г. Белгорода по материалам _генеральных планов, разработанных в 1967,1981, 2003 гг. (по [5])_

Год Проектные Год Проектные

Показатель 1958 1967 1980 10-12 лет 20-25 лет 1992 2003 10-12 лет 20-25 лет

Население, тыс. чел. 70 129 248 326 400 314 338 360 400

Территория всего, га, 3140 6765 12540 13425 13425 13425 15310 15310 15310

в т.ч. м2/чел. 448 524 506 412 335 428 397 425 383

в городской застройке 1952 - 4653 5604 3352 - - - -

селитебные жилые

зоны 848 - 2759 6878 3963 - 2910 3290 4090

Жилой фонд, тыс. м , 399 1303 3108 58090 810 4836 6337 8280 12800

в т.ч. индивид., % 63 38 - - - 18 14 9 6

Норма обеспеченности жильем, м2/чел. 5,7 10,1 12,5 17,8 20,3 15,4 18,7 23 32

Ввод жилья, тыс. м , 175 111 189

в т.ч. индивид., % - - 11

Таблица 3

Распределение жилого фонда по материалу стен (по [5])_

Вид здания Жилых зданий всего, ед. В том числе

каменных, кирпичных панель нель-ных блочных монолитных смешанных деревянных прочих

2006 г.

Индивидуально- определенные здания 12599 7330 520 3596 - 341 810 2

Многоквартирные жилые дома 1728 982 397 122 - 157 12 58

2012 г.

Индивидуально- определенные здания 16189 8915 609 4927 - 595 860 283

Многоквартирные жилые дома 1914 1109 476 166 31 73 9 50

На основе анализа приведенных данных можно заключить следующее:

- город бурно развивался с 1958 г., когда он был еще малым городом, до настоящего времени, когда его население достигло 380 тыс. человек, а вместе с белгородской агломерацией - более 500 тыс. человек, то есть его население увеличилось почти в 5,5 раза за 40 лет. Наиболее резкий скачок роста населения наблюдался с начала 1960-х до 1998-х гг.

- к 2012 г. доля зданий, построенных по типовым проектам или проектам повторного применения, от общего числа многоквартирных жилых домов (1914 домов) составляет от 60 до 90%. Это позволяет установить данные по квартирографии существующей застройки, то есть по доле 1-, 2-, 3-комнатных квартир согласно примененным типовым сериям. Согласно

данным градотеки Белгорода [2], на 1000 жителей приходится 403 квартиры, то есть в среднем величина семьи (домовладения) составляет 2,5 человека, что говорит о преобладании малокомнатных квартир.

Распределение плотностей застройки относительно пространственного каркаса

По данным городской администрации 2013 г., основной фон территории как на Меловой, так и на Харьковской горе заселен с плотностью 250-350 чел./га [6]. Районы высокой плотности смещены к югу, где в микрорайонах между ул. Губкина и Есенина преобладают многоэтажные жилые дома. Плотность здесь составляет от 420 до 550 чел./га. В районах индивидуальной жилой застройки плотность населения ниже, менее 200 чел./га, однако цифры свидетельствуют о скученности застройки (рис. 6).

Рис. 6. Распределение плотности по микрорайонам г. Белгорода (по [6])

В распределении плотностей населения по территории города выявлена диспропорция между расположением, с одной стороны, наибольшего количества населения и жилой застройки, с другой - общественного делового центра с максимальным социокультурным потенциалом. Основная масса населения смещена к югу Харьковской горы, а общественно-деловой район располагается с разрывом к северу, через полосу малоосвоенной территории, примыкающей к железной дороге и пойме р. Везелки. Требуются усилия для развития общественно-делового центра

на юг.

Социальная значимость застройки

Для оценки социальной значимости застройки приведено разделение территории города на микрорайоны согласно генпланам 2003 и 2013 гг. (рис. 7), а также оценка обеспеченности 38 микрорайонов социальной инфраструктурой и доступности микрорайонов до центра города (табл. 4). Рассмотрим характеристику микрорайонов (см. табл. 4) и их рейтинг, рассчитанный по данным показателям (рис. 8).

Рис. 7. Разделение территории г. Белгорода на микрорайоны (схема авторов)

Таблица 4

Характеристика микрорайонов по социальной инфраструктуре и доступности до центра города

Рейтинг микрорайона Номер микрорайона (см. рис. 7) Характеристика микрорайона

1 1 Микрорайон в границах ул. Победы, Вокзальной, пр. Б. Хмельницкого, Белгородского пр. Имеет самый высокий социально-культурный потенциал. Это объясняется его расположением в историческом и общественном центре города. Здесь сохранилась историческая сетка улиц с небольшими прямоугольными кварталами, застроенными 2-3- и 4-5-этажными домами 19501960-х гг., 9-этажными жилыми домами 1970-х гг. В последние годы ведется строительство жилых домов повышенной этажности - до 17 этажей. К микрорайону примыкает основная магистраль города - пр. Б. Хмельницкого, что обеспечивает хорошую транспортную доступность

в любую часть города. В микрорайоне имеется общегородской парк Победы, имеются отдельные скверы и бульвары, однако степень озелененности жилых кварталов достаточно низкая. Из-за высокой ценности застройки микрорайон перенасыщен нежилыми функциями, являющимися причиной большого потока посетителей, транспортной перегруженности, высокой плотности застройки, что отрицательно влияет на качество жизни людей. Доминирующей ценностью микрорайона является публичность

2 5 Микрорайон в границах ул. Студенческой, Попова, пр. Б. Хмельницкого, Белгородского пр. с прямоугольными кварталами 2-5-этажных жилых домов. Небольшую часть территории по ул. Маяковского занимает частный сектор. Есть также 9-этажные дома 1970-1980-х гг. Микрорайон с достаточно высокой социальной значимостью, насыщен общественными функциями. Здесь располагаются Дворец Культуры «Энергомаш», Дворец Детского творчества, колледж, областная больница, спортивный комплекс, областная научная библиотека, собор и др. общественные здания. Микрорайон достаточно озеленен, значительную часть территории занимает общегородской центральный парк, имеются и другие озелененные зоны отдыха, скверы и бульвары. Микрорайон имеет удобное расположение относительно центра города и других микрорайонов. Доминирующей ценностью микрорайона является публичность

3 2 Микрорайон Левобережный в границах ул. Свободной, Котлозаводской, пр. Б. Хмельницкого, Кашарского. Примыкает к центральному и имеет удобную связь с остальными микрорайонами. Вдоль магистрали пр. Б. Хмельницкого находятся прямоугольные кварталы 2-5-этажных домов с преобладанием общественных функций. В этом районе расположен Белгородский государственный университет, спортивный комплекс, общегородской стадион. По ул. Преображенской располагаются небольшие кварталы с частным сектором. В западной части кварталы с более свободной планировкой - 9-10-этажные дома 1970-1980 гг. По ул. Гостенской и Свято-Троицкому бульвару - жилые дома 2000-х гг. с этажностью до 17 этажей. Значительная часть территории расположена в пойме р. Везелки

4 19 Микрорайон Южный в границах ул. Щорса, Королева, Костюкова, пр. Ватутина со строчной застройкой кварталов 5-этажных домов имеет высокую социальную значимость. Достаточно большую территорию занимают общественные здания: Дворец спорта «Космос», Ледовый дворец, Институт культуры, кинотеатр, гипермаркет, торговый центр, рынок «Южный», телевышка, банк. Здания общественного назначения располагаются в восточной части микрорайона. Вдоль ул. Королева расположен парк «Южный», ведущий к Храму. Микрорайон имеет удобное расположение, связан с центром города системой пешеходных мостов, имеет сообщение с другими частями города. Территория достаточно озеленена. Доминирующей ценностью микрорайона является публичность

5 17 Микрорайон в границах ул. Донецкой, Костюкова, Харьковского пер. Основную часть территории микрорайона занимает территория Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова с общежитиями и пешеходной аллей, ведущей к библиотеке им. Пушкина. Это приводит к большому потоку посетителей данного микрорайона. В западной части незначительную часть территории занимают кварталы жилых 10-этажных домов. Имеется достаточно рациональный подход к организации участка, микрорайон хорошо озеленен. Микрорайон связан с общественным центром города и другими микрорайонами

6 7 Микрорайон в границах ул. Железнякова, Садовой, Студенческой, пр. Б. Хмельницкого со строчной застройкой кварталов 5-этажных домов 1950-х гг. и небольшими вкраплениями современных многоэтажных домов. Западной границей микрорайона является магистраль пр. Б. Хмельницкого, что обеспечивает удобную связь с центром города и другими микрорайонами. Восточной границей является яр с лесопосадкой, который частично застроен гаражным массивом и ведет к городскому кладбищу. В микрорайоне отдельные кварталы занимает территория Белгородского государственного университета и Белгородского университета кооперации, экономики и права, что вызывает большой поток посетителей. Доминирующей ценностью микрорайона является публичность

7 12 Микрорайон Супруновка. Западной границей микрорайона является магистраль пр. Б. Хмельницкого, северной - р. Везелка, восточной и южной - железная дорога. Основную часть микрорайона занимает частный сектор. Восточную часть микрорайона занимает территория консервного комбината. Микрорайон имеет удобное расположение относительно магистралей города и примыкает к общегородскому центру. В его границах - набережная р. Везелки, детский парк «Котофей», белгородский зоопарк. Территория микрорайона хорошо озеленена

8 9 Микрорайон в границах ул. Железнякова, Портовой, пр. Б. Хмельницкого с северной стороны граничит с аэропортом и попадает в шумовую зону аэропорта. Основную часть территории занимаю кварталы с усадебной застройкой. По пр. Б. Хмельницкого располагаются небольшие кварталы 5- и 10-этажных жилых домов. На территории также располагается автовокзал, торговый центр, гаражный массив и небольшой пруд в районе ул. Урожайной. Многоэтажные жилые дома по пр. Б. Хмельницкого и ул. Железнякова имеют достаточно удобную связь с остальными районами города

9 4 Микрорайон в границах ул. Студенческой, Мичурина, Генерала Лебедя, пр. Б. Хмельницкого. В этой части города кварталы 5-этажных домов граничат с кварталами частного сектора. Территория микрорайона примыкает к площадке завода «Энергомаш». В последние годы сносятся

2-3-этажные дома послевоенного периода и строятся современные многоэтажные. Значительную часть территории занимает парк Памяти, к которому примыкает Центр молодежных инициатив. На северо-западе микрорайона располагаются производственные здания. Микрорайон имеет удобное расположение относительно центра города и других микрорайонов

10 13 Микрорайон Салют в границах ул. Железнодорожной, 5 Августа, пр. Ватутина, Б. Хмельницкого. В западной части микрорайона располагаются кварталы 10-этажных жилых домов со свободной застройкой, с южной стороны к ним примыкает гаражный кооператив. В восточной части - дома усадебного типа. По ул. Ватутина находится рынок «Салют» и несколько многоэтажных жилых домов. Микрорайон располагается вблизи общественного центра города и городского парка, имеет сообщение с другими частями города

11 16 Микрорайон в границах ул. Харьковской, Донецкой. С южной стороны граничит с территорией Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Восточной границей является р. Северский Донец. Территория микрорайона хорошо озеленена. Преобладающую часть занимает застройка усадебного типа. Незначительную часть занимает квартал 10-13-этажных жилых домов «Серебряная подкова» по ул. Академической. Восточная часть в пойме р. Северский Донец свободна от застройки. Общественным центром микрорайона является ДК «Юбилейный». Доминирующей ценностью микрорайона является приватность

12 24 Микрорайон в границах ул. Губкина, Архиерейской, Щорса. Северной границей является архиерейская роща. Основную часть занимает территория городской больницы, детской областной и железнодорожной больниц. Незначительную часть территории занимает квартал 9 -этажных жилых домов. Осуществляется связь с другими районами города, однако микрорайон несколько отдален от городского центра. Доминирующей ценностью микрорайона является публичность

13 6 Микрорайон в границах ул. Попова, Белгородского пр. На востоке границей является железная дорога. Северная часть примыкает к склонам меловой горы. Значительную часть микрорайона занимает частный сектор, небольшую часть занимают кварталы жилых домов этажностью от 2-х до 14-ти. На территории размещается старое городское кладбище и храм. Кварталы жилых домов вдоль ул. Попова и Белгородского пр. имеют удобную связь с общегородским центром и другими микрорайонам города. В остальной части микрорайона связь с общественным центром и другими микрорайонами достаточно затруднена

14 3 Микрорайон в границах ул. Сумской, Кашарского пр. Западной границей является западная объездная дорога, юной - железная дорога. На севере граничит с промышленной зоной. В этой части города имеется застройка с домами усадебного типа, значительная часть которой попадает в санитарно-защитную зону цементного завода. Это отрицательно влияет на экологию данного района. В западной части располагаются промышленные предприятия. Большую часть занимает лесополоса в пойме р. Везелки. На территории находится храм, конноспортивная школа, гаражный кооператив, строительная компания. Жилые кварталы вдоль ул. Сумской имеют удобное расположение относительно остановок общественного транспорта, однако наиболее близко располагаются к санитарно-защитной зоне площадке цементного завода. Кварталы жилых домов на остальной территории микрорайона имеют более благоприятные экологические условия, но движение общественного транспорта затруднено

15 18 Микрорайон в границах ул. Костюкова, пр. Ватутина, Харьковского пер. На территории размещен квартал многоэтажных жилых домов со встроенными учреждениями обслуживания - жилой комплекс «Владимирский» с этажностью в 11-17 блоков - и кварталы жилых домов усадебного типа, которые отделены от жилого комплекса пешеходной аллеей. Микрорайон соединен с центром города системой пешеходных мостов

16 15 2-й южный микрорайон в границах ул. Щорса, 5 августа, Костюкова, пр. Ватутина. Микрорайон со строчной застройкой, в основном 5-этажных жилых домов. Имеются также 9-этажные жилые дома. На территории микрорайона располагается поликлиника, пушкинская библиотека-музей. Микрорайон связан с общегородским центром системой пешеходных мостов, имеет удобную связь с другими частями города

17 21 6-й южный микрорайон в границах ул. Щорса, Королева, Губкина, пр. Ватутина. Северо-запад микрорайона занимает территория промышленных зданий и гаражей. На юго-западе - свободная планировка кварталов многоэтажных домов и территория детской поликлиники. В восточной части располагаются кварталы с периметральной застройкой многоэтажных домов (9-14 этажей) с большими дворовыми территориями. Озеленение территории достаточно скудное

18 27 Микрорайон в границах ул. Губкина, Щорса, Есенина, Буденого располагается на периферии города. Застроен кварталами 9-этажных домов 1970-1980-х гг. и 14-этажных жилых домов 2000-х гг. В микрорайоне находится храм с прилегающей к нему озелененной территорией, торговый центр и различные предприятия обслуживания. Микрорайон отдален от общегородского центра

19 28 Микрорайон в границах ул. Щорса, Губкина, пр. Ватутина. Восточной границей является яр Ближний Игумов, южной границей - яр Дальний Игумов. Микрорайон находится на периферии города и отдален от общегородского центра. Вдоль ул. Губкина и Щорса - современная застройка кварталами 9-14-этажных жилых домов, остальную часть территории занимает усадебная застройка. Территорию вдоль ул. Славянской и южную границу микрорайона занимает гаражный массив. Большую часть территории занимает завод «Луч»

20 26 11-й южный микрорайон в границах ул. Буденого, Есенина, б-р Юности с более свободной современной застройкой 9-10-этажных жилых домов на периферии города. С западной стороны располагается гаражный массив. С северной и южной сторон микрорайон окружен оврагами. Микрорайон отдален от центра и большинства микрорайонов города

21 22 Южный микрорайон в границах ул. Королева, Губкина, пр. Ватутина с периметральной застройкой 9-этажных домов. На пересечении ул. Губкина и пр. Ватутина располагаются несколько 14 -этажных домов. Территория микрорайона хорошо озеленена. Микрорайон отдален от общегородского центра и большинства микрорайонов города

22 20 4-й южный микрорайон в границах ул. Костюкова, Губкина, Королева, пр. Ватутина с кварталами комбинированной (строчной и периметральной) застройкой 5 - и 9-этажных домов. В 1990-е гг. были построены 17-этажные жилые дома. По ул. Губкина к микрорайону примыкает гаражный массив в овражной части. Микрорайон не насыщен общественными функциями, однако имеет удобное расположение, примыкая к университету с северной и общественному центру южного планировочного района города с западной стороны

23 8 Микрорайон в районе Гриневка в границах ул. Привольной, Промышленной, пр. Б. Хмельницкого. На севере границей служит Урочище Гринево, к которому примыкает гаражный массив. Микрорайон застроен прямоугольными кварталами 5-этажных жилых домов. В восточной части, вдоль пр. Б. Хмельницкого, располагается территория Политехнического колледжа, школа для глухонемых, областной онкологический диспансер. Жилые кварталы удалены от общегородского центра и большинства микрорайонов города

24 25 10-й южный микрорайон в границах ул. Губкина, Буденого, 60 лет октября. Западной границей служит яр Краснянский, южной - урочище Половинное. С северо-востока к микрорайону примыкает Архиерейская роща. Микрорайон со свободной застройкой кварталами 9-этажных домов. В северной части микрорайона незначительную территорию занимает застройка домами усадебного типа. На юго-западе микрорайона располагается гаражный массив. По ул. Восточной часть территории занимают здания административного назначения. Небольшая часть на западе микрорайона свободна от застройки. Микрорайон отдален от центра, сообщение с другими частями города менее доступно

25 14 Микрорайон Первомайский в границах ул. Щорса, Красноармейской, Лесной. Юго -западной границей является Архиерейская роща. Основную часть территории микрорайона занимают кварталы жилых домов усадебного типа с вкраплениями небольших кварталов 2- и 9-этажных жилых домов по ул. Советской, Лермонтова и Л. Толстого и небольшой квартал с таунхаусами. На севере и северо-западе вдоль железной дороги размещается гаражный массив. Квартал не насыщен общественными функциями. Кварталы жилых домов, расположенные вдоль ул. Щорса, имеют связь с центром города и другими микрорайонами. В остальной части микрорайона связь с общегородским центром и остальными микрорайонами менее доступна

26 31 Микрорайон Пески в границах ул. Корочанской, Серафимовича, Волчанской, Михайловского шоссе расположен в пойме р. Северский Донец и застроен кварталами жилых домов усадебного типа. Общественным центром микрорайона является Центр народного творчества с прилегающей парковой территорией на пересечении ул. Волчанской и Корочанской. В границах микрорайона имеется дорожная развязка на пересечении ул. Волчанской и Корочанской, что обеспечивает связь микрорайона с другими частями города. Территория микрорайона хорошо озеленена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 23 Микрорайон вдоль ул. Губкина. Южной границей является яр Ближний Игумов, юго-восточной границей - балка Крутой Лог. Основную часть территории занимает гаражный массив, к которому примыкает квартал 10-этажных жилых домов. На территории микрорайона располагается поликлиника МЧС УВД. Микрорайон отдален от общегородского центра и других микрорайонов города, связь с которыми затруднена

28 30 Микрорайон по ул. Донецкой вдоль р. Северский Донец с кварталами жилых домов усадебного типа окружен лесным массивом, что говорит о более благоприятной экологии данного района. Микрорайон значительно отдален от общегородского центра и других микрорайонов города. Доминирующей ценностью микрорайона является приватность

29 29 Микрорайон Новый в границах ул. Сургутской, Шумилова, 5-го Сургутского пер. Здесь квартал современной застройки, включающий 5-9-, 17-этажные дома, а также таунхаусы, окружен кварталами жилых домов усадебного типа. Микрорайон расположен на периферии города, отдален от микрорайонов города и общегородского центра. Окружен лесным массивом и оврагами. Территория микрорайона достаточно озелененная. В микрорайоне доминирующей ценностью является приватность.

30 10 Микрорайон в границах ул. Кутузова, пр. Б. Хмельницкого. Западной границей является урочище Оскочное, южной - урочище Гринево. По пр. Б. Хмельницкого размещаются кварталы малоэтажных жилых домов со строчной застройкой. Остальную часть занимают кварталы жилых домов усадебного типа. Микрорайон отдален от общегородского центра и большинства микрорайонов города. Доминирующей ценностью микрорайона является приватность

31 11 Микрорайон в границах ул. Кутузова, пр. Б. Хмельницкого. Северо-западной границей является западная объездная дорога. Территория микрорайона застроена жилыми домами усадебного типа. Микрорайон располагается на периферии и отдален от большинства микрорайонов города. Сообщением с другими частями города является магистраль пр. Б. Хмельницкого и запад-

ная объездная дорога. Микрорайон хорошо озеленен, на территории находится пруд. Доминирующей ценностью микрорайона является приватность

32 33 Микрорайон в границах ул. Сосновской, Тимирязева, Коммунальной с кварталами жилых домов усадебного типа с отдельно стоящими 5-этажными жилыми домами по ул. Тимирязева. Микрорайон отдален от других микрорайонов города. С западной и юго-западной стороны граничит с лесным массивом, с восточной стороны к микрорайону примыкает территория завода ЖБК

33 37 Микрорайон со строчной застройкой кварталами 3-4-этажных жилых домов с Центром досуга по Михайловскому шоссе и прилегающей к нему парковой зоной. К микрорайону примыкает территория промышленных предприятий. Микрорайон отдален от остальных микрорайонов города, и связь с ними затруднена

34 32 Микрорайон в границах ул. Ватутина, Купянской, Михайловского шоссе с кварталами жилых домов усадебного типа с отдельными зданиями 5-этажных домов по ул. Ватутина. Данный микрорайон хорошо озеленен. Микрорайон отдален от остальных частей города. К микрорайону примыкает территория завода ЖБК. Доминирующей ценностью микрорайона является приватность

35 34 Микрорайон в границах ул. Энергетиков, Макаренко, Почтовой. В этой части города располагаются строения частного сектора вместе с кварталами 5-этажных жилых домов. Микрорайон находится на периферии города, отдален от остальных микрорайонов, связь с ними затруднена

36 36 Микрорайон Заря. На территории располагается квартал 5-этажных жилых домов с периметральной застройкой. Находится на периферии города

37 35 Юго-восточный микрорайон с кварталами 3-4-этажных жилых домов со свободной застройкой. Микрорайон на периферии города, без наличия общественных функций. Отдален от остальных частей города

Микрорайоны по социальной обеспеченности: [^-хорошие; нормальные; Ш1-удовлетворительные; I I- плохие

Рис. 8. Рейтинги районов по балансу территорий (схема авторов)

Оценка социальной обеспеченности в проведенном исследовании выполнялась по балансу жилых, общественных, рекреационных территорий. Учитывались также территории гаражей, необходимые с социально-бытовой точки зрения. Формула оценки социального благополучия микрорайонов на основе учета обеспеченности жилой территории ресурсами общественного обслуживания и рекреации укрупненно представлена следующим образом:

(5жил.х с)/( 5 обществ.х а)+( 5рекр.х Ь)=1,

где Бжил. - площадь жилой территории в микрорайоне; 5обществ. - площадь общественных территорий в микрорайоне; Брекр. - площадь рекреационных территорий в микрорайоне.

По данной формуле был подсчитан баланс и рассчитано соотношение жилых территорий к сумме общественных и рекреационных. Полученные значения характеризуют социальную ценность микрорайонов. Весь массив микрорайонов (38 единиц) был объединен в четыре группы. Таким образом, на карте были выявлены контуры групп микрорайонов с хорошей, нормальной, удовлетворительной и плохой оценкой социальной ценности.

Заключение

Проведенное исследование показывает дифференциацию пространства г. Белгорода по факторам социальной значимости кварталов (микрорайонов).

Для 38 изученных планировочных фрагментов, образующих селитебную территорию города, установлены взаимосвязи следующих факторов:

- насыщенность социальной инфраструктурой;

- баланс жилых, общественных и рекреационных территорий в кварталах;

- доступность кварталов до центра;

- исторические условия формирования застройки.

На основе количественной оценки территориаль-

но-пространственных показателей планировки и зонирования территории рассчитано социальное и социально-культурное благополучие условий его градостроительного развития.

Согласно положению микрорайонов (планировочных фрагментов) относительно пространственного каркаса города оценено либо рекреационное благополучие микрорайонов (приближенность к природному каркасу), либо социально-бытовое благополучие микрорайонов (приближенность к магистралям и центру, экономия времени на перемещения), либо их сочетание.

Результаты свидетельствуют о том, что следует усилить связь города с общественно-деловым центром. Линейный город не может эффективно обслуживаться точечным центром, не имеющим достаточного линейного развития, особенно в южное крыло, где сосредоточена основная масса населения. Требуется также усиление магистральной сети в меридиональном направлении с эффективным дополнением ее широтными районными улицами.

Улучшение экологического состояния города требует активизации «зеленых коридоров» вдоль р. Северский Донец и оврагов, отделяющих Меловую и Харьковскую горы от Западной горы. Требуется также формирование вокруг двух главных холмов «зеленого пояса», создающего экологический разрыв между пригородной зоной агломерации и ее урбанизированным ядром, то есть развитие пространственного каркаса Белгорода.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ проект № 14-41-08051 «Принципы повышения социальной эффективности пространственной структуры г. Белгорода».

Статья поступила 22.12.2014 г.

Библиографический список

1. Белгород // Википедия: электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Белгород

2. Белгород // Градотека [Электронный ресурс]. URL: http://gradoteka.ru/city/belgorod

3. Белгородская область. 2012: стат. сб. Белгород: Белго-родстат, 2012. 613 с.

4. Генеральный план города Белгорода до 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: beladm.ru/file/docs/0335061.doc

5. Горожанкина Г.В. Развитие системы градостроительной документации городов (на примере Белгородской области): дис. ... канд. архитектуры: 18.00.04. Воронеж, 2006. 134 с.

6. Инвестиционный паспорт города Белгорода // официальный сайт органов местного самоуправления города Белгорода [Электронный ресурс]. URL: http://www.beladm.ru/invest/passport/4

7. Комплексное формирование системы расселения и городов Центрально-Черноземного экономического района / В.Н.

Лахтин, О.В. Березин, В.Р. Дьяковская, В.Е. Кирьянчук. Воронеж: Изд-во ВГУЮ, 1986. 192 с.

8. Крупенков А.Н. Пройдемся по старому городу. 6-е изд. Белгород: Константа, 2012. 740 с.

9. Музей-диорама «Курская дуга. Белгородское направление» // Википедия: электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Музей-диорама_«Курская_битва._Белгородское_направление»

10. О внесении изменений в Генеральный план развития городского округа «Город Белгород» до 2025 г.: решение Совета депутатов города Белгорода от 20.08.2013 № 772 с приложениями [Электронный ресурс]. URL: www.beladm.ru/upload/proekt%20498.doc

11. Полякова Т.А. Состояние и оценка функционально-планировочной структуры крупного города (на примере г. Белгорода): автореф. дис. . канд. географ. наук: 25.00.24. Краснодар, 2011. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.