ИЮНЬ №6 (243)
43
прямой регистрации разложения субстрата фермента — перекиси водорода [11]. Все измерения выполнены на сканирующем спектрофотометре Genesys 5 (США). Результаты обрабатывались статистически методами с использованием пакета программ для ПК «Microsoft Excel». Для сравнения показателей в группах использовали критерий Манна-Уитни.
Результаты и обсуждение. На основании проведенных исследований установлено, что по сравнению с контрольной группой крыс активность каталазы была снижена на 45 сутки (2, 3, 4 группы); на 135 сутки (2, 3 группы). При этом активность СОД на 45 сутки имела тенденцию к уменьшению, а на 90 и 135 сутки достоверно снижалась во всех группах (табл.).
Таким образом, полученные результаты показали, что бихромат калия, бензол, а также их комбинация в целом снижали активность антиокислительных ферментов эритроцитов крови крыс, что выражалось в угнетении активности СОД (90, 135 сутки) и каталазы (45, 135 сутки).
Причиной выявленных сдвигов, на наш взгляд, является активация процессов СРО, которая может быть следствием воздействия хрома как металла переменной валентности, а также бензола, биотрансформация которого осуществляется с участием свободно-радикальных механизмов [3]. Вероятный механизм снижения активности СОД может заключаться в повышенном содержании неорганических перекисей, возникающих в ответ на хроническое поступление в организм прооксидантов. В работах Кондрашова М.Н. указывалось на то, что микромолярные концентрации перекиси стимулируют СОД, а миллимолярные — ингибируют. Липидные перекиси обратимо ингибиру-ют СОД [1]. Вместе с тем менее выраженная депрессия каталазы на 135 сутки у животных, получавших смесь бихромата калия и бензола, может быть результатом снижения нагрузки на фермент из-за существенного угнетения СОД — одного из главных источников образования пероксида водорода.
Таким образом, анализ результатов исследования свидетельствует о высокой чувствительности антиокси-дантных ферментов эритроцитов к хроническому воздействию изученных веществ как индивидуально, так и сочетано. Это выражалось в снижении активности СОД, независимо от срока воздействия токсикантов, и каталазы на фоне кратковременного компенсаторного повышения ее активности на 90 сутки эксперимента у крыс. Учитывая выявленное нами ранее иммуноде-прессивное действие хрома и бензола на показатели клеточного иммунитета (количество лейкоцитов, тимо-цитов, спленоцитов, миелокариоцитов, уровень фагоцитарных показателей), полученные данные могут быть использованы для расшифровки механизмов развития дисфункции иммунной системы организма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кондрашев М.Н. Отрицательные аэроионы и активные формы кислорода //Биохимия. 1999. Т. 64. № 3. С. 430—432.
2. Куценко С.А. Основы токсикологии. СПб., 2004. 720 с.
3. Менщикова Е.Б. Окислительный стресс: Патологические состояния и заболевания /Е.Б. Менщикова и др. Новосибирск: АРТА, 2008. 284 с.
4. Сирота Т.В. Новый подход в исследовании процесса ауто-окисления адреналина и использование его для измерения активности супероксиддисмутазы //Вопр. мед. химии. 1999. Т. 45. № 3. С. 263—272.
5. Смолягин А.И., Михайлова И.В., Ермолина Е.В., Пушка-рева Л.А. Влияние соединений хрома и бензола на клеточные показатели иммунной системы и содержание микроэлементов у крыс //Гигиена и санитария. 2009. № 4. С. 75—77.
6. Утенин В.В. Гигиеническая характеристика хрома и бензола и морфофункциональные аспекты их взаимодействия на организм в условиях эксперимента. Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Оренбург, 2002. 24 с.
Контактная информация:
Михайлова Ирина Валерьевна, тел.: 8 (3532) 77-65-64, е-mail :[email protected]) Contact Information: Mikhailova Irina, phone: 8 (903) 365-49-33, е-mail: [email protected]
-V
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА Е В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.В. Ковалевская
ASSESSING THE POSSIBILITY OF THE EXISTENCE OF THE EPIDEMIC PROCESS OF VIRAL HEPATITIS E IN THE ORENBURG REGION
E.V. Kovalevskaya
ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Проведен ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости острым вирусным гепатитом неуточненной этиологии в г. Оренбурге с 2000 по 2010 гг. За период с июля по август 2011 г. было проведено исследование сывороток крови 474 доноров г. Оренбурга и Оренбургской области, а также 352 мигрантов, прибывших на территорию Оренбургской области, на наличие маркеров (анти-IgM, анти-IgG) вирусного гепатита Е. В ходе проведенного исследования установлена возможность наличия эпидемического процесса вирусного гепатита Е в приграничном регионе.
Ключевые слова: острый вирусный гепатит неуточненной этиологии, маркеры к вирусному гепатиту Е, мигранты, эпидемический процесс.
A retrospective epidemiological analysis of the incidence of acute viral hepatitis unspecified etiology in Orenburg in 2000 and 2010. During the period from July to August 2011 a study of blood serum of 474 donors in Orenburg and the Orenburg region, as well as 352 migrants arrived on the territory of the Orenburg region in the presence of markers (anti-IgM, anti-IgG) viral hepatitis E. During study established the possibility of an epidemic process of viral hepatitis E in the border region.
Keywords: acute viral hepatitis unspecified etiology, markers of viral hepatitis E, migrants, the epidemic process.
Значительный интерес к вирусным гепатитам, появившийся в последней четверти XX столетия, сохраняется и поныне. Несмотря на снижение уровня официально регистрируемой заболеваемости вирусными гепатитами, их повсеместное распространение, поражение трудоспособных слоев населения, развитие хронических форм, цирроза и первичного рака после некоторых этиологических форм, наибольший экономический ущерб в структуре всей инфекционной патологии обусловливают социально-
экономическую значимость и научный интерес к данной проблеме [2].
Гепатит Е причисляли к «новым» заболеваниям, что правомерно лишь в значении «недавно открытые» или «недавно описанные»; сама же болезнь, очевидно, существовала на протяжении веков, будучи скрытой под общим термином «инфекционная желтуха» [1].
Гепатит Е (ГЕ) — инфекционное заболевание с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя, характеризующееся, как правило, наличием желтушно-
44
ЗНиСО ИЮНЬ №6 (243)
го периода и отсутствием хронизации. В соответствии с частотой распространения ГЕ различные регионы мира отнесены к эндемичным или неэндемичным.
Регионами, эндемичными по этому заболеванию, считаются те, в которых постоянно регистрируются случаи острых форм гепатита Е. В большинстве случаев это страны тропического и субтропического пояса, в основном с низким уровнем социально-экономического развития. Неэндемичными регионами, как правило, являются страны с умеренным климатом, в которых регистрируются только завозные случаи гепатита Е. Однако частое выявление антител к вирусу (анти-ВГЕ) среди населения, проживающего на этих территориях, обнаружило, что при отсутствии регистрируемой заболеваемости в регионе часть населения встречается с вирусом гепатита Е [3]. Вероятно, что в большинстве случаев инфекция протекает в бессимптомной или безжелтушной формах. Это может приводить к несоответствию между малым числом клинически выраженных инфекций и относительно высоким уровнем доминирования анти-ВГЕ — ^ в [4].
Эпидемический процесс вирусного гепатита Е на территории РФ остается малоизученным. В России случаи гепатита Е регистрируются столь редко, что для этого заболевания даже не предусмотрена отдельная графа в отчетных формах по инфекционной заболеваемости; до настоящего времени не ведется официальный учет этих случаев. Вместе с тем лабораторная диагностика ВГЕ в большинстве лечебных учреждений не проводится.
Целью нашей работы явилось выявление наличия эпидемического процесса вирусного гепатита Е в Оренбургской области, являющейся приграничной территорией.
Материалы и методы. Была проведена сплошная выборка 387 историй болезни больных, проходивших лечение в МГИКБ в 2000—2010 гг. по поводу острого вирусного гепатита (ОВГ) для оценки этиологической структуры заболеваний и анализа эпидемиологических и клинических особенностей ОВГ неуточненной этиологии. За период июль—август 2011 г. на базе ГУЗ «Оренбургская областная станция переливания крови» были обследованы на маркеры ВГЕ 352 мигранта и 474 донора. Антитела к вирусу гепатита Е классов ^ в и ^ М определяли методом ИФА, используя коммерческие тест-системы ЗАО «Вектор-Бест-Агидель» (г. Уфа). Полученные в работе результаты подвергались статистической обработке.
Результаты и обсуждение. Из 387 больных, лечившихся в МГИКБ с острым вирусным гепатитом, у 93 (24 %) был выставлен диагноз ОВГ неуточненной этиологии. Критерием постановки диагноза острый вирусный гепатит неуточненной этиологии послужило отсутствие в крови маркеров на вирусные гепатиты А, В, С. Среди этих пациентов преобладали лица молодого возраста: 28 % заболевших составили лица до 20 лет, 38 % от 21 до 30 лет, 14 % о т 31 до 40 лет, 12 % 41—50 лет, 7 % 51—60 лет, и лица старше 60 лет составляли лишь 2 % от общего количества больных. Минимальный возраст больных с неуточненным вирусным гепатитом составил 14 лет, максимальный 65 лет. Таким образом, более 65 % заболевших были в возрасте от 14 до 30 лет.
У 90 больных гепатит неуточненной этиологии протекал по желтушному варианту и у 3 — по безжелтушному. Средняя степень тяжести течения заболевания наблюдалась у 72, 04 % больных, тяжелая степень у 23,66 % больных и легкая степень тяжести заболевания у 4,3 % больных. У 36,56 % больных вирусный гепатит начинался остро с подъема температуры от 37,1 до 40,0 °С, что сопровождалось болями в мышцах и суставах, редко отмечались катаральные явления. Тошнота наблюдалась в 43,01 %, рвота, как правило, после при
ема пищи в 34,4 %. У 17,2 % больных был кожный зуд от слабовыраженного до тяжелого (в виде расчесов на коже). По данным объективного исследования, увеличение размеров печени наблюдалось в 79,57 %. Таким образом, клиническая картина гепатита у большинства пациентов не противоречит клиническим проявлениям вирусного гепатита Е.
Среди 93 больных только у 9 (9,68 %) в анамнезе жизни указано на перенесенный в детском возрасте острый вирусный гепатит А. В ходе работы с данными из историй болезни было выявлено, что трое больных, что составляет 3,2 %, употребляют регулярно внутривенно наркотики и другие психоактивные вещества.
Один больной за 2 дня до госпитализации прибыл из Индии, где находился месяц в командировке. Трое больных с диагнозом вирусный гепатит неуточненной этиологии являются гражданами, прибывшими на территорию Российской Федерации из Киргизии, Узбекистана и Казахстана.
Из 474 обследованных доноров у 26 человек определялись положительные маркеры на ВГЕ, что составляет 5,48 %. Среди 474 доноров у 18 человек выявлены антитела класса IgG, у 4 человек антитела класса Ig M, и у 4 человек выявлены антитела классов Ig M и G, что составляет 3,78, 0,84 и 0,84 % соответственно.
Из 352 обследованных мигрантов у 86 человек были выявлены положительные маркеры к ВГЕ, что составляет 24,43 %; у 82 человек выявлены антитела класса Ig G у 1 человека антитела класса Ig M, и у 3 человек антитела класса Ig M и G — 23,16, 0,28 и 0,85 % соответственно.
Из 170 человек, прибывших из Узбекистана, серопо-зитивными по ВГЕ были 37 (21,7 %); маркеры ВГЕ имели более трети мигрантов, прибывших из Таджикистана (34 из 90 — 37,8 %), антитела к вирусу определялись у 2 человек из 10 приехавших из Казахстана (20 %), у 3 из 14 человек — из Киргизии (21,4 %), у 6 из 28 — из Армении (21,4 %), у 2 из 16 — из Вьетнама (12,5 %), у 1 из 2 человек — из Молдовы и у единственного прибывшего из Индии мигранта.
Таким образом, выявление у доноров маркеров ВГЕ, свидетельствующих о перенесенном ВГЕ или, во всяком случае, о встрече с этим вирусом, и наличие пациентов с диагнозом ОВГ неуточненной этиологии при отсутствии диагностических тест-систем на маркеры ВГЕ в лечебных учреждениях позволяет предположить наличие эпидемического процесса вирусного гепатита Е в Оренбургской области.
Большое количество мигрантов, прибывших с эндемичных территорий, может способствовать завозу ВГЕ на территорию области, через которую проходят миграционные потоки с азиатских стран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балаян М.С. Гепатит Е: новое в познании природы болезни и её возбудителя //Врач. 2000. № 6. С. 10—12
2. Михайлов М.И., Шахгильдян И.В., Онищенко Г.Г. Энтераль-ные вирусные гепатиты (эпидемиология, диагностика, профилактика). М.: ГОУ ВУМЦ МЗ, 2003. С. 349.
3. Юнисова В.К., Быстрова Т.Н., Григорьева Г.И., Каши-рин А.С., Рахимов С.Г., Сандова О.В. Эпидемиологическое и вирусологическое изучение закономерностей распространения гепатита Е-инфекции на территориях с различным климатом //Вестник Российской военно-медицинской академии. 2008. № 2 (22). С. 422—423.
4. Dalton H., Bendall R., Ljaz S., Banks M. Hepatitis E: an emerging infection in developed countries //Lancet. 2010. Vol. 1. P. 67.
Контактная информация:
Ковалевская Екатерина Владимировна, тел.: 8-912-847-74-08, e-mail: [email protected] Contact Information:
Kovalevskaya Ekaterina, phone: 8-912-847-74-08, - e-mail: [email protected]