Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАЛИНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ТЮМЕНИ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАЛИНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ТЮМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
84
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / ШУМ / АВТОМОБИЛЬ / АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ / ROAD TRANSPORT / GREEN SPACES / NOISE / CAR / ATMOSPHERIC AIR

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Терентьев Г.Р.

В данной статье рассматривается воздействие автомобильного транспорта на состояние природных компонентов (атмосферный воздух, зеленые насаждения) на примере Калининского административного округа города Тюмень. Анализ воздействия автотранспорта на природные компоненты проводился на перекрестках одного из городских округов Тюмени. Результатом контроля качества природных компонентов на перекрестках является интегральная карта, объединившая картосхема жизненного состояния зеленых насаждений и карту-мажоранту полей концентрации загрязняющих веществ по усредненным данным за все исследуемые периоды. В ходе выполнения анализа были созданы рекомендации по снижению негативного воздействия автомобильного транспорта на атмосферный воздух и зеленые насаждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF ROAD TRANSPORT ON THE STATE OF THE ENVIRONMENTAL COMPONENTS OF KALININSKY ADMINISTRATIVE DISTRICT OF TYUMEN CITY

This article discusses the impact of road transport on the state of natural components (atmospheric air, green spaces) on the example of the Kalinin administrative district of the city of Tyumen. Analysis of the impact of vehicles on natural components was carried out at the crossroads of one of the city districts of Tyumen. The results of the quality control of natural components at the crossroads is an integrated map that combines a map of the life state of green spaces and a map of the major fields of concentration of pollutants from the average data for all study periods. In the course of the analysis, recommendations were made to reduce the negative impact of road transport on the air and green spaces.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАЛИНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ТЮМЕНИ»

15. Холопов А.П., Шашель В.А., Перов Ю.М., Кубани,2003.-283 с. Настенко В.П. Грязелечение. Краснодар: Переодика

УДК 504

Г.Р.Терентьев G.R. Terentev

Тюменский Государственный Университет, Tyumen State University, Institute of Earth Sciences

Институт Наук о Земле 13, Chervishevsky tract str., Tyumen, 625008

625008, г.Тюмень Червишевский тракт ул., д. 13

e-mail: inzem@utmn.ru

ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАЛИНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА

ГОРОДА ТЮМЕНИ

В данной статье рассматривается воздействие автомобильного транспорта на состояние природных компонентов (атмосферный воздух, зеленые насаждения) на примере Калининского административного округа города Тюмень. Анализ воздействия автотранспорта на природные компоненты проводился на перекрестках одного из городских округов Тюмени. Результатом контроля качества природных компонентов на перекрестках является интегральная карта, объединившая картосхема жизненного состояния зеленых насаждений и карту-мажоранту полей концентрации загрязняющих веществ по усредненным данным за все исследуемые периоды. В ходе выполнения анализа были созданы рекомендации по снижению негативного воздействия автомобильного транспорта на атмосферный воздух и зеленые насаждения.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, зеленые насаждения, шум, автомобиль, атмосферный воздух.

IMPACT OF ROAD TRANSPORT ON THE STATE OF THE ENVIRONMENTAL COMPONENTS OF KALININSKY ADMINISTRATIVE DISTRICT OF TYUMEN CITY

This article discusses the impact of road transport on the state of natural components (atmospheric air, green spaces) on the example of the Kalinin administrative district of the city of Tyumen. Analysis of the impact of vehicles on natural components was carried out at the crossroads of one of the city districts of Tyumen. The results of the quality control of natural components at the crossroads is an integrated map that combines a map of the life state of green spaces and a map of the major fields of concentration of pollutants from the average data for all study periods. In the course of the analysis, recommendations were made to reduce the negative impact of road transport on the air and green spaces.

Keywords: road transport, green spaces, noise, car, atmospheric air.

По статистике, значительно возросло количество автомобилей. Удельный вес транспорта изменился и изменяется в геометрической прогрессии. Человек в поиске комфорта, он становится все более мобильным с индивидуальным транспортом, доставляющим его в любой конец города по первому требованию.

Целью исследовательской работы стало оценить качественное и количественное воздействие автомобильного транспорта на природные компоненты (атмосферный воздух, зеленые насаждения) Калининского административного округа Тюмени.

С 29 января по 12 февраля проведен учет автомобильных транспортных средств на 22 перекрестках (участках) Калининского

административного округа Тюмени (Рис.1). Учет проводился по нескольким группам транспортных средств: легковые автомобили (легковые отечественные, легковые зарубежные), автофургоны (маршрутные транспортные средства), грузовые автомобильные средства массой более 3,5 тонн,

грузовые транспортные средства массой менее 12 тонн, общественный транспорт (автобусы дизельные).

Рисунок 1. Картосхема выбора точек для исследования по атмосферному воздуху в зимний и весенний периоды (составлено автором, на основе геоинформационной системы ArcGis)

© Терентьев Г.Р., 2018

Учет проводился на регулируемых перекрестках стоящих автомобилей во время запрещающего сигнала светофора в обоих направлениях, на нерегулируемых перекрестках, проводился учет двигающихся транспортных средств в одно и тоже время.

После проведения учета выполнена камеральная обработка данных. Данные занесены в программу «Автотранспортное предприятие» ЭКОЦентр для подсчета автомобильных выбросов.

Результаты рассчитываются автоматически и возможен импорт данных в программу «УПРЗА «ЭКОцентр» для расчета рассеивания. Исходными данными для проведения расчета при движении автомобилей по внутреннему проезду являются длина проезда; количество дней работы в расчетном периоде; количество машин (в сутки/в час), проезжающих по внутреннему проезду.

В работе была рассчитана масса выделившихся загрязняющих веществ на перекрестках в зимний период. По этим данным были построены карты-мажоранты полей концентраций загрязняющих веществ. По 7 загрязняющим веществам: диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, бензин, керосин, сернистый ангидрит и группам суммации -выполнены расчеты массы выбросов. По данным массы выбросов были построены карты-мажоранты полей концентраций по группе суммации 2 веществ.

Карты полей концентрации суммаций загрязняющих веществ демонстрируют аномалии большого их скопления на участках данного округа. Были обнаружены поля с концентрациями загрязняющих веществ, превышающих ПДК веществ и выявлены 3 максимально загрязненных участка.

Точка № 20, являющаяся перекрестком Объездной дороги и проезда Воронинских горок является один из максимально загрязненных участков за все периоду. Это обусловлено тем, что население города Тюмени имеют свои дома, дачи в районе Салаирского тракта, в деревне «Березники», «Решетникова», район поселка «Верхний Бор» и поэтому автомобилисты пользуются этим участком для быстрого перемещения на транспортных средствах.

Участок № 4, являющийся перекрестком улиц Малыгина, Мориса Тореза, Герцена, как и предыдущий описанный участок, входит в тройку самых загрязненных участков округа. Обоснование следующее: перекресток является границей двух округов (Калининского и Центрального). В район этого перекрестка расположена транспортная развязка улиц 50 лет ВЛКСМ, Мориса Тореза, Червишевского тракта. В утренние и вечерние часы участок является одним из загруженных в городе. Время работы светофора составляет около 3 минут, и поэтому, автомобилисты ждут своей очереди больше 1 минуты. Транспортная развязка разрешает проблему быстрого обхода через город в район

Червишевского тракта, микрорайон «Маяк», в район Московского тракта. Многим владельцам автомобилей этот участок является единственным путем для проезда в район Червишевского тракта и до дачных участков и коттеджей.

Точка № 5, район сквера Комсомольского, является также один и из загрязненных и загруженных участков округа. Обоснование: этот перекресток имеет очень долгий цикл работы светофоров - скопление автомобилей также связано с последующим направлением в сторону транспортной развязки и переезд границы 2 округов города. Многие автомобилисты, живущие в южной части города Тюмень проезжают этот участок для того, чтобы доехать до места работы или с центра города попасть в район Московского тракта, в микрорайон «Маяк».

По результатам проведенного исследования поступление загрязняющих веществ от разных видов автомобильного транспорта не одинаково. Наибольший вклад вносят легковые автомобили, на их долю приходится 78,48 % всех выбросов. Маршрутки и автофургоны привносят в атмосферный воздух улиц 12,88 % выбросов. Остальные 8,64% процента всех выбросов привносят грузовые автомобили и дизельные автобусы.

С 22 марта по 29 марта 2018 года на 23 перекрестках Калининского административного округа Тюмени было проведено исследование акустических параметров.

Результаты картографирования акустического состояния Калининского административного округа Тюмени представлены на картосхеме (Рис.2). При построении карты установлено, что превышения шума наблюдались во всех исследуемых точках округа. На многие жилые здания, включая частный сектор, действует сильная акустическая нагрузка.

Для определения экологического состояния зеленых насаждений в мае 2018 года на 11 участках Калининского административного округа было оценено их жизненное состояние в баллах. Жизненное состояние определялось по шкале жизненности в баллах, где

0 баллов - деревья здоровые без внешних признаков повреждения или с незначительными повреждениями, не превышающими 5% их суммарной площади. Крона хорошо развита. Отмирающие ветви находятся в нижней части кроны;

1 Балл - деревья ослаблены.

2 Балла - деревья сильно ослаблены. Имеются значительные поражения и повреждения ствола. [2]

Результатом контроля качества природных компонентов на перекрестках является интегральная карта, объединившая карта-схему жизненного состояния растений и карту- мажоранту полей концентрации ЗН по усредненным данным за все исследуемые периоды (Рис.3,3.1).

Рисунок 2. Картосхема изолинии акустических параметров на территории Калининского административного округа. Горизонтали проведены через 1 дБ (составлено автором, на основе геоинформационной системы

агс01б)

Рисунок 3. Интегральная карта зеленых насаждений и полей концентрации загрязняющих веществ (составлено автором, на основе геоинформационной системы агс01б)

Рисунок 3.1. Картограмма значений наибольших концентраций (составлено автором, на основе УПРЗА «ЭКОцентр»)

Подытожив работу, связанную с оценкой качественных и количественных воздействий автомобильного транспорта на природные компоненты, изучив опыт различных стран и опыт ряда российских городов и областей, разработан ряд рекомендаций по улучшению качества природных компонентов среды.

1. Произвести сокращение времени запрещающего сигнала светофора на перекрестках для увеличения пропускной способности дорожной и улично-дорожной сети в нашем городе, нивелировав появление многокилометровых пробок на улицах и выделение загрязняющих веществ на холостом ходу. Как известно, в 2014 году Тюмень перешла на новые правила по работе светофоров. Система нового режима светофоров может быть признана

(неэффективной) ввиду того, что пропускная способность стала меньше, появились пробки.

2. Помимо указанного сокращения времени действия отдельных светофоров, предлагается применить инновационные методики. Необходимо ввести на затрудненных участках города Тюмени систему «умных» светофоров, которые позволили бы проконтролировать дорожную ситуацию в округе для рационального включения красного сигнала на перекрестках. Применительно к Калининскому административному округу это касается в первую очередь точек 4 и 5.

3. Создать предпосылки для увеличения темпов и объемов работ по озеленению и благоустройству города, так как снижение концентрации оксида углерода в атмосфере может быть уменьшено с помощью посадки зеленых насаждений в округе и в

городе. Максимальное озеленение территорий микрорайонов и разделительных полос - должно являться одним из приоритетных и распространенных и вполне разумных способов обеспечения защиты от негативного воздействия автомобильного транспорта на природную составляющую нашего округа и города в целом.

Точка №4 - перекресток улиц Малыгина, Герцена, Мориса Тореза (рисунок 4.2). В районе этого перекрестка расположен недавно открывшийся торговый центр «Галерея Вояж». На территории этого торгового центра расположена подземная и наземная парковки. В настоящий момент озеленения в пределах этой точки невелико. На территории отсутствуют древесные формы растений. Поэтому, рекомендуется пересмотреть структуру озеленения в данном месте. Также на улице Мориса Тореза расположена наземная парковка после светофора.

Точки №1,19,3,16,15,9 - являются небольшими перекрестками. В основном большая доля территории занята тротуарами для пешеходов. Озеленение в точках № 1,16,3,9 практически отсутствует. Именно поэтому, в данных точках рекомендуется выполнить ряд действий по защите атмосферного воздуха с помощь посадок зеленых насаждений, способных поглощать и улавливать загрязненные вещества. Это могут быть растения которые были выше перечислены, а также, ель колючая (от латинского Picea püngens), туя западная (от латинского Thüja occidentalis), мятлик луговой (от латинского Poa pratensis).

4. Рационально застраивать городские улицы города. В условиях массовой застройки примагистральных территорий многоэтажными протяженными зданиями для защиты населения от транспортного шума целесообразно строительство специальных типов жилых домов.

5. Начать применение глушителей шума -установку шумозащитных экранов как способ уменьшения шумового воздействия. В ходе этой рекомендации были отмечены на карте 3 участка, на которых рекомендуется сделать установку шумозащитных экранов (Рис. 4).

1:20 вМ у''

Рисунок 4. Картосхема перекрестков, на которых рекомендуется установить шумозащитные экраны (составлено автором, на основе геоинформационной системы Агс01$)

Шумозащитное сооружение более эффективно снижает транспортный шум если источник шума (автомобильная дорога) перестает быть виден из защищаемой от шума точки.. Достигнутое существенное снижение уровня звука, при котором источник шума - автотранспортный поток визуально не закрывается от защищаемого объекта, воспринимается меньше реально достигнутого [1].

Во всех случаях целесообразно применять мероприятия по организации движения и устройство малошумных покрытий [1].

Для точки №4 (участка) - рекомендуется построить шумозащитные экраны большой высоты и выполнить ускорение движения транспортного потока, установка пешеходных галерей, строительство малошумных покрытий.

Для точки №5 (участка) - рекомендуется установить шумозащитные экраны большей высоты, ускорение движения транспортного потока -запрещение левого поворота на главной дороге (Червишеский тракт) данного участка, строительство малошумных покрытий.

Для точки №6 (участка) - рекомендуется установить шумозащитные экраны средней высоты, ограничение скорости движения перед кольцевым перекрестком с предупреждением о необходимости ее снижения, а также частичное запрещение движения грузовых автомобилей.

6. Обеспечить возможность постоянного совершенствования автомобиля и его технического состояния (совершенствование конструкций автомобиля, создание новых типов силовых установок, применение новых типов топлива и своевременное поддержание автомобиля в хорошем состоянии - в положенный срок проходить техническое облуживание транспортного средства).

7. Наиболее эффективным механизмом управления экологической ситуацией данного округа является экономический метод. Предлагается возобновить плату за негативное воздействие с передвижных источников, представляющую возмещение экологического ущерба от негативных воздействий и затрат на выполнение природоохранных мероприятий, а также на решение экологических проблем в целом.

Таким образом, данные меры по предотвращению негативного воздействия автомобильного транспорта на природную составляющую рекомендуется осуществить в Калининском административном округе города Тюмени для решения локальных экологических проблем.

Библиографический список

1. Акт министерств и ведомств «Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам» от 2011 №218.2.013-2011 // Собрание законодательства Российской Федерации.

2. Лемеза Н.А. Геоботаника: Учебная практика: учеб. пособие / Н.А. Лемеза, М.А. Джус. - Минск: Высш. шк., 2008 - 225 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.