Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ГОРОДА ТЮМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ТЮМЕНЬ)'

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ГОРОДА ТЮМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ТЮМЕНЬ) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
83
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ROAD TRANSPORT / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВЫБРОСЫ / ENGINE EMISSIONS / ПРИРОДНАЯ ПОДСИСТЕМА ГОРОДА / NATURAL SUBSYSTEM OF CITY

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Терентьев Г.Р.

В данной статье рассматривается влияние автомобильного транспорта на природную подсистему города на примере Калининского Административного Округа города Тюмень. Он негативно влияет на природные компоненты в городе. В ходе курсовой работы проведено исследование, в рамках которого была изучена природная подсистема Калининского Административного Округа города Тюмень, который на сегодняшний день является активно развивающимся, благоустроенным, с благоприятной демографической структурой населения. Помимо изучения природной подсистемы округа, выбрано 20 точек по степени загруженности транспортом, на которых проведен учет автомобильного трафика. В результате исследования выяснили, что чистого воздуха недостаточно для разбавления вредных веществ, выделяющихся при работе двигателей автомобилей и автобусов. Автомобильный транспорт негативно влияет на окружающую среду в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Терентьев Г.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF ROAD TRANSPORT ON THE NATURAL ENVIRONMENT OF THE CITY (FOR EXAMPLE, KALININSKY ADMINISTRATIVE DISTRICT OF TYUMEN CITY)

The article examines the impact of the road transport on the natural subsystem of the city on example of the Kalinin Administrative District of Tyumen city. It has a negative influence on natural components in city. During the course work, the natural subsystem of the Kalinin Administrative District of Tyumen city was studied, which is currently actively developing, well-maintained, with a favorable demographic structure of the population. In addition to studying the natural subsystem of the district, 20 points were selected according to the degree of traffic congestion on which traffic counts were recorded. During the study, exceedances were found for 3 pollution factors - carbon monoxide, nitrogen dioxide, hydrocarbons. As a result, it was found that clean air is not enough to dilute the harmful substances released by the operation of engines of cars and buses. Road transport negatively affects the environment as a whole.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ГОРОДА ТЮМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ТЮМЕНЬ)»

4. Howard D., Nelson P., Edwards G. et al Atmospheric mercury in the southern hemisphere tropics: seasonal and diurnal variations and influence on inter-hemispheric transport. Atmospheric Chemistry and Physics Discussions, 2017, 1-20. https://doi.org/10.5194/acp-2017-307

5. ISO 10381-5:2005 - Soil quality-Sampling-Part 5: Guidance on the procedure for the investigation of urban and industrial sites with regards to soil contamination. ISO, 2005.-35p

6. RAIS: Risk Assessment Information System /

RAIS:2017-URL

https://rais.ornl.gov/home/whatnew.html

7. Xinmin Z., Kunli L., Xinzhang S. et al Mercury in the topsoil and dust of Beijing City. Science of the Total Environment, 368(2-3), 2006, 713-722. https://doi.org/10.1016Zj.scitotenv. 2006.01.037

8. Zheng L. Distribution and health risk assessment of mercury in urban street dust from coal energy dominant Huainan City, China/ L. Zheng, Q. Tang, J. Fan et al. // Environ. Sci. Pollut. Res. - 2015. -Vol. 22(12). -P.9316-9322

УДК 502

Г.Р. Терентьев R.G. Terentiev

Тюменский Государственный Университет, Институт Tyumen State University, Institute of Earth Sciences

Наук о Земле

e-mail: inzem@utmn.ru

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ГОРОДА ТЮМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА

ТЮМЕНЬ)

В данной статье рассматривается влияние автомобильного транспорта на природную подсистему города на примере Калининского Административного Округа города Тюмень. Он негативно влияет на природные компоненты в городе. В ходе курсовой работы проведено исследование, в рамках которого была изучена природная подсистема Калининского Административного Округа города Тюмень, который на сегодняшний день является активно развивающимся, благоустроенным, с благоприятной демографической структурой населения. Помимо изучения природной подсистемы округа, выбрано 20 точек по степени загруженности транспортом, на которых проведен учет автомобильного трафика. В результате исследования выяснили, что чистого воздуха недостаточно для разбавления вредных веществ, выделяющихся при работе двигателей автомобилей и автобусов. Автомобильный транспорт негативно влияет на окружающую среду в целом. Ключевые слова: автомобильный транспорт, окружающая среда, автомобильные выбросы, природная подсистема города.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF ROAD TRANSPORT ON THE NATURAL ENVIRONMENT OF

THE CITY (FOR EXAMPLE, KALININSKY ADMINISTRATIVE DISTRICT OF TYUMEN CITY)

The article examines the impact of the road transport on the natural subsystem of the city on example of the Kalinin Administrative District of Tyumen city. It has a negative influence on natural components in city. During the course work, the natural subsystem of the Kalinin Administrative District of Tyumen city was studied, which is currently actively developing, well-maintained, with a favorable demographic structure of the population. In addition to studying the natural subsystem of the district, 20 points were selected according to the degree of traffic congestion on which traffic counts were recorded. During the study, exceedances were found for 3 pollution factors - carbon monoxide, nitrogen dioxide, hydrocarbons. As a result, it was found that clean air is not enough to dilute the harmful substances released by the operation of engines of cars and buses. Road transport negatively affects the environment as a whole.

Key words: the road transport, environment, engine emissions, natural subsystem of city.

В современном мире последнее время появляются новые технологии, которые действительно упрощают жизнь и качество жизни людей в городе. Человек живет в городе, который постоянно находится в движении, больше половины дня он находится на работе, на учебе, в магазине, в транспорте. В городе основным транспортом является автомобиль. Главным преимуществом современных автомобилей является то, что они способны быстро и комфортно перевозить людей и грузы на большие расстояния.

Выхлопные газы автомобильного транспорта негативно влияют на атмосферный воздух, изменяя его химический состав, что может привести к

необратимым изменениям качества окружающей среды.

Растительный покров — базовая часть природной среды, благодаря которой осуществляется процессы обмена вещества, транзита энергии в природе, обеспечивающий возможность существования жизни. В то же время растительный покров один из наименее устойчивых, наиболее чувствительных компонентов ландшафта, подвергающийся воздействию антропогенной деятельности и страдающий от нее в первую очередь [1, 6].

Оценка влияния автотранспорта на природную зону города была исследована на примере Калининского административного округа города

Тюмени. Калининский Административный район города Тюмень образован 20 декабря 1965 года, расположен в западной части города. Год от года округ стремительно меняется: возводятся новые микрорайоны («Ямальский-2», «Плеханово», «Чемпионский», «Москва», «Олимпия», «Клевер парк» и др.), дорожные развязки, разбиваются живописные парки и скверы, реконструируются дворовые территории. Калининский округ занимает площадь 204 215 тыс.кв. м., на территории округа проживает 177 800 горожан [4].

Атмосферный воздух является важным компонентом для жизни людей. В экологическом плане воздушная среда г. Тюмень и Калининского округа в основном загрязняется деятельностью автотранспорта [3]. Эффективным средством снижения загрязненности воздуха являются растения. Листья деревьев и кустарников, поверхность их ветвей и стволов, а также стебли травянистых растений - это все своеобразный мощный фильтр, улавливающий пыль и другие вредные включения из воздуха [2].

С 13-27 марта 2017 года проводилось исследование, в ходе которого посчитаны выбросы от автомобильного источника на 20 точках Калининского Административного округа города Тюмени [Рис. 1]. В течение этого периода выполнен учет интенсивности движения на автомобильных дорогах. Уровень интенсивности движения определяет требования к эксплуатационным качествам дороги, и является важной характеристикой объектов недвижимости [5]. При обследовании транспортных потоков использовался визуальный метод исследования.

Далее, с помощью методики подсчета выбросов транспортных средств Н.А.Пугал и Алексеева С.В.,

используя параметры нормы расхода топлива на 100 км, коэффициента к (К), определяющего выброс вредных веществ от автотранспорта, можно рассчитать количество сгораемого топлива в течение определенного времени каждого вида транспорта, объем выделившихся веществ при нормальных условиях, объем чистого воздуха для разбавления загрязняющих веществ от транспорта, а также сравнение с показателями ПДК. При подсчете количества автомобильных выбросов стало очевидно, что на 3 исследуемых участках наблюдаются превышения ПДК по 3 факторам загрязнения -угарный газ, диоксид азота, углеводороды. Максимальные превышения наблюдаются в точках «1», «5», «6», следовательно: 2,0, 3,1 и 6,3 по угарному газу; 6,4, 9,8 и 19,7 по диоксиду азота; 2,5 3,9 и 7,7 в утреннее время суток; 2,4, 4,0 и 7,3 по угарному газу; 7,3, 12,4 и 22,9 по диоксиду азота; 2,9, 4,8 и 8,9 по углеводородам в вечернее время суток.

С 14 июля по 4 августа 2017 года было проведено исследование по определению автомобильных выбросов на 20 точках Калининского Административного округа [Рис.1]. Из-за ремонта дорожного полотна и замены инженерных сетей участки №3 и №18 в подсчете количества выбросов от автомобильного источника не учитывались. Взамен им были взяты 2 дополнительных участка №21 и №22. Подсчет автомобилей происходил в утреннее (08:40-09:40) и вечернее время (17:00-19:45) в будние дни. Длина каждого участка 40 метров. Аналогично было просчитано количество автомобильных выбросов на 20 выбранных нами участках в КАО. В таблице 1 приведены результаты за 2 сезона в утреннее и вечернее время суток [Табл.1].

Таблица 1.

Количество чистого воздуха, необходимого для разбавления выделившихся вредных веществ с

Вид вредного вещества Объем выделившихся вредных веществ, при нормальных условиях в литрах Значение ПДК, мл/м3 Объем воздуха для разбавления, м3

Весенний сезон, утреннее время суток

Угарный газ 33,2291016 3 11076,3672

Диоксид азота 2,94905504 0,085 34454,61459

Углеводороды 5,83169624 0,43 13562,08428

Весенний сезон, вечернее время суток

Угарный газ 34,5569632 3 11518,98773

Диоксид азота 3,06675008 0,085 35975,02494

Углеводороды 6,06467488 0,43 14103,89507

Летний сезон, утреннее время суток

Угарный газ 102,9694 3 34323,13

Диоксид азота 9,13976 0,085 106182,6

Углеводороды 18,07162 0,43 42027,02

Летний сезон, вечернее время суток

Угарный газ 107,3196 3 35773,2

Диоксид азота 9,51744 0,085 111602,8

Углеводороды 18,83172 0,43 43794,7

На участках №5 и №6 зафиксировано при учете автомобильного трафика большое количество легковых автомобилей (209 легковых, 256 легковых в утреннее время и 261 и 298 легковых автомобилей в

вечернее время суток). Они являются самыми загруженными. На «1», «5» и «6» участках значения условного объема воздуха меньше (400 м3, 560 м3, 439 м3)., чем теоретический объем для разбавления

выделившихся вредных веществ (3488 м3, 9435 м3, 14842 м3 - весной утром), (4020 м3, 11860 м3, 17194 м3 - весной вечером), (3725 м3, 7921 м3, 7964 м3 - летом вечером), (2407 м3 ,6026 м3 ,11073 м3 - летом вечером).

По результатам полевых исследований поступление загрязняющих веществ от разных видов автотранспорта не одинаково. На сегодняшний день Калининский округ города Тюмени является активно развивающимся, благоустроенным, с благоприятной демографической структурой населения, с удовлетворительной экологической ситуацией. В результате исследования выяснили, что чистого воздуха недостаточно для разбавления вредных веществ, выделяющихся при работе двигателей автомобилей и автобусов. Автомобильный транспорт негативно влияет на окружающую среду в целом.

Библиографический список

1. Домнина Е.А., Кантор Г.Я. Характеристика растительности в санитарно-защитной зоне объекта уничтожения химического оружия в пос. Мирный Кировской области // Известия Самарского научного

центра Российской академии наук. 2016. №18. С. 8083

2. Замиралова Галина, Анализ экологической обстановки в г. Тюмени // URL: http://zelenka-tmn.livejournal.com/4817.html (дата обращение 24.04.2017)

3. Тюмень — как пример грамотной городской инфраструктуры // URL: http://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/tjumen.html (дата обращения 24.04.2017)

4. Управа Калининского административного округа. Greenecologia.ru - сохраним планету зеленой. // URL: http://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/territorialynie/uprava_kao (дата обращения 24.04.2017)

5. Учет интенсивности на автомобильных дорогах. One by One. Consulting agency // URL: https://1-by-1.ru/issledovaniya/uchet-intensivnosti-avtomobilnyh-dorog/ (дата обращения: 11.07.2017)

6. Бузмаков С.А., Воронов Г.А. Основные подходы в определении качества окружающей среды // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2016. Т. 18. № 2-2. С. 587-590.

УДК 504.064.2

А.И. Шатрова A.I. Shatrova

Пермский государственный национальный Perm State University,

исследовательский университет, 614990 Perm Bukireva str 15 614990,

г. Пермь, ул. Букирева, 15

e-mail: anya-shatrova24@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ

«ЛИПОВАЯ ГОРА»

Статья об экологическом обследовании ООПТ «Липовая гора» г. Перми. Проведен отбор проб почв для анализа содержания тяжелых металлов, воды для биотестирования, описана растительность на пробных площадках. Результаты лабораторных исследований показали наличие превышения предельно допустимых концентраций тяжелых металлов в почвах. Согласно биотестированию, высокая степень токсичности отмечена в стоячем водоеме, при этом в правом истоке реки Егошиха вода оценивается как нетоксичная. Результаты обследования станут основой для совершенствования системы мониторинга ООПТ г. Перми. Ключевые слова: особо охраняемая природная территория, экологическое обследование, антропогенное воздействие.

ECOLOGICAL SURVEY OF THE PROTECTED AREA «LIPOVAYA GORA»

In article on the ecological survey of the protected area «Lipovaya Gora" in Perm. Sampling of soils is carried out to analyze the content of heavy metals, water is selected for biotesting, vegetation is described in test areas. The results of laboratory studies showed the presence of exceeding the maximum permissible concentrations of heavy metals in soils. According to biotesting, a high level of toxicity is noted in a standing pond, and water is estimated at the correct source of the river Egoshikha as non-toxic. The results of the survey will form the basis for improving the monitoring system for protected areas in Perm. Keywords: protected area, environmental survey, anthropogenic impact.

Особо охраняемая природная территория «Липовая гора» имеет высокую экологическую и эстетическую ценность, и предназначена для пользования в природоохранных, просветительских, научных целях, а также активно используется населением г. Перми в рекреационных целях, что

влечет за собой всевозрастающую антропогенную нагрузку на природные компоненты и комплексы.

Целью исследования стояло проведение экологического обследования ООПТ «Липовая гора», которое предполагает оценку современного экологического состояния почвенного, водного и растительного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.