1 2 3 ©
Фертикова Т.Е. , Ряскин К.А. , Ряскина Д.А.
К.м.н., преподаватель кафедры общей гигиены; студент педиатрического факультета;
3студент лечебного факультета,
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко
ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ АДАПТИВНОСТИ И СОБЛЮДЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ И МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе и ее связь с соблюдением студентами режима дня. В исследовании приняли участие 29 студентов разных курсов ВГМУ и 20 школьников - учащихся 11 класса. Была проведена диагностика их адаптивные способности (АС), нервно-психическая устойчивость (НПУ), коммуникативные особенности (КО), моральная нормативность (МН), и установлена связь между соблюдением / несоблюдением режима дня обучающихся с уровнем их адаптивных способностей.
Ключевые слова: адаптация, режим дня, эмоциональная устойчивость.
Keywords: adaptation, day regimen, emotional strength.
Введение. Адаптация - приспособление организма к изменяющимся внешним условиям [3, 4]. Особый интерес представляет проблема адаптации студентов-
первокурсников к обучению в вузе. Часто этот процесс проходит со значительными трудностями, о чем свидетельствует значительный отсев студентов по результатам первой экзаменационной сессии, снижение качества учебной деятельности по сравнению с результатами ЕГЭ, оценками в аттестате. Многих исследователей волнует проблема поиска эффективных форм и методов работы, способных помочь вчерашним школьникам успешно адаптироваться к обучению в вузе [1].
Успешность адаптации студентов к обучению в вузе во многом зависит от состояния их здоровья и организации жизнедеятельности. Н.Е. Введенский отмечал, что многие люди работают малопроизводительно, быстро устают, потому что не умеют организовать свой труд [5]. Он считал, что сохранить работоспособность и предотвратить переутомление можно, если придерживаться определенных условий: начинать любую работу надо постепенно; соблюдать последовательность и систематичность в любом виде деятельности; чередовать разные виды труда, работу и отдых.
Известно, что на процесс адаптации влияет множество факторов, среди которых, помимо организации учебной деятельности, можно назвать длительное времяпровождение перед монитором компьютера, нахождение в плохо проветриваемом помещении, межличностные отношения в учебной группе, пребывание в новых бытовых условиях, нарушения режима питания и сна.
Режим дня школьников и студентов должен включать такие обязательные элементы, как режим питания, время пребывания на воздухе в течение дня, продолжительность и кратность сна, продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома, свободное время (возможность обеспечить двигательную активность по собственному выбору). Соблюдение режима дня приводит к возникновению достаточно прочных условных рефлексов на время, вследствие чего организм человека становится всегда подготовлен к предстоящей деятельности. При этом все физиологические процессы протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом и состоит основное гигиеническое значение режима дня.
© Фертикова Т.Е., Ряскин К.А., Ряскина Д.А., 2015 г.
Методы. В данной работе была проведена диагностика учащихся 11 класса МБОУ «Лицей № 1» г. Воронежа, студентов 1 и 4 курсов лечебного факультета Воронежского государственного медицинского университета (ВГМУ) по следующим параметрам: адаптивные способности (АС), нервно-психическая устойчивость (НПУ), коммуникативные особенности (КО), моральная нормативность (МН), и установлена связь между соблюдением / несоблюдением режима дня обучающихся с уровнем их адаптивных способностей (АС получаются из суммы НПУ + КО + МН).
В исследовании участвовали 20 учащихся 11 класса МБОУ «Лицей №1», 14 студентов 1 курса и 15 студентов 4 курса лечебного факультета ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.
Были использованы метод анкетирования (опросник о соблюдении режима дня составлен нами самостоятельно и многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [2].
Результаты. По шкале «адаптивные способности»:
1) школьники 11 класс:
• группа низкой адаптации - 2 человека (10%),
• группа удовлетворительной адаптации - 8 человек (40%),
• группа высокой и нормальной адаптации - 10 человек (50%);
2) студенты 1 курса ВГМУ:
• группа низкой адаптации - 1 человек (7,2%),
• группа удовлетворительной адаптации - 3 человека (21,4%),
• группа высокой и нормальной адаптации - 10 человек (71,4%);
3) студенты 4 курса ВГМУ:
• группа низкой адаптации - 1 человек (6,6%),
• группа удовлетворительной адаптации - 7 человек (46,7%),
• группа высокой и нормальной адаптации - 7 человек (46, 7%).
Таким образом, очевидно, что в разных возрастных группах можно наблюдать сравнимые показатели проявления адаптивных способностей с некоторой тенденцией возрастания адаптивных способностей по мере взросления (10% обучающихся с низкой адаптивностью в 11 классе лицея, 7,2% - на 1 курсе университета, 6,6% - на 4 курсе университета).
Люди, проявляющие удовлетворительные адаптивные способности, обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Люди этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
Люди, проявляющие высокие и нормальные адаптивные способности, легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Если посмотреть на связь адаптивных способностей и соблюдения режима дня, то можно наблюдать следующую тенденцию. По показателям «регулярность действия» -«режим питания», «режим выполнения домашних заданий», «режим соблюдения сна и отдыха», «планирование своего времени» - 80-100% школьников склонны к выполнению регулярных ежедневных действий систематически, т.е. к соблюдению режима дня. Подавляющее большинство опрошенных студентов соблюдают режим дня, однако по сравнению со школьниками нарушается режим выходного дня.
Соблюдают режим питания 72-80% школьников и студентов 1 курса и только 49% студентов 4 курса. Всегда завтракают 65-72% школьников и студентов 1 курса и только 28% студентов 4 курса.
Регулярно занимаются спортом 75% школьников и лишь 27-28% опрошенных студентов. Гуляют или занимаются спортом в выходные дни 85% школьников, 15% студентов 1 курса и 37% студентов 4 курса. Ежедневно гуляют по вечерам 45% и 42% студентов 1 и 4 курсов соответственно. Никто из 20 опрошенных школьников так не поступает.
Лучше соблюдают режим выполнения домашних заданий студенты 1 и 4 курсов, которые регулярно делают перерывы в 63% и 84% случаев соответственно. Только 20% школьников регулярно устраивают перерывы при выполнении домашних заданий.
Во всех категориях испытуемых нарушен режим сна. 80% школьников, 90% студентов 1 курса и 84% студентов 4 курса выбрали категорию «когда как» в качестве ответа на вопрос «Когда Вы ложитесь спать?». 54% студентов-первокурсников на вопрос «Как часто вы просыпаетесь, не выспавшись?» ответили «всегда». Возможно, это свидетельство дезадаптации. Однако данные не согласуются с тем, что 71% первокурсников и только 50% школьников 11 класса имеют нормальную и высокую адаптивность.
Выводы.
1. В большинстве случаев школьники склонны к выполнению регулярных ежедневных действий систематически. Этот вывод сделан на основании данных о режиме питания, регулярности занятий спортом, способов проведения выходных дней. Соответственно степень их адаптивности должна быть выше. Процент опрошенных школьников с удовлетворительной, нормальной и высокой адаптивностью составил 90.
2. Студенты как 1, так и 4 курсов медицинского университета менее склонны соблюдать режим дня по сравнению со школьниками, за исключением перерывов при выполнении домашних заданий и ежедневных прогулок по вечерам. Настораживает тот факт, что более половины опрошенных первокурсников не высыпаются. Несмотря на менее систематическое выполнение ежедневных действий, адаптивность студентов достаточно высока. Доля студентов 1 и 4 курсов с удовлетворительной, нормальной и высокой адаптивностью составляет 93%.
3. Проведенный анализ взаимосвязи адаптивности и соблюдения режима дня обучающихся в школе и медицинском вузе позволил сделать вывод о необходимости более тщательного планирования и соблюдения режима дня студентами для достижения более высокой степени адаптивности.
Литература
1. Зайцева Н. К.Особенности социально-педагогической адаптации студентов в условиях учебнонаучно-педагогического комплекса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С. 55-58.
2. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и
С.В.Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.549-558.
3. Педагогический словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-
dic.com/pedagogics/Adaptacij а-24/
4. Словарь медицинских терминов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moyslovar.ru/ slovari/med_slovar/bukva/%D0%90
http://moyslovar.ru/slovari/med_slovar/slovo/%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0% B0%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F
5. Уфлянд Ю. М. Основные этапы развития учения Н. Е. Введенского. - М. Медгиз, 1989. - 112 стр.