Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ЭКСПОРТ В КИТАЙ: СТРАТЕГИИ РОСТА'

РОССИЙСКИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ЭКСПОРТ В КИТАЙ: СТРАТЕГИИ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ / ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева Наталья Аркадьевна, Кублин Игорь Михайлович, Прущак Олеся Владимировна, Сюй Бянь

На основе исследования главных детерминантов спроса и предложения, формирующих конкурентные позиции российской агропродовольственной системы, обоснованы перспективные направления развития экспорта отечественной продукции АПК на рынок Китая. Дана характеристика современным вызовам, изменившим структуру и динамику спроса на основные продовольственные товары. Обозначены проблемы продовольственной безопасности и намечены направления совершенствования экспортной стратегии как составной части национальной политики развития агропродовольственной системы страны. Выявлены точки соприкосновения национальных интересов России и Китая в сфере развития торговли продовольствием, что предполагает как нейтрализацию угроз и рисков, так и поиск внутренних резервов повышения жизнестойкости и обеспечения дальнейшего устойчивого развития и взаимовыгодного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FOOD EXPORTS TO CHINA: GROWTH STRATEGIES

Based on the study of the main determinants of supply and demand that form the competitive positions of the Russian agro-food system, promising directions for the development of exports of domestic agricultural products to the Chinese market are substantiated. The characteristic of modern challenges that have changed the structure and dynamics of demand for basic food products is given. The problems of food security are identified and directions for improving the export strategy as an integral part of the national policy for the development of the country’s agri-food system are outlined. The points of contact between the national interests of Russia and China in the field of food trade development have been identified, which implies both the neutralization of threats and risks, and the search for internal reserves to increase resilience and ensure further sustainable development and mutually beneficial cooperation.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ЭКСПОРТ В КИТАЙ: СТРАТЕГИИ РОСТА»

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-6303-8-15

РОССИЙСКИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ЭКСПОРТ В КИТАЙ: СТРАТЕГИИ РОСТА

Киреева Наталья Аркадьевна,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление на предприятии» Саратовская государственная юридическая академия; 410028, Саратов, Россия, ул. Чернышевского, 104 natalkireeva1@yandex.ru

Кублин Игорь Михайлович,

доктор экономических наук профессор кафедры «Экономика и маркетинг». Социально-экономический институт. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; 410003, г. Саратов, Россия, ул. Радищева, 89 kublinim@sstu.ru

Прущак Олеся Владимировна,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и маркетинг», Социально-экономический институт, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; 410003, г. Саратов, Россия, ул. Радищева, 89 prushchakov@sstu.ru

Сюй Бянь,

соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный научно-

исследовательский университет; 308015, г. Белгород, Россия, ул. Победы, д. 85

sb_belgu@mail.ru

На основе исследования главных детерминантов спроса и предложения, формирующих конкурентные позиции российской агропродовольственной системы, обоснованы перспективные направления развития экспорта отечественной продукции АПК на рынок Китая. Дана характеристика современным вызовам, изменившим структуру и динамику спроса на основные продовольственные товары. Обозначены проблемы продовольственной безопасности и намечены направления совершенствования экспортной стратегии как составной части национальной политики развития агропродовольственной системы страны. Выявлены точки соприкосновения национальных интересов России и Китая в сфере развития торговли продовольствием, что предполагает как нейтрализацию угроз и рисков, так и поиск внутренних резервов повышения жизнестойкости и обеспечения дальнейшего устойчивого развития и взаимовыгодного сотрудничества.

Ключевые слова: китайский рынок продовольственных товаров; экспортная стратегия России; агропродовольственная система; продовольственная безопасность; устойчивое развитие.

Целью статьи является обоснование перспективных направлений развития экспорта отечественной продукции на рынок Китая на базе исследования группы факторов со стороны спроса и предложения, а также конкурентных позиций российских производителей в данном сегменте мирового продовольственного рынка. При обосновании спроса на российскую продукцию со стороны Китая учи-

тываются емкость внутреннего китайского рынка, изменения в модели потребления, сложившиеся в последнее время в данной стране, а также подходы к решению проблемы продовольственной безопасности, отвечающие национальным интересам Китая. Факторы со стороны предложения включают специализацию российского АПК, особенно в тех регионах, которые наиболее тесно тер-

риториально связаны с Китаем, развитие логистики, инфраструктуры, сравнительные конкурентные преимущества российских производителей.

Современные угрозы и риски, обусловленные беспрецедентным санкционным давлением недружественных стран на Россию, сломом основных экспортно-импортных мировых продовольственных цепочек, актуализируют проблему

адекватных мер, направленных на поиск мобилизационных резервов устойчивого развития агропродо-вольственной системы России. В этих условиях важным становится выявление и использование дополнительных рыночных ниш по встраиванию российского сельского хозяйства в мировой продовольственный рынок и укрепление его конкурентных позиций [1]. Безусловно, одним из важнейших таких резервов является развитие российского агропродовольствен-ного экспорта на рынок Китая.

Особенностью экономического развития Китая является огромный внутренний динамично растущий рынок с численностью населения более 1,3 млрд человек. Отметим, что Китай занимает около 8% мирового агропродоволь-ственного импорта и является крупнейшим торговым партнером России. К тому же в 2020 году Китай вошел в топ-10 крупнейших покупателей российского продовольствия.

Драйвером развития внешнеторговых связей в сфере продовольствия является растущий спрос на продукты питания в Китае. Внутренний рынок в данной стране обладает значительной потенциальной емкостью в силу огромной численности населения. Кроме того, если до недавнего времени основной акцент в обеспечении продовольственной безопасности в стране делался на достижении физического объема продовольствия, необходимого для обеспечения населения продуктами питания, то в настоящее время акценты сместились в сторону улучшения качества и рациона питания [2]. Традиционно основными продуктами питания являлись зерновые и бобовые культуры, а также клубнеплоды. Демонстрируемые в последнее вре-

мя тенденции повышения уровня социально-экономического развития, роста платежеспособного спроса населения способствуют повышению спроса на более качественное продовольствие, расширение ассортимента потребляемой продукции. Данный спрос в Китае может быть удовлетворен за счет импортных поставок.

Проведенные исследования показали, что Китай занимает существенную долю в мировом импорте продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Так, в мировом импорте соевых бобов на долю Китая приходится около 60%, семян рапса — 20%, говядины — более 18%, масла рапсового — более 16%, ракообразных — около 15% (рис.1) [3].

По результатам проведенного анализа выявили, что 34% импортных поставок продовольствия в Китай занимают масличные культуры и плоды, 9% — рыба и ракообразные, 9% — мясо и мясные субпродукты, 7% — жиры и масла. При этом объемы импортных поставок продовольствия растут практически по всем видам продукции. Так, в стоимостном выражении импорт живых животных в 2019 году вырос по отношению к 2000 году в 11,4 раза, мяса — в 563 раза (!), молочных продуктов — в 24,7 раза, кофе и его заменителей — в 36,6 раза, кормов для животных — в 6,8 раз, маргарина — в 4,8 раза (рис.2).

По прогнозным оценкам,увеличение объема импорта ожидается

Рис. 1.Удельный вес Китая в мировом импорте продовольствия, %*. * Перспективы российского агропродовольственного экспорта на рынке Китая. М.: Перо, 2020. 1,1 Мб. [Электронное издание]

Рис. 2. Импорт продовольственной продукции в Китай в 2000-2019 гг.,

млн долл.*

* Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России. Агроэкс-порт /https://aemcx.ru/).

по кукурузе, сое и другим масличным культурам. Это необходимо для обеспечения собственного производства мяса. Ввезенные соевые бобы идут на производство масла, а шрот используется в качестве белка в животноводстве. Прогнозируется также существенный объем роста импорта молочной продукции.

По результатам исследований, спрос на основные виды продовольствия в Китае до 2024 года вырастет по всем важнейшим видам (табл. 1).

В перспективе увеличение спроса прогнозируется на продукцию животноводства, рыбную продукцию, соевые бобы, растительное масло, молочную продукцию.

Положительный тренд роста доходов населения, характерный для современного состояния экономики Китая, обусловливает и значимость импортных поставок сельскохозяйственной продукции для решения проблемы продовольственной безопасности. При этом, если ранее приоритетными поставками было сырье для загрузки собственных перерабатывающих мощностей, то в дальнейшем рассматривается перспектива роста импорта продукции глубокой переработки, а также органической продукции.

Решение проблемы продовольственной безопасности в Китае сталкивается еще с рядом трудностей. Во-первых, это исчерпание возможностей экстенсивного ведения сельского хозяйства, во-вторых, усиливающаяся экологическая нагрузка, в-третьих, сокращение земельных ресурсов в силу усиления процессов урбанизации [1].

Несмотря на то, что правительством Китая в качестве основной стратегии развития признается так называемая стратегия «двойной циркуляции», то есть приоритет опоры на собственные силы, тем не менее, наполнение внутреннего рынка предполагает достаточно активный внешнеторговый оборот с другими странами в сфере продовольствия. Следует отметить, что стратегия «двойной циркуляции» сформировалась под воздействием кризисной ситуации на мировом рынке продовольствия, вызванной пандемией COVID-19, усиления китайско-американского торгового противостояния и ряда других негативных факторов.

Перспективам увеличения экспорта агропродовольственной продукции на рынок Китая, на наш взгляд, способствуют тенденции предложения продовольственной

продукции, формирующиеся в настоящее время на российском рынке в силу ряда объективных факторов. Российское сельское хозяйство обладает достаточными земельными и посевными площадями на душу населения. Россия занимает 2% в мире по численности населения, но пользуется 8% мировых водных ресурсов и возделываемых земель. В качестве фундаментальной основы для дальнейшего развития отечественного сельского хозяйства можно рассматривать неиспользуемые на сегодня пашни (порядка 13 млн га). Российская агропро-довольственная система по сравнению с другими странами характеризуется меньшей экологической нагрузкой. В РФ меньшая плотность населения по сравнению с Китаем. К тому же в условиях глобального изменения климата Россия обладаетуникальны-ми агроклиматическими преимуществами. Все эти факторы свидетельствуют о возможности наращивания внутреннего агропро-довольственного потенциала, чтобы удовлетворить потребности населения мира в продуктах питания [43].

Следует отметить, что кризисная ситуация в 2020 году, вызванная пандемией COVID-19,

Таблица 1

Прогнозные оценки роста спроса на продовольствие в Китае до 2024 г., млн т

2019 2020 2021 2022 2023 2024 2024 г. в % к 2019 г. Ежегодный прирост, %

Пшеница 235,9 235,8 236,7 238,6 240,6 242,5 2,8 0,56

Ячмень 22,1 22,4 22,7 23,2 23,5 23,9 8,1 1,62

Кукуруза 308,0 309,4 310,6 312,9 315,2 319,1 3,6 0,72

Соевые бобы 131,4 134,1 136,7 138,7 140,7 142,5 8,4 1,68

Растительные масла 45 45,6 46,1 46,5 46,9 47,3 5,1 1,02

Говядина 8,5 8,7 8,9 9,1 9,2 9,4 10,6 2,12

Свинина 56,2 56,9 57,6 58,0 58,5 59,0 5,0 1,00

Мясо птицы 20,2 20,5 20,9 21,2 21,6 21,9 8,4 1,68

Молоко сухое обезжиренное, тыс. т 280 292 307 319 332 346 23,6 4,72

Молоко сухое цельное, тыс. т 2017 2045 2076 2106 2133 2154 6,8 1,36

Рыбная продукция 65,5 66,5 67,7 68,5 69,4 69,8 6,6 1,32

продемонстрировала имеющейся внутренний потенциал российской агропродовольственной системы к восстановлению и развитию на базе формирования адекватных антикризисных мер.

Исследования показали, что проводимая с 2014 года протекционистская агропродовольственная политика позволила российской агропродовольственной системе достичь высокого уровня самообеспечения по основным видам продовольствия (рис.3).

Таким образом, российскую агропродовольственную систему при условии соответствующей эффективной государственной поддержки можно рассматривать в качестве одного из важнейших гарантов мировой продовольственной безопасности. Несмотря на усиливающиеся внешние угрозы и риски, агропродовольствен-ная система страны является ведущим игроком на мировом продовольственном рынке. В 2021 году экспорт продовольствия увеличился на 21,4% в стоимостном выражении и на 10,4% в физическом объёме (37,1 $млрд., или 71,1 млн тонн) и превысил его импорт (рис. 4). Доля экспорта продовольствия в товарной структуре экспорта в 2021 году составила 7,3%.

По итогам 2021 года на долю России в мировом экспорте приходилось 2%, и среди ведущих экспортеров продовольствия страна заняла 18-е место в мире (рис.5). Среднегодовые темпы роста (САЯО) российского экспорта в 2016—2021 гг. были выше, чем в остальных ведущих экспортерах продовольствия.

Для России ключевыми рынками для агропродовольственной продукции являются страны Юго-

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

пороговые значения Доктрины

фактически

Рис. 3. Состояние продовольственной безопасности Российской Федерации

в 2021 г.

Рис. 4. Динамика экспорта продукции АПК РФ в 2010-2021 гг., $млрд

Рис. 5. Т0П-20 стран экспортеров-продукции АПК в 2021 году, млрд долл. США

Восточной Азии, Китай, а также страны Африки. При этом Россия является ведущим игроком на рынке зерна, ее доля в мировом производстве составляет более 4%, пшеницы — более 10%, в мировом экспорте зерна — почти 11%, пшеницы - 21%. В 2021 году положительные тренды отмечаются по всем основным видам экспортируемого продовольствия: экспорт зерна вырос на 12% до 11,4 млрд долл., масло-жировых продуктов — на 48% до 7,3 млрд долл., рыбы и морепродуктов — на 25% до 6,7 млрд долл., мясной продукции — на 32% до 1,2 млрд долл., товаров пищевой и перерабатывающей промышленности — на 15% до 5,2 млрд долл.

Таким образом, как со стороны спроса, так и предложения имеются все предпосылки для развития внешнеторговых отношений в сфере продовольствия с Китаем как перспективной рыночной ниши мирового продовольственного рынка. В настоящее время на долю России в импорте продовольствия Китая приходиться всего лишь 2,5%. Вместе с тем внешнеторговые отношения России и Китая в продовольственной сфере имеют большой потенциал. Как уже отмечено, китайский продовольственный рынок достаточно емок, и российские производители могут упрочить на нем конкурентные позиции.

За последние три года экспорт продукции АПК в Китай существенно вырос (рис.6). В 2020 году он увеличился по отношению к 2019 году на 36%, а в 2021 году на — 18%. Некоторое снижение экспорта продукции АПК в 2021 году по сравнению с 2020 годом было вызвано негативными факто-

рами в связи пандемией Ссу1С-19. Но по сравнению с «доковидным» 2019 годом экспорт продукции АПК в Китай в 2021 году увеличился на 19%.

В 2021 году удельный вес Китая в общем объеме российского экспорта продукции АПК составил 9,5%. Однако ассортимент поставляемой на экспорт продукции весьма ограничен: это в основном рыба и ракообразные, масличные культуры, соевое и подсолнечное масла (рис. 7).

Китай импортирует из России более трети гречихи, рыбы и соевого масла. Россия лидирует по поставам на рынок Китая замороженной рыбы (38%). Отметим, что доля российского экспорта рыбы значительно превосходит удельный вес поставок из США и Норвегии. В импортных поставках ракообразных на долю России приходится около 8%, но это четвертое место среди других стран экс-

портеров. На сегодняшний день удельный вес России в поставках сои на китайских рынок незначителен и составляет приблизительно 0,7% .

По результатам проведенного исследования и опираясь на оценку конкурентных преимуществ, можно построить матрицу экспортного потенциала России на китайский продовольственный рынок по двум параметрам: доля России в импортных поставках Китая и сравнительные конкурентные преимущества российской агропродовольственной системы в разрезе основных экспортируемых товаров (рис. 8, 9).

К продукции АПК, характеризующейся как высокими конкурентными преимуществами, так и существенной долей в импортных поставках Китая, можно отнести пшеницу, растительное масло, рыбу, ячмень. Для этой группы

Рис. 6. Экспорт продукции АПК в Китай в 2019-2021 гг., млн долл.

Рис. 7. Экспорт основных видов продукции АПК в Китай в 2021 г., млн долл.

стратегия роста экспорта потребует дальнейшего совершенствования качества продукции, а также развитие системы глубокой переработки. Так, например, российский экспорт рыбной продукции состоит главным образом из сырой рыбы, что обусловлено недостаточным уровнем развития перерабатывающих мощностей промышленности. Перспективы роста экспорта обусловлены также возможностью увеличения объемов производства зерновых культур.

Продукция АПК, обладающая достаточно высокими сравнительными преимуществами при незначительной доле России по этим продуктам в импорте Китая, представлена семенами льна, рожью, отрубями, мелассой, просом, соломой и мякиной, маргарином. Следует обратить внимание, что основным конкурентным преимуществом являются ценовые факторы. Стратегия роста экспорта по данным видам продуктам предполагает повышение качества продукции, повышение уровня ее переработки в соответствия фитоса-нитарным требованиям. Но потенциал роста зернового экспорта ограничен. Так, импорт пшеницы в Китае не столь значителен, более перспективной является сегмент ячменя, сои, кукурузы. Сдерживающим моментом в развитии зернового экспорта в Китай являются недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, высокие транспортные издержки. Так, средние цены на зерно, поступающее на китайский рынок, возрастают в два раза из-за высоких транспортных издержек.

Кроме того, с целью нейтрализации фитосанитарных рисков при обосновании стратегии роста

по таким видам продукции как пшеница, ячмень, рапс, кукуруза следует учитывать ограничения перечня регионов России, из которых на китайский рынок могут поставляться зерновые культуры. При этом потенциал роста экспорта зерновых ограничивается такими барьерами как квотирование ввоза данной продукции на рынок Китая.

Для следующей группы продуктов характерны относительно низкие конкурентные преимущества на фоне высокой доли продукции в китайском импорте. Сюда отнесены соевые бобы, мука пшеничная, ракообразные, кукуруза, овощи консервированные. Определенными перспективами роста обладают экспортные поставки соевых бобов вследствие территориальной

0,25

5. 0,15

0,05

| | пшеница

масло подсолне ное

^ рыба ячмень

♦ ♦ кукур ракообразные уза

♦<ов маргДр гречка масло соевое ощи сушеные жмыхмасло рапс водные оЖЖПозвоночныер мелас овое уби :а ^ рожь 4 семена льна

зерно злаков 4 6 8

Индекс сравнительного тпреимущества

1

0,2

0,1

0

0

Рис. 8 Оценка сравнительных конкурентных преимуществ российских продовольственных товаров на китайском рынке

Ф н а О с г 5 г § о >5 Высокая Соевые бобы Мука пшеничная Ракообразные Кукуруза Шоколад Овощи консервированные Пшеница Подсолнечное масло Рыба Ячмень

(В Н 5 X и 5 5 О О О 6 £ 3 Низкая Масло рапсовое Масло соевое Кондитерские изделия Алкогольные и безалкогольные напитки Мясная продукция Молочная продукция Семена льна Рожь Отруби Меласса Просо Солома и мякина Маргарин

Низкие Высокие

Сравнительные конкурентные пр еимущества

Рис. 9. Матрица экспортного потенциала России на китайский рынок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

близости выращивания, но незначительные объемы производства пока не позволяют увеличить долю в импортных поставках на китайский рынок. Рост экспорта муки сдерживается высокими таможенными пошлинами на ее ввоз.

Особо следует отметить продукты с низким индексом конкурентного преимущества и небольшим вкладом в торговый баланс (продукты переработки, мясная и молочная продукция, масло рапсовое и соевое, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки и т.п.). Учитывая растущий спрос Китая на продукцию животноводства, можно предположить, что перспективными направлениями должны стать экспорт мяса птицы, молочной продукции, при условии развития транспортно-логистической инфраструктуры и обеспечении ветеринарной безопасности. В этой связи необходим баланс в развитии экспортного потенциала и повышении уровня самообеспечения по молочной продукции, мясу говядины в России.

Отметим, что взаимные национальные интересы России и Китая в сфере развития торговых отношений продовольствием совпадают. Основные факторы, обусловливающие целесообразность и взаимную выгоду сотрудничества в данной сфере, заключаются в следующем: жизнестойкость российской агропродовольствен-ной системы и адаптация ее к новым вызовам и рискам; стратегические цели по укреплению Россией экспортного потенциала как одного из драйверов роста в условиях решения в целом проблемы продовольственной независимости и сжатия внутреннего платежеспособного спроса; колоссальная емкость китайского рынка и рост импорта продовольственных товаров; новые задачи, стоящие перед Китаем в сфере продовольственной безопасности на основе повышения качества питания, расширения ассортимента ввозимых видов продовольствия; процесс расширения инвестиционного сотрудничества.

В рамках дальнейшего развития сотрудничества в агропродоволь-

ственной сфере необходимо преодолеть ряд сдерживающих барьеров и рисков, а именно:

♦ недостаточный уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, особенно в приграничных районах, высокие транспортные издержки;

♦ меры нетарифного регулирования, которые оказывают негативное влияние на взаимную торговлю;

♦ фитосанитарные и ветеринарные риски;

♦ инвестиционные риски, связанные с особенностями сельскохозяйственного производства;

♦ экологические риски. Решение данных проблем требует совершенствования экспортной стратегии как составной части национальной политики развития агропродовольственной системы России в условиях мобилизационной экономики, что предполагает как нейтрализацию угроз и рисков, так и поиск внутренних резервов повышения жизнестойкости и обеспечения дальнейшего устойчивого развития торговых отношений с Китаем.

ИСТОЧНИКИ

1. КалашниковА.Н., ТиндоваМ.Г., КублинИ.М. Исследование социально-экономического положения региона методами факторного и регрессионного анализа // Экономика устойчивого развития. 2020. № 4 (44). С. 81—85.

2. Кузнецова Н.А, Ильина А.В., Пукач Г.В. Развитие потребительских сельскохозяйственных виртуальных кооперативов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 5 (74). С. 71—73.

3. Ромашкин Р.А., Седик Д., Авдеев М.В., Черкасова О.В. Под научной редакцией С.А. Шобы. П27 Перспективы российского агропродовольственного экспорта на рынке Китая. М.: Издательство Перо, 2020. 1,1 Мб. [Электронное издание]

4. КарташовК.А., ВороновА.А., БухтаяровА.А. [и др.] Основы бизнеса. М.: Спутник+, 2019. 383 с. ISBN 978-5-99735115-1.

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-6303-8-15

Russian Food Exports to China: Growth Strategies Kireeva Natalia Arkadyevna,

Doctor of Economics, Professor of the Department «Economics and Management at the Enterprise» Saratov State Law Academy; Chernyshevsky St. 104, Saratov, Russia, 410028 (natalkireeva1@yandex.ru)

Kublin Igor Mikhailovich,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Marketing. Socio-economic Institute Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A.; Radishcheva 89, Saratov, Russia, 410003 (kublinim@sstu.ru)

Prushchak Olesya Vladimirovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Marketing, Socio-economic Institute Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A.; Radishcheva 89, Saratov, Russia, 410003 (prushchakov@sstu.ru)

Sui Bian,

Candidate of the Department of Management and Marketing, Belgorod State Research University; Pobedy Str. 85, Belgorod, Russia, 308015 (sb_belgu@mail.ru)

Based on the study of the main determinants of supply and demand that form the competitive positions of the Russian agro-food system, promising directions for the development of exports of domestic agricultural products to the Chinese market are substantiated. The characteristic of modern challenges that have changed the structure and dynamics of demand for basic food products is given. The problems of food security are identified and directions for improving the export strategy as an integral part of the national policy for the development of the country's agri-food system are outlined. The points of contact between the national interests of Russia and China in the field of food trade development have been identified, which implies both the neutralization of threats and risks, and the search for internal reserves to increase resilience and ensure further sustainable development and mutually beneficial cooperation.

Keywords: ^inese food market; Russia's export strategy; agro-food system; food security; sustainable development. REFERENCES

1. Kalashnikov, A.N.; Tindova, M.G.; Kublin, I.M. (2020) Study of the socio-economic situation of the region by methods of factor and regression analysis. Economics of Sustainable Development, 2020, No. 4, pp. 81—85.

2. Kuznetsova, N.A.; Ilyina, A.V.; Pukach, G.V. (2018) In the development of consumer agricultural virtual cooperatives. Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University, 2018, No. 5, pp. 71—73.

3. Romashkin, R.A.; Sedik, D.; Avdeev, M.V.; Cherkasova, O.V. (2020) Under the scientific editorship of S.A. Shoby P27 Prospects of Russian agro-food exports in the Chinese market. Moscow: Pero Publishing House, 2020. 1.1 Mb. [Electronic edition]

4. Kartashov, K.A.; Voronov, A.A.; Bukhtoyarov, A.A. [et al.]. Fundamentals of Business. Moscow: Sputnik+ Publishing House, 2019, 383 p. ISBN 978-5-9973-51 15-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.