Научная статья на тему 'Анализ выбросов в воздушную среду в условиях городских территорий на примере республики Башкортостан и Самарской области'

Анализ выбросов в воздушную среду в условиях городских территорий на примере республики Башкортостан и Самарской области Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
501
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБРОСЫ ГАЗОВ В АТМОСФЕРУ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (НМУ) / ИНВЕРСИИ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА / МОНИТОРИНГ / САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА / ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / GAS EMISSIONS TO ATMOSPHERE / ADVERSE WEATHER CONDITIONS (AWC) / AIR BASIN INVERSION / MONITORING / SANITARY-PROTECTIVE ZONE / POLLUTANTS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Асфандиярова Лилия Рафиковна, Даминев Рустем Рифович, Васильев Андрей Витальевич, Панченко Алина Аликовна, Юнусова Гузель Венеровна

Проблема загазованности воздушного бассейна в городах становится всё более актуальной. Наиболее значительные превышения санитарно-гигиенических норм при выбросах в окружающую среду создаются автомобильным транспортом и промышленными предприятиями. В настоящей статье на примере городов Стерлитамак республики Башкортостан и Тольятти Самарской области рассмотрены основные источники выбросов в воздушную среду и результаты их экспериментальных исследований. Даны рекомендации по снижению негативного воздействия выбросов на население.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Асфандиярова Лилия Рафиковна, Даминев Рустем Рифович, Васильев Андрей Витальевич, Панченко Алина Аликовна, Юнусова Гузель Венеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EMISSIONS TO AIR ENVIRONMENT IN CONDITIONS OF TOWN TERRITORIES ON THE EXHAMPLE OF BASHKORTOSTAN REPUBLIC AND SAMARA REGION

Problem of gas emissions to air basin in towns is becoming more and more important. The most significant exceeding of sanitary-hygienic norms values during emissions to environment are created by automobile transport and industrial enterprises. In this paper on the example of towns Sterlitamak of Bashkortostan republic and Togliatti of Samara region the main sources of emissions to air environment and results of it experimental investigations are considered. Recommendations on reduction of negative impact of emissions to the population are given.

Текст научной работы на тему «Анализ выбросов в воздушную среду в условиях городских территорий на примере республики Башкортостан и Самарской области»

УДК 661.92

АНАЛИЗ ВЫБРОСОВ В ВОЗДУШНУЮ СРЕДУ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2016 Л.Р. Асфандиярова1, Р.Р. Даминев1, А.В. Васильев2, АА.Панченко1, Г.В. Юнусова1

1 Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке 2 Самарский государственный технический университет

Статья поступила в редакцию 01.12.2015

Проблема загазованности воздушного бассейна в городах становится всё более актуальной. Наиболее значительные превышения санитарно-гигиенических норм при выбросах в окружающую среду создаются автомобильным транспортом и промышленными предприятиями. В настоящей статье на примере городов Стерлитамак республики Башкортостан и Тольятти Самарской области рассмотрены основные источники выбросов в воздушную среду и результаты их экспериментальных исследований. Даны рекомендации по снижению негативного воздействия выбросов на население. Ключевые слова: выбросы газов в атмосферу, неблагоприятные метеорологические условия (НМУ), инверсии воздушного бассейна, мониторинг, санитарно-защитная зона, загрязняющие вещества.

1. ВВЕДЕНИЕ

Проблема загазованности воздушного бассейна в городах становится всё более актуальной [2-10]. Наиболее значительные превышения санитарно-гигиенических норм при выбросах в окружающую среду создаются автомобильным транспортом, промышленными предприятиями и объектами энергетики.

При работе предприятий промышленности и энергетики помимо угарного газа с дымом в воздух попадают разные несгоревшие частицы: сажа, зола и пыль, которые позже оседают на землю в ближайших районах. Кроме продуктов горения, промышленность является источником выброса в атмосферу мелкодисперсной пыли.

Однако для абсолютного большинства городских территорий основным источником выбросов, загрязняющих атмосферу, является автомобильный транспорт [6, 9, 10].

Необходимо приложить максимальные усилия как к уменьшению объемов вредных веществ, выбрасываемых различными источниками в атмосферу, так и к минимизации последствий их негативного воздействия.

Асфандиярова Лилия Рафиковна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Общая химическая технология». E-mail: [email protected]

Даминев Рустем Рифович, доктор технических наук, профессор кафедры «Общая химическая технология», директор филиала. E-mail: [email protected] Васильев Андрей Витальевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Химическая технология и промышленная экология». E-mail: [email protected]

Панченко Алина Аликовна, аспирант кафедры «Экология и рациональное природопользование». E-mail: [email protected]

Юнусова Гузель Венеровна, аспирант кафедры «Общая химическая технология». E-mail: [email protected]

В настоящей статье на примере городов Стерлитамак республики Башкортостан и Тольятти Самарской области рассмотрены основные источники выбросов в воздушную среду и результаты их экспериментальных исследований.

2. АНАЛИЗ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ГОРОДЕ СТЕРЛИТАМАК

В городе Стерлитамак согласно критериям оценки загрязнения атмосферы уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий (комплексный показатель ИЗА (индекс загрязнения атмосферы) в 2010 году составил 13,9).

Основную техногенную нагрузку на состояние окружающей природной среды города формируют 115 природопользователей. Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта составляют в среднем 100 тыс .т. в год, в атмосферу поступает 180 наименований загрязняющих веществ.

Сложная экологическая ситуация города Стерлитамак обуславливается тем, что размещение промышленных предприятий отраслей народного хозяйства произведено без учета экологической емкости территории. Основную нагрузку на окружающую среду оказывают предприятия 1 категории опасности: акционерные общества «Башкирская содовая компания», «Синтез-Каучук», «Стерлитамакский нефтехимический завод», «Строительные материалы», две теплоэлектроцентрали, которые дают 90% всех видов загрязнений от стационарных источников.

Проведенный анализ показал, что на состояние воздушного бассейна и рассеивание выбросов большое влияние оказывают метеоусловия [2-5]. Город расположен в 4-ой климатической зоне и часто состояние атмосферы характеризуется слабыми ветрами, туманами, температурными ин-

версиями, период неблагоприятных метеоусловий (НМУ) составляет до 80% дней в году. НМУ способствуют накоплению выбросов и, как следствие, формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов предприятий осуществляется с учетом прогноза НМУ (составляется прогностическим подразделением ФГБОУ «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды») на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения. В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трёх степеней, которым соответствуют три режима работы: согласно РД 52.04.52-85 в период I, II, III режима мероприятия по регулированию выбросов в атмосферу на предприятиях должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на 15 - 20%, 20 - 40%, 40 - 60%, соответственно. В период действия указанных режимов предприятия хотя и соблюдают нормативы выбросов, но уровень загрязнения воздуха в городе превышает санитарно-гигиенические нормы в несколько раз, например, концентрации сероводорода, фенола, метанола, озона превышают предельно-допустимые нормы до 4 раз, формальдегида - до 5 раз.

3. АНАЛИЗ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ГОРОДЕ ТОЛЬЯТТИ

Основными источниками загрязнения воздушного бассейна города являются выбросы предприятий автомобилестроения (ОАО «АвтоВАЗ»), нефтехимии, оргсинтеза, производства химических удобрений и стройматериалов (ООО «Сибур-Тольятти», ОАО «Тольяттиазот», ПАО «КуйбышевАзот»), машиностроения и металлообработки (ОАО « Волгоцеммаш»), электротехнической промышленности (ООО «Тольяттинский Трансформатор»), две крупные ТЭЦ (ВАЗа и Тольяттинская), а также автомобильный, железнодорожный и речной транспорт [6, 9].

Вышеуказанные предприятия являются объектами, подлежащими федеральному государственному экологическому контролю, осуществляемому Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Источники выбросов расположены неравномерно по территории районов, однако в основном промышленные зоны расположены к северу от жилых массивов.

Ведущими промышленными предприятиями города систематически проводится производственный экологический контроль за соблюдением нормативов в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в периоды неблагоприятных метеоусловий (многие из предприятий оснащены собственными промышленно-санитарными ла-

бораториями). Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу ряда предприятий снижены также за счет проведения мероприятий по охране атмосферного воздуха, внедрения системы экологического менеджмента и её сертификации в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 14000, подтверждаемой ежегодно предприятиями ОАО «АВТОВАЗ», ООО «Сибур-Тольятти», ПАО «КуйбышевАзот».

Систематические наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха и оценка качества атмосферы на территории городского округа Тольятти осуществляются комплексной лабораторией мониторинга Тольяттинской специализированной гидрометеорологической обсерватории ФГБУ «Приволжское УГМС» (далее - ТСГМО). Наблюдения проводятся на восьми стационарных постах (ПНЗ), расположенных по адресам:

ПНЗ-2 - Центральный р-н, б-р 50 лет Октября, юго-вост. д.65,

ПНЗ-З - Центральный р-н, ул. Мира, восточнее д.100,

ПНЗ-4 - Комсомольский р-н, ул. Ярославская, западнее д.10,

ПНЗ-7 - Автозаводский р-н, ул. Ботаническая, д.12,

ПНЗ-8 - Автозаводский р-н, пр. Степана Разина, восточнее д. 26,

ПНЗ-9 - Центральный р-н, ул. К.Маркса, ООТ «Буревестник»,

ПНЗ-10 - с.Тимофеевка, Южный проезд, 1Г, ПНЗ-11 - Комсомольский р-н, ул. Шлюзовая, д. 8 (пост введен в эксплуатацию в 2010 году, на нем ведутся наблюдения за состоянием воздушного бассейна на территории мкр. Шлюзовой).

На стационарных постах ПНЗ проводятся наблюдения за содержанием в воздухе основных загрязняющих веществ: взвешенные частицы (пыль), диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, а также специфических загрязняющих веществ, определенных для нашего города: аммиак, формальдегид, фтористый водород, суммарные углеводороды, бензол, толуол, этилбензол и ксилол. Также на двух стационарных ПНЗ-7 и ПНЗ-2 производится отбор пыли для последующего анализа на содержание бенз(а)пирена и металлов: никель, железо, марганец, хром, свинец, кадмий, цинк, медь, алюминий.

Случаи превышения 3 ПДК и 5ПДК отмечались (по пыли, оксиду углерода) в августе 2010 года во время ЧС в городском округе Тольятти, связанной с крупными пожарами в лесных массивах при погодных условиях, превысивших пятый (самый высокий) класс пожароопасности.

Оценка суммарного загрязнения воздуха выполняется по значениям комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) по данным наблюдений на всех ПНЗ города.

В рамках ведомственной целевой экологической программы г.о. Тольятти проводится, а также

планируется на предстоящие периоды ежегодная работа по предоставлению специализированной информации в области гидрометеорологии и по мониторингу загрязнения окружающей среды, составлению прогнозов загрязнения атмосферного воздуха, оперативному обеспечению предупреждениями в периоды неблагоприятных метеоусловий по городскому округу Тольятти с целью доведения этой информации до населения, а также определения экологической обстановки в городе. Специализированная информация поступает в департамент городского хозяйства мэрии в виде ежедневных экспресс-бюллетеней электронной почтой, ежемесячных информационных обзоров.

Полученная информация о качестве атмосферного воздуха через СМИ доводится до населения городского округа Тольятти и в случаях превышения установленных норм - до предприятий города и соответствующих исполнительных органов власти для принятия мер реагирования.

Кроме этого, работы по оценке и мониторингу объектов окружающей среды в пределах компетенции осуществляются Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области по г. Тольятти с привлечением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти», информация по итогам прове-

дения контрольных мероприятий в обязательном порядке систематически направляется в виде докладов в мэрию городского округа Тольятти. Направляемая документация содержит информацию о радиационном фоне, о загрязнении атмосферного воздуха, почвы, о состоянии водных объектов и хозяйственно-питьевого водоснабжения, эпидемиологические ситуации в городе.

На территории городского округа Тольятти зарегистрировано 288740 автомобилей, и эта цифра с каждым годом растет (динамика роста показана в табл. 1), в связи с чем, необходимо контролировать количество и качество выбросов от автотранспорта.

В рамках муниципального контракта между ООО «Институт химии и инженерной экологии» и мэрией городского округа Тольятти, были проведены натурные обследования структуры и интенсивности автотранспортных потоков на автодорогах г.о. Тольятти с подразделением по основным категориям автотранспортных средств, по результатам которых были определены узловые точки транспортной сети г.о. Тольятти с максимальной интенсивностью движения (табл. 2).

Были проведены лабораторные инструментальные исследования качества атмосферного воздуха на основе среднесуточных концентраций загрязняющих веществ, характерных для

Таблица 1. Динамика роста количества транспортных средств, зарегистрированных на территории г.о. Тольятти с 2011 года

Дата 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015 17.09.2015

Кол-во 229 787 237 654 244 881 261 527 268 864 288 740

№ Наименование участка, на котором расположена Координаты точки измерения

участка точка измерения

Автозаводский район

12 Пр-т Степана Разина 53°31'17"Ы (53.52135)

(ул. Дзержинского - Приморский б-р) 49°17'43"Б (49.295294)

22 Ул. Свердлова 53°31'35"Ы (53.526521)

(пр-т Ст. Разина - ул. Ворошилова) 49°18'40"Б (49.311185)

25 Ул. Автостроителей 53°32'0"Ы (53.533415)

(ул. Дзержинского - ул. Свердлова) 49°19'43"Б (49.328684)

Центральный район

45 Ул. Карла Маркса 53°30'58"Ы (53.516066)

(Молодежный б-р - ул. Лесная) 49°24'30"Б (49.40823)

39 Ул. Ленина 53°31'22"Ы (53.522806)

(б-р 50 лет Октября - ул. Горького) 49°24'51"Б (49.414267)

59 Ул. Баныкина 53°30'1"Ы (53.50029)

(ул. Ушакова - ул. Комсомольская) 49°24'53"Б (49.414653)

Комсомольский район

67 Ул. Громовой 53°29'10"Ы (53.48603)

(ул. Матросова - ул. Ярославская) 49°28'29"Б (49.474804)

71 Ул. Ярославская 53°28'38"Ы (53.477194)

(ул. Громовой - ул. Коммунистическая) 49°29'10"Б (49.48615)

64 Ул. Матросова 53°28'36"Ы (53.476572)

(ул. Громовой - ул. Коммунистическая) 49°28'26"Б (49.473987)

Таблица 2. Узловые точки транспортной сети г.о. Тольятти с максимальной интенсивностью движения

автотранспорта (оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, углеводороды, диоксид серы) в узловых точках транспортной сети г.о. Тольятти с максимальной интенсивностью движения. Для определения концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г.о. Тольятти от выхлопов автотранспортных средств пробы отбирались на обочине автодорог с максимальной интенсивностью движения, в зонах пересечения двух и более улиц с интенсивным движением транспорта.

Результаты инструментальных исследований качества атмосферного воздуха на основе среднесуточных концентраций загрязняющих веществ, характерных для автотранспорта (оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, углеводороды, диоксид серы) в узловых точках транспортной сети г.о. Тольятти с максимальной интенсивностью движения представлены в табл. 3.

Среднесуточная концентрация предельных углеводородов С1-С10 не нормируется. Максимально разовая концентрация примеси (16,9 мг/ м3) зафиксирована 07 августа 2015 года в 1300 в т.1 (участок 12 Пр-т Степана Разина на участке между ул. Дзержинского и Приморским бульваром), при ПДКм.р. равной 60 мг\м3 (по гексану).

Среднесуточное содержание диоксида азота, оксида азота, углеводородов, диоксида серы сохранялось в пределах нормы (на уровне 0,1ПДКс.с. - 0,5ПДКс.с.). Во всех точках измерений превышение допустимого санитарного критерия ПДКс.с. зафиксировано по оксиду углерода. Среднесуточные концентрации (в долях ПДК) по оксиду углерода составили 1,5ПДКс.с - 2,9ПДКс.с.

Таким образом, атмосферный воздух вблизи автомагистралей городского округа Тольятти с максимальной интенсивностью движения наиболее загрязнён оксидом углерода, содержащимся в выбросах автотранспорта.

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЫБРОСОВ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

К основным методам снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных веществ относят:

1. Архитектурно-планировочные методы:

- рациональное планирование автотранспортных потоков;

- рациональные решения планировок производственных помещений и генеральных планов объектов;

- рациональное размещение технологического оборудования;

- рациональное размещение рабочих мест;

- создание санитарно-защитных зон.

2. Организационно-технические методы:

- применение технологических процессов с минимальным количеством выбросов;

- оснащение автотранспорта средствами дистанционного управления и автоматического контроля;

- совершенствование технологии ремонта и обслуживания автотранспорта;

- использование автотранспорта с пониженным содержанием выбросов, изменение конструктивных элементов автотранспорта;

- использование экологически чистого топлива для автотранспорта и др.

По другой классификации, основные методы защиты окружающей среды и здоровья человека от негативного влияния выбросов загрязняющих веществ автотранспорта можно свести к следующим:

- законодательные (принятие нормативных правовых актов по ограничению и регулированию выбросов автотранспорта);

- организационные (организация рационального движения транспорта, снижение интенсивности транспортных потоков, организация рейдовых проверок с применением контрольно-измерительного оборудования для контроля выбросов автотранспорта, проведение профилактического ремонта подвижного состава, ремонт автодорог и пр.);

- снижение выбросов в источнике (замена дизельных автомобилей электромобилями и т.д.).

Весьма эффективным мероприятием по снижению выбросов является развитие альтернативного транспорта, а также более интенсивное использование общественного транспорта.

Как альтернатива автомобильному транспорту, может быть предложено развитие использования велосипедного транспорта. Велосипедный транспорт весьма распространен в развитых странах Европы: Нидерландах, ФРГ, Бельгии, Франции и др., а также в США и Японии. Важно отметить, что за последние годы использование велотранспорта не снижается, а наоборот, возрастает. Однако необходимо предусмотреть организацию движения велосипедов, в частности, специальные велосипедные дорожки, места для велопарковок.

В условиях городского округа Тольятти разработан ряд рекомендаций по снижению выбросов автотранспорта:

- проведение ярусного озеленения вблизи крупных магистралей (на участках дорог с высокими показателями валовых выбросов загрязняющих веществ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание условий для сокращения количества транзитного транспорта, проходящего через территорию г.о. Тольятти (завершение строительства развязки на М5 и строительство моста через Волгу «Тольятти — Климовка», строительство других объездных магистралей);

- скорейшее внедрение системы интеллектуального управления дорожно-транспортными потоками с помощью установки систем виде-

Таблица 3. Результаты измерений среднесуточных концентраций

№ точки Характеристика точки измерения Определяемое Результаты

измерения вещество измерения Сс.с.

1 12. Пр-т Степана Разина Азота диоксид 0,5ПДК

(ул. Дзержинского - Приморский б-р) Азота оксид 0,2ПДК

Серы диоксид 0,1ПДК

Углерода оксид 2,9ПДК

Углеводороды 13,4 мг/м3

предельные С1-С10

2 22. Ул. Свердлова Азота диоксид 0,3ПДК

(пр-т Ст. Разина - ул. Ворошилова Азота оксид 0,2ПДК

Серы диоксид 0,2ПДК

Углерода оксид 1,9ПДК

Углеводороды 10,4 мг/м3

предельные С1-С10

3 25. Ул. Автостроителей Азота диоксид 0,2ПДК

(ул. Дзержинского - ул. Свердлова) Азота оксид 0,2ПДК

Серы диоксид 0,2ПДК

Углерода оксид 1,7ПДК

Углеводороды 10,1 мг/м3

предельные С1-С10

4 45. Ул. Карла Маркса Азота диоксид 0,3ПДК

(Молодежный б-р - ул. Лесная) Азота оксид 0,2ПДК

Серы диоксид 0,1ПДК

Углерода оксид 2,2ПДК

Углеводороды 12,8 мг/м3

предельные С1-С10

5 39. Ул. Ленина Азота диоксид 0,3ПДК

(б-р 50 лет Октября - ул. Горького) Азота оксид 0,2ПДК

Серы диоксид 0,2ПДК

Углерода оксид 1,9ПДК

Углеводороды 13,6 мг/м3

предельные С1-С10

6 59. Ул. Баныкина Азота диоксид <0,1ПДК

(ул. Ушакова - ул. Комсомольская) Азота оксид 0,3ПДК

Серы диоксид <0,1ПДК

Углерода оксид 2,0ПДК

Углеводороды 14,5 мг/м3

предельные С1-С10

7 67. Ул. Громовой Азота диоксид 0,3ПДК

(ул. Матросова - ул. Ярославская) Азота оксид 0,2ПДК

Серы диоксид 0,2ПДК

Углерода оксид 1,9ПДК

Углеводороды 12,1 мг/м3

предельные С1-С10

8 71. Ул. Ярославская (ул. Громовой - ул. Азота диоксид 0,3ПДК

Коммунистическая) Азота оксид 0,3ПДК

Серы диоксид 0,2ПДК

Углерода оксид 1,5ПДК

Углеводороды 11,8 мг/м3

предельные С1-С10

9 64. Ул. Матросова (ул. Громовой - ул. Азота диоксид 0,3ПДК

Коммунистическая) Азота оксид 0,3ПДК

Серы диоксид 0,2ПДК

Углерода оксид 1,6ПДК

Углеводороды 10,6 мг/м3

предельные С1-С10

офиксации, что позволит оптимизировать дорожное движение, регулирование транспортных потоков с помощью управляемых компьютером светофоров, внедрение информационных технологий управления движением, позволяющих использовать принцип «зеленой волны» для сокращения простоев;

- высадка древесно-кустарниковой растительности, газонной травы, рекультивация почв на территориях, прилегающих к высоконагру-женнвм автодорогам г.о. Тольятти;

- совершенствование системы мониторинга атмосферного воздуха г.о. Тольятти;

- переход на обслуживание населения города автобусами средней и большей вместимости с современными экономичными двигателями Евро стандарта;

- участие в программе утилизации с целью обновления автомобилей старше 10 лет;

- развитие и реконструкция улично-дорожной сети города (обеспечение безостановочного движения транспортных средств за счет строительства транспортных развязок на разных уровнях, тоннелей и пешеходных переходов, увеличение числа полос движения на магистралях, ликвидация узких въездов и выездов с шоссе, организация одностороннего движения на участках городской застройки с узкой проезжей частью, имеющих сложившийся характер планировки);

- перенос стоянок для индивидуальных транспортных средств с территории жилой зоны, с территорий, находящихся вблизи больниц, домов отдыха, школ;

- выделение в центральной части города территорий с запретом или ограничением на движение большегрузных автомобилей;

- развитие электротранспорта (троллейбусы);

- в соответствии с действующим законодательством необходимы систематическая организация и проведение рейдов по контролю за содержанием вредных примесей в отработавших газах автотранспортных средств на основных автомагистралях во всех районах города (такая практика имеется в Омской обл., Сахалинской обл. и др.);

- проведение проверок качества топлива на АЗС (периодически осуществлять проверку АЗС, на которых неоднократно производили заправку владельцы автотранспортных средств, с выявленным превышением нормативов выбросов отработавших газов в период проведения рейдов по токсичности и дымности). Автомобильное топливо, не соответствующее действующим стандартам и техническим условиям, оказывает негативное влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха;

- необходимо четко регулировать скорость движения по улицам. Наибольшее количество выбросов оксида углерода и углеводородов поступает в атмосферу при малых скоростях дви-

жения автомобиля. При достижении скорости 40 км/час выбросы углеводородов практически не меняются. Выбросы оксида углерода постепенно понижаются с увеличением скорости движения. Минимальное количество окислов азота автомобиль выбрасывает при скорости 60 - 70 км/час.

В городе Стерлитамак высокая повторяемость повышенных концентраций загрязняющих веществ в городе, а также анализ выполнения Планов мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу в период НМУ на предприятиях (План) свидетельствуют об их недостаточной эффективности. Казалось бы, нужно ужесточить нормативы выбросов для предприятий, но тогда они не смогут нормально работать при достигнутом уровне технологий.

Механизм регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий определён РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», согласно которому в период объявленных режимов предприятия должны обеспечить снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы за счёт проведения природоохранных мероприятий.

Проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на предприятиях показали, что выполнение всех запланированных мероприятий не позволяет обеспечить снижение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы, более того, происходит их повышение в связи с накоплением выбросов загрязняющих веществ в воздушном бассейне города.

Существующие законодательные акты и нормативно-методические документы не позволяют в полной мере повлиять на обеспечение благоприятной окружающей среды в период НМУ.

РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» ни разу не пересматривался. Необходимость его корректировки обусловливается произошедшими изменениями в структуре государственной власти страны, функциональных обязанностях природоохранных органов, в формах собственности хозяйствующих субъектов, в организации периодичности проверок предприятий и т.д.

Учитывая, что на территории города Стерли-тамак расположено несколько промышленных предприятий, для обеспечения сокращения концентрации загрязняющих веществ требуется рассчитать необходимое снижение нагрузки для каждого источника выбросов в отдельности, используя метод «от обратного». Это невозможно с математической точки зрения в виду того, что отсутствует единый том ПДВ для всех предприятий. Таким образом, невозможно задать количественные ограничения выбросов при разных режимах НМУ.

С целью определения эффективности разработанных мероприятий при НМУ необходимо составить карты рассеивания загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, по каждому веществу с учетом и без учета мероприятий по сокращению выбросов в периоды НМУ, и соответствующие рассеиванию расчеты, в которых использованы метеорологические условия при НМУ.

Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333) предусматривает, что мероприятия по регулированию выбросов разрабатываются для предприятий I и II категорий, а в отдельных случаях (по рекомендации территориальных органов Росприроднадзора) и для предприятий III категории. Однако, в связи с тем, что на территории города Стерлитамак расположено множество малых предприятий III, IV категории, на выбросы которых приходится примерно 2500 т/год, возникает необходимость разработки мероприятий при НМУ для всех предприятий независимо от их категории.

Оценка общих выбросов вредных веществ в атмосферу в условиях города Стерлитамак показывает, что соотношение количества вредных веществ, выбрасываемых передвижными источниками в среднем за последние 10 лет, составляет до 45% от валовых выбросов (до 40 тысяч тонн). В связи с этим, необходимо разрабатывать мероприятия по регулированию выбросов от автотранспорта в атмосферу в период НМУ.

Необходимо создать единую систему мониторинга атмосферного воздуха города. Так в Стерлитамаке качество воздушного бассейна города контролируется 5-ю стационарными постами (находятся в ведении ФГБОУ «Башкирское УГМС»), автоматическими станциями и передвижными лабораториями (в ведении ГБУ РБ Управления государственного аналитического контроля Минэкологии РБ), но в единый комплекс данные мониторинга не сводятся: показатель ИЗА и фоновые концентрации, служащие основой расчетов рассеивания при разработке проектов предельно-допустимых выбросов, рассчитывается по данным ЛЗМА ФГБОУ «Башкирское УГМС».

Анализ Планов мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу в период НМУ показал, что основные мероприятия при I, II, III режимах предусматривают снижение технологических нагрузок от максимально достигнутых или от проектных показателей. Если учесть, что фактические мощности уже в течение многих лет составляют 30-70% от проектных, то можно сделать однозначный вывод, что разработанные мероприятия не нацелены на реальное снижение объёмов выбросов. Таким образом, предприятия

работают с теми же параметрами, что и в период отсутствия НМУ, что формально не противоречит РД 52.04.52-85.

Учитывая это, для сокращения концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы необходимо обеспечить выполнение природоохранных мероприятий при режимах НМУ уменьшением технологических нагрузок от фактически достигнутых производственных показателей на период, предшествующий НМУ.

Зачастую на предприятиях проводятся «непроектные» технологические мероприятия. Если проведение таких работ может повлечь выделение вредных веществ в атмосферу, необходимо произвести расчёт вклада количества выбросов веществ от выполнения данного мероприятия перед их осуществлением.

Необходимо совершенствование законодательной базы путем внесения дополнений. Например, на границе санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий г.Стерлитамака периодически фиксируются превышения концентраций ряда определяемых ингредиентов над предельно-допустимыми нормами. Требования обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за пределами СЗЗ определены Сан-ПиН 2.2.1-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и статьей 30 Федерального Закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Однако в Кодексе об административных правонарушениях РФ не предусмотрена прямая ответственность не только за нарушение вышеуказанных требований законодательства, но и за невыполнение мероприятии при НМУ (требование статьи 19 Федерального Закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). В связи с этим, назрела необходимость дополнить Кодекс соответствующими статьями. Это позволит обеспечить неотвратимость ответственности за допущенные экологические правонарушения.

В настоящее время правительством РБ предпринимаются меры в данном направлении, так, постановлением Правительства РБ №436 от 29.11.2011 г. утвержден порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на территории РБ. В соответствии с пунктом 2.3 данного порядка Планы мероприятий по сокращению выбросов вредных веществ в период НМУ утверждаются руководителями организаций и согласовываются с Минэкологии РБ, в последней утвержден Административный регламент по согласованию данных Планов. В результате в г. Стерлитамак за период 2011 - 2012 гг. государственными органами были пересмотрены Планы мероприятий по сокращению выбросов вредных веществ в период НМУ предприятий

г.Стерлитамак, разработаны более эффективные мероприятия [1]. Указанное позволило организовать более пристальный надзор за деятельностью предприятий на местном уровне как со стороны государственных органов, так и со стороны самих природопользователей.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования показали, что выбросы в воздушную среду зачастую превышаю гигиенические требования и могут приводить к негативным последствиям для здоровья населения. В связи с этим необходимо осуществлять постоянный мониторинг различных компонентов газовоздушных выбросов, разрабатывать и внедрять мероприятия по снижению их негативного воздействия на человека и биосферу.

Следует отметить, что кроме кардинальной перестройки технологии предприятий на ультрасовременную малоотходную и безопасную, необходимо использовать и другие меры, малозатратные, но достаточно эффективные, которые предложены в данной статье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доклад о состоянии окружающей среды г. Стерли-тамак за 2009 г. Стерлитамак: ЮЗМУ МПР РБ, 2010. 189 с.

2. Экологический анализ содержания загрязняющих веществ в воздушном бассейне промышленного города (на примере оксидов азота в г. Стерлитамак Республики Башкортостан) / Л.Р. Асфандиярова, А. А. Панченко, Г.В. Юнусова, Е.А. Ямлиханова // Вестник Тюменского государственного университета. Экология. 2013. № 12. С.182-188

3. Применение ГИС-технологий с целью визуализации результатов мониторинга снежного покрова промышленного города / Л.Р. Асфандиярова, Р.Р. Даминев, А.Л. Галиев, Г.В. Юнусова // Экологические системы и приборы. 2013. № 3. С. 13-19.

4. Оценка негативного воздействия на окружающую среду антропогенных факторов с использованием мониторинга снежного покрова на примере г. Стерлитамак РБ / Л.Р. Асфандиярова, А. А. Панченко, Г.В. Галимова, Е.А. Ямлиханова, М.И. Изместьева, Т.З. Забиров // Нефтегазовое дело. 2012. Т. 10. №2. С. 143-147.

5. Определение перечня загрязняющих веществ для постоянного контроля их содержания в атмосферном воздухе г. Стерлитамак / И.Х. Бикбулатов, Л.Р. Асфандиярова, А. А. Панченко, Г.В. Юнусова, Е.А. Ямлиханова // Башкирский химический журнал. 2013. Т. 20. №4. С. 79-82.

6. Васильев А.В. Обеспечение экологической безопасности в условиях городского округа Тольятти: учебное пособие. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2012. 201 с.

7. Васильев А.В., Нустрова Е.А. Перспективы и проблемы создания химических парков: пути снижения негативного экологического воздействия (на примере ЗАО «Тольяттисинтез») // Экология и промышленность России. 2013. № 7. С.42-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Гумерова Г.И., Гоголь Э.В., Васильев А.В. Новый подход к качественному и количественному определению диоксинов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 1-6. С. 1717-1720.

9. ЗаболотскихВ.В., Васильев А.В., Терещенко Ю.П. Комплексный мониторинг антропогенного загрязнения в системе обеспечения экологической безопасности города // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 2. С. 58-62.

10. Vasilyev A. Method and approaches to the estimation of ecological risks of urban territories // Safety of Technogenic Environment. 2014. № 6. С. 43-46.

ANALYSIS OF EMISSIONS TO AIR ENVIRONMENT IN CONDITIONS OF TOWN TERRITORIES ON THE EXHAMPLE OF BASHKORTOSTAN REPUBLIC AND SAMARA REGION

© 2016 L.R. Asfandiyarova1, R.R. Daminev1, A.V.Vasilyev2, A.A. Panchenko1, G.V. Yunusova1

1 Branch of Ufa State Petroleum Technical University in Sterlitamak 2 Samara State Technical University

Problem of gas emissions to air basin in towns is becoming more and more important. The most significant exceeding of sanitary-hygienic norms values during emissions to environment are created by automobile transport and industrial enterprises. In this paper on the example of towns Sterlitamak of Bashkortostan republic and Togliatti of Samara region the main sources of emissions to air environment and results of it experimental investigations are considered. Recommendations on reduction of negative impact of emissions to the population are given. Keywords: gas emissions to atmosphere, adverse weather conditions (AWC), air basin inversion, monitoring, sanitary-protective zone, pollutants.

Liliya Asfandiyarova, Candidate of Technical Sciences,

Assistant Professor at the General Chemical Technology

Department. E-mail: [email protected]

Rustem Daminev, Doctor of Technical Sciences, Professor at

the General Chemical Technology Department, Director of

the Branch. E-mail: [email protected]

Andrey Vasilyev, Doctor of Technical Sciences, Professor,

Head at the Chemical Technology and Industrial Ecology Department. E-mail: [email protected] Alina Panchenko, Postgraduate Student at the Ecology and Environmental Management Department. E-mail: [email protected]

Guzel Yunusova, Postgraduate Student at the General Chemical Technology Department. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.