• усиления кадрового состава врачами-психотерапевтами и практическими психологами.
V.V, Volobuyev, S.V. Titievsky, V.N. Cherepkov, V.S. Voyevodina, A.V. Kravchuk, A.M. Pushkaruk
PSYCHONEUROTIC CONSEQUENCES OF WAR AND EXTREME CONDITIONS OF LIFE IN PATIENTS WITH NON-PSYCHOTIC MENTAL DISORDERS
Summary. The article discusses the neuropsychiatrie consequences of war and extreme conditions of life in patients with non-psychotic mental disorders. Through clinical and epidemiological studies using annual statistics of the Republican clinical psychiatric hospital — Medical-psychological center for 2010-2014 the structure of patients who received care in inpatient and outpatient departments with the identification of psychoneurological features of the contingent during the period of active hostilities in our region was analyzed. The main relevant aspects to further improve the quality of the medico-psychological and psychotherapeutic help to the population in conditions of war and extreme conditions of life is identified.
Key words: neuropsychiatric effects, war time, extreme living conditions, non-psychotic mental disorders, post-traumatic stress
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства: модели развития и их клинико-диагностические характеристики / Ю.А. Александровский // Психиатрия и общество: сб. науч. работ, посвященный 80-летию ГНЦССП им. В.П. Сербского, Москва, 5-7 декабря 2001 г. М. : ГЭОТАР-МЕД. 2001. - С. 32-49
2. Волошин В.М. Посттравматической стрессовое расстройство / В.М. Волошин. М.: Анахарсис, 2005. - 200 с.
3. Коханов В.П. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций / В.П. Коханов, В.Н. Краснов. М.: Практическая медицина, 2008. - 448 с.
4. Тарабарина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабарина. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
5. Chilcoat H.D. Posttraumatic stress disorder and drug disorders: testing causal pathways / H.D. Chilcoat, N. Breslau // Arch. Gen. Psychiatry. 1998. Vol. 55. - P. 913-917
УДК: 616.89-008-057.875:355
Е.М. Денисов \ В.ААбрамов г, Д.В. Плотников 2
ОЦЕНКА ВЫРАЖЕННОСТИ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ У СТУДЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Курский государственный медицинский университет 2
Реферат. В статье приведены результаты социально-демографического и патопсихологического обследования 140 студентов Донецкого национального медицинского университета им М. Горького. Психопатологические симптомы мы выявляли при помощи симптоматического опросника SCL-90-R. Выявлена высокая распространенность и выраженность вегетативных, соматизированных, астенических, тревожных и депрессивных симптомов у студентов.
Ключевые слова: психопатологические симптомы, студенты, стресс, боевые действия
Вступление. Термин «стресс» с полным правом можно считать одним из символов нашего времени. И это не столько дань моде, сколько отражение насущной потребности понять, что же движет развитием человека, какова его связь с миром и как он выживает в меняющейся среде, от чего зависит его здоровье и благополучие [2]. С физиологической точки зрения основными компонентами боевого стресса являются: эмоциональный стресс (совокупность отрицательных переживаний с соответствующим вегетативным «аккомпанементом»), физиологический стресс (адаптационное напряжение организма под влиянием факторов среды), общее утомление, связанное с интенсивной деятельностью без отдыха [7].
Одной из неотъемлемых составляющих этой концепции является проблема «травматического стресса» или, как принято в международных классификациях — проблема посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [5]. Это относится и к непосредственным участникам боевых действий, и к мирному населению, переживающему травматический стресс военного времени, и к ветеранам во-
йны в связи с трудностями социальной адаптации при возвращении к условиям мирной жизни [9].
Регулярное пребывание в опасной для жизни обстановке, психическое и физическое перенапряжение, психосоматическое истощение вызывают психобиологические изменения, которые могут запускать патогенетический механизм боевой психической травмы. Сущность боевой психической травмы состоит во включении патофизиологических механизмов регуляции гомеостаза, накоплении морфологических изменений в структурах ЦНС, нарастании специфической личностной дисгармонии и готовности к психопатологическому синдромообразованию [6].
Медико-социальные последствия боевой психической травмы, её клинико-психопатологические и лечебно-реабилитационные аспекты являются предметом многочисленных исследований, проведенных в России и за рубежом [2, 4, 5]. Несмотря на повышенный интерес ученых к проблеме боевых ПТСР, многие её аспекты остаются неразрешенными, а сведения, содержащиеся в специальной литературе, несистематизированными и противоречивыми [1, 10].
Целью настоящего исследования являлась оценка выраженности психопатологических симптомов у студентов, находящихся в состоянии хронического стресса, связанного с военными действиями в Донбассе.
Материал и методы исследования. Нами было проведено исследование 140 студентов медицинских факультетов 4-го курса Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (73,5 % женщин и 26,5 % мужчин) в возрасте от 20 до 40 лет. Большинство студентов (54,5 %) опреде-
84
Университетская клиника
Том 11, № 2, 2015 © ДонНМУ
ляли субъективный уровень стресса как средний, 33,5 % — как высокий, и только 12,0 % — как низкий уровень. Подавляющее большинство студентов (84,6 %) находились в зоне военного конфликта более года (апрель 2014 г. — июнь 2015 г.). Больше половины обследуемых (55,3 %) относили себя к категории граждан из мирного населения, проживающих на территории с боевыми действиями, пострадавших морально и психологически. Большинство студентов (61,5 %) отмечали субъективное ухудшение психического здоровья. Данные лица вошли в основную группу исследования. Группа сравнения включала в себя 131 студентов Московского государственного университета им. М. Ломоносова (данные Д.А. Леонтьева, 2009) [3].
С целью оценки выраженности психопатологических симптомов у студентов, использовался сим-птоматичекий опросник SCL-90-R [8]. Ответы на 90 пунктов опросника подсчитывались и интерпретировались по 10 основным шкалам психопатологических симптомов: «соматизация», «обсессивность — ком-пульсивность», «межличностная сензитивность», «депрессия», «тревожность», «враждебность», «фобии», «паранойяльные тенденции», «психотизм», «дополнительные симптомы» и по трём обобщенным шкалам второго порядка: «общий симптоматический индекс», «индекс выраженности дистресса», «индекс проявления симптоматики». Каждый из 90 вопросов оценивался по пятибалльной шкале (от 0 до 4), где 0 соответствовало позиции «совсем нет», а 4 — «очень сильно».
Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных статистических программ «Statistica 6,0» и электронных таблиц Microsoft Excel 2003.
Результаты и обсуждение. Результаты обследования студентов по симптоматическому опроснику SCL-90-R представлены в таблице 1.
У студентов основной группы статистически достоверное превышение в несколько раз нормативных значений по опроснику SCL-90-R наблюдались практически во всех шкалах: «соматизация», «обсессивность — компульсивность», «межличностная тревожность», «депрессия», «тревога», «враждебность», «фобии», «дополнительные симптомы», «общий симптоматический индекс», «индекс проявления симптоматики», «индекс выраженности дистресса».
Достаточно высокие значения по шкале «соматизация» (1,37 ± 0,73 балла) обуславливались у студентов различными неприятными ощущениями со стороны внутренних органов. Так, 54,3 % опрошенных отмечали различные не выраженные и не мешающие учебе и работе болевые ощущения. 57,1 % студентов наблюдали не выраженный дискомфорт со стороны желудочно-кишечного тракта (снижение аппетита, тошнота, тяжесть в подложечной области). У 53,5 % студентов выявлялись различные неприятные
ощущения в области сердца в виде покалывания, сжатия, лабильность АД, сердцебиение, тахикардия. У 52 % студентов имели место вегетативные расстройства, в виде повышенной потливости, похолодания конечностей, ощущение прилива жара к голове, потемнение в глазах, головокружение.
Высокая оценка по шкале «обсессивность — компульсивность» (1,00 ± 0,74 балла) была связана у студентов с повторяющимися навязчивыми мыслями, воспоминаниями, представлениями о боевых событиях. Высокие результаты по шкале «межличностная тревожность» (1,22 ± 0,69 балла) обуславливались ощущением личностной неполноценности, самоосуждения, беспокойства и заметного эмоционального дискомфорта в межличностных взаимоотношениях. Некоторые студенты (30 %) сообщали об обострённом чувстве осознания собственного Я и негативных ожиданиях относительно взаимоотношений с другими людьми.
Достаточно высокие результаты по шкале «депрессия» (1,03 ± 0,66 балла) были связаны с наличием у обследуемых депрессивных симптомов. Студенты жаловались на тревогу, тоску, подавленность, сниженное настроение, потерю сна, аппетита, слезливость, постоянно думали о психотравми-рующей ситуации, не могли учиться. В некоторых случаях встречалось чувство вины (18,5 %).
Высокая оценка по шкале «тревога» (1,20 ± 0,83 балла) свидетельствовала о наличии у студентов повышенной нервозности и беспокойства, тревожности, эмоционального и мышечного напряжения, тремора, приступов паники. Высокие значения по шкале «враждебность» (1,02 ± 0,92 балла) были
Таблица 1. Сравнительная оценка выраженности психопатологических симптомов при помощи симптоматического опросника SCL-90-R
№ Шкалы
Основная группа
Группа сравнения
n = 140 n = 131
M SD M SD
11. Соматизация 1,37* 0,73 0,55 0,46
22. Обсессивность -компульсивность 1,00* 0,74 0,78 0,54
33. Межличностная тревожность 1,22* 0,69 0,85 0,65
44. Депрессия 1,03* 0,66 0,72 0,55
55. Тревога 1,20* 0,83 0,58 0,53
66. Враждебность 1,02* 0,92 0,74 0,65
77. Фобии 0,93 0,59 0,32 0,37
88. Паранойяльность 0,30 0,74 0,73 0,59
99. Психотизм 0,58 0,30 0,34 0,35
1 Дополнительные симптомы 1,00* 0,52 0,54 0,49
11. Общий симптоматический индекс 1,01* 0,54 0,64 0,43
12. Индекс проявления симптоматики 42,4* 25,4 36,6 17,2
13. Индекс выраженности дистресса 1,56* 0,46 1,35 0,39
Примечание: М — среднее значение, SD — стандартное отклонение. — достоверные отличия при р < 0,05
связаны с наличием у студентов раздражительности, гнева, агрессии, ощущения неприязни к другим людям. Достаточно высокие результаты по шкале «фобии» (0,93 ± 0,59 балла) свидетельствовали о наличии у данного контингента опасений и страха за своё здоровье и будущее. Некоторые студенты боялись выйти из дома (20,7 %), испытывали страх попасть под обстрел (32,5 %).
Из дополнительных симптомов опросника SCL-90^ необходимо выделить наличие астенических симптомов. Так 51,4 % студентов отмечали повышенную утомляемость, ощущение разбитости и физической усталости, трудность концентрации внимания, явления раздражительной слабости с повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью. У половины обследуемых (50,5 %) наблюдалось нарушение сна в виде проблем с засыпанием, частыми ночными пробуждениями, наличием кошмарных сновидений.
Необходимо отметить наличие у лиц основной группы достаточно высокого общего симптоматического индекса (1,01 ± 0,54 балла), индекса выраженности дистресса (1,56 ± 0,46 балла), являющих индикаторами типа реагирования личности на стрессовую ситуацию. Достаточно высоким в отличие от группы сравнения являлся индекс проявления симптоматики (42,4 ± 25,4 балла), показывающий количество положительных ответов от 1 до 4-х баллов.
Выводы. Полученные данные свидетельствуют о наличии у студентов, находящихся в зоне военного конфликта не только физиологического и эмоционального стресса, но и формирования субклинических соматизированных, вегетативных, астенических, тревожных и депрессивных симптомов, снижении стрессоустойчивости и возможности самостоятельно совладать со стрессом и преодолевать его последствия.
Эти данные с незначительной погрешностью можно экстраполировать на весь контингент студентов и прогнозировать значительную распространённость посттравматических стрессовых расстройств у всего населения Донбасса.
Возникающая при этом необходимость оказания квалифицированной помощи пострадавшим в разных странах решается путём создания специальных медико-психологических реабилитационных служб и научных разработок в этой области.
Е.М. Denisov, V.A. Abramov, D.V. Plotnikov
ASSESSMENT OFTHE SEVERITYOF PSYCHOPATHOLOGICAL
SYMPTOMS AMONG STUDENTS IN THE ZONE OF MILITARY
CONFLICT
Summary. The article introduces the results of the social-demographic, pathopsychological survey of 140 students of Donetsk national medical university named of M. Gorkiy. The psychopathological symptoms we determined by symptomatic scale SCL-90-R. We detected a high prevalence and severity of vegetative, somatization, asthenic, anxious and depressive symptoms among students.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакунц А.Г. Психические расстройства у армянских добровольцев, сражавшихся в Карабахе // Обозр. психиатр. и мед. психол.1994, № 2. - С. 77-79
2. Волошин В.М. Посттравматическое стрессовое расстройство (феноменология, клиника, систематика, динамика и современные подходы к психофармакотерапии). М.: «Анахарсис», 2005. - 200 с.
3. Леонтьев Д.А.. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и динамика / под ред. Д.А. Леонтьева. М: Смысл, 2011. - С.107-130
4. Мухамадиев Д.М., Муминова Р.Х. Социально-психиатрическая оценка качества жизни гражданских лиц, пострадавших в результате минновзрывной травмы // Российский психиатрический журнал, 2010, № 1. - С. 63-67
5 Погосов А.В. Посттравматические стрессовые расстройства и коморбидные состояния у военнослужащих (клиника, факторы риска, терапия). Курск: КГМУ, 2006. - 207 с.
6. Рыбников О.Н., Маныхин В.В. Особенности социально-психологической адаптации военнослужащих, получивших ранение в боевых действиях // Военно-медицинский журнал, 2004, № 3. - С. 24-27
7. Сукиасян С.Г. О некоторых аспектах динамики посттравматических стрессовых расстройств у участников боевых действий // Соц. и клин. Психиатр, 2009, № 1. - С. 12-18
8. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. - 272 с.
9. Solomon Z., Neria Y., Ohry A. et al. PTSD amond Israeli former prisoners of war and soldiers with combat stress reaction: A longitudinal study // Amer. J. Psychiat, 1994. Vol. 151, N 4. - P. 554-559
10. Taft C.T., Willing S.M., Howard J.M. et al. Trauma, PTSD and Partner Violence in Military Families // Risk and Resilience in U.S. Military Families. 2011, N 3. - P. 195-212