УДК 339.564
Чикишева П.А. студент магистратуры Уральский государственный экономический университет научный руководитель: Мальцев А.А., доктор экономических наук
профессор Россия, г. Екатеринбург ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО АГРОЭКСПОРТА В СТОРОНУ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОЛИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация: Актуальность выбранной темы определяется прорывным ростом объемов экспорта в агропромышленном секторе экономики, расширением географии поставок. В данной статье будут рассмотрены уже достигнутые результаты экспорта продукции агропромышленного комплекса России, определены ведущие товарные позиции. Кроме того, оценим возможности расширения товарной номенклатуры экспорта в сторону продукции с высокой добавленной стоимостью.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс,
конкурентоспособность экспорта, зерновые культуры, масложировой комплекс, рыба и морепродукты, мясная отрасль.
Chikisheva P.A., undergraduate Ural state University of Economics Ekaterinburg, Russia
Scientific adviser: Maltsev A.A., professor, doctor of economic sciences ASSESSMENT OF POSSIBILITIES FOR CHANGES IN THE STRUCTURE OF RUSSIAN AGROEXPORT IN THE DIRECTION OF INCREASING THE SHARE OF PRODUCTS WITH HIGH ADDED
VALUE
Abstract: The relevance of the chosen topic is determined by the breakthrough growth of exports in the agro-industrial sector of the economy, the expansion of the supplies geography. We will discuss the already achieved agro-industrial exports result in Russia, determine the leading export positions. In addition, we will assess the possibility of expanding the product range of exports towards products with high added value.
Key words: agro-industrial complex, export competitiveness, grain crops, fat-and-oil complex, fish and seafood, meat industry.
Прошедший 2017 год показал, что российский агроэкспорт продолжает уверенный рост. Важное, что растут не только объемы экспорта, но и расширяется его география. В сезоне 2017-2018 гг. число стран, в которые поставляются российские продукты, выросло со 122 до 130. Вывоз увеличился в основном за счет кондитерских изделий, мяса, растительного масла и сахара. Тем не менее, вывозить нужно активнее, а ассортимент
отгрузок должен быть шире и, в первую очередь, в сторону готовой продукции. Россия подходит к тому этапу, когда становится невозможно обеспечивать расширение производства, ориентируясь только на внутренний рынок. В российском АПК уже сложился свой экспортный вектор. Отечественные говядина, овощи и фрукты явно не востребованы за рубежом, зато зерновые, масличные, рыба, свинина и птица сегодня имеют неплохую экспортную перспективу. В рамках данного раздела работы рассмотрим те товарные позиции, по которым у России есть все шансы увеличить свое присутствие на внешних рынках, увеличить экспортную выручку в силу промышленного потенциала и высокого уровня самообеспеченности. Главным экспортным агропродуктом России по-прежнему остается зерно -на него приходится треть всего вывоза в денежном выражении. Все последние годы поставки зерна за рубеж росли за счет увеличения урожаев при стабильном внутреннем потреблении. Однако избыток на внутреннем рынке фиксируется не только в производстве зерна, но и по таким позициям как: рыба и морепродукты, растительное масло, и даже мясо.
Рекордный урожай зерновых 2017 г. укрепил позиции России в числе лидеров мирового агропродовольственного рынка. Согласно рисунку 1, производство зерновых достигло 134 млн т, что в 1,7 раза больше, чем десятью годами ранее [18]. Сбор и экспорт Россией зерновых в растущих объемах, с одной стороны, создал однообразную структуру агропроизводства и агроэкспорта страны, однако, это вполне оправдывается тем, что зерновые- основа рациона питания. Доля зерновых культур в потреблении по миру составляет около 45%, а в отдельных густонаселенных странах - Индии и Вьетнаме - доходит почти до 60%.
160000 55% CÍ
134 130
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 1 - Динамика производства зерновых в России в 2000 -2017 гг.,
тыс. т, % к прошлому году [18] В сезоне 2017-2018 гг. пшеница укрепила свои позиции в качестве основной российской экспортной зерновой культуры. Согласно рисунку 2, доля пшеницы в структуре экспорта зерновых составила 76%. Объемы поставок пшеницы на внешние рынки достигли 27 135 тыс. тонн, а темп роста к аналогичному периоду прошлого года - 44%. На втором месте или 12% в структуре зернового экспорта - ячмень. Его экспорт составил 4,2 млн.
тонн, что почти вдвое больше в сравнении с показателем 2016 г.
Рисунок 2 - Структура экспорта зерновых из России в 2017 г., млн т38
Одним из факторов увеличения внешних поставок зерновых стало расширение географии экспорта. Традиционные российские рынки зерна -Турция и Египет, закупающие 17% и 15% всех экспортных поставок, относительно невелики в сравнении с мировыми лидерами - Китаем, США и ЕС. Российское зерно поставляется в большей своей части в страны Ближнего Востока 55%, Северной Африки и Юго-Восточной Азии с высокой численностью населения и неблагоприятными для выращивания зерновых агроклиматическими условиями. В 2017 г. из числа крупных потребителей, лидерами по темпам роста закупки зерновых стали новые рынки Индонезии и Вьетнама. Несмотря на изменение потребительских предпочтений в сторону увеличения потребления мяса ряд развивающихся стран, прежде всего, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Саудовская Аравия, Филиппины значительно нарастили потребление зерновых. В развитых экономиках ЕС и США потребление зерна также стабильно растет. Для российской мягкой пшеницы перспективными рынками сбыта являются: Бразилия, Колумбия, Саудовская Аравия, для ячменя - Китай, ЕС, Бразилия, для кукурузы -Египет, ЮАР, Малайзия. Увеличивается не только потребление зерна, но и цены на него. Согласно индексу мирового совета по зерну, цены выросли практически в 2 раза за период 2000-2017 гг. [18]. Эта ситуация отражает долгосрочный тренд роста спроса на зерно и ограниченности мировых возможностей к его производству.
Итак, для расширения экспорта зерновых есть множество новых рынков, которые по-прежнему наращивают потребление зерновых. Однако, расширение географии поставок агропродукции - не единственное направление государственной политики развития отрасли. Рост экспорта продуктов с высокой добавленной стоимостью - не менее важная составляющая укрепления позиций России на мировом рынке продовольствия. В части зерновых таким продуктом с высокой добавленной
38 Составлено автором по [17]
стоимостью является пшеничная мука - самый популярный вид муки, применяемый для выпечки. Мука, являясь продуктом переработки зерна, позволяет получать большую добавленную стоимость с тонны продукта, поскольку стоимость муки в 2-2,5 раза выше стоимости зерна. Основной объем производства муки в России приходится на пшеничную и пшенично-ржаную муку. На их долю приходится примерно 93% всего производства, из которых 66% - это высший сорт [17, с.15]. С 2015 г. Россия является вторым по значимости в мире производителем пшеничной муки в мире после США.
Правда, в отличие от зернового мучной экспорт не конёк России. Если по пшенице за рубеж отправляют треть урожая, по пшеничной муке - менее 4%, несмотря на то, что торговать помолом в несколько раз выгоднее, чем зерном. Экспорт российской пшеничной муки нельзя назвать стабильно возрастающим. За десятилетие 2007-2017 гг. экспорт то возрастал, то резко падал из года год. Согласно рисунку 3, в 2017 г. поставки на внешние рынки составили 171 тыс.т, против 300 тыс.т. в 2007 г. Максимальный экспорт был достигнут в 2011 г., когда мировой спрос на муку достиг максимума за долгие годы.
800 600 400 200 0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 3 - Динамика экспорта пшеничной муки Россией в период
2007-2016 гг., тыс. т39 Россия входит в Топ-10 крупнейших экспортеров муки по тоннажу. При этом емкость поставок только в пределах традиционных для страны рынков СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки, Средней Азии и Африки, на которых Россия доминирует с зерновыми. Основными странами-покупателями российской пшеничной муки в 2017 году стали Китай- 44%, ОАЭ-15% и Абхазия-14%. Ключевыми экспортерами муки в мире являются Турция, Казахстан и Пакистан, контролирующие более 40% мировой торговли, также хорошие позиции в мире занимают страны ЕС и США с Канадой. Примечательно, Турция в 2017 г. экспортировала 3,6 млн. тонн муки, заработав на этом 1,1 млрд. долл., и это происходит в ситуации, когда Россия является для нее ключевым источником сырья, порядка 75% всех поставок пшеницы приходят в Турцию именно из России [10]. Турция поставляет около 70% экспорта муки в Ирак, Судан, Сирию, Анголу, Бенин и Сомали. Закономерным становится вопрос, почему Россия не экспортирует муку в тех же объемах, имея самые большие объемы урожая сырья в мире.
Импорт российской муки характеризуется низкой географической
39 Составлено автором по [17]
концентрацией. Три крупнейших импортера - Ирак 10%, Афганистан - 10%, Узбекистан - 6%. Доли остальных стран не превышает 5% мировой торговли, а значит потенциально для России может быть интересен почти любой рынок. В настоящее время основные объемы муки приходятся на страны, в которых мы не испытываем конкуренции с крупными игроками. Причем, российские поставки не носят какого-то системного характера. Это не означает, что потенциала для России на мировом рыке пшеничной муки нет. Россия вполне может поставить цель занять одну из ведущих позиций на рынках Ближнего Востока, Африки и Средней Азии, совокупная емкость которых превышает 3 млрд долл.
Для решения этой задачи, в частности, необходимо консолидировать отрасль. Мукомольная отрасль России представлена в основном локальными игроками. Крупнейшие 5 мельниц производят 1,7 млн т из общего объема в 9,5 млн или порядка 20%, которые практически не имеют возможности самостоятельно выйти на международный рынок и инвестировать в расширение производственных мощностей.
Для наращивания экспорта российской пшеничной муки необходим целый комплекс мер:
- модернизировать существующие и построить новые мукомольные мощности, близко к потенциальным рынкам сбыта для минимизации логистических расходов;
- через инструменты поддержки экспорта активизировать маркетинг и продвижение российской муки на ключевые рынки [18].
Следующий рынок, на котором у России есть все возможности для экспорта готовой продукции - рынок продукции рыболовства и рыбоводства. Ведущий фактор, определяющий объемы экспорта, -развитость отрасли и доступ к зонам лова, поэтому ведущими экспортерами являются страны с большой береговой линией, для которых рыболовство -традиционная, стабильно развивающаяся отрасль АПК. Наличие развитой инфраструктуры по приему, заморозке и переработке рыбы создает существенное конкурентное преимущество на рынке, позволяющее значительно нарастить экспорт. Среди мировых лидеров рынка такой инфраструктурой обладает Китай - 20,2 млрд долл. экспорта рыбной продукции в 2017 г. Помимо Китая ведущими поставщиками на мировой рынок рыбной продукции и морепродуктов являются Норвегия - 11,0 млрд долл., Вьетнам - 8,3, Индия - 5,4, Чили - 5,1.
В России рыба и морепродукты - также крупная статья российского агропродовольственного экспорта. При всем разнообразии структуры экспорта отечественного продовольствия безусловными лидерами остаются поставки зерновых, а за ними следом идут морепродукты и рыба. На мировом рынке Россия играет заметную роль - 10 место в рейтинге или 2,9% от мирового объема в денежном эквиваленте. За пятилетие 2013-2017 г. страна существенно нарастила продажи в этом сегменте - в денежном
выражении с 2,8 млрд долл., до 3,4 млрд или плюс 21%. Согласно рисунку 16, экспорт в тоннаже за этот же период возрос с 1509 тыс. т до 1622 или плюс 18% за период. Это почти половина от объема производства, которое по итогам 2017 г. достигло 4,2 млн т. Объемы российского рыбного импорта сравнительно невелики и составляют 512 тыс. т стоимостью 1,6 млрд долл. по состоянию на 2017 г. Таким образом, Россия - нетто-экспортер рыбы и морепродуктов [18]. География российских поставок морепродуктов на 92% определяется четырьмя странными: Корея-1,16 млн т, Китай -1,06, Нидерланды -0,66, Япония-0,26.
Рисунок 4 - Экспорт рыбы свежей и мороженой в 2007-2017 гг.,
млн.т40
В структуре мировой торговли ведущую роль играет мороженая рыба за счет наиболее удобного способа транспортировки и хранения продукта. Ее доля в общем объеме составляет 39%, далее идут ракообразные, прежде всего креветки -23% и свежая или охлажденная рыба - 18%. Из этих данных понятно, что продукция переработки не занимает весомую позицию в структуре мирового экспорта. В денежном выражении из 120 млрд долл. от мировой торговли рыбой и морепродуктами лишь 25 приходится на продукцию переработки рыбы и морепродуктов [18].
Рисунок 5 - Структура мировой торговли рыбой и морепродуктами в
% [18]
Структура российского экспорта в натуральном выражении на 90% состоит из замороженной необработанной рыбы, лишь 5,4% пришлось на
Составлено автором по [18]
рыбное филе, менее 5% - на ракообразных. При этом 48% от всей мороженой рыбы - продажи минтая. В денежном же выражении мороженая рыба приносит 59,5% экспортной выручки, доля ракообразных возросла в 2017 г. до 26,9%, рыбного филе до 10,1%, оставшиеся 3,5% приходится на другую рыбную продукцию [18]. Такая большая доля именно выловленной мороженой рыбы, а не готовых продуктов в структуре экспорта объясняется и тем, что дикая рыба во всем мире особенно ценится, покупатели готовы платить премию за экопродукт. Россия как раз отличаемся от других стран тем, что доля аквакультуры и фермерской рыбы крайне мала — 10-20%, когда в Европе это соотношение как минимум 50% на 50%. Во многом по этой причине рентабельность поставок за рубеж необработанной рыбы получается несоизмеримо больше, чем у переработанных продуктов.
Рисунок 6 - Товарная структура экспорта рыбы из России за 2013-2017
гг., млрд долл. 41
Современная рыбная отрасль в России со второй половины 90-х гг. прошлого века поставляет за рубеж преимущественно сырье. Выловленная на Дальнем Востоке рыба большей частью в замороженном виде переправляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где проходит глубокую переработку, и на отечественный рынок уже не возвращается [18]. Причин, почему морепродукты не перерабатываются в России, множество. Малое количество рыбоперерабатывающих заводов в приморских районах, устаревшие технологии переработки, высокие тарифы на железнодорожные перевозки рыбы. Кроме того, транспортировка рыбы в России осуществляется в основном в изотермических вагонах, которые устарели и уже не могут обеспечивать требуемого уровня качества продукции после её доставки в другой регион на переработку [1]. По этим причинам российские рыболовецкие компании продают большую часть продукции за рубеж сразу через несколько часов после вылова.
Несмотря на то, что в структуре российского экспорта рыбы традиционно преобладает продукция с низкой степенью переработки, в последние два года 2016-2017 наблюдался весомый сдвиг в сторону вывоза позиций с высокой добавленной стоимостью, в частности филе минтая. По
41 Составлено автором по [18]
данным ФТС поставки рыбного филе за пять лет 2013 -2017 гг. увеличились почти на 18%. Объемы поставок за рубеж данной продукции остаются небольшими— 83,1 тыс. т на 347 млн долл. в 2017 г. [11]. Такая ситуация вполне обоснована тем, что до последнего времени даже на внутреннем не было спроса на более дорогую разделанную и упакованную продукцию. Многие производители просто не понимали необходимости вкладываться в первичную переработку. И только совсем недавно тот же минтай стали филетировать, продавать даже в дешевых магазинах упакованную рыбу и полуфабрикаты.
В части готовой рыбной продукции, то есть рыбных консервов, пресервов и других готовых продуктов Россия является нетто-импортером. В 2017 г. в Россию было ввезено 50,7 тыс. т. данной продукции, а вывезено 17,6 тыс.т. Экспорт готовой рыбной продукции из России растет, однако, нестабильно. Прирост экспортных поставок в 2017 г. составил 17,4%, в 2016 г. так же наблюдался прирост в 13,9%, но чуть ранее 2015 и 2014 годах, напротив, экспорт рыбных продуктов из РФ демонстрировал отрицательную динамику [з]. Согласно рисунку 7, в структуре экспорта консервированной рыбной продукции в 2017 г. наибольшая доля приходилась на сардины, сардинеллу, кильку и шпроты - продукты из этих видов рыб занимали долю 40,8%.
Рисунок 7 - Структура экспорта рыбных консервов и пресервов по
категориям в натуральном выражении в 2017 г. [3] В 2017 г. рыбная продукция в данном сегменте вывозилась Россией в 27 государств. Среди стран назначения экспорта лидировали 4 направления, на которые пришлось 75% от общего объема экспорта в натуральном выражении: Казахстан- 21,2% или 3,7 тыс. т., Белоруссия - 18,3% или 3,2 т., Азербайджан -18,3% или 3,2 т., Украина - 17,2% или 3,1 т [3].
Россия является одним из мировых лидеров по ловле рыбы, поэтому потенциал для увеличения экспортных поставок, безусловно, есть. Из готовой продукции в странах дальнего зарубежья наибольшим экспортным потенциалом обладает российская деликатесная продукция, такая как черная и красная икра, кальмары, судак, лососевые и прочие разновидности консервации, слабо представленной в других странах или стоящей там чрезмерно дорого. Большое число природных водоемов и значительные
запасы самой рыбы создают в России очень благоприятные условия для развития отрасли. Однако для дальнейшего развития отрасли необходимо развивать переработку, логистику и систему хранения, в том числе через стимулирование со стороны государства. В частности, уже запланировано внесение изменений в Налоговый кодекс с целью дифференциации ставки сбора, которую платят рыбаки за вылов тех или иных водных биоресурсов. При поставке рыбы на внутренний рынок и при отправке на экспорт продукции из рыбы высокой степени переработки будет предоставляться льгота в 85% от общей ставки, при экспорте просто сырья рыболовецкая компания будет платить все 100%. Второй важный вопрос - это создание инфраструктуры для транспортировки рыбной продукции через всю территорию страны между основными зонами добычи и районами потребления. Время транспортировки рыбной продукции железнодорожным транспортом уже сокращено, например, если раньше с Дальнего Востока в Москву рыба ехала 25 дней, то сейчас всего 7 -10 дней. Теперь необходимо решить вопрос осуществления температурного контроля при поставке рыбной продукции для сохранения надлежащего качества. Железнодорожные перевозчики должны будут в обязательном порядке устанавливать температурные датчики, а отслеживать ситуацию будет Россельхознадзор. Третий вопрос заключается в том, что во время массового вылова не все порты готовы принять приходящие грузы, поэтому и нужно создание дополнительных мощностей по перевалке и складированию по всем приморским регионам [8].
Масложировую отрасль тоже можно назвать одним из лидеров российского экспорта следом после зерновой и рыбной отраслей. При этом, в отличие от зерна, масло как продукт переработки является для страны более выгодной экспортной позицией. Согласно таблице 1, 67% экспортной выручки в товарной группе «масла и жиры» приносит подсолнечное масло. Мировой рынок этого ценного пищевого продукта, практически ежедневно используемого в домашнем хозяйстве, не велик по сравнению с другими видами растительных масел - 8% из всего производимого в мире масла. В гораздо больших объёмах в мире производятся пальмовое - 34%, соевое -29%, рапсовое- 16% масла, поскольку из них производят еще и биодизельное топливо [13].
Таблица 1- Экспорт Российской Федерации в 2013-2017 гг.42
Год Экспорт Экспорт Доля Экспорт Доля
всего, млрд товарной товарной подсолнечного подсолнечного
долл. группы группы масла, млрд масла в общей
«масла и масла и долл. структуре
жиры», жиры в экспорта, %
млрд долл. общей структуре экспорта, %
Составлено автором по [31]
42
2013 526 2,19 0,41 1,48 0,28
2014 497,4 2,27 0,45 1,46 0,29
2015 343,5 1,87 0,54 1,19 0,35
2016 278,3 2,18 0,78 1,42 0,51
2017 356,9 2,6 0,73 1,75 0,49
Доля России на мировом рынке подсолнечного масла наливом выросла с 18% до 21% в 2017 г. Это второе место в мире после Украины с долей в 56%, которая является несменным лидером на этом рынке уже два десятилетия. Разумеется, географическое соседство двух стран приводит к конкуренции на общих рынках. Основными покупателями российского подсолнечного масла наливом остаются Турция, Египет и Иран, Китай и Ирак, на которые приходится 70% российского экспорта [7]. Однако выход на новые рынки всегда не прост, в том числе и при экспорте масла. Грузить подсолнечное масло через глубоководные порты на удаленные рынки менее выгодно из-за слишком высоких перевалочных тарифов.
По итогам 2017 г. Россия увеличила экспорт подсолнечного масла на 28,8%, до рекордных 2278 тыс. т., что составляет почти половину произведенного в стране объема (рисунок 8). В денежном выражении экспорт вырос до 1,75 млрд долл. с ростом в 23% относительно 2016 г. За пятилетие 2013-2017 гг. Россия увеличила поставки этого вида масла в натуральном выражении почти в 1,7 раз. На столь резкое увеличение экспорта повлияло два основных фактора: рост валового сбора подсолнечника и увеличение числа импортеров российского подсолнечного масла, в том числе Индия, Сирия, Оман, Мьянма, Руанда, Беларусь и Сингапур [7].
натуральном выражении в период 2013-2017 гг., тыс. т43 Экспорт соевого и рапсового масел так же набирает обороты, однако, по объемам вывоза в несколько раз меньше подсолнечного: 505 и 292 тыс. т соответственно в 2017 г. Производство этих трех основных видов растительных масел растет быстрее, чем внутреннее потребление, именно
43 Составлено автором по [16]
поэтому с каждым годом заметно увеличение объемов экспорта. Существенное влияние на перспективы России на мировом рынке этого вида продукции влияют благоприятные для выращивания масличных культур природные и климатические условия, а также современные производственные мощности по переработке, которыми страна обладает.
Однако пока значительную часть поставок компаний-экспортеров, составляет не бутилированное, а сырое нерафинированное масло наливом. Переработанного подсолнечного масла Россия поставляет на экспорт только 280 тыс. т или 16% от общего объема на сумму в 400 млн. долл. При этом стоимость рафинированного продукта на 30-40% выше, чем сырца. Вывоз бутилированного масла развивается, но пока в направлении стран СНГ, преимущество в Узбекистан и Киргизию, для того, чтобы развивать другие направления, нужны большие усилия по формированию спроса на новых рынках. Если импорт рафинированного масла в европейских странах практически замкнут в пределах самого ЕС, то поставки на Ближний Восток и в Северную Африку для России представляются наиболее перспективным направлением. Рынки юго-восточной Азии перспективны, но активным импортером подсолнечного масла там является только Малайзия, уже работающая с Украиной. Индия и Китай -крупнейшие импортеры масла-сырца практически не импортируют рафинированное масло, поскольку имеют собственные перерабатывающие мощности.
Учитывая высокую значимость развития экспорта высокомаржинальной сельхозпродукции, к которой относится и рафинированное подсолнечное масло, для наращивания поставок необходимо:
- развивать инфраструктуру, а именно емкостной парк для накопления масла в глубоководных портах для экспорта масла в страны дальнего зарубежья;
- обеспечить со стороны государства широкий доступ на внешние рынки посредством системы таможенно-тарифных, фитосанитарных и иных международных договоренностей;
- предусмотреть введение системы внутренних налоговых, финансовых и логистических преференции компаниям- поставщикам.
Еще одной точкой роста российского агроэкспорта можно назвать продукцию животноводческой отрасли, а именно мясо птицы и свинину. Рынок мяса России в последние годы формируется в основном за счет внутреннего производства, что говорит о его прогрессивном развитии, ведь еще 10-15 лет назад его формировали исключительно импортные поставки. Объем производства мяса всех видов в России в убойном весе во всех категориях хозяйств в 2017 г. составил 9,8 млн т, что на 2% больше, чем годом ранее. Это четвертый результат в мире после таких крупных аграрных производителей как Китай, США и Бразилия [17]. Но, как известно, один год не является показательным. За 5 лет по отношению к 2012 г. объемы выросли на 23%, за 10 лет - на 100% .
Согласно рисунку 9 в 2017 г. Россия произвела 4,7 млн т мяса птицы и 3,5 млн т мяса свиньи, 1,6 млн т мяса крупного рогатого скот, заняв весьма высокие 4, 7 и 7 места в мире соответственно в данных нишах. В процентном же соотношении доля России в производстве данных видов мяса не
Рисунок 9- Динамика производства мяса в России в 2000-2017 гг., млн т44
Сразу оговоримся, почему в качестве высокоперспективного товара для Российского экспорта не рассматривается говядина. В мире именно говядина является наиболее экспортоориентированным видом мяса. В структуре мировой торговли ее доля 28%, а в структуре производства -только 22%. За последние годы Россия вошла в число ведущих мировых производителей говядины с долей в 2%. Для сравнения, доля Индии, крупнейшего мирового экспортера говядины, составляет всего лишь 7%. Однако в целом в России слишком высокая себестоимость производства говядины по сравнению с лидерами рынка, из года в год объемы производства не растут. В это время по свинине мы вышли на самообеспеченность, а по мясу птицы давно ее достигли.
За последние два года 2015-2017 гг. в России наиболее стремительными темпами наращивается производство свинины с 3 до 3,5 млн т. В числе ключевых драйверов расширения производства в является введение ограничений на поставки импортной продукции из ряда стран, которые были установлены с августа 2014 г., а также девальвация рубля. В 2017 г. производство в убойном весе в хозяйствах всех категорий достигло 3 537,6 тыс. т. За год оно возросло на 5,0%, за 10 лет - на 83,3%. При этом важно, что наиболее ощутимый рост наблюдается в промышленном секторе свиноводства. За 2017 г. производство в данном секторе выросло на 7,2%, за 10 лет - на 275,4%, достигнув 3 тыс. т. В хозяйствах населения производство, напротив, сокращается- за год на 4,8%, за 10 лет - на 48,5% до 576,4 тыс. т [12].
44 Составлено автором по [17]
На мировом рынке свинина является наименее «торгуемым» видом мяса. Связано это с тем, что мусульманские страны, традиционно являющиеся крупными импортерами продовольствия, не заинтересованы в поставках свинины. Однако рынок не стагнирует и главной тенденцией 2017 г. стал опережающий рост спроса на свинину за счет таких стран, как Китай, Корея, Мексика, Филиппины и Япония. В целом основное мировое потребление свинины имеет определенную географическую локализацию - в Юго-Восточной Азии. Глобальный объем импорта свинины в 2017 г. составил более 8,3 млн т, в том числе 29% закупок пришлось на Китай, 16% — на Японию, 7% — на Южную Корею [8]. Крупнейшие мировые экспортеры свинины представлены странами ЕС, такими как Германия, Испания, Дания, Голландия. Однако хорошо развитая российская свиноводческая отрасль ставит главным стратегическим вызовом в следующие 10 лет войти в топ-5 мировых экспортеров свинины и уверенно закрепиться в нем [8].
Основным экспортным рынком для отечественных игроков по-прежнему остаются страны СНГ. Однако российские производители уже вполне могут составлять конкуренцию и на рынках «дальней» Азии, чему способствует взрывообразный спрос на мясо в Южной Корее, Китае, Японии и Вьетнаме. Даже если удастся занять всего 5% рынка, это уже обеспечит экспорт более чем 250 тыс. т в год.
Объем экспорта свинины свежей, охлажденной и замороженной из России в 2017 г. составил 27,7 тыс. т, в том числе 7,1 было поставлено в страны ЕАЭС, 20,6 - за пределы ЕАЭС, в основном в Украину, Гонконг, Японию и Китай. Самую весомую долю в структуре экспорта свинины из России за пределы ЕАЭС занимают туши и полутуши - 68,5% от общего количества в 2017 г. Отметим, что помимо свинины, Россия экспортирует свиные субпродукты в объеме 42,7 тыс. т в 2017 г., а также в незначительных объемах шпик (1,8 тыс. т) и товарных свиней на убой (0,3 тыс. т) [19].
250
200
150
100
50
0 2001 2005 2010 2015 2017
■ Другие виды мяса 0.8 0.5 0.6 4.2 15.5
Мясо птицы 2 0.2 18.5 60.3 163
■ Субпродукты свиней 0.3 0.1 0.1 14.6 44.5
■ Свинина 0.1 0 0 4.6 27.7
Рисунок 10- Динамика экспорта мяса по виду, субпродуктов из России
в 2001-2017 гг., тыс. т45
Однако выйти на зарубежные рынки с мясной продукцией, пожалуй, наиболее проблематично, особенно с мясом свиньи. У всех стран особые условия допуска и требования ответных преференций. Рынки сбыта Европы, Азии, арабского мира и России значительно отличаются один от другого. К тому же экспорту российской свинины препятствует распространение в стране африканской чумы свиней. За 2017 г. вирус зафиксирован в 24 регионах страны [16]. Факт распространения АЧС может поставить под угрозу планы по экспорту российского мяса, так как российская продукция будет выглядеть неприглядно для иностранных ветслужб. Поэтому для дальнейшего развития экспорта и завоевания рынков Азии необходима не только поддержка по части доступа отечественной продукции на зарубежные рынки. В первую очередь, необходимо усиление господдержки для обеспечения ветеринарной безопасности продукции через создание единой ветеринарной службы, поскольку без решения вопросов безопасности отрасли эффективный экспорт невозможен.
Российский рынок мяса птицы характеризуется наибольшим ростом объемов производства и экспорта. Экспорт мяса птицы в 2017 г. составил 163 тыс. т., что на 42% больше результатов 2016 г. Для сравнения, ещё 10 лет назад мясо птицы из РФ практически не экспортировалось. В 2007 г. отгрузки составляли всего 0,8 тыс. т. На страны СНГ приходится 66% экспорта, из них 50% уходит в Казахстан, на страны Дальнего зарубежья -34%, в том числе Абхазию, Иорданию, ОАЭ, Сербию, Таиланд и другие страны. Во многом именно возросшая самообеспеченность России мясом птицы создала предпосылки для экспорта. В 2017 г. этот показатель достиг 98%. Для сравнения, еще 10 лет назад самообеспеченность мясом птицы
45 Составлено автором по [23]
составляла 59,8%, 15 лет назад - 40,9% [11].
В 2017 г. на экспорт было отправлено всего 3,5% всего произведенного мяса птицы в РФ [11]. Структура экспорта складывается примерно в равных частях из мяса и субпродуктов. Важно, что мясо птицы, поставляемое на внешние рынки из России, становится все более конкурентоспособным. Это проявляется не только в улучшении качественных характеристик товара, но и в снижении цен на мясо птицы в РФ до уровня мировых. Российские цены на птицу уже ниже, чем в Китае и США, но еще значительно выше, чем у лидера рынка мяса птицы - Бразилии.
На российском рынке мяса птицы имеет место тенденция к импортозамещению. Доля зарубежной продукции в натуральном объеме импорта сократились за период 2013-2017 гг. с 550,7 до 233,7 тыс. т. Основной причиной сокращения импорта стал запрет на ввоз мяса птицы из ряда стран, введенный в 2014 г., и продлеваемый несколько раз до конца 2018 г. Другим фактором сокращения импорта мяса птицы стала девальвация рубля, произошедшая в 2015 г. Девальвационный шок сделал импорт птицы и других видов мяса экономически нецелесообразным для многих компаний-импортеров и помог отечественным производителям выдержать высокую конкуренцию.
Российская птица сейчас поставляется более чем в 30 стран, появляются и новые направления. Культурные потребности разных стран -важный фактор, который следует учитывать в международной торговле мясом. Невостребованный на внутреннем рынке продукт может принести хороший доход от продажи за рубежом. Куриные окорочка из США в ценовом плане пока вне конкуренции во всем мире, поэтому бороться за долю в этом сегменте сложно. В свою очередь куриное филе менее популярно у россиян по сравнению с европейскими странами и США и вполне перспективно как экспортный товар. Экспорт российского мяса может увеличить и куриное крыло, используемое на западе для барбекю. В России по климатическим причинам более полугода этот способ приготовления продукта неактуален. В настоящее время крылья поставляются Гонконг и Вьетнам.
Однако, как и по мясу свиньи есть ряд стоп-факторов, которые препятствуют еще более эффективному наращиванию экспорта. Так, прирост вывоза сдерживается из-за неоднократных вспышек гриппа птиц. К примеру, в июле 2018 г. Евросоюз ввел запрет на поставки мяса птицы из России из-за вируса. С одной стороны, запрет временный, с другой -непонятно, как долго он будет действовать и к каким последствиям для наших производителей приведет [7]. В то же время экспорт российской птицы на Ближний Восток продолжает сталкиваться с местными барьерами в Египте, Ираке, ОАЭ, запретивших использование электрооглушения при убое птицы. Поставки же в страны Средней Азии, особенно в Казахстан, продолжают снижаться на фоне более привлекательной цены со стороны конкурирующих поставщиков из США и Украины, а также роста местного
производства [5].
В целом для сохранения динамики роста животноводческой отрасли в России необходим выход на новые рынки сбыта. Эта масштабная задача требует решения многих вопросов, связанных с ветеринарным контролем, сертификацией, логистикой и сбытом. Поставки мяса из России ограничены, прежде всего, по внутренним причинам. В частности, из-за раздробленной ветеринарной службы, примитивной нормативной базы по обеспечению биологической и эпизоотической безопасности. Необходимо финансировать программы по борьбе с особо опасными болезнями животных, вести мониторинг на территории страны, обеспечить ветеринарные службы квалифицированными кадрами. Кроме того, большое значение имеет соответствие требованиям импортеров к безопасности мяса и мясопродуктов. У каждой страны свои параметры и нормативы по допустимым уровням вредных и опасных веществ в продукции, все это необходимо согласовывать с потенциальными покупателями, Какие-то страны готовы открыть свои рынки для поставщиков под гарантии национальных ветеринарных служб, в случае с Россией это Россельхознадзор [1]. Процесс получения доступа на рынок идет небыстро, потому что оценивается даже не сама продукция, а способность национальной ветеринарной службы постоянно контролировать соблюдение экспортерами требований по ней. Одним из наиболее эффективных путей решения проблем качества и увеличения доли продаж российских компаний в мировой торговле является следование требованиям и рекомендациям международных и отечественных стандартов качества через создание единой ветеринарной службы по опасным болезням. Важным фактором, определяющим позиции и перспективы России на мировом рынке мяса, являются ее производственные возможности в сравнении с другими ведущими игроками.
Подводя итоги, отметим, что Россия не должна замыкаться в пределах своего внутреннего рынка продовольствия. Только став активным игроком на мировом рынке можно обеспечить сбалансированность сельского хозяйства. Россия на мировом рынке уверенно занимает лидирующее положение по поставкам зерна и растительных масел, наращивает компетенции в поставках других продуктов массового питания: рыбной продукции, мяса птицы и свиньи. Сохранение и приумножение достигнутых результатов и выход в лидеры в новых товарных сегментах требуют максимально эффективного использования возможностей, предоставляемых рынком, ускоренного технологического развития и устранения внутренних сложностей, связанных с безопасностью и качеством продукции, логистикой и хранением.
Потенциал России, как мирового поставщика продовольствия обусловлен значительными количествами пахотной земли, особенно чернозема, большими запасами легко доступной пресной воды. Однако ключевой глобальный тренд АПК- это рост качества питания, в связи с чем в
мире постоянно будет увеличиваться спрос на здоровые, натуральные продукты. Этот тренд открывает новые возможности для развития российского агропромышленного комплекса, а именно стать мировым лидером на рынке здоровых продуктов питания. В отличие от лидеров продовольственного рынка Китая и США России удалось сохранить сельское хозяйство свободным от массового использования ядохимикатов, удобрений и ГМО. Для этого потребуется координация усилий всех участников агропродовольственного рынка: российских фермеров, агрохолдингов, и поддержки агропродовольственного экспорта государственными органами.
Использованные источники:
1. Белая, А. Внутренние проблемы с внешними рынками / Почему Россия экспортирует мало мяса [Электронный ресурс]. - 2016 - Режим доступа: https://agrovesti.net/news/indst/vnutrennie-problemy-s-vneshnimi-rynkami-pochemu-rossiya-eksportiruet-malo-myasa.html
2. Быркова, Е. Куда плывет отечественный рыбный рынок [Электронный ресурс]. -2015. - Режим доступа:http://провэд.рф/article/30958-kuda-plyvyot-otechestvennyy-pybnyy-pynok.html
3. В 2017 году Россия нарастила экспорт рыбных консервов на 17,4% [Электронный ресурс]. - 2018 - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/10275/
4. Ганенко, И., Белая, А. Экспорт мяса птицы сдерживают ветеринарные проблемы и крепкий рубль [Электронный ресурс]. - 2017 - Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/markets/news/28275-eksport-myasa-ptitsy-sderzhivayut-veterinarnye-problemy/
5. Куликов, С. Экспорту помешал птичий грипп [Электронный ресурс]. -2018 - Режим доступа: https://rg.ru/2018/07/23/rossiia-osporila-zapret-es-na-postavki-miasa-pticy.html
6. Россия должна войти в топ-5 мировых экспортеров свинины [Электронный ресурс]. - 2018 - Режим доступа: https://prodgoroda.ru/articles/blog/rossiya-dolzhna-voyti-v-top-5-mirovyh-eksporterov-svininy
7. Россия. Рейтинг крупнейших экспортеров подсолнечного масла наливом за 2017 год [Электронный ресурс]. - 2018 - Режим доступа: http://www.oilworld.ru/analytics/localmarket/263812
8. Рыбаков прикормят льготами [Электронный ресурс]. - 2018 - Режим доступа: https://rg.ru/2018/06/03/shestakov-nuzhno-povysit-kachestvo-i-dostupnost-rossijskoj-ryby-na-rynke.html
9. Рынок мяса птицы - тенденции и прогнозы 2017 года [Электронный ресурс]. - 2017 - Режим доступа: http://ab-centre.ru/news/rynok-myasa-pticy— tendencii-i-pro gnozy
10. Турция стала лидером по экспорту муки [Электронный ресурс]. - 2018 -Режим доступа: http://mk-turkey.ru/economics/2018/01/12/turciya-stala-liderom-po-eksportu-muki.html
11.Что экспортирует Россия. В 2017 году вывоз продукции АПК впервые
превысил $20 млрд [Электронный ресурс]. - 2018 - Режим доступа:
http://www.agroinvestor.ru/analytics/article/29769-chto-eksportiruet-rossiya/
12. Чума на наши пятачки [Электронный ресурс]. - 2017 - Режим доступа:
https://rg.ru/2017/11/15/virus-achs-mozhet-serezno-nawedit-planam-po-eksportu-
miasa.html
13.Экспорт подсолнечного масла из России: быть ли России лидером
[Электронный ресурс]. - 2018 - Режим доступа:
http://moneymakerfactory.ru/biznes-plan/eksport-podsolnechnogo-masla/
14.Экспорт рыбы из России: сбудутся ли прогнозы [Электронный ресурс]. -
2018 - Режим доступа: http://moneymakerfactory.ru/biznes-plan/eksport-ryibyi-
iz-rossii/
15. Экспорт свинины из России по итогам 2017 года [Электронный ресурс]. -2018 - Режим доступа: https://agrovesti.net/lib/industries/beef-cattle/eksport-svininy-iz-rossii-po-itogam-2017-goda.html
16. Справочные материалы по географии мирового хозяйства [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: https://api.exportedu.ru/api/documents/78/download
17. Маркетинговое исследование: Рынок муки пшеничной за 2013-2017 гг. [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: http://ikc.belapk.ru/upload/iblock/091/0918a385c4ef1e26fa34522bfd74a49a.pdf
18. Международный независимый институт аграрной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы±р://мниап.рф/
19.Московский хладокомбинат №14 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.moshol14.ru/press-centr/novosti-rynka/rynok-muka-otrubi/