Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ В ПРОЦЕССЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛИ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕДНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ В ПРОЦЕССЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛИ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕДНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ / СМАРТ-КОНТРАКТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Артём Игоревич

В статье дана авторская оценка возможности применения цифрового рубля как инструмента борьбы с бедностью в Российской Федерации как одной из национальных целей. Указаны преимущества применения данного инструмента в сочетании со смарт-контрактами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Артём Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE POSSIBILITIES OF USING THE DIGITAL RUBLE IN THE PROCESS OF ACHIEVING THE NATIONAL GOAL OF REDUCING POVERTY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article gives the author's assessment of the possibility of using the digital ruble as a tool to combat poverty in the Russian Federation as one of the national goals. The advantages of using this tool in combination with smart contracts are indicated.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ В ПРОЦЕССЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛИ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕДНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 83 — 86. Audit journal. 2021;(4): 83 — 86.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Научная статья УДК 336.5

doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-83-86 NIION: 2017-0074-4/21-014 MOSURED: 77/27-021-2021-04-214

Оценка возможностей использования цифрового рубля

в процессе достижения национальной цели по сокращению уровня бедности в Российской Федерации

Артём Игоревич Иванов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, IvanovAI01@yandex.ru

Аннотация. В статье дана авторская оценка возможности применения цифрового рубля как инструмента борьбы с бедностью в Российской Федерации как одной из национальных целей. Указаны преимущества применения данного инструмента в сочетании со смарт-контрактами.

Ключевые слова: бедность, цифровой рубль, смарт-контракты, социальный контракт, социальная поддержка

Для цитирования: Иванов А.И. Оценка возможностей использования цифрового рубля в процессе достижения национальной цели по сокращению уровня бедности в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 83 — 86. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-83-86.

PUBLIC FINANCIAL CONTROL

Original article

Assessment of the possibilities of using the digital ruble in the process of achieving the national goal of reducing poverty in the Russian Federation

Artyom I. Ivanov

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, IvanovAI01@yandex.ru

Abstract. The article gives the author's assessment of the possibility of using the digital ruble as a tool to combat poverty in the Russian Federation as one of the national goals. The advantages of using this tool in combination with smart contracts are indicated.

Keywords: poverty, digital ruble, smart contracts, social contract, social support

For citation: Ivanov A.I. Assessment of the possibilities of using the digital ruble in the process of achieving the national goal of reducing poverty in the Russian Federation // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2021;(4): 83-86. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-83-86 (In Russ.).

© Иванов А.И., 2021

В настоящее время одной из наиболее значимых социально-экономических проблем в Российской Федерации является достаточно высокий уровень бедности, что оказывает влияние на проводимую социальную политику [1; 2]. Так, согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики (наглядно представлен-

ным автором на рис. 1), в настоящее время за чертой бедности живут 19,1 млн россиян (на 1-е полугодие 2021 г. — 13,1% общей численности населения) [10]. В Указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности» сказано, что для достижения цели устойчивого развития необходимо устранить уже имеющиеся социально-экономические проблемы.

Рис. 1. Показатель бедности в Российской Федерации

Источник: составлено автором по данным Указа Президента РФ «О национальных целях развития до 2030 года» и Росстата [10], в том числе с учетом демографического прогноза на период до 2036 г. (по среднему варианту до 2030 г.).

Согласно Указу Президента России, снижение показателя бедности населения является одним из ключевых показателей для достижения национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Данный показатель должен быть снижен в два раза по сравнению с значением показателя 2017 г.

В настоящее время население Российской Федерации активнее использует системы безналичного расчета для оплаты товаров и услуг. За последнее десятилетие развитие технологий повлекло за собой изменение в сфере денежного обращения. Так, доля безналичных платежей в розничном обороте в Российской Федерации за последние пять лет выросла с 31% до 70%. Если же говорить про общемировую тенденцию, то прирост безналичных транзакций достигнет показа-

теля 82% к 2025 г. [9]. Таким образом, нельзя не учитывать данные факторы при формировании денежно-кредитной политики государства. Исходя из этого возникает интерес к теме выпуска Центральным банком Российской Федерации цифровой валюты, которая способна соответствовать меняющимся вызовам финансового рынка. В настоящее время Центральным банком Российской Федерации разработана концепция цифрового рубля [6].

На наш взгляд, внедрение цифрового рубля, помимо своих преимуществ для граждан, бизнеса и финансового рынка, способно прямым образом оказать влияние на решение проблемы бедности. При помощи данного инструмента можно устанавливать критерии расходования предоставленных выплат, особенно при использовании смарт-

контрактов и маркировании платежей при организации финансового механизма социальных выплат нуждающимся гражданам. Данный механизм способен поддержать платежеспособный спрос со стороны государства. Важно подчеркнуть, что цифровой рубль способен повысить спрос на товары российского производителя при условии, что будут установлены определенные категории товаров для приобретения.

Кроме этого, внедрение данного механизма будет способствовать повышению контроля за выделенными средствами, так как будет существовать возможность отслеживания всей цепочки прохождения маркированных цифровых рублей, что может быть применено в использовании дифференцированного подхода при назначении социальных мер поддержки.

В настоящее время новой мерой социальной поддержки является социальный контракт. Основным отличием в сравнении с пособиями является то, что данная мера призвана помочь нуждающимся перейти на самообеспечение путем предоставления социальных услуг и содействие в трудоустройстве исходя из индивидуальных потребностей.

Если при определении необходимости в предоставлении мер социальной поддержки использовать возможности цифрового рубля, то появляется возможность изучения структуры расходов маркированных цифровых рублей. Это позволит проводить более подробный анализ расходов и определять факт необходимости предоставления поддержки гражданину. Проведение данного анализа будет способствовать повышению адресности предоставляемых мер поддержки и поможет обеспечить целевое предоставление социальных пособий для предотвращения эффекта использования бюджетных средств бедными гражданами не по их назначению.

Таким образом, проблема бедности в Российской Федерации носит долгосрочный характер, однако цифровизация и внедрение новых финансовых инструментов способны не только упростить совершение различных операций, но и могут стать хорошим инструментом для решения социально-экономических проблем государства. Цифровой рубль может поспособствовать совершенст-

вованию текущих финансовых инструментов снижения доли населения, имеющего доход ниже величины прожиточного минимума, и выполнению соответствующей национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 г.

Список источников

1. Балынин И.В. Социальное обеспечение: учеб. пособие. М.: РУСАЙНС, 2020.

2. Балынин И.В. Финансовое обеспечение социальной политики в Российской Федерации в 2008—2020 годы // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 12. С. 65—70.

3. Воронкова Н.К, Косое М.Е, Паушева Т.Е. Региональный контекст валютной интеграции: прогресс, риски, перспективы // Финансовая жизнь. 2020. № 1. С. 93—96.

4. Дорофеев М.Л., Косое М.Е. Роль и перспективы внедрения криптовалют в современную мировую финансовую систему // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. № 2 (782). С. 392—408.

5. Единая государственная информационная система социального обеспечения // URL: http://egisso.ru

6. Концепция цифрового рубля // URL: http://www.cbr.ru/content/document/iile/12007 5/concept_08042021.pdf

7. Косое М.Е. Роль центрального банка в управлении уязвимостями финансового рынка в условиях пандемии // Банковское дело. 2020. № 12. С. 6—11.

8. Косов М.Е. Роль дисфункции государства в формировании негативной динамики экономических отношений // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы: электронный научный журнал. 2015. № 1 (1).

9. Платежная индустрия в 2025 и далее // URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/collec-tion/pwc-future-of-payments.pdf

10. Федеральная служба государственной статистики // URL: https://gks.ru

References

1. Balynin I.V. Social security: textbook. allowance. M.: RUSAYNS, 2020.

2. Balynin I.V. Financial support of social policy in the Russian Federation in 2008—2020 // Problems of theory and practice of management. 2015. No. 12. P. 65—70.

3. Voronkova N.K., Kosov M.E., Pausheva T.E. Regional context of currency integration: progress, risks, prospects // Financial life. 2020. No. 1. P. 93-96.

4. Dorofeev M.L., Kosov M.E. The role and prospects for the introduction of cryptocurrencies in the modern world financial system // Finance and Credit. 2019.Vol. 25. No. 2 (782). Р. 392-408.

5. Unified state information system of social security // URL: http://egisso.ru

6. The concept of the digital ruble // URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/12007 5/concept_08042021.pdf

7. Kosov M.E. The role of the central bank in managing financial market vulnerabilities in a pandemic // Banking. 2020. No. 12. P. 6—11.

8. Kosov M.E. The role of state dysfunction in the formation of negative dynamics of economic relations // Center for innovative technologies and social expertise: electronic scientific journal. 2015. No. 1 (1).

9. Payment industry in 2025 and beyond // URL: https : //www .pwc .ru/ru/publications/collection/p wc-fUture-of-payments.pdf

10. Federal State Statistics Service // URL: https://gks.ru

Информация об авторе

А.И. Иванов — студент 3-го курса.

Information about the author

A.I. Ivanov — 3rd year student.

Статья поступила в редакцию 19.11.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2021; принята к публикации 08.12.2021. The article was submitted 19.11.2021; approved after reviewing 30.11.2021; accepted for publication 08.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.