Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕССА НА СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ'

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕССА НА СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ИНДЕКС КЕРДО / ИНДЕКС РОБИНСОНА / STRESS / MENTAL DISORDERS / CARDIOVASCULAR SYSTEM / INDEX OF KERDO / INDEX OF ROBINSON

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мокашева Ев.Н., Мокашева Ек.Н., Макеева А.В.

Учебный стресс способствует развитию таких коморбидных психических расстройств, как дистресс, депрессия, тревога и соматизация, также формирует нарушение адаптационных механизмов сердечно-сосудистой системы студентов-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF STRESS ON THE DEGREE OF ADAPTATION OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM AND THE FORMATION OF NEUROTIC DISORDERS IN STUDENTS

Educational stress contributes to the development of comorbid mental disorders such as distress, depression, anxiety and somatization and forms a violation of the adaptive mechanisms of the cardiovascular system of medical students.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕССА НА СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ»

УДК 616.1-009+616.45-001.V.3-003.96

i ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕССА НА СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ

Мокашева Ев.Н., Мокашева Ек.Н., Макеева А.В Научный руководитель - д.м.н., проф. Болотских В.И.

Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко Россия, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10 еу.тока$Иеуа@уа^ех.ги-Мокашева Ев.Н.

Резюме. Учебный стресс способствует развитию таких коморбидных психических расстройств, как дистресс, депрессия, тревога и соматизация, также формирует нарушение адаптационных механизмов сердечно-сосудистой системы студентов-медиков.

Ключевые слова: стресс, психические расстройства, сердечно-сосудистая система, индекс Кердо, индекс Робинсона.

i ASSESSMENT OF THE IMPACT OF STRESS ON THE DEGREE OF ADAPTATION OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM AND THE FORMATION OF NEUROTIC DISORDERS IN STUDENTS

Mokasheva Ev.N., Mokasheva Ek.N., Makeeva A. V.

Scientific adviser - V.I. Rolotskikh, MD, PhD

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko 10, Studencheskaya Street, Voronezh, 394036, Russia ev.mokasheva@yandex.ru - Mоkasheva Ev.N.

Abstract. Educational stress contributes to the development of comorbid mental disorders such as distress, depression, anxiety and somatization and forms a violation of the adaptive mechanisms of the cardiovascular system of medical students.

Key words: stress, mental disorders, cardiovascular system, index of Kerdo, index of Robinson.

Введение. Ускоренный темп жизни современного общества неразрывно связан с присутствием стресса в деятельности любого человека [1]. Длительное эмоциональное перенапряжение из-за стресса может привести к развитию различных заболеваний, таких как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, кожные заболевания, тревожно-депрессивные расстройства. Учебный стресс является неотъемлемой частью жизни студента [2]. Треть студентов поступает в ВУЗ уже с признаками психологической дезадаптации [3]. Поэтому учащиеся являются той категорией населения, которая подвержена развитию ментальных нарушений и всевозможных заболеваний в дальнейшем.

Цель исследования. Оценить взаимосвязь развития коморбидных психических расстройств (дистресса, депрессии, тревоги и соматизации) у студентов-медиков с изменением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в зависимости от воздействия стрессогенных факторов.

Методика. В исследовании приняли участие 54 студента 3 курса лечебного и педиатрического факультетов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в возрасте от 19 до 24 лет. Из них 10 мужчин и 44 женщин. Анкетирование проводилось с помощью четырехмерного опросника 4ДДТС (4DSQ), который состоит из 50 вопросов, оценивающих интенсивность симптомов за последние 7 дней по шкалам дистресса (Di), депрессии (Dep), тревоги (Апх) и соматизации (S). В последствии данная анкета позволяет определить преобладающий компонент в структуре психический нарушений у опрашиваемого [4]. Дополнительно студентам необходимо было ответить на вопрос, испытывают ли они стресс и с чем он связан. Помимо

вышеперечисленного у испытуемых измерили давление и пульс. У всех обследуемых студентов рассчитаны вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс Робинсона (ИР) и коэффициент выносливости (KB) [5, 6]. Результаты исследования были статистически обработаны с помощью стандартных методов вариационной статистики: расчет средних значений, стандартного отклонения, ошибки средних значений с использованием прикладных программ STATISTICA version 6.0 и Microsoft Excel 2011.

Результаты. Студенты, которые ответили положительно на вопрос, испытывают ли они стресс, в количестве 46 человек выделены в группу контроля (I). 8 человек, выбравшие ответ «нет» на вышеуказанный вопрос, составили группу II. 96% опрошенных группы I связывают стресс с учебой в ВУЗе. Шкала соматизации, отражающая «конверсию» психических симптомов в соматические, в I группе была в 3,6 раз выше по сравнению с группой контроля. У опрошенных группы I значения шкалы Di преобладают в 3,4 раза над показателями группы II. Дистресс - это деструктивный вид стресса, который негативно влияет на организм, разрушая его. Средние значения баллов по шкале депрессии опросника 4ДДТС (4DSQ) в группе I в 11 раз выше, чем в группе контроля. Данная шкала отражает симптомы, касающиеся депрессивного расстройства. Шкала тревоги отображает жалобы психического заболевания, которое сопровождается страхом, беспокойством и тревогой. Студенты, испытывающие стресс по данной шкале набрали в 2,5 раза более высокие значения, чем группа II (таблица 1).

Таблица 1. Средние значения баллов по опроснику 4ДДТ< С (4DSQ)

Шкалы Шкала соматизации (S) Шкала дистресса (Di) Шкала депрессии (Dep) Шкала тревоги (Anx)

Группа I 9,4±0,47 12,6±0,63 1,1±0,06 3,9±0,19

Группа II 2,6±0,13 3,7±0,19 0,1±0,01 1,6±0,08

Испытуемые группы I набрали более высокие значения по всем шкалам опросника 4ДДТС (4ВБ0) по сравнению со студентами II группы. У опрошенных I группы преобладает шкала дистресса. Без коррекции этого нарушения студенты данной группы в будущем могут преобрести различные заболевания невротического характера. Также следует обратить внимание на высокий уровень депрессии и тревоги у студентов при наличии стресса, так как это может способствовать нарушению когнитивных способностей учащихся и негативно отразится на успеваемости в дальнейшем [7].

Для оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы подсчитаны вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс Робинсона (ИР) и коэффициент выносливости (КВ) (таблица 2).

Таблица 2. Показатели вегетативного индекса Кердо, индекса Робинсона и коэффициента выносливости обследуемых студентов___

Показатель Вегетативный индекс Кердо (ВИК) Индекс Робинсона (ИР) Коэффициент выносливости (КВ)

Группа I 15,9 ±0,79 104,2±5,21 24,9±1,24

Группа II 6,9±0,34 84±4,20 20,5±1,02

Вегетативный индекс Кердо рассчитывали по формуле: (ВИК) = (1 - (ДД/ЧСС)) х 100. Оценивали по следующим критериям: если ВИК=0, это говорит о равновесии симпато-парасимпатических влияний. ВИК>0 свидетельствует о преобладании симпатики, а ВИК<0 -превалирование парасимпатического отдела нервной системы. Средние значения ВИК для группы I составили 15,9±0,79, что в 2,3 раза больше, чем в группе контроля. В обоих случаях данные показатели говорят о преобладании симпатической нервной системы у обследуемых студентов.

Индекс Робинсона (ИР) используется для количественной оценки энергопотенциала человека, уровня обменно-энергетических процессов в организме, а также степени потребления кислорода миокардом. Рассчитывается он по формуле: ИР = ЧСС х САД /100. Оценить данный индекс можно по следующим критериям: до 70 у. е. - высокий показатель; от 70 до 85 - выше среднего; от 85 до 95 - средний; от 95 до 110 - ниже среднего; от 110 у. е. - низкий. Показатели ИР у испытуемых группы I составили 104,2±5,21 у. е. Данное значение ниже среднего и говорит о наличии признаков нарушения регуляции сердечно-сосудистой

системы. Значение ИР в группе II - 84±4,20 у. е., что выше среднего и свидетельствует о нахождении функциональных резервов сердечно-сосудистой системы в пределах нормы.

Одним из главных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы является коэффициент выносливости (KB). Он определяется по формуле Кваса: KB = ЧСС х 10/АДП, где АДП - пульсовое давление. Нормальные значения данного индекса находятся в пределах 12-16 у. е. KB студентов, не испытывающих стресс, составил 20,5±1,02 у. е. При наличии стресса у испытуемых KB достиг 24,9±1,24 у. е. Данный показатель выше нормы в обеих группах, что говорит об ослаблении сердечно-сосудистой системы обследуемых. При наличии стресса значения KB обследуемых студентов хуже, чем при его отсутствии.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что стресс, связанный с учебой, предрасполагает к формированию коморбидных психических расстройств и способствует развитию нарушений адаптационных механизмов сердечно-сосудистой системы студентов-медиков. Полученные данные можно использовать для прогнозирования, планирования и совершенствования поликлинической службы, а также для улучшения профилактики, диагностики и лечения психических расстройств.

Литература

1. Новгородцева И.В. Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления / И.В. Новгородцева, С.Е. Мусихина, В.О. Пьянкова // Медицинские новости. - 2015. - № 8 (251). -С. 75-77.

2. Сурмач Е.И. Особенности диагностики уровня стресса у студентов высших учебных заведений / Е.И. Сурмач, A.A. Дорощик, Е.М Сурмач // Проблемы здоровья и экологии. -2016. - №4(50). - С. 40-44.

3. Тапалова О.Б. Психофизиологические корреляты дистресса / О.Б. Тапалова, Н.Б. Жиенбаева // Universum: психология и образование. - 2018. - №11 (53). URL: http://7universum.com/ru/ psy/archive/item/6520.

4. Четырехмерный опросник для оценки дистресса, депрессии, тревоги и соматизации (4ДДТС) при вегетативных психосоматических расстройствах пограничного уровня / А.Б. Смулевич [и др.] II Журнал неврологии и психиатрии. - 2014. - № 11. - С. 67-73.

5. Иванов С.А Количественная оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы / С.А. Иванов, Е.В.Невзорова, A.B. Гулин II Вестник российских университетов. Математика. -2017. - № 6-2. - С. 1535-1540.

6. Сергейчик Н. А. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток в 2016-2017 гг. / Н. А. Сергейчик, В. М. Степанцов, С. С. Кветинский II Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов [Электронный ресурс]: материалы междунар. науч.-практ. конф., Респ. Беларусь, Минск, 1-2 нояб. 2018 г Минск: БГУ, 2018. - С. 597-600.

7. Исследование влияния стресса на уровень когнитивно-аффективных и соматических расстройств у студентов медицинского вуза / Л.В. Богданчикова [и др.] II Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 5-4. - С. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.