Научная статья на тему 'Оценка возможностей и ограничений интенсификации экспорта транснациональных компаний в условиях цифровизации'

Оценка возможностей и ограничений интенсификации экспорта транснациональных компаний в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / TRANSNATIONAL COMPANIES / ECONOMIC SYSTEMS / DIGITAL ECONOMY / CYBERSECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптева Людмила Анатольевна, Шабалина Людмила Валерьевна

Развитие транснациональных компаний (ТНК) переживает новый виток, связанный с закатом постиндустриальной эпохи и переходом систем разного уровня к цифровой экономике, которая изменяет привычный уклад ведения бизнеса и ориентирует предпринимательские структуры на приращение и использование цифровых платформ, технологий, решений и связанных с ними продуктов и услуг. Цель исследования заключается в оценке возможностей и ограничений интенсификации экспорта транснациональных компаний в условиях цифровизации. Для достижения цели, авторами статьи, на основании монографического метода и метода вторичной интерпретации результатов социологических исследований, выделены этапы цифровой зрелости компаний мира (2018 год) и стадии цифровой зрелости компаний мира (2015-2018 годы). Отталкиваясь от исследований компании Price waterhouseCoopers (PwC международная сеть компаний, предлагающих услуги в области консалтинга и аудита) (2018 год) и Dell Technologies (2018 год), авторы определили уровни цифровой зрелости мировых компаний по версии и стадии цифровой зрелости мировых компаний в аспекте различных методологических подходов. Проведена оценка цифровой зрелости ТНК и определено место отраслей по степени влияния на них цифровых технологий. Авторами проведен сравнительный анализ стран присутствия ТНК по Индексу развития ИКТ (2014-2018 годы) и стран присутствия ТНК по Глобальному индексу кибербезопасности (2014-2018 годы). Выявлены возможности и ограничения интенсификации экспорта ТНК в условиях перехода отдельных стран к цифровой экономике. В целом, проведенный анализ позволил сгруппировать такие страны, как США, Германия и Норвегия, поскольку в случае с этими государствами имеются похожие возможности и ограничения. Объединяющими аспектами для всех стран могут служить следующие тенденции: стремление правительств создать эффективную регуляторную среду и многочисленные стимулы к развитию цифровой экономики, взаимодействие с международными организациями в сфере развития ИКТ и повышения уровня кибербезопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Possibilities and Limitations of Intensification Export of Transnational Companies in the Conditions of Digitalizations

The development of multinational companies is characterized by a new round associated with the decline of the post-industrial era and the transition of systems of various levels to the digital economy, which is changing the usual way of doing business and orienting entrepreneurial structures towards the increment and use of digital platforms, technologies, solutions and related products and services. The purpose of the study is to assess the possibilities and limitations of the intensification of export of multinational companies in the context of digitalization. To achieve the goal, the authors of the article, but on the basis of the monographic method and the method of secondary interpretation of the results of sociological studies, highlighted the stages of digital maturity of world companies (2018) and the stages of digital maturity of world companies, (20152018). Based on the studies of PwC (2018) and Dell Technologies (2018), the digital maturity levels of world companies are determined by the version and stage of digital maturity of world companies in terms of various methodological approaches. The digital maturity of TNCs is assessed and the place of industries is determined by the degree of influence of digital technologies on them. The authors conducted a comparative analysis of the countries of TNC presence by the ICT Development Index (2014-2018) and the countries of TNC presence by the Global Cybersecurity Index (2014-2018). The possibilities and limitations of the intensification of export of TNCs in the context of the transition of individual countries to the digital economy are revealed. In general, the analysis made it possible to group countries such as the United States, Germany and Norway, since in the case of these states there are similar opportunities and limitations. The following trends can serve as unifying aspects for all countries the desire of the government to create an effective regulatory environment and the presence of many incentives for the development of the digital economy, interaction with international organizations in the field of ICT development and increasing the level of cybersecurity.

Текст научной работы на тему «Оценка возможностей и ограничений интенсификации экспорта транснациональных компаний в условиях цифровизации»

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 338.001.36 Б01: 10.24411/2071-6435-2020-10005

Оценка возможностей и ограничений интенсификации экспорта транснациональных компаний в условиях цифровизации

Развитие транснациональных компаний (ТНК) переживает новый виток, связанный с закатом постиндустриальной эпохи и переходом систем разного уровня к цифровой экономике, которая изменяет привычный уклад ведения бизнеса и ориентирует предпринимательские структуры на приращение и использование цифровых платформ, технологий, решений и связанных с ними продуктов и услуг. Цель исследования заключается в оценке возможностей и ограничений интенсификации экспорта транснациональных компаний в условиях цифровизации. Для достижения цели, авторами статьи, на основании монографического метода и метода вторичной интерпретации результатов социологических исследований, выделены этапы цифровой зрелости компаний мира (2018 год) и стадии цифровой зрелости компаний мира (2015—2018 годы). Отталкиваясь от исследований компании Price waterhouseCoopers (PwC — международная сеть компаний, предлагающих услуги в области консалтинга и аудита) (2018 год) и Dell Technologies (2018 год), авторы определили уровни цифровой зрелости мировых компаний по версии и стадии цифровой зрелости мировых компаний в аспекте различных методологических подходов. Проведена оценка цифровой зрелости ТНК и определено место отраслей по степени влияния на них цифровых технологий. Авторами проведен сравнительный анализ стран присутствия ТНК по Индексу развития ИКТ (2014—2018 годы) и стран присутствия ТНК по Глобальному индексу кибербезопасности (2014—2018 годы). Выявлены возможности и ограничения интенсификации экспорта ТНК в условиях перехода отдельных стран к цифровой экономике. В целом, проведенный анализ позволил сгруппировать такие страны, как США, Германия и Норвегия, поскольку в случае с этими государствами имеются похожие возможности и ограничения. Объединяющими аспектами для всех стран могут служить следующие тенденции: стремление правительств создать эффективную регуляторную среду и многочисленные стимулы к развитию цифровой экономики, взаимодействие с международными организациями в сфере развития ИКТ и повышения уровня кибербезопасности.

Ключевые слова: управленческие решения, транснациональные компании, экономические системы, цифровая экономика, кибербезопасность

Л. А. Коптева

Л. В. Шабалина

© Л. А. Коптева, 2020 © Л. В. Шабалина, 2020

Введение

В условиях цифровой экономики компании, которые используют соответствующие технологии, могут получить множество конкурентных преимуществ и/ или занять более выгодное положение на рынках присутствия. Так, по оценкам представителей научного сообщества положительные эффекты цифровизации бизнеса могут проявляться в аккумулировании больших данных и их использовании при принятии управленческих решений, исключении посредников, оптимизации издержек, ускорении информационного обмена с заинтересованными сторонами внутри и вне предприятия, повышении вовлеченности и лояльности клиентов.

Подобная идея поддерживается и множеством аналитических агентств, которые стремятся к количественному выражению преимуществ цифровизации бизнеса. К примеру, данные исследования ESG показывают, что компании-лидеры цифровых преобразований опережают конкурентов по ряду критериев, в том числе: в 10 раз чаще принимают более эффективные решения на базе данных и делают это быстрее, чем организации, только начинающие цифровую эволюцию, и во столько же раз опережают конкурентов по длительности периода до выхода на рынок. По оценкам специалистов PwC, компании, которые системно подходят к цифровизации бизнеса, могут более чем на 45% увеличить производительность труда, на 25—35% сократить расходы на обслуживание и почти в 2 раза увеличить клиентскую базу.

Приведенные цифры свидетельствуют о существенном потенциале цифровизации в развитии ТНК и интенсификации их экспортной деятельности. Однако в рамках поставленной проблемы возникает закономерный вопрос о цифровой зрелости ТНК и о готовности внешних рынков (государств, общества, партнеров) к повсеместному внедрению и использованию цифровых технологий. Представляется, что именно совпадение подобных критериев и является ключом к интенсификации экспорта ТНК в свете перехода к цифровой экономике.

Методология исследования

Анализ современных методических подходов к оценке цифровой зрелости ТНК позволил установить их многообразие, среди которых по охвату параметров диагностики особое внимание привлекают методики компаний MIT Sloan Management Review и Deloitte, PwC и Dell Technologies.

Так, в 2015 году MIT Sloan Management Review и Deloitte запустили совместный глобальный проект, посвященный обследованию компаний в области цифровизации, который определил стратегию в качестве ключевого фактора развития в новых условиях. Методология диагностики цифровой зрелости компаний основана на самотестировании респондентами своих компаний с учетом реальной и идеальной ситуации на основе шкалы от 1 до 10 баллов, где высший бал соответствует идеалу. В 2019 году в данном опросе приняли участие уже более 4800 руководителей и аналитиков крупнейших мировых компаний, что на 42% больше, чем в 2015 году. Специфика вопросов построена таким образом, что дает возможность респондентам представить идеальную организацию, использующую цифровые технологии и возможности для улучшения процессов, привлечения

талантов, взаимодействия со стейкхолдерами, и оценить близость компании к этой идеализированной модели, уровень подключения внешних партнеров к новым платформам и базам данных.

Результаты исследования

Результаты применения методики MIT Sloan Management Review и Deloitte позволяют разделить компании на три крупные группы: компании, находящиеся на раннем этапе цифровой зрелости; компании, находящиеся на развивающемся

этапе и зрелые в цифровом плане компании (рисунок 1).

%

Ранний этап цифровой зрелости

Переходный этап цифровой зрелости

Зрелые в цифровом плане компании

Рисунок 1. Этапы цифровой орелости компаний мира,2018 год,% Источник: составиеноавкорамипо [10]

Показательно,что в 2018 годупосравнениюс 2015 годомснизиласьдоля компаний, которые находятсй на раннем атапн нифройой зpслoаоу, и компаний, находящихся сто развивающемся этаж, и с^тцественно авeливилвя утоопк^н1Й аес

организаций, кеторыи можно очитать ерелымивцифроеом плане (рин^ок^. %

50 400 30 20

во

Компании на раннем Компании на Зрелвю в цифровом

этапе раививаФиемае этапе плане компании

В2015 И2018

Рисунок2.Стадии цифровойзрелостикомпаниймира, 2015—2018годы,% Источник:составлено авторамипо[10]

0

Согласно итоговому резюме специалистов, зрелые в цифровом плане компании более успешны в создании и продвижении инноваций (85% респондентов называют инновации сильной стороной их организации по сравнению с 36% компаний, находящихся на развивающемся этапе, и всего лишь 10% компаний, находящихся на раннем этапе цифровизации), в развитии партнерских отношений со своими стейкхолдерами и имеют более эффективную инновационную экосистему. Эти структуры иредстав.шпот собой современный новый тип органи-зации — такназытаемыв плэафт0менныю ортткизаедк, оенову работы которых етставляют свмеобртнныу цифровые плагфоомы.всаымах ко—арыхкеюисуодит товимодеКствис пнугри комптнии и оУфенинфокмвууоИ , ресурсами с вне—сней ето—во. б—ы— одеа т^^ыося отлиоити—Ео^г^^ие оерта зфе—ых в кяфровом ил ше комеа -

— эток—етеит саратееюи циОыопизации р изнес! ТиК] б—оюе С5Пе фесиовдентов евта ттюдио пифровоозрелостм ет—нечаст нали—ие четкягт пocиеловpтeльнoго аефк— пре 0бpтз0б0Уки в ато й сфере.

Методика о—цифровой зpeпоанФ Б^С также таеована тя самяе^ле-довании компаний в трех ключевых областях: состояние экосистемы, в рамках коюорой еновиенпyб—Уя оУна дохода ся т продэштовы усиуг;

вровюнь е с шолороаaния цифрвиыа пнотЫ он— вттдении pрунситн их рипы, от -Кенносаи цефасяизацки цтпочек —ягтосок ы пр^е^ф^гов^^тво; оввоеуь прпмеиения оювыт технологий (poИутoэлрникa, —с1-печата] ооxнблoгии —^]кусгор(ип^с^т^ы) ин-ве—ситта); еуетификт разеития щ—адовойн^ыльтуры в ортакистциях (т—фрееое рвдво 1ые, стиль ра^ые; и цифр овыии тснстлогивмы ]а аариения

— о^^четие пepарФPос).

Реииаьгата1 примененит метоуиы—: ршпштуотекрcoэсоaоcттa (ГаС позволяют опредетмаь К ррнппы компвкки с рактым уровнем цифствуй ерелости : рифрыеые иефкиоив1, цифровые пфр—торы, —^иа^—^г^^ь^^ фocлeдиоотeлн ит^ы^(Т^(^вые; новюжи

Цпфpосои уосиаоp

—Цпфpосои котяитосиаияг

02,0

Рисунок 3.Уровницифровой зрелостимировых компанийповерсии ^С,

2018 год,% Источник: составлено авторами по [2; 3]

В 2018 году в глобальном исследовании приняли участие более 1155 компаний мира из разных отраслей экономики. Цифровые чемпионы (10,0%) — это компании с наиболее высоким уровнем цифровой зрелости. Они, как правило, занимают доминирующее положение на мировом рынке и применяют целый комплекс сложных цифровых платформ и решений для ведения бизнеса в глобальном масштабе. Цифровые новаторы (27,0%) — это группа компаний, цифровизация которых наиболее ярко проявляет себя в рамках использования интегрированных платформ обмена информацией и процессе взаимодействия с заинтересованными сторонами, однако они не обладают целостной экосистемой цифровых решений. Компании, находящиеся на стадии «цифровой последователь» (42,0%), имеют ряд цифровых решений, которые обеспечивают выполнение внутренних функций (поставки, производство и сбыт продукции и услуг), однако не обладают целостной экосистемой цифровых технологий, а компетенции персонала и культура не ориентированы на работу в цифровой среде. Цифровые новички (22,0%) — это компании, находящиеся на ранней стадии цифровой зрелости. Они применяют лишь отдельные цифровые решения и приложения в процессе ведения бизнеса, но лишь на отдельных уровнях (отделах) организаций.

К достаточно информативным методикам также можно отнести способ оценки уровня цифровой зрелости, предложенный группой Dell Technologies. В основу разработанной ее специалистами методологии также положен принцип самооценки, в результате которого идентифицируется стадия цифровой зрелости компании. Анкета состоит из множества вопросов, которые посвящены анализу взаимодействия ИТ-службы с другими подразделениями и руководством компании, конфигурации серверов и ресурсов, автоматизации процессов, специфике предоставления ИТ-службой конечным пользователям возможности выделять локальные ИТ-ресурсы (виртуальные машины, емкость хранения) в режиме самообслуживания (например, через портал или каталог услуг), доле локальных приложений, поддерживаемых на платформах цифровой инфраструктуры.

В исследовании, проведенном группой Dell Technologies, приняли участие более 4,6 тысячи руководителей, специалистов и аналитиков различных компаний мира (рисунок 4).

Результаты исследования позволяют идентифицировать 4 стадии (уровня) цифровой зрелости:

1) «консервативные компании» — это организации, которые используют устаревшие информационные технологии и не соответствуют современным критериям цифровой трансформации;

2) «начинающие компании» — это фирмы, которые демонстрируют значительный прогресс в цифровой трансформации, однако не имеют целостного комплекса цифровых решений и видения относительно его создания;

3) «развивающиеся компании» — это организации, которые имеют высокую приверженность к использованию новых цифровых решений, а также четкое видение относительно цифровых преобразований;

4) «трансформированные компании» — это фирмы, идущие в ногу с современ-

ными цифровыми преобразованиями и имеющие целостный комплекс решений и технологий в этой сфере.

Рисунок 4. Стадии цифровойзрелости мировых компаний по версииВе11ТееЬпо1оя1е8,2018год Источник: составлено авторами по [5]

Результаты оценки стадийцифровойзрелостиВе11ТееИпо^1е8 показывают, что преобладающая доля компаний мира находится на стадиях «начинающие компании» (41,0%) и «развивающиеся компании» (42,0%). Показательно, что всего лишь12,0%субъектов хозяйствованиянаходятсянапозиции«консерва-тивныекомпании», лишьвыборочно внедряя современныецифровыерешения и технологиив практику ведения бизнеса. К высшей стадии цифровой зрелости («трансформированныекомпании»)относятся лишь5,0%отобщегоколичества респондентов.

К преимуществам примененияметодики оценкицифровойзрелостиВе11 ТееИпо^1е8можноотнести:широкийохватреспондентов,что позволяетконкрет-нойорганизациисравнитьсвоипозициис другими игрокамирынка; возможность проведения тестирования в режиме реального времени и скорость получения результатов.Этиаргументыстали основойприменения даннойметодики при оценкестадиицифровойзрелостиТНК.

Исследование проходило в несколько этапов. На первом изучались особенности цифровизации внутри этой ТНК и проводилась регистрация компании на платформе оценки цифровой зрелости Бе11 Теейпо^1ез. На втором этапе диаг-ностироваласьцифроваязрелость ТНКпутемзаполненияспециализированной анкеты.Третийэтапзаключался в обработкерезультатовтестирования (рисунок5).

Рисунок 5. Оценкацифровой зрелости ТНК Источник:разработано авторами.

Для третьей стадии цифровойзрелости«развивающиесякомпании»характе-рен среднийуровень визуализацииИТдляруководителейбизнес-подразделений ТНК, наличиевыборочныхсредствавтоматизациии цифровых платформ, высокий уровеньвизуализации цифровыхрешений и технологий, относительный баланс между использованием флэш-массивови многоуровневых цифровых систем, выполнениев конвергентнойилигиперконвергентнойинфраструктуре некоторых приложений

На третьей стадии цифровойзрелости компании основные рекомендации для фирм могуткасатьсяследующих направлений:

1) формированиецелостной цифровой экосистемы и общего видения дальнейших цифровых преобразований бизнеса;

2) развертывание серверных решений, способствующих повышению уровня автоматизации управления;

3) нарастание экспансии массивов класса All-Flash;

4) ускорение развертывания платформ конвергентной и гиперконвергентной инфраструктур;

5) повышение комплексности развертывания решений для защиты данных.

В современном мире цифровая экономика и процессы цифровизации бизнеса

становятся важнейшими факторами активизации экономических процессов, в том числе интенсификации экспорта. Для транснациональных компаний открываются новые возможности повышения влияния в мирохозяйственной системе и на рынках присутствия. Однако эти процессы несут и ряд ограничений, связанных с низкой готовностью многих стран и потребителей к использованию цифровых технологий в практике ведения бизнеса и потребления продукции.

По оценкам специалистов ЮНКТАД и международной консалтинговой компании McKinsey & Company, в первую «десятку» отраслей, которые наиболее сильно ощущают влияние цифровых технологий, входят СМИ и развлекательные услуги, розничная торговля, сфера высоких технологий, системы и услуги здравоохранения (рисунок 6).

■ Доля опрошенных руководителей компаний, %

Потребительские товары в упаковке Производство и сборка автомобилей Финансовые услуги Профессиональные услуги Телекоммуникационные услуги Путешествия, транспорт и логистика Системы и услуги здравоохранения Сфера высоких технологий Розничная торговля СМИ и развлекательные услуги

0 10 20 30 40 50 60 70 Рисунок 6. Место отраслей по степени влиянияна них цифровых технологий Источник: составлено авторами по [1; 7; 9]

Согласно последним исследованиямспециалистовЮНКТАД, переход к цифровой экономике может обеспечить повышение конкурентоспособности всех секторов экономики и стать мощнымимпульсом к освоению внешнихрынковдлякомпаний.

Анализспециализированной базыданных Международного союза электрос-вязии дополнительныхисследований ЮНКТАД позволяет выявить одинаковые признаки и различияв целевыхориентирах цифровизациистранс развитой, развивающейся и переходнойэкономиками.

К общимчертамможноотнестиотносительнонебольшойпериодразработки цифровых стратегий (более 60% этих документов были приняты в 2012 году или позднее) и незначительное доминирование целевых ориентиров относительно развития цифровой инфраструктуры над цифровым бизнесом. Показательно, что большинство имеющихся в мировой практике стратегий цифровых преобразований приходятся на государства с развивающейся и переходной экономикой (70,3% в сфере развития цифровой инфраструктуры и 68,7% в области цифрового бизнеса). Такая политика свидетельствует о том, что страны видят серьезный потенциал к приращению своих позиций в мировом пространстве за счет активизации цифровых преобразований (таблица 1).

Таблица 1

Стратегии цифровых преобразований стран по уровню их развития, 2018 год

Страны по уровню развития Целевые ориентиры

Развитие цифровой инфраструктуры Цифровой бизнес

Развитые страны 27 21

Развивающиеся страны 54 40

Страны с переходной экономикой 10 6

Всего 91 67

Источник: составлено авторами по [8]

и 1 1

1 \31

1 1

1 ■ 32

1 1 1

0 39

1 1 1

1 1 1 1 1 42

144

-;----144

1 Г- 151

111111

1111 1 1

1 62

— ' У

Из множества стратегий, направленных на цифровые преобразования, только 50 имеют какой-либо раздел или пункт, отражающий потребности в инвестициях, лишь 20 включают в себя оценку суммы необходимых инвестиций. В 76-ти случаях признается важность частных инвестиций в цифровую инфраструктуру, развитие системы регулирования процессов цифровизации и создание соответствующих цифровых стандартов.

Далее проанализируем особенности развития цифровой экономики в разных странах присутствия ТНК: США, Германии, Норвегии, России, Японии, Индии и Нигерии.

Первый показатель, по которому будет выполняться сравнительный анализ,— это Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (Индекс развития ИКТ) (таблица 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Сравнительный анализ стран присутствия ТНК по Индексу развития ИКТ,

2014-2018 годы

Страны присутствия ТНК 2014 2015 2016 2017 2018 Изменения, 2018-2014 годы

США 8,19 8,06 8,13 8,18 8,21 0,02

Германия 8,22 8,13 8,2 8,39 8,42 0,20

Норвегия 8,49 8,35 8,45 8,47 8,52 0,03

Япония 8,47 8,28 8,32 8,43 8,47 0,00

Россия 6,91 6,79 6,91 7,07 7,12 0,21

Индия 2,69 2,50 2,65 3,03 3,09 0,40

Нигерия 2,61 2,48 2,44 2,6 2,65 0,04

Источник: составлено авторами по [11]

Динамика величины этого индекса по странам присутствия ТНК показывает, что существенные позитивные изменения значения произошли в Германии, России и Индии, умеренные темпы роста характерны для Норвегии и Нигерии, в Японии величина показателя осталась без изменений.

По оценкам ряда международных организаций, к началу 2019 года Интернетом пользовалось 51,2% населения мира, что эквивалентно 3,9 млрд человек. За последние три года рост среднемирового показателя пользования всемирной сетью составил 12,4%. При этом глобальные убытки от утечки данных в результате кибератак эксперты оценивают в сумму, равную 5,4% от мирового ВВП в 2018 году. Этот факт требует особого внимания к проблеме кибербезопасности со стороны ТНК.

Проанализируем позиции упомянутых выше государств по уровню кибербезопасности, который рассчитывается Международным союзом электросвязи и представляет собой интегральную оценку уровня рисков компании в сфере цифровых атак на платформы, системы, сети и программные приложения (таблица 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ стран присутствия ТНК по Глобальному индексу кибербезопасности, 2014-2018 годы

Страны присутствия ТНК 2014 2015 2016 2017 2018 Изменения, 2018-2014 годы

США 0,824 0,863 0,902 0,919 0,926 0,102

Германия 0,706 0,735 0,754 0,779 0,849 0,143

Норвегия 0,735 0,762 0,775 0,786 0,892 0,157

Япония 0,706 0,771 0,777 0,786 0,882 0,174

Россия 0,500 0,637 0,746 0,788 0,836 0,336

Индия 0,606 0,641 0,653 0,683 0,719 0,113

Нигерия 0,441 0,482 0,526 0,569 0,650 0,209

Источник: составлено авторами по [12]

Для оценки уровня кибербезопасности представленных государств целесообразно использовать шкалу, предложенную разработчиками данного Индекса. В соответствии с ней существуют три группы стран: государства с высоким уровнем кибербезопасности, значения индекса которых находятся в диапазоне от 1 до 0,670; страны со средним уровнем кибербезопасности (индекс — в диапазоне 0,669—0,340; государства с низким уровнем кибербезопасности (индекс — в диапазоне 0,339-0,000).

Из представленной выборки видно, что практически все страны в 2018 году были отнесены к группе с высоким уровнем кибербезопасности, поскольку значение индекса попало в диапазон 1-0,670. Исключением стала лишь Нигерия, Индекс кибербезопасности которой в 2018 году — 0,650. При этом следует отметить ощутимый прогресс по представленному показателю в России (рост за последние пять лет — 0,336 пункта) и той же Нигерии (рост за последние пят лет — 0,209 пункта).

Проведенный анализ представленных и других данных, свидетельствующих о тенденциях перехода стран к цифровой экономике, позволяет выявить ряд возможностей и ограничений (таблица 4).

Таблица 4

Возможности и ограничения интенсификации экспорта ТНК в условиях перехода отдельных стран к цифровой экономики

Страны присутствия ТНК Возможности Ограничения

1 2 3

США Германия Норвегия - активное использование ИКТ для бизнес-транзакций и транзакций между бизнесом и потребителем - высокая способность компаний к инновациям - готовность и способность правительства закупать новейшие лекарственные препараты - высокие ставки налога на прибыль и тарифы на сетевое обеспечение бизнеса - средний уровень международной пропускной способности Интернета - высокая конкуренция на рынке лекарственных средств

Япония - высокая емкость японского рынка лекарственных средств - активное использование ИКТ для бизнес-транзакций и транзакций между бизнесом и потребителем - высокая способность компаний к инновациям - высокие ставки налога на прибыль и тарифы на сетевое обеспечение бизнеса - средний уровень международной пропускной способности Интернета - слабое использование виртуальных социальных сетей

Россия - достаточный уровень цифровой грамотности взрослого населения - привлекательные тарифы на связь и динамичный рост уровня безопасности Интернет-серверов - емкость лекарственного рынка - недостаточно эффективная регуляторная среда - средний уровень внутрифирменного освоения цифровых технологий и их использования для бизнес-транзакций - высокий уровень бюрократизации процедур регистрации лекарственных препаратов

Индия - готовность и способность правительства закупать передовые технологические продукты и препараты - низкие тарифы на мобильную связь и Интернет - рост количества законов, защищающих работу в сети - высокая ставка налога на прибыль для иностранных компаний - низкий уровень цифровой грамотности - низкая международная пропускная способность интернета

Нигерия - низкая ставка налога на прибыль и умеренные издержки на ведение бизнеса - динамичный рост численности Интернет-пользователей - использование населением виртуальных социальных сетей - отсутствие эффективной регу-ляторной среды в сфере цифровой экономики и интеллектуальной собственности - низкая пропускная способность Интернета и безопасность Интернет-серверов - слабое использование ИКТ для бизнес-транзакций и транзакций между бизнесом и потребителями

В целом, проведенный анализ позволил сгруппировать такие страны, как США, Германия и Норвегия, поскольку в случае с этими государствами имеются похожие возможности и ограничения.

Объединяющими аспектами для всех стран могут служить следующие тенденции: стремление правительства создать эффективную регуляторную среду и стимулы к развитию цифровой экономики, взаимодействие с международными организациями в сфере развития ИКТ и повышения уровня кибербезопасности.

При этом серьезные различия видны в использовании ИКТ для бизнес-транзакций и транзакций между бизнесом и потребителями, готовности компаний к инновациям и позиции правительства относительно закупки новейших технологий.

Заключение

Информационно-консультационные технологии, как и в целом применение цифровых технологий, выступают основой формирования конкурентных преимуществ транснациональных компаний и государств.

Большое значение при интенсификации экспорта транснациональных компаний приобретают регуляторная среда, уровень цифровой грамотности населения и работников организаций, обеспечение информационной и кибербезопасности.

Перспективным направлением интенсификации экспорта транснациональных компаний является формирование глобальных информационно-торговых цифровых платформ [11]; в концептуальном плане — формирование единого глобального виртуального экономического пространства.

Литература

1. Бабкин А. В., Буркальцева Д. Д., КостеньД. Г., Воробьев Ю. Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. № 3. С. 9—25

2. Бийчук А. Н. Цифровая трансформация бизнеса в современной экономике // Экономическая среда. 2017. № 2. С. 14—16.

3. Глобальное исследование цифровых операций в 2018году. «Цифровые чемпионы»: PwC Strategy. URL: https://www.pwc.ru/ru/iot/digital-cham-pions.pdf (дата обращения: 3 февраля 2020 года).

4. Иванов О. Б. Роль, место и значение крупных компаний и корпораций в национальной и мировой экономике // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 5. С. 7—17.

5. Макаров С. Исследование «На пути к цифровой организации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.docflow.ru/docflowpro2016/materials/ Makarov.pdf (дата обращения: 3 февраля 2020 года).

6. Семин А. Н. Отечественный опыт формирования локального уровня сельской экономики средствами цифровых технологий / А. Н. Семин, М. М. Кислицкий, И. Ю. Агнаева, В. Ю. Ворона // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 6. С. 73—85.

7. Цифровое будущее уже наступило. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/ digital-bcg/overview.aspx (дата обращения: 3 февраля 2020 года).

8. ЮНКТАД: Инвестиции и цифровая экономика (основные тенденции и общий обзор). URL: http://www.baltic-course.com/rus/_ analytics/?doc=151483 (дата обращения: 3 февраля 2020 года).

9. PwC опубликовала результаты исследования «Digital IQ».URL: https://www.itweek.ru/digitalization/news-company/detail.php? ID=208000 (дата обращения: 3 февраля 2020 года).

10. Accelerating digital innovation inside and out. URL: https://sloanreview.mit. edu/projects/accelerating-digital-innovation-inside-and-out/ (дата обращения: 3 февраля 2020 года).

11. ICT Development Index URL: https://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/ index.html (дата обращения: 3 февраля 2020 года).

12. Networked Readiness Index: World Economic Forum URL.: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/ economies/#economy=DEU (дата обращения: 3 февраля 2020 года).

References

1. Babkin A. V., Burkal'tseva D.D., Kosten' D.G., Vorob'yev Yu. N. Formation of the Digital Economy in Russia: Essence, Features, Technical Normalization, Problems of Development. Nauchno-Tekhnicheskiye Vedomosti SPbGPU [Ekonomicheskiye Nauki Scientific and technical Vedomosti SPbSPU. Economics], 2017, no. 3, pp. 9-25 (in Russian).

2. Biychuk A. N. Tsifrovaya Transformatsiya Biznesa v Sovremennoy Ekonomike [Digital Transformation of Business in The Modern Economy. Ekonomicheskaya Sreda [Economic Environment], 2017, no. 2, pp. 14-16 (in Russian).

3. Global'noye Issledovaniye Tsifrovykh Operatsiy v 2018 godu «Tsifrovyye Chempiony»: PwC Strategy [Global Digital Operations Survey in 2018. Digital Champions: PwC Strategy]. Available at: https://www.pwc.ru/ru/iot/digital-champions.pdf (accessed: February 3, 2020) (in Russian).

4. Ivanov O. B. Role, Place and Significance of Large companies and Corporations in the National and World Economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 5, pp. 7-17 (in Russian).

5. Issledovaniye «Na Puti k Tsifrovoy Organizatsii» [Research on the Way to Digital Organization»]. Available at: http://www.docflow.ru/docflowpro2016/ materials/Makarov.pdf Accelerating Digital Innovation Inside and Out. Available at: https://sloanreview.mit.edu/projects/accelerating-digital-innovation-inside-and-out/ (accessed February 3, 2020) (in Russian).

6. Semin A. N., Kislitskiy M. M., Agnayeva I. Yu.,. Vorona V. Yu. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2018, no. 6, pp. 73-85 (in Russian).

7. The Digital Future Has Already Arrived. Available at: https://www.bcg.com/ ru-ru/digital-bcg/overview.aspx (accessed February 3, 2020) (in Russian).

8. UNCTAD: Investment and the Digital Economy (Main Trends and Overview). Available at: http://www.invest.gov.kg/upload/file/ OverviewUNCTAD2018. pdf (accessed February 3, 2020) (in Russian).

9. PwC Published the Results of the "Digital IQ" Study. Available at: https:// www.itweek.ru/digitalization/news-company/detail.php? ID=208000 (accessed February 3, 2020) (in Russian).

10. Accelerating Digital Innovation Inside and Out. Available at: https:// sloanreview.mit.edu/projects/accelerating-digital-innovation-inside-and-

out/ (accessed February 3, 2020).

11. ICT Development Index. Available at: https://www.itu.int/net4/ITU-D/ idi/2017/index.html (accessed February 3, 2020).

12. Networked Readiness Index: World Economic Forum. Available at: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/ economies/#economy=DEU (accessed February 3, 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.